Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Семь великих женщин-художниц. Известные художники (женщины)

— женщины славянского происхождения и создали многие шедевры живописи , скульптуры, литературы и музыки.

Мария Башкирцева

Её главная заслуга заключается в том, что она стала первой из разряда « », чьи картины приобрёл Лувр. Она родилась на Полтавщине в 1860 году. Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок она практически сама овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы. Далее девочка легко научилась играть на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Кроме того, Бог наградил её удивительно сильным голосом. Но после тяжёлой болезни горла мечты о сцене пришлось оставить навсегда. Поразмыслив некоторое время, Мария Башкирцева решила стать художницей. Академия живописи дала ей все необходимые знания. Но девушка серьёзно занималась и самообразованием. Довольно скоро её картины заметили и стали хвалить искусствоведы в прессе. Правда, вместе с успехами всё хуже становилось состояние её здоровья. Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя ещё время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887 году вышли в свет её дневники. Эта публикация стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую личность, многогранно талантливую женщину из загадочной России.

Анжелика Кауфман

Отец Анжелики работал на заказ, выполняя заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. В семье довольно часто случались переезды. Причём, не только по городам, но и по странам. С девяти лет ребёнок уже довольно сносно рисовал карандашом и даже маслом. Побывав в Италии, юное дарование поразили шедевры живописи великих мастеров. После этого желание Кауфман стать художницей утвердилось. В 1765 году её приняли в члены Академии св. Луки. А спустя пару лет Анжелика стала ещё и членом Французской королевской академии, куда принимали только самых достойных. Кстати, до того времени туда не принимали ни одну женщину. Портреты и пейзажи её кисти буквально светились талантом! Выполненный Анжеликой портрет Гёте считается одной из лучших работ. За время жизни вокруг неё плелись всевозможные интриги, созданные влюблёнными в художницу мужчинами. Она прожила 66 лет и скончалась в 1807 году.

Зинаида Серебрякова

Родилась в 1884 году. В семье Зинаиды трудно было не стать художником. Мать Зинаиды был родной сестрой Александра Бенуа. Девочка всё время слышала разговоры о великой роли искусства в жизни людей и посещала многочисленные выставки . Все родственники были творческими людьми и занимались работой по своему призванию. Автопортрет Серебряковой появился в 1909 году и был высоко оценён на выставке Союза русских художников. Более того — картину приобрела Третьяковская галерея. Рано оставшись без мужа и с четырьмя детьми, Зинаида была надолго отброшена от карьеры художницы. До тех пор, пока не состоялась большая выставка в США, где её картины были куплены за достаточно большие суммы. В Париже, куда переехала художница, за ней прочно закрепилась слава великой портретистки. Но помешал настоящий бум на абстрактное искусство, и поэтому многие её работы оказались незамеченными. После Второй мировой войны Серебрякова вознамерилась вернуться на родину. Но что-нибудь постоянно мешало это сделать: то оформление документов, то болезни. Незадолго до смерти состоялась персональная выставка её картин, которая привела в настоящий восторг всех посетителей и критиков. В 1967 году Зинаиды Серебряковой не стало.

Мари Тюссо

Она появилась на свет в Страсбурге в 1761 году. В детстве её окружение было крайне маленьким. Сказывался тот факт, что отец Мари был палачом. Вскоре оказалось, что её родным отцом был скульптор Филипп Кертис. Именно он в 1770 году основал Музей восковых фигур. Заказам Кертиса по лепке фигур из воска просто не было отбоя. Вскоре дочка стала преуспевать в технологии лепки и помогать отцу. Первые статуи в виде фигур Вольтера и Франклина были сделаны ею в 17-летнем возрасте. Кстати, они до сих пор украшают музей. Одновременно талантливая девушка достигла успехов в рисовании, шитье и моделировании причесок. В 1794 году Кертис умер и завещал всю восковую коллекцию своей дочери. Мари унаследовала не только коллекцию, но и его дело. А вскоре она вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Единственное, что принесло Мари пользу от этого брака — это фамилия. Несмотря на периодически неудачи в судьбе, Мари упорно работала, а слава о ней разрасталась. Почти всю жизнь она хотела иметь свой собственный музей, в котором можно было бы поместить все фигуры. И только незадолго до смерти мечта осуществилась. После смерти мадам Тюссо в 1884 году дело продолжил её внук, а затем и последовавшие потомки.

Камилла Клодель

Ровно в 18 лет никому ещё неизвестная девушка приехала покорять Париж. Но школа изящных искусств закрыла перед ней двери. Камилла не отчаялась и организовала курсы скульптуры. Через некоторое время наставник показал её работы директору той самой школы. Он одобрил эти работы, но сказал, что стиль очень похож на Роденовский. По иронии судьбы именно Роден стал новым наставником на курсах. Не прошло и года как Клодель и Роден сдружились и стали не только тесно общаться, но и работать вместе в одной мастерской. Конечно, рождение романа было неизбежным. Но проработав с Роденом долго время, работы Камиллы всё время сравнивали со скульптурами её «учителя». В 1896 году Она окончательно порывает с ним всяческие отношения. Тем не менее такие скульптуры как «Забвение», «За разговором», «Вальс» были выполнены мастерски и спустя десятилетия получили массовое одобрение у знатоков искусства. Но даже после смерти художницы в 1943 году, оставшиеся работы были помещены в отдельный зал музея Родена.

Если вы думаете, что все великие художники остались в прошлом, то вы даже не представляете, насколько сильно ошибаетесь. В этой статье вы узнаете о самых известных и талантливых художниках современности. И, поверьте, их работы засядут в вашей памяти не менее глубоко, чем работы маэстро из прошлых эпох.

Wojciech Babski

Войцех Бабски – современный польский художник. Закончил учебу в Силезском политехническом институте, но связал себя с . В последнее время рисует, в основном, женщин. Фокусируется на проявлении эмоций, стремится к получению как можно большего эффекта простыми средствами.

Любит цвет, но часто использует оттенки черного и серого, для достижения наилучшего впечатления. Не боится экспериментировать с разными новыми техниками. В последнее время набирает всё большую популярность за рубежом, в основном, в Великобритании, где с успехом продает свои работы, которые уже можно найти во многих частных коллекциях. Кроме искусства интересуется космологией и философией. Слушает джаз. В настоящее время живет и работает в городе Катовице.

Warren Chang

Уоррен Чанг – современный американский художник. Родился в 1957 году и вырос в Монтерее, штат Калифорния, с отличием окончил колледж дизайна Арт-центр в Пасадене в 1981 году, где получил степень бакалавра изобразительных искусств в области . В течение следующих двух десятилетий он работал в качестве иллюстратора для различных компаний в Калифорнии и Нью-Йорке, прежде чем в 2009 году начать карьеру профессионального художника.

Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины, изображающие работающих людей. Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера, и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников, интерьеры студии, класса и дома. Его цель заключается в том, чтобы в своих реалистичных картинах создать настроение и эмоции с помощью манипуляции светом и использовании приглушенных цветов.

Чанг стал известен после перехода к традиционному изобразительному искусству. За последние 12 лет он заработал множество наград и почетных званий, самая престижная из них – Master Signature от ассоциации художников маслом Америки, крупнейшего сообщества художников маслом в Соединенных Штатах. Лишь один человек из 50, удостаивается возможности получить эту награду. В настоящее время Уоррен живёт в Монтерее и работает в своей студии, также он преподаёт (известен как талантливый педагог) в Академии искусств Сан-Франциско.

Aurelio Bruni

Аурелио Бруни – итальянский художник. Родился в городе Блера, 15 октября 1955 года. Получил диплом по специальности сценография в институте искусства в Сполето. Как художник он самоучка, так как самостоятельно “возводил дом знаний” на фундаменте, заложенном ещё в школе. Рисовать маслом начал в возрасте 19 лет. В настоящее время живёт и работает в Умбрии.

Ранняя живопись Бруни уходит своими корнями в сюрреализм, но со временем он начинает ориентироваться на близость лирического романтизма и символизма, усиливая это сочетание изысканной утонченностью и чистотой своих персонажей. Одушевленные и неодушевленные объекты приобретают равное достоинство и выглядят, почти, гиперреалистично, но, при этом, не скрываются за занавесом, а позволяют увидеть суть своей души. Многогранность и изысканность, чувственность и одиночество, задумчивость и плодотворность являются духом Аурелио Бруни, питаемым великолепием искусства и гармонией музыки.

Alekasander Balos

Алкасандр Балос – современный польский художник, специализирующийся в области масляной . Родился 1970 года в Гливице, Польша, но с 1989 года живёт и работает в США, в городе Шаста, штат Калифорния.

В детстве он изучал искусство под руководством своего отца Яна, художника-самоучки и скульптора, поэтому уже с раннего возраста, художественная деятельность получила полную поддержку со стороны обоих родителей. В 1989 году, в возрасте восемнадцати лет, Балос уехал из Польши в США, где его школьный учитель и по совместительству художник Кэти Гагглиарди побудила Алкасандра поступить в художественную школу. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.

После завершения учёбы в 1995 году и получения степени бакалавра Балос переехал в Чикаго, чтобы поступить на учёбу в школе изобразительного искусства, чьи методы основываются на творчестве Жака-Луи Давида. Фигуративный реализм и портретная живопись составляли большую часть работ Балоса в 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня Балос использует человеческую фигуру для того, чтобы подчеркнуть особенности и показать недостатки человеческого бытия, не предлагая, при этом, никаких решений.

Сюжетные композиции его картин предназначены для того, чтобы быть самостоятельно интерпретированными зрителем, только тогда полотна приобретут свой истинный временной и субъективный смысл. В 2005 году художник переехал в Северную Калифорнию, с тех пор тематика его работ значительно расширилась и теперь включает в себя более свободные методы живописи, включая абстракцию и различные мультимедийные стили, помогающие выражать идеи и идеалы бытия через живопись.

Alyssa Monks

Алисса Монкс – современная американская художница. Родилась в 1977 году, в Риджвуде, Нью-Джерси. Начала интересоваться живописью, когда была ещё ребенком. Училась в Новой Школе в Нью-Йорке и Государственном университете Монклер, а окончив в 1999 году Бостонский колледж, получила степень бакалавра. Одновременно она изучила живопись в академии Лоренцо Медичи во Флоренции.

Затем продолжила учёбу по программе на степень магистра в нью-йоркской Академии Искусства, на кафедре Фигуративного Искусства, окончила его в 2001 году. В 2006 году она закончила колледж Фуллертона. Некоторое время читала лекции в университетах и образовательных учреждениях по всей стране, преподавала живопись в нью-йоркской Академии Искусства, а также Государственном университете Монклер и Колледже Академии Искусств Лайма.

“Используя фильтры, такие как стекло, винил, вода и пар, я искажаю человеческое тело. Эти фильтры позволяют создавать большие площади абстрактного дизайна, с проглядывающими сквозь них островами цвета – частями человеческого тела.

Мои картины меняют современный взгляд на уже сложившиеся, традиционные позы и жесты купающихся женщин. Они могли бы многое рассказать внимательному зрителю о таких, казалось бы, самих собой разумеющихся вещах, как польза плаванья, танцев и так далее. Мои персонажи прижимаются к стеклу окна душевой кабины, искажая собственное тело, осознавая, что тем самым влияют на пресловутый мужской взгляд на обнажённую женщину. Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Экспериментируя со слоями краски и цветом, я нахожу момент, когда абстрактные мазки становятся чем-то еще.

Когда я только начала рисовать человеческое тело, я сразу была очарована и даже стала одержима им и считала, что должна была делать свои картины как можно более реалистичными. Я “исповедовала” реализм, пока он не начал распутывать и вскрывать противоречия в самом себе. Сейчас я исследую возможности и потенциал манеры письма, где встречаются представительская живопись и абстракция – если оба стиля могут сосуществовать в один и тот же момент времени, я это сделаю”.

Antonio Finelli

Итальянский художник – “Наблюдатель времени ” – Антонио Финелли родился 23 февраля 1985 года. В настоящее время живет и работает в Италии между Римом и Кампобассо. Его работы были выставлены в нескольких галереях в Италии и за рубежом: Риме, Флоренции, Новара, Генуя, Палермо, Стамбуле, Анкаре, Нью-Йорке, также их можно найти в частных и государственных коллекциях.

Рисунки карандашом “Наблюдателя времени ” Антонио Финелли отправляют нас в вечное путешествие по внутреннему миру человеческой временности и связанному с ним скрупулезным анализом этого мира, главным элементом которого является прохождение сквозь время и наносимые им на кожу следы.

Финелли пишет портреты людей любого возраста, пола и национальности, выражения лиц которых свидетельствуют о прохождении сквозь время, также художник надеется отыскать свидетельства беспощадности времени на телах своих персонажей. Антонио определяет свои произведения одним, общим названием: “Автопортрет”, потому что на своих карандашных рисунках он не просто изображает личность, но позволяет зрителю созерцать реальные результаты прохождения времени внутри человека.

Flaminia Carloni

Фламиния Карлони – итальянская художница 37-ми лет, дочь дипломата. У нее трое детей. Двенадцать лет жила в Риме, три года в Англии и Франции. Получила диплом в области истории искусства в школе искусств BD. Затем получила диплом по специальности реставратор произведений искусства. Прежде чем найти свое призвание и полностью посвятить себя живописи, она работала как журналист, колорист, дизайнер, актриса.

Страсть к живописи у Фламинии возникла ещё в детстве. Её основная среда – масло, потому что она любит “coiffer la pate” и также играть с материалом. Подобную технику она узнала в работах художника Паскаля Торюа. Фламиния вдохновлена великими мастерами живописи, такими как Бальтюса, Хоппер, и Франсуа Легран, а так же и различными художественными движениями: стрит-арт, китайский реализм, сюрреализм и реализм эпохи Возрождения. Её любимый художник Караваджо. Её мечта открыть терапевтическую силу искусства.

Denis Chernov

Денис Чернов – талантливый украинский художник, родился в 1978 году в Самборе, Львовская область, Украина. После окончания Харьковского художественного училища в 1998 году остался в Харькове, где в настоящее время живет и работает. Также он учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, кафедра график, окончил её в 2004 году.

Он регулярно участвует в художественных выставках, на данный момент их состоялось более шестидесяти, как в Украине, так и за рубежом. Большинство работ Дениса Чернова хранятся в частных коллекциях в Украине, России, Италии, Англии, Испании, Греции, Франции, США, Канаде и Японии. Некоторые работы были проданы на “Кристис”.

Денис работает в широком диапазоне графических и живописных техник. Рисунки карандашом – один из самых любимых им методов живописи, список тем его карандашных рисунков также весьма разнообразен, он пишет пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции, книжные иллюстрации, литературные и исторические реконструкции и фантазии.

В российский прокат вышел новый фильм Тима Бертона «Большие глаза» - история американской художницы Маргарет Кин. Работы Маргарет, впрочем, были известны под именем ее супруга, убедившего жену, что полотна, созданные мужчинами, имеют куда большую коммерческую ценность. История эта реальная и действительно обусловленная ситуацией в мире искусства. Разбираемся, почему мы так мало знаем о художницах и почему их работы до сих пор стоят гораздо меньше созданных мужчинами.

Текст: Катя Савченко

Мария Башкирцева «В студии», 1881

С середины 60-х художницы стали задумываться о том, что отличает их от коллег-мужчин

Область прекрасного и нематериального сегодня представляется нам вполне естественной средой обитания для женщин, однако на протяжении веков в искусстве им была отведена роль музы, верной жены или патрона художника. Женщины существовали «рядом» с искусством, в то время как создание шедевров было прерогативой мужчины. Имена знаменитой меценатки маркизы Изабеллы д’Эсте и музы Боттичелли Симонетты Веспуччи вписаны в историю искусства Возрождения, но многие ли из нас вспомнят первую художницу Ренессанса Софонисбу Ангиссолу? Почему мировая художественная культура сохранила так мало упоминаний о художницах? Что это - историческая случайность, намеренная дискриминация или логичный результат многовекового доминирования мужчин в обществе?

В 1971 году американский историк искусства Линда Нохлин обратилась к этим вопросам в своем эссе «Почему не было великих художниц». С середины 60-х годов художницы стали по-настоящему задумываться о том, что отличает их от коллег-мужчин, и активно заявлять о праве выражать в искусстве свое особое, женское, видение мира. Написанная на злободневную в тот момент тему статья Линды Нохлин стала одним из ключевых текстов феминистского искусства.

Нохлин не дает однозначного ответа на вопрос, которым задается в названии исследования, и предполагает, что суть проблемы кроется в целом комплексе разных причин. Один из самых распространенных и логичных аргументов слабого присутствия художниц в истории искусства - отсутствие доступа к художественному образованию. В Средние века обучиться мастерству художника можно было, в основном перенимая знания по семейной линии, либо нанимаясь учеником к известным художникам. И тот и другой сценарий в судьбе девочек был, скорее, исключением из правил, не говоря уже о возможности приема в художественные школы, доступ в которые для женщин стал относительно открыт лишь в XIX веке. Тем не менее именно эти редкие случаи подарили миру ряд талантливых художниц.

Одна из самых широко известных женщин в классической живописи, художница итальянского барокко и последовательница Караваджо Артемизия Джентилески была дочерью художника Горацио Джентилески. Попав в детстве в мастерскую отца, она быстро продемонстрировала свое превосходство над братьями и впоследствии стала первой женщиной, принятой во Флорентийскую академию художеств. Ее современница и соотечественница Феде Галиция также обучилась навыкам живописи у отца - художника-миниатюриста - и прославилась выразительными портретами и мастерски исполненными натюрмортами.

Еще одним важным препятствием, которое не позволяло художницам на равных основаниях соперничать в мастерстве с мужчинами, был запрет на рисунки с обнаженной натуры. Запрет действовал вплоть до конца XIX века, и даже после его отмены долгое время подобные этюды не поощрялись. Британская художница Лора Найт стала первой, кто осмелился написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной моделью, что спровоцировало скандал в британском обществе. Произошло это в 1913 году. Не удивительно, что в таких условиях женщинам было сложно соревноваться с мужчинами в изображении человеческого тела и они работали в основном в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

Другим популярным объяснением служат социальные ограничения, которые контролировали жизнь женщины в обществе. Умеренность в манерах, высокая нравственность и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв. В своем эссе Нохлин цитирует пособие для благовоспитанных девиц от 1848 года, согласно которому «для девушки гораздо ценнее уметь делать несколько вещей пристойно, нежели демонстрировать мастерство в чём-то одном». Наконец, ряд теоретиков придерживался мнения, что женщины в принципе не могут быть гениями из-за своей слабости и излишней эмоциональности. Подобные высказывания встречаются, например, в философии Руссо, Канта и Шопенгауэра.

Слева: Лора Найт «Автопортрет с обнаженной», 1913. Справа: Лора Найт «Рассвет», 1936

Умеренность в манерах и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв


Наталья Гончарова «Зеленый лес», 1911

Расстановка сил на художественной сцене начала меняться лишь с наступлением XX века, когда женщины стали более активно обозначать свое место в обществе. Мир искусства также попал в их поле зрения. В начале XX века движение суфражисток совершило ряд диверсий в картинных галереях Великобритании. Самой известной из этих диверсий стало нападение на портрет сэра Генри Джеймса кисти Сарджента в Королевской академии искусств. 4 мая 1914 года суфражистка Мэри Вуд, вооружившись ножом мясника, с криком «Голоса женщинам!» атаковала портрет на глазах у публики. Позже она объяснила свой поступок желанием привлечь внимание к решимости женщин бороться за право голосовать и прокомментировала размер вмененной ей компенсации за ущерб словами: «Эта картина не стоила бы столько, если бы ее нарисовала женщина». К слову, с момента основания в 1768 году (притом что в числе основателей были две художницы: Анжелика Кауфман и Мэри Мозер) в Королевскую академию на протяжении 160 лет не приняли ни одну женщину.

Параллельно в начале XX века международную художественную общественность всколыхнуло рождение русского авангарда. Стремясь порвать с академизмом в любых его проявлениях, авангард предоставил возможность художницам высказаться подобно тому, как советский строй дал им право голосовать. Среди главных художников-авангардистов Наталья Гончарова, Любовь Попова и Александра Экстер почитаются наравне с Михаилом Ларионовым и Владимиром Татлиным.

Следующий этап покорения женщинами художественного мира наступил с формированием движения феминистского искусства в США 70-х годов. Присоединившись к общей волне протестных настроений, художницы-феминистки вместе с активистами движений за свободную любовь, права национальных меньшинств и против войны во Вьетнаме требовали пересмотра картины мира.

Интервью с куратором и участницей выставки «WACK: Art & The Feminist Revolution», 2007

Авангард дал художницам право высказаться так же, как советский строй дал им право голосовать

Исторически искусство создавалось мужчинами и предполагало взгляд на реальность именно с мужской перспективы. Джон Бергер описал абсурдность этой ситуации в своей знаменитой книге «Искусство видеть», критикующей стандартный подход к восприятию живописи. Он справедливо заметил: «Возьмите любое классическое произведение, изображающее обнаженную женщину. Попробуйте представить себе вместо женщины мужчину и подумайте, как это будет выглядеть». Художницы-феминистки видели свою задачу в пересмотре этой перспективы. Из объекта созерцания женщина стремилась стать созерцателем, отражать в искусстве свою сферу интересов, в частности, наблюдение самих себя. В своих работах они часто задавались вопросом о том, что значит быть женщиной в современном обществе, иметь женское тело, быть матерью и переживать раз в месяц менструальные циклы.

Борьба за равноправие позиций женщин и мужчин в искусстве была также направлена против доминирования художников-мужчин в музейных коллекциях. В 1977 году в Бруклинском музее прошла выставка «Художницы: 1550–1950», посвященная исключительно женскому творчеству. На выставке были представлены работы 83 художниц из 12 стран. Кураторами выступили также две женщины, одной из которых была вышеупомянутая Линда Нохлин. Масштаб выставки впервые наглядно продемонстрировал число художниц в истории искусства.

Казалось бы, равновесие наконец наступило. Художницы добились своего права учиться искусству наравне с мужчинами, выражать в любой художественной форме любые волнующие их вопросы, изображать обнаженную натуру и открыто демонстрировать публике свое тело, получать престижные художественные награды и устраивать ретроспективные выставки в крупнейших музеях мира. Однако результаты многих исследований доказывают, что силы мужчин и женщин в мире искусства по-прежнему не равны.


К примеру, в списке ста самых дорогих работ, когда-либо проданных на аукционе, составленном одним из главных аналитических ресурсов арт-рынка ArtNet, по-прежнему нет ни одной работы, созданной художницей. Самой дорогой картиной за авторством женщины, ушедшей с молотка, стала работа Джорджии О’Киф «Дурман» («Белый цветок № 1»), проданная за 44,4 млн долларов. Для сравнения, самая дорогая работа, когда-либо проданная на аукционе, была создана Полем Сезанном и оценена в 250 млн долларов. Проблема заключается не в степени талантливости «женского» и «мужского» искусства, а в том, что второе институциализировано куда дольше и не в последнюю очередь это влияет на его стоимость.

Справедливость рыночной оценки искусства можно ставить под сомнение, но факты остаются фактами: например, что в Лондонской национальной галерее из коллекции в 2300 работ лишь 11 созданы женщинами, а среди числа художников, которых представляет Tate, 83 процента - мужчины. Впрочем, есть основания верить, что ситуация меняется и изменится, и для начала нам не помешает хотя бы больше знать о женщинах, оставивших свой след в искусстве.

Guerrilla Girls «Должны ли женщины быть обнаженными, чтобы оказаться в музее?», 2004

Заядлая коммунистка, экспрессивная и эксцентричная Фрида, любившая смеяться, пить текилу и курить, стала знаменитой незадолго до своей смерти. Сейчас ее картины стоят миллионы долларов, а когда-то чуть ли не единственным поклонником её творчества был муж, тоже художник Диего Ривера.

Так уж вышло, что сегодня автопортреты Кало известны большинству из нас гораздо больше, чем сама художница, а между тем биография мексиканки заслуживает самого пристального внимания. В юном возрасте Фрида пережила тяжёлую аварию – в автобус, где ехала будущая великая художница, врезался трамвай, после катастрофы Кало перенесла больше тридцати операций, несколько лет провела в лежачем положении, не переставая творить. Собственно, именно фантастические автопортреты и покорили её будущего мужа. Работы Фриды Кало, созданные в браке – скрытые послания единственному возлюбленному, мужу, который до конца дней художницы являлся её идейным вдохновителем, соратником, другом. Впрочем, это ей никак не мешало крутить романы за спиной у возлюбленного – творческая натура в привычные рамки не вписывается.

За совсем недолгую жизнь – Фрида умерла в 47 лет, она, не смотря на более чем непривлекательную внешность, успела стать любовницей Троцкого, можно сказать, не выходя из дома; страстно влюбиться в испанского художника и даже очаровать Маяковского. Правда вот к последнему роману Кало у историков много вопросов – вполне вероятно, что его не было и вовсе. Хотя оба были невероятно близки друг другу по духу, и если бы встретились на самом деле – имели все шансы сойтись. Но, увы, о знакомстве поэта и художницы свидетельствует лишь один снимок, о подлинности которого споры не утихают вот уже много десятков лет. И, кажется, никогда не прекратятся вовсе.

Берта Моризо (1841- 1895)

Портрет Берты Моризо работы Эдуарда Мане

Париж, галерея Оранжери, Клод Моне – вот первые ассоциации, которые возникают у любителей живописи при упоминании импрессионизма. На деле, об этом направлении мы знаем ничтожно мало, довольствуясь лишь мизерной информацией и собственными пристрастиями, не задумываясь о том, что импрессионизм это не только Моне и Мане. Оказывается, в компании французских первопроходцев жанра фигурируют не только мужские имена.

Её называли «виртуозом цвета», работы Моризо год за годом принимали участие в Салоне - ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств . А сегодня художница несправедливо забыта. Берта Моризо, представительница весьма состоятельного буржуазного семейства родилась в 1841-м году, в небольшом французском городке Бурж. Она с детства отдавала предпочтение живописи, так же как и её сестра – обе девочки впоследствии стали художницами. Правда Эдма, в отличие от Берты, больших успехов в профессии не достигла. Берта же, чувствуя зов крови (девушка приходилась дальней родственницей Жану-Оноре Фрагонару, повлиявшему своим творчеством на многие поколения французских живописцев), с головой ушла в профессию, свела близкое знакомство с великими своего времени - Моне, Ренуаром, Сислеем и даже вышла замуж за брата Эдуарда Мане – Эжена. Кстати, именно поэтому Моризо так часто фигурировала в качестве натурщицы на полотнах художника.

Долгое время Берта избегала в своих работах откровенности – природная скромность и строгое воспитание не позволяли ей так же писать обнажённую натуру. В семидесятых годах Моризо обратилась к современности и сразу ушла в неё с головой, создавая, по большому счёту, первые рекламные проспекты.

Мария Башкирцева (1858 - 1884)

Для большинства из нас – Мария Башкирцева в первую очередь автор легендарного дневника, который был переведён на все европейские языки и несколько раз переиздан. Даже сегодня записи, сделанные когда-то никому неизвестной русской девушкой, проведшей в эмиграции большую часть своей жизни, Машей Башкирцевой пользуются у читателей большой популярностью. А между тем Мария Башкирцева – первая русская художница, чьи работы были выставлены в парижском Лувре. Среди них - полотно «Жан и Жак», наиболее известная картина русской художницы. Сегодня, правда, создания Башкирцевой отыскать, довольно проблематично – большая часть уникальных полотен была утеряна или уничтожена во время Первой мировой войны.

Талант Башкирцевой, который без сомнения был уникальным, – Мария помимо прочего имела прекрасные вокальные данные и задатки полиглота, – не успел раскрыться во всю мощь, в возрасте 25 лет художница скончалась от туберкулёза в Париже.

Ангелика Кауфман (1741 - 1807)

Ангелика Кауфман, швейцарский живописец и график конца восемнадцатого века смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров - исторической живописи - и стала признанным мастером классицизма. Выбрав для себя непростой путь в очень мужской профессии, Ангелика, тем не менее, всегда в первую очередь оставалась женщиной. В 1780-е годы Ангелика Кауфман стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ, в том числе и представителей разных королевских семей. Сцены, написанные Ангеликой Кауфман по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности. Благодаря этому искусство Ангелики Кауфман стало невероятно популярным – такого признания могли добиться не все мужчины.

Ангелика Кауфман вместе с другой художницей, Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.

Еще один штрих к портрету художницы: Ангелика была первой женщиной отдавшей довольно большое количество лет профессии, которая сегодня называется дизайнерским искусством: художница в компании приятелей живописцев занималась оформлением богатых особняков.

Зинаида Серебрякова (1884-1967)

Представительницы нашей страны отличаются не только ярким талантом, но и удивительно трагическими судьбами. Не стала исключением и Зинаида Серебрякова, чей автопортрет «За туалетом» знаком со школьных времён, наверное, каждому. Похоже, у Серебряковой творческий путь был предопределён ещё задолго до её рождения: дед и прадед посвятили себя архитектуре, отец занимался скульптурой и живописью, а в дядях числился известный художник и критик Александр Бенуа, так что выбора у девушки просто не было. Решив продолжить творческую династию Серебрякова не ошиблась, правда с семьёй художнице пришлось расстаться. Выйдя замуж против воли родителей, Зинаида с супругом вынуждены были уехать во Францию, оставив в России маленького сына – с ним Серебрякова встретится спустя целых 36 лет. Сегодня невозможно представить, что когда-то, автор полотен, которые теперь продаются за баснословные деньги, едва сводила концы с концами в Париже, пытаясь писать портреты на заказ, но благодаря широкой русской душе зачастую просто дарила свои работы заказчикам, снова и снова оставаясь без гроша в кармане. Из-за катастрофической бедности Серебрякова даже вынуждена была самостоятельно изготавливать краски – на магазинные денег не было.

Впервые широкое признание художница получила в возрасте 26 лет, тогда её работы приняли участие в VII выставке «Союза русских художников», но сама Серебрякова присутствовать на выставке не смогла – на Родину она так и не вернулась, хотя всю оставшуюся жизнь страстно мечтала об этом. Сегодня знаменитый автопортрет Серебряковой выставлен в Третьяковской галерее, а картину «За завтраком» (1914), героями которой стали дети Серебряковой, называют одним из лучших детских портретов в истории живописи.

Джорджия О’Киф (1887 - 1986)

Критики приписывали ей тягу к скрытой эротике, любители живописи не признавали в ней мастера своего дела – да и что там в работах этой американки, казалось бы, могло привлечь внимание: пестики, тычинки, громадные цветы, неясные тени и чрезмерное разнообразие цветов. К тому же сама художница признавалась, что терпеть не может то, что рисует – цветы, и использует их в качестве моделей только благодаря дешевизне (на настоящих натурщиков и натурщиц необходимо было тратить большие деньги, которых у О’Киф попросту не было). Так кто же полюбит то, что ненавидит сам автор?

Но, как известно, всё новое мы принимаем всегда трудно, и всегда слишком поздно. Сегодня работы художницы уходят с молотка за совершенно космические суммы: в позапрошлом году Картина «Дурман», известная также как «Белый цветок №1», американской художницы Джорджии О"Киф была продана на торгах аукционного дома Sotheby"s в Нью-Йорке за 44,4 миллиона долларов. Полотно поставило ценовой рекорд среди произведений искусства, созданных женщинами.

Большое будущее в работах Джорджии усматривал только её муж, фотограф и галерист Альфред Стиглиц. Он называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры.

живопись


Луиза Виже Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782
Национальная галерея, Лондон

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж - 30 марта 1842, там же) - французская художница.


Sofonisba Anguissola (1530–1625)
Self-portrait at the easel
1556
oil on canvas
66 × 57 cm (26 × 22.4 in)
Łańcut Palace, Poland

Софонисба Ангиссола (итал. Sofonisba Anguissola) (ок. 1532, Кремона - 16 ноября 1625, Палермо) - итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.



Анжелика Кауфман
Автопортрет 1780-1785
Эрмитаж

Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, род. 30 октября 1741 года в Куре, Свободное государство Трёх Союзов; † 5 ноября 1807 года в Риме) - немецкая художница.



Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter Atelier of an Artist or Atelier of a Painter, Probably Madame Vigée Le Brun (1755–1842), and Her Pupil.
Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter. Born in Paris, where she also died, she was a student of François-Guillaume Ménageot, and took part in numerous Salons. Her sisters Marie-Denise Villers and Marie-Élisabeth Gabiou also became painters.



Катерина ван Хемессен. Автопортрет. 1548. Общественное собрание произведений искусства. Базель
Катерина ван Хемессен (нидерл. Caterina van Hemessen, 1528 - после 1587) - южнонидерландская (фламандская) художница.


Мариетта Робусти
Автопортрет
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мариетта Робусти (Тинторетто, 1554-1590) - итальянская художница, портретистка, дочь Тинторетто.



Self-portrait as a Female Martyr
Artwork by Artemisia Gentileschi

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим - ок. 1653, Неаполь) - итальянская художница.



Джентилески Артемизия (Gentileschi Artemisia) (1593-1653)
Автопортрет в образе аллегории Живописи
September 1638
oil on canvas
96.5 × 73.7 cm (38 × 29 in)
Royal Collection, Windsor Castle


Mary Beale
Self portrait

Мэ́ри Бил , урождённая Крэ́док (англ. Mary Beale, née Cradock; 26 марта 1633 - 1699) - английская портретистка, считается одним из крупнейших мастеров портрета в Англии XVII века и первой в истории страны профессиональной художницей.


Élisabeth Sophie Chéron (1648–1711)
Self-portrait 1672
oil on canvas 88 × 73 cm (34.6 × 28.7 in)
Louvre Museum

Элизабет-Софи Шерон (фр. Élisabeth-Sophie Chéron Le Hay, 3 октября 1648, Париж – 3 сентября 1711, там же) – французская художница (эмальер, миниатюрист, график), поэт, переводчик.


Marie-Gabrielle Capet (1761–1818)
Self portrait in 1783
in the collection of the National Museum of Western Art in Tokyo

Marie-Gabrielle Capet (1761–1818) was a French Neoclassical painter. She was born in Lyon on September 6, 1761. Marie-Gabrielle came from a modest background and her previous background and artistic training is unknown, but in 1781 she became the pupil of the French woman painter Adelaide Labille-Guiard in Paris. She excelled as a portrait painter, and her works include oil paintings, watercolours and miniatures.


Marie-Geneviève Bouliard
Self-portrait as Aspasia, 1794
Musée d"Arras

Marie-Geneviève Bouliard (1763-1825) французская художница, писавшая в основном портреты


Мари Гийемин Бенуа
Автопортрет. 1790

Мари́-Гийеми́н Бенуа́ (Marie-Guillemine Benoist; 1768-1826) - французская художница (неоклассическая, историческая и жанровая живопись).


Юдифь с головой Олоферна (1593), Феде Галиция (предполагается, автопортрет)
Феде Галиция (итал. Fede Galizia, 1578, Милан - 1630, там же) – итальянская художница. Дочь художника-миниатюриста, у которого и училась живописи. Умерла во время чумной эпидемии.


Autoportrait (1878), Marie Egner
Мари Эгнер (1850-1940) - австрийская художница


Ida Gustava Silfverberg (Finnish, 1834–1899)
«Self-Portrait» 1868

Ida Gustava Silfverberg (23 января 1834 Хельсинки - 23 декабря 1899 Флоренция, Италия) - финская художница


Autoportrait (1720), Giovanna Fratellini
Джованна Фрателлини , Giovanna Fratellini (1666 – 1731) - итальянская художница эпохи барокко, активно работавшая во Флоренции и специализирующаяся, в основном, на миниатюрных портретах.


Autoportrait (1865), Johanne Mathilde Dietrichson
Johanne Mathilde Dietrichson (1837 - 1921) - норвежская художница


Mary Ellen Best (1809 – 1891)
Self portrait 1809

Мэри Эллен Бест (1809 - 1891) - английская художница, работала, как правило, в акварели


Christina Robertson
Self portrait 1822

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в Кингхорне (англ.)русск. близ Эдинбургa - умерла в 1854 году в Санкт-Петербургe) - шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839-1841 и в 1849-1851 годах.


Rolinda Sharples (1793–1838)
Self-portrait by Rolinda Sharples, with her mother, Ellen, in the background

Rolinda Sharples (1793-1838) - английскиая художница, специализировалась на портретах и жанровых картинах маслом. Она выставлялась в Королевской Академии и в Обществе британских художников, где и стала почетным членом.


Portrait of Virginia Vezzi, c.1625-26.
Oil on Canvas - 75 x 61.5 cm.
Vic-sur-Seille, Musée Georges de La Tour

Virginia Vezzi (Velletri, 1601 - Париж, 1638) - итальянская художница, очень ценится во Франции.



Jenny Eugenia Nyström
Self-portrait

Jenny Eugenia Nyström (родилась 13 июня 1854 в Кальмаре, умерла 17 января 1946 в Стокгольме) - шведская художница и иллюстратор.


Selfportrait (1911), Phoebe Anna Traquair 1852-1936
Phoebe Anna Traquair (1852/4-1936) шведская художница ирландского происхождения, известна как иллюстратор, художник и вышивальщица.


Autoportrait (1877), Louise Jopling 1843-1933
Луиза Джоплинг (Louise Jopling) (1843-1933) - художниwf викторианской эпохи; один из самых известных женщин-художниц своего поколения.


Autoportrait, Kitty Lange Kielland 1843-1914
Кристиана (Китти) Ланге Хьелланн (норв. Kitty Lange Kielland, род. 8 октября 1843 г. Ставангер - ум. 1 октября 1914 г. Осло) - норвежская художница - пейзажист.


Autoportrait (1800), Hortense Haudebourt-Lescot 1785-1845
Антуанетта-Сесиль-Гортензия Одебут-Леско (1784-1845) - французская художница, мастер жанровых сцен


Autoportrait à la Harpe (1790), Rose-Adélaïde Ducreux (1761-1802)
Роза-Аделаида Дюкре (Rose-Adélaïde Ducreux, 1761 - 1802) - французская художница и музыкант.


Autoportrait, Aimée Duvivier 1760-1824
Эми Дювивье (Aimée Duvivier, 1760-1824) - французская художница.


Autoportrait, Mina Karadzic 1828-1894
Мина (Вильгельмина) Караджич - Вукоманович (Mina Karadzic - Vukomanovic) (30 июня/ 12 июля 1828, Вена – 12 июня 1894, Вена) - сербская художница, писательница и переводчик.


Katarina Ivanovic (1811-1882)
Катарина Иванович (15 мая 1817 - 22 сентября 1882), был сербская художнца, жила в основном в Венгрии.


Sophia Albertine Adlersparre (1808-1862)
Sophia Albertine Adlersparre родилась в 1808 году на небольшом острове Эланд в Швеции. Изучала искусство с художником Ovarnström Ekman. После смерти отца уехала в Париж и поступила в мастерскую Cogniet. Вернувшись в Дрезден, она нарисовала портреты короля Оскара и королевы Жозефины. В 1851 году выиграла государственную стипендию и училась в Мюнхене, Болонье и Флоренции, где прожила более трех лет. Умерла в 1862 году.


Sarah Miriam Peale (1800-1885) Автопортрет 1818
Сара Мириам Пил (Sarah Miriam Peale, Филадельфия, штат Пенсильвания, 19 мая 1800 - 4 февраля 1885, Филадельфия) - американская художница-портретистка.


Стефани де Вирьё
Autoportrait 1810

Стефани де Вирьё (Stéphanie de Virieu, родилась 14 июля 1785 в Сен-Манде и умерла 9 мая 1873 в замке Poudenas) французская художница и скульптор.


Henriette Lorimier (1775-1854)
Self-portrait 1807
oil on canvas 92 × 73 cm (36.2 × 28.7 in)

Elisabeth Henriette Marthe Lorimier (7 августа 1775, Париж - 1 апреля 1854) -популярная портретистка в Париже в начале эпохи романтизма.


Giulia Larna (1685-1753)
Джулия Элизабетта Лама (Giulia Elisabetta Lama, 1 октября 1681, Венеция – 7 октября 1747, Венеция) - итальянская художница, работала в Венеции, специализировалась на религиозной и портретной живописи.


Anna Waser (1675-1714)
Автопортрет 1691

Anna Waser (16 октября 1678, Цюрих; † 20 сентября 1714 там же) - швейцарская художница и гравер.


Elżbieta Baumann Jerichau, autoportret 1850
Элизабет Йерихау-Бауман (нем. Elisabeth Jerichau Baumann, 21 ноября 1819, Варшава - 11 июля 1881, Копенгаген) - датская художница с польскими корнями.



Self-Portrait in Front of the Easel (1958)
Elisabeth Jerichau-Baumann (1819-1881)



Lavinia Fontana
Self-Portrait at the Spinet
oil on canvas 7 cm (10.6 in) х 24 cm (9.4 in)
Accademia di San Luca

Лавиния Фонтана (итал. Lavinia Fontana; 24 августа 1552, Болонья - 11 августа 1614, Рим) - итальянская художница болонской школы. Рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры.


Lavinia Fontana (Bologna, 1552 ‐ Roma, 1614)
Autoritratto in a Tondo 1579



Marie Denise Villers (French, Paris 1774–1821 Paris) Charlotte du Val d"Ognes (died 1868)
Мари-Дениз Вильер.
Рисующая молодая женщина, 1801, музей Метрополитен, возможно автопортрет художницы

Мари-Дениз Вильер (фр. Marie-Denise Villers; (1774, Париж - 19 августа 1821, там же) - французская художница. Известна своими портретами в стиле классицизма.



Rosalba Carriera (Venezia, 1675 ‐ 1757) Autoritratto con un ritratto di sorelle (Автопортрет с портретом сестры) 1715 г.
Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence

Розальба Каррьера (иногда Каррера) (итал. Rosalba Carriera, 7 октября 1675, Кьоджа - 15 апреля 1757, Венеция) - итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.


Jeanne-Louise Vallain, Autoportrait, signé et daté 1788, huile sur toile, 99 x 80,6 cm (galerie Mendes, Paris)
Жанна-Луиза (Нанина) Валлен (1767-1815) - французская художница



Sarah Goodridge (1788–1853)
Self portrait
watercolor on ivory, 4x3 inches, 1830

Сара Гудридж (1788-1853) - американская художница, специализирующаяся на портретной миниатюре.



Элис Пайк Барни. Автопортрет, 1895
Элис Пайк Барни , урожд. Элис Пайк (англ. Alice Pike Barney; 14 января 1857, Цинциннати - 16 июля 1931, Лос-Анджелес) - американская художница.


Хелена Шерфбек (1862 -1946)
Автопортрет

Хе́лена Ше́рфбек (швед. Helena Sofia Schjerfbeck; 10 июля 1862, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя - 23 января 1946, Сальтшёбаден, Швеция) - финско-шведская художница, представительница модерна.


Self-portrait by Judith Leyster, (1609-1660) circa 1630
oil on canvas 74.6 × 65.1 cm (29.4 × 25.6 in)
National Gallery of Art, Washington

Юдит Янс Лейстер (нидерл. Judith Jans Leyster, а также Leijster; 28 июля 1609, Харлем - 10 февраля 1660, Хемстеде) - нидерландская художница.


Elisabetta Sirani
Self-Portrait ca. 1658

Элизабе́тта Сира́ни (итал. Elisabetta Sirani; 8 января 1638, Болонья - 28 августа 1665, там же) - итальянская художница.


Anna Rosina de Gasc
Self-portrait (1767)

Анна Розина Гаск (Anna Rosina de Gasc, 1713 - 1783) немецкая художнца, прославилась портретами.


Portrait of Anne Vallayer-Coster, by Alexander Roslin 1783
Anne Vallayer-Coster (December 21, 1744 – February 28, 1818) was an 18th-century French painter


Clara Peeters, 1594-1657
Автопортрет на картине «Суета сует» 1657

Клара Петерс (Clara Peeters, 1594-1657) - нидерландская художница, мастер натюрмортов.


Wallerant Vaillant (1623–1677)
Portrait of Maria van Oosterwijck (1630-1693) 1671
oil on canvas 96 cm (37.8 in) х 78 cm (30.7 in)
Rijksmuseum Amsterdam

Мария ван Остервейк (1630 г.-1693 г.) - нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.


Портрет Марии-Сюзанны Жиру кисти Александра Рослина (1770)
Мария-Сюзанна Жиру (мадам Рослин, 9 марта 1734 - 31 августа 1772) - французская художница и жена шведского художника Александра Рослина.


Ульрика Фредрика Паш
Автопортрет. Около 1770 г.

Ульрика Фредрика Паш (1735-1796) - шведская художница, портретистка и миниатюристка, первая женщина-член Шведской королевской академии свободных искусств.


David Allan (1744 - 1796)
Anne Forbes, 1745 - 1834 Artist

Анна Форбс (1745-1834)-шотландская художница


Adele Romanee (Paris 1769 – Paris 1846)
Autoportrait

Адель Романи (1769-1846) - французская художница


Мари-Элизабет Каве
Автопортрет


Portrait of Swedish woman artist Julia Beck 1853-1935
by Richard Bergh

Августа Ловиса Юлия Бек (1853-1935)-шведская художница и каллиограф


Мэри Кассат
Автопортрет 1878 г.
Бумага, гуашь.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Мэри Кассат (англ. Mary Cassatt) (22 мая 1844 - 14 июня 1926) - знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.
(1875, Чернигов - 1952, Ленинград) - русский советский художник и график.
Portrait of Vera de Bosset (Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина, 1888-1982), second wife of Igor Stravinsky, by Serge Soudeikine (Сергей Юрьевич Судейкин, 1882-1946).
Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина (урожд. де Боссе́, в замуж. также Люри, Шиллинг, Стравинская; 25 декабря 1888 (6 января 1889), Санкт-Петербург - 17 сентября 1982, Нью-Йорк), актриса Камерного театра и русского немого кино, художница прикладного искусства, живописец.


Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля 1886-1889
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия - 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) - русская художница.


Мария Башкирцева
Автопортрет с палитрой. 1880
частное собрание

Мария Константиновна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; укр. Марія Костянтинівна Башкірцева 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя - 31 октября 1884, Париж, Франция), - французская художница украинского происхождения.


Зинаида Серебрякова
Автопортрет («За туалетом») (1909)

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.

Лучшие статьи по теме