Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Превращения избы-читальни. Важный участок социалистической стройки История избах читальнях в деревне

Превращения избы-читальни. Важный участок социалистической стройки История избах читальнях в деревне

Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи Крупская Надежда Константиновна

ВАЖНЫЙ УЧАСТОК СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРОЙКИ

Ленин придавал громадное значение хорошей постановке библиотечного дела, уделял этому участку культурного фронта исключительно большое внимание. Об этом красноречиво говорит книжка «Что писал и говорил Ленин о библиотеках», где собран ряд его писем, статей, речей, распоряжений, проведенных им декретов. Из них видно, как внимательно следил он за постановкой библиотечного дела, как конкретны были его указания. За годы гражданской войны и годы нэпа на библиотечном фронте создано было немало ценного, но немало было и погублено ценнейших начинаний из-за крайне тяжелой обстановки, гражданской войны и неправильного часто понимания на местах «хозрасчета».

Так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все население нужной ему книгой, удовлетворяла все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы, - таков завет Ленина.

В Наркомпросе организовано сейчас особое Библиотечное управление, которое должно поднять это дело на должную высоту.

Первая неотложная задача - это обеспечить существующим уже библиотекам нужное им помещение. Необходимо, чтобы помещения для библиотек были просторны, светлы, сухи, хорошо отапливались, чтобы при библиотеках были удобные читальни.

Такую же заботу, какую мы видим сейчас о школьных зданиях, надо проявить и в отношении библиотечных зданий. Этого надо добиться. Надо раз навсегда положить конец такому положению вещей, что заведующий ОНО занимает под детсад, школу, студенческие общежития помещения библиотек, переводя их в помещения более тесные, темные, сырые, не удобные для читателей, либо просто выкидывает книги в подвал, где они гибнут. Таких заведующих ОНО надо немедля снимать с должностей, передавать прокурору. Но не только ОНО распоряжается. Мы знаем немало случаев, когда райсоветы берут библиотечные помещения под квартиры, под торговые помещения. Библиотечное управление должно положить этому конец. На помощь ему должны прийти прокуратура, РКИ, советская общественность и в первую голову Советы и их секции. Страна наша культурно выросла; такое отношение многих районов к библиотекам и библиотечному имуществу, к книжной общественной собственности надо клеймить позором.

Наша библиотечная сеть совершенно недостаточна, особенно в деревне. Надо строить новые библиотеки, но надо строить разумно. Сколько наблюдалось случаев - затрачиваются очень большие средства, но средства выкидываются зря: или строится библиотека рядом с другой, только более роскошная (часто ведомства «соревнуются» - строят рядом друг с другом большие библиотеки), или строится в таком месте, где населению неудобно ею пользоваться, или переделывают под библиотеки сараи старых казарм - получаются холодные, сырые, негодные помещения. Тут нужны плановость, учет местных условий, учет завтрашнего дня.

Между ведомствами и организациями нужна договоренность, нужно выработать типовые договоры, которые помогли бы максимально использовать каждую библиотеку.

Особенно большое внимание надо уделить разработке типов колхозных библиотек, в которых так нуждаются сейчас колхозы. Политотделы при МТС тут очень много могут помочь.

Районные библиотеки должны помогать в комплектовании библиотек, изб-читален, библиотек колхозных клубов, должны инструктировать руководителей этих библиотек, помогать им овладеть библиотечной техникой, помогать школьным библиотекам.

От вопросов библиотечной техники зависит очень многое - сохранность книг, максимальное использование книжного богатства, удовлетворение запросов читателей и даже политическое лицо библиотеки. Для различного типа библиотек нужна различная техника. Важно уметь рекламировать нужную книжку, продвигать ее, важно уметь повысить ее обращаемость, организовать инструктаж и т. д. и т. п. В области библиотечной техники у нас царит большая неосведомленность, мешающая правильной постановке дела.

Быстрые темпы хозяйственного и культурного строительства требуют создания в сравнительно короткие сроки кадров специалистов. Им, как и всем участникам соцстройки, приходится много самостоятельно учиться. Им нужны книги. В наших условиях научные библиотеки не могут быть чем-то замкнутым, доступным лишь узкому кругу лиц. Они должны помогать научной квалификации кадров, уже вступивших в работу, и готовящихся к ней специалистов.

Научные библиотеки должны шире открывать свои двери людям, всерьез желающим учиться, углублять свои знания. Необходимо продумать, как это наилучшим образом сделать. В Библиотечное управление войдут не только массовые, но и научные библиотеки.

Очень важный и большой вопрос - это вопрос снабжения библиотек книгами. Как питать библиотеки? Чем питать?

Книги имеют способность, как говорится, «морально устаревать», они особенно устаревают морально в условиях нашей быстротекущей жизни. Книги, написанные по старым цензурным условиям эзоповским языком, книги, написанные для прежних господствующих классов, касающиеся вопросов, волновавших эти классы, если они даже были художественно написаны, мало интересуют современного массового читателя. Он жаждет книг, близких ему, говорящих о вещах, волнующих его в данную минуту. Ударника социалистической стройки старой литературой не накормишь. И библиотека, которая не пополняется все время вновь выходящей литературой, теряет для читателя интерес, он перестает ходить в библиотеку, равнодушен к ней.

Между нашими массовыми библиотеками и современными нашими писателями нужно установить тесную связь.

Писателю нужно учитывать запросы читателей, и при составлении планов издательств голос библиотечного читателя должен быть слышен.

Это одна часть вопроса. Другая - техника снабжения, техника распределения. Что греха таить, наши книгоснабжающие органы сплошь и рядом рассуждают в отношении библиотек по старинке: «На тебе, боже, что нам не гоже», - лучшее пустим в продажу, а библиотеке сбудем то, что останется. А распределение книг у нас должно быть социалистическое, и в первую голову лучшей книгой мы должны снабжать органы коллективного пользования книгой - библиотеки, а не частного потребителя. Надо будет много и много затратить сил, чтобы сломить установившиеся традиции в снабжении библиотек.

Далее идет вопрос учета. Учет на библиотечном фронте у нас хромает на все четыре лапы. Берешь данные одной области - там учтены лишь политпросветские библиотеки, данные другой области включают профсоюзные библиотеки, данные третьей не включают профсоюзных, зато включают библиотеки изб-читален и т. д. и т. п. Зато учет каждой библиотеки включает в себя массу показателей, отнимает уйму времени. Материалы получаются несравнимые - материалы, которыми нельзя оперировать. Очевидно, придется держать совет с ЦУНХУ и Госпланом, как провести учет самых основных данных, но учет настоящий, без которого все финансово-плановые вопросы повисают в воздухе, все расчеты производятся «на глазок».

Библиотека не может работать без библиотекаря.

Библиотекарь - душа дела. От него зависит очень многое. Он должен быть энтузиастом своего дела, уметь работать с массой читателей, владеть методами библиотечной работы, уметь при помощи этих методов организовывать всю работу библиотеки. Библиотекарь в наших советских библиотеках не может быть простым техническим выдавальщиком книг, он должен владеть не только техникой выдачи, записи книг, умением учитывать число подписчиков, хотя обязательно должен уметь делать и это.

Это умение необходимо, но далеко не достаточно.

Наша советская массовая библиотека не может, не должна превращаться в бюрократическое учреждение, она должна быть живым культурным центром, а это требует от библиотекаря умения подходить к массе, работать с массой, знать ее запросы, умения направлять ее интересы в определенное русло, будить самодеятельность читателей, вести среди них большую инструктивную работу. Советский библиотекарь должен быть человеком образованным и политически подкованным, советский библиотекарь - ответственный участник социалистической стройки- В деревне его роль не меньше, а еще больше, чем в городе.

До крайности важен поэтому умелый подбор библиотечных работников, правильная их подготовка и переподготовка. По данным на 1933 г., 36 % библиотекарей не имеют никакой библиотечной подготовки, 24 % имеют семилетнее образование и либо годичный стаж библиотечной работы, либо библиотечную подготовку на краткосрочных курсах. Другими словами, 60 % теперешних библиотекарей - неподготовленные новички в этом деле, и понятна громадная текучесть этого состава, а текучесть на библиотечном фронте означает фактическое разбазаривание библиотечных фондов, отучивание читателей от библиотеки. Из остальных 40 % - 15 % библиотекари, имеющие образование в объеме библиотечного техникума (очного или заочного), а также работники с незаконченным средним образованием, имеющие практический стаж работы не. менее двух лет. Как видим, этот разряд также очень слабо подготовленный, и только остальные 25 % можно назвать настоящими библиотекарями.

Итак, на фронте библиотечных кадров мы имеем форменный прорыв. Об этом надо сказать открыто, надо обратить исключительное внимание на подготовку кадров. Это сейчас самая ударная задача. Было бы громадной ошибкой по случаю организации Библиотечного управления закрывать при педтехникумах существующие библиотечные отделения, свертывать и ту небольшую работу, которая имеется в настоящее время. Надо прежде всего укрепить то, что есть, а затем надо будет предоставить Библиотечному управлению материальные возможности развернуть необходимую сеть специальных библиотечных техникумов.

Но дело подготовки и переподготовки библиотечных работников будет иметь успех лишь в том случае, если положение библиотекаря - и материальное, и моральное - будет улучшено. Тут нужна большая забота со стороны Библиотечного управления и Цекпроса. Библиотекаря нужно окружить таким же вниманием и заботой, каким окружают учителя. Нужно, чтобы лучшие силы мобилизовали себя на этот фронт. Недаром еще в 1919 г. Владимир Ильич в специальном письме во внешкольный отдел писал о необходимости организации на библиотечном фронте социалистического соревнования. Соцсоревнование - путь к выдвижению лучших работников, путь превращения их работы в практический показ того, как надо поднять дело на должную высоту. Соревнование, правильно, поставленное, зажигает огнем энтузиазма работников в той области работы, где оно проводится.

Ряд причин - и наше прошлое бескультурье, и слабая постановка библиотечного дела, и необходимость сосредоточить главное внимание на создании базы соцстроительства - привел к тому, что библиотека не вошла еще в быт. Бывает так: под боком великолепная доступная библиотека, но люди не знают об ее существовании, а если и знают, то им и в голову не приходит, что ею можно и надо пользоваться. Надо проделать большую работу по привлечению массового читателя. Каждая библиотека должна обрасти читательским активом, который может сделать очень много для поднятия работы библиотеки на должную высоту.

Ильич считал, что и в библиотечном деле, как и в ликвидации безграмотности, важно, чтобы массы сами взялись за это дело. Их надо только систематически инструктировать об очередных задачах библиотечного строительства.

В СССР существуют испытанные пути ликвидации трудностей. Мы умеем мобилизовать силы. Теперь, когда внимание партии, внимание Советской власти направляется на библиотечное дело, нельзя ни минуты сомневаться, что дело быстро пойдет вперед. Будут помогать Советы и их секции, поможет печать. Комсомол уже примыкает к этому делу. Несомненно, помогут политотделы МТС, уже приходят письма из политотделов по поводу библиотек. Помогут Цекпрос и вся масса просвещенцев, которые понимают роль библиотек в деле строительства социализма, которые будут учить и ребят и взрослых, как пользоваться библиотекой. Помогут рабочий актив, ударники колхозных полей, помогут писатели, помогут инженерно-технические работники, вузовские работники и студенты, будут помогать все советские органы.

И тогда наша Страна Советов станет не только грамотной, она станет читающей, использующей все достижения науки, все, что веками добыто человечеством в области знания, техники, искусства, впитает в себя весь опыт применения знаний на практике. Масса научится по-настоящему учиться. Развитие библиотечного дела будет подкреплением школе, облегчит во много раз ее работу.

1933 г.

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

11. Пророка важный чин В простонародном богословии Русской цивилизации Бог - не «всевышний полицейский». То есть Он никого не требует к себе: “Эй, ты! Подойди сюда. Пади ниц! Резких движений не делать! Слушай, запомни, передай другим и пусть делают, как я сказал…” Бог

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Сложный участок Два года назад в компании «Евроокна» ввели новую шкалу эффективности работы. На первое место поставили не норму прибыли и приходящуюся на каждого сотрудника выработку, а количество повторных обращений и звонков по рекомендации. Сейчас доля таких заказов

Из книги Предавшие СССР автора Стригин Евгений Михайлович

2.3. Здоровье - важный фактор правления 2.3.1. При правлении явственно и актуально встал вопрос о здоровье высшего руководителя. Впрочем, после него это тоже не был пустяковым вопросом.Тернист путь к власти, особенно к высшей власти в стране. Этот путь не просто тернист, он

Из книги Ветка сакуры автора Овчинников Всеволод Владимирович

«Великие стройки эпохи застоя» В Япониии, то и дело слышишь, что девяностые годы оказались для страны «потерянным десятилетием». Вроде бы уверенно шли в мировые лидеры, и вот пришлось вновь уступить первенство американцам. Небывало длительный подъем экономической

Из книги Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми автора

ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТОК КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЫ В числе других задач перед комсомолом стоит важнейшая задача - довести до конца так настойчиво проводимое нашей Коммунистической партией дело раскрепощения женщин.Нет надобности повторять о тех громадных сдвигах, которые мы

Из книги Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта автора Крупская Надежда Константиновна

ВАЖНЫЙ БЫТОВОЙ ВОПРОС Вышла очень интересная книжка Л. М. Сабсовича «Города будущего и организация социалистического быта». Я не буду сейчас касаться целого ряда проблем, затрагиваемых в книжке, коснусь лишь одной - воспитания детей. Автор разрешает эту проблему

Из книги Библиотечное дело. Избы-читальни. Клубные учреждении. Музеи автора Крупская Надежда Константиновна

ОБЩЕСТВЕННИЦА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРОЙКИ Не случайно журнал, в который я пишу эту статью, называется «Общественница».Общественная работа, так всегда говорила наша партия, вырывает женщину из узкой семейной замкнутости, расширяет ее горизонт, поднимает ее сознательность

Из книги Феномен Собянина. Кто делает президентов автора Кунгуров Алексей Анатольевич

БИБЛИОТЕКА - ВАЖНЕЙШИЙ УЧАСТОК КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА (ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО РАДИО) За шестнадцать лет существования Советской власти на библиотечном фронте сделано немало ценного, проявлена очень большая инициатива, в библиотечное дело внесено много нового - такого, что в корне

Из книги Литературная Газета 6347 (№ 46 2011) автора Литературная Газета

2.4. Откуда деньжата? Со стройки, вестимо Самое время задаться вопросом: откуда у Собянина брались деньги на проведение бесплатных лотерей и материальное поощрение членов избиркомов всех уровней (не задарма же они отшивают неугодных кандидатов и «правильно» считают

Из книги Америка... Живут же люди! автора Злобин Николай Васильевич

Избирательный участок «Клуба ДС» Избирательный участок «Клуба ДС» Виктор БОГОРАД Михаил ЛАРИЧЕВ

Из книги Агония или рассвет России. Как отменить смертный приговор? автора Калашников Максим

Вода – важный показатель качества жизни Один из моих коллег в Вашингтоне, иммигрант из бывшего СССР, переехал в США с маленьким сыном, который сильно страдал от аллергии. Вообще аллергия является, насколько я могу заметить, большой проблемой в Америке, в том числе среди

Из книги Редакционные статьи -2 автора Крюков Федор Дмитриевич

Настоящее народовластие как критически важный фактор успеха Но мы ведь пишем о новой – Великой – России.Итак, верховная власть в ней принадлежит сильной, национально и социально ориентированной элите. Не станем зацикливаться на вопросе верховного политического

Из книги Эксперт № 41 (2013) автора Эксперт Журнал

УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИЙ БОЕВОЙ УЧАСТОК «Донские ведомости», 1919: - № 223. 1/14 октября. С. 2; - № 239. 20 окт. (2 ноября). С.

Из книги Бойня 1993 года. Как расстреляли Россию автора Буровский Андрей Михайлович

Цари и боги стройки Ольга Рубан В России сформировалась категория инженеров-управленцев, способных руководить ответственными и технологически сложными промышленными стройками. Их компетенции, опыт и стремление отстраивать свою страну, если ими грамотно

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Еще один важный «попутчик» Не менее характерен и другой «попутчик Ельцина и Гайдара», Александр Владимирович Руцкой. В огромной степени это полная противоположность Хасбулатову… В 1991–1993 годах детали биографии Руцкого или вообще опускались, или фальсифицировались -

Д.В. Попкова (1933-2002), с 1954 г., зав. передвижным фондом ЦРБ,

1962-1965 г. - в.и.о. зав. ЦРБ,

1969 -1971 г. зав. Дмитровской детской библиотекой,

1975-1976 г. – зав. читальным залом ЦРБ,

1983-1988 г. – методист ДЦРБ.

Всё, о чем хочу поведать связано с историей Дмитровской районной библиотеки и, конечно, о тех годах, которые отдала служению ей, о тех людях, с которыми работала.

Я начала свою деятельность с 1 сентября 1952 года с должности инспектора отдела культуры. В то время отдел культуры работал в тесной связи с библиотекой. Проводили совместные семинары, на которых присутствовали библиотечные работники и клубные, и еще заведующие изб-читален (один работник работал и зав. библиотекой и зав. клубом. Всё было в одном помещении). Перед семинарами делали выезды в район. Выезжали группой – зав. отделом культуры (был Юрий Николаевич Бабакин) или я, инспектор отдела культуры Донцова Дина Васильевна, от библиотеки районной – зав. библиотекой Варвара Васильевна Минина или зав. передвижным фондом Мария Бедаш. Проверяли работу клубов и библиотек, оставляли предложения и указывали сроки их исполнения. А потом на семинарах анализировали работу проверенных учреждений и давали направления, как надо работать в дальнейшем всем присутствующим на семинаре. Обязательно выступали на семинарах представитель отдела культуры (зав. отделом или инспектор) от районной библиотеки – зав. библиотекой или зав. передвижным фондом. Последнее слово было за работником ГК КПСС, который был закреплен за культурой.

В 1953 году к отделу культуры была присоединена киносеть (правда не так уж долго этот союз просуществовал тогда).

Зав отделом культуры – первое лицо, второе – его заместитель, зав. киносетью, инспектор отдела культуры.

Все кадры участвовали в проверках библиотек, клубов, киноустановок, проведении семинаров.

Кроме того, в те годы, когда я работала инспектором отдела культуры, стали проводится выезды на село 2-3 раза в год на неделю с проверкой. В составе выездной группы были:

Руководитель – представитель ГК КПСС

Представитель райсовета

Зав. сельхозотделом

Зав. РОНО

Зав. райздравотделом

Представитель отдела культуры

Представитель райбиблиотеки.

Проверяли работу, каждый по своему профилю. Затем собирались все мы и руководители колхоза, школ, больниц, учреждений культуры, главный зоотехник и главный ветврач, председатель сельсовета, секретарь парторганизации. А уж потом в Дмитрове выносился вопрос на бюро ГК КПСС.

Такие выезды давали положительные результаты. Мы часто добивались и ремонта библиотек и клубов, а от с/совета добавочных денег на комплектование их библиотек.

Добивались от руководителей колхоза и улучшения жилья культработников или ремонта учреждений культуры.

В апреле 1954 года я была переведена работать в районную библиотеку – зав. передвижным фондом. Надо сказать, что работа инспектором отдела культуры 1 год и 7 месяцев не прошла даром для меня. Я приняла первое крещение, потом мне было легко работать в библиотеке: я уже знала всех библиотечных работников, всех работников ГК КПСС и районного совета, секретарей парторганизаций села и председателей сельского совета. Это в дальнейшем облегчало мне работать в районной библиотеке. Работая в передвижном фонде, я сама обслуживала 5 больших передвижек: типографию, (теперь фабрика офсетной печати), РТС во Внуково, пошивочную мастерскую, Заречье, Шпилево, а 10 передвижек обслуживали передвижники тех организаций, куда они брали книги. Ходила в каждую передвижку раз в неделю. Носила книги и выдавала их. Кроме того, я регулярно выезжала на село с проверкой работы библиотек и оказывала посильную им помощь. Конечно, больше всего ездила к новичкам в библиотечной работе.

В то время в библиотеке были организованы курсы по подготовке библиотечных кадров для дальнейшей работы в библиотеках района. Курсы были рассчитаны на 6-месячный срок обучения. Вели программу занятий все работники районной и детской библиотеки. Это: Кафтанникова Е.М., Тугаринова Е.А., Минина В.В., Глухова А.И. и др.

В каждом отделе библиотеки проходили курсанты практику, а потом сдавали зачеты. По окончанию курсов они получали «свидетельство», дающие право работать в библиотеках. Эти курсы в то время сыграли значительную роль, так как с библиотечным образованием были единицы. Было много среди библиотечных работников не имеющих библиотечного образования, но они были ассами в библиотечной работе. Многие библиотечные работники после курсов оканчивали библиотечные техникумы.

В те времена книжные фонды библиотек были переполнены книгами, брошюрами, журналами и газетами, так как в те времена все шло в основной фонд. В то время библиотеки занимали старые дома с печным отоплением, и наша районная и детская библиотеки занимали 2-этажное здание с печным отоплением. Детская библиотека – 2-й этаж, а районная занимала 1 этаж на Загорской улице.

Фонды книг были закрыты барьером, свободного доступа к книгам не было. Читальный зал не удовлетворял читателей, т.к. был мал. Учащиеся и студенты иногда договаривались между собой и приходили на занятия, распределяя места в читальном зале по часам: я с 12.00 по 16.00, а ты с 16.00 до 21.00 часов. Так тогда работал библиотека. Несмотря на трудности, библиотека всегда работала стабильно, выполняла план по читателям и книговыдаче, регулярно проводила читательские конференции и литературные вечера, обзоры новинок и т.д. Кроме того, работники выезжали в район с оказанием практической и методической помощи библиотекам на местах. А коллектив был всего из 5 человек. Когда я пришла в библиотеку (в апреле 1954 г.), работали: зав. библиотекой Минина В.В., зав. абонементом Тугаринова Е.А., библиотекарь Сучкова Н.Н., зав. читальным залом Кафтанникова Евникия Михайловна, и я, зав. передвижным фондом, Демидова Д.В. В район в то время выезжали Минина В.В. и я.

В 1957 году к Дмитровскому району присоединили Рогачевский (бывший Коммунистический р-н), а в 1962 году еще и Талдомский район.

В 1961 году библиотека районная получила новое помещение во Дворце культуры и её переезд коллективу тоже достался! А штат Дмитровской районной библиотеки был 5 человек и остался таким. А нагрузка была на коллектив большая и ответственная. Изменился только состав коллектива библиотеки:

Временно исполняющая обязанности зав. библиотекой с 1962-1965 – я,

Зав. абонементом Бутылкина Н.П.,

Библиотекарь Минина В.В.,

Зав. читальным залом Хохлова А.Т.,

И. о. зав. передвижным фондом Митрофанова М.И.

В район стали выезжать по очереди, в основном: я и Бутылкина Н.П., я и Хохлова А.Т., я и Митрофанова М.И.

Надо было нам ознакомиться и с людьми этих районов, и с фондами. Очень много надо было списать литературы, в основном, по сельскому хозяйству и передать в те библиотеки, где она найдет своих читателей.

Надо было решить вопрос о проведении семинаров. Рогачевский район был ближе и как-то родней нам. И главное, мы нашли полное согласие с зав. Рогачевской районной библиотекой Касаткиной Марией Сергеевной и зав. читальным залом Клюевой Л.С.

С присоединением Талдомского района возникали большие трудности, т.к. до библиотек надо было добираться в основном пешком по болотистым дорогам. Ведь транспорта тогда не было в отделе культуры, а о библиотеках и говорить нечего. И все же мы сумели найти общий язык. Семинары проводили то в Дмитрове, то в Рогачеве, то в Талдоме. Очищали книжные фонды, нашли подход друг к другу. И талдомчане стали понимать, что мы им друзья и помощники.

Надо отметить, что нам тогда очень повезло. Было такое течение открывать общественные библиотеки, создавать библиотечные Советы. И у нас при библиотеке был создан библиотечный Совет под руководством Немковой Татьяна Сергеевны, который нам очень помог в то тяжелое время. Мы могли выезжать в сельские библиотеки, так как знали, что у нас были помощники из библиотечного Совета, которые работали и с читателями, и проводили обзоры, участвовали в проведении читательских конференций и вечеров, помогали в работе с ликвидацией должников, а член библиотечного Совета Седов Н.З. оставил о себе большую память. Он много лет добивался строительства новой библиотеки и добился. Библиотека на Почтовой улице – его подарок дмитровчанам. В то время была открыта общественная библиотека на Космонавтах, которая потом стала 2-й городской библиотекой.

Но, пожалуй, самым радостным было событие – от нас отошел Талдомский район, оставив о себе память, несколько библиотек за каналом: Дутшевскую, Раменскую…

В связи с выходом В.В. Мининой на работу на свою прежнюю должность – зав. Дмитровской ЦРБ, я перешла работать в кинопрокат с 1 июля 1965 года по 16 сентября 1969 года. Но связь с библиотекой я не теряла, ходила 1-2 раза на общественных началах в библиотеку на ул. Космонавтов.

С 16 сентября 1969 г. я была переведена в Дмитровскую детскую библиотеку, в связи с уходом Глуховой А.И. на пенсию, в детской библиотеке она проработала более 37 лет. Работала я там по 16 декабря 1971 года, т.к. была избрана освобожденным председателем ГК профсоюза работников культуры с 16 декабря 1971 г по август 1975 г.

В связи с подготовкой перехода библиотек на централизацию сразу вспомнили палочку-выручалочку Дину Васильевну, и в отделе культуры, и в районной библиотеке. И с 1 сентября 1975 года я была переведена на должность зав. читальным залом, но с В.В. Мининой мы занимались подготовкой перехода на централизацию. Правда, мне было тяжеловато, т.к. этим вопросом наша библиотека занималась уже давно, а я пришла после большого перерыва, когда я не работала в районной библиотеке.

Я начала с поездки в областную библиотеку, прочитала там много литературы, ознакомилась с документами Управления культуры. Короче изучала азы перехода к централизации. Главным надо было подготовить книжные фонды к работе в новых условиях. Если раньше накапливались книжные фонды, библиотечные работники с боем их списывали, то теперь централизация ставила вопрос о гибкости в работе с фондами. Очень хорошо, кто-то сказал на семинаре в Москве: «Запомните раз и навсегда, надо так теперь работать с фондом, чтоб библиотека не утонула никогда… надо книжный фонд пополнять и списывать регулярно и равномерно». Вот этим стали срочно заниматься все библиотеки, а центральная библиотека помогала им в этом как всегда.

Очень тяжелым был вопрос о сокращении количества библиотек, о расстановке кадров, помещениях для библиотек.

Но самым сложным был вопрос утверждения нового штатного расписания. Нам пришлось с Варварой Васильевной Мининой через день быть в Министерстве культуры РСФСР и улаживать, и отстаивать, иногда чуть не плача, новое штатное расписание. Обидно было, что отдел культуры не очень разбежался помочь районной библиотеке, он нас больше ругал. А многие районы очень большую помощь получали и от этого выигрывали, получили больше штатных единиц, а тогда это было так важно. Утвердив штатное расписание с 16 марта 1976 года, были внесены изменения в трудовые книжки, т.к. ведение кадров перешло к нам в руки. Очень много было работы. Все дела по кадрам приняли от отдела культуры. Завели уже в библиотеке дела вновь.

Кропотливая работа началась и в методическом отделе. Надо было посетить все библиотеки. Провести семинары с вопросом о новом в библиотечном деле. Непомерная работа легла на отдел комплектования и обработки книжного фонда. Началась новая эра в библиотечном деле, которая требовала многих изменений в работе.

В библиотеку пришли работать молодые кадры, имеющие высшее образование, силу и энергию. А я в ноябре 1976 года уезжала по семейным обстоятельствам в Томск, где прожила 6,5 лет, и там участвовала в организации и развитии Томской ЦБС.

А с 1 апреля 1983 года по 8 апреля 1988 года (уход на пенсию) я опять на родине, в Дмитрове, и опять в Дмитровской центральной библиотеке, но уже работаю в методическом отделе и прихожу к выводу, что самой близкой для меня работой во всех библиотеках – это работа с фондами, с книгами, и когда ты видишь плоды своей работы, ты просто счастлив, и спокойно уходишь на пенсию.

Июнь 1998 года

Воспоминания о старейших работниках библиотеки

Кафтанникова Евникия Михайловна, зав. читальным залом с 1919 по 1957 год. На протяжении этих долгих лет работы в центральной библиотеке Е.М. Кафтанникова была подлинным пропагандистом библиотечной книги и периодической печати. Не на словах, а на деле двигала книгу в массы, проводила большую работу с библиотечными работниками района, прививала им азы искусства библиотечного дела, а в то время это имело огромное значение, так как они, в основном, имели н/среднее образование. Многие из них так полюбили эту профессию, что заочно окончили библиотечные техникумы и посвятили этой работе всю свою жизнь или многие годы. Большое значение придавала Евникия Михайловна в своей работе и пропаганде книги среди учащихся старших классов. Отлично знавшая литературу, она передавала знание её через систематические проводимые литературные вечера, конференции, диспуты и обзоры.

Еженедельно Евникия Михайловна выходила на предприятия с громкими читками в портновскую мастерскую, т.к. портнихам некогда было читать. Она систематически несколько лет читала в цехе, тем самым знакомила женщин с новинками литературы.

Тугаринова Екатерина Александровна, зав. абонементом до 1960 г. Проводила кропотливую индивидуальную работу с читателями, привлекая их к чтению не только художественной литературы, но и в помощь самообразованию и повышению профессионального мастерства.

Эти две неутомимые труженицы привлекали благодаря своему умению работать с читателями, огромное для того времени количество читателей. Авторитет библиотеки среди населения был велик. И в этом большая заслуга Евникии Михайловны Кафтанниковой и Екатерины Александровны Тугариновой.

Варвару Васильевну Минину знаю с сентября 1952 года по работе. Сначала, как инспектор отдела культуры. Совместно с ней и зав. отделом культуры Бабакиным Юрием Николаевичем систематически выезжали с методической и практической помощью работникам культурно-просветительских учреждений района. Считаю В.В. Минину своим наставником. В.В. Минина является наставником многих библиотечных работников, которые работают сейчас во многих сельских библиотеках района.

В.В. Минина – человек, который не щадя себя, своего здоровья, отдала все силы и знания для развития библиотечной сети и библиотечного дела в Дмитровском районе. На протяжении всей работы в должности зав. библиотекой и директора ЦБС Варвара Васильевна не гналась за славой, чинами и званиями. Она работала в полную силу и требовала (иногда сурово, но справедливо) от всех библиотечных работников такой же отдачи.

Вырастила отличные библиотечные кадры, особенно на селе, систематически выступала на семинарах по вопросам библиотечного дела, много сил отдавала движению по организации общественных библиотек и библиотечных советов. При районной библиотеке был создан первый в области общественный библиотечный Совет (председатель Немкова Татьяна Сергеевна), который сыграл в своё время огромную роль ив пропаганде библиотечной книги, и в доведении книги до каждой семьи. Это они помогли, члены библиотечного Совета, и особенно Н.З. Седов, В.В. Мининой добиться строительства такой библиотеки, в которой сейчас мы находимся.

В.В. Минина была инициатором в конце 1975 года перехода наших государственных библиотек на централизацию. От неё потребовалось большой силы воли и упорства добиться в кратчайший срок провести всю работу по переходу, а с марта 1976 года библиотеки начали работу уже в новых условиях труда. В этом большая заслуга В.В. Мининой. Кроме библиотечной работы все работники библиотеки занимались общественной работой. В.В. Минина на протяжении почти десяти лет была секретарём парторганизации отдела культуры.

Мальта приковала к себе особое внимание два года назад, когда при въезде в старинное село появилась семья мамонтов. Удивительно, но многие жители Приангарья до этого времени даже не подозревали о том, что рядом с ними расположена одна из крупнейших стоянок эпохи палеолита. А началось все с того, что в далеком 1929 году крестьянин Савельев решил углубить у себя дома погреб. Во время раскопок он обнаружил огромную старую кость, которая, впрочем, не произвела на него впечатления. Он выбросил ее за ограду, а местные мальчишки тут же нашли ей применение, приспособив в качестве саней. Однако заведующий деревенской читальней присмотрелся к диковинке и сообщил о ней в Иркутск. Известный археолог Михаил Герасимов сразу отправился в Мальту и обнаружил древнюю стоянку. Эта новость ошеломила весь научный мир. Из недр мальтинской земли были извлечены такие уникальные артефакты, как миниатюрные женские статуэтки, Венеры, захоронение ребенка с богатым инвентарем и бусинка, изготовленная из минерала под названием «тигровый глаз».

Церковь рухнула в тишине
Красивое большое село Мальта поделено на две части - правый и левый берег реки Белой. Правая сторона более современная. Она образовалась после того, как была построена железная дорога. Здесь расположены все социально значимые объекты: местная администрация, школа, Дом культуры, предприятие по производству минеральной воды «Мальтинское» и останки когда-то гремевшего на всю область санатория.

Зато левая сторона представляет собой настоящую историческую сокровищницу. Вдоль главной улицы - Ленина - простирается прежний Московский тракт, по которому несколько веков назад передвигались каторжники, военные. Во время пути они делали в Мальте небольшую остановку: отдыхали, меняли коней. Этот эпизод из истории села мальтинцы воссоздали в один из сельских праздников. Облачившись в тряпье и рванину, они изобразили, как по Московскому тракту передвигались каторжники.

На углу улицы до сих пор стоит двухэтажный старинный дом, в котором находилась притрактовая гостиница. По словам жителей, в ней когда-то останавливался Антон Чехов. Затем, много лет спустя, здание оборудовали под родильный дом.

Известно, что далеко не все каторжники выдерживали длинную дорогу. Часто мученики обретали здесь последнее пристанище. Хоронили их без отпевания, и именно по этой причине жители решили возвести в селе церковь. Отправили прошение государю Александру I и, не дожидаясь ответа, начали собирать деньги.

Изначально было решено построить двухпридельный храм, однако со временем планы изменились, и в результате был воздвигнут большой трехпридельный. Главный придел - во имя Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери, а третий - во имя святителя Иннокентия. Сделан храм был на совесть. Для его строительства использовали большие старинные кирпичи из местной глины. Для того чтобы они крепче держались, в раствор добавляли огромное количество яиц. Жители сами несли их со своих дворов. Каждый хотел внести свой вклад в благое дело.

В 1810 году два меньших придела были освящены, а очередь самого главного подошла лишь спустя 23 года, так как были трудности с деньгами. Возле храма была открыта и церковно-приходская школа. Первыми ее окончили 10 человек. При этом, по воспоминаниям старожилов, мальчиков в ту пору было больше, чем девочек. В своем первозданном виде храм прослужил до революции.

Во время Гражданской войны 1918 года его использовали для пристрелки артиллерийских орудий и красные, и белые. Церковь была обстреляна со всех сторон. В феврале 20-го года, когда Мальта была на военном положении, с колокольни красные отстреливались от каппелевцев.

В 1933 году храм был закрыт. Часть помещения была отгорожена и оборудована под склад, а церковная территория отдана под спортивные площадки и застройку. Какое-то время в храме на втором этаже была контора кирпичного завода, затем его отдали под клуб. Работники мальтинской культуры показывали кино, устраивали танцы. Здесь же население собиралось на сходы. За то время, пока храм не использовался по своему прямому назначению, его стали понемногу разбирать на нужды. Поскольку кирпич был очень хорошего качества, в 30-40-е годы военные вывозили его на казармы.

Последним, кто на время нашел пристанище в церкви, стал магазин сельпо. Правда, проработал он недолго, а после того как здание опустело, оно начало рушиться. Во время землетрясения 2009 года большая часть стен храма осыпалась, а через два года от него остались одни руины.

В тот день было очень спокойно, тихо. Примерно в 17.30 услышали страшный треск, и храм рухнул. Сам по себе. Видимо, время его пришло. Туда уже никто не ходил, не заглядывал, - рассказывает Галина Коломиец, хранитель школьного краеведческого музея. - Жаль, конечно, церковь. Памятник архитектуры. Может быть, когда-нибудь на его месте построят новый храм. Ведь место это намоленное, святое.

Венеры, бусинки и древние захоронения
В Мальте находится и всемирно известная стоянка древнего человека. История о том, как местный житель выкопал кость мамонта, давно превратилась в легенду, которую старшее поколение рассказывает молодым. Несколько десятков лет сюда каждый сезон наведывались экспедиции. Из земли археологи извлекали кости мамонта, шерстистого носорога, рога оленя, орудия труда первобытных людей, украшения и предметы быта.

Этот памятник древности привлек сотни тысяч туристов и археологов со всего мира. Всем хотелось поближе познакомиться с уникальными артефактами. Ученые выяснили, что на месте Мальты 21-23 тысячи лет назад находилась тундра, по которой бродили стада мамонтов, носорогов и бизонов. Их мясо служило пищей первобытным людям, а из шкур и костей сооружали жилища.

В 1958 году на смену Михаилу Герасимову, который первым начал изучать мальтинскую культуру, пришел его ученик, профессор и археолог Герман Медведев. Он также раскопал немало удивительных изделий. Среди них, например, маленькие статуэтки женщин. У них были четко вырезаны губы, профилированы ноздри и выделялся миниатюрный подбородок. Таких фигурок, получивших имя Венеры, набралось 30 штук. Еще одна находка - древняя бусинка, изготовленная из минерала «тигровый глаз». Примечательно в ней то, что до этих пор этот минерал встречался только в Индии и Южном Афганистане.

В Мальте обнаружили и единственное в регионе захоронение ребенка с богатым убранством: бусинами и подвесками из бивня мамонта, фрагментами изображения летящей птицы, кремниевыми изделиями и браслетом.

Жгли костры, пели под гитару
У местных жителей археологические изыскания также вызывали неподдельный интерес. Ребятня часто навещала участников экспедиций, смотрела, как они работают.

Раньше здесь был даже указатель «Стоянка древнего человека». Посторонним туда вход был запрещен. Но в мою молодость мы часто туда бегали. В 80-х годах археологи устанавливали палаточный городок и работали здесь весь сезон, три-четыре месяца. Приезжали в основном из Иркутска студенты, молодежь, они жгли костры, играли на гитаре. И мы к ним присоединялись, - вспоминает Динара Салиховна, жительница Мальты.

С первого класса юные «археологи» протоптали сюда дорожку. Их интересовал весь процесс работы: как снимается первый слой земли, работа скребками и кисточками, извлечение изделий, проведение замеров и фотографирование артефактов.

Описать это невозможно. Нужно видеть. Я никогда не видела такой скрупулезной работы, исследуется каждый миллиметр земли. Археологи трепетно относятся к каждому обнаруженному экспонату. Обращаются с ними очень аккуратно, чтобы не причинить ущерб.

Правда, есть в этой мальтинской достопримечательности и один существенный минус. Поскольку все село по сути представляет собой зону археологического наследия, любые строительные, земляные работы здесь запрещены. И для жителей это очень большая проблема. Для того чтобы добиться разрешения на строительство какого-либо объекта, даже маленького сарая или бани, им нужно пройти немало инстанций. Такой же процедуре подвергаются и те, кто желает просто взять землю под огород. Некоторые из мальтинцев пытались воспрепятствовать этому «безобразию» и самовольно возводили строения. Однако надзорные органы, узнав про нарушение, сразу приезжали и наказывали виновного рублем.

Мамонт и стоматолог
В начале 2000-х из-за отсутствия финансирования раскопки прекратились, и только два-три года назад они вновь были продолжены. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета на берегу реки обнаружили останки мамонтенка. Сначала они наткнулись на зуб животного, который скрывался сразу под дерном, затем, копнув поглубже, нашли и остальные останки: фрагменты черепа, костей ног, ребер. Все они находились в древней морозобойной трещине, на площади около полутора метров. Возраст отложений составил примерно 25 тысяч лет.

По предположениям Дмитрия Лохова, инженера-исследователя кафедры археологии, этнологии и истории Древнего мира, возможно, мамонтенок стал добычей древнего человека. Его отбили от стада и загнали в ловушку. Об этом можно судить по виду и расположению останков. Археологи нашли рубленые кости ног и череп. Зубы лежали отдельно. Ребра также были порублены и сложены в одну кучу.

В 2015 году исследовательские работы в Мальте были начаты позже, уже в начале сентября.

Раскопки вели прямо вдоль заборов, по всей длине переулка Производственного. Копали примерно на три метра глубиной, а сверху все было под пленкой, - рассказывает Динара. - На этот раз мы разместили участников экспедиции в Доме культуры, топили баню, поили их чаем. Работы продолжались до середины ноября. В холода они топили печь. Пока шли раскопки, для жителей отсыпали временную дорогу в обход. После завершения работ переулку вернули прежний вид. Что обнаружили археологи, нам неизвестно, знаем только, что было немало элементов костей животных.

На улице Береговой, вдоль которой много лет велись раскопки, из прежних жителей никого не осталось. Пожилые умерли, молодые разъехались. Новые жильцы знают лишь то, что здесь находится стоянка древнего человека. Правда, иногда кто-то находит любопытные фрагменты. Так, в прошлом году после сильного ливня Наталья Бурлакова, спустившись к берегу, случайно на-

Ткнулась на предмет необычной формы. Сначала она подумала, что это камень, однако присмотревшись, решила, что он больше похож на зуб. Эксперты ее догадки подтвердили. Свою находку она подарила школьному музею. Примечательно, что зуб она обнаружила не на левом берегу, где расположена стоянка, а на правом. Как он туда попал, остается загадкой. По крайне мере, детям в школе Галина Коломиец, шутя, рассказывает, что мамонт ходил к стоматологу.

Еще один экспонат школьного краеведческого музея - огромный позвонок. Его в реке выловили рыбаки. Долго не знали, куда его пристроить, а затем решили отнести в музей. Здесь же хранится челюсть неизвестного животного, кость от бедра шерстистого носорога и копия Венеры, которую музею подарила профессор из Германии Нана Наувальд.

На родниковой воде солят огурцы
Стоянка древнего человека не единственная достопримечательность Мальты. Кто не знает бутилированную минеральную воду с одноименным названием? Она реализуется по всей Иркутской области и за ее пределами. Находится источник в частной собственности. Один предприниматель взял себе участок, пробурил на нем скважину и занялся прибыльным бизнесом. Жителям Мальты и всем посторонним лицам вход туда запрещен, вот только он им и не нужен. У них есть собственный источник. Любой желающий может подойти и почерпнуть для себя родниковой воды. На вкус она слегка подсоленная. Как уверяют мальтинцы, в ней содержится немало полезных веществ. Обычно ей лечат желудочно-кишечный тракт. Для этого нужно выпивать 100 граммов воды утром и вечером. Хозяйки на основе этой воды делают неплохие соленья. Особенно удаются малосольные огурчики. Рядом с источником установлена часовенка.

Санаторий «Мальтинский» - еще одна гордость села - давно канул в Лету. В золотые для него годы сюда приезжали на отдых из Красноярского края, Бурятии, Читинской области, Якутии. Санаторий обслуживал до 1000 человек за сезон. Людей привлекали местные красоты и лечебные грязи, которые добывали с Поповских озер. Они помогали при заболеваниях суставов и опорно-двигательной системы. Грязи есть и сегодня, только пользуются ими усольские лечебницы.

Сейчас от прежнего дома отдыха остался лишь указатель при въезде в село и два здания - контора и столовая. Другие корпуса либо сгорели, либо их разобрали на нужды. Несколько лет назад и эти два строения превратились в обычные жилые дома. В планах у районной администрации создать на территории бывшего дома отдыха музей под открытым небом. Правда, когда осуществится желаемое, не знает никто.

Селфи на мамонте
Единственная достопримечательность, которая появилась здесь за последнее время, - семья мамонтов. Открытие памятника приурочили к празднованию 90-летия Усольского района. Сначала на открытой площадке перед Мальтой появились мама с мамонтенком, а позже к ним присоединился папа. Скульптурную композицию выполнил известный мастер из Тельмы Иван Зуев.

Я сразу решил, что это будет маленький мамонтенок, вытаскивающий маму из ледяной воды. С одной стороны, это спасение, с другой - пробуждение. Мамонтенок словно символизирует наше молодое поколение, которое пытается вытянуть из глубины веков информацию о прошлом. О том, что мы уже забыли. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом. Многие просто не знают о том, какие уникальные сокровища хранятся в недрах этого села, - отметил Иван Зуев.

Технология изготовления скульптуры идентична той, что использовалась при создании статуи «Родина-мать зовет» в Волгограде. Кроме того, была использована и особая техника бронзирования. Гарантия этого творения - 50 лет. Как только семья мамонтов поселилась в сельской местности, к ней нескончаемым потоком едут машины. Люди делают на фоне древних животных фото, селфи, а кто-то пытается взобраться на спину мамонтенка.

Туристов привлекает погреб
Мальтинские дети и сегодня пытаются найти уникальные артефакты. Все свои находки они несут в краеведческий музей. Там каждый год проводится конкурс на самый интересный древний экспонат. Школьники приносят старинную утварь, предметы быта. Впрочем, сегодня для них историческую ценность имеют даже такие приборы, как домашний стационарный телефон, радиоприемник, магнитофон. Ангарская геологическая экспедиция, базирующаяся в Мальте, подарила музею набор камней, а местный часовой мастер принес немало интересных часовых механизмов. Среди его презентов - корабельные часы, отсчитывающие время с точностью кремлевских.

Гордостью школы является и школьный театр «Голос», который в следующем году отпразднует 30-летний юбилей. Впечатляет репертуар театра. Среди постановок: «Юнона и Авось», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» и многое другое. Актерами выступают как дети, так и весь учительский коллектив. Здесь же проводятся районные театральные фестивали, мастер-классы.

В целом, по словам жителей, у них хорошее, спокойное село. Каждое лето Мальту посещают группы туристов. Всем интересно посмотреть на место, где много тысячелетий назад обитали мамонты, шерстистые носороги. Особенно их привлекает дом, в погребе которого и были выкопаны первые артефакты. Правда, жильцы там давно сменились и на свой участок посторонних не пускают. Да и смотреть там уже не на что - все поросло травой и грядками. У районных властей давно зреет идея организовать по мальтинским местам археологического наследия туристический маршрут. Осталось только этот замысел воплотить в жизнь.

Глава V. Культурно-массовая работа комсомола в деревне

Комсомольцы - организаторы досуга молодежи

Колхозная молодежь, умеющая упорно, настойчиво, самоотверженно трудиться на помощь фронту, любит в свободный час спеть хорошую песню, прослушать музыку, обменяться веселой шуткой, поплясать. Велико у молодежи стремление и к знаниям - к изучению истории, географии, литературы, техники.

Война оставляет немного времени для отдыха, но тем разумнее нужно использовать это время. Хорошо проведенные минуты отдыха дают зарядку для многих часов труда.

Комсомольцы должны выступать вожаками молодежи не только в труде, но и в организации учебы и досуга молодежи.

Культурно-массовая работа основана на широкой самодеятельности масс и должна отвечать самым разнообразным интересам молодежи.

Увлекательная лекция, товарищеская, беседа, литературный или военный вечер, смотр самодеятельности, чтение вслух лучших произведений классической и советской литературы, экскурсии, коллективное посещение кино, обсуждение книг, кинокартин, спектаклей, драматические, хоровые и музыкальные кружки, кружки народных танцев и плясок и многое, многое другое - все эти интересные и занимательные виды культурно-массовой работы должны найти свое место в работе комсомольских организаций колхозов и совхозов. Они открывают неисчерпаемые возможности для воспитания у молодежи чувства горячей любви к родине, гордости за великую, бессмертную культуру нашего народа.

Советское государство, заботясь о культурном развитии трудящихся, и во время войны отпускает десятки и сотни миллионов рублей на нужды политико-просветительных учреждений. На территории каждого сельского совета создается изба-читальня, отпускаются средства для ее работы, выделяется специальный работник - заведующий избой-читальней, избач.

Изба-читальня - центр культурной жизни села. Это одновременно и боевой агитпункт, и клуб, и читальня. Это важнейший очаг массовой работы с молодежью. Здесь сосредоточена общественная жизнь деревни. В хорошей избе-читальне всегда многолюдно. И стар и млад заходят сюда на огонек: почитать свежую газету, посоветоваться со знающим человеком, побеседовать о том, что делается на фронте, поговорить о колхозных делах.

Здесь можно послушать интересный доклад о текущих событиях, встретиться с героем отечественной войны, записаться в интересный кружок.

Поэтому сельские комсомольцы должны всячески стремиться к улучшению работы своей избы-читальни.

Как следует организовать работу избы-читальни и что для этого могут сделать комсомольцы?

Прежде всего каждую избу-читальню надо оборудовать, благоустроить, придать ей уютный и культурный вид. В запущенную избу-читальню, в которой грязно, неуютно, не топлено, нет свежих газет и книг, никто не пойдет.

Другое дело, если изба-читальня находится в хороших, заботливых руках. О работе такой избы-читальни в Ново-Щаповском сельсовете Клинского района Московской области рассказывает избач тов. Конторщиков:

«Когда спускается вечер, вереницей тянется народ в нашу избу-читальню, как в уютный родной дом. Идут сюда и старые и малые: почитать, послушать беседу, отдохнуть.

Чистый крашеный пол, оклеенные обоями стены, белые занавески на окнах, портреты вождей, географическая карта, красочно оформленные витрины, фотогазеты, боевые лозунги, иллюстрированные монтажи, цветы на столах - таков внутренний вид нашей избы-читальни.

Стены внутри здания хорошо оформлены. Здесь вы увидите доску почета, лозунг, зовущий к напряженному труду, или монтаж «Чем ты помог сегодня фронту?», где колхозник прочтет имена своих соседей, сдавших теплые вещи, деньги, продукты в фонд помощи Красной Армии. Они как бы наглядно, агитируют, убеждают посетителей в том, что труд их есть вклад в великое дело борьбы с германскими захватчиками, что от стойкости, выдержки и самоотверженной работы каждого патриота зависит победа.

При избе-читальне работает несколько кружков, есть свой хор, который разучил много русских народных песен, создан драматический кружок».


Чтобы развернуть по-настоящему культурно-массовую работу на селе, комсомольцы должны прежде всего привести в порядок свою избу-читальню: отремонтировать ее, починить столы, скамейки, табуретки, украсить стены новыми плакатами и лозунгами, оборудовать, если позволяет площадь, сцену.

Когда комсомолка Рая Ягафарова приняла избу-читальню в селе Татарские Выселки, в ней было холодно и пустынно: голые, оборванные стены, разрушенная сцена. На книжной полке две-три старых брошюрки. С первых же дней Ягафарова убедилась, что одной привести избу-читальню в порядок будет трудно. Требовалось прежде всего создать актив. На помощь Ягафаровой пришли комсомольцы. Первым делом они организовали сбор книг, и вскоре в избе-читальне появилась библиотека, насчитывающая до 3 тысяч книг. С помощью комсомольцев Ягафарова привела в порядок помещение, украсила его. Теперь изба-читальня стала любимым местом отдыха молодежи.

Как организовать работу в избе-читальне

Изба-читальня - это прежде всего центр политической информации населения. Колхозники, наша молодежь с величайшим интересом следят за положением на фронтах отечественной войны, за событиями в нашей стране и в международной жизни. Удовлетворить эти запросы, дать ответ на волнующие темы, быть на уровне возросшей политической активности масс - прямой долг и обязанность избача.

В организации политической информации избачу многим могут помочь комсомольцы. Лучшие комсомольские агитаторы должны дежурить в избе-читальне для проведения бесед, для ответа колхозникам на непонятные вопросы, для разъяснения важных военных и правительственных сообщений.


Большую помощь в организации политической информации могут оказать сельские учителя, школьники старших классов. Учителю - почетная роль в избе-читальне. Он и беседу проведет, и кружком может руководить, и разъяснить непонятный вопрос. Учителя и кольники могут изготовить для избы-читальни самодельную географическую карту, флажками обозначить места, где происходят боевые действия. Учитель может помочь чтецам, беседчикам, агитаторам.

Нельзя, конечно, ограничиваться одними беседами и читками газет. С огромным интересом послушает сельская молодежь рассказы бойцов, вернувшихся с фронта, поучится у фронтовиков смелости и отваге, научится ненавидеть врага.

Чтение писем земляков с фронта - важное, интересное, волнующее дело. Его могут хорошо организовать комсомольцы. Для этого надо широко использовать яркие письма с фронта, публикуемые в «Комсомольской правде».

Чтение и обсуждение в кругу молодежи таких писем - большое событие. Оно заставит каждого юношу и девушку подумать о цели жизни, вызовет страстное желание быть похожими на героев отечественной войны.

Во многих избах-читальнях комсомольцы устраивают художественно оформленные витрины «Письма родных и земляков из действующей армии», а также выставки портретов земляков - героев отечественной войны. Комсомольцы достают фотографии своих земляков, отличившихся на фронтах, либо вырезают их снимки из газет и журналов; если есть свои художники, рисуют их. Под портретами помещается краткое описание подвига земляка-героя. Вместо подписи можно поместить вырезку да письма, полученного с фронта.

Не малое место занимает в культурно-массовой работе избы-читальни наглядная агитация.

Подобно выставке портретов героев можно устроить различные фотомонтажи из журнальных и газетных снимков, написать или перерисовать «окна ТАСС» и т. п.

Подобные монтажи и плакаты сделать несложно и просто. К работе над ними можно с успехом привлекать местных художников-самоучек, особенно старших школьников.

Большой опыт в устройстве таких самодельных плакатов имеется у библиотекарей, учителей. Они помогут в отборе материала, сделают вырезки из газет и журналов, подскажут, как лучше их оформить.

Молодежь советской деревни любит и уважает хорошую книгу. На такую книгу всегда большой спрос.

Комсомольской организации нельзя ограничиться только созданием или укреплением местной сельской библиотеки, - надо еще донести книгу до молодежи. Хорошим средством воспитания у молодежи любви к книге является коллективное чтение художественных произведений и их обсуждение. В каждой организации найдется несколько хорошо грамотных комсомольцев, которые помогут избачу организовать коллективное чтение. Учителя посоветуют, какую книгу следует прочитать вслух, подскажут чтецу, как лучше ее читать. Вовсе не надо стремиться прочитать книжку за один вечер. Большое произведение можно разделить на несколько вечеров, и тогда слушатели будут с нетерпением ожидать следующей встречи с героями книги.

Во многих избах-читальнях устраиваются литературные вечера, участники которых обсуждают произведение, прочитанное всеми заранее. Хорошо провести такой литературный вечер с обсуждением лучших образцов классической и советской литературы. К такому вечеру надо готовиться заранее. Следует широко оповестить молодежь о том, какое произведение будет обсуждаться, подготовить товарища, который выступит с вступительным словом, организовать предварительное чтение этого произведения.

Редко у нас проводится обсуждение кинофильмов. А ведь герои кинофильмов - это часто любимые герои молодежи.

Чем более изобретательными будут комсомольцы при организации таких вечеров, тем интереснее, живее, увлекательнее они пройдут, тем больший след оставят они в памяти каждого участника.

Запросы нашей молодежи широки и разнообразны. Хорошо бы организовать беседы и лекции на темы о военном деле, о различных видах оружия, на исторические темы, по географии, астрономии, о различных явлениях природы, жизни растений и животных, по санитарии и гигиене.

Особое место должны занять лекции и беседы на агротехнические темы. Их с успехом может провести агроном или зоотехник, если к нему обратятся с просьбой комсомольцы. Сейчас, когда молодежь стала решающей силой в сельском хозяйстве, наша задача - постоянно помогать ей овладевать агротехническими знаниями, готовить новые кадры для колхоза. В некоторых избах-читальнях устраиваются интересные вечера-встречи старых мастеров колхозных полей с молодежью. На таких вечерах старые и молодые колхозники обмениваются опытом: молодежь учится у старых, бывалых тружеников земли мастерству получения высоких урожаев. Такие вечера пользуются большим успехом на селе и приносят несомненную пользу.

Большое значение приобрела в нынешних условиях справочная работа избы-читальни. У колхозников в связи с войной возникает множество новых, самых разнообразных вопросов, которые непосредственно задевают жизненные интересы молодежи. Например, вопрос о льготах семьям военнослужащих, о порядке выплаты пенсии инвалидам войны, о том, как отыскать родных, ушедших в армию, и т. д. Некоторые избы-читальни при помощи комсомольцев хорошо поставили такую справочную работу. Заведующая Серпейской избой-читальней Мещовского района Смоленской области тов. А. Фатова рассказывает, как после восстановления избы-читальни, разрушенной фашистскими разбойниками, она организовала стол справок:

«Когда я вывесила объявление о том, что начал работать справочный стол, ко мне охотно пошли за справками, с просьбами написать письмо, заявление. Во многом мне помогли комсомольцы. В мое отсутствие они дежурили, выдавали справки, писали по просьбе колхозников письма на фронт».


Справочная работа повышает авторитет избы-читальни, укрепляет связь избы-читальни и работающих в ней комсомольцев с колхозниками.

В Вершниковскую избу-читальню Горьковской области за справками сначала приходили главным образом жены мобилизованных в Красную Армию, просили составить письмо, заявление, выхлопотать пособие. Избач и его актив помогали во всех этих делах. Теперь сюда обращаются уже по самым разнообразным вопросам: по агротехнике, медицине, по педагогическим, правовым и многим другим вопросам. Число справок, выдаваемых избой-читальней, непрерывно растет.

Разнообразные кружки, организуемые комсомольцами при избе-читальне, помогают вовлекать молодежь в общественную жизнь колхоза, в активную комсомольскую работу.

Особенно большое распространение в деревне получили кружки художественной самодеятельности - драматические, хоровые, песни и пляски, музыкальные. Кому, как не комсомольской организации, выступать инициатором создания таких кружков, направлять их деятельность?

Первое, за что следует взяться комсомольцам при создании самодеятельных кружков, - это выявить, объединить всех желающих заниматься в таких кружках. При этом не следует пугаться, если желающих вначале будет слишком много. В процессе работы случайные люди быстро отсеются.

При создании драматического кружка труднее всего найти руководителя. Лучше всего, если им станет преподаватель литературы ближайшей школы или кто-нибудь из одаренных учеников старших классов.

На первых порах кружку следует начинать работу с постановки маленьких, одноактных пьес, скэтчей, сценок, для которых не нужно много действующих лиц и сложных декораций. Такой репертуар к тому же позволит чаще менять программу. При выборе пьесы надо помнить о том, чтобы ее тема соответствовала боевым задачам дня.

Приступая к работе над пьесой, руководитель и участники кружка должны предварительно обсудить ее на занятии кружка, разобраться в идее этого произведения, выяснить характеры и особенности каждого действующего лица, его отношение к другим героям пьесы.

Даже на мало приспособленной площадке сельской избы-читальни или клуба можно хорошо оформить постановку, (нужно лишь проявить изобретательность.

Участникам драмкружка не надо ограничиваться только работой над постановкой пьесы. Хорошо будет, если кружковцы, не занятые в пьесе, подготовят декламацию стихов. Это даст возможность и разнообразить программу вечера и вовлечь в активную работу кружка больше молодежи.

Работа кружка будет интересной и плодотворной, если комсомольские организации будут серьезно, повседневно помогать его руководителю.

Песня всегда была верным спутником русского человека в труде и в бою. В каждом селе много любителей пения. Поэтому создать хор - дело нетрудное. Лучший из певцов, наиболее музыкальный, может стать руководителем хора. Петь хорошо под аккомпанемент гармошки или гитары. Новые песни можно разучивать по слуху, мелодию и слова записать но радио. Если на селе есть патефон, песни можно разучить, слушая пластинки. Хоровые кружки должны широко пропагандировать русскую народную песню, новые боевые песни советских поэтов и композиторов, песни великой отечественной войны.

В минуту досуга молодежь любит потанцовать. Почему бы комсомольцам не выступить организаторами этого увлекательного дела? В каждом селе найдется хороший плясун, танцор. Ему и можно поручить организацию кружка народного танца.

Не следует забывать и о музыкальном кружке. Любителей музыки среди молодежи на селе много. Надо собрать товарищей, имеющих музыкальные инструменты, посоветоваться с ними, подобрать руководителя из числа наиболее подготовленных людей и вместе с ними наметить программу работы кружка.

Можно отдельно собирать гармонистов, любителей играть на струнных инструментах.

Выступать на вечерах могут одновременно несколько кружков. Это позволит сделать концерт разнообразным и интересным. Помимо кружков могут быть выступления отдельных людей - солистов: певцов, рассказчиков, плясунов, декламаторов, музыкантов, гармонистов и т. д.

Хорошо организовать конкурс на лучшего гармониста, гитариста, лучшего исполнителя народных песен. Такие конкурсы всегда привлекают большое внимание молодежи. Конкурсы и смотры художественной самодеятельности, устраиваемые по инициативе комсомольских организаций, привлекают новые силы, помогают выдвигать талантливых, одаренных людей из молодежи.

Конкурс художественной самодеятельности можно устроить сначала в одном селе, по колхозам данного сельсовета, а затем уже лучшие силы собрать на районный смотр самодеятельности. В самом ходе конкурса или смотра обычно вырастают новые кружки, появляются новые участники самодеятельности, живей начинает биться комсомольская жизнь на селе.

Хорошая организация самодеятельности поднимает активность молодежи, сплачивает ее вокруг комсомольских организаций. Молодежь видит в лице комсомольцев своих вожаков, организаторов и жадно тянется к работе, пополняет ряды сельского комсомола.

Вечера молодежи - одна из лучших форм массовой работы комсомола. Если на селе хорошо работают самодеятельные кружки, подготовить и провести интересный вечер молодежи будет нетрудно.

Открыть вечер можно докладом на какую-либо тему, интересующую молодежь: о героях отечественной войны и их подвигах, о текущем моменте и т. д.

Докладчика на вечер следует пригласить из районного центра. Им может быть также и земляк-участник отечественной войны, избач, учитель местной школы или кто-нибудь из хорошо подготовленных комсомольцев. После доклада хорошо организовать выступления кружков художественной самодеятельности, пляску, танцы.

Интересный вечер организовали комсомольцы совхоза имени Кирова Кваркенского района Чкаловской области. Доклад о боевых традициях комсомола сделала инструктор обкома комсомола тов. Данилова. За ней слово взял фронтовик Проша, до войны работавший в совхозе. Содержательный доклад, горячее выступление комсомольца-фронтовика, участника обороны Сталинграда, взволновали молодежь.

На вечере выступил кружок художественной самодеятельности, потом физкультурники показали гимнастические упражнения. Вечер закончился выступлением самодеятельного духового оркестра и танцами.

После вечера четыре молодых колхозника и две слушательницы курсов трактористов заявили о своем желании вступить в комсомол. Такие вечера проводят многие комсомольские организации, и они всегда дают положительные результаты.

Очень важно привлечь к организации такого вечера как можно больше колхозной молодежи. Дайте молодым колхозникам, которые стояли в стороне от общественной жизни, какое-нибудь поручение по подготовке вечера, помогите им советом, поддержите их инициативу, и они скоро могут стать активными участниками всех начинаний комсомольцев.

Летом из участников художественной самодеятельности можно организовать агитбригады. Члены такой агитбригады, работая в поле наравне с другими колхозниками, в свободное от работы время организуют небольшие концерты, помогают выпускать боевые листки, проводят беседы, вслух читают газеты, книги, сочиняют веселые частушки на местные темы.


Агитбригада Хуторской избы-читальни Нижне-Увельского района Челябинской области, которой руководит Николай Овчинников, известна далеко за пределами сельсовета. Ее тепло встречают колхозники в поле. Руководитель бригады обычно проводит беседу с колхозниками, а потом устраивается небольшой концерт: показывается короткая пьеса или сценка, исполняются песни и пляски, выступает струнный оркестр, а иногда физкультурники.

Особой популярностью пользуется исполнение частушек на местные темы. Избача Овчинникова, составителя частушек, на селе так и называют «мастером частушечных дел». Особенно в них достается нерадивым колхозникам. Агитбригада допекает их своей меткой и острой сатирической частушкой.

Комсомольская организация должна помнить, что успех культурно-массовой работы в огромной степени зависит от избача. Если заведующий избой-читальней культурный, хорошо подготовленный, энергичный человек, и в избе-читальне закипит работа, и комсомольской организации работать будет легче. Поэтому подбор хорошего избача является кровным делом комсомольской организации.

«Каждый шаг в работе, - говорит М. И. Калинин, - каждое слово избача, могущее влиять на людей, должны быть направлены на помощь фронту. Работа избачей - дело трудное, но благородное и увлекательное. Это - работа для души. Человек чувствует, что он несет просвещение в массы. Что может быть увлекательнее, когда сознаешь, что ты расширяешь умственный кругозор народных масс».


Больше половины избачей - комсомольцы. Это факт положительный. Но избачам надо повседневно помогать в работе, повышать их политическую и деловую подготовку. Вокруг избы-читальни следует создать крепкий актив.

К этой работе можно привлечь активных комсомольцев, учителей, агрономов, врачей, колхозников-активистов.

Одной из форм объединения такого актива является совет при избе-читальне. Совет привлекает к работе все культурные силы деревни, рассматривает план работы избы-читальни, обсуждает вопросы практической ее деятельности, заслушивает доклады руководителей кружков, заведующих красными уголками и т. д.

Совет следит также за выполнением бюджета избы-читальни, за сохранностью ее имущества, своевременным ремонтом и содержанием помещения в чистоте и порядке. Члены совета сами работают в бригадах, в красных уголках и на десятидворках и распределяют между собой обязанности по организации и руководству отдельными участками работы: военно-оборонной, агротехнической, справочной, художественной самодеятельности и т. п. Совет избы-читальни отчитывается о своей работе перед сельским советом депутатов трудящихся. Комсомольская организация должна принимать активное участие во всей работе совета избы-читальни.

Культурно-массовая -работа на селе - важный участок деятельности комсомола. Нельзя думать, что она ограничивается только избой-читальней.

Руководитель комсомольской организации должен быть в курсе того, что читает молодежь, герои каких произведений волнуют их, о чем мечтает узнать юноша, увлекающийся историей, военным делом или географией. Умело направлять эти интересы и запросы, неустанно заботиться о повышении знаний, политического кругозора молодежи - настоятельная задача комсомольского руководителя.

В организации культурно-массовой работы всегда следует руководствоваться указаниями Михаила Ивановича Калинина, который на московском совещании по политпросветработе говорил:

«Постоянно вносите в культурно-просветительную работу политические элементы. В данный момент все свое внимание сосредоточьте на помощи фронту во всех ее формах, в самых различных проявлениях. Тот из культурных работников, из избачей, кто эту линию будет проводить удовлетворительно, тот сделает большое политическое дело».


- {{изба чит{}а{}льня}} избы читальни; мн. избы читальни, изб читален; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней. * * * изба читальня один из видов сельских клубных учреждений в СССР до… … Энциклопедический словарь

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР до нач. 60 х гг … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 библиотека (19) туалет (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ж. Культурно просветительное учреждение в сельской местности (в СССР в 20 60 х годах XX в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

изба-читальня - , ы и, ж. Читальня в помещении крестьянского дома. ◘ У нас теперь сделались центрами политико воспитательной работы в рабочих районах клубы, а в деревне избы читальни (Молотов). БАС, т. 5, 86. Постановлено: на гонорар рабкоров закупить… … Толковый словарь языка Совдепии

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Возникли в первые годы Советской власти. В некоторых национальных республиках, округах, краях, областях были созданы передвижные И. ч. красные чайханы, красные чумы, красные юрты и др.… … Большая советская энциклопедия

изба-читальня - изб а чит альня, изб ы чи т альни … Русский орфографический словарь

изба-читальня - (1 ж 1 ж), Р. избы/ чита/льни … Орфографический словарь русского языка

изба-читальня - избы/ чита/льни; мн. и/збы чита/льни, изб чита/лен; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней … Словарь многих выражений

изба-читальня - изб/а/ чит/а/ль/н/я … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Пепел Одессы стучит в мое сердце Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Пепел Одессы стучит в моё сердце" составлен редакторским коллективом литературно-художественного портала" Изба-Читальня" по материалам авторов сайта.. Главная идея настоящего…
  • Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Крым - русская земля. Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет!"составлен членами редакционной коллегии и художественного совета литературно-общественного объединения"…

Лучшие статьи по теме