Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Отношение автора к вишневому саду. Как характеризует героев пьесы А

Ермолай Алексеевич Лопахин
I. История жизни: “Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу...Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской” (Лопахин о себе); «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил с пьяна, и всё палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья» (Лопахин о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вам уже известно, ваш вишнёвый сад продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания!» ; «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» ; «Напоминаю вам господа: двадцать второго августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..»
III. Мнение окружающих персонажей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно» (цитата Лопахина к Раневской); «Он хороший человек» (Раневская о Лопахине); «Человек, надо правду говорить... достойнейший...» (Симеон-Пищик о Лопахине); «...Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен» (Трофимов о Лопахине); «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» (Трофимов к Лопахину);

Любовь Андреевна Раневская
I. История жизни: «Я всегда ссорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время,- это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днём, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно. И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей...» (Раневская о себе); «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки...» (Аня о матери); «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая...» (Раневская о себе); «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у неё ничего не осталось, ничего» (Аня о матери);
II. Отношение к происходящему: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это наш вишнёвый сад» ; «Что же нам делать? Научите, что?»; «А Леонида всё нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь всё уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!»; «Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на её имя, - нам она не верит, - а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить. (Закрывает лицо руками.) Сегодня судьба моя решается, судьба...»; «Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать. Спасите меня, Петя»; «...Без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»; «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...»
III. Мнение окружающих персонажей: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Лёгкий, простой человек» (Лопахин о Раневской); «Хотелось бы только, … чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде» (Лопахин к Раневской); «Сестра не отвыкла ещё сорить деньгами» (Гаев о Раневской); «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы её волю, она бы всё раздала» (Варя о Раневской);
Аня
I. История жизни: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый партер с книжкой, и накурено, неуютно»; «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад...»
II. Отношение к происходящему: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад»; «Мы посадим Новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»
III. Мнение окружающих персонажей: «Как ты похожа на свою мать!» (Гаев об Ане); «Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...» (Гаев об Ане);
IV.
Варя
I. История жизни: «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и всё мечтаю...» (Обращается к Ане); «Уже три года так бормочет. Мы привыкли» (Варя про Фирса).
II. Отношение к происходящему: «Если бы господь помог!»; «Дядечка купил, я в этом уверена»;
III. Мнение окружающих персонажей: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа» (Раневская о Варе); «Она хорошая девушка», «Она у меня из простых, работает целый день...» (Раневская о Варе); «Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви» (Трофимов о Варе); « Уж очень она усердная, не в своё дело суётся» (Трофимов о Варе);
Леонид Андреевич Гаев
I. История жизни: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно...» (Гаев о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дряным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»;
III. Мнение окружающих персонажей: «Я тебе верю, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать», «Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее» (Аня о Гаеве); «Какой ты хороший, дядя, какой умный!» (Аня о Гаеве);
Пётр Алексеевич Трофимов
I. История жизни: «А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить...» (Аня о Пете); «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» (Трофимов о себе);
II. Отношение к происходящему: Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»; «Продано ли сегодня имение или не продано - не всё ли ровно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»;
III. Мнение окружающих персонажей: « Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы негустые, очки» (Раневская о Пете); «Наш вечный студент всё с барышнями ходит» (Лопахин о Пете); «Какой вы умный, Петя!» (Раневская о Пете); «Облезлый барин» (Варя о Трофимове); «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» (Варя о Трофимове); «Вы смело смотрите вперёд, и не потому ли, что не видите и не ждёте ничего страшного, так ка жизнь ещё скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца...» (Раневская к Трофимову); «Я вас люблю, как родного» (Раневская к Трофимову); «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...», «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа» (Раневская к Трофимову);
Фирс
I. История жизни: «Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши ещё на свете не было... (Смеётся.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...»;
II. Отношение к происходящему: « В прежнее время, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...» ;
III. Мнение окружающих персонажей: «Спасибо, Родной», «Спасибо, мой старичок», «Я так рада, что ты ещё жив» (Раневская о Фирсе); «Надоел ты, дед. Хоть бы поскорее подох» (Яша к Фирсу);

Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик

В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада».

Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.

На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.

Краткие характеристики главных действующих лиц

Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.

Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.

По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.

В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич , центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.

Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.

Аня, дочь Раневской . Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.

Краткие характеристики второстепенных персонажей

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.

Варя приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.

Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.

Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.

Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.

Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.

Фирс – самый старый персонаж, для которого отмена крепостного права стала величайшей трагедией. Он искренне привязан к своим хозяевам. И его смерть в пустом доме под звук вырубаемого сада весьма символична.

Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.

Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.

Тест по произведению

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" очень важно правильно понять. Это необходимо для уяснения того, как Чехов относился к преставителям дворянства. В нашей статье подробно описан образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Гаев - это брат главной героини произведения, Раневской, практически ее двойник. Образ его, однако, менее значителен, чем образ этой женщины. Именно поэтому интересующий нас герой представлен как "брат Раневской" в списке действующих лиц, хотя он старше своей сестры и обладает такими же правами на имение.

Социальное положение Гаева

На фото выше представлен Станиславский в роли Гаева. Леонид Андреевич Гаев - это помещик, который проел свое состояние "на леденцах". Он ведет достаточно праздный образ жизни. Тем не менее он удивляется тому, что сад необходимо продать за долги. Этому человеку уже 51 год, однако у него нет своей семьи. Гаев проживает в старом имении, разрушающемся прямо у него на глазах. Он находится под опекой Фирса, старого лакея. Характеристику Гаева следует дополнить и тем, что он постоянно пытается занять денег у кого-нибудь для того, чтобы хотя бы покрыть проценты по своим долгам и по долгам своей сестры. для него является погашение всех кредитов. Этот помещик надеется получить наследство от кого-нибудь, выдать Анну за обеспеченного человека, отправиться в Ярославль, где можно попробовать попытать счастья у графини-тетушки.

Карикатура на дворянство

Образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" - это карикатура на дворянство. Отрицательные качества помещицы Раневской еще более уродливо представлены в характере ее брата, что подчеркивает комизм всего происходящего. Описание Гаева, в отличие от Раневской, помещено главным образом в ремарках. Его характер раскрывается в основном через действия, а другие персонажи пьесы говорят о нем крайне мало.

Отношение окружающих к Гаеву

Автор очень мало рассказывает нам о прошлом Гаева. Однако мы понимаем, что этот человек образован, что он умеет облачить мысли в красивые речи, хотя и пустые. Всю свою жизнь интересующий нас герой прожил в имении. Он являлся завсегдатаем мужских клубов, где предавался игре в бильярд, любимому своему занятию. Именно оттуда Гаев приносил все новости. Здесь же ему предложили должность служащего в банке с хорошим годовым окладом в 6 тысяч. Окружающих очень удивило это предложение. Сестра Гаева прямо говорит Леониду Андреевичу: "Где тебе! Сиди уж". Лопахин также высказывает свое сомнение по этому поводу, считая, что Гаев не сможет удержаться на предложенном месте, так как он "ленив очень". Только Аня, племянница героя, верит в него.

Чем же вызвано это недоверие по отношению к Гаеву? Окружающие выказывают даже некоторое пренебрежение этому герою. Даже лакей Яша неуважительно к нему относится. Давайте разрешим этот вопрос, что поможет нам лучше понять образ Гаева в пьесе "Вишневый сад".

Леонида Андреевича

Гаев - это человек, которого можно назвать пустословом. Он порой пускается в разглагольствования в самые неподходящие моменты. Из-за этого его собеседники теряются и часто просят его замолчать. Гаев Леонид Андреевич сам осознает это, однако не может справиться с неприятной чертой своего характера. Кроме того, характеристика образа Гаева должна быть дополнена тем, что он очень инфантилен. Леонид Андреевич не может отстаивать свое мнение, даже не способен толком сформулировать свою точку зрения. Этот герой часто не может сказать что-то по существу. Вместо этого он произносит свое любимое слово "кого". В речи интересующего нас героя постоянно появляются также неуместные бильярдные термины.

Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами

Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич - взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.

Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.

Дорог ли Гаеву вишневый сад?

Образ Леонида Гаева раскрывается и в его отношении к вишневому саду. Для нашего героя он значит очень много, как и для его сестры. Гаев не хочет принимать предложение Лопахина, как и Раневская. Он считает, что "пошло" было бы разбить на участки свое имение и сдавать их в аренду. Ведь это приблизит его семейство к дельцам, подобным Лопахину. Это было бы недопустимо для Леонида Андреевича, поскольку он считает себя подлинным аристократом и поглядывает свысока на купцов, подобных Ермолаю Алексеевичу. Когда Гаев возвращается с аукциона, где было продано его имение, он подавлен, на его глазах видны слезы. Однако когда он слышит удары кия о шары, его настроение сразу же улучшается. Данный факт говорит нам о том, что герою не свойственны глубокие переживания. Это важная черта, дополняющая образ Гаева в пьесе "Вишневый сад" Чехова.

Значение образа Гаева

Интересующий нас персонаж замыкает цепь, которая состоит из образов дворян, изображенных Антоном Павловичем Чеховым. Автор представил нам "героев своего времени" - прекрасно образованных аристократов, которые не могут отстоять свои идеалы. Из-за этой слабости дворян такие люди, как Лопахин, имеют возможность занять господствующее положение в обществе. Антон Павлович специально максимально занизил образ Гаева в комедии "Вишневый сад", сделав его карикатурным. Это было необходимо для того, чтобы показать степень обмельчания дворян.

Удался ли автору "Вишневый сад"?

Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии "Вишневый сад" знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности "Вишневого сада" с художественной точки зрения.

Цели урока:

образовательная:

  • расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
  • закрепить теоретические знания - образ, символ;

развивающая:

  • развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Методы:

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Вся Россия - наш сад.
А.П.Чехов

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное - красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

Слайды 1, 2, 3

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через "поиск ассоциаций" учащиеся должны увидеть картины зеленого "гая", или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками "ранет", следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с "любовью к саду". Также могут возникнуть ассоциации этого имени с "раной", с "раненым садом".

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с "лопатой", кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
Раневская Гаев Аня Лопахин

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад".

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

"И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад".

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

"Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше".

Сад - надежды на будущее.

"Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода".

"Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает"

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

Слайды 9,10

(Для Фирса сад - барское благополучие.

"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!"

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...".

"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.)

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: "Вся Россия - наш сад". А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: "Какое будущее ждет Россию?"

Лучшие статьи по теме