Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Кому на руси жить хорошо кому сказал. Николай алексеевич некрасов кому на руси жить хорошо

Кому на руси жить хорошо кому сказал. Николай алексеевич некрасов кому на руси жить хорошо

Николай Алексеевич Некрасов

Кому на Руси жить хорошо

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.

За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»

Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…

«Куда?..» – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!

На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:

«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем!..»

Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!

Косушки по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!

Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…

Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк свое кричит!

Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рев, и гул!

Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!

Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!

Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…

Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…

Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.

Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»

«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» -
Сказал угрюмый Пров.

«Да по ведру бы водочки», -
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.

«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», -
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».

«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»

Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:

«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».

– А что ты дашь? -
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»

– А где, пичуга малая, -
Спросили братья Губины, -
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? -

«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».

– Скажи! -
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку -
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести -
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кому на РУСИ жить хорошо. Николай Некрасов

    ✪ Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (содержательный анализ) | Лекция №62

    ✪ 018. Некрасов Н.А. Поэма Кому на Руси жить хорошо

    Открытый урок с Дмитрием Быковым. "Непонятый Некрасов"

    ✪ Лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (анализ тестовой части) | Лекция №63

    Субтитры

История создания

Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века . Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года . Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом , однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год . Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир - на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир - на весь мир».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

Сюжет и структура поэмы

Предполагалось, что в поэме будет 7 или 8 частей, но автор успел написать лишь 4, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Поэма написана трехстопным ямбом.

Часть первая

Единственная часть, не имеющая названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (). По первому четверостишию поэмы можно сказать, что Некрасов первоначально пытался анонимно охарактеризовать все проблемы Руси того времени.

Пролог

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

У них завязался спор:

Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?

Они высказали 6 вариантов ответа на этот вопрос:

  • Роман: помещику ;
  • Демьян: чиновнику ;
  • братья Губины - Иван и Митродор: купцу ;
  • Пахом (старик): министру , боярину;

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. В прологе они также находят скатерть-самобранку, которая будет кормить их, и отправляются в путь.

Глава I. Поп

Глава II. Сельская ярмонка.

Глава III. Пьяная ночь.

Глава IV. Счастливые.

Глава V. Помещик.

Последыш (из второй части)

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свиде­те­лями странной сцены: на трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказы­ва­ется, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. За это родствен­ники после­дыша-Утятина обещают мужикам пойменные луга. Но после долго­жданной смерти После­дыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьян­ский спектакль оказывается напрасным.

Крестьянка (из третьей части)

В этой части странники решают продолжить свои поиски того, кому «жить весело, вольготно на Руси» среди женщин. В селе Наготине бабы сказали мужикам, что есть в Клину «губернаторша» Матрёна Тимофеевна: «доброумнее и глаже - бабы нет». Там семеро мужиков находят эту женщину и убеждают её рассказать свою историю, в конце которой она разуверяет мужиков в своём счастье и в женском счастье на Руси в целом:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..

  • Пролог
  • Глава I. До замужества
  • Глава II. Песни
  • Глава III. Савелий, богатырь, святорусский
  • Глава IV. Дёмушка
  • Глава V. Волчица
  • Глава VI. Трудный год
  • Глава VII. Губернаторша
  • Глава VIII. Бабья притча

Пир - на весь мир (из четвёртой части)

Эта часть является логическим продолжением второй части («Последыш»). В ней описывается пир, который закатили мужики после смерти старика Последыша. Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих - Гриша Добросклонов, сын попа, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь», к слову, использованной В. И. Лениным в статье «Главная задача наших дней». Заканчивается произведение словами:

Быть бы нашим странникам
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей
Силы необъятные,
Услаждали слух его
Звуки благодатные,
Звуки лучезарные
Гимна благородного -
Пел он воплощение
Счастия народного!..

Такая неожиданная концовка возникла потому, что автор осознавал свою скорую смерть, и, желая закончить произведение, логически завершил поэму в четвёртой части, хотя в начале Н. А. Некрасов задумывал 8 частей.

Список героев

Временнообязанные крестьяне, отправившиеся искать, кому живется весело, вольготно на Руси:

Иван и Митродор Губины,

Старик Пахом,

Крестьяне и холопы:

  • Артём Дёмин,
  • Яким Нагой,
  • Сидор,
  • Егорка Шутов,
  • Клим Лавин,
  • Влас,
  • Агап Петров,
  • Ипат - холоп чувствительный,
  • Яков - холоп верный,
  • Глеб,
  • Прошка,
  • Матрёна Тимофеевна Корчагина,
  • Савелий Корчагин,
  • Ермил Гирин.

Помещики:

  • Оболт-Оболдуев,
  • князь Утятин (последыш),
  • Фогель (Мало информации на этого помещика)
  • Шалашников.

Другие герои

  • Елена Александровна - губернаторша, принимавшая роды Матрёны,
  • Алтынников - купец, возможный покупатель мельницы Ермилы Гирина,
  • Гриша Добросклонов.

Николай Алексеевич Некрасов

Кому на Руси жить хорошо

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шел в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребенка окрестить.
Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В свое же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале – то скорей.
Идут – перекоряются!
Кричат – не образумятся!
А времечко не ждет.

За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»

Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…

«Куда?..» – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!

На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:

«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Верст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали – не дойдем,
Присядем, – делать нечего.
До солнца отдохнем!..»

Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костер, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!

Косушки по три выпили,
Поели – и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины,
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров кричит: царю!

Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…

Гляди – уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк свое кричит!

Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! – направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рев, и гул!

Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрепанный,
И наутек пошел!
За ним галчата малые
Вверху березы подняли
Противный, резкий писк.
А тут еще у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнездышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? – не найдет!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи желтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит и черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!

Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!

Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…

Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймет!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…

Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.

Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»

«Не надо бы и крылышек,
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день, -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» -
Сказал угрюмый Пров.

«Да по ведру бы водочки», -
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.

«Да утром бы огурчиков
Соленых по десяточку», -
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».

«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»

Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:

«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».

– А что ты дашь? -
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»

– А где, пичуга малая, -
Спросили братья Губины, -
Найдешь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? -

«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».

– Скажи! -
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямехонько версту:
Придете на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка.
Добудьте вы ее, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобраная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
«Эй! скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь – пустите птенчика!»
Утроба – то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два – исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! – Молчком идут
Прямехонько, вернехонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку -
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли – и нашли
Ту скатерть самобраную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь – скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Все появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошел тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперед не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески,
На чести повести -
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

О том, что заставляет идти на выборы президента РФ, что нужно предпринять, чтобы дать России будущее, и о многом другом - интервью председателя Партии нового типа, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессора С.С.Сулакшина передаче «Кому на Руси жить хорошо?» (Радиостанция Медиаметрикс).

Ведущая - журналист, кандидат политических наук Ирина Александровна Некрасова.

Добрый вечер! Это программа «Кому на Руси жить хорошо?», и я ее ведущая - Елена Некрасова. Представляю гостя, который сегодня в студии «Медиаметрикс». Это Степан Сулакшин - Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, и, кроме всего, возглавляет Партию нового типа. Что это за партия?

Это политическая организация, которая напоминает нам события в стране столетней давности, потому что тогда рабочая Социал-демократическая партия большевиков, ленинская партия себя позиционировала тоже как Партия нового типа. А вообще самая первая Партия нового типа в истории человечества - это первохристиане. У любой партии нового типа есть задача - спасти кого-нибудь или что-нибудь. Сегодня - спасти Россию от погрома и краха, который неизбежен, и преобразовать ее, чтобы никогда она больше не болела и никогда с такими угрозами не сталкивалась.

Сейчас перекличка времен говорит о том, что Партия нового типа стала вновь актуальна, с задачами не партикулярными, с задачами - не добиться там какого-то лоббистского повышения, какого-нибудь индексирования чего-нибудь, а действительно, без преувеличения, спасти страну и преобразовать ее, принять новую Конституцию, вернуть ей смыслы, цели, ценности, вернуть ей надежность и профессиональность государственного управления, возвратить жизненно утверждающие потенциалы нашей страны.

- Скажите, пожалуйста, именно это Вас мотивирует на то, чтобы пойти на президентские выборы?

Мотивируют меня, прежде всего, глаза ушедших моих родителей, четверых моих детей, живущих, и еще очень многие-многие глаза, с которыми я сталкивался в течение 28 лет в большой политике. Был депутатом разного уровня - от Верховного совета СССР до Государственной Думы, до Областного совета, был представителем Президента. И это сотни и тысячи глаз, которые смотрели на меня и говорили: «Защити! Помоги! Разберись! Будь профессиональным! Найди решение! Так жить нельзя! Нам нужны перемены». И эта модель жизни - половина моей жизни на самом деле. Первая была по физике, я - доктор физико-математических наук. А вторая - в политике, в служении, в послушании своему народу. Это не журналистские штампы, это стиль и образ моей жизни.

Вторая половина жизни - в большой политике. И я - доктор политических наук, профессор политологии. Слово «послушание» ключевое. Я - как мой батюшка в 1941 году мальчишкой на фронт пошел, хотя бронь имел. Вот и я должен сейчас свою страну обезопасить от того, что как профессор называю (это явление уже действительно котируется в научном лексиконе) путинизмом. Он пришел на смену ельцинизму, и это нежизнеспособная модель, она обязательно умертвит нашу страну. Вот собственно это все меня и мотивирует.

Хорошо. А допустим, какую модель Вы предлагаете по устройству страны, потому что все-таки у вас большой опыт в законодательной сфере, то есть вы знаете, как написать законы, по которым общество может жить и жить достаточно успешно?

Да, но прежде всего, затрону ответственное слово - «модель». Модель - это не девушка на подиуме. Модель - это из научного лексикона. Теория, модель - это специальное, на специальном языке описание законов окружающего мира, которое позволяет понимать причинно-следственные связи, откуда что берется, но еще и прогнозировать, что получится в результате. Поэтому когда я говорю о модели страны, то это описание ее устроений. Их в целом 72: финансы, экономика, регионалистика, наука, культура, образование, здравоохранение, экология, промышленность, село, агропром, внутренняя политика, политическая система, внешняя политика и многое другое. Все эти сферы жизни страны, государства, общества, личности, отдельного человека обустраиваются, прежде всего, Конституцией, которая делает ценностный, институциональный, то есть системный выбор (как обустроить), а затем целой пирамидой доктринальных документов, частных специальных законов. У меня действительно много десятков законов за плечами. У меня есть теоретические работы, сделанные совместно с нашей командой, как построить, например, доктрины как нормативно-правовые, ценностные, политико-манифестационные и государственно-управленческие документы одновременно. То же, что сейчас в государственной практике происходит, никакой критики не выдерживает.

Ну, а как Вы считаете, что кардинально стоит изменить в стране для того, чтобы все-таки прийти к какому-то положительному результату, потому что мы попали в какую-то зону турбулентности с 2008 года, вступили в кризис, потом начались войны, которые тоже разрушительными кажутся мне для многих стран, и мы не можем находиться на обочине? Что нужно кардинально менять?

Ну, я бы не назвал это зоной турбулентности.

Для России, как и для Советского Союза, мы находимся в состоянии цивилизационной войны. СССР, наша нынешняя страна являются ракетно-ядерной реальной угрозой хозяевам мира, прежде всего, самой мощной державе - Соединенным Штатам Америки. И мы их интересуем как государство только с одной точки зрения - как окончательно решить русский вопрос в цивилизационном, историческом смысле, как подавить эту военную, военно-политическую угрозу. Мы сейчас в стадии финишной, потому что тот политический режим и экономическая модель, которая навязана в ходе революции 1991 года, невероятно ослабили потенциалы жизнеспособности нашей страны, изуродовали, деформировали ее отраслевую структуру, ее интеллектуальные потенциалы, ее механизмы человеческого воспроизводства. Демографический кризис, этноцид до сих пор происходит. А в связи с последними путинскими реформами, скажем, здравоохранения, так называемой оптимизации, погромом Академии наук, все эти показатели, все эти потенциалы близки к исчерпанию.

Американская стратегия. У них целые институты, миллиарды долларов тратятся на то, чтобы решить вопрос, как победить вслед за Советским Союзом теперь и современную Россию. Поэтому поменять кардинально нужно все, начиная с Конституции России, начиная с идеологического, то есть ценностного выбора. Ведь русская российская цивилизация по моим исследованиям, я не цитирую никого, ссылаюсь на свои исследования, - одна из семи современных локальных цивилизаций. Она невероятно интересна, потому что если сказать о двух пространствах бытия человека и общества, то одно - материальное, а второе - нематериальное, духовное, ментальное, ценностное, целеполагающее, что человека от животного отличает. И Россия всегда отличалась от западных цивилизационных образований тем, что есть не меркантилизм, не «хлебом единым», не материальные целеполагания, а духовные. «Умом Россию не понять…». Почему? Да потому что прагматичная рациональность, имеющаяся в виду в этой поговорке, меньше присуща нам, русской российской цивилизации. Подчеркиваю, русской российской, потому что речь не об этнической определенности, а о специфической определенности. Например, генотип российского населения самый, как говорят, разнородный или диверсифицированный по сравнению с любыми другими нациями.

- Он такой богатый…

- Ну, почему? До определенного момента страна и производила, и торговала.

В балансе, да производила. Это было раньше.

А сейчас мы что производим? Нефть и газ? Зато закупаем одежду, стройматериалы, самолеты, автомобили, станки, полупроводниковую технику, электронику, компьютеры.

- Но ведь мы можем все делать сами?

Сможем. Но только не при этом политическом режиме, потому что нам навязали идеологический выбор - либерализм. А теория, которую мы развиваем, говорит о том, что он в современном проявлении обязательно дрейфует в сторону фашизма. Либерализм - это не спор «Свобода или не свобода». Как там Дмитрий Анатольевич Медведев? Ну, Бог с ним. Его лучше не цитировать, чтобы не краснеть за страну.

Либерализм - это не вопрос о свободе. Прежде всего, это вопрос о соотношении человека и общества, человека и государства. Ты в обществе, абсолютно свободен или нет? Вот Робинзон Крузо был абсолютным либералом, потому что кроме него никого не было, пока Пятница не появился. А человек потому человек, постольку человек, что он социален, живет в обществе, он живет в коллективе, общине, миру. «На миру и смерть красна», «С миру по нитке - голому рубашка» - это свидетельства нашей русской российской цивилизации.

Что нам навязывают вместо коллективности, коллегиальности, социализированности госбюджета, целевых общественных фондов потребления? Приватизацию безудержную, индивидуализм в противовес коллективизму. А это как зайчика за ушки взять, бросить в воду и сказать: «Плыви, зайчик! Видишь, за океаном плавают? Им хорошо, и тебе будет хорошо». Тонем как этот самый зайчик. И не в самой чистой воде.

Вот это и означает выбор идеологии, выбор модели. Моделей всего три, на самом деле: социализм, или социализированная модель, либеральная модель и фашистская модель. В Советском Союзе была великая попытка, великий эксперимент реализовать первую опцию, но ошибки и преступления, но внутренние болезни, предательство страны этот эксперимент прервали.

- Но потом мы прошли несколько крупных войн. Ну, как страна мы такие войны прошли…

Россия вообще-то всегда воевала. Но знаете, что интересно? Мы это исследовали - всю статистику историческую. Самые крупные победы были тогда, когда в материальном отношении российские войска и Россия были в меньшинстве. Она выигрывала духом человеческим. «В чем сила, брат? Сила в силе? Нет. Сила в правде». Вот это и есть особенность, отличительная черта нашего народа, нашей страны как цивилизационного явления. И, конечно, нынешний период либерализма-полуфашизма, период путинизма уйдет в историю. К этому надо спокойно относиться, потому что это не истерики, не кликушество, а - правда.

- Вообще-то это ход истории. Одно приходит на смену другому.

Откаты. Да, бывают.

- Может быть, конечно, для нашей страны это…

Вот сказал, откаты бывают сам улыбнулся. Словечко-то, конечно, двусмысленное. Россия исторически, конечно, сейчас в откате. Мы измеряем очень интересный показатель, который называется «Политическая температура российского общества». Еще что-то не видно, еще не ощущается, но мы своим градусником уже меряем. С ноября по март кривая переломилась. Народ наш замораживался, а сейчас он начинает размораживаться, просыпаться.

Если кто-то там из Администрации Президента говорит: «О! Низкая явка на выборах. Никто не пришел!». Сергей Борисович Иванов, когда был руководителем АП, говорил: «Так это ж здорово! Значит, у людей все хорошо. Они всем довольны. Поэтому они не идут голосовать, им ничего не надо менять». Глупость это, конечно.

- Что реально прям вот так и думают?

Я почти процитировал. Это конечно выверты пропагандистские. Но реальность такова, что люди в действительности голосуют, но ногами. Первая фаза протеста. А следующие фазы будут активными, и, не дай Бог, мы через 100 лет повторим то, что было в 1917 году. К этому тоже дело идет. Власть к этому ведет. Самый вероятный прогноз, самый вероятностный сценарий из 8 возможных от геополитического распада страны до цветной революции - это все-таки микс, сочетание двух сценариев. Первый - дворцовый переворот, то есть внутрикабинетная интрига. Собственно, уже начинается, уже видно расслоение элиты, и «черная метка» Путину, и провоцирование: «Вы его вынесете на носилках, а мы вам ваши капиталы на западных счетах разморозим».

- Это ужасно вообще. Эти провокации ужасны.

Это первый сценарий - дворцовый сценарий. А второй сценарий - это социализирующая революция - когда Народ и Улица скажут свое слово. Я всегда слово «революция» сопровождаю требованием: «Законное, мирное преобразование».

- Но законное и мирное - это выборы.

Вы знаете, бывает революция научная, революция культурная, революция административного устроения, революция конституционная, когда принимается другая Конституция и страну преобразует. Революционное преобразование - это масштабное решительное повсеместное и существенное преобразование - вот, что это значит. Хотя традиционно понимают под революцией - слом законного порядка. Но такое вожделение незаконно. Хотя власть ведет дело именно к этому.

- А вот Путин предложил недавно цифровую революцию?

Ой! Как говорят, Путин заболел цифровой экономикой. Да. Но не надо бы болеть президентам. Им надо быть здоровыми, еще лучше - образованными, еще лучше - компетентными. Начиная с того, что цифровой экономики нигде не бывает, не будет и быть не может. Причем это словотворчество, которое…

- А почему не может быть?

Сейчас объясню. Я как раз о словотворчестве начал говорить. Вот Набиуллина - выдвиженец Путина - например, изобрела «экономику впечатлений». Это цитата. Догадайтесь, что это такое. Вместо экономики у вас формируют впечатление, что ли? А вот Медведев, и это зафиксировано в Стратегии 2020, строил-строил не достроил, но сейчас строит Путин постиндустриальную экономику - химеру полную, выдумку из арсенала, так называемого, когнитивного оружия, когда стране-противнику в мозги профессоров, аспирантов, студентов, но самое опасное - руководителей вбивают неверные, подложные теории. Что такое постиндустриальная экономика? Переводим на русский. Это то, что после промышленности. Ну, и смотрим на российскую промышленность! Где она? И что «после»? А после - погром. А после - несуверенность и зависимость от импорта. Ну, и так далее.

С чего мы там начали-то? А! Цифровая экономика!

Цифровая экономика - это нелепое словосочетание. Потому что цифровизация механизмов производства, распределения и потребления - это всего лишь инструмент, сервис: или на счетах можно костяшками щелкать, или на компьютере учет, контроль, налоговые ведомости и прочее вести. Автоматизировать процессы. Сама по себе цифровая экономика не бывает. Бывает отрасль, сектор, вид экономической деятельности: производство гаджетов, производство программного обеспечения, оборудования, продажа их. Но это всего лишь сектор. Ну, и где цифровая экономика? Журналистский малограмотный штамп, который президент с кем-то написанной бумажки зачитывает. Так управлять страной нельзя. К несчастью Президенту референтура иногда пишет такие глупости, что просто стыдно становится.

Качество государственного управления в России мы взвешиваем методами аутсорсинга или распределенного коллективного разума, распределенной количественной экспертной оценки. Оно стало минимальным во всей истории России. Уровень клановости российской власти, уровень коррумпированности российской власти в истории страны максимальный, а вот уровень качества государственного управления минимальный. Таковы факты от нашего мониторинга.

А как Вы считаете, как можно бороться с коррупцией, которая мешает развитию страны? Вообще какие-то механизмы ведь существуют в разных странах?

Конечно, бесспорно. Я могу отослать ваших радиослушателей к нашей двухтомной работе.

- Скажите.

Кстати, сейчас радиослушателям задам вопрос: «А все ли слышали такое слово, как „успешность страны“?». Вам ведь парят, простите за «научный сленг», про конкурентоспособность страны. Глупость полная! Когнитивная провокация абсолютная. Задам простой вопрос: «Что такое конкурентоспособность?». Это экономический термин. Это способность продавца продать товар на рынке однородных товаров при ограниченном количестве покупателей. И при чем тут государство? У нас что? Государство торгует на каких-то рынках и конкурирует с какими-то другими торгашами? Нет. Успешность государства (не буду вдаваться в математические дебри) - это когда люди не бегут из страны, а просятся в страну. А из путинской России 25% населения планируют свалить, как они говорят, и самое страшное, что молодежь.

Я не могу согласиться, что самое страшное, что молодежь, потому что все-таки сейчас уделяется внимание молодым кадрам.

- Они, кстати, бесплатно там учатся.

Да я только что об этом и сказал. За счет немецкого бюджета. Им еще стипендию платят. А ну-ка! Знаете, сколько стоит семестр в российских университетах? 300–500 тысяч рублей не хотите? При зарплате в провинции 15000 рублей, из которых 7000 уйдет на ЖКХ. Это забота о молодых? Кончил молодой человек эту самую, прости Господи, бакалавратуру, - недоучка. Хорошо, пошел он на другую специальность в магистратуру, два года отучился - дважды недоучка. Кому нужен дважды недоучка? Это сделано просто для подготовки экспорта молодых кадров за рубеж. Может быть рабочие места выпускникам приготовлены в путинской России? Может быть с жильем молодым помогли? С доступным кредитом на создание и обустройство семьи? Молодежь их интересует только в одном отношении. Сманипулировать молодыми мозгами, чтобы голосовали правильно и не возражали против дикой модели страны.

- А какие меры Вы предлагаете в этом направлении?

Возвращение жизнеобеспечивающих потенциалов страны. Я уже начал с этого. Вернуть рабочую монетизацию экономики, рубль вернуть, вернуть коэффициент этатизма - роль, объем, и рациональное участие государства во всем. Государство в ответе за все. Не всем управляет и руководит, но правила игры по критериям всеобщего блага обязательно устанавливает. Это значит, государственные бюджетные места в университетах. И это значит, что мы страну вернем России. Мы нашу украденную Родину вернем на территорию нынешней России.

Вот на этой позитивной ноте я предлагаю закончить эту беседу. Но при возможности предлагаю Вам прийти еще поговорить.

Спасибо. Готов.

- Спасибо. До свидания!

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Н.А. Некрасов всегда был не просто поэтом – он был гражданином, которого глубоко волновала социальная несправедливость, и особенно – проблемы русского крестьянства. Жестокое обращение помещиков, эксплуатация женского и детского труда, безрадостный быт – все это находило отражение в его творчестве. И вот в 18621 году наступает, казалось бы, долгожданное освобождение – отмена крепостного права. Но было ли это освобождением по факту? Именно этой теме посвящает Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” – самое острое, самое известное – и последнее свое произведение. Поэт писал его с 1863 года и до самой своей смерти, однако поэма все же вышла неоконченной, так что готовили ее для печати по фрагментам рукописей поэта. Однако эта незаконченность получилась в своем роде знаковой – ведь и для русского крестьянства отмена крепостного права так и не стала окончанием старой и началом новой жизни.

“Кому на Руси жить хорошо” читать стоит полностью, ведь на первый взгляд может показаться, что сюжет слишком простой для такой сложной темы. Спор семи мужиков о том, кому хорошо жить на Руси, не может быть основой для раскрытия глубины и сложности социального конфликта. Но благодаря таланту Некрасова в раскрытии характеров, произведение постепенно раскрывается. Поэма достаточно сложно для восприятия, поэтому лучше всего скачать ее текст полностью и прочитать несколько раз. Важно обратить внимание на то, насколько разным показано понимание счастья у мужика и у барина: первый считает, что это его материальное благополучие, а второй – что это как можно меньшее количество бед в его жизни. При этом для того, чтобы подчеркнуть мысль о духовности народа, Некрасов вводит еще двух персонажей, выходцев из его среды – это Ермил Гирин и Гриша Добросклонов, которые искренне хотят счастья всему крестьянскому сословию, и чтобы никто обижен не был.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” не является идеалистической, ведь поэт видит проблемы не только в дворянском сословии, которое погрязло в алчности, высокомерии и жестокости, но и среди крестьян. Это в первую очередь пьянство и мракобесие, а также деградация, безграмотность и бедность. Проблема поиска счастья лично для себя и для всего народа в целом, борьба с пороками и желание сделать мир лучше актуальны и сегодня. Так что даже в неоконченном виде некрасовская поэма является не только литературным, но и морально этическим образцом.

Лучшие статьи по теме