Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России? Почему в Европе мало красивых людей.

Что такое семейно-родовые склепы и есть ли они в современной России? Почему в Европе мало красивых людей.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора.

Несколько старых строений врыты в гору.

Определить, к какому времени они принадлежат, сложно - почти все даты стерты.

Остались лишь некоторые фамилии - семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом.

На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает.

Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2-2,5 м.

Определить их стиль достаточно сложно.

Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу.

Есть напоминающие псевдорусский стиль - с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

Еще в начале 50-х здесь встречались пышные мавзолеи (особенно на католическом и лютеранском участках), внутри которых можно было бродить, как по музейным залам.

Не такой вид, как сегодня, имела и центральная аллея главного киевского некрополя.

Некогда состоявшая из надгробий дореволюционных магнатов, меценатов и представителей местной элиты, она вела прямо к кладбищенской Вознесенской церкви, построенной знаменитым архитектором Владимиром Николаевым. Напротив храма возвышалась грациозная постройка, напоминающая польский костел - с остроконечным куполом, широкой аркой и высокими стрельчатыми окнами. Это была усыпальница какой-то важной особы, фамилии которой уже давно никто не помнит. За пересечением дорог было еще одно надгробие из голубого мрамора в виде часовни со сквозными колоннами. Поговаривали, что внутри этой конструкции размещался бюст усопшего, известного киевского купца Григория Гладынюка, прославившегося благотворительными делами. Как и множество других "буржуйских" памятников, могила эта была снесена. Теперь на ее месте возвышается надгробие поэта Павла Тычины, а на месте миниатюрного "костела" - бронзовые бюсты Героев Советского Союза генералов Слюсаренко и Лавриненко...

Зато остались некоторые старинные склепы, которые еще манят к себе и настраивают на романтический лад... Вот помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом.

Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. Решение евангельского сюжета настолько необычно, что болезненная гримаса Люцифера с козлиными рожками вызывает даже сочувствие.

Недалеко усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7.

Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент.

Чувствуется почерк Владислава Городецкого. Документальных подтверждений этому нет, хотя и известно, что зодчий проектировал некоторые мавзолеи для Байкового кладбища.

А вот усыпальница Диателовичей - треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур...

Акцент культового зодчества присутствует везде. На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской.

Это так называемый «Мавзолей Витте», выполненный по проекту Владислава Владиславовича Городецкого — крупнейшего зодчего не только Киева, где он особенно много построил, но и Украины в целом, Польши, Ирана…

Вот что пишет дотошный исследователь жизни и творчества зодчего — Дмитрий Васильевич Малаков: «…Польские биографы Городецкого указывают на «памятник и мавзолей графа Витте»… Мавзолей Витте стоит на наивысшей точке холма, занятого Старым Байковым кладбищем, и поначалу, пока еще не выросли здесь высокие деревья, доминировал над долиной речки Лыбедь, заметный с ее левобережья — Нового Строения, где возносились два острых шпиля римско-католического костела св. Николая. Оба сооружения архитектора Городецкого как бы перекликались в этом пространстве над Лыбедью — одинаковой архитектуры, с тождественными шпилями, в рафинированных формах готики, с бетонными конструкциями и оформлением». Теперь здесь под ногами — осколки башен, разрушающийся фасад, проржавевшие тонкой работы ворота, некогда закрывавшие вход в склеп, пустые водочные бутылки и даже некое подобие лежбища бомжа на месте могилы, коему никакая милиция не угрожает. Страшно, господа, очень страшно, до чего мы дожили в свободной от всех обязательств независимой державе!

В запущенном и неухоженном состоянии пребывает еще один из известных мавзолеев, возведенный в 1909 году на Байковом Новом кладбище, к северо-востоку от кладбищенской церкви Вознесения Христова.

Вот что пишет Дмитрий Малаков о нем: «Среди скромных могилок и надгробий на небольшом участке возносится массивная, скорбно-монументальная часовня со срезанным навершием, скорее похожая на братскую усыпальницу, пропорциями напоминая известные памятники — на Шипке в Болгарии или под Лейпцигом в Германии. Такой же квадратный план в основе, сужение кверху, удлиненные вертикали, узкие световые прорези, поднятые высоко над землей.

Этот башнеподобный мавзолей, когда-то не загороженный деревьями, тоже хорошо просматривался от Нового Строения, с полотна железной дороги Киев—Брянск. Главный фасад, обращенный сюда, на восток, рассчитан именно на восприятие с далекого расстояния своим лаконичным и масштабным членением».

В центре мавзолея — высокий восьмиконечный крест с терновым венком в средней части.

Мавзолей с двух сторон окружили скорбящие ангелы — дивной красоты скульптуры.

Весь архитектурный ансамбль выполнен в стиле модерн.

Старое кладбище ‒ невероятно мистическое место, с заброшенными часовнями, разрушенными надгробными камнями. А уж склепы представляются каким-то переходом в потусторонний мир. Издавна часовни и церкви прячут секреты под своими полами, иногда там оказываются настоящие города из мёртвых.


Несмотря на наводящий ужас на всех, склепы предлагают экономическое решение проблемы перенаселения. Во многих местах тела первоначально на короткий срок хоронили, а затем переносили в оссуарий, где их складировали с множеством других останков. Первые упоминания о склепах относятся к культуре зороастрийцев в Персии 3000 лет назад, от них эту традицию переняли католическая, православная и иудейская религиозные традиции.




Capela dos Ossos, чьё название переводится как «часовня костей» - один из самых известных исторических памятников, вызывающих как восхищение, так и ужас. Построили её монахи францисканцы на рубеже 15-16 веков рядом с церковью Святого Франциска как символ бренности жизни. Правда, была и более практичная цель строительства. На тот момент в Эворе было уже 42 кладбища, поэтому пришлось все кости собрать в одном месте. А вот чтобы продемонстрировать неизбежность смерти, монахи решили останки не прятать, а широко использовать в декоре.




Интерьер церкви святого Франциска поражает золотым алтарём и голубой плиткой. Над входом в оссуарий выбита надпись: «Мы, кости которые здесь, ждём ваши». Внутри человеческие кости и черепа покрывают практически все стены и колоны. По подсчётам в склепе около 5000 скелетов. Интересен тот факт, что останки монахов, построивших часовню, не выставлены на всеобщее обозрение. Они хранятся в небольшом белом гробу.




Построенная в 1776-1804 гг. Часовня черепов в польском городе Чермна ‒ это детище приходского священника Вацлава Томашека, использовавшего при строительстве небольшой церкви в стиле барокко кости 3000 человек. За обычной деревянной дверью прячется удивительный и пугающий интерьер. Черепа и берцовые кости покрывают стены и потолок. Под полом находится огромная могила, в которой покоятся останки ещё 21 тысячи человек, умерших во время Тридцатилетней войны(1618–1648), или от голода и холеры.

Священник лично собирал, очищал и аккуратно укладывал все останки. На алтарь пошли кости местных знаменитостей или необычные черепа: с пулевыми отверстиями, деформированные сифилисом. Когда и сам автор мистического проекта умер, его череп тоже оказался на алтаре.

Церковь Сан Бернардино алле Осса (или Святого Бернардино на Костях), Милан, Италия




Склеп в церкви Святого Бернардино, датируемый 1210 годом, был построен больше из практичных соображений. Прилегающее больничное кладбище разрослось, и пришлось срочно строить склеп, чтобы перенести туда останки. И только в 1269 году пристроили здание церкви, разрушенное спустя многие столетия во время пожара. В 1776 её отстроили благодаря небывалому интересу населения к склепу.




Приглушенный свет и лазурное небо с ангелами кисти Себастьяна Риччи в первый момент отвлекают от деталей, из которых состоит молитвенная комната. Но уже через несколько секунд взгляд концентрируется на останках бывших миланцев. Кости и черепа сложены в кресты, над которыми выложен инициал Марии Магдалины, а также напоминание о смерти: "Momento Mori".




Крипта капуцинов – склеп, находящийся под полом церкви Санта - Мария - делла – Кончеционе. Разделённая на пять частей крипта содержит останки более 4000 монахов капуцинов, похороненных в 1500 – 1870 гг. Прежде чем использовать останки для декора, их выдерживали похороненными не менее 30 лет. Кроме костей и черепов, на стенах висит несколько целых скелетов, одетых в одежду францисканцев. Церковь настаивает на том, что Крипта капуцинов – это молчаливое свидетельство бренности земной жизни, а не мрачная туристическая достопримечательность. Как бы то ни было, но надпись над входом на трёх языках заставляет задуматься: «Ты сейчас тот, кем мы были когда-то; тем, кто мы сейчас, ты ещё будешь».




Расположенный в маленькой часовне при церкви Всех Святых оссуарий стал одним из самых знаменитых во всём мире, и, нужно признать, самым зловещим. Это не просто костехранилище, здесь бренные останки превращены в декоративные предметы, например, светильники, гербы, гирлянды. Когда аббат Гентри вернулся со Святой Земли в 1278 году с горстью земли с Голгофы, которую он рассыпал по территории кладбища, Седлец превратился в популярное место для захоронений.




Вскоре кладбище оказалось переполненным, и часовню в церкви превратили в оссуарий. Но только в 1870 году мастер по дереву Франтишек Ринт приступил к созданию шедевров из давно похороненных костей.




Монастырь святого Франциска может похвастаться не только всемирно известной библиотекой и местом в списке мирового наследия ЮНЕСКО, но ещё и оссуарием в катакомбах под церковью. Предполагают, что останки 70 тысяч человек покоятся в катакомбах, о которых вспомнили только в 1943 году. Черепа выложены кругами, отделяющимися друг от друга костями.
В современном же мире проблему нехватки земли для кладбищ решают совсем по-другому. В Индии предложили

Memento Mori — помни о смерти, говорили древние. Те места, о которых пойдет речь в этой подборке, наилучшим образом напоминают живым о бренности нашего земного бытия. Мрачные склепы и могилы, заполненные костями древние катакомбы и таинственные погребальные камеры.

Внимание! Материалы представленные в этой фотоновости могут показаться пугающими!

(Всего 11 фото)

Спонсор поста: Автоматизация бизнес процессов. Весь спектр оборудования для работы со штрих-кодом принтеры штрих-кода , сканеры, терминалы сбора данных. Оборудование мировых лидеров в производстве решений для автоматической идентификации и автоматизации. Надежные, высокопроизводительные с отличным сервисом.

1. Недавно на вершине Эль-Брухо, церемониального храма древнего народа Моче на северо-западе Перу, археологи обнаружили могилу искусно завернутой женщины, покрытой татуировками. Некоторые эксперты полагают, что подобное погребение , возраст которой составляет 1,6 тысяч лет, указывает на то, что эта женщина занимала особое положение и скорее всего была королевой воинов. Эта находка полностью ломает стереотипы о том, что предводителями древнего народа были исключительно мужчины.

2. Египетский могильный комплекс, который также носит название гробницы KV5, был сооружен для сохранения останков многочисленных сыновей фараона Рамзеса II. Расположенный в знаменитой египетской Долине Царей, он содержит более 120 погребальных камер и коридоров, включая самую большую погребальную комнату Долины. На фото: скелет, возможно принадлежащий одному из сыновей Рамзеса, лежит в раскопанной могиле.

3. В выжженной солнцем чилийской пустыне Атакама говорят: «Здесь ты умираешь, здесь и засыхаешь». Трупы, которые мародеры достают из могил и склепов, быстро высыхают на солнце. На кладбище города Пуэлма, всюду валяются открытые гробы, в которых лежат трупы с все еще зашнурованными ботинками.

4. Более четырех веков назад, монахи-капуцины в Палермо обнаружили, что их братья по ордену похороненные в местных в катакомбах со временем подверглись натуральной мумификации. Слух об этом быстро распространился, и вскоре монахи ордена капуцинов разрешили обычным гражданам хоронить в катакомбах своих мертвецов. Теперь, здесь, в узких залах этого мрачного музея смерти, находятся тысячи мумифицированных трупов. Многие из них облачены в потрепанные лохмотья – все, что осталось от лучших нарядов, в которых было принято хоронить покойников.


5. вмещают в себя около 8000 мумий. Все они выставлены в залах в соответствии с их земным статусом: мужчины и женщины, священники и миряне, дети и взрослые. Тут даже есть отдельная комната, где лежат девственницы. В 1881-м году итальянские власти запретили привозить умерших в катакомбы, где тела подвергаются естественной мумификации, однако в 1920-м году было сделано исключение для двухлетней Розалии Ломбардо. Тело ребенка прекрасно сохранилось до сегодняшних дней: девочку прозвали «Спящей Красавицей».

6. Черепа и кости приблизительно 4 тысяч монахов ордена капуцинов, некоторые из которых умерли почти пять столетий назад, украшают шестикомнатный склеп под церковью Санта-Марии Делла Концезионе в Риме. Это больше чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные украшения.

7. Аккуратно разложенные кости в склепе под римской церковью. Погребальные камеры под вечным городом стали домом для десятков тысяч умерших. В церкви 16-го века Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте катакомбы использовались для того, чтобы обеспечить бедных жителей Рима достойным погребением. За три столетия тут были похоронены в общей сложности 8 тысяч человек.

8. Изысканный приют для умерших и напоминание живущим о бренности бытия – все это склеп под римской церковью Санта-Мария-делла-Кончецьоне. Эти мрачные орнаменты сложены из костей 4000 умерших монахов-капуцинов.

9. Считается, что финикийцы регулярно приносили в жертву детей, чтобы задобрить своих богов. Эти ритуальные убийства в жертву Ваалу происходили в каменных святилищах под названием тофеты. Тут же и хоронили тела жертв. На фото: тофет, который был обнаружен в руинах Карфагена в Тунисе.

10. Стены могил египетских фараонов часто покрывали иероглифами, которые, помимо прочего, содержали в себе инструкции для мертвого фараона о том, как передвыигаться в загробном мире, избежав многих опасностей, которые могли поджидать в дороге между смертью и раем. На фото: фонарь освещает надписи на одной из стен пирамиды Рамзеса II.

11. Считается, что богатые захоронения египетских фараонов были защищены от возможных грабителей смертельными проклятия. Однако Тутанхамон пошел еще дальше, приказав замуровать свою статую в специальную камеру.

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.

Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618—1648) погибло 75% населения Европы.Тридцатилетняя война — это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа
Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их — около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа

Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м

Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.

Один из штреков с выходом в подвал дома наверху

В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов

Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото, но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.+

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана - одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.

История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней - в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек.
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности — там берцовые кости, там ребра, там ключицы… Однако, свою работу они так и не закончили — то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.
В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние — это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли. +

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.

В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия.

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей
Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.

В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей. Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом. Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах, где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч.
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.
Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся
Склеп рода Габсбургов и членов их семей

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.
Внутри склепов находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают угрозу здоровью людей

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат - коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы.

Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской. Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища. На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела.

По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму. Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет.

Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря. Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора». Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс.

В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет. Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы. Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти.

Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно. Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты. Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает. Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы. Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу.

По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными. Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.

Лучшие статьи по теме