Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Рок и судьба в античной трагедии. И.М

Драматургия Древней Греции положила начало истории развития этого жанра. Все то, чем мы располагаем сейчас, зародилось в этой колыбели европейской культуры. Поэтому для осознания многих современных театральных тенденций и находок весьма полезно оглянуться назад и вспомнить, с чего начиналось драматическое искусство?

Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.

Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.

Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре.

Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.

Жанр произведения

Произведение Софокла «Царь Эдип» относится к жанру античной трагедии. Трагедия характеризуется личным конфликтом, вследствие которого главный герой приходит к потере личных ценностей, необходимых для жизни. Неотъемлемая ее часть – катарсис. Когда читатель пропускает страдания персонажей через себя, это вызывает у него эмоции, возвышающие его над обыденным миром.

В античной трагедии часто показывается контраст счастья и несчастья. Счастливая жизнь наполняется преступлениями, расплатами и наказаниями, таким образом, переходя в несчастную.

Особенность трагедий Софокла в том, что не только главного героя постигают жестокие участи, но и судьбы всех причастных к нему становятся трагичными.

Главной темой античной драматургии является злой рок. И трагедия «Царь Эдип» — ярчайший пример. Судьба господствует над человеком, он лишен свободы воли. Но в трагедии Софокла, герой пытается изменить предначертанное, он не хочет смиряться с предопределением. У него есть своя собственная позиция, но в этом и заключается вся трагедия: бунт против системы жестоко подавляется, ведь он тоже заранее спланирован. Рок, который бунтарь ставит под сомнение, разыгрывает с ним злую шутку, заставив его усомниться в том, что его заставили. Эдип уходит не из родного дома, а из дома приемных родителей. Его уход равносилен бегству от собственной судьбы, которая находит его и на этой траектории. И когда он ослепляет себя, то таким образом тоже выступает против рока, но и этот выпад предсказывается Оракулом.

Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?

Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.

Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.

Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.

Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.

Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Человек в трагедии «Царь Эдип»

Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.

Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.

Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.

Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.

Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Структура и композиция трагедии

Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.

Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».

Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.

В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.

Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.

Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.

Проблематика пьесы

  1. Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
  2. Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
  3. Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
  4. Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
  5. Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Трагедия рока это понятие восходит к интерпретации трагедии Софокла «Царь Эдип» (430-415 до н.э.). В Новое время трагедия рока это разновидность жанра немецкой романтической мелодрамы. Построение сюжета на основе роковой предопределенности судеб нескольких поколений персонажей встречается у писателей «Бури и натиска» (К.Ф.Мориц, Ф.М.Клингер) и у веймарского классициста Ф.Шиллера («Мессинская невеста», 1803), а также в ранних романтических драмах Л.Тика («Карл фон Берник», 1792) и Г.фон Клейста («Семейство Шроффенштейн», 1803). Однако родоначальником трагедии рока считается драматург Захария Вернер (1768-1823). В религиозно-мистических пьесах «Сыны долины» (1803), «Крест на Балтике» (1806), «Мартин Лютер, или Освящение силы» (1807), «Атилла, король гуннов» (1808) он обращался к истории церкви, изображая конфликт между христианами и язычниками или борьбу различных конфессий. В центре драм - мужественный герой, который, несмотря на все выпавшие на его долю испытания и пережитые религиозные сомнения, приближается к постижению Божественного промысла. Мученичество и гибель христианских вероучителей способствует их вящей славе. Сам Вернер, одержимый богоискательством, перешел в католичество (1811), а затем принял духовный сан (1814). Эти события повлияли на его дальнейшее творчество. Писатель отходит от исторической проблематики, обращаясь преимущественно к современности, он стремится показать некие законы бытия, которые недоступны разуму и могут быть постигнуты только верой.

Первой трагедией рока стала пьеса Вернера «24 февраля» (1810); именно в связи с ней и возникло это жанровое определение. Крестьянский сын Кунц Курут, защищая мать от побоев отца, замахнулся на него ножом. Отца он не убил, тот сам умер от испуга. Произошло это 24 февраля. Сын Кунца через много лет в тот же день тем же самым ножом, играя, нечаянно убил свою маленькую сестренку. Муки совести заставили его ровно через год бежать из дома. Став взрослым и разбогатев, он вернулся 24 февраля под отчий кров. Отец не узнал его, ограбил и тем же самым ножом убил собственного сына. Надуманность цепочки событий очевидна. Однако у читателя и зрителя эта трагедия рока находила эмоциональный отклик. По замыслу автора, неотвратимая повторяемость даты всех кровавых событий обнаруживает закономерность в случайном. Следуя традиции античной драматургии, Вернер утверждает, что за преступление судьба карает не только самого виновника, но и его потомков. Однако создатель трагедии рока подражает греческим драматургам чисто внешне, хотя ассоциации с известными мифами придают истории, случившейся в крестьянской семье, устрашающий, непостижимый разумом характер. Трагедия рока явилась откликом на бурные политические события рубежа 18-19 веков, исторический смысл которых ускользал от участников и свидетелей революционных акций и наполеоновских походов. Трагедия «24 февраля» заставляла пренебречь разумным объяснением всего происходящего и верить в сверхъестественное. Предопределенность судеб нескольких поколений героев заведомо лишала их свободы, а в этом можно усмотреть более широкую социальную закономерность. Не меньший успех имели трагедии рока Адольфа Мюльнера (1774-1829): «29 февраля» (1812, названа явно в подражание Вернеру) и «Вина» (1813), в которых наличествовали детоубийство, братоубийство, инцест, множество несчастных случаев, вещие сны и мистика. В создании трагедий рока преуспел и Эрнст Кристоф Хоувальд (1778-1845), его пьесы «Картина» (1821) и «Маяк» (1821) пользовались успехом у современников. Близка трагедии рока «Праматерь» (1817) австрийского драматурга Франца Грильпарцера (1791-1872). Драмы Вернера и Мюльнера ставились на сцене Веймарского театра.

Трагедия рока с ее специфической патетикой нагнетания ужаса (загробные видения, внезапные погружения сцены во тьму при полной тишине, орудия убийства, по которым стекает кровь) провоцировала пародии. Это удалось осуществить поэту и драматургу Августу фон Платену (1796-1835) в комедии «Роковая вилка» (1826). Не мечи, ножи и ружья, а обычная столовая вилка используется как орудие убийства. Комедия Платена пародирует трагедию, потому автор, высмеивая незадачливых подражателей древнегреческих трагиков, обращается к опыту комедиографии Аристофана. «Роковая вилка» насквозь состоит из цитат и перифраз, намеков, идейных выпадов и явных несуразностей сюжета, в котором доведены до абсурда роковые трагедийные коллизии.

Словосочетание трагедия рока произошло от немецкого Schicksalstragodie, Schicksalsdrama.

поет хор. А сознательные действия людей, совершаемые с определенной целью, приводят в «Царе Эдиле» к результатам, диаметрально противоположным намерению действовавшего. Ограниченности человеческого знания противостоит у Софокла божественное всеведение. Прославление дельфийского оракула, проходящее через всю трагедию, обращено против растущего свободомыслия. Об этой тенденции прямо свидетельствует второй стасим хора: хор скорбит о гибели древнего благочестия и о падении веры в оракулы.

В своем предсмертном произведении «Эдип в Колоне» Софокл попытался смягчить ту мрачную картину людской судьбы, которая была нарисована в «Царе Эдипе». В «Царе Эдипе» человек, знаменитый мудростью и подвигами, пользовавшийся всеобщим уважением, оказывался ужасным злодеем помимо своей воли, источником «скверны» для сограждан. «Эдип в Колоне» изображает обратное: слепой изгнанник, имя которого приводит в содрогание всех встречающихся с ним, умирает чудесной смертью избранника богов и становится источником благодати для той страны, где он находит себе последний приют. Вопрос о виновности героя, который в «Царе Эдипе» не ставился в прямой форме, получает здесь четко формулированный отрицательный ответ. Сюжет основан на предании о смерти Эдипа в предместье Афин, Колоне, т. е. на родине Софокла. В связи с этим восхваляются человеколюбие и справедливость афинского полиса и его мифологического представителя, царя Фесея, оказавшего гостеприимство скитальцу. Вернувшись к сюжету Эдипа, Софокл выводит на сцену героев своих прежних фиванских трагедий. Снова дан яркий образ Антигоны; на этот раз она представлена как любящая дочь, верная спутница слепого отца. Рядом с ней менее яркая, но также преданная отцу Исмена, суховатый и склонный к насильственным действиям Креонт. По силе лирических частей трагедия девяностолетнего поэта не уступает его прежним произведениям; интересны прекрасный гимн в честь Колона и размышления хора о тяготах старости.

В трагедии «Электра» разрабатывается тема «Хоэфор» Эсхила, гибель Клитеместры и Эгисфа от руки Ореста. Софокл далеко отошел от концепции своего предшественника, В то время как в трилогии Эсхила отцовское право сталкивалось с материнским, Софокл всецело стоит на почве отцовского права, и правота Ореста не возбуждает у него сомнений. Орест действует без малейших колебаний, не испытывает никаких угрызений совести, и его не преследуют Эринии. Он простой исполнитель велений Аполлона, и интерес драмы сосредоточен не на нем, а на переживаниях Электры. Электра, которая у Эсхила была второстепенным персонажем, становится у Софокла центральной фигурой. Величием своим она напоминает Антигону. Это героическая девушка, сознательно избирающая своим уделом страдание. В течение ряда лет она остается одинокой носительницей протеста против господства Клитеместры и Эгисфа, подвергаясь всевозможным унижениям из-за своей непокорности. Содержание ее жизни - мечта о грядущем возмездии за убийство отца, о прибытии Ореста, некогда спасенного ею и отправленного в безопасное место. Как и в «Антигоне», героический образ Электры оттенен тем, что ей противопоставлена более кроткая сестра Хрисофемида. Однако Софокл рисует свою героиню не в одних только суровых тонах; он придает ей черты нежности, приглушенной страда-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. «Журнальный зал»: http://magazines.russ.ru

2. Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ: http://www.philol.msu.ru

3. Российский филологический портал: http://www.philology.ru

4. Сайт поэтических переводов: http://www.vekperevoda.com

5. Электронная библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru

6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

Учебник по всему курсу «история зарубежной литературы»

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 512 с.

Античная литература

Учебные пособия·

Античная литература: Учебник для студентов пед. ин-ов/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – Изд. 5-е, доработ. – М.: ТОО «ЧеРо», 1997.

Тронский И.М. История античной литературы. – Изд. 5-е. – М.: Высш. школа, 1988.

Тексты

Гомер. Илиада. Одиссея. – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Эсхил . Прометей Прикованный.

Софокл. Эдип-царь

Еврипид . Медея.

Аристофан . Мир. Облака. Лягушки. . – 1 по выбору.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой Осел.

Вергилий. Энеида. Буколики. . – 1 по выбору (можно по хрестоматии).

Гораций . Памятник. Послание к Пизонам (Об искусстве).

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебные пособия

Зарубежная литература средних веков: латин., кельт., сканд., прованс., франц. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1974.

Зарубежная литература средних веков: нем., исп., итал., англ., чешск., польск., серб., болгар. лит.: Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев – М.: Просвещение, 1975.

Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. В.И. Пуришев. –М.: Просвещение, 1976.

История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: Учебник для филол. специальностей вузов/ М.П. Алексеев, В.Л. Жирмунский, С.С. Мокульский и др. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия»,1999.

Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 1996.

Тексты

Песнь о Роланде. Поэма о Нибелунгах. Песнь о Сиде. – по выбору (по хрестоматии).

Бедье Ж . Роман о Тристане и Изольде.

Данте А . Божественная комедия. («Ад»).

Боккаччо Дж . Декамерон. (Несколько новелл из разных дней).

Поэзия Петрарки, Вийона, Шекспира, Камоэнса и др. – по выбору (по хрестоматии).

Рабле Ф . Гаргантюа и Пантагрюэль.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В . Ромео и Джульетта. Гамлет.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

Учебные пособия

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Просвещение, 1988.

Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев, Б.И. Колесников. – В 2-х ч. – М.,1988.

Зарубежная литература XVII-XVIII веков: Хрестоматия / Сост. Артамонов С.Д.. – М., 1982.

История зарубежной литературы XVII века / Под ред. В.П. Неустроева. – М.: Высш. школа, 1987.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2002.

История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Разумовского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2001.

История зарубежной литературы XVIII века: страны Европы и США: Учебник для вузов / Под. ред. В.П. Неустроева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999.

История зарубежной литературы XVIII века: Учебник для вузов / Под ред. Л.В. Сидорченко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,2001.

Тексты

Корнель П. Сид. Расин Ж. Федра. – 1 трагедия по выбору.

Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. – 1 комедия по выбору.

Лопе де Вега Собака на сене.

Вольтер Ф. Кандид.

Дидро Д . Монахиня.

Дефо Д. Робинзон Крузо.

Свифт Дж . Путешествия Гулливера.

Филдинг Г . История Тома Джонса, найденыша.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Руссо Ж.Ж. Новая Элоиза. Гете И.В . Страдания молодого Вертера. – 1 роман по выбору.

Бомарше П . Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. – 1 пьесу по выбору.

Шеридан Р. Школа злословия.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Лессинг Г. Эмилия Галотти – 1 пьесу по выбору.

Гете И.В. Фауст.

Бернс Р. Стихи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Эпос как явление культуры. Героический эпос Гомера. Боги и люди в поэмах, эпический герой Гомера, стиль и язык поэм.

2. Своеобразие древнегреческой лирики (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта – по выбору).

3. Эсхил – «отец трагедии», поэт и идеолог периода становления афинской демократии.

4. Софокл – трагик периода рассвета афинской демократии и начала ее кризиса. Его герои – «люди, какими они должны быть».

5. Еврипид – философ на сцене. Его герои – «люди, какие они есть».

6. Художественное своеобразие комедии Аристофана.

7. « Комедия о горшке» Плавта. Художественное мастерство Теренция. (по выбору)

8. Римская лирика эпохи Августа. Место Горация в древнеримской литературе (Творчество Вергилия. Творчество Овидия. (по выбору)).

9. Жанр античного романа.

10. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» - по выбору).

11. Рыцарская литература и городская литература Средневековья.

12. Гуманизм литературы эпохи Возрождения.

13. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское - на примере прочитанных произведений).

14. Эволюция жанра трагедии в творчестве Шекспира.

15. Классицизм и барокко: эстетика и практика.

16. Своеобразие жанра классицистической трагедии (на примере творчества Корнеля или Расина).

17. Своеобразие жанра классицистической комедии.

18. Просветительство – идейное движение 18 века. Основные литературные направления и ведущие жанры.

19. Национальные варианты литературы Просвещения.

20. Английский роман эпохи Просвещения. (Образ Робинзона Крузо как положительного героя эпохи. Английский социально-бытовой роман (по творчеству Г. Филдинга). Политическая и социальная сатира в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера») – по выбору.

21. Своеобразие жанра философской повести.

22. Сентиментализм как художественное направление в литературе 18 века. Сентиментальный роман (Руссо «Новая Элоиза», Гете «Страдания молодого Вертера», Стерн «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - по выбору).

23. Трагедия Гете «Фауст» – вершина немецкого Просвещения. Проблема поиска истины и смысла жизни в трагедии Гете «Фауст». Образы Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст».

24. Отражение особенностей позднего французского Просвещения в творчестве Д. Дидро.

25. Лопе де Вега – драматург.

26. Отражение эпохи в комедиях Ж.-Б. Мольера и П. Бомарше, сравните их героев.

27. Отражение идеалов «бури и натиска» в драматургии Шиллера и Лессинга.

А также вопросы из планов подготовки к семинарам.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Эпос как явление культуры (на примере поэм Гомера «Илиада» или «Одиссея).

2. Древнегреческая лирика (на примере творчества Сапфо, Алкея, Анакреонта).

3. Художественное своеобразие политической комедии Аристофана (на примере 2-3 комедий).

4. Ирано-таджикская поэзия средних веков (на примере жанра рубаи).

5. Японская классическая поэзия (на примере жанров танка или хокку).

6. Своеобразие жанра античного романа (на примере романов Лонга «Дафнис и Хлоя», Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт», Апулея «Золотой осел», Петрония «Сатирикон» – по выбору).

7. Мир ирландских саг (художественные особенности и анализ нескольких саг).

8. Исландский эпос (художественные особенности и анализ текстов).

9. Художественное своеобразие героического эпоса эпохи феодализма («Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Поэма о Нибелунгах» – по выбору).

10. Поэзия Франсуа Вийона.

11. Мир и человек в поэзии вагантов.

12. Новаторство лирики провансальских трубадуров.

13. «Божественная комедия» Данте – философско-художественный синтез средневековой культуры и гуманистической культуры Возрождения.

14. Своеобразие национальных вариантов Возрождения (итальянское, французское, английское, испанское – по выбору).

15. Возрожденческий гуманизм в «Декамероне» Боккаччо.

16. Шекспир – комедиограф (на примере 2 комедий).

17. Художественное новаторство сонетов В. Шекспира.

18. Английская драма эпохи Шекспира.

19. Классицизм: эстетика и практика (Расин, Корнель, Мольер – по выбору).

20. Просветительство – идейное движение XVIII в. Основные литературные направления и ведущие жанры.

21. Национальные варианты Просвещения (английское, французское, немецкое – по выбору).

22. Английский роман эпохи Просвещения (Дефо, Свифт, Филдинг и др. – по выбору).

23. Просветительский характер комедии Р. Шеридана «Школа злословия».

25. Драмы Шиллера «Коварство и любовь» и «Разбойники»: антифеодальный характер, образ бунтаря.

26. Воплощение эстетических взглядов Лессинга в драме «Эмилия Галотти».

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Человек и Рок в античной трагедии

План подготовки к семинару

1. Место театра в жизни Афин.

2. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть». Новаторство Софокла в создании характеров.
- Борется ли Эдип с Роком? К чему приводит попытка противостоять судьбе?
- Есть ли личная вина Эдипа в происходящих с ним несчастьях?
- Какой моральный урок хотел преподать Эсхил своим согражданам?

3. Герои Еврипида – «люди, какие они есть на самом деле» (интересы, отношение к жизни, характеры, отношение автора и воплощение на сцене).
- Почему Еврипида называют «философом со сцены»?
- Как автор мотивирует поведение Медеи?
- Почему Еврипид изменяет канву мифа?
- Наказана ли Медея за свои поступки? Если да, то в чем состоит это наказание?

Софокл. Царь Эдип.

Еврипид. Медея.

Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. – Ч. 2. – М., 1989. – С. 347 – 364.

Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Н. Бояджиев. – М., 1981.

Каллистов, Д. П. Античный театр / Д. П. Каллистов. – Л., 1970.

Лосев А.Ф. Античная литература / А.Ф. Лосев. – М., 2001.

Никола, М.И. Софокл// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 2. - М., 1997. - С. 265-269 (есть на сайте www.philology.ru)

Николя, М.И. Еврипид// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. Ч. 1. - М., 1997. - С. 310-313)

Ярхо, В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / В.Н. Ярхо.– Режим доступа http://philology.ru/literature3/yarkho-99.htm

Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. – М., 1978.

Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона» / В. Н. Ярхо. – М., 1986.

Семинар № 2

Трагедия классической эпохи почти всегда заимствовала сюжеты из мифологии, что отнюдь не мешало ее актуальности и тесным связям с насущными проблемами современности. Оставаясь "арсеналом и почвой" трагедии, мифология подвергалась в ней специальной обработке, перенесению центра тяжести с сюжета мифа на его интерпретацию в зависимости от запросов реальной действительности.

К особенностям эстетики античной трагедии следует также отнести хронологически последовательное отношение к мифу и его критику. Из особенностей ее поэтики необходимо назвать: минимум актеров, хор, корифея, вестников, внешнюю структуру (пролог, парод, эписодий, стасимы, эксод).

Античная трагедия имеет множество художественных особенностей

  • - изначальная ориентировка на постановку в театре,
  • - основа сюжета - миф (например, трагедия Эсхила "Эдип"),
  • - главный герой вступает в конфликт с Богами и с судьбой,
  • - наличие героев-Богов (например, Артемида и Афродита в трагедии Еврипида "Ипполит"),
  • - наличие Хора (как комментатора и повествователя),
  • - идея всемогущества Богов и рока, бесполезности борьбы с судьбой,
  • - цель трагедии - вызвать потрясение и сопереживание у зрителя и, как следствие, катарсис - очищение через разрешение конфликта и прихода к гармонии.

Аристотель в "Поэтике" дает следующее определение трагедии: "Итак, трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, [подражание] при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов". Подражание действию... совершающее путем сострадания и страха очищение..." - вот суть трагедии: своеобразная "шоковая терапия". Платон в "Законах" пишет о таящемся в человеческой душе и свойственном ей от рождения оргийно-хаотическом начале, которое проявляется вовне как разрушительное, поэтому необходимо внешнее управляющее воздействие, чтобы это начало, легко и радостно освобождаясь, входило бы в гармонию мирового строя. Это способен делать трагик, управляющий игровой жизнью зрителя, это должен делать политик. В общем, это тот способ полагания новой игры и управления ею, о котором мы говорили выше.

О возникновении трагедии как формы, в которую выливается дионисийское начало, Аристотель пишет следующее ("Поэтика",4): "Возникши с самого начала путем импровизации, и сама она и комедия (первая - от зачинателей дифирамба, а вторая - от зачинателей фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах) разрослись понемногу путем постепенного развития того, что составляет их особенность.

Что касается числа актеров, то Эсхил первый ввел двух вместо одного; он же уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог, а Софокл ввел трех актеров и декорации. Затем, что касается содержания, то трагедия из ничтожных мифов и насмешливого способа выражения,- так как она произошла путем перемен из сатирического представления,- уже впоследствии достигла своего прославленного величия; и размер ее из тетраметра стал ямбическим [триметром]."

Особенность античной трагедии как жанра состоит, прежде всего, в том, что она функционально прежде всего была служением Богу, "подражанием действию законченному и важному", т.е. божественному. Потому все ее герои - не люди, но, скорее, маски-символы, и то, что они совершают в процессе представления, имеет для зрителей иное значение, чем для нас, читающих эти тексты две с половиной тысячи лет спустя. Трагедия, как всякий миф, не была просто рассказом и повествованием, она была самой действительностью и те, кто сидел на трибунах, были в той же (если не в большей) степени участниками представления, чем те, кто одушевлял маски. Не осознав этого, невозможно транслировать эллинские символы в контекст культуры двадцатого века.

Трагедия стала новой концепцией игры, новым мифом, который мы называем классикой. Почему я считаю его новым? Ведь "старые" мифы, главным образом, известны нам в позднейшей, классической интерпретации, таким образом, для такого утверждения вроде бы недостаточно оснований. Однако, в пользу того, что трагедия - новый миф, говорят многие, хорошо известные источники. Это, прежде всего, указания на "устаревание" игровой реальности, некогда воспетой Гомером.

"Носит теперь горделиво саисец мой щит безупречный.

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть."

Откровенной насмешкой над богами является один из "гомеровых" гимнов ("К Гермесу."):

"Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,

В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре

Много преславных деяний явить меж богов предстояло.

Утром, чуть свет, родился он, к полудню играл на кифаре,

К вечеру выкрал коров у метателя стрел Аполлона."

Творческое наследие Эсхила, Софокла и Еврипида. Они считаются величайшими поэтами-драматургами человечества, чьи трагедии ставятся на мировой сцене и сегодня.

"Отец трагедии" Эсхил (525-456 гг. до н.э.) создал более 90 произведений, но время сохранило только семь. Другие его пьесы известны в незначительных отрывках или только по названиям. Мировоззрение Эсхила обусловлено сложной эпохой греко-персидских войн, героическим напряжением творческих сил народа в борьбе за свободу и создание демократического афинского государства. Эсхил верил в божественную мудрость и высшую справедливость богов, твердо держался религиозно-мифологических устоев традиционной полисной морали, с недоверием относился к политическим и философским новшествам. Его идеалом оставалась демократическая рабовладельческая республика.

В своих трагедиях Эсхил ставил и решал коренные проблемы эпохи: судьбы рода в обстановке крушения родового строя; развитие исторических форм семьи и брака; исторические судьбы государства и человечества. Исходя из идеи полной зависимости человека от воли богов, Эсхил вместе с тем умел наполнить конфликты своих трагедий конкретно-историческим жизненным содержанием. Сам Эсхил скромно утверждал, что его произведения - "крохи от пиршества Гомера", но на самом деле он совершил важный шаг в художественном развитии человечества - создал жанр монументальной всемирно-исторической трагедии, в которой важность проблематики и высота идейного содержания сочетаются с торжественной величавостью формы. Из сохранившихся трагедий Эсхила наибольший интерес представляют "Персы", "Прометей прикованный" и трилогия "Орестея". Его творчество подготовило почву для появления классической трагедии будущего и оказало мощное воздействие на европейскую драматургию, поэзию и прозу.

Софокл (496-406 гг. до н.э.), подобно Эсхилу, брал сюжеты своих трагедий из мифологии, но наделял древних героев качествами и чаяниями своих современников. Исходя из убежденности в огромной воспитательной роли тетра, желая преподать зрителям примеры истинного благородства и человечности, Софокл, по свидетельству Аристотеля, откровенно заявлял, что "сам он изображает людей, какими они должны быть". Поэтому он с потрясающим мастерством создал галерею живых характеров - идеальных, нормативных, художественно-совершенных, скульптурно-цельных и ясных. Воспевая величие, благородство и разум человека, веря в конечное торжество справедливости, Софокл все же полагал, что возможности человека ограничены силой судьбы, которую никто не может предугадать и предотвратить, что жизнь и сама воля людей подчиняются воле богов, что "ничто не вершится без Зевса" ("Аякс"). Воля богов проявляется в постоянной изменчивости человеческой жизни, в игре случайностей, то возносящих человека к вершинам благополучия и счастья, то бросающих его в бездны несчастий ("Антигона").

Софокл завершил начатую Эсхилом реформу классической греческой трагедии. Соблюдая традиционный прием разработки мифологического сюжета в связной трилогии, Софокл сумел придать каждой части законченность и самостоятельность, значительно ослабил роль хора в трагедии, ввел третьего актера и добился заметной индивидуализированиости характеров. Каждый его герой наделен противоречивыми чертами характера и сложными душевными переживаниями. К числу наиболее знаменитых и совершенных творений Софокла принадлежат "Эдип-царь" и "Антигона", написанные на материале популярного фиванского цикла мифов. Творения его оказали значительное влияние на европейскую литературу нового времени, особенно заметное в XVIII - начале XIX вв. Гете и Шиллер восхищались композицией трагедий Софокла.

Еврипид (480-406 гг. до н.э.), завершивший развитие классической древнегреческой трагедии, творил в период кризиса и упадка афинской демократии. Родился на острове Саламине, получил отличное по тем временам образование в школах известных философов Анаксагора и Протагора. В отличие от Эсхила и Софокла, он - гуманист и демократ, игнорировал участие в общественной жизни, предпочитая уединение. Конец жизни он был вынужден провести в Македонии и умер там при дворе царя Архелая.

Еврипид написал свыше 90 трагедий, из которых сохранилось 17. При жизни он не пользовался столь значительным успехом (четыре победы на Великих Дионисиях), как Эсхил и Софокл, но в эпоху эллинизма считался образцовым драматургом.

Еврипид был смелым мыслителем, при этом мифы о богах для него - плод досужей фантазии ("Геракл", "Ифигения в Авлиде"). Мифология сохраняет в трагедиях Еврипида чисто внешнее значение, и конфликты у него почти всегда определяются столкновением пагубных человеческих страстей. Недаром еще древние называли его "философом на сцене" и "трагичнейшим из поэтов". Он изображал людей такими, "какие они есть", писал естественно и просто. Как художника Еврипида в первую очередь интересовал внутренний мир человека, его душевные переживания, потому он - родоначальник психологического направления в европейской литературе.

Еврипид - реформатор классической древнегреческой трагедии и фактически заложил основы жанра европейской драмы.

К числу наиболее прославленных произведений Еврипида относятся "Медея", "Ипполит", "Алкеста" и "Ифигения в Авлиде", традиционно основанные на мифологических преданиях. Пролагая пути к созданию семейно-бытовой драмы, он в то же время достигает высокого трагического пафоса чувств героев.

Лучшие статьи по теме