Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

История двуглавого орла: как менялся герб России.

8 декабря 1856 года Александр II утвердил Большой, Средний и Малый гербы Российской Империи. 11 апреля 1857 года (ПСЗ, т. XXXII, №31720) император утвердил .

Большой государственный герб.
§ 1. Российский Государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел. На главах его Императорския короны; над ними третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты голубаго цвета. В когтях правой ноги орла золотой Императорский скипетр; в когтях левой золотая держава. На груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахрамою, коне, поражающий золотаго, с зелеными крыльями, дракона, золотым, с осьмиконечным крестом на верху, копьем. Главный щит (с гербом государственным) увенчан шлемом Святаго Великаго Князя Александра Невскаго. Намет золотой и черный. Вокруг щита цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозваннаго; по сторонам изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, подложенная горностаем и усеянная Российскими двоеглавыми орлами; на ней червленая надпись: С Нами Бог! Над сению Императорская корона и государственная хоругвь, с осьмиконечным на древке оной крестом. Ткань государственной хоругви золотая; на ней изображение средняго государственнаго герба (см. § 5), только без окружающих оный девяти щитов с гербами Царств и Великих Княжеств и Родовым Его Императорскаго Величества гербом.
§ 2. Вокруг главнаго щита, щиты с гербами Царств и нижеозначенных Великих Княжеств:
I. Герб Царства Казанскаго: в серебряном щите черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый.
II. Герб Царства Астраханскаго: в лазуревом щите золотая, подобная Королевской, корона, с пятью дугами и зеленою подкладкою; под нею серебряный восточный меч, с золотою рукоятью, острым концом вправо.
III. Герб Царства Польскаго: в червленом щите серебряный коронованный орел; клюв его и когти золотые.
IV. Герб Царства Сибирскаго: в горностаевом щите два черные соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной золотую пятизубцовую корону, другою червленый лежащий лук и две крестообразно, остриями вниз, поставленныя стрелы.
V. Герб Царства Херсониса Таврическаго: в золотом поле черный Византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орел, с золотыми клювами и когтями, и червлеными языками; на груди, в лазуревом, с золотыми краями, щите, золотой осьмиконечный крест.
VI. Герб Царства Грузинскаго: щит четверочастный, с особою внизу оконечностию и малым в середине щитом. В среднем малом щите герб Грузии: в золотом поле Святый Великомученик и Победоносец Георгий, в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой приволоке, сидящий на черном коне, покрытом багряницею с золотою бахрамою, и поражающий червленым копьем зеленаго, с черными крылами и червлеными глазами и языком, дракона. В первой из четырех частей щита герб Иверии: в червленом поле серебряный скачущий конь; в углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряныя осьмиугольныя звезды. Во второй части герб Карталинии: в золотом поле зеленая огнедышущая гора, пронзенная крестообразно двумя черными стрелами, остриями вверх. В третьей части герб Кабардинския земли: в лазуревом поле, на двух серебряных, крестообразно, остриями вверх, положенных стрелах, малый золотой щит с червленым обращенным вправо полумесяцем; в трех первых четвертях серебряныя шестиугольныя звезды. В четвертой части герб Армении: в золотом поле червленый коронованный лев. В особой внизу щита оконечности герб Черкасских и Горских Князей: в золотом поле скачущий на черном коне Черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха приволоке, с черным копьем на правом плече.
VII. Соединенные гербы Великих Княжеств: Киевскаго, Владимирскаго и Новгородскаго, в щите разделенном вилообразно на три части. В первой герб Киевский: в лазуревом поле Святый Архистратиг Михаил, в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечем и серебряным щитом. Во второй герб Владимирский: в червленом поле золотой львиный-леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В третей части герб Новгородский: в серебряном поле два черные медведя, поддерживающие кресла золотыя с червленою подушкою, на коей поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест; над креслами золотой трисвещник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряныя, одна против другой, рыбы.
VIII. Герб Великаго Княжества Финляндскаго: в червленом усеянном серебряными розами, щите, золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч прямой, а в левой меч выгнутый, на который опирается заднею правою лапою.
Все сии щиты увенчаны принадлежащими им коронами.
Внизу главнаго щита (с гербом государственным) Родовой Его Императорскаго Величества герб. Щит разсеченный. В правой половине щита герб рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в середине), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотыя и четыре серебряныя. В левой половине герб Шлезвиг-Голстинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностию и малым на средине щитом; в первой части герб Норвежский: в червленом поле золотой коронованный лев с серебряною галлебардою; во второй герб Шлезвигский: в золотом поле два лазуревые леопардные-льва; в третьей герб Голстинский: в червленом поле пересеченный малый щит, серебряный и червленый; вокруг онаго серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части герб Стормарнский: в червленом поле серебряный лебедь с черными лапами и золотою на шее короною; в особой внизу щита оконечности герб Дитмарсенский: в червленом поле золотой, с подъятым мечем всадник, на серебряном коне, покрытом черною тканью; средний малый щит также разсеченный: в правой онаго половине герб Ольденбургский, на золотом поле два червленых пояса; в левой герб Дельменгорстский, в лазуревом поле золотой, с острым внизу концем, крест. Сей малый щит увенчан Велико-Герцогскою короною, а главный Королевскою.
§ 3. Над сению главнаго (с государственным гербом) щита шесть щитов: ... (далее идет подробное описание территориальных гербов)
...

На печати Ивана III Великого, доставшейся от Василия II Васильевича Темного, изначально был изображен Лев, терзающий змею (Лев символ Владимирского княжества). Однако в конце XV века был избран новый символ государства Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества.


Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Император Максимилиан II не дал однако Софье своего Императорского орла, орел изображенный на стяге Софьи Палеолог имел не Императорский а только цесарский венец. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным.



Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III () в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной – двуглавый орел. Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. – это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей. Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы – Константинополя – двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.


После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб – двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом – изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

Гилязева А.Ф. Сходство и различия между гербами Российской Империи и Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.– 2017. –Т. 2. №3. – С. 13-19.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГЕРБАМИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Ф. Гилязева , с тудент

Казанский (Приво лжский) федеральный университет

(Россия, г . Казань)

А ннотация. В статье ставится задача выявления сходств и различий между гербами Российской империи и Российской Федерации пут ем изучения их историй .

В ходе исследования выяснено, при каком царе образовался гер б, символы которого имеются в гербе Российской Федерации , и через какие изменения он прошел до того , как оказаться перед нами в виде, в котором мы можем видеть его сегодня.

В статье приведены результаты исследования, в ходе которого удалось ответить на вопрос происхождения герба Российской Федерации и степени сохранения им в себе м о тивов герба Российской империи.

Н а основе проведённого анализа выявлены сходства и различия государственных ге р бов Российской империи и Российской Федерации, а также приведена история развития государственной символики России.

Ключевые слова: символика, герб, гимн, флаг, Российская империя, Российская Фед е рация, Россия, история .

У России величаво й

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

А.Н. Трифонов

Слово «символ», дошедшее до нас из древнегреческого языка, имеет не одно значение. В том смысле, в каком оно упо т ребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как у с ловное обозначение образа, понятия, идеи.

В «Толковом словаре живого велик о русского языка» В. И. Даля слово «символ» определяется как «полная картина, су щ ность в немногих словах или знаках». К о гда же понятие «символ» употребляется для обозначения трех основных символов государства – герба, флага и гимна, – сл е дует четко различать, что каждый из них собой представляет и какова их история, ибо за ними стоит многовековая богатая и бурная история России, в них, так или иначе отражаются коренные перемены , происходившие в судьбе страны .

Государственный герб – тип гербовой эмблемы с особым правовым статусом, обозначающий государство как террит о риальную и административную целос т ность; один из трёх государственных си м волов суверенитета (наряду с государс т венным флагом и государственным ги м ном). Подавляющее большинство гос у дарст в имеют свои Государственные ге р б ы – официально утверждённые особые знаки, как правило, с ложившиеся истор и чески. Функцией Государственного герба является визуализация государственной власти, её политической, администрати в ной и территориальной принадлежности. Государственный герб обозначает прису т ствие государст в а в лице его учреждений, полномочий и т.п., а также испо льзуется для непосредственной иденти фикации конкретного государства в ряду других государст в (в международных структурах и т.п.). Изображение Государственного герба на печатях, бланках, денежных зн а ках и т.п. гарантирует и свидетель ствует о его правомочности в да нной области пр а воотношений. В изобразительном отнош е нии Государственный герб может сущес т вовать в краткой и в расширенной версия х.

В основе герба Российской Федерации — исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображ е ниям на памятниках эпохи Петра Велик о го. Над головами орла изображены три и с торические короны Петра Великого, си м волизирующие в новых условиях сувер е нитет как всей Российской Федерации, так и субъектов; в лапах орёл держит скипетр и державу, которые олицетворяют гос у дарственную власть и единое государство; на груди изображён всадник, поражающий копьем дракона. Это один из древних си м волов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление дв у главого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко тр а диционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия .

История Государств енного герба Ро с сийской империи

Во многих западно-европейских странах эмблемы, из которых сло ж ился российский Государственный герб, появились в средние века. Россия не стала исключением. В числе основных эмблем, составляющих российский Государстве н ный герб, — всадник, поражающий копьём дракона, и двуглавый коронованный орёл . Они изображены на печати (один – на л и цевой стороне, другой – на оборотной) в е ликого князя московского Ивана III В а сильевича , которая скрепляет его жалова н ную меновую и отв одную грамоту воло ц кому князю Фёдору Борисовичу и рус ск о му князю Ивану Борисовичу (1497). По мнению Н.М. Карамзин а, именно эти эм б лемы могут служить первым примером использования символики российского Г о сударственного герба. В отечественной литературе с XVIII в . существует версия о заимствовании Иваном III Васильевичем двуглавого о рла в качестве Го сударстве н ного герба из Византии , в то время как он вступил в брак с племянн ицей последнего византийского им ператор а З.(С.Ф.) Пале о лог. В начале ХХ в. Н.П. Лихачёв подверг эту гипотезу сомнению, так как со времени брака Ивана III Васильевич а и Палеолог до того, как орла поместили на русской печ а ти, прошло 25 лет. Многие учёные прив о дят доказательства того, что знаком в В и зантии двуглавый орёл никогда не был.

Рис. 2 Печать Ивана III

Рис. 3 Герб Российской империи при Петре I

Вероятнее всего, ве ликий князь моско в ский, в стремлении повысить свой межд у народный авторитет, использовал эту эм б лему в соотве т ствии со своими политич е скими замыслами . Возможно, он подражал гербу императора Священной Римской им перии, где двуглавый орёл как полит и ческая эмблема олицетворял императо р скую власть. XVI в. д вуглавый орёл заво е вал господствующее положение, став главной фигурой композиции: с этого вр е мени драконоборец в щитк е располагается на груди орла. По мере укреплени я сам о державия в Российской Империи к двугл а вому орлу и всаднику в государственной символике добавились и атрибуты власти. В 1625 г. при царе Михаиле Фёдоровиче над головами орла появилась третья кор о на. Во 2-ой половине XVII в . царь Алексей Михайлович начал использовать печати, на которых двуглавый орёл держит в л а пах скипетр и державу , – являющи ми ся общепринятыми регалиями королевской или императорской власти во всех мона р хических государствах . Государственный орёл , принятый при Алексее Михайлов и че, явился прототипом последующих оф и циальных изображений русского гербов о го орла. Официально значение государс т венной эмблемы растолковывалось в сп е циальном царском указе 1667: «орёл дво е главый есть герб державный великого г о сударя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют три великие Казанское , Астраханское, С и бирское славные царства», скипетр и я б локо (державное) «особо являют государя, самодержца и обладателя».

При царе Петре I российский Госуда р ственный герб видоизменился: щиток с драконоборцем , которого сам царь наз ы вал «святым Егорием», на груди двуглав о го орла стал окружаться цепью Андрея Первозванного ордена, на крыльях орла или вокруг него размещались эмблемы з е мель. После поднесения Петру I импер а торского титула (1721) появились новы е символы власти, в частности им перато р ская корона, ею стал увенчиваться двугл а вый орёл Государственный герб. Были у с тановлены государственные гербовые цв е та – чёрный и жёлтый, в Государственном гербе чёрный двуглавый орёл изображалс я на золотом (жёлтом) поле. В XVIII в . в описаниях ге рбов и инструкциях по их с о ставл ению драконоборец именуется св. Георгием.

Император Николай I был очень озаб о чен большей наглядностью и доступн о стью для народа главного символа имп е рии – Государственного герба. Хотя он явился инициатором преобразования гла в ного учреждения по составлению гербов, при нем долго не могли найти человека, который будет пособен выполнить в гл о бальном масштабе царскую волю. В эпоху императоров Александра I и Николая I двуглавый орёл очень часто изображался в гос подствующем в то время стиле амп ир: вместо скипетра и державы он держит в левой лапе венок или ленту, в правой – пучок стрел, факел, ленты; щиток на груди орла имеет необычную конусовидную форму; цепь ордена С в. Андрея Перв о званного, титульные гербы на крыл ьях или вокруг орла отсутствуют . Крылья орла и з менили свою традиционную форму – они распростёрты и опущены вниз. Подобные новации допускались при изображении герба на монетах, гербовой бумаге, пуг о вицах мундиров, кокардах. Государстве н ной печати изменения не коснулись. На монетах с 1830-х гг. изменился набор ге р бов на крыльях орла – вместо эмблем в е ликих княже ств Вл адимирского, Новг о родского, Киевского появились гербы Царства Польского, Царства Херсонеса Таврического, Великого княжества Фи н ляндского. При императоре Александре II произошла новая «реконструкция» Г ос у дарственного герба. В 1857 г. Б. Кёне з а нял должность управляющего в созданном Гербовом отделении Департамента г е рольдии. П од руков о д ством барона , во з главлявшего Гербовое отделение Депа р тамента герольдии Сената, были созданы большой, средний и малый Государстве н ные гербы и соответствовавшие им печати. В их художественном воплощении Кёне ориентировался на общепризнанные в е в ропейской м онархической геральдик е нормы, а также на принципы, существ о вавшие в российской государственной символике.

Кроме новой атрибутики в виде мантии, щитодержателей , разного вида корон, н о вого расположения земельных гербов, с о ответствовавших перечислению в импер а торском титуле, по-новому изображался и всадник на груди орла: в рыцарском шл е ме, повёрнутым в левую от зрителя стор о ну, нехарактерную для русской традиции. Особым комитетом при участии Кёне р и сунки новых Государственных гербов б ы ли представлены и одобрены монархом, и 11 (23) апреля 1857 года подробное опис а ние Государственного герба – Большого, Среднего и Малого и Государственной п е чати (соответственно) было опубликовано. Окончательные варианты большого, сре д него и малого Государственных гербов у т верждены императором Александром III : большой – в 1882, средний и малый – в 1883. После Февральской революции 1917 пришедшее к власти Временное прав и тельство отложило решение вопроса о Г о сударственном гербе до созыва Учред и тельного собрания, а на своей печати п о местило двуглавого орла (художни к- И.Я. Билибин ) без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.

История Государственного герба Ро с сийской Федераци и

C распадом СССР перед бывшими с о ветскими республиками, ставшими сув е ренными государствами, встал вопрос об их государственных си м волах – гербах, флагах, гимнах. В начале 1990-х гг. в ро с сийском обществе возникла идея возвр а тить России её историческую символику. Предложен ный проект Государственного герб а – двуглавый орёл без корон, скипе т ра, державы и других «царских» атрибутов – был, однако, отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Це н тробанка .

Указом Президента РФ от 30.11.1993 было введено Положение о Государстве н ном гербе России . Согласно Конституции РФ, Государственный герб РФ, его опис а ние и порядок официального использов а ния устанавливаются федеральным ко н ституционным законом. Такой закон – «О Государственном гербе РФ » — принят 25 .12.2000.

В многоцветном варианте Государс т венный герб помещается на бланках фед е ральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и расп о ряжений Правительства РФ, решений Ко н ституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, п а латы Федерального собрания, Правител ь ства РФ. В одноцветном варианте Гос у дарственный герб помещается на бланках федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Генеральной прокуратуры РФ, Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Счётной палаты РФ, Центральной и з бирательной комиссии РФ. На бланках р я да учреждений и организаций Государс т венный герб помещается в одноцветном варианте без геральдического щита. В многоцветном или одноцветном варианте Государственный герб помещается на д о кументах, удостоверяющих личность гр а ждан РФ, или на иных документах общ е государственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, а также органами, осуществля ю щими государственную регистрацию актов гражданского состояния; на гербовых п е чатях органов государственной власти РФ, на официальных резиденциях органов вл а сти РФ, в кабинете Президента РФ, на его транспортных средствах, в залах заседаний федеральных судов и т.д. Он помещается также на пограничных знаках (осн . погр а ничных столбах) и пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Допускается размещение Государс т венного герба РФ на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной гос у дарственной службе, а также использов а ние его в качестве геральдической основы геральдических знаков – эмблем фед е ральных органов исполнительной власти.

Государственный герб РФ может пом е щаться на денежных знаках, государс т венных наградах РФ. Президент РФ может также устанавливать иные случаи офиц и ального изображения Государственного герба в РФ.

Выявление сходств и различий между гербами Российской империи и Росси й ской Федерации

В 1993 было введено Положение о Г о сударственном гербе России, в результате чего новым Государственным гербом Ро с сии стал двуглавый орёл, рисунок котор о го выполнен (худ. Е.И. Ухналёв ) по мот и вам малого герба Российской империи – в иной цветовой гамме, без территориал ь ных гербов на крыльях орла, без цепи о р дена Св. Андрея Первозванного.

Рис. 5 . Малый Государственный герб

Российской империи

Рис. 6 . Государственный герб РФ

Герб РФ представляет собой четырё х угольник, с закруглёнными нижними у г лами, заострённый в оконечности красный геральдич , щит с золотым двуглавым о р лом, поднявшим вверх распущенные кр ы лья. Орёл

увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, с о единёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, пор а жающий серебряным копьём чёрного о п рокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде гл. фигуры – дв у главого орла.

Сравним гербы Российской империи и Российской Федерации на основе опис а ния сегодня действующего Государстве н ного герба РФ.

Сходства:

1. Двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья.

2. Над головами орла три короны, с о единенные лентой.

3. В правой лапе орлы держат скипетр, в левой – державу.

4. На их грудях в красных щитах из о бражен серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём опрокинутого н а взничь и попранного конём дракона.

Различия:

1. Клюв орла, изображенного на гербе Российской империи раскрыт шире, неж е ли клюв орла на гербе РФ.

2. На крыльях орла герба Российской империи раскинуты гербы царств и вел и ких княжеств, входящих в её состав, чего мы не замечаем на гербе РФ.

3. На гербе Российской империи имеет место цепь ордена Андрея Первозванного, а на гербе РФ её нет.

4. Драконоборец в щитке на груди дв у главого орла РФ повернут в правую от зрителя сторону, а в щитке герба Росси й ской империи – в левую.

5. Окраска герба Российской империи представляет собой чёрный и золотой (жёлтый) цвета, а окраска герба РФ – красный и золотой (жёлтый).

З аключение

Как мы уже отметили, современный российский Государственный герб соста в лен «по мотивам» Малого Государстве н ного герба Российской империи. Выявив схо дства и различия двух гербов, мы п о дытоживаем , что они имеют различные «геральдические окраски» , отмечаем о т сутствие на крыльях орла гербов царств и княжеств и цепи ордена Андрея Перв о званного на гербе РФ. Также внимание о б ращаем на драконоборца , смотрящего на разных гербах в разные стороны. Однако сохранены размах крыльев, три короны, соединяемые

лентой, скипетр и держава в лапах орла.

Таким образом, мы можем сделать в ы вод, что нынешний герб России имеет в основе своей символы, сложившиеся на протяжении всей истории нашей Родины.

Библиографический список

1. Осипов Ю.С. Большая российская энциклопедия, т. 7 . Гермафродит-Григорьев. – М о сква: Большая российская энциклопедия, 2007.

2. Балязин В. Святыни и награды Российской державы. – Москва: Олма-Пресс , 2004.

3. Федеральный закон РФ от 2 5 .12. 2000 (В ред . Федерального конституционного закона от 12.03.2014) № 5-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

4. Янин В.Л. Отечественная история: История России с древнейших времён до 1917 г о да. – Москва: Большая российская энциклопедия , 1994.

5. Жуков Е.М . Советская историческая энциклопедия. – Москва: Советская энциклоп е дия , 1973 – 1982.

6. Каменцев Е.И. , Устюгов Н.В . Русская сфрагистика и геральдика. – Москва: Высшая школа, 1974.

7. Пушкарев С.Г . Обзо р русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993 .

8. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. – Москва: Издательство М о сковского университета, 1 993 .

9. Конов А. Геральдика российская. – Санкт-Петербург: Нева, 1982 .

COMMON AND DIFFERENT SIGHTS BETWEEN COATS OF ARMS OF RUSSIAN EMPIRE AND RUSSIAN FEDERATION

A.F. Gilyazeva , student

Kazan (Volga region) federal university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the set task is detection of common and different sights between coats of arms of Russian Empire and Russian Federation.

During research we knew when a coat of arms of Russian Empire which has its symbols in the coat of arms of Russian Federation appeared, and what changes there were before today.

In the article you can find the results of the research, in the course of which we were able to learn the origin of coat of arms of Russian Federation and the extent of signs which remained in it after Russian Empire’s one.

On basis of the performed analysis there are some detected common and different sights of coats of arms of Russian Empire and Russian Federation. Also there is a history of development of Russian state symbols.

Keywords: symbolic, coat of arms, anthem, flag, Russian Empire, Russian Federation, Russia, history.

История Герба России

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комичное видоизменение.

Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк на государственном гербе неуместен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел "взлетел" на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя ".

В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет". Только вот изображения этого орла я не нашел.

С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами... Этот проект, слава Богу, не был утвержден.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, которые мы приводить, естественно, не будем.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только "сидеть" на башнях московского кремля. Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н. Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый правитель вносил свой вклад в формирование герба, да и, зачастую, происходящие в этот момент исторические события находили отражения на нем. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в его изображении. Все детали формирования облика государства можно найти в истории его государственных символов...

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Со временем, став огромным и независимым государством у России появились и на гербе все атрибуты государственности и власти: корона, скипетр и держава, которые и сейчас отчасти олицетворяют современное Российское государство.


Появление на Руси двуглавого орла при Иване III

Двуглавый орел не относится к числу знаков, широко известных российской традиции ранее конца XV века. Изображения двуглавых орлов в России встречаются, но они чрезвычайно немногочисленны, и представляют собой не правило, а исключение.

Первые известные изображения датируются Х веком: это бляшки (украшения костюма) из Гнездовского кургана и из Осиповой пустыни. Известна декоративная плитка с двуглавым орлом, найденная на берегу Днестра в местечке Высилеве (Северная Буковина) – она датируется XII-XIII веками, двуглавые орлы в росписях Рождественского собора в Суздале (XIII век). XIV веком датируется монета, на которой изображена оригинальная фигура: человек с двумя головами и орлиными крыльями.

Исследователи, высказывают предположения о том, что эти редкие и нетипичные для России изображения, вероятно, заимствованы с востока. В X-XIII веках русские земли имели достаточно активные торговые сношения с Персией (Ираном) и арабскими странами, после установления над Русью власти Золотой Орды, сношения с арабским, персидским и среднеазиатским востоком осуществлялись через ордынское посредство.

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Ивана III Васильевича (1462-1505).

Иван III является одним из величайших деятелей российской истории. Его значение определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Утвердив свою власть в новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. С ее помощью сообщалось о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать. Властитель, имевший в подчинении какие-либо территории, долгое время тратил силы на то, чтобы обрести право использовать свою печать, так как без этого он не считал свою власть легитимной и не признавался другими владетелями.

Такой печатью и является печать 1497 года. Она имеет лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец: всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орел, каждая голова которого увенчана короной. Двуглавый орел имел принципиально новое значение. Если раньше на оборотных сторонах помещались символы связанные лично с князем (например, святой покровитель князя), то теперь оборотную сторону печати занял символ государства, которым князь управляет. Этим символом стал двуглавый орел и печать, таким образом, обрела стройное логическое значение: лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет данной печатью, а оборотная – о том, какой страной управляет владелец печати.

Здесь уместно задаться вопросом: почему именно двуглавый орел? Какими соображениями руководствовался Иван III, избирая этот знак символом нашей страны? Ответ на этот вопрос сложен: история не сохранила для нас источников, позволяющих вывести точное заключение. Мы можем лишь высказывать предположения и анализировать их вероятность.

Из истории бытования двуглавого орла в других странах можно сделать несколько предположений:

Двуглавый орел был принят по примеру Священной Римской Империи.

Двуглавый орел был перенят Россией у Балканских стран.

Двуглавый орел был заимствован Россией из Византии.

Против первой версии говорит то, что Россия восприняла не ту форму двуглавого орла, который был принят на Западе. Русский орел имел не известные Западу атрибуты – короны на головах, и иное цветовое решение (золотой орел на красном, на западе – черный орел на золотом).

Активно развивала связи Россия и с Балканскими странами (Молдавией, Валахией, Болгарией) и особенно сильно балканское влияние сказывалось в культурной сфере. Однако в политической среде балканское влияние и значение балканских проблем было несравненно меньше, чем влияние византийского и западного вопросов.

Наиболее предпочтительной является третья версия. Безусловно, Иван III поддерживал представление о России, как наследнице Византии. Активно подчеркивалось, что после падения Византии Россия осталась последним оплотом православия. Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора, русский двор старался следовать византийским традициям. Сам государь начал добиваться именования себя "царем". Однако необходимо помнить, что двуглавый орел в Византии не был в полном смысле слова государственной эмблемой, и не совсем отвечал тому характеру нового государственного знака, который был необходим Ивану III.

Таким образом, каждая из версий причин выбора Иваном III двуглавого орла в качестве государственного символа является основательной… и недоказуемой. Вполне возможно, что все три фактора – византийское, западноевропейское и балканское влияние – вместе содействовали формированию решения Ивана III. На самом деле, важно иное: в те годы, когда родилось единое российское государство, был создан государственный герб новой страны. Им стал двуглавый орел – и этот символ неразрывно связан с Россией до наших дней, вот уже более 500 лет.

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Василий III

Великий князь Василий III Иванович (1505-1533) оказался во всех отношениях продолжателем дела отца. При нем продолжалось расширение и укрепление единого российского государства, развивалось и его символическое обеспечение. Примечательно, что двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия.

Важным новшеством стало то, что печать с двуглавым орлом постепенно стала употребляться чаще, начала выделяться среди других великокняжеских печатей и обретать статус главной – государственной – печати Великого князя. Большинство международных договоров и документов Василия III заверялось именно печатью с двуглавым орлом.

Иван IV Грозный

При Иване IV Грозном (1533-1584) происходит несколько важных изменений в государственной печати.

В 1560-х гг. двуглавый орел переносится с оборотной стороны печатей на лицевую и, таким образом, знак государства занимает на печатях более почетное место, чем знак собственно правителя. В тоже время в качестве царского знака наряду с традиционным всадником стал употребляться новый символ – единорог. Вторым важным нововведением 1560-х годов стало совмещение государственного и царского знаков в одном символе. Для этого царский знак (всадник или единорог) располагался в щите на груди двуглавого орла на лицевой стороне печати.

Очередное изменение печати происходит в 1577-78 годах. Вместо двух корон, венчавших головы орла, помещена одна большая пятизубцовая корона с восьмиконечным православным крестом над ней. Все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси.

В царствование Иоанна IV Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе: вокруг него стали размещать двадцать четыре эмблемы земель, входящих в состав российского государства. Сам факт появления территориальных эмблем на большой государственной печати весьма показателен: впервые российский государь с помощью государственного символа попытался продемонстрировать, насколько велика его держава, и какие именно основные земли входят в ее состав.

Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

Федор Иванович

Наследовавший Ивану IV царь Федор I Иванович (1584-1598) внес изменение в государственный символ – на его печати (1589 год) двуглавый орел снова изображается с двумя коронами, а между голов орла помещается восьмиконечный православный крест на Голгофе

И на лицевой, и на оборотной стороне печати орел имеет на груди щит с ездецом.

Вероятно, отказ от новшеств Ивана IV (одной короны, единорога) мог служить стремлением Федора Ивановича показать, что в своем правлении он намеревается опираться на опыт мудрых и рачительных правлений деда (Василия III) и прадеда (Ивана III), а не жестокие методы своего отца. Появление же креста можно объяснить глубочайшей и искренней религиозностью, свойственной Федору Ивановичу, пожелавшего отразить богохранимость своей державы и примат духовных ценностей над мирскими.

Смутное время

Царствовавший после Федора I царь Борис Годунов (1598-1605) употреблял такого же орла, как при Федоре Ивановиче (с двумя коронами и крестом), но в щите на груди орла изредка вновь помещался единорог.

Последовавшее затем Смутное время привело к быстрой смене властителей на русском престоле, из которых наиболее интересный след в развитии российской государственной геральдики оставил царь Дмитрий (Лжедмитрий I) (1605-1606).

Взошедший на российский престол при помощи польско-литовских войск, находившийся в постоянной связи с прибывшими в Москву вместе с ним поляками и литвинами, Лжедмитрий принял печать с новым рисунком государственного символа. Двуглавый орел был откорректирован в соответствии с западноевропейскими геральдическими традициями. На печати Лжедмитрия (1600 год) двуглавый орел изображался с расправленными и поднятыми вверх крыльями. Головы орла венчали две традиционные короны, а над ними была расположена третья – большего размера и иного начертания. Наконец, всадник в щите на груди двуглавого орла был развернут визуально влево (в то время как традиционно в России всадника изображали повернутым визуально вправо).


Гербы династии Романовых

Царствование Лжедмитрия было недолгим и закончилось бесславно. Смутное время закончилось с возведением на трон царя Михаила Федоровича (1596-1645). Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и восшествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства.

Головы орла венчали две короны, но между ними попеременно помещались то православный крест (до 1640-х гг.), то третья корона большего размера, которая постепенно вытеснила символ православия и к середине XVII века стала непременным атрибутом российского герба.

К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством и три короны, вероятно, означали Святую Троицу. Однако это трактовалось многими и как символ единства великорусов, малороссов и белорусов. На груди двуглавого орла находился щит со всадником (на печати 1625 года всадник, еще по традиции Лжедмитрия, развернут визуально влево, но уже с 1627 года всадник разворачивается в традиционную для России правую сторону). В 1620 – начале 1640-х гг. на одной из сторон печати на груди орла иногда помещается изображение единорога, но к середине 1640-х гг. единорог окончательно исчезает из композиции государственного герба.

В царствование следующего государя – Алексея Михайловича (1645 - 1676) – Россия укреплялась, расширялась и собиралась с силами для рывка в развитии, который ей было суждено сделать при его сыне – Петре Великом (1682-1725). Государственный символ уточняется и впервые целенаправленно корректируется в соответствии с геральдическими правилами.

Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. На груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава

Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1672 году в России был составлен первый официальный сборник основных государственных эмблем. Открывался "Титулярник" изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила "Московский" – то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли – сердца объединенного российского государства – и, соответственно, общий символ всей России.

XVII век оставил нам не только многочисленные печати, монеты и документы, но и большое количество иных носителей изображений государственного герба. Двуглавый орел в это время начинает активно помещаться в архитектурных композициях, на государственных регалиях, знаменах, оружии, разнообразных предметах дворцового быта и обихода российской знати. Многочисленны предметы декоративного и боевого оружия с двуглавыми орлами, кубки и иная парадная посуда, предметы быта и подарки (ларцы, мебель и проч). Вполне вероятно, что такое применение двуглавого орла имело место и раньше (например, сохранились сведения, что декоративные красные плитки с золотыми двуглавыми орлами украшали Грановитую палату московского Кремля еще при Иване III), но безжалостное течение времени и, особенно, разрушительные события Смутного времени привели к тому, что регалии и бытовые предметы XV-XVI вв. с гербом почти не сохранились до наших дней.

В 1654 году коронованный золотой двуглавый орел был установлен на Спасской башне московского Кремля, а в 1688 – на шпилях Троицкой и Боровицкой башен.

После кончины Алексея Михайловича, Россией недолгое время правил его старший сын царь Федор II Алексеевич (1676-1682). После его смерти на трон были одновременно возведены единокровные братья – Иван V и Петр I.

Этот период интересен с точки зрения развития государственной символики тем, что изображение на груди двуглавого орла, всегда понимавшееся как условный портрет великого князя или царя – теперь развивается до документально точного, а иногда всадник и вовсе заменяется портретом государя

Так, на полковом стрелецком знамени 1695 года на груди двуглавого орла изображены восседающие на двух тронах цари Иван и Петр. На личном знамени Софьи Алексеевны 1680-х гг. на груди орла был помещен портрет правительницы. На солдатском знамени 1696 года на груди орла изображен ездец, имеющий сходство с Петром, а на другом знамени вместо ездеца щит на груди орла занимает всадник с мечом руке, портретное сходство которого с Петром совершенно очевидно.

После 1700 года на грудь двуглавого орла возвращается условный всадник. Традиция совмещать портреты царя с государственным гербом сохранилась, но она получила новое развитие. Официально гербом остается двуглавый орел со всадником на груди. А портреты царя, наложенные на герб, используются лишь в декоративных и аллегорических целях.

Петр I

Рубеж XVII-XVIII веков стал очередным переломным моментом истории нашей страны. Новый государь – Петр I решительно направил Россию по пути европеизации, открыл период капитальных реформ, затронувших все без исключения стороны российской жизни. Бурный поток петровских реформ не оставил в стороне и государственную символику.

Почти все время царствования Петра Россия вела непрестанные войны и средство ведения войны – армия – являлась объектом непрестанных забот самодержца. Задумался Петр и о едином символе армии. В качестве такого знака был избран Андреевский крест.

Помещенный на белом полотнище синий Андреевский крест стал флагом российского военного флота, доныне носящим название Андреевского флага. Но особенно важно, что символика ордена Андрея Первозванного со времен Петра I стала неотъемлемой частью государственного герба. В петровское время знак ордена носился на шейной цепи, состоящей из различных декоративных звеньев

А начиная с 1700 года знак и цепь ордена входят непосредственно в состав герба: цепь изображается окружающей щит со всадником на груди двуглавого орла, а знак ордена, прикрепленный к цепи, располагается непосредственно под этим щитом.

Второе существенное изменение государственного герба при Петре I связано с переосмыслением значения всадника на груди двуглавого орла. Начиная с 1710-х гг. старинного ездеца, согласно европейской традиции, начинают определять как изображение Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Установилась расцветка этого элемента: щит имел красное поле, всадник изображался серебряным, а поверженный им дракон – черным.

Третьим существенным изменением герба петровского времени было установление определенного типа венчающих двуглавого орла корон. С 1710 года сначала на печатях, а затем – на монетах и иных символах над головами орла начинают изображаться императорские короны. При этом средняя – большая – корона получила традиционное геральдическое начертание: с исходящими из нее лентами (инфулами), касающимися двух других корон. Выбор Петром императорских корон не случаен: так демонстрировалась полная самостоятельность России и ее абсолютная свобода в своих властных правах. Заметим, что императорские короны появились в российском гербе более чем за десять лет до того, как Россия была провозглашена Империей, а сам Петр принял титул Императора.

Четвертым и последним изменением государственного герба в петровское время стало изменение цветов. В 1721 наша страна была провозглашена Империей. В связи с новым государственным устройством была изменена и расцветка государственного герба: по примеру единственной империи существовавшей в то время – Священной Римской Империи – двуглавый орел российского герба был сделан черным с золотыми клювами, языками, глазами, лапами и атрибутами (скипетром, державой в лапах и коронами над головами). Поле также стало золотым. На груди орла сохранен красный щит, с изображением в нем серебряного всадника – Святого Георгия – поражающего копьем черного дракона. Щит на груди орла окружался цепью ордена Андрея Первозванного, знак которого располагался на цепи под щитом со Святым Георгием

Так герб нашей страны обрел те основные геральдические характеристики, которые сохранялись почти 200 лет, до крушения Российской Империи в 1917 году.

В 1722 году Петр учредил герольдмейстерскую контору (1722-1796) и должность герольдмейстера.

Эпоха дворцовых переворотов. XVIII век

Послепетровская эпоха характеризуется напряженной борьбой на вершине государственной власти, известной как “эпоха дворцовых переворотов”, что в 30-е годы XVIII привело к чрезмерному влиянию в государстве выходцев из Германии, отнюдь не способствовавшие усилению России.

В 1740 году швейцарский гравер Гедлингер, приглашенный Анной Иоанновной в Россию в 1736 году, изготовил государственную печать, которая использовалась до 1856 года и, по существу, закрепила классический облик русского двуглавого орла.

До конца XVIII века коренных изменений в рисунке герба не было, однако заметны специфические черты, соответствующие времени правления императоров и императриц, особенно во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. В это время орел больше похож не на орла, а на орлицу. Как ни странно, но во времена Екатерины II государственный герб почти не изменился, хотя, как известно, она провела большое количество реформ в области государственного устройства и образования. Он предпочла сохранять преемственность и традиционализм.

Павел I

Новые значительные изменения в состав государственного герба были внесены только в самом конце XVIII столетия – в царствование императора Павла I (1796-1801).

Нововведения Павла в области государственного герба коснулись, прежде всего, двух моментов.

1. Был изменен собственно герб. В 1798 году Император принял под свое покровительство расположенный в центре Средиземного моря остров Мальта, на котором существовало суверенное рыцарское государство – Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Павел принял титул Магистра ордена – главы Мальтийского государства. В том же году главные символы Мальтийского ордена были введены в российский государственный герб.

Символами ордена служили белый равноконечный крест с расширяющимися, глубоко выщербленными концами ("Мальтийский крест") и корона магистра. В российском государственном гербе мальтийский крест был расположен на груди двуглавого орла под щитом с всадником. Верхний конец креста венчала корона магистра мальтийского ордена. Одновременно из герба были исключены знаки ордена Андрея Первозванного.

2. Была предпринята попытка ввести полный герб Российской империи.16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Большой российский герб должен был символизировать собой внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.


Александр I

Наследовавший Павлу I император Александр I Павлович (1801-1825) уже через два месяца после восшествия на престол – 26 апреля 1801 года – отменил использование мальтийских креста и короны в составе государственного герба и вернул цепь и знак ордена Андрея Первозванного. Отмена мальтийской символики была связана с тем, что Александр I, понимая беспочвенность притязаний на остров Мальта и не видя смысла в поддержке Мальтийского ордена, отказался принять титул Магистра и прекратил существование ордена на территории России.

При Александре получила развитие традиция свободы художественных решений государственного герба. Применялись не просто различные художественные интерпретации рисунка герба, но и такие варианты его решения, которые серьезно отличались от утвержденного герба по своему геральдическому составу.

Наряду с традиционным решением государственного герба: орел с поднятыми вверх крыльями, под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и окруженным цепью ордена Андрея Первозванного и с щитом со Святым Георгием на груди. Широкое распространение получило изображение герба в виде двуглавого орла с широко расправленными и направленными вниз крыльями. В такой композиции герба нередко вместо трех корон над головами орла использовалась одна, знак ордена Андрея Первозванного не применялся, а в лапах орла вместо скипетра и державы помещались меч, лавровый венок или молнии (перуны)

Николай I

По кончине Александра I престол отошел к его младшему брату – императору Николаю I Павловичу (1825-1855). В его царствование подверглись упорядочению вопросы использования государственного герба.

Николаем I были установлены два типа государственного символа. Первый – предназначенный для использования на государственных регалиях, печатях и денежных знаках – отвечал старинной российской традиции и представлял собой в золотом поле черного двуглавого орла с расправленными и поднятыми вверх крыльями, с золотыми глазами, клювами, языками и лапами. Орел увенчивался тремя императорскими коронами, имел в лапах скипетр и державу, а на груди – окруженный цепью ордена Андрея Первозванного красный щит, с помещенным в нем серебряным всадником, поражающим копьем черного дракона. Нововведением Николая I стало размещение на крыльях орла шести гербов (по три на каждом крыле) главных земель, входящих в состав Российской Империи: Казанского, Астраханского, Сибирского (на правом крыле), Польского, Таврического и Финляндского (на левом крыле).

Второй тип государственного герба – предназначенный главным образом для военной символики и в декоративных целях – представлял собой двуглавого орла, вошедший в употребление при Александре I: черный двуглавый орел с золотыми глазами, клювами и лапами, имел расправленные и направленные вниз крылья, венчался одной золотой императорской короной, имел на груди красный щит с серебряным всадником в синем плаще – Святым Георгием, поражающим копьем черного дракона, а в лапах – меч (или меч и молнии) и лавровый венок

Оба типа государственного герба, установленные при Николае I, использовались до конца существования Российской Империи. При этом первый тип (орел с поднятыми крыльями) получал все большее распространение как основной, официальный вариант герба, а второй получил наибольшее распространение в символике государственных ведомств, прежде всего – армии и флота.


Малый Государственный герб

В конце царствования Николая I было обращено внимание на упорядочение работы государственной геральдической службы, долгое время перед тем влачившей жалкое существование. Служба была преобразована в отдельный департамент Сената, получивший название Департамент герольдии, а в составе этого департамента выделено специальное отделение, предназначенное непосредственно для занятий геральдикой – Гербовое отделение. Управляющим Гербовым отделением Департамента герольдии был назначен барон Б. Кёне, оставивший крупный и своеобразный след в развитии русской геральдики, в частности государственной.

Первым делом он обратил внимание на государственный герб. По мнению Кёне, герб нуждался в совершенствовании с целью приведения его в соответствие с правилами геральдики. Была возрождена идея Павла I о создании большого герба Российской Империи, причем Кёне пошел дальше, предложив три вариации государственного символа: Большой, Средний и Малый гербы.

Подготовленный Кёне и исполненный художником Александром Фадеевым новый рисунок Малого герба России был утвержден императором Александром I 8 декабря 1856 года. Основные элементы герба, в целом, сохранились. Было изменено количество щитов с земельными гербами на крыльях двуглавого орла: таких щитов стало восемь. На правом крыле помещались гербы Казанский, Польский, Таврический и соединенные в одном щите Владимирский, Киевский и Новгородский. На левом крыле – гербы Астраханский, Сибирский, Грузинский и Финляндский. Кроме того, был изменен разворот всадника на груди двуглавого орла: отныне Святой Георгий стал смотреть влево

11 апреля 1857 года были Высочайше утверждены Большой, Средний и Малый гербы Российской Империи, гербы членов императорской фамилии, родовой герб императора, рисунки новых Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов для печатей, рисунки печатей для главных и низших присутственных мест и должностных лиц. В общей сложности одним актом утверждалось сто десять рисунков, налитографированных А. Беггровым. Более чем на полвека – до 1917 года – государственный символ России сохранил те основные черты, которые были приданы ему в 1856-57 гг.

Большой Государственный герб 1883 года

В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест. Он отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество.

В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб - св. Георгий Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом святого Великого Князя Александра Невского. По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом и Архангел Гавриил - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита - цепь ордена Андрея Первозванного. Центральную часть укрывает золотая сень в виде шатра, подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: ‘’С нами Бог’’. Над ней помещена императорская корона и государственная хоругвь, с двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными надлежащими коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические венцы русских государей: Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV Васильевича, Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны и др. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, входящих в состав России.

Круговое расположение гербов подчеркивает равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы - стремление к единению Руси вокруг Москвы - исторического центра. Большой герб создает монументальный образ великой, единой и неделимой России, каковой она в то время и являлась. Здесь мы и находим еще одну очевидную взаимосвязь геральдики и государственной истории.

Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).

Александр III

При императоре Александре III в 1882-83 годах были уточнены рисунки Большого и Среднего государственного герба: их дополнили гербами новых земель, вошедших в состав России и императорский титул, несколько изменили начертания деталей (в том числе щитодержателей – архангелов Михаила и Гавриила). Изменился и цвет венчающих двуглавого орла императорских корон – они стали серебряными.

Лучшие статьи по теме