Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Большой театр: «золотой» занавес. Театральные шторы

И в конце представления. Типология театральных занавесов основана на их внешнем виде, фактуре, характере движения, способе раскрытия сцены. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.

Типы театральных занавесов

Антрактно-раздвижной занавес

Также известен как «греческий ». Преимущественно используется в драматических театрах. Этот тип занавеса обычно состоит из двух половин (крыльев), закрепленных в верхней части на одной высоте. Во время открытия оба крыла синхронно раздвигаются от центра сцены к порталам. Раздвижной занавес полностью перекрывает сцену от зрителей. Для этого в его конструкции предусмотрен центральный «нахлест», когда одно крыло частично перекрывает другое. Существует также разновидность греческого занавеса с одним крылом и боковым раскрытием.

Подъемно-опускной занавес

Также известен как «занавес-гильотина » или «немецкий » занавес. Чаще используется в музыкальных театрах. Занавес представляет собой целое полотно, прямое или плиссированное, закрепленное по верхней кромке к несущей балке. Балка может быть изогнутой вертикально (по арке просцениума) или горизонтально (по форме сцены). Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки. Такой занавес требует большой высоты пространства над сценой.

Итальянский занавес

Также известен как «императорский » или «сваг -занавес». Принцип действия: полотно, состоящее из двух половин, закреплено сверху. Оба крыла открываются синхронно при помощи тросов, которые закреплены к ним на высоте 2-3 метра от сцены, и тянут занавес к верхним углам просцениума.

Австрийский занавес

Занавес имеет легко узнаваемую драпировку, поднимается за несколько точек, закрепленных на нижней стороне занавеса. Также имеет французское наименование Rideau bouillonné (Занавес буйонне), так как имеет gros plis qu’on appelle des bouillons (большие складки, именуемые буйонами). При подъеме нижний край может оставаться параллельным полу, либо образовывать кривую (например, повторяя изгиб арки просцениума).

Венецианский занавес

Открывается вверх подобно австрийскому, от которого он отличается наличием вертикальных складок. При поднятии нижняя граница занавеса может быть параллельной полу, однако по функциональным и эстетическим соображениям венецианский занавес чаще всего поднимается на разную высоту, образуя особый нижний контур.

Римский занавес

По типу подъема аналогичен австрийскому и венецианскому, но полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет горизонтальных или вертикальных складок, характерных для последних двух типов.

Французский занавес

Занавес комбинированного типа, известный также как Подъемно-итальянский занавес . Сочетает движение подъёмного типа с движением итальянского типа. Несущая балка поднимается вместе с занавесом, и одновременно половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского занавеса.

Занавес Брехта

Занавес из двух половин, обычно высотой от 2,5 до 4 метров, за которым проглядывается сцена. Полотно обычно не имеет плиссировки. Занавес подвешен на двух тросах, натянутых на виду, прямо за просцениумом. Как правило, занавес открывается и закрывается вручную.

Впервые использованный в эпическом театре Брехта, этот тип занавеса сегодня используется различными современными театрами.

Занавес «Вагнера»

В конструкции такого типа, занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложением. Оба крыла занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены. Один или оба движущих механизма для такого типа занавеса могут располагаться под сценой.

Занавес Кабуки

Изготовленный из цельного полотна, как правило, легкого шелка, этот занавес отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену. Механический принцип работы системы основан на вращающейся трубе со штырями. Занавес зацеплен за штыри и при повороте трубы соскальзывает с них.

Занавес Полишинель

Этот необычный тип занавеса представляет собой цельное ровное полотно, закрепленное в верхней части. Открытие осуществляется при помощи намотки занавеса на нижний барабан, который, вращаясь вокруг собственной оси, поднимается к арке просцениума. Чаще всего такой механизм используется для установки проекционных экранов в непосредственной близости от просцениума. Также нередко использование такой системы с широкими тюлями и сетками, для открытия шоу или перемены сцен. Преимущество такой системы в том, что для её работы не требуется пространства над сценой.

Проходной занавес

Особый тип занавеса, который, закрывая сцену, позволяет актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани, и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.

Складной занавес

Специальный тип занавеса, подъемный механизм которого на итальянском называется Tiro in seconda (подъем на половину), и обычно работает на ручном управлении. Он позволяет поднять нижнюю половину занавеса над сценой, так что он скроется за верхней половиной занавеса. Система используется в первую очередь для исторических занавесов, или для декораций, которые не могут быть подняты in prima (непосредственно за просцениумом) из-за какого-то препятствия. Наиболее распространенное препятствие - это недостаточная высота пространства над сценой. Занавес может складываться вдвое, втрое и более раз, в зависимости от конструкции.

Напишите отзыв о статье "Театральный занавес"

Литература

  • Карп В. В. . - 2-е изд. - М ., 2003.

Ссылки

  • (рус.) . Проверено 7 марта 2012. .
  • (рус.) . Проверено 7 марта 2012.

Отрывок, характеризующий Театральный занавес

– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.

Обычный театр начинается с вешалки, а Большой театр - с занавеса. Скоро отреставрированный Большой театр откроет свои двери для зрителей и начнется 236-й сезон. Знаменитый «золотой» занавес , который много лет украшал сцену Большого, восстановлен заново и займет свое место в главном театре страны.

Рядом с огромными полотнами человек выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани - и новый «золотой» занавес готов.

Как это было и интервью с человеком, руководившим работой по воссозданию знаменитого занавеса, предлагаем вашему вниманию.

Первый занавес, сотканный из золотой нити, появился в в 1955 году - его по эскизам Федора Федоровского создал художник-график Михаил Петровский, который заменил прежний занавес с многократно повторявшимися в орнаменте революционными датами. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР», общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более одной тонны .

В начале 90-х был изготовлен новый занавес, с символами новой эпохи, но продержался он недолго - в 2006 г. исследование выявило многочисленные дефекты: ткань была сильно изношена, кисти и бахрома истрепались. Занавес требовал замены и во время реставрации театра были начаты работы по воссозданию «золотого» занавеса Большого .

Генеральный директор компании «ЭС-Дизайн» Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах - два новых занавеса, кулисы, на полу - арлекины.

Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?

Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно - когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.

- С чего началась эта работа?

Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.

- Из скольких кусков сшивался занавес?

Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска - больше 1.5 метров, общая ширина занавеса - 24 метра. Расчетный вес занавеса - 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155×304 см. Это довольно много.

Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса - 17×24 метра, второго - 12×24.

- Получается, занавесов несколько?

Да, их пока два, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй - подъемно-опускной, немецкого типа, потом еще будет «итальянский», который раздвигается, как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны - один антрактно-раздвижной.

Итальянский» занавес существует пока только в эскизах, которые Андрей Галкин показывает в действии.

Вот так он будет раздвигаться. Из готового материала - пока только арлекины, которые висят вместе с частями кулисных полотен основного занавеса.

- Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?

Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.

Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?

Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый - из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали покраску. Металлизированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес.

Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование - негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.

- Где проходила эта работа?

В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов высокого уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.

- Какая часть работы была проведена в России?
- В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим - понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего - четыре года.

Справа - это части занавеса, которые закрывают кулисы и кисти арлекина для итальянского занавеса. В центре - антрактно-раздвижной занавес, слева - подъемно-опускной.

- А как создавался рисунок?

Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Например, орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите - может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.

- На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?

Это первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь почему-то никто не обращал внимания.

Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?

Мы частная компания, а я ее владелец. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал своё - по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра.

Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину - она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления.

На полу лежит большой арлекин, который будет висеть над сценой. Это акриловая роспись по холсту художника Евгения Кравцова:

- А на открытие театра вас уже пригласили?

Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будет участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.

«Золотой» занавес Большого театра:

Именно занавес ещё до начала концерта, спектакля или иного представления, создаст нужный настрой.
Залу, чьи стены "пропитаны" классической музыкой, так подойдут занавесы их бархата и атласа с золотом бахромы. Здесь будет уместным классический стиль. Занавес в театре зависит от многих составляющих: духа театра, его репертуара и основного направления. Так, эстрада немыслима без блеска переливов парчи, воздушной органзы.

Торжественным, нарядным, величественным - таким может быть занавес на вашей сцене, смотря какой имидж у вашего зала. Красота и необычность занавеса определяется вариантами дизайна и общим стилем помещения.

Сценический занавес

Сценические занавесы могут быть разнообразны до бесконечности. Опытный дизайнер всегда сможет "схватить" суть и выбрать именно то направление в дизайне занавеса, которое не только дополнит общую атмосферу вашего зала, но и внесёт в неё свежие нотки в создании общего имиджа.

Сценические занавеси, шикарные театральные или концертные гардины в определенном стиле просто, даже сами по себе, являются произведением искусства.

Пошив сценического занавеса, элементы его дизайна- это сложная задача, решить которую могут именно те, кто профессионально занимается пошивом штор, гардин, ламбрекенов, сценических занавесей или занавесей для концертных залов.

Наше ателье по пошиву штор "Алекс и Я" имеет большое портфолио, опыт разных сценических занавесей, пошив которых производится нами по г.Москве ежегодно.

Занавес для актового зала школы:

Занавес для конференц-зала:

Занавес на сцену театра, актового зала:

Портьеры для зала:

Оформление выставочных стендов:

Пошив штор для зала (для сцены)

  1. Какова специфика используемых тканей (шумопоглощающих, со специальной пропиткой и т.д.)
    Все виды тканей, которые мы готовы предложить, это и шумопоглощающие, и с противопожарной пропиткой и со специальным волокном «тревира» - не поддерживающим горение.
  2. Как ведется работа по разработке стиля: классика, модерн и т.д.?
    Предлагаются различные стили в оформлении занавесей. Учитывается все- формат проведения мероприятий, стилистика помещения, его архитектурные особенности. сила и направленность освещения.
  3. Какие виды арлекинов вы можете предложить?
    Все возможные варианты - это и юбочки, и сваги и ждаботы и комбинирование различных элементов. Для этого выезжает дизайнер на объект с образцами тканей, фотографиями и т.д.
  4. Выполняете ли вы весь комплект «одежды для сцены»?
    Конечно. Мы полностью выполняем работы под ключ. От снятия размеров, выбор тканей, фасона и до монтажа карнизов и портьер.
  5. Выполняете ли вы аппликационные занавеси? Нет. Но только потому, что это направление пока не актуально у потребителя - нет потребности, но специалисты для развития этого направления в дальнейшем у нас есть.
  6. Какие виды кулис и падуг вы шьёте?
    Все виды кулис и падуг мы можем изготовить.
  7. Какие виды сценических задников вы изготавливаете? Мы производим пошив любых видов сценических занавесей под заказ. Это может быть густособраная ткань, раздвижение от центра, может «французская штора» или «австрийская».
  8. Обрабатываете ли вы ткани противопожарной пропиткой?
    Да, обрабатываем.
  9. Имеются ли у вас оригинальные решения по оформлению сцены? Мы стараемся, чтобы каждое решение было оригинальным. И наши заказчики довольны!
  10. Имеются ли оригинальные решения по подборке тканей? Мы готовы придумывать различные варианты. Это творческий процесс, потому заранее невозможно сделать это быстро и разнообразно, но когда начинается работа, наши дизайнеры способны предложить столько вариантов, что заказчики обычно жалеют, что у них только один зал и требуется только один пошив сценического занавеса....

Оформление окон в зале

А может быть, вы решили создать собственный, домашний театр в загородном доме, где вы вместе со своими друзьями собираетесь ставить небольшие представления? А почему нет? У каждого своё хобби. Можно оформить сцену в стиле модерн или вы предпочитаете ренессанс, а может быть стиль авангарда? Дайте волю вашей фантазии ну а мы её оденем в шелка и бархат.

Театральный занавес одновременно является и декорацией, и достаточно сложным техническим устройством. Впервые он понадобился в театре, когда спектакли начали состоять из нескольких актов, вследствие чего появилась необходимость временно изолировать сцену от зрительного зала для смены декораций. Рассмотрим самые часто используемые виды занавесов.

Раздвижной

Самый известный тип. Устройство такой занавески обязательно должно отвечать двум основополагающим требованиям: во-первых, оно должно полностью перекрывать сцену, а во-вторых, обе половины должны двигаться во время закрытия синхронно. В отличие от штор для домашнего использования, раздвижные театральные занавески закрываются с так называемым запахом, когда одна половина заходит за другую. Для осуществления подобного замысла обе половины размещаются на разных направляющих, монтируемых на некотором расстоянии друг от друга. А для обеспечения плавности и синхронности движение обоих частей регулируется единой приводной системой.

Подъемно-опускной

Такую занавеску чаще всего используют в музыкальных театрах. Она выглядит как цельное полотно, горизонтально прикрепленное в верхней части к несущей балке. При изменении положения балки меняется положение и самой занавески. Для этого одинаково успешно используются как ручной, так и электро-механический привод .

Для того чтобы во время опускания или подъема занавеска не колыхалась, в ее боковые вертикальные кромки вставляются прочные направляющие. А в нижнюю горизонталь вставляется специальный штанкет. Чтобы он не бился при опускании об сцену, соблюдается некоторое расстояние от нижнего края занавески (как правило, около полуметра).

Значительная масса такого занавеса вкупе с необходимостью дополнительно удерживать нелегкие направляющие определяют основное требование к его материалу. Он должен быть толстым и плотным.

Комбинированный

Особенности обоих вышеперечисленных типов занавесок объединяются в моделях комбинированного типа. Они имеют несколько независимых приводов, обеспечивающих и возможность подъема, и возможность раскрытия. Если же включить оба одновременно, занавески будут раскрываться очень красиво, во время поднятия вверх они будут еще и разъезжаться по сторонам. При закрытии же все происходит в обратном порядке.

Складной

Складная занавеска обычно имеет ручной привод. Ее особенность в том, что можно поднять нижнюю половину таким образом, чтобы она скрылась за верхней половиной. Если позволяет конструкция и высота помещения, занавеска может складываться даже втрое. В ней также используются независимые направляющие, вшивающиеся внутрь интерьерной ткани в нужных местах.

Австрийский

Австрийские занавесы для театра имеют характерную драпировку по всей ширине, а их поднятие происходит за счет воздействия на несколько точек, расположенных на нижней части. В момент подъема нижний край может быть параллельным уровню сцены, а может образовывать дугообразную линию (например, в точности повторяя линии изгиба декоративной арки).

Австрийские занавесы иногда называют «занавесами буйонне». В переводе с французского языка слово «bouillonne» означает «большая складка».

Игровые и антрактовые

Напоследок отметим, что театральные занавесы можно также классифицировать по их назначению на антрактовые и игровые.

Первый тип относится к постоянному сценическому оборудованию и используется для сокрытия сцены от аудитории. А игровые занавески служат фоном для определенных спектаклей. Цвет, фактура и декоративные элементы подбираются индивидуально. По сути, игровой занавес является декорацией для показываемых актерами событий. И это более важная задача, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что он должен создавать у зрителя нужное настроение и гармонировать с происходящими на сцене событиями.

Театральные занавесы - неотъемлемая часть любого культурного заведения, которая всегда должна выглядеть превосходно.


Театральный занавес - вид драпировки, отделяющий сцену от зрительного зала. Занавес существовал уже в театре Древнего Рима. При открытии сценической площадки он опускался в специальную щель в полу сценической площадки, в конце представления - снова поднимался из пола. Так как театр в Рим пришёл из Греции, то такой занавес называется «греческим», хотя в самой Греции занавес в театре не применялся. В театре занавес используется сразу в трех качествах: 1. как самостоятельный персонаж спектакля, который как бы противостоит актерам 2. неотъемлемый элемент актерской игры 3. средство отделения зала от сцены и актеров от публики, а также способ скрывания закулисья от всеобщих взглядов. Первый пункт не является надуманным, это назначение можно назвать наиболее древним из всех перечисленных, так как кусок ткани служил преградой перед актерами, исполнявшими роль Катхакали (древнее индийское представление). Этот же кусок ткани становится и врагом злого и страшного Раваны, представителя темных сил. В современной интерпретации этот сюжет можно наблюдать на знаменитом вязаном занавесе Боровского в Гамлете, на котором есть образы праха, распада, тлена, своеобразная метафора Времени и Вечности. Подобные решения в сценографии можно найти и среди работ других художников. Если говорить о театральном занавесе, как о элементе игры, то занавесы из легкой ткани часто применялись в самых знаменитых театрах как далекого, так и не очень далекого прошлого. Это и дель арте, и театр Шекспира, театр Лопе де Вега, не говоря уже о сценографии 20 века – начиная от Вахтангова, Нивинского, и до Брехта, Неера, и так далее, таких примеров в современной сценической практике имеется несчетное количество. Использоваться в качестве средства отделения зала от сцены занавес стал в 16 веке, в придворном итальянском театре. Но это было лишь начало, и прочно войти в театральный быт в качестве отделителя театральному занавесу удалось только в эпоху барокко, в 17 веке. Именно в это время занавес становится неотъемлемым элементом декорирования сцены-коробки. По большому счету, с тех пор ничего особенно не изменилось, в таком качестве занавес сегодня и воспринимается нами. Сегодня распространена другая практика, когда режиссеры по тем или иным причинам отказываются использовать в своих постановках занавес, внося какую-то новую идею в постановку. Сегодня театральные занавесы могут быть подъемными или раздвижными. Открываются они полностью, но могут открываться и по частям. В некоторых театрах занавесы остаются постоянными, в других создаются для определенных спектаклей, и показываются в ходе их представления. Могут они представлять собой и живописные мифологические композиции.

Лучшие статьи по теме