Часть "B"
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.
Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.
Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...
Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.
(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
B1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Преступлении и наказании»?
B2 К какому жанру относится произведение Ф.М.Достоевского «Преступлении и наказание»?
B3 Укажите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»
B4 Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Достоевского, и присущими им качествами характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.
ПЕРСОНАЖИ: А) Раскольников Б) Разумихин В) Свидригайлов
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: 1) понимание нравственности как «предрассудка» 2) рассудительность, умеренность в оценках 3) скупость, поиски личной выгоды во всём 4) стремление к постижению «бездны своей души»
B5 Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.»
B6 Каким термином в литературоведении обозначается изображение внутренней обстановки помещения?
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»
B7 Как называется обращённое к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания». Например:
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкою»?
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(М.Ю. Лермонтов, 1839)
Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 Укажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».
B9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
B10 Укажите стилистический приём, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности:
ОднУ молитвУ чУднУЮ
ТвержУ я наизУсть.
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).
1) сравнение 2) инверсия 3) гипербола 4) лексический повтор 5) метафора
B12 Укажите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». (без указания количества стоп).
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли свое воплощение в горьковской пьесе.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.
Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...
Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...
Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»
Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?
Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!
Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»
Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!
Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...
Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!
Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!
Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...
Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!
Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.
М. Горький «На дне»
Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Пояснение.
Пьеса М. Горького «На дне» относится в жанру драмы. Дадим определение.
Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Ответ: драма.
Гость
12.02.2015 00:47
Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса
Татьяна Стаценко
Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.
Юлия Худякова
18.12.2016 22:35
Ответ социально-философская драма будет верным?
Татьяна Стаценко
Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.
Начало фрагмента представляет собой развернутое авторское описание, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие. Как называются подобные замечания или пояснения автора характеризующие происходящее на сцене или комментирующие действия персонажей?
Пояснение.
Такие замечания или пояснения автора называются ремарками. Дадим определение.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний.
Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, правду говорят, что студенты - отчаянные...
Ответ: ремарка.
Ответ: ремарка|ремарки
В приведенном фрагменте развитие действия происходит благодаря чередованию реплик действующих лиц. Укажите термин, которым обозначается такая форма художественной речи.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц - одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
В данной сцене противопоставлены «мечтания» Насти и обстановка, в которой звучит ее рассказ. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов или явлений?
Пояснение.
Такой прием называется антитеза. Дадим определение.
Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Пустырь - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. «…» А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. «…»Направо у стены - куча старых досок, брусьев.
И вот - отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пускай уж я... погибаю, - все равно! Я - никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»
Убогая обстановка и противопоставлена нежному рассказу Насти.
Ответ: антитеза или контраст.
Ответ: антитеза|контраст
lidana dronenko
08.12.2016 18:57
почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???
Татьяна Стаценко
Верно, ответ добавлен.
Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому (например, семечки, которые грызет Наташа, слушая Настину историю)?
Пояснение.
Такая подробность называется деталь или художественная деталь. Дадим определение.
Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Ответ: деталь.
Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь
Кристина Воздушная
11.05.2016 14:53
Здравствуйте. Если я напишу "Художественнаядеталь" вместо "деталь" это будет ошибкой?
Татьяна Стаценко
Дарья Колюкаева
25.09.2016 13:54
Здравствуйте, простите меня, но я слегка запуталась.
Разве не ремаркой зовется значимая подробность с выражением авторского отношения?
Татьяна Стаценко
По сути Вы правы. Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям, героям. Но если внимательно изучить кодификатор ЕГЭ по литературе, то мы с Вами не найдём в нём такого элемента содержания, как ремарка, а вот деталь есть. Советую Вам чаще обращаться к кодификатору - это позволит снять некоторые спорные вопросы.
Реплики персонажей, их реакции на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевные движения. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?Пояснение.
Горький мастерски раскрывает основной конфликт пьесы, показывая отношение обитателей ночлежки к рассказу Насти. Главный вопрос, который стоит перед автором: «Правда или сотрадание?», предстает перед нами с разных сторон, обнажая мысли каждого персонажа. Лука замечает в Насте сострадание, стремление осуществить свою мечту и хоть понимает, что многое в рассказе девушки - выдумка, все равно продолжает поддерживать ее. Барон жалеет Настю, считая ее глупой, но очень доброй, что говорит о его нейтральном отношении к вопросу о важности правды. И, конечно, крайне интересно мнение Бубнова: он насмехается над девушкой, так как всякая ложь ему противна. Лишь Сатин считает, что любая жалость унижает человека, ведь с ней всегда следует презрение, хуже которого ничего не может быть.
В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
Пояснение.
##«Книжные героини» - традиция сентиментализма. Девушки с возвышенными чувствами, с ранимой душой, воспитанные на любовных романах и свято верящие в необыкновенную, «неземную» любовь - это Лиза Карамзина («Бедна Лиза»), это Настя Горького («На дне»), это в какой-то мере и пушкинская Татьяна.
Пояснение.
В горьковской пьесе нашли свое воплощение принципы реализма. Дадим определение.
Реализм — правдивое изображение реальной действительности. Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами). Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Ответ: реализм.
Ответ: Реализм
1 Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? 2 Что нового внесли в русскую поэзию Некрасов
Толстой Тютчев Фет?
3 Что роднит и отличает две литературные эпохи - первой и второй половины XIX века?
4 В чем проявилос стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия?
Пожалуйста помогите! Завтра сдавать!
1.Укажите литературное направление,к которому относится чеховская проза? 2.Укажите род литературы, к которому относится стихотворениеЛермонтова "Нищий"
3.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в "Матренином дворе"
Помогите кто чем сможетI Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?
обстоятельств - следует М. Горький в пьессе " на дне".
1.Охарактеризуйте классицизм как литературное направление.2.Охарактеризуйте сентиментализм как литературное направление.
3.Охарактеризуйте реализм как литературное явление.
4.Охарактеризуйте романтизм как литературное явление.
5. Биографические сведения об А. С. Пушкине. Основные темы творчества.
6.Сюжетная линия поэмы Пушкина «Медный всадник».
7.История Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник»
8. Образ города Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник».
9.Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник».
10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы творчества.
11.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Основные темы творчества писателя.
12.Жизнь и творчество А.Н. Островского. Основные темы творчества. История создания пьесы Островского «Гроза».
13. Нравы города Калинова. Образы Дикого и Кабановой.
14. Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Моё отношение к поступку Катерины.
15. Смысл названия поэмы Островского «Гроза».
16.История Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница».
17. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети».
18.Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм как социальное явление 19 века.
19. Испытание любовью в романе Тургенева «Отцы и дети».
20. Базаров и родители. Характеристика родителей Базарова.
21.Два поколения в романе Тургенева «Отцы и дети». Споры в романе.
22. Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
23.Жизнь и деятельность И. А. Гончарова. Охарактеризуйте образ Обломова.
24. Два антипода в романе Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.
25. Жизнь и деятельность Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества поэта.
26. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы творчества.
27. Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества поэта.
Лирические отступления
связанные с сюжетом | прямо не связанные с сюжетом |
Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования | |
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру »), из нескольких строф (прощание с читателем) | |
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д. | |
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень - «довольно скучная пора», весна - грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».
В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.
В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
В1. Роман в стихах
В2. Реализм
В3. Онегинская
В4. Пейзаж
В5. Эпитеты
В6. Ларина
Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». )
B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.
ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?
B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?
B5
. Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
B6.
Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных
лет
И юный
жар и юный
бред.
B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?
С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)
С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?
B2 роман в стихах
B5 антитеза
"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?
В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?
В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?
В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?
В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?
В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.
С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?
В1. Роман в стихах
В2. Зарецкий
В3. Сон Татьяны
В4. Элегия
В5. Лирическим отступлением
В6. Метафора
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1
А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?
Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2
А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.
Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?
Вот пистолеты уж блеснули.
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надёжно ввинченный кремень
Взведён ещё. За ближний пень
Становится Гильо смущённый,
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развёл по крайний след,
И каждый взял свой пистолет
"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?
В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.
В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.
В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?
В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,
«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).
В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?
С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?
С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?
В1. Кульминация
В3. Реализм
В4. Роман в стихах
В5. Строфа
В6. Анафора
В7. Аллитерация
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Что он опаснейший чудак.
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, -
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
"Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с". Таков был общий глас.
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1. Укажите жанр произведения.
В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?
В3. Откуда герой прибыл в деревню?
В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:
«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?
В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?
В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный ,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».
Как называется этот изобразительный и композиционный приём?
С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях
Пушкина герой – модой дворянин?
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют: вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».
В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».
В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».
В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?
В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?
В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?
В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?
С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?
В1. Реализм
В2. Роман в стихах
В3. Сравнение
В4. Лирическое
В5. Риторические
В6. Эпитет
В7. Онегинская строфа
Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. II Зима!...Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Всё это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! IV Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьёв военных и поход. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина».
Пояснение.
А. С. Пушкин определи жанр своего произведения как роман в стихах. Роман в стихах - это литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.
Ответ: роман.
Ответ: романвстихах|роман
Екатерина Камалова
28.09.2017 14:41
В пояснении написано, что это роман в стихах, а в ответе написано просто роман.
Татьяна Стаценко
В ответе оба варианта.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».
Пояснение.
Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ответ: реализм.
Ответ: реализм
Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
Пояснение.
Онегинская строфа - строфа, которой написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший (катренов) и заключительного двустишия, написанных четырёхстопным ямбом. Первое четверостишие - с перекрёстной рифмой; во втором - рифмуются смежные строки; в третьем - рифмы охватные; в заключительном двустишии - смежная рифма.
Ответ: онегинская.
Ответ: онегинскаястрофа|онегинская
В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
Пояснение.
Такое описание называется пейзажем. Пейзаж - изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.).
Ответ: пейзаж.
Ответ: пейзаж
Описывая зимнюю пору, автор неоднократно прибегает к образным определениям, несущим особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку («кибитка удалая », «холодною красою» и т. п.). Как они называются?
Пояснение.
Такие нагрузки называются эпитетами. Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
Ответ: эпитеты.
Ответ: эпитеты|эпитет
Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.
Пояснение.
Фамилия этой героини — Ларина. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим «милым идеалом». Это неслучайно. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства.
Ответ: Ларина.
Ответ: Ларина
Пояснение.
В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее многообразии и изменчивости.
Однако природа в романе - это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.
В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
Пояснение.
Картины природы в романе «Евгений Онегин» превращаются в важнейший структурный элемент повествования. Пушкинские пейзажи не бывают статичны, в них передается вечное движение, наполняющее жизнь.
В пятой главе поэт рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег». Изображение природы в романе чаще всего соотносится с образом Татьяны. Для Пушкина связь героини с природой – это показатель её нравственного превосходства, духовного родства с Россией.
Подобный подход можем наблюдать и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Всем известна сцена, когда князь Андрей видит дуб: сначала засохший, безжизненный, а потом - зеленеющий, оживший с приходом весны. Болконскому близко это состояние: сначала он, уставший от бесполезной суеты, разочаровавшийся в жизни, как старый засыхающий дуб; потом, вдохновлённый живостью и непосредственностью Наташи, пробуждающийся к новому чувству, к новому смыслу своего существования.
Традиция изображать природу живым участником происходящих событий восходит ещё к древнерусскому памятнику «Слово о полку Игореве», где природа не только внешний пейзаж. Природа предсказывает (в сцене затмения пред походом Игоря) и сострадает (в сцене пленения князя и сцене плача Ярославны).
Таким образом, природа для Пушкина, Толстого, неизвестного древнерусского автора одухотворена: она живет, дышит, грустит вместе с героями, она сама полноправный герой произведения.
Пояснение.
Данное произведение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
Ответ: ямб