Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Полная характеристика героя вожеватов. Характеристика и образ вожеватова в пьесе бесприданница островского сочинение

Полная характеристика героя вожеватов. Характеристика и образ вожеватова в пьесе бесприданница островского сочинение

Драма в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но не по летам.
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.
Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с громадным состоянием.
Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец.
Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, за 30 лет.
Робинзон, провинциальный актер Аркадий Счастливцев.
Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
Иван, слуга в кофейной.
Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Бульвар на высоком берегу Волги, вход в кофейную, перед ней столы.
Вид на реку
ЯВЛЕНИЕ I
Иван приводит в порядок мебель у кофейной, Таврило стоит в дверях. Они переговариваются. На бульваре сейчас пусто, но вечером будет людно. Вон Мокий Парменыч Кнуров уже “проминает себя” для аппетита, уж очень много ест за обедом. А вон и Василий Данилыч показался... Кнуров подходит, садится за стол и вынимает из кармана французскую газету. Подходит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ II
Вожеватов почтительно здоровается с Кнуровым. Он ходил на пристань встречать Паратова, да не встретил. Сообщает, что покупает у Паратова его пароход “Ласточку”. Иван, заметив вдали пароход, говорит Вожеватову, что это “Ласточка” и сразу видно - с хозяином. А вон и коляска к пристани едет, и цыган на козлах сидит рядом с извозчиком. “С шиком живет Паратов”, - говорит Кнуров. Наверное, и пароход продает задешево потому, что деньги понадобились. “Он ведь мотоват”. Кнуров и Вожеватов собираются ехать в Париж на выставку.
Вожеватов сообщает новость: Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. По мнению Кнурова, он ей не пара. Вожеватов возражает: “...Что ж делать-то? Ведь она бесприданница”. Кнуров расстроен: “Огуда-ловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Всегда полон дом холостых!.”. “Ездить-то... все ездят, потому что... барышня хорошенькая, поет, обращение свободное... Ну, а жениться-то надо подумавши”, - говорит Вожеватов. А что до того, что Огудалова умудрилась-таки выдать замуж двух дочерей, то старшую ее муж-горец зарезал по дороге от ревности, а у второй муж оказался шулером.
Кнуров и Вожеватов обсуждают материальное положение Огудаловои. Она небогата, но живет открыто, всех принимает. Деньги берет с тех, кому понравилась дочка, вообще с состоятельных гостей. “За удовольствие платить надо, - говорит Вожеватов, - а бывать у них в доме - большое удовольствие”. Кнуров с ним соглашается, хотя сам бывает у Огудаловои редко: “много у них всякого сброду бывает”. Он бы с удовольствием виделся с Ларисой Дмитриевной наедине. “Жениться надо”, - говорит Кнурову Вожеватов. Тот сообщает, что женат, “а хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Вожеватов с ним согласен, но сам таких планов не строит, он хоть и молод, но “не зарвется, лишнего не передаст”, а чувства любви “в себе совсем не замечает”. Что до его близких отношений с Ларисой, то они вот в чем состоят: “Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают”. “Что ж мне об ее нравственности заботиться: я ей не опекун”, - добавляет Вожеватов. Он рассказывает, что женихи у Ларисы были и другие, но она, хоть и не глупа, в отличие от матери лишена хитрости, не скрывает своих чувств. В прошлом году влюбилась в Паратова, а он походил два месяца, да и исчез. Лариса чуть не умерла от горя, бросилась его догонять, мать с дороги воротила. Потом
было два жениха: какой-то старик с подагрой да вечно пьяный управляющий какого-то князя. А еще проворовавшийся кассир вертелся, сорил деньгами, его и арестовали в доме Огудаловой. Вот тогда Лариса и сказала матери, что пойдет за первого, кто посватается. Им и стал Карандышев. Он уже года три как ходит в дом Огудаловой, обращались с ним пренебрежительно. А сейчас сияет, как апельсин. Лариса хотела быстренько пожениться да уехать в “именьишко” Карандышева, а он вместо этого “таскает” ее по бульвару, смотрит на всех свысока. Кнурову жаль Ларису. По его мнению, “эта женщина создана для роскоши”. “Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”, - говорит он. “И хорошего ювелира”, - добавляет Вожеватов. Он думает, что Лариса скоро бросит Карандышева. Появляются Карандышев, Огудалова, Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Огудалова здоровается, Вожеватов подает ей и Карандышеву руку, а Кнуров едва кивает из-за газеты. Лариса садится на скамейке поодаль и смотрит в бинокль на Волгу. Вожеватов предлагает Огудаловой чаю. Карандышев вскидывается: кто же пьет чай в полдень! Он, к примеру, в это время выпивает рюмку водочки, съедает котлетку, запивает ее стаканчиком хорошего вина. На это Вожеватов замечает: “Нам так нельзя-с... разум потеряешь. Вам можно все, вы капиталу не проживете, потому что его нет...”. Карандышев зовет Ивана прислуживать у него за обедом, да чтоб почище оделся, и приглашает на обед Вожеватова, который шутовски спрашивает его, как ему одеться. Карандышев не понимает насмешки. “Как вам угодно, не стесняйтесь”, - говорит он. Он подходит к Кнурову, погрузившемуся в газету, и приглашает его к себе на обед. Тот удивлен. Вмешивается Огудалова, которая говорит Кнурову, что это обед для Ларисы. Кнуров принимает приглашение. “Я желаю, чтобы Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди”, - гордо заявляет Карандышев.
Иван сообщает, что подходит “Ласточка”. Вожеватов и Кнуров решают не спускаться к пристани. Огудалова, приблизившись к Кнурову, намекает ему, что, мол, в связи со свадьбой очень велики расходы, а у Ларисы завтра день рождения. Кнуров понимает, что к чему, обещает заехать.
Вожеватов с Кнуровым и Огудалова уходят. Лариса подходит к Карандышеву.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса, любуясь видами за Волгой, просит Карандышева уехать скорее в деревню. Карандышева больше интересует, о чем это она говорила с Вожеватовым, да еще называла его Васей, ему не нравится такая фамильярность. Лариса в свое оправдание говорит, что она с Вожеватовым знакома с детства. “Вам надо старые привычки бросить... Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было”, - требует Карандышев. Лариса обижается: “У нас ничего дурного не было”. Карандышев не унимается. По его мнению, у Огудаловых был настоящий цыганский табор. Лариса просит Карандышева не попрекать ее бесконечно. Ей самой такая жизнь не нравилась, “так нужно было маменьке”. Если б она не искала тишины, не захотела бежать от людей - разве она пошла бы за него, Карандышева? Ларису манит скромная семейная жизнь, она хочет полюбить своего жениха. “Поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие, отнеситесь ко мне нежно, с лаской!” - просит она Карандышева. Тот просит прощения. Лариса замечает, что в таборе, о котором говорил Карандышев, были и хорошие, благородные люди. Карандышеву тут же приходит на ум Паратов. “Об людях судят по поступкам. Разве он хорошо поступил с вами? Ну чем я хуже Паратова?” - говорит он Ларисе. Лариса отвечает, что сравнение будет не в пользу Карандышева. Для нее Паратов - идеал мужчины. Она рассказывает, как Паратов на спор стрелял по монете, которую она держала в руке, и выбил ее. Карандышев замечает, что у Паратова нет сердца, оттого он так и смел. Но ведь Лариса видела, как Паратов помогал бедным. Карандышев соглашается наконец признать кое-какие достоинства Паратова, но что такое этот Вожеватов? Лариса просит жениха не ревновать ее ни к кому, она не любит и не полюбит никого. Вот если бы появился Сергей Сергеич и был свободен, ь тогда довольно было бы одного его взгляда... Но ведь он не явился... Слы-пен пушечный выстрел - это салютуют в честь Паратова. Лариса нервни-ает, хочет идти домой. Карандышеву тоже надо идти - у него званый обед. ЯВЛЕНИЕ V I Иван и Гаврило радуются: выстрелила пушка - значит, приехал барин (Сергей Сергеич, сейчас все будут здесь. Гаврило волнуется насчет того, чем 1их потчевать. Появляются щегольски одетый Паратов с дорожной сумкой через плечо, Робинзон, Кнуров, Вожеватов. Иван выбегает с веничком и бросается обметать Паратова. ЯВЛЕНИЕ VI Паратов говорит Ивану, что он с Волги, а там не пыльно. Иван делает это от избытка чувств, за что и получает рубль. Вожеватов не думал, что Паратов прибудет"на “Ласточке”, ведь она должна была идти с баржами. Паратов сообщает, что баржи он продал. Он представляет Кнурову и Вожеватову Робинзона. Это провинциальный актер Аркадий Счастливцев. Робинзоном Паратов зовет его потому, что подобрал его на голом острове, куда тот был высажен со своим другом, купеческим сыном, с парохода, на котором плыли, за то, что, перепившись, безобразничали. Впрочем, сделал Паратов это просто от скуки: “в дороге... всякому товарищу рад”. Держит он Робинзона в строгости: прежде чем получить хоть немного денег на выпивку, он должен выучить страницу французского текста. Паратов разрешает Кнурову и Вожеватову “пошутить” с Робинзоном. На вопрос Кнурова, не жалко ли ему продавать “Ласточку”, Паратов отвечает: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так продам что угодно”. Он собирается жениться на очень богатой девушке, берет в приданое золотые прииски. Но до свадьбы хочет как следует погулять. ЯВЛЕНИЕ VII Паратов подзывает по-французски Робинзона. Тот подходит. Вожеватов обращается к Робинзону на “ты”, тот оскорбляется, но узнав, что Вожеватов богат, позволяет ему обращаться с собой запросто и сам называет его Васей. Вожеватов предлагает съездить вечером на другой берег Волги, взять с собой цыган, сварить жженку. Паратоа приглашает Кнурова и Вожеватова отобедать у него, но они вспоминают о приглашении Карандышева. Так Паратов узнает, что Лариса выходит замуж. “Что ж... Это даже лучше... Я немножко виноват перед ней, то есть так виноват... ну, а теперь она выходит замуж, значит, старые счеты покончены, и я могу опять явиться поцеловать ручки у ней и тетеньки... Ведь я было чуть не женился на Ларисе - вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл бы дурака”, - говорит Паратов и решает заехать к Карандышеву.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Огудалова
Лариса
Карандышев
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Илья-цыган
Лакей Огудаловой
Комната в доме Огудаловых, приличная мебель, фортепьяно, на нем лежит гитара
ЯВЛЕНИЕ I
Огудалова одна, держит в руках коробочку. Зовет Ларису, та отвечает из другой комнаты, что одевается. Огудалова хочет показать ей, что привез Вася. Это дорогой подарок для Ларисы. Огудалова выглядывает в окно и видит Кнурова. Просит Ларису пока не выходить. Кнуров входит.
ЯВЛЕНИЕ II
Огудалова не находит слов, чтобы сказать, как она рада приходу Кнурова. Тот выражает сомнение, хорошо ли, что Огудалова выдает дочь замуж за бедного человека. По его мнению, и Карандышев тоже плохо поступает, женясь на бедной. Вот об этом Кнуров и хочет поговорить с матерью Ларисы. “Она создана для блеску”, - говорит он. Бедной полумещанской жизни Лариса, по его мнению, не выдержит, зачахнет. Хорошо, если догадается поскорее бросить мужа и вернуться к матери. Огудалова жалуется на бедность. Кнуров советует завести “доброго друга, солидного, прочного...”. Конечно, Лариса еще даже не вышла замуж, еще долго ждать, когда она разойдется с мужем. Но пусть Огудалова знает, что он, Кнуров, ничего для Ларисы Дмитриевны не пожалеет. Кнуров советует Огудаловой купить для Ларисы роскошный свадебный наряд, он все оплатит. Огудалова рассыпается в благодарностях. Но ей этого мало - она хотела бы и завтра дочери сделать сюрприз, показывает ему подарок Вожеватова. Кнуров дает ей денег и уходит. Появляется Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Лариса рассматривает Васин подарок: “Недурно”. Этот отзыв коробит мать: “Это очень дорогие вещи”. Но Ларису они не радуют. Мать говорит ей, что надо шепнуть на ухо Васе: “благодарю”, да и Кнурову тоже. “За что?.. Все у тебя секреты да хитрости”. “Без хитрости на свете не проживешь”, - поучает дочь Огудалова. Лариса сообщает матери, что ее жених хочет баллотироваться в мировые судьи в глухом уезде. “Мне хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться”, - говорит она. Мать соглашается - в захолустье и Карандышев “мил покажется”. Лариса отвечает, что “он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного”. Хотя, конечно, есть и лучше, Лариса это очень хорошо знает. “Есть, да не про нашу честь”, - заключает мать. “Теперь для меня и этот хорош... Я... все чувства потеряла. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит... После той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”, - говорит Лариса. Напевает: “Не искушай меня без нужды”. Входит Илья.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса просит Илью настроить ей гитару. Тот жалуется, что единственный хороший тенор в хоре заболел - слишком лихо гулял. С улицы Илью кличут по-цыгански. Он кладет гитару, которую настраивал: “Некогда, барышня, барин приехал... Такой барин - ждем не дождемся...” Уходит.
ЯВЛЕНИЕ V
Огудалова гадает, кто же это за барин такой. Вдруг холостой? Уж не прозевали ли они жениха для Ларисы? “Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться”, - говорит Лариса. “Мы люди бедные - нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом по-даить по-человечески”, - возражает мать. “Нет, не могу, невыносимо тяжело... Опять притворяться, опять лгать!” Входит Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ VI
Огудалова говорит Карандышеву, что Лариса торопится в деревню, уже и корзину приготовила для грибов. Карандышев сердится: “Куда вы торопитесь, зачем?.. Или вы стыдитесь за меня, что ли?.. Дайте мне время устроиться, опомниться... дайте мне возможность почувствовать всю приятность моего положения! Я много... перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться... Венчаться - непременно здесь; чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а та только соломинка, за которую хватается утопающий”. “Да ведь последнее-то почти так...” - говорит Лариса. У Карандышева на глазах слезы: “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”. “Самолюбие! Вы только о себе. Все себя любят. Когда же меня-то будет любить хоть кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели”, - Лариса в отчаянии. “Мама, я боюсь...Если уж свадьба будет здесь, так... чтобы поменьше было народу...” Ни мать, ни Карандышев на это не согласны. Для Карандышева на первом месте его самолюбие. “Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения,., сносил насмешки... от ваших знакомых; надо же и мне... посмеяться над ними”. Огудалова пугается: уж не ссору ли собрался затеять Карандышев? Тот ее успокаивает, говорит, что никакой ссоры не будет. Он просто предложит тост за Ларису и поблагодарит ее публично за счастье, которое она ему сделала своим выбором, за то, что она оценила его. А то развелось вокруг фатов “со своим фанфаронством”, хвастаются своим богатством. Это не один только Вася такой, все хороши. Достаточно посмотреть, что в городе делается - извозчики кричат друг другу: “Барин приехал!”, половые в трактирах сияют, то же самое кричат, цыгане с ума сошли, у гостиницы толпа народу. А ведь барин-то, как слышал Карандышев, совсем промотался, последний парохо-дишко продал. “Да кто приехал-то?” - спрашивает Огудалова. “Ваш Сергей Сергеич Паратов”. Лариса, в испуге вскочив, просит Карандышева немедленно ехать в деревню. “Чего вы боитесь?” - спрашивает Карандышев. “Я не за себя боюсь... За вас”, - отвечает она. Карандышев видит в окно, что приехал Паратов. Лариса просит Карандышева уйти с ней вместе в другую комнату, просит мать “отделаться” от визитов Паратова. Лариса с Карандышевым удаляются. Входит Паратов.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов шутливо-серьезен. На вопрос Огудаловой о положении его дел отвечает, что дела идут неважно, но живет он весело. Огудалова интересуется, куда он пропал так неожиданно год назад. Тот отвечает, что получил тогда неприятную телеграмму: управляющие его разорили. Но он “веселого расположения не утратил”. Решил жениться, берет приданое в полмиллиона. Паратов желает видеть Ларису Дмитриевну. Огудалова, пользуясь случаем, вымогает у него денег якобы на подарок Ларисе. Паратов обещает привезти завтра ей подарок получше того, что показала ему Огудалова. Та уходит позвать дочь.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов заводит разговор о том, что, мол, ему интересно знать теоретически, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека, что женщины после поступка Ларисы много теряют в его глазах... и т. д. и т. п. Он просто вынуждает Ларису признаться, что она его любит. Появляются Огудалова и Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ IX
Огудалова представляет Карандышева Паратову. Заходит разговор о ревности, и Юлий Капитоныч говорит, что он не ревнует Ларису, потому что она не давала ему повода, да и в дальнейшем, он надеется, такого не будет. Лариса сообщает, что они с Карандышевым скоро уедут в деревню. В ходе разговора Паратов приводит народную пословицу, говорит, что перенял ее от бурлаков. Карандышев возмущен: как это - говорить языком бурлаков! Он сам как человек образованный считает их образцом грубости и невежества. Паратов заявляет, что он как судохозяин вступается за них; он сам такой бурлак, а потому требует от Карандышева, чтобы тот попросил извинения. Тот отказывается. В ответ Паратов заявляет, что “поучит” Карандышева, а как - он подумает. Огудалова просит Паратова извинить Карандышева. Паратов вроде бы смягчается. Огудалова велит Карандышеву пригласить Паратова на свой званый обед. Входит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов представляет “лорда Робинзона”. Карандышев в самом деле принимает его за английского лорда. Паратов просит Карандышева пригласить и его на свой обед. Тот самым почтительным тоном приглашает его. Карандышев собирается уходить - у него дела. Огудалова и Лариса уходят за ним в переднюю.
ЯВЛЕНИЕ XI
Вожеватов спрашивает Паратова, понравился ли ему жених Ларисы. *Чему тут нравиться?.. А еще разговаривает, гусь лапчатый... Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь...” - говорит Паратов и решает для этой цели использовать Робинзона. Они уходят.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ефросинья Потаповна, тетка Карандышева
Карандышев
Огудалова
Лариса
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Иван
Илья-цыган
Кабинет Карандышева; меблирован с претензией, но без вкуса.
На стене ковер с оружием
ЯВЛЕНИЕ I
Иван в разговоре с теткой Карандышева объясняет, что к чаю нужны лимоны, а та удивляется и сердится на такое расточительство. Говорит, что вместо чаю морс клюквенный выпьют. Они выходят. Появляются Огудалова и Лариса.
ЯВЛЕНИЕ II
Лариса говорит матери, как ей стыдно за Карандышева и его жалкий обед: “Так бы убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего, он даже весел”. “Он никогда не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью. Вот он и весел”, - объясняет мать. Его нарочно подпаивают. Лариса удивляется, как Карандышев сам не видит этого, он же не глуп! На что Огудалова замечает, что Карандышев, хоть и не глуп, но самолюбив, не видит, что все над ним потешаются. “А ведь они меня терзают-то”, -говорит Лариса. Входит Ефросинья Потаповна.
ЯВЛЕНИЕ III
Тетка Карандышева жалуется на большие расходы, на дороговизну. Покупала она к обеду то, что подешевле, но все равно очень дорого. “Кады для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого!” - возмущается она. Вот сосед женился, это да - сколько приданого взял. “Бежала б я отсюда куда глаза глядят”, - говорит Лариса матери. Ефросинья Потаповна между тем собирается идти пересчитывать серебро да запереть, а то “нынче народ без креста”. Все трое уходят. Появляются Паратов, Кнуров, Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ IV
Кнуров заявляет, что ничего не ел и поедет в клуб обедать. “Приглашают обедать известных людей, а есть нечего”, - говорит он. Кнуров замечает, что Карандышев раньше всех напился. Паратов ему объясняет, что так было задумано. Для этого использовали Робинзона. Он - “натура выдержанная... ему нипочем... А хозяин - человек непривычный... скорехонько и дошел до восторга”. Паратов собирается попросить Ларису спеть. Входит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ V
Робинзон падает на диван и жалуется, что отравился: “Не пройдет даром мне эта специя, я уже чувствую... На бутылке было написано "Бургонское", а в бутылке-то "киндер-бальзам" какой-то”. Услышав из гостиной голос Карандышева, требующего подать еще бургонского, Робинзон приходит в полное уныние. Паратов его утешает, обещает чего-нибудь получше. Входит Карандышев с ящиком сигар.
ЯВЛЕНИЕ VI
Паратов и Вожеватов открыто смеются над оружием Карандышева, но тот говорит, что надо осторожнее обращаться с пистолетом - он заряжен. Карандышев предлагает гостям сигары. “Да ведь, чай, дорогие?” - с насмешкой спрашивает Паратов. “Сорт высокий, очень высокий сорт”, - хвастается Карандышев. Гости, один за другим, смеются над хозяином, но тот ничего не замечает. Входит Огудалова.
ЯВЛЕНИЕ VII
Огудалова пытается потихоньку приструнить разошедшегося Карандышева, на что тот ей отвечает: “Я счастлив сегодня, я торжествую”. Огудалова просит Паратова прекратить издевательства над Карандышевым, ведь он обижает этим Ларису. Тот предлагает Карандышеву выпить на брудершафт. Они уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Робинзон наблюдает через открытую дверь за тем, как те двое пьют на брудершафт. “Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит”, - говорит он.
ЯВЛЕНИЕ IX
Входит цыган и говорит, что господ заждались на бульваре. Вожеватов отвечает, что они сейчас придут. Паратов велит цыгану принести гитару: он намерен попросить Ларису спеть. Кнуров считает, что прогулка не будет веселой, если не поедет Лариса. “Дорого можно уплатить за такое удовольствие”, - говорит он. К нему присоединяется Вожеватов. Оказывается, Паратов думает о том же. А “на свете нет ничего невозможного”. Робинзона брать с со*бой не имеет смысла - “потешились - и будет”.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов зовет Робинзона и предлагает ему сегодня вечером ехать в Париж. Так что он сейчас завезет его домой отдохнуть, а сам съездит по делам. Робинзон в конце концов соглашается. Он сообщает, что Карандышев готовит им сюрприз. Входят Огудалова, Лариса, Карандышев и Иван.
ЯВЛЕНИЕ XI
На вопрос Паратова, почему она их покинула, Лариса отвечает, что ей нездоровится. К сообщению Паратова о том, что он пил на брудершафт с Карандышевым, она относится с полным доверием и даже благодарит его. Появляется Илья. Паратов просит Ларису спеть романс или песенку. Ведь он ее целый год не слыхал и вряд ли еще когда услышит. Карандышев против он не позволяет Ларисе петь. Он “запрещает”! “Вы запрещаете? Так я буду петь, госиода”, - говорит Лариса. Карандышев, надувшись, садится в углу. Все растроганы и восхищены пением Ларисы. Карандышев предлагает выпить шампанского за здоровье его невесты. Он пьян, громко кричит, требуя шампанского, Огудалова пытается его утихомирить. Паратов между тем посылает Илью проследить, чтобы катера были готовы. Вожеватов и Кнуров решают оставить Паратова наедине с Ларисой и уводят с собой Робинзона.
ЯВЛЕНИЕ XII
Паратов, страстно глядя на Ларису, уверяет ее, что проклинал себя, пока она пела, потому что потерял сокровище. Он, видите ли, ее потерял и сам страдает и ее заставил страдать, но благородные чувства еще шевелятся в его груди. “Еще несколько таких минут, да... еще несколько таких минут... и уж никакая сила не вырвет вас у меня... забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве... Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах - поедемте!” Лариса теряется, она верит Паратову и решается ехать: “Едемте... Куда вам угодно... Когда вам угодно... Вы - мой повелитель”. Входят Огудалова, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Паратов потихоньку сообщает Вожеватову и Кнурову, что Лариса согласна ехать с ними. Карандышев предлагает тост за Ларису, ее несравненный талант и ее умение выбирать и ценить людей: “Она меня поняла, оценила и предпочла всем”. Паратов предлагает тост “за здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева”. Карандышев уходит за вином. Все собираются уходить. Паратов не будет ждать Карандышева, не станет пить с ним - так смешнее, по его мнению. “Прощай, мама!.. Или тебе радоваться за меня... или ищи меня в Волге. Видно, от судьбы не уйдешь”, - с этими словами Лариса уходит. Огудалова решает, что бросить Карандышева - невелика потеря. Входят Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIV
Карандышев оглядывает комнату, удивляется, что все уехали, просит Огудалову, чтобы она с Ларисой посидели еще. Иван сообщает, что Лариса Дмитриевна уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев сражен этим известием. Он набрасывается на Огудалову. Но та заявляет: “Я к вам привезла дочь, вы мне скажите, где моя дочь!” Карандышев говорит со слезами на глазах: “Жестоко, бесчеловечно жестоко! Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!.. Как мне жить!.. И самого кроткого челове
ка можно довести до бешенства... и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет... Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, пока не убьют меня самого”. Карандышев хватает пистолет и убегает.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Лариса
Карандышев
Илья
Таврило
Иван
Цыгане и цыганки
Декорация первого действия. Светлая летняя ночь
ЯВЛЕНИЕ I
Робинзон с кием в руках и Иван выходят из кофейной.
Робинзон требует, чтобы Иван играл с ним в бильярд, но Иван не хочет, Робинзон с Ивана деньги берет, а когда сам проигрывает - не платит. Для Робинзона открыт кредит только на еду и питье. Робинзон обижен, что его не взяли на пикник, решает сделать заказ подороже, пусть потом расплачиваются. Иван замечает идущего по бульвару Карандышева и исчезает. Карандышев подходит.
ЯВЛЕНИЕ II
Карандышев спрашивает Робинзона, где его товарищи. “Кутят где-нибудь: что ж им больше-то делать?.. Думаю, к утру вернутся”. Карандышев отправляется на пристань.
ЯВЛЕНИЕ III
Иван переговаривается с Гаврилой у кофейной. Иван говорит, что под горой слышен шум, “эфиопы” загалдели. Наверное, приехали. Появляются Илья и хор цыган.
ЯВЛЕНИЕ IV
Цыгане очень довольны прогулкой. Говорят, что сейчас все придут сюда, наверное, всю ночь будут гулять. Все входят в кофейную. Появляются Кнуров и Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ V
Кнуров и Вожеватов разговаривают о Ларисе. Кнуров замечает, что положение ее незавидное. Вожеватов полагает, что Карандышев ее простит. Да только Лариса уже не та, что была прежде, считает Кнуров. Судя по всему, она имеет виды на Паратова. Тот, очевидно, дал ей определенные и серьезные обещания, иначе разве она поверила бы человеку, который уже раз обманул ее? “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается: человек смелый”, - говорит Вожеватов. “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”, - заключает Кнуров. Оба приходят к выводу, что они ни в чем не виноваты, их дело сторона. Из кофейной выходит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VI
Робинзон сообщает Вожеватову, что живет и питается за его счет. Вожеватов советует ему ехать в Париж одному - он даст денег на поездку. Робинзон отказывается - он не знает французского языка. И тут оказывается, что Вожеватов имел в виду не столицу Франции, а трактир “Париж”. Кнуров отвлекает Вожеватова от разговора с Робинзоном - он хочет ему что-то сказать. Вожеватов подходит к Кнурову, Робинзон прислушивается к их разговору. По мнению Кнурова, Лариса сейчас в таком положении, что они обязаны принять участие в ее судьбе. Вожеватов уточняет: “То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?” Но кому? Он вынимает из кармана монету: “Орел или решка?” Выигрывает Ларису Кнуров. Он и Вожеватов уходят в кофейную, чтобы не мешать Паратову и Ларисе, которые идут сюда.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов говорит Робинзону, чтобы тот не отлучался, он еще может пригодиться. Робинзон уходит в кофейную. Паратов благодарит Ларису за поездку, но та требует сказать ей, жена она ему теперь или нет. Паратов продолжает свое: Ларисе нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно можно завтра. Лариса ехать домой отказывается: “Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой... Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой... Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко...” О Карандышеве, который способен равнодушно сносить насмешки и оскорбления и которого она не уважает, Лариса утверждает, что он для нее больше не существует. “У меня один жених: это вы”, - говорит Лариса Паратову. И слышит от него: “Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне”. Паратов объясняет, что просто поддался минутному увлечению, но он скован “неразрывными цепями” - обручен. “Что же вы молчали?” - Лариса опускается на стул. “Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало”, - отвечает Паратов. Лариса гонит Паратова прочь от себя. Из кофейной выходят Кнуров, Вожеватов и Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов приказывает Робинзону отвезти Ларису домой, но тот боится, что его убьет Карандышев. Вожеватов подходит к Ларисе. Она молит его о помощи, просит совета, что ей делать. Ведь они знакомы с детства, почти родные. Вожеватов наотрез отказывает ей - Ларису выиграл Кнуров, и он не может нарушить “купеческого слова”. Подходит Кнуров со своим предложением ехать с ним в Париж. Предлагает полное обеспечение на всю жизнь. Он положит ей такое громадное содержание, что все только раскроют рты от удивления и никто ее осуждать не будет. Лариса молчит. Кнуров советует ей подумать, почтительно кланяется и уходит в кофейную.
ЯВЛЕНИЕ IX
Лариса размышляет, стоя у решетки над обрывом: “Вот хорошо бы броситься!.. Ох, нет... Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала... Что меня держит над этой пропастью? Что мешает?” Она вспоминает предложение Кнурова... “Какая я жалкая, несчастная... Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем...”. Появляются Робинзон и Карандышев.

ЯВЛЕНИЕ X
Карандышев говорит Робинзону, что Лариса сама виновата и ее поступок заслуживает наказания.... Она сама могла заметить разницу между ним, Ка-рандышевым, и этими людьми. И судить Ларису имеет право только он один, и это его дело: простить ее или нет, но защитником ее он быть обязан. Карандышев просит Робинзона удалиться, что тот и делает с удовольствием.
ЯВЛЕНИЕ XI
Лариса, увидев Карандышева, гонит его от себя: он ей противен. Карандышев заявляет, что он всегда должен быть при ней, чтобы оберегать ее. Лариса отвергает его покровительство. Карандышев рассказывает ей, что Вожеватов с Кнуровым метали жребий, кому из них она будет принадлежать, словно вещь. Лариса потрясена: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь. А не человек. Я сейчас убедилась в этом, я испытала себя... я вещь! Наконец-то слово для меня найдено... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”. “Я ваш хозяин!” -восклицает Карандышев. Лариса истерически смеется: “Я слишком... дорога для вас... Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой... Подите, пошлите ко мне Кнурова”. Карандышев падает перед Ларисой на колени, повторяет, что любит ее. Лариса обрывает его: “Лжете. Я любви искала и не нашла. На /меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. ...я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота”. Она гонит Карандышева прочь. Тот вытаскивает пистолет и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” - стреляет в нее. Хватаясь за грудь, она шепчет: “Ах! Благодарю вас!” - и опускается на стул. Карандышев в растерянности роняет пистолет, Лариса просит его положить оружие на стол, чтобы подумали, будто она застрелилась сама. Все выходят из кофейной.
ЯВЛЕНИЕ XII
Слышится цыганская хоровая песня. Паратов кричит, чтобы им велели замолчать. “Нет, нет, зачем... Пусть веселятся... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю”, - говорит Лариса слабеющим голосом.
Громкий хор цыган.

Одним из главных героев пьесы А.Н Островского «Бесприданница» является Василий Данилыч Вожеватов. Ниже мы попытаемся детальней охарактеризовать его образ, основываясь на внешности и чертах характера.

Вожеватов – симпатичный, харизматичный молодой человек, являющийся представителем стабильно развивающейся торговой компании, следовательно, юноша с неплохими денежными средствами. Его внешний вид превосходен. Он одет с иголочки, на европейский манер, богато и аристократически. Одним словом, он собирательный пример типичного купца девятнадцатого века.

Из черт характера, пожалуй, самой главной считается меркантильность. Самое главное для него в жизни – деньги, за которыми он не видит белого света. В общениях с людьми он руководствуется только собственным холодным расчетом, надеясь урвать с них выгоду. И к людям его отношение складывается в пропорции высокое финансовое состояние – уважение, низкое – хамство. Неудивительно, что даже сам Островский негативно относится к своему герою.

Автор легко мог сделать так (и имел полное на это право!), что Лариса выйдет за него замуж и, возможно, наладит его будущее, но Островский холодно обходит Вожеватова стороной, как бы приговаривая его к своеобразному наказанию. Автор подталкивает читателя на мысль, что таким людям, как Вожеватов, неизвестно любовное чувство. Он холоден, словно лед, он практичен, словно нож, он расчетлив, как профессор математики.

И уж тем более он хочет жениться на Ларисе не потому, что без ума любит ее, но потому, что может поиметь с этого дела прибыли. Это подтверждает тот факт, что сам герой характеризует взаимоотношения с Ларисей не как любовные, а как дружеские. Да и дружескими-то их назвать язык не поворачивается, поскольку в глазах Вожеватова, человека, который живет принципом «Цель оправдывает средства», героиня – лишь средство – не более того.

Например, он способен незаметно подсунуть Ларисе лишний бокал спиртного, втайне от ее матери. Или привести любовные романы, которые могут его зарекомендовать перед девушкой как утонченного романтика. И так далее.

Когда речь заходит о Вожеватове, стоит помнить, что этот человек глубоко безнравственный. Общаясь с людьми, он либо развлекается, либо любуется собой. А иногда и совмещает все это.

Когда Ларисе необходимо понимание и близкая душа, герой не понимает ее (не хочет, верней), оправдываясь тем, что ничего не сможет сделать. Однако, вовремя игры с Кнуровым, игры, на кон которой Вожеватов поставил Ларису, он радуется, что проигрывает. Денежных трат же меньше будет…

Сочинение на тему Василий Вожеватый

Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. - Вожеватов Василий Данилыч.

Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски. Один из тех немногих людей, с которыми Вожеватов нормально контактирует - Купец Кнуров. Их отношения построены на схеме «делай только деньги». Они являются типичным представителями купеческой знати девятнадцатого века. И именно поэтому автор выбрал такую фамилию для главного героя, ведь словом «вожеватый» раньше называли очень богатого и состоятельного человека.

Главную роль в жизни Василия Даниловича играют деньги. Его отношение к другим людям зависит непосредственно от их положения в обществе и также от материальной обеспеченности. Вожеватов смотрит на всех свысока. По этой же причине другой герой Карандышев подвергается постоянным издевкам со стороны Вожеватова из-за своего положения. Василый Данилыч считает его полным неудачником, который ничего и никогда не добьется в своей жизни.

Ему не свойственно любить, по отношению к девушкам он холоден и в отношениях он видит лишь материальную выгоду. Наглядным примером этого является Лариса, которую он знает буквально с детства, с которой он обращается как с вещью. Хотя он мог спокойно жениться на ней. Вожеватову нравиться лишь проводить свое время в обществе красивой девушки, но как только она просит его оказать ей помощь он с равнодушием ее бросает наедине со своими проблемами со словами: «уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу».

Вожеватов равнодушен и холоден ко всему, что происходит вокруг него. Он совершенно наплевательски относится к чувствам девушки, ведь для него это просто обычное развлечение. И именно в его голову пришла идея того, чтобы решить судьбу девушки с помощью монеты. Однако тут стоит отметить прямолинейность Вожеватова, ведь он говорит всю правду о чувствах к Ларисе, ничего не утаивая и не скрывая. Что же касается самого автора, то он относится к Василию Данилычу с особым презрением, ведь деньги убивают в нем человечность.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Герды в сказке Снежная королева Андерсена сочинение

    В сказке «Снежная королева» олицетворением добра и света является главная героиня – девочка Герда

  • Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

  • Образ и характеристика Хорошего Дела в повести Детство Горького сочинение
  • Сочинение Жизненный путь Чичикова (Мертвые души)

    Жизненный путь Чичикова весьма богат на разнообразные события и по-своему не повторим. Павел Иванович – личность безнравственная, но, однако образованная и воспитанная, мошенник, но довольно догадливый и настойчивы

  • Сочинение Мой верный друг собака 5 класс

    Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным

Островского

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.

Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г. И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец... жил обманом, богатство приходило к нему темными путями... Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть... старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по-божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело - настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб...».

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов?

(Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, - «чтобы люди чего дурного не сказали».)

Каковы взаимоотношения между купцами?

(По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.)

Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?

(В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: «Я все думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. - Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе». В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».)

Каково отношение Вожеватова к Ларисе?

(Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что любовью-то называется - говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».)

Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?

(Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в IV действии. «Вася, я погибаю! - в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. - ...мы с тобой с детства знакомы… что мне делать - научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово - это марка купца.)

V. Анализ образа Карандышева

Кто такой Карандышев?

(Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.)

Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

(О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сего дня! Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.)

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11, 13, 14; Д. IV, явл. 10-11).

(Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все...» до «Я слишком дорога для вас».)

Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним - это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.)

В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

(Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, а бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.)

VII. Подведение итогов обсуждений

Учащиеся в свободной форме полемизируют о значении образов героев. Основная идея и замысел драмы развивается вокруг главной героини - Ларисы Огудаловой. Ее образ - предмет обсуждения на следующем уроке.

Домашнее задание

1. Подготовиться к проведению мини-теста.

2. Подготовиться к характеристике образа Ларисы.

Урок 4. Ход урока

I. Мини-тест

Материалы - в конце пособия в виде разрезных карточек.

II. Обсуждение темы урока - образа Ларисы

Первое знакомство с героиней

Самое неожиданное - ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте!», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания».

Что мы о ней знаем? В чем необходимость ее появления? Что делает Лариса в то время, когда все разговаривают о ней?

Какой мы видим главную героиню?

(Лариса - богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямо душна в отношениях с людьми.)

К кому из литературных героинь она близка?

(Эти качества сближают ее с Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, но в отличие от нее Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах.)

Анализ первого действия.

Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

Какие же это пути у Ларисы?

Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для нее идеалом? А поскольку идеал - совершенное воплощение какой-либо мечты, попытаемся понять, о чем мечтает Лариса?

Почему же разговор о Паратове заканчивается разговором о смерти?

(Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти, может быть, духовной. Но это лишь догадки.)

Как появляется Паратов? Что мы можем сказать о нем по тому, как он сюда добирался?

Почему, взяв с собой Робинзона, он не взял Непутевого - купеческого сына? Чем является для него Робинзон?

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.

Лучшие статьи по теме