Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

На каком языке разговаривают ингуши. Ингуши

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Турция Турция : 85 тыс. (2012 г.)
    Сирия Сирия : 35 тыс. (2012 г.)
    Иордания Иордания : 25 тыс.(2012 г.)
    Ливан Ливан : 20 тыс.(2012г.)
    Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык Ингушский Религия мусульмане-сунниты Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Алания (Магас)
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Видео по теме

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . На территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. Материалы для новой истории кавказа с 1722 по 1803 гг.ч. I,СПб., 1869, С.122-123. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья на этих территориях основывали казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. В ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей [ ] . Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Пригородный район, часть которого впоследствии была включена в состав города Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии . Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края - Наурский , Шелковской и Каргалинский . Однако ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. ). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) , от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию .

    В 1995 году была основана новая столица Ингушетии - город Магас .

    Язык

    Демография

    Ингуши традиционно являются одним из самых

    Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

    Основой культуры ингушского народа является Эздел - свод неписанных моральных и этических правил поведения ингушей, который охватывает все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства. Эздел является Кодексом чести и поведения, передаваемым из поколения в поколение родителями и обществом.

    Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX века появились фуражки, несколько позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.

    В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык ингушский Религия ислам суннитского толка Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «ингуши» произошел от названия ингушского селения Ангушт , которое по свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVIIl в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район) .

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II-IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), (M267+) и J2a (M410+).

    С точки зрения авторов данного исследования катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с ранее исследованными образцами на Кавказе позволяют идентифицировать захороненных, как алан.

    Согласно тому же анализу только 5,8% ингушей могут считать себя потомками алан.

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных осетин, а также частично ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . Из всех племен, входивших в этот союз - одни только осетины сохранили официальный язык алан. По мнению ингушского историка Н. Кодзоева на территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши, большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья, на этих территориях основывались казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши, проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В начале 90-х годов осетинская сторона выдвинули версию о том, что «вместо Пригородного района» в состав восстановленной Чечено-Ингушетии в 1957 году были включена Наурский и Шелковской районы Ставропольского края (до 1957 года эти районы входили в состав Грозненской области). Однако передача этих районов Чечено-Ингушетии не может рассматриваться как «компенсация» за Пригородный район .

    По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. Нападение ингушей тщательно готовилось несколько месяцев. За день до нападения на территории Северной Осетии не осталось ни одного ингуша. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские (в том числе и

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Ингуши. «Ингушский монолит», 2010


    Общие сведения

    ИНГУШ‘И, галгаи (самоназвание), народ в России (по разным сведениям от 215,1 тыс. человек до 444 тыс. 833 человека (на 2010 год)), вайнахский народ на Северном Кавказе, в том числе в Ингушетии и Чечне (от 163,8 тыс. до 436 тыс. человек), в Северной Осетии, в Пригородном районе (от 32,8 тыс. до 50 тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. человек), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Общая численность - от 237 тыс. до 750 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность ингушей, проживающих на территории России, составляет 412 тысяч человек.

    Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа.

    Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Письменность на основе кириллицы с 1938 года.

    Верующие - мусульмане-сунниты, ингуши являются мусульманами традиционного суфийского толкования, основанного на учении шейха Бахауддина Накшбанди и перса Абд ал-Кадира ал-Джилани.

    Ингушетия расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части. Республика Ингушетия граничит с Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия.


    В горах Ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингуши), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в 16-17 веках. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца 17 века расположилось село Онгушт (отсюда название Ингуши), ныне село Тарское Пригородного района Северной Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в 19 веке. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное население было переселено из большей части Сунженского района в Назрань.
    В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в городе Владикавказе размещался её административный центр, в 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. Во время Великой Отечественной войны, в 1944, Ингуши вместе с чеченцами были обвинены в сотрудничестве с нацистами и насильственно депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена, потери от четверти до половины населения. В 1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию, при этом Пригородный район, составляющий около половины территории плоскостной Ингушетии, остался в составе Северо-Осетинской Республики, что служит источником конфликта Ингушей с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апреле 1991 закона "О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение независимости Чечни в ноябре 1991 вызвали движение за создание самостоятельной Ингушской республики (образована в 1992 в составе Российской Федерации). В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию въехало около 100 тыс. Ингушей.
    Среди многих ингушских традиций наиболее важной является уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. Дети обязаны обеспечить родителям достойную старость.

    В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в 20 веке стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности Ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.


    Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.
    Традиционная одежда Ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е годы 20 века появились фуражки, несколько позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.
    Традиционная пища Ингушей - в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический "даты-кодор" - творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
    Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, композиции, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для современных Ингушей.
    Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й половине 19 века, распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 веков, в горной - с 19 века.
    В фольклоре Ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

    М.Ю. Келигов, М.Б. Мужухоев, Э.Д. Мужухоева, Я.С. Смирнова

    На всякого рода исторических форумах, в которых приходилось принимать участие, меня часто спрашивают: почему ингуши приняли ислам 150 лет назад? В одночасье весь ингушский народ полностью как единый организм перешел из одной религии в другую. Что этому способствовало? Я задумался над этим вопросом, и, должен сказать, ответ пришел мне не сразу.

    Ингуши исповедовали христианство с элементами язычества по меньшей мере 1000 лет. Самый ранний христианский храм на территории современной России стоит в горах Ингушетии - это храм Тхаба-Ерды, один из вариантов перевода которого - "это есть наша вера", другой - "две тысячи святых". Датирован 830 годом. Помимо него еще несколько храмов, которые хорошо сохранились.
    Также, очень примечателен в этом контексте тот факт, что ингуши трижды разбили имама Шамиля на пике могущества его государства Имамат. Шамиль пытался силой навязать ингушам мусульманскую религию. Задолго до этого были разбиты арабы, которые пошли на Ингушетию войной, в том числе и с миссионерскими целями. Еще раньше были ожесточенные битвы с мусульманскими монголо-татарскими ордами, в результате которых предки ингушей потерпели сокрушительное поражение. Но в попытках заставить ингушей принять ислам сокрушительное поражение потерпели уже монголы - ингуши стояли насмерть. Города были разрушены, а остатки народа укрылись в горах.

    И вот, после такой бескомпромиссной, славной, воинственной многовековой истории, будучи 1000 лет в христианстве, имея такие традиции веры и отстаивания своей веры от захватчиков, ингуши в 1850-е гг массово принимают ислам добровольно . Со стороны выглядит как парадокс. Но только со стороны.

    Ингушский народ испокон веков был свободным, свободолюбивым народом, обществом свободных людей; единственный народ на Кавказе, у которого не было князей. Не было рабов. Хотя понятия князья (аьлий) и рабы (лэй) в ингушском языке есть. Но они обозначали скорее духовное состояние человека. Были известные семьи, но все они выделились из толпы гражданскими заслугами или военной доблестью. Не пользовались никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого члена.
    На Западе Ингушетию называют одной из самых древних демократий мира, точнее было бы сказать военная демократия. Эта форма общественно-политического устройства сохранялась вплоть до 20-х гг. XX-го столетия. Отдельные элементы этого устройства дошли до наших дней.

    И вот такой народ хотели заставить силой принять новую религию. Пусть даже с лучшими намерениями. Свободные люди органически не способны принять что-либо насильно. Любые попытки силой заставить ингушей принять ислам были обречены на фиаско. Это первый итог моих размышлений.

    Второй момент, и не менее важный, это миссионерская деятельность и личность проповедника Кунта-Хаджи Кишиева , который впоследствии станет духовным наставником ингушей (Устаз) и почитаемый ингушами как святой. В 1850-е гг. он и его мюриды развернули в Ингушетии миссионерскую деятельность. Начиналось это так. В народе распространились слухи, что после трех поражений подряд, имам Шамиль не успокоился и собирается в поход на Ингушетию в четвертый раз. На собрании Довтбий (все вооруженные силы народа) было принято решение послать на границу отборных воинов ("Черный полк"), чтобы те могли встретить незваных гостей достойно. Этот полк был известен тем, что особо свирепствовал против войск Шамиля в предыдущие кампании.
    Отправившись на пограничную территорию, там где сегодня село ГIажар-Юрт (Нестеровское), воины заняли позиции. Изумление их было огромно, когда на горизонте появился старик с посохом в руках в окружении нескольких человек. Это был Устаз Кунта-Хаджи. На людей он производил огромное впечатление. Его приняли и выслушали. Таким образом, силой слова установился ислам в Ингушетии.

    И третий, очень важный момент. Ислам - это религия, которая во многом основана на христианстве. Самая молодая религия из всех мировых. Ислам вобрав в себя все самое лучшее из христианства и добавив кое что новое, виделся людям как очищенное христианство. Это предопределило успех.

    Лучшие статьи по теме