Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Музей анатолия зверева сделал ставку на азарт. История музея Выставка игра музей зверева

Интерьеры музея AZ трансформировались для новой выставки «Игра», открывшейся сегодня, в ночь музеев . «Играют» художники-нонконформисты: Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, к ним присоединяется современный художник и режиссёр Платон Инфанте .

Экспрессивность, азарт, постоянное движение – вот что позволяет назвать выставку динамичным объектом.

Кстати, мультимедийные сеансы проходят каждый час с 12.00 до 19.00

В преддверии двухлетия музея выставочный проект объединил трёх художников, для которых игровой контекст был повседневностью. Для публики готовятся мероприятия: лекции, концерты, выставки на других площадках.

На первом этаже зрителей встречают метафизические натюрморты Дмитрия Краснопевцева, между двумя стенами с одной стороны проекция бюста Гомера на экране, а с другой стороны барельеф с изображением поэта. Свет является полноценным участником выставочного пространства.

Второй этаж стал местом для работ Владимира Немухина. Как в хорошей партии, именно случай привёл Владимира Немухина к партии с искусством. Однажды в троллейбусе он увидел на полу игральную карту и сделал ее лейтмотивом своих картин.

«Не я выбрал карты – карты выбрали меня», – точно подметил Немухин .

Третий этаж построен вокруг мифологии самого Анатолия Зверева, изобретавшего 57 способов игры в шашки (что должно стать предметом лекции). Именно этот мотив определил пространство третьего этажа, где можно увидеть супрематические композиции Зверева, мультимедийные работы Платона Инфанте, очутившись на поле игры в шашки.

В преддверии своего второго дня рождения Музей АЗ сделал символический шаг - отказался от монографичности. Новая выставка «Игра» посвящена не только Анатолию Звереву, ранее единственному герою галереи, но и двум его современникам - Владимиру Немухину и Дмитрию Краснопевцеву, а также молодому художнику Платону Инфанте. Соединив их работы в нарочито легком, веселом проекте, кураторы экспозиции предложили непривычный взгляд на отечественное искусство и концепцию «человека играющего».

Как и предыдущие выставки Музея АЗ, «Игра» поражает не столько работами как таковыми (хотя концентрация шедевров здесь неизменно велика), сколько оригинальной кураторской идеей и оформлением пространства. Каждые несколько минут в залах меняется освещение, на стены проецируются видеозаставки, а пол стилизуется то под шашечную доску, то под стол для карточной партии. Но, заигрывая со зрителем, музей ведет двойную игру и размывает грань между серьезным и шутливым.

«Титульный» художник Музея АЗ представлен 14 «Супрематическими композициями». Работы были созданы в 1957–1959 годах по просьбе коллекционера и покровителя Зверева Георгия Костаки.

Это был в некотором роде заказ. «А сможешь написать в стиле Малевича и советских авангардистов 1920-х?» - «Смогу!» Зверев понимал, что супрематизм ему в общем-то чужд, но по предложению Костаки решил поэкспериментировать, - рассказала «Известиям» историю появления этих гуашей Александра Волкова, хранитель Музея АЗ.

Приняв вызов, азартный Зверев вступил в постмодернистскую игру. Жонглируя прямоугольниками и кругами, внешне сохраняя связь с великими предшественниками, он создал нечто иное по сути. Неожиданные, как будто случайные вкрапления цвета в монохромную гамму и неровные, нарисованные от руки линии наполняют геометрические абстракции эмоциями, фирменными зверевскими неистовством и спонтанностью.

Если Зверев-игрок предпочитал шашки (в музее хранятся 57 рукописных тетрадей с его трактатами о шашках), то Владимир Немухин вдохновлялся картами, которые на многие годы стали для него источником вдохновения и в буквальном смысле строительным материалом. Художник наклеивал их на холст, изображал в различных вариантах - порой предельно реалистично, порой - условно. Представленные в экспозиции 15 работ - лишь малая толика «карточного» наследия Немухина. Однако их подбор призван продемонстрировать разнообразие стилей и приемов при сохранении главного мотива.

Третий герой экспозиции - Дмитрий Краснопевцев - играет уже не столько со стилями и реальными объектами, сколько с перспективой и оптическими иллюзиями. Серо-коричневые вазы, веточки, книги на его натюрмортах образуют максимально неустойчивые конструкции, которые вот-вот должны развалиться, как карточные домики. Именно с Краснопевцевым вступает в диалог присоединившийся к трем классикам современный художник Платон Инфанте (сын еще одного советского классика - Франциско Инфанте-Арана).

Мультимедийные инсталляции Платона обыгрывают взаимодействие физических объектов и видеоизображений. Так, в работе «Коллизии» (2015) падающие на экране бруски «отскакивают» от реальных выступов на поверхности. А в «Угле отражения» (2017) движущаяся картинка становится продолжением деревянного упора, как будто прижимающего дисплей к стене.

«Что наша жизнь? Игра!» - разносятся по залу музея звуки знаменитой арии из «Пиковой дамы». Вслед за Германом эти слова могли бы повторить и герои экспозиции в отношении своего искусства. Но в отличие от неудачливого персонажа Пушкина и Чайковского они в своей игре победили.

История
музея

Идея создания музея возникла в 2012 году, когда в Новом Манеже прошла выставка «Зверев в огне». Залы Манежа полыхнули заревом давнего пожара, спалившего дачу коллекционера Георгия Костаки в подмосковной Баковке в 1976 году. Вместе с домом Костаки горела и огромная коллекция произведений искусства. Фантастическое обстоятельство оставило работы Анатолия Зверева уцелевшими в том пожаре - их было очень много.

Более двухсот работ тогда увидело свыше 30 000 посетителей. Но не только поразительное открытие невиданного до этого момента Зверева стало событием - событием стала сама экспозиция, от идеи до воплощения. Выставка превратилась в драматическое, страстное и полное футуристических идей пространство, в суперсовременную машину времени, которая стремительно перенесла Зверева в сегодняшний день, а затем катапультировала в день завтрашний - навстречу абсолютно новому пониманию художника.

Интерес широкой публики к творчеству и индивидуальности Зверева и стал отправной точкой для создания музея. Идея музея не возникла искусственно - это был ответ на естественное движение людей навстречу Звереву. П. Лобачевская - Цитата

Инициатива создания музея была поддержана дочерью Георгия Костаки Алики, которая подарила более 600 работ Зверева Музею AZ. Алики Костаки рассказывает: «Я отдаю эти работы совершенно спокойно. Точно так же, как отец спокойно отдавал коллекцию авангарда. Делаю этот дар ради папы, и ради Толи. Не могу же я в Афинах развесить зверевские работы и приглашать к себе людей, чтобы они, наконец, открыли гениального художника. Толя Зверев нуждается в том, чтобы его правильно показали, в том, чтобы его, наконец, увидели во всей силе. Возможно, я беру на себя большую смелость, говоря, что работы в коллекции Костаки - лучший период Зверева, но по собственным ощущениям я знаю: такого уровня вещи встречаются единицами.»

Дар Алики Костаки стал поводом для выставки, которая состоялась в 2014 году и представляла еще не построенный, но уже существующий Музей АZ - «Анатолий Зверев. На пороге нового музея». В течение месяца выставку посетило свыше 40 тысяч человек.

Выставка представила хранившиеся до этого момента в Греции работы Анатолия Зверева. Сама экспозиция и организация пространства стали концепцией музея, который прямо на глазах обретал живые плоть и кровь.

Выставка представила все многообразие Зверева, художника, личности, легенды. Портреты, анималистика, пейзажи и натюрморты, абстракции и супрематика - представали нескончаемым потоком гениальных работ. Зверев в фотографиях и афористичных высказываниях, в документальных фильмах и отзывах современников, Зверев глубокий, печальный и ироничный. Мультимедийные экраны казались огромным звездным небом, сотканных из зверевских рисунков, за считанные секунды удаляя и приближая глаза, лица, фигуры.

Выставка и идея Музея АZ преподнесла Зверева не просто как художника-рисовальщика, а как уникальный художественный феномен, аккумулировавший множество теорий и практик, культурные модели, философию, поэзию и прозу, и переплавивший это в собственную безграничную вселенную.

Неисчерпаемую зверевскую вселенную смог вобрать в себя маленький трехэтажный особняк на 2-ой Тверской-Ямской улице, где в мае 2015 года открылся Музей Анатолия Зверева. Зверев и тут оказался «гением места» - неподалеку от этого дома располагалась мастерская художника Владимира Немухина, с которым Зверев был дружен и часто жил у него.

Выставки в Музее:

«АЗ – это Я как раз». 27 мая – 15 ноября. Музей АЗ открылся выставочным проектом, посвященным биографии Анатолия Зверева и тем людям, которые окружали его в течение всей жизни. Экспозиция была разделена на три части – содержание первого этажа составили автопортреты художника, второй этаж – ближайшее окружение Зверева (портреты нонконформистов, коллекционеров, жены и детей). Третий этаж был полностью посвящен музе и возлюбленной Анатолия Зверева Оксане Асеевой.

«Волшебная клетка. А не пойти ли нам в зоопарк?». 8 декабря 2015 – 28 февраля 2016 гг. В 1950-60-е годы Зверев создал виртуозный графический цикл в Московском зоопарке. В проекте были представлены около 80 работ художника – гуаши, акварели, масло. Выставка была задумана как захватывающая игра и аттракцион. Вместе с рисунками Зверева в залах возникали эффектные объекты и 3D-инсталляции.

Выставки в Музее:

Красавицы столетий. 28 марта – 6 ноября. Одна из самых хитовых выставок музея представила женский портрет Анатолия Зверева в разнообразных ракурсах и сочетаниях: от моментальных рисунков до сложных живописных образов, вступающих в диалог с прошлым и современностью.

«Сказки Андерсена». 20 декабря 2016 – 23 апреля 2017 гг. В основу экспозиции легли иллюстрации Анатолия Зверева к четырем сказкам, созданные в 1961 году. Музей превратился в огромную инсталляцию, где наряду со зверевскими рисунками сказочные миры создавали объекты современных художников (Андрея Бартенева, Кати Филипповой, Татьяны Баданиной).

Проекты на других площадках:

«Предвидение». Электротеатр Станиславский. Выставка была приурочена к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Она объединила картины яркого представителя нонконформизма Петра Беленка (из коллекции Музея АЗ) и образы фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.

Выставки в Музее:

«Игра». 16 мая – 15 октября. В пространстве музея были представлены натюрморты и абстракции лидеров неофициального искусства второй половины ХХ века. Это были работы Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева и Владимира Немухина, которых, по мысли куратора Полины Лобачевской, объединяла тема игры в жизни и в искусстве. В проекте принял участие современный художник Платон Инфанте – новатор, играющий в виртуальном пространстве XXIвека.

«Атака Дон Кихотов». 24 ноября 2017 – 25 марта 2018 гг. Дон Кихот стал одним из сквозных образов в творчестве Анатолия Зверева. В пространстве музея были представлены знаковые произведения художника 1960-80-х годов. Все они были показаны в контексте мирового искусства - центральное место на выставке заняли 12 цветных подписных литографий Сальвадора Дали из книги «Дон Кихот».

Проекты на других площадках:

«Прорыв в прошлое. Тарковский и Плавинский». Новое Пространство Театра Наций. Июнь-июль. В год 50-летия фильма «Андрей Рублев» Музей AZсовместно с Фондом «Два Андрея» создал выставку, которая объединила двух всемирно признанных художников ХХ века – Андрея Тарковского и Дмитрия Плавинского.

«Тебе - через сто лет…». Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) 15 ноября 2017 – апрель 2018 гг. Музей AZвыступил инициатором и партнером по созданию проекта, посвященного 125-летию Марины Цветаевой. Выставка объединила имена великого поэта (в экспозиции были представлены ценнейшие цветаевские реликвии) и художника Лидии Мастерковой.

Музей АЗ представляет проект «ИГРА»

Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Анатолий Зверев. Их объединяет присущий каждому неповторимый артистизм и умение создать собственный мир, отличающийся от мира окружающего социума. Все они превращали даже свою повседневную жизнь в произведение искусства, проживая ее артистично, свободно, независимо. Все они играли в свою игру, по своим правилам - и в жизни, и в творчестве.

Новый проект Музея АЗ «Игра» представляет натюрморты и абстракции четырех художников:

Дмитрий Краснопевцев - 9 работ,

Владимир Немухин - 15 работ,

Анатолий Зверев -14 работ,

Платон Инфанте - 5 работ.

«Существует красота бестелесная, формальная, искусственная, изощренная. В ней все - игра, магия, колдовство». Дмитрий Краснопевцев

Дмитрий Краснопевцев (1925 - 1995) - один из лидеров неофициального искусства второй половины ХХ века. Работал в жанре «метафизического натюрморта», совмещающего традиции символизма и сюрреализма. Выставлялся в странах Европы, США, Японии. Дмитрий Краснопевцев стал первым художником, удостоенным новой премии в области литературы и искусства «Триумф» (1993). В Отделе частных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта постоянная экспозиция - «Мастерская Дмитрия Краснопевцева», где экспонируются не только картины художника, но и предметы из его кабинета-мастерской.

Дмитрий Краснопевцев жил в окружении бесчисленного количества старинных сосудов, кувшинов, окаменелостей, добытых на раскопках канувших в лету городов и поселений. Хранитель древностей, играющий в черепки, рассматривающий папирусы и свитки и составляющий их в причудливые натюрморты, в которых предметы, оставленные человеком, живут своей жизнью в своем особом мире, напоминая зрителям о вечном и о его, зрителя, метафизическом одиночестве.

«Не я выбрал карты - карты выбрали меня». Владимир Немухин

Владимир Немухин (1925 - 2016) – один из блестящих представителей «нонконформизма». Активно участвовал в выставках авангардного искусства, в легендарных «бульдозерной» и «измайловской». С 1965 года участвовал в зарубежных выставках. В 90-х жил в Германии. С 2005 жил и работал в Москве. Работы Немухина находятся в собраниях Третьяковской галереи, ГЦСИ, крупнейших российских и зарубежных музеях и коллекциях.

Владимир Немухин однажды в советском троллейбусе увидел валявшуюся на полу игральную карту и решил, что это знак судьбы. С тех пор он изобразил огромное количество карт в невероятном количестве комбинаций. Он считал эту жизненную и живописную игру неисчерпаемой, и она заворожила не только его, но и художественную публику России и Европы.

«Иногда игра ведется бессознательно – но это не обозначает, отнюдь, что она бесцельна». Анатолий Зверев

Анатолий Зверев (1931 - 1986) - яркий представитель «второго русского авангарда». Создал свой собственный неповторимый стиль, в котором сплетались традиции мировой живописи и направления искусства ХХ века - ташизма, абстракционизма, фовизма. Георгий Костаки называл Зверева «первым русским экспрессионистом». С 1959 года Анатолий Зверев - постоянный участник квартирных выставок в Москве. Первая персональная выставка Зверева за рубежом состоялась в 1965 в Париже, в галерее Motte, а затем в Женеве. С конца 1960-х Зверева выставляют в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. Работы Зверева находятся в собраниях ведущих музеев мира. В 2015 году в Москве открылся Музей АЗ (Музей Анатолия Зверева).

О театре одного актера - Анатолия Зверева написаны мемуары, сложены легенды и мифы. Он обожал играть - в Чапаева, в футбол, в шашки....И написал об игре в шашки Трактат, состоящий из 57 толстых тетрадей.. Он увлекался словотворением и словесной эквилибристикой, а в своей абстрактной живописи жонглировал символикой и семиотикой художников Первого Авангарда. Он играл на территории своих предшественников азартно и легко, как бы заявляя задиристо: «Да я и фору могу дать!»

«…Взаимоизмерение двух миров - искусственного и реального - ради обнаружения некой новой формы сознания». Платон Инфанте

Платон Инфанте-Арана(р.1978) - работает в области мультимедиа, инсталляции, видео-арта. Окончил Всероссийский Государственный Институт Кинематографии С.А.Герасимова (факультет режиссуры). Участник российских и зарубежных выставок современного искусства. Более 10 лет Платон Инфанте-Арана профессионально работает в кино и видеоиндустрии, а также создает видеоинсталляции, некоторые из которых приобретены Московским Музеем Современного искусства (MMOMA) и частными коллекционерами.

Внезапно на поле изобразительного искусства мы замечаем совершенно нового игрока. Этого художника двадцать первого века зовут Платон Инфанте, и его игру не могли себе представить даже такие неуемные и непредсказуемые умы, как Краснопевцев, Немухин и Зверев. Потому что частично он играет в пространстве художникам двадцатого века неведомом – в виртуальном мире.

Куратор проекта – Полина Лобачевская;

Дизайн и мультимедиа проекта – Анатолий Голышев;

Генеральный директор Музея АЗ – Наталия Опалева.

Мультимедийные сеансы проходят с 12:00 до 19:00 (каждый час). Выходной – понедельник.

Музей AZ , существующий два года без малого, реализовал четыре проекта, главным героем которых становился Анатолий Зверев . Следующая выставка представит творчество титульного героя уже в сравнении с работами современников и последователей. Мультимедийная экспозиция «Игра» объединит три имени лидеров неофициального искусства - Дмитрия Краснопевцева , Владимира Немухина и Анатолия Зверева, их умение творить собственный мир, повседневную жизнь превращая в произведение искусства. В компанию шестидесятников вольется современный художник Платон Инфанте , в объектах которого виртуальный мир сталкивается с реальным. Как и прежде, экспонаты подбираются согласно определенной теме. На сей раз будет обыгран смысл слова «игра»: игра по собственным правилам, игра в жизни и творчестве. Азартный Зверев обожал играть - в Чапаева, в футбол, в шашки. Об игре в шашки художник написал «Трактат», состоящий из 57 толстых тетрадей. Владимир Немухин предпочитал игральные карты и в работах своих изобразил их в огромном количестве и в самых разных комбинациях.

Дмитрий Краснопевцев, хранитель древностей, жил в окружении старинных сосудов, колб, кувшинов, окаменелостей, добытых на раскопках. В полотнах, «жонглируя» черепками, точно слово «вечность», живописец складывал пронизанный одиночеством коллаж — натюрморт из предметов, некогда оставленных людьми.

Анатолий Зверев в мастерской В. Немухина на Тверской-Ямской
1982

А. Зверев
«Супрематическая композиция с бутылкой»
1958

Владимир Немухин

В. Немухин
«Валет ХХ годов»
2006

Дмитрий Краснопевцев

Д. Краснопевцев
«Свиток и чернильница»
1985

Лучшие статьи по теме