Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Вера евреев иудаизм символ. Иудаизм — еврейская религия



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Иудаизм — это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Основные идеи иудаизма

  • Если изложить основные идеи иудаизма кратко, то получится следующий список:
  • Человек сотворен Богом, по образу и подобию своего Творца
  • Бог есть источник Любви, Благодати и Высшей Справедливости, он обладает абсолютным Разумом и Всемогуществом
  • Жизнь представляет собой диалог между Господом и отдельно взятым человеком (либо целым народом)
  • Человек есть бессмертное духовное существо, способное бесконечно развиваться и самосовершенствоваться
  • Люди, вне зависимости от расы, равны перед Господом, каждому дана свободная воля
  • Еврейский народ имеет особую миссию – донести Божественные истины до остального человечества
  • Неевреям следует соблюдать только семь законов Ноевых сынов, а евреи должны исполнять мицвот, состоящий из 613-ти предписаний
  • Духовное начало господствует над материей, но и к миру материальному нужно относиться с уважением
  • После прихода Мессии (Машиаха) наступит новое царство и мир на всей земле
  • На исходе дней мертвые воскреснут и вновь будут жить на земле во плоти

Священной книгой в иудаизме является Тора, которую также называют Моисеево Пятикнижие. Текст Торы очень труден для понимания, поэтому богословы и теософы на протяжении многих веков создавали комментарии к основной книге иудеев.

Кто основал иудаизм

Принято считать, что основатель иудаизма – это Моисей («тот, кого спасли из воды»). Пророку иудаизма удалось собрать разрозненные израильские колена в единый народ. Также знаменит он тем, что осуществил исход евреев из Египта, где они жили на положении рабов.

Во времена Моисея израильский народ настолько увеличился в численности, что владыка Египта отдал приказ убивать всех новорожденных мальчиков-евреев. Мать будущего пророка спасла младенца от гибели. Она поместила ребенка в плетеную корзину и доверила ее водам Нила. Дочь фараона обнаружила эту корзину и захотела усыновить спящего малыша.

Моисей рос и замечал, как его соплеменников всячески притесняют. Однажды в порыве гнева он убил египтянина-надсмотрщика, а затем сбежал из страны на землю мадианитян (полукочевой город, упоминаемый в Коране и в Библии). Здесь его призвал Бог, явившийся Моисею в образе объятого пламенем, но несгорающего кустарника. Бог открыл Моисею его миссию.

Многие знают, что ислам и христианство являются наиболее распространенными религиями в мире, но не каждому известно их происхождение от давних традиций другого мировоззрения – иудаизма.

Это вероучение считается одним из древнейших на нашей планете и неразрывно связано с еврейским народом, с его менталитетом, национальными и этическими взглядами. Что такое иудаизм? Во что верят иудеи и кому поклоняются?

Что означает слово «иудаизм»?

Понятие «иудаизм» связано с древнегреческим словом Ἰουδαϊσμός , используемым для обозначения еврейской религии как противопоставления греческому язычеству. Термин происходит от имени библейского персонажа Иуды, в честь которого было названо Иудейское царство, а впоследствии – весь еврейский народ.

Иуду, сына патриарха Иакова, не стоит путать с другим Иудой, продавшим Иисуса за 30 серебренников, поскольку они являются двумя разными личностями.

Что такое иудаизм?

Иудаизм относится к монотеистическим религиям, признающим единственность Бога. Его история насчитывает около 3000 лет и охватывает несколько важных этапов. Зарождение вероучения началось примерно в X столетии до н. э. среди кочевых семитских народов, которые почитали бога Яхве и активно практиковали жертвоприношения на алтарях.

На втором этапе развития, охватившем период с VI века до н. э. до II столетия современного летоисчисления, иудаизм строился на идеях Второго храма и приветствовал соблюдение субботы и обрезание. В западных странах этот этап хорошо известен благодаря Новому Завету, описывающему жизнь и деяния Иисуса Христа.

Третий этап, называемый «талмудический иудаизм», начался в VI веке и длился до XVIII столетия. В это время Вавилонский Талмуд был признан самым авторитетным толкованием Торы, а на первый план вышли традиции иудейских раввинов.


В отличие от ислама и христианства, современный иудаизм является не мировой, а национальной религией, то есть, по мнению иудеев, его нельзя исповедовать, не являясь потомком праотцов еврейского народа.

Кто такие иудеи?

Иудеями называют этнорелигиозную группу, в которую входят люди, рожденные евреями, либо те, кто обратился в иудаизм. По состоянию на 2015 год, в мире насчитывается свыше 13 миллионов представителей этой религии, причем более 40 % из них живет в Израиле.

Большие иудейские сообщества сосредоточены также в Канаде и США, остальные находятся преимущественно в европейских странах. Изначально под иудеями понимали жителей Иудейского царства, существовавшего с 928 по 586 год до нашей эры. В дальнейшем этим термином называли израильтян из Иудова колена, а теперь слово «иудей» практически тождественно национальности «еврей».

Во что верят иудеи?

Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».

У иудеев существует 13 принципов , согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.

Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.

Течения иудаизма

На современном этапе иудаизма, начавшемся примерно в 1750-х годах, из основной религии (ортодоксального иудаизма) отделилось несколько течений. Так, в начале XIX столетия в Европе зародился реформистский иудаизм, последователи которого считают, что с течением времени еврейские традиции развиваются и приобретают новое содержание.


В середине того же века в Германии появился консервативный иудаизм, строящийся на более либеральных взглядах, нежели ортодоксальная религия, а в первой половине XX столетия возник реконструктивистский иудаизм, основанный на идеях нескольких еврейских раввинов, в частности Мордехая Каплана.

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию , в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора ») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама , первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» - это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути - это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу , но синагога , в которую я не хожу - ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя) , данных Б-гом человечеству после Потопа . Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия - без сомнения, все это влияние еврейской Библии - Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев - научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Иудаизм возник во II тыс. до н.э. на основе политеистических обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания Палестины в XIII в. впитал религиозные представления местных земледельческих народов.

Древнейший период: происхождение верований и архаические культы.

К архаическим культам в иудаизме можно отнести:

Родовые культы.

Погребальный культ.

Скотоводческий культ.

Многочисленные табу.

О родовых культах свидетельствует почитание духов предков. Так, в книге Бытие описано как одна из жен Иакова во время бегства похитила идолов отца. Идолы (терафим) были родовыми покровителями. Отец разгневался не столько за бегство дочерей и зятя, сколько за похищение, догнал и требовал возвращения идолов. В Книге Царств Давид произносит: "У нас в городе родственное жертвоприношение". Также родовые культы прослеживаются в преданиях о патриархах, их образы рассматриваются как персонификация родоплеменных делений. В древности предкам отдавались религиозные почести.

Погребальный культ у древних иудеев был простым. Умерших зарывали в землю. Представления о загробном мире были очень смутные. Не было веры в загробное воздаяние: за грехи бог наказывал людей в этой жизни, либо их потомство. В Библии есть эпизода в которых бог наказывает вину отцов в детях до третьего и четвертого рода. Верили в возможность вызывать тени (души) умерших и беседовать с ними, например, царь Саул приказал волшебнице вызвать тень умершего Самуила.

Со скотоводческим культом связывают происхождение Пасхи (Песах), которая, как считают, имеет тотемистическое происхождение и первоначально посвящалась весеннему жертвоприношению первого приплода стада (позднее Пасха стала ассоциироваться с исходом евреев из Египта). Также кочевой образ жизни древних иудеев отражает мифический образ Азазела, в жертву которому приносили козла ("козел отпущения") - прогоняли живым в пустыню, возлагая на его голову все грехи народа (искупительная жертва). В кочевую эпоху существовал и лунный культ, с которым связывают празднование субботы, происходящего из праздника полнолуния.

Для иудейской религии характерно множество запретов (табу), связанных с пищей и половой жизнью, в которых усматривают отражение древнейших культов. Например, запрет есть мясо отдельных животных (свинина, верблюжатина, зайчатина, мясо тушканчика и некоторых птиц) существовал с кочевых времен, как и запрет употреблять в пищу кровь, которую считали душой тела. Обряд обрезания возник из инициаций - посвящений во взрослую жизнь. Он представлял собой освящение супружества, а позднее стал рассматриваться как знамение завета.

Моисей и исход в Израиль

Собственно возникновение иудаизма как религии принято связывать с именем Моисея (отсюда одно из названий этой религии - мозаизм), а также Ягве - центральными фигурами всей религии. Происхождение Ягве спорно: некоторые исследователи считают, что первоначально это - тотем, бог грозы, олицетворение пустыни и т.п. Вначале Ягве был богом только иудеев (племя Левитов), а затем стал общенациональным богом всех евреев-израильтян. При этом не исключалось существование других богов: у каждого народа был свой бог-покровитель (генотеизм).

Оформление образа Ягве и его культа происходило в период завоевания Палестины. Ягве выступает прежде всего как воитель и предводитель в борьбе против всех врагов (Саваоф - бог воинств). Он помогал в битвах, повелел завоевать Палестину. Характерными чертами его в это время являются беспощадность, кровожадность и жестокость: "побили все дышащее", "ибо от господа было то, что они ожесточили сердце свое", "истреблены были так, как повелел господь Моисею" и т.п. Ягве дал Моисею законы - заповеди (Исход 20.1-17), которые представляют собой этический кодекс иудеев. Эти же заповеди положены в основу христианских заповедей.

Формирование концепций единобожия и богоизбранничества в палестинский и послепленный периоды

Завоевание Палестины привело к изменению всей жизни древних иудеев - от кочевой к оседлой - и религии. В это время происходит оформление государственности. Смешение с местными жителями привело к почитанию местных божеств ваалов (общинные и городские покровители). Ягве почитали, но, хотя Соломон в Х в. до н.э. и построил в Иерусалиме роскошный храм, централизации культа еще не было. В жизнь иудеев вошли земледельческие культы и праздники: маццот (весенний праздник опресноков, который слился со скотоводческой пасхой), шеббуот - пятидесятница (праздник жатвы пшеницы), суккот (праздник кущей в честь сбора плодов и др.

Весь культ был сосредоточен в руках обособленной и наследственной группы жрецов из левитов. Существовали также волшебники и гадатели (упоминаются в Библии). Особую роль играли назореи - люди, посвященные или посвятившие себя богу. Они соблюдали строгие правила ритуальной чистоты: ограничивали себя в пище, не пили вина, не прикасались к телу умершего, не стригли волос. Их считали святыми, и им приписывали вещие знания и необычайные способности. Правила назорейства были изложены в Книге Чисел Библии. Там же фигурируют легендарные личности, например, Самсон.

С VIII в. до н.э. в среде иудеев появляются пророки. Первоначально - это гадатели с шаманскими чертами (приходили в исступление, раздевались догола). Со временем пророки стали выразителями народного недовольства: выступали как обличители грехов народа, ратовали за восстановление культа Яхве, проповедовали идею морального греха, а не ритуального, как ранее (Исаия 1:16-17). Некоторые выступали как политические публицисты и составляли оппозицию официальному храмовому жречеству.

В 621 г. до н.э. царь Иосия провел религиозную реформу, направленную на резкую централизацию культа. Из Иерусалимского храма были удалены предметы культа всех других богов кроме Яхве, по приказу царя были перебиты все жрецы-служители этих культов, а также заклинатели, волшебники и т.п., официально был восстановлен праздник Пасхи. С помощью религиозной централизации царь стремился достичь централизации политической.

Однако в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоноссор захватил Иерусалим и разрушил Иерусалимский храм. Иудеи были подвергнуты на полвека вавилонскому пленению. Это оказало влияние и на религию. Иудеи заимствовали вавилонскую космологию и мифологию: херувимы - из крылатых быков (керубы), библейские персонажи Мардохай и Эсфирь - из Мардука и Иштар (праздник пурим в честь спасения), миф о сотворении мира имел вавилонские черты, сюжет о грехопадении - искаженный вариант вавилонского мифа о происхождении смерти, миф о потопе из вавилонского мифа об Утнапиштиме, из маздаизма - образ злого духа-сатаны (первоначально у иудеев считалось, что зло происходит от бога, как наказание).

В 538 г. до н.э. иудеи были возвращены из плена персидским царем Киром. Был восстановлен Иерусалимский храм. Однако после возвращения начались острые внутренние противоречия. Иерусалимское жречество использовалось для обуздания народа. Не допускались никакие культовые центры, жертвы Яхве можно было приносить только в Иерусалиме, очистительные жертвы требовались на каждом шагу. Жречество было строго замкнутой кастой.

В этот период формируются основные черты иудаизма: строгий монотеизм (впервые в истории!) и централизация культа, происходит канонизация священных книг. Племенной бог Яхве становится единым богом-творцом мира и вседержителем. В духе монотеизма редактируется Библия (окончательная редакция была создана к V в. до н.э.). Важную роль начинает играть концепция богоизбранничества, которая становится основой утешения вместо идеи загробного воздаяния. Суть ее состоит в следующем: если евреи страдают, то виноваты они сами, потому что грешат и нарушают заповеди бога, поэтому бог их и наказывает. Но, несмотря на это, они остаются избранным народом. Яхве их все равно простит и вознесет выше всех народов на земле. Это способствовало отделению евреев от всех других народов, включая запрет на браки.

Таким образом, в послепленный период сформировалось 7 основных элементов иудаизма:

Учение о Боге, сущности Вселенной и человеке.

Концепция богоизбранности.

Священное писание.

Свод религиозных законов, охватывающих и область светского права.

Порядок религиозного ритуала.

Система религиозных институтов.

Кодекс морально-нравственных отношений.

Период диаспоры и образование сект.

В эллинистическую эпоху (с конца IV в. до н.э.) начинается период рассеяния (диаспоры) евреев по античному миру и происходит формирование синагогальной организации. Синагога (от греч.сходка, собрание) - это не только молитвенный дом, но и средоточие общественной жизни, а также центр управления еврейской общиной за пределами Иудеи. В ней хранилась общая казна, имущество, синагога занималась благотворительностью, в ней читались молитвы и Священное писание, но в ней не приносились жертвоприношения, которые делались только в иерусалимском храме. Распространение евреев по миру способствовало преодолению национальной замкнутости и ограниченности. Появились поклонники иудаизма среди неевреев - прозелиты.

Большое значение имел перевод Библии на греческий язык - Септуагинта (III-II вв. до н.э.). Это способствовало сближению эллинистической религиозной философии и иудаизма и возникновению синкретических религиозно-идеалистических систем, одну из которых создал Филон Александрийский (10-е годы I в. до н.э. -- 40-е I в. н.э.) -- иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет.

Филон, воспитанный на эллинской культуре, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Его философская система теоцентрична. Бог рассматривается как истинное бытие. Он строго различает сущность Бога и его существование, и развивает в связи с этим как негативную (апофатическую), так и положительную теологию: о том, что существует Бог-творец, всякий человек может заключить из созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Филону, высшее Божество - Иегова Пятикнижия Моисея -- абсолютно трансцендентный миру «Сущий Бог», превыше Блага, Единого (или Монады). Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Филону, два главных имени Иеговы -- «Бог» и «Господь» -- указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе -- его власть. Учение о божественном логосе призвано объяснить, каким образом Бог связан со всем, что не есть он сам. Совместно с Софией («матерью всего сущего») и Справедливостью, трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение -- Логос-Слово, которое является «инструментом» творческой мысли бога, «местом», где расположены идеи. Именно Логос-Слово творит духовный и материальный мир и человека, благодаря его активности идеи-логосы создают мир. Человек создан по образу и подобию Божию, и это значит, что он разумен. Цель земной человеческой жизни рассматривается Филоном в согласии со знаменитой формулой Платона, как «уподобление Богу», и это «уподобление» означает «богопознание». Однако до конца познать Бога невозможно, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с творцом и его творением. Цель, достижимая человеком в этой жизни -- стать мудрым. Высший идеал Филон персонифицирует в образе Моисея. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных (дарованных от Бога) благородных задатков («добродетель Исаака»), образование («добродетель Авраама») и упражнение-аскезу («добродетель Иакова»). Воззрения Филона оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов. иудаизм талмуд религиозный

Лишение Иудеи политической самостоятельности и установление чужеземной власти способствовало появлению веры в сверхъестественную помощь для освобождения от угнетателей и веры в избавителя-мессию. С учением о мессии появилось и учение о грядущем веке - эсхатология, о будущем блаженстве, ином мире, где праведники получат заслуженную награду. Появляется смутная вера в загробную жизнь и в воскресените мертвых. Под влиянием изучения пророков создается апокалиптика.

Во II-I вв. до н.э. в иудаизме появляются течения и секты, основными из которых были саддукеи, фарисеи и ессеи.

В составе течения саддукеев были члены священнических родов, а также военной и земледельческой аристократии. Основателем этого направления был Садок - первосвященник в царствование Соломона. С конца II в. до н.э. саддукеи являлись опорой правящей династии. Они скрупулезно придерживались храмового культа, строго следовали религиозной традиции, соблюдали обряды, но только на основании писаной традиции, отвергая устное учение. Всякие попытки нового истолкования "Закона" рассматривались как протест и посягательство на их монопольные права. Стремились к концентрации духовной и светской власти. В философско-теологическом учении саддукеи отвергали предопределение судеб, отрицали загробную жизнь и воскресение мертвых, бытие ангелов и злых духов, учили, что в будущем веке не будет ни вечного блаженства, ни вечных мучений для праведных и нечестивых людей. В Библейской энциклопедии о саддукеях написано: "Учение этих скептиков-материалистов было не особенно распространено". После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. саддукеи сошли с исторической арены.

Секта фарисеев (с евр. "отлучать", "отделять") возникла после вавилонского плена. По одной из версий фарисеи во II в. до н.э.отделились от хасидов ("благочестивые"), которые держались национальной обособленности и требований закона. В составе секты в основном были средние слои населения, но, прежде всего, "ученые-мудрецы" (профессиональные законоведы). Общее их число было довольно значительным: так, на рубеже старой и новой эры 6 тыс. фарисеев отказались принести присягу римскому императору Августу. Фарисеи считались авторитетными истолкователями законов и, в отличие от саддукеев, применяли их толкование к новым историческим условиям. В связи с этим они выработали стройную систему герменевтики (способ извлечения из текста тайного смысла) и логические приемы дедукций и силлогизмов (умозаключение, состоящее из двух суждений-посылок, из которых следует третье суждение - вывод). При помощи этих приемов из Пятикнижия выводились новые законы или видоизменялись старые применительно к новым условиям. Фарисеи признавали божественное предопределение, верили в бессмертие души, в ангелов и духов, в воскресение мертвых и в загробное воздаяние. Они активно участвовали в политической жизни, и в период римского господства большая их часть составила партию "мира с Римом". Поэтому слово "фарисей" со временем стало ассоциироваться с демагогией, ханжеством, лицемерием. Наивысшего расцвета фарисеи достигли после разрушения Иерусалимского храма и действовали в синагогах в диаспоре. Создали первую и основную часть Талмуда.

Ессеи или эссены (от арамейс.хасайя - "благочестивый") существовали со второй половины II в. до н.э. В основном жили общинами в районе западного побережья Мертвого моря. У них были особые принципы социальной организации: отвергали частную собственность, рабство, торговлю. Практиковали коллективный быт и общую собственность (общей была не только касса, но даже одежда). Отказывались от брака и половой жизни, считая, что это разрушает их общность, хотя некоторые признавали брак как средство продолжения человеческого рода. Прием в члены общины происходил только после специального испытания. Ессеи верили в единого бога, в бессмертие души, но также и в переселение душ после смерти. Главной своей задачей они считали сохранение и возвышение чистоты нравов и благочестия. Поэтому они были весьма религиозны и вели строгую нравственную жизнь.

Существовали и другие, менее распространенные секты. Так, терапевты (от греч. "врачевание") считали себя врачевателями на службе бога, занимались лечением больных, презирали чувственные удовольствия, проповедовали пацифизм. Зелоты (с греч. "ревнители") в религиозных взглядах имели сходство с фарисеями, но расходились с ними в политической программе - им были свойственны патриотизм и антиримская направленность. Любовь к свободе зелоты возводили на уровень религиозной догмы: бог - один владыка мира, поэтому не следует платить налоги римскому императору. Сикарии ("кинжальщики") были религиозно-террористической группировкой и физически уничтожали римлян и проримски настроенных иудеев.

В эллинистический период формируются предпосылки христианства, которое возникает из иудаизма и эллинистически-римской культуры в начале I в.н.э.

Иудаизм после возникновения христианства.

В 70 г.н.э. после антиримского восстания был разрушен Иерусалимский храм, а в 133 г. - Иерусалим, и были уничтожены последние остатки иудейской государственности. Евреи были окончательно изгнаны из Палестины и расселились по всему Средиземноморью. Основой жизни евреев становится синагога. Составляется Талмуд, содержащий и религиозные, и правовые, и общественные предписания. Талмуд становится основой всей жизни еврейских общин - не только религиозной, но и правовой и общественной. Ввиду отсутствия государства и светской власти главную роль играют руководители общин - талмид-хахамы, а позже раввины. К ним обращались во всех случаях жизни, отсюда появление в иудаизме мелочных религиозных предписаний, сохранение замкнутости и изоляции евреев. Раввины были безапелляционными судьями и в религиозных, и в мирских делах евреев, которые объединялись вокруг синагогог (синагогальная общинная организация - кагал).

В Талмудический период в развитии иудаизма возникают 2 тенденции - консервативная и модернизаторская. С ними в средние века было связано возникновение новых сект. Так, секта караимов отвергала Талмуд и требовала вернуться к чистому учению Моисея. Попытки рационального толкования иудаизма возникли под влиянием ислама. Так, Моисей Маймонид (1135-1204), опираясь на учение Аристотеля и мусульманских рационалистов мутазилитов, пытался рационально или аллегорически истолковать Библию. Он выдвинул 13 основных положений иудаизма, стремясь освободить ее от мелочных предприсаний.

Большое распространение получило мистическое учение - Каббала (по евр. Принятие или традиция). Главное сочинение Зогар (сияние) появилось в XIII в. Основу этого учения составляет пантеизм: бог бесконечное, неопределенное существо, лишенное всяких атрибутов. Приблизиться к богу можно только через таинственное значение имен, букв, составляющих имена, и чисел, составляющих буквы. В связи с этим в практике Каббалы большое место занимает комбинирование чисел и магических формул. Сторонники этого учения считают, что в мире нет зла, а зло - это внешняя оболочка добра, то есть бога. Каббалисты верили в переселение душ: душа грешника возрождается в другом теле, человека или животного, и так продолжается до тех пор, пока душа не очистится от грехов. После очищения душа возносится и переходит в царство чистых духов. Каббалисты изгоняли нечистых духов из больных.

В новое время распространяется еще одно течение - хасидизм (хасид - благочестивый). Основоположник Израиль Бешт. Он учил, что ритуальные правила и предписания раввинов не нужны, а надо стремиться к непосредственному общению с богом, которого можно достигнуть в молитвенном экстазе. Такого общения могут достигнуть только праведники-цадики - хранители божественных тайн.

Возникает и рационалистическое движение, направленное на ослабление религиозного законодательства - Гаскала. Одним из широко распространенных течений в ХХ в. стал сионизм - политический иудаизм, направленный на восстановление еврейского государства в Палестине (основоположник Теодор Герцль).

Лучшие статьи по теме