Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Подголосочная полифония. Понятие полифонии

Имитация (от лат. imitatio — подражание) — проведение одной и той же мелодии по разным голосам. Принятые в России названия элементов имитации:

пропоста (итал. Ргоро sta (P )— предложение) — начинающий голос;

риспоста (итал. risposta (R )— ответ) — имитирующий голос (та же мелодия, излагаемая в другом голосе);

противосложение — контрапункт к имитирующему голосу (дает­ ся в первом голосе по окончании имитируемой мелодии).

В литературе (как зарубежной, так и отечественной) встречают­ся также другие обозначения основных элементов имитации (заим­ ствованные из логики): антецедент (предшествующий), консеквент (последующий)

Число голосов, участвующих в имитации, должно быть не менее двух. Верхняя граница в принципе не ограничена. В новейшей му­зыке известны имитационные формы, охватывающие свыше 40 го­ лосов (Шнитке). Но и в более раннем, например, ренессансном искус­ стве имитационные сочинения иной раз создавались для огромного числа голосов (36, 24). Имитации могут сопровождаться свободными голосами.

В характеристику имитации входят:

1) интервал вступления риспо­ сты,

2) расстояние вступления ,

3) направление имитирования (вверх или вниз).

Интервал имитации возможен любой. Есть, однако, полифо­нические формы со строго определенными интервалами имитаций: фуге свойственны кварто-квинтовые имитации (в экспозиции), в инвенциях преобладают имитации в октаву.

Есть сочинения, в которых «обыгрываются» разные показатели имитаций.

1. В «Гольдберговских вариациях» Баха каждая третья вари­ ация представляет собой канон с последовательно увеличивающим­ ся интервалом вступления риспосты (от унисона до ноны). Прообра­ зы этого — в ренессансной музыке.

2. У Окегема в мессе « Prolationum » (см. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. Приложение № 6), где каждая часть написана в канонической технике, интервал ими­таций также последовательно расширяется (от унисона до октавы).

3. В канонической мессе Палестрины « Repleatur os meum » (см.: Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. Приложение №20) от первой до последней части проводится последовательное уменьшение интерва­ла имитации — от октавы до унисона. В той же мессе Палестрины дается, кроме того, последовательное уменьшение расстояния вступ­ления — от восьми семибревисов до одного (в современной записи семибревис равен одной целой ноте).

Разные показатели имитаций имеют полифонические произведе­ния разных исторических эпох. Для полифонии строгого письма ха­рактерны стреттные имитации: расстояние вступления — полтакта-такт, полтора такта, максимум 2 такта. При этом в начале XVI в. получают распространение имитации в унисон-октаву, во второй половине столетия (Палестрина) — кварто-квинтовые (предфугированные) имитации. В полифонии свободного письма одноголосная пропоста может быть весьма протяженной.

2. Классификация имитаций

Систематика имитаций осуществляется по разным критериям:

а) длительность имитирования ,

б) точность имитирования,

в) мелодико-ритмическая целостность или разделенность,

г) преобразова­ние материала в риспосте,

д) количество имитируемых тем,

е) ком­бинирование перечисленных видов .

а) По длительности имитирования различаются два вида: простая имитация — воспроизведение только начальной части имитируемого голоса, без противосложения; каноническая имитация — длительное непрерывное имитирование, включая противосложение. Примеры про­стых имитаций см. в двухголосной инвенции С- dur Баха (№ 1), кано­нических имитаций— в двухголосной инвенции с- moll (№ 2).

б) С точки зрения точности имитирования подразделяются стро­гие и свободные имитации. Строгие имитации сохраняют ритм и ступеневый состав темы. Свободные имитации допускают те или иные их изменения.

в) Разделенность мелодико-ритмических параметров в имитиро­вании. Встречается два вида. Один — имитирование только ритми­ческого рисунка темы, без воспроизведения мелодической линии — ритмическая имитация . Примеры есть и в музыке прежних столетий, и в новейшей музыке. Другой вид — имитирование толь­ко звуковысотного параметра, без сохранения ритмического рисун­ка — звуковысотная имитация. Характерна для новейшей музыки, в частности— серийной.

г) Имитация с преобразованием : в инверсии, ракоходе, ракоход-ной инверсии, в ритмическом увеличении или уменьшении

д) Количество пропо c т — однотемные имитации, двойные, тройные и т.д.

3 . Канон

В отличие от имитации понятие «канон» может также относиться и к форме самостоятельного произведения , написанного в технике непрерывного имитирования

Виды канона различаются:

1) по количеству пропост —с одной (про­стые или одинарные) и с несколькими (двойные, тройные);

2) по признаку конеч­ности или повторяемости — конечные и бесконечные;

3) по равенству или нера­венству расстояний вступления — I и II разряда; 4) по характеру имитирования — обычные и с преобразованиями;

5) по степени подобия риспосты и пропосты — полные и частичные, а также строгие и свободные. Последние — с переменным интервалом вступления или с неточным имитированием.

-конечный канон

Такое название канон получил в связи с тем, что на определенном этапе мо­мент имитирования одного голоса другим прекращается, и канон прерывается, переходит в свободное построение либо получает каденцию.

Схема канона (с минимальной протяженностью) следующая:

А__________ В_ _ _ _ _ _ _ _ С======== D —————……

А__________ В_ _ _ _ _ _ _ С========…….

Однако реальная величина масштабов канона, его продолжительность зву­чания в музыке строгого стиля, конечно же, гораздо больше. В целом, она за­висит от общего количества имитируемых отделов и от величины начального отдела. Но в любом случае этот вид канона имеет окон­чание, о котором свидетельствует либо каденция, либо введение нового, не участвующего в процессе имитирования материала, появление которого на­рушает установившийся порядок следования голосов.

В том случае, когда ка­ноническое изложение не захватывает всей темы, а касается лишь ее части, фрагмента, принято употреблять термин «каноническая имитация» и говорить о «каноническом вступлении» голосов ; если же каноническое изложение распространяется на всю тему (или часть композиции) правильнее говорить именно о каноне, который применительно к музыке рассматриваемой эпохи обозначается словом Fuga .

Конечный канон (fuga finita ) может быть самых разных видов: однотемный и многотемный, в прямом и ракоходном виде, в обращении (инверсионный), а также в увеличении, в уменьшении, с нулевой временной дистанцией и т. д.

Примеры:

1. Йоханнес Окегем . Месса « Prolationum ». Pleni (Симакова, стр. 162) — конечный мензуральный канон в септиму (* мензуральный — канон, в котором партии голосов записаны в разных мензурах (т. е. размерах))

2. Жоскен Депре . Шансон « Petite camusette » (Симакова, стр. 303) — двухголосный канон (в 3 и 4 голосах) входит в состав 6-голосного склада, отмеченного простым имитированием.

3. Иоганн Себастьян Бах. Двухголосная инвенция №2 c - moll — канон вписан в форму «периода типа развёртывания» (барочная одночастная форма).

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Сычевская детская школа искусств»

Методический доклад

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЛИФОНИИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД НЕЙ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

( в фортепианном классе)

Подготовила: преподаватель фортепиано

Ермолаева

Оксана Александровна

г. Сычевка

План методического доклада

I. Важная роль полифонии в общем музыкальном развитии ученика.

II. Виды полифонии.

2. Имитационная (канон, инвенция, фуга).

III. Особенности формы инвенции и фуги. Работа над фугой.

IV. Условия для всех типов полифонических произведений, необходимые для понимания мелодических линий голосов и их совокупности. (Работа с учеником в классе).

Для общего музыкального образования учащегося детской музыкальной школы чрезвычайно важное значение имеет развитие его полифонического слуха. Без способности услышать всю музыкальную ткань произведения, проследить во время игры за всеми линиями музыкального изложения, их согласованием, соподчинением друг другу, исполнитель не может создать полноценный образ. Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку, учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

Основные принципы работы над произведением сохраняются и при изучении музыки полифонического склада, но при этом многие требования к учащемуся приобретает несколько иной оттенок. Характерная важнейшая черта полифонии – наличие несколько одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий – определяет и главную задачу учащегося: необходимость слышать и вести каждый голос полифонического произведения в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи. Вследствие этого, что связано с ведением мелодической линии, приобретает все большее значение и требует особого внимания педагога и учащегося.

Ученик начинает знакомство с полифонией с первых занятий, благодаря чему к старшим классам школы обычно приобретает определенные навыки работы. Но иной раз приходиться встречаться с отсутствием у учащихся даже пятого-шестого года обучения фактически элементарно грамотности в этом отношении. Как следствие, не обеспечена бывает и осмысленность исполнения. Полифоническое произведение оказывается лишь каким-то образом заученным – и только. В подобном случае возникает необходимость уже на этом сравнительно позднем этапе занятий объяснять самый принцип полифонического изложения, познакомить его с характерными приемами; приходиться учить слышать линии отдельных голосов и их простейшие сочетания, учить вести голос, воспринимая и передавая в игре его выразительность.

Недочеты в исполнении полифонической музыки свойственны ученикам, игравшим произведения такого склада. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего ученика на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали ранее, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой мелодической линии, а занимался с ним, в основном, вопросами технологии их исполнения. Все старания ученика устремлялись на преодоление трудностей, обусловленных для него лишь способом изложения. Это приводило к формальной игре инвенций и симфоний Баха и других полифонических сочинений.

Играя гомофонно-гармоническую или полифоническую пьесу, ученику необходимо понять логику движения элементов фактуры, найти главные и второстепенные ее линии, построить музыкальную перспективу разных планов звучания.

В одном случае в ходе баса гомофонно-гармонической пьесы нужно найти подголосок, в другом – услышать и ярче исполнить в аккордах звуки, образующие мелодический ход. Строение ломаной линии можно представить как скрытое двухголосие. Развитые голоса полифонической пьесы выявляются только при исполнении каждого со свойственной ему характерностью звучания. Представляя себе взаимоподчененность, взаимоподдержку и в то же время контрастность всех этих элементов музыкальной ткани, исполнитель может создать живую звуковую картину.

Последовательно знакомясь с разными видами полифонических произведений, учащийся привыкает анализировать, определять мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения, разноплановость их звучания.

Полифония (звук, голос) – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий. Виды полифонии – имитационная, контрастная и подголосочная. В истории полифонии выделяют три периода. Основные жанры раннего полифонического периода (9 – 14 вв.) – органум, мотет. Полифонии эпохи Возрождения или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опоры на диатонику, плавная мелодика. Нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры – месса, мотет, шансон. Полифония свободного стиля (17 – 20 вв.) – преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры: токкаты, ричеркаты, фуги и другие. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. – также с додекафонией и другими видами композиционной техники. /Новая иллюстрированная энциклопедия 2003 г./

Виды полифонии.

Полифонию принято подразделять по типу имитационную и неимитационную. Неимитационная полифония объединяет подголосочную полифонию и контрастную. Примером ПОДГОЛОСОЧНОЙ полифонии могут служить обработки народных песен, в которых основная мелодия сопровождается подголосками, имитационно связанными с главным голосом. Например, такие пьесы из «Школы» Николаева, как «На горе, горе» (обработка Лысенко, переложение Берковича). Пьесу, написанную в таком стиле легко представить в исполнении хора. Здесь ученик без затруднения отличит главную мелодию от второстепенных мелодий.

Примером КОНТРАСТНОЙ полифонии могут стать старинные танцы, небольшие клавирные пьесы типа маленьких прелюдий И. С. Баха. В произведениях такого типа изложение может быть и двух и трехголосным и даже большего количества голосов, но не строго выдерживаемым. Голоса «противопоставлены» друг другу по своему значению (выразительности, развитости), представляют самостоятельные мелодические линии и охватывают иногда довольно широкую часть клавиатуры. Обычно в таких пьесах главный голос – верхний. Например, ряд двухголосных пьес из «Нотной тетради Анны – Магдалены Бах», Г. Персел «Ария».

В. Моцарт «Менуэт» F - dur /»Школа» Николаева

В трехголосных пьесах, как правило, один голос отдален, а два других – в тесном расположении и более зависимы друг от друга (И. С. Бах «Нотная тетрадь Анны – Магдалены Бах», «Менуэт» g - moll , «Полонез» g - moll № 5.

Но довольно часто встречаются сочинения, в которых голоса более взаимосвязаны, оказывают взаимную «поддержку», передавая друг другу право выступления на первый план со своим выразительным элементом мелодии. Чаще всего таким элементом является более подвижный мотив, что создает почти непрерывное движение в пьесе. Например: И. С. Бах «Менуэт» G - dur № 3 из «Нотной тетради А. М. Бах», «Маленькие прелюдии» C dur № 2, g - moll № 10 и т. п.

В ряде прелюдий Баха можно заметить прямую имитацию: голоса, «попеременно перенимая» один и тот же мелодический элемент, образуют своего рода «перекличку» между собой. Например, «Маленькие прелюдии» d moll , E - dur (№ 3, № 5, II тетрадь), a - moll (№ 12, 1 тетрадь) и другие.

ИМИТАЦИЯ - (от лат. imitatio – подражание. 1). Подражание кому – либо или чему-либо, воспроизведение; подделка. 2). В музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. Основа канона, ричеркарта, фуги, инвенции и других форм полифонии. /Новая иллюстрированная энциклопедия. 2003, Т. 7/.

К ИМИТАЦИОННОЙ полифонии относятся такие формы, как канон, инвенция, фуга. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», но также подчиняются закону «Взаимной уступчивости» в построении ансамбля.

КАНОН – полифоническая форма, основанная на точной имитации, при которой мелодия с данным голосом вступает до ее окончания в другом голосе. /Новая иллюстрированная энциклопедия. 2003, Т. 7/

В КАНОНЕ мелодическая линия одного голоса неизменно повторяется другим, с некоторым «опозданием». Тот голос, который все время начинает новую фразу, можно представить ребенку как бы «учителем», а повторяющийся за ним – «учеником». Очень важно понять кульминации мелодических фраз, заключительные их спады (как «учителя», так и «ученика»). Эти моменты между голосами не совпадают. Такое несовпадение фразировочных оттенков и создает «окраску» голосов, контрастность их звучания. Активность выступления «ученика» зависит от строения первого мотива: начинается он со слабой или сильной доли. (пример)

С. Майкапар, 11 вариация из «Вариаций на русскую тему»

Л. Бетховен «Канон»

Инвенция и фуга – формы, построенные на основной музыкальной мысли – теме. Тема, представляющая «главное зерно» произведения, обычно изложена лаконично и определяет характер музыки пьесы в целом.

ИНВЕНЦИЯ – (от лат. inventio – изобретение, выдумка), небольшая полифоническая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо определенная композиционно-техническая идея. Известны инвенции для клавира И. С. Баха. /Новая иллюстрированная энциклопедия. 2003. Т. 7/

ИНВЕНЦИЯ не является какой-то самостоятельной музыкальной формой. Название «Инвенция» (изобретение, выдумка) ввел И. С. Бах, написав для педагогических целей ряд пьес, близких по форме к фугам или в форме фуг. Трехголосные инвенции сам Бах называл «симфониями», что означает «созвучие», «совместное звучание»).

Но некоторые отличия между инвенцией и фугой все же есть. Например, фуга всегда начинается одноголосно, с проведением темы: инвенция – часто двухголосно, с изложения темы и одновременно контрапункта другого голоса (противосложение). Иногда вместо противосложения в двухголосной инвенции используется каноническое проведение темы в другом голосе. В некоторых инвенциях форма двухчастная с определенным окончанием первой части, тогда как форма фуги ближе к трехчастной, без ясно выраженной остановки на гранях частей: беспрерывность движения является отличительной особенностью строения фуги. Есть и другие несовпадения этих двух форм, но в целом они близки.

ФУГА – музыкальное произведение имитационного склада, основанное на проведении одной и той же темы во всех голосах; высшая форма полифонической музыки. Имитационные проведения темы перекликаются интермедиями, в которых тема не проходит; они обычно строятся в виде секвенций фуги, пишутся на 2 – 6 и более голосов, встречаются фуги на две, реже на три темы. Образцы фуг у Баха, Генделя, Моцарта и других. /Советский энциклопедический словарь, 1988 г./

ФУГА – обычно классическое строение фуги определяют как трехчастное (экспозиция, разработка, реприза). ЭКСПОЗИЦИЯ – показ темы во всех голосах, (по числу голосов в фуге). Тональный план – чередование Т и D (реже). Тема, проведенная в главной тональности (Т) называется «вождь», тема в других голосах - называется ответ или «спутники». К первому «ответу» контрапункт второго голоса образует противосложение. Все части фуги (инвенции) соединяются между собой интермедиями, которые обычно строятся на элементах темы или противосложения. Значение интермедии не только в связывании, но и разработке материала, а также сообщении всей пьесы общего непрерывного движения.

РАЗРАБОТКА отличается тональной неустойчивостью, большей напряженностью звучания; проведение темы часто проходит в другом ладу; интермедии отмечены характером развития.

РЕПРИЗА утверждает главную тональность, часто начинается с проведения темы в основной тональности, но необязательно. Иногда в этом разделе фуги используется прием «тематического сгущения» - стретты: канонообразное проведение темы. Стретта динамизирует звучание и потому встречается и в разработках. После репризы может следовать еще и заключение, в процессе развития музыкального движения голосов, которые меняются местами: средний голос может звучать выше верхнего и т. п. такое изложение называется перекрещиванием голосов. Например, в таких инвенциях Баха, как двухголосная «Инвенция» f moll (9), трехголосная «Инвенция» D dur (3).

Встречаются в старших классах двойные, и даже тройные фуги. Так, трехголосная инвенция И. С. Баха a moll (13) представляет собой двойную фугу, т. к. построена на двух темах.

I тема

II тема

В трехголосной инвенции f moll №9 – (тройной фуге) – композитор использует три темы.

В полифонических произведениях всех типов необходимо понимать мелодические линии голосов и слышать их совокупность. «Проследить» же движение мелодии разных голосов в их совокупности можно, придав каждому голосу «индивидуальность», характерность звучания, своеобразную окраску.

Только это условие позволяет выявить полифоничность, а не просто гармоничность ткани при совместном звучании голосов.

Определение учеником в любой полифонической пьесе функций каждого голоса достигается:

1. различной степенью насыщенности звучания голосов динамикой, различным тембром;

2. разнообразными штрихами в нотном листе (лигами, точками, знаками тенуто и акцентов);

3. несовпадением в одновременно звучащих голосах фразировки (как, например, в каноне).

Использование контрастных штрихов (один голос – legato , второй – non legato и т. п.) наиболее просто создает характерность звучания голосов и доступно учащимся уже на ранней ступени обучения.

Для того чтобы найти правильное соотношение голосов в их «ансамбле», соответственно окрасив каждый, ученику необходимо иметь и некоторые представления об особенностях звучания фортепиано с его сравнительно непродолжительным звуком, разными тембровыми и динамическими возможностями регистров. Многие проблемы исполнения полифонии на фортепиано не могут быть разрешены.

Например, исполнение больших длительностей поверхностным, не глубоко извлеченным звуком может привести к их «потери». Голос, изложенный продолжительными звуками, требует более весомой игры. Соотношение движущегося и выдержанного голосов должно определяться таким образом, чтобы длинные звуки не прекращали свое звучание. Басовый звук берется так, чтобы он тянулся нужное количество времени.

П. Чайковский «Старинная французская песенка» часть I.

Заключение той же пьесы: главный звук – ля- «выплывает» только при условии достаточной его насыщенности и (обязательно) затихания остальных голосов:

Голоса изложенные на расстоянии, легче прослушиваются: различные тембры регистров, в которых они исполняются, - создают их окраску. Необходимо только уравновесить динамические уровни, т. к. мелодия в нижнем регистре с его более продолжительным и сильным звучанием, сыгранная так же плотно, что и голос в более высоком регистре, неизбежно попадает на первый звуковой план вне зависимости от своего значения.

Голоса, расположенные близко, в одном регистре, особенно в партии одной руки, легко теряют рельефность своих мелодических линий, не будучи контрастно исполнены. Для ясного голосоведения здесь необходимо динамическое разделение голосов (например, И. С. Бах Полонез g moll , № 5).

В трехголосных произведениях помимо задачи различной окраски близких голосов, важно найти и верное соотношение их с удаленным голосом. Так, при исполнении темы басовым голосом важнее прислушиваться к двум верхним голосам, чтобы не потерять звуковую перспективу. (И. С. Бах «Маленькая прелюдия» e moll , № 7, 1 тетрадь).

Здесь довольно часто отношение к двухголосию правой руки, как аккомпанементу и не слушают выразительность разрешаемых синкоп в верхнем голосе, но уделяют все внимание басу.

Таким образом, насыщенность звучания того или иного голоса зависит не только от его «значения», но и регистра, в котором они исполняются.

С первого года обучения необходимо прививать ученику умение исполнять одноголосную мелодию: слышать ее протяженность, выразительность; понимать фразировку, чувствовать «дыхание». Плавность мелодической линии, исполняемой легато, обуславливает не только владением певучим звуком, но также:

1. правильным звуковым соотношением длительностей (из длинных нот последующие как бы «вытекают» - начинаются несколько тише);

2. фразировкой мотивов, начинающихся со слабой доли (такие мотивы содержат в себе стремление к сильной доле и не должны иметь акцентированного начала);

3. пониманием взаимосвязи мелких звеньев - мотивов, образующих более крупные построения – фразы, предложения.

Для того чтобы начинающий ученик воспринял ряд сыгранных им нот как мелодию, он должен осмысленно спеть этот мотив. Проще это достигается на песенном материале, имеющем словесный текст.

Пропевание мелодического материала и в дальнейшей работе является одним из условий развития линеарного слуха; встречаются ученики уже играющие пьесу, знающие ее наизусть, но не умеющие спеть мелодию. В этом случае работала не столько музыкальная память, слух, сколько моторика, двигательные ощущения, зрительная память. Можно с уверенностью сказать, что ученик еще не знает музыки изучаемой пьесы, если без подыгрывания не может спеть ее мелодию.

Направленность слуха, запоминание мелодии путем пропевания (после разбора и первоначального владения пьесой) необходимо развивать с первых шагов обучения. Пение любой изучаемой мелодии сначала с подыгрыванием ее на фортепиано, затем без «помощи» в виде подыгрывания; пение мелодии с игрой на инструменте аккомпанемента или подголоска – эффективные способы развития слуха учащегося.

Развитию слуха способствует и игра ансамблей, как гомофонно-гармонического, так и полифонического склада, с их ясно выраженным изложением первого и второго планов звучания. Овладение разноплановостью звучания зависит и от степени развития независимости рук ученика.

Несовпадение заданий в партиях рук, начиная с изложения мелодии и простого сопровождения, постепенно усложняясь, приводит ученика к необходимости не только дифференцировать движения рук, выполняя и их контрастные между собой штрихи, длительности, но и создать различный «вес» рук. Ставиться задача выявления в изучаемой пьесе главного и второстепенного, первого и второго планов звучания; более яркого тембра в мелодии и более мягкого – сопровождения или подголоска. Основное «руководство» во время работы над таким заданием осуществляет слух ученика. Педагог может помочь, показав пример «от противного» - он проигрывает пьесу сначала с одинаковым звучанием обеих рук, затем – с правильной «окраской» каждой партии. Это обычно вызывает верную реакцию ученика: он верно определяет значение и динамику каждого голоса. Работая затем над пьесой, учащийся лучше координирует физические ощущения обеих рук с полученными слуховыми представлениями.

Но иногда встречаются дети с недостаточно развитой координацией рук. В таких случаях бывает полезно предварительное упражнение, которое может способствовать овладению движениями: руки ребенка располагаются на коленях, правая рука «играет» пальцами подряд, ощущая глубокое погружение каждого пальца, а левая, в зеркальном отражении, - только слегка касается колена. Упражнение проводится в медленном темпе. Усвоенные таким образом ощущения следует опробовать и закрепить на клавиатуре.

Подражая учителю, ученик осознает роль каждого голоса и добивается нужной окраски. В процессе изучения полифонии в старших классах ученик сам учится анализировать соотношение голосов.

Когда голоса удалены друг от друга, и когда один из них выразительнее, развитее, ученику сравнительно нетрудно определить, как их сочетать между собой. При тесном расположении голосов выполняемых одной рукой, задача заметно усложняется.

Прежде всего, начинающий ученик должен научиться понимать, что сочетание двух звуков не всегда просто интервал, но соединение двух голосов, и получить представление, как выглядит запись таких голосов (пусть даже их элемента) в партии одной руки; штили нот в разные стороны – разный ритм, иногда – отличающие штрихи.

Первоначально дети встречаются с такой записью, когда на фоне выдержанной ноты звучат две-три проходящих. Направленность слуха к поискам соответствующего звучания воспитывается умением слышать образуемые сочетания между выдержанным и проходящими звуками, стремлением, чтобы длинный звук не «погас» раньше времени, а проходящий не заглушил выдержанный голос.

Способы работы в данном случае должны быть направлены на то, чтобы ученик осознал функции голосов и услышал их, как в отдельности, так и в сочетании. Это может быть раздельное исполнение каждого из подголосков. Попутно – пропевание (оба голоса играют вместе – одним учеником, другой – педагогом с переменой «партий», или самим учеником, но двумя руками). Эти способы могут быть использованы в различных пьесах. Например: П. Крутицкий «Зима»; А. Гедике «Пьеса», соч. 36 (заключение).

Довольно скоро перед учеником возникает проблема исполнения одной рукой более развитого двухголосия, когда линию каждого голоса необходимо показать достаточно определенно. Задача исполнения двухголосия (и больше) в партии одной руки встречается в пьесах любого полифонического вида на всем протяжении обучения школьника. Умение разделять динамически голоса, основываются на ощущении двойного веса в одной руке.

Первоначальным упражнением ученика и овладением такой техники исполнения может быть игра аккордов (интервалов, трезвучий с обращениями), в которых необходимо выявить ярче верхний или нижний звук (голос). Достигается это плотным погружением веса всей руки на соответствующий палец – извлечением «тяжелого» звука; затем палец задерживается на клавише и добавляется другой звук путем легкого прикосновения. Добавление легкого звука в процессе упражнения происходит все быстрее и, наконец, извлекаются одновременно с тем же ощущением разного веса в пальцах руки.

Звучание двух близко расположенных голосов, исполняемых одной рукой, чаще всего дифференцируется динамически, но может быть использована при этом и контрастность штрихов.

Различная окраска голосов необходима не только в том случае, когда один из них ведет главную мелодию, но и в том, если оба представляют второй план звучания. Довольно часто сводится исполнение голосов к тому, чтобы они игрались тише в солирующей мелодии, забывая при этом, что голосоведение, таким образом, теряется, превращаясь в неинтересное по звуку гармоническое сопровождение. Пример: И. С. Бах «Менуэт» g moll . Басовый голос должен звучать ярче среднего.

Изучение младшим школьником подобного полифонического изложения желательно начинать с ознакомления с голосами по отдельности, а затем уже переходить к освоению партии одной руки. Над соединением голосов, исполняемых одной рукой, полезно поработать двумя руками или в «ансамбле» с педагогом, либо один голос играть, а другой петь. В процессе изучения голосов учащемуся проще не только грамотно их разобрать, но и понять взаимосвязь, услышать ее, определить фразировку, окраску каждой линии. Пример: И. С. Бах «Маленькая прелюдия» g moll , № 10 – партия правой руки. Здесь важно понять кульминационные моменты фраз, плавность линий голосов.

Если ученик недостаточно хорошо понимает какое-то сочетание голосов (например: из-за тесного их расположения или сложного ритма), то в таких случаях во время занятий возможно перенесение среднего голоса на октаву вниз. На таком расстоянии легче услышать особенности звучания каждого голоса. Непонятый учеником мелодический ход обязательно должен быть им пропет. Игра голосов в таком широком расположении может проводиться как самим учеником (двумя руками), так и с педагогом. Пример: И. С. Бах «Маленькая прелюдия» e moll , № 7.

После тренировки перечисленными способами ритмически сложное сочетание двух верхних голосов усваивается учащимися с большей надежностью. Голоса, выписанные партитурно можно так же поиграть и отдельно и в сочетании, исполняя их двумя руками.

Эти способы изучения применяются в имитационной полифонии.

В инвенциях, фугах ученик осуществляет тот же процесс разбора пьесы по голосам. Представив себе каждую мелодическую линию, затем, изучив тематический материал во всех его проведениях, ученик переходит к объединению голосов. В трехголосных имитационных пьесах освоение материала протекает быстрее, если вначале объединять верхний голос со средним и нижний со средним, а не по партиям рук. Исключение может составить такое изложение голосов, когда два из них расположены преимущественно в партии одной руки. Например, в «Трехголосной инвенции» F dur , И. С. Баха – средний голос исполняется все время правой рукой. Предварительная динамическая звуковая «наметка» каждого голоса подвергается более точной корректировке при их совместном звучании. Технические трудности, такие, как игра среднего голоса (который может переходить из одной руки в другую), исполнение перекрещивания голосов, проведение темы стретто, трудное сочетание голосов в партии одной руки – отрабатывается отдельно.

Для владения сложностями исполнения, лучшего выявления голосов могут быть полезны все ранее указанные способы занятий:

1. проигрывание соответствующей аппликатурой и пропевание нужного голоса. Например, среднего – И. С. Бах «Трехголосные инвенции» moll

3. игра на октавном расстоянии голосов, тесно расположенных в партии одной руки. И. С. Бах «Трехголосная инвенция» F dur

4. совместная игра с педагогом: игра ученика двумя руками с пропеванием заданного голоса, тех элементов двухголосия, которые исполняются одной рукой, но плохо прослушиваются учащимися, не окрашиваются динамически различно.

Так как в имитационном изложении значение каждого голоса меняется, возникают дополнительные трудности для ученика. Эти трудности связаны не только с техническими, но и слуховыми проблемами исполнения. Сложно проследить в равной степени за исполняемыми голосами. Такая задача под силу только зрелому музыканту. Внимание и слух ученика все время переключается от одной партии к другой, отмечая вступление голосов и определяя разницу их звучности. Такую способность переключать, «направлять» избирательно свой слух на главное тоже необходимо развивать.

Полезен в этом отношении способ прослушивание каждого из голосов по очереди (на каком-то участке или целом произведении) во время игры всех голосов.

«Избирательность» прослушивания такого рода может быть направлена и на какие-то отдельные трудности в исполнении: переходы среднего голоса из руки в руку, перекрещивание главного голоса, проведение темы и т. п. ученик сначала должен отдельно сыграть тот элемент, который ему надлежит прослушать в общем звучании.

Работа ученика над разбором и освоением полифонического материала носит вначале несколько суховатый характер, не принося играющему эмоционального удовлетворения. Поэтому не стоит слишком «засиживаться» на этапе игры по голосам: верную окраску голосов можно найти только в совокупности их звучания, когда становится ясным как построение, так и характер разучиваемой пьесы.

По этой же причине представляется необходимым показ полифонического произведения в исполнении педагога. Живое звучание пьесы может дать ученику представление о художественном целом и определить направление его поисков.

Список литературы

1. Алексеев А. – «Методика обучения игре на фортепиано». Изд. «Музыка», 1978 г., издание третье

2. Любомудрова Н. – «Методика обучения игре на фортепиано». Изд. «Музыка», 1982 г.

3. Браудо И. – «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе». М. – Л. Изд. «Музыка», 1965 г.

4. Ройзман Л. – вступительная статья к изд. «И. С. Бах» - «Нотная тетрадь А. М. Бах», Изд. «Музыка», 1973 г.

5. Копчевский Н. – вступительная статья к изд. «И. С. Бах» - «Инвенции» - Ред. Ф. Бузонни – М. Музыка, 1983 г.

6. «Новая иллюстрированная энциклопедия».

Имитация и канон

Фуга

Другие формы

Полифонией, или контрапунктом, называется такое многоголосие, в котором голоса самостоятельны и равноправны по своему значению. Будучи мелодически самостоятельны и развиты, голоса в то же время объединяются в одновременном звучании гармонией.
Гомофонный склад, как известно, отличается периодической расчлененностью посредством цезур и каденций на более или менее равномерные отрезки — двутакты, четырехтакты и т. п. В противоположность гомофонии, полифоническому складу свойственна, наоборот, значительная непрерывность как в общей музыкальной ткани, так и в мелодике отдельных голосов, достигаемая непериодичностью строения. Поэтому главное отличие полифонической мелодии заключается в ритме, а не в интервально-ладовых сочетаниях.
Не следует, однако, думать, что в полифонической мелодике вовсе отсутствует расчленение на части и мелодическая повторность; такая мелодика была бы нечленораздельной и плохо запоминаемой из-за появления все нового и нового материала.

Полифоническая тема

Полифоническая тема бывает, чаще всего, относительно короткой. Цель краткости — удобозапоминаемость. Длинные же темы, как правило, однородны по рисунку. Независимо от длины темы, она, даже представляясь в отдельности очень недоразвитой, все равно пригодна для обычного повторения ее другими голосами. В следующем отрывке тема (в смысле техники сочинения) состоит из одного звука, то есть представляет возможный минимум содержания с количественной стороны; однако она оказывается достаточной как завязка:

Большей частью тема бывает развита настолько, что имеет облик, относительно законченный с выразительной и формальной стороны. В смысле музыкального выражения, полифонические темы хотя и имеют большей частью серьезный характер, однако в общем не представляют собою исключения. В приводимых ниже примерах есть темы в характере спокойного раздумья, скорбные, мрачные и, наоборот, шутливые, радостные, торжественные, с танцевально-игривым оттенком:

Для большинства тем характерна общая тональная ясность, которая достигается определенными приемами, ниже перечисляемыми.
Начинается тема преимущественно с тоники или доминанты (она же тоническая квинта). См. приведенные выше образцы тем.
Изредка встречается начало темы с других ступеней: с вводного звука, с тонической терции, с VI ступени.
Оканчивается тема, главным образом, одной из следующих каденций:
а) полной несовершенной каденцией на тонической терции в главной тональности (особенно типичное окончание);
б) полной совершенной каденцией в главной тональности;
в) полной несовершенной или совершенной каденцией в доминантовой тональности.
Таким образом, тема может модулировать к своему концу в тональность доминанты, подобно начальным построениям других форм. Другие модуляции в конце темы почти не встречаются даже в музыке последних десятилетий, несмотря на крайнее усложнение гармонии; например следующая сложная и извилистая тема оканчивается традиционной модуляцией в доминанту:

Если начало и конец темы регулируются перечисленными нормами, то внутри темы возможна, наряду с простой диатоникой, значительно большая свобода в отклонениях и иной хроматике. Большей частью дело ограничивается отклонениями в ближайшие тональности. Вообще, определенность гармонического плана присуща большинству тем.
Многие гармонические приемы могут способствовать усложнению строения темы Например, в теме Регера (см пример 169) имеется отклонение в III ступень (Ges-dur), а окончательная модуляция в доминанту (B-dur) совершается через II пониженную ступень этой тональности (Ces)
Что касается сколько нибудь длительных хроматических последовательностей в теме, то в старинной музыке, в частности у Баха, обыкновенно каждый звук такой последовательности основывается на отдельном аккорде Вся последовательность поэтому есть результат отклонения или ряда отклонений в близкие тональности В позднейшей музыке, на почве развития всевозможной хроматики, темы фуг иногда содержат в себе отрезки с хроматическими проходящими Последнее может сильно поколебать тональную опредетеиность темы.

Выразительная сторона темы в наибольшей мере определяется той частью, в которой содержатся самые яркие интонационные или ритмические обороты. Они обычно находятся именно в одной части, а не распределяются равномерно по всей теме
Такая наиболее яркая часть темы называется индивидуализированной ее частью. Помещается она преимущественно в начале темы, что и делает каждое вступление темы особенно заметным. Впрочем, можно встретить более яркие моменты в середине или даже в конце темы Бывают и случаи, когда вся тема однородна по степени яркости
Индивидуализация темы чаще всего основывается на какой-либо интервальной комбинации Это, например, один- два интервала, придающих особую характеристичность части, в которую они включены В примере 210 ярок шаг на уменьшенную септиму (излюбленный интервал полифонических тем), в примере 169г это — уменьшенная терция и т д. В общем для индивидуализации особо пригодны относительно широкие интервалы, образующие скачок В других случаях индивидуализация достигается применением хроматизма, что дает или прямую последовательность по полутонам, или комбинации более или менее характерных интервалов на ее основе и т. д. Третьим распространенным способом придания теме яркости является введение какого-нибудь заметного ритмического оборота (в особенности синкопы)
Возможны и иные способы. Так, например, характерность следующей темы состоит в четырехкратном проведении фигуры, которая сама по себе ничем не примечательна

За наиболее яркой частью темы, которая, как сказано, помещается обычно в ее начале, следует продолжение и окончание темы в духе так называемых общих форм движения. Под этим названием разумеют часть менее яркую, менее характерную Для общих черт движения типичны следующие признаки:
а) более плавное в интервальном отношении движение,
б) более непрерывная ритмика;
в) часто встречающийся общий спад звуковысотной линии после первой части темы, связанный с секвентностью строения.
Хотя общие формы движения и менее ярки, по сравнению с индивидуализированной частью темы, важность их очень велика, так как именно они определяют преобладающий общий ритм произведения Заключая в себе более непрерывное движение, они как бы вводят в общую непрерывность дальнейшего развития. Крайне существенно и то, что они очень часто служат основным материалом для развития.

Общие принципы контрапунктирования

Принцип непрерывности полифонической ткани, который проявляется уже в мелодике каждого голоса, особенно ясно выражен в сочетании контрапунктических голосов Каждый из перечисляемых ниже приемов совместного ведения голосов соответствует принципу непрерывности.

Взаимно-дополняющая ритмика. Ее суть заключается в попеременном оживлении движения: когда один голос останавливается на более протяжном звуке, другой или другие поддерживают движение в тех длительностях (целиком или преимущественно), которые установились как типичные для данного сочинения.

Возможны на отдельных участках сгустки общего оживленного движения. Короткие эпизодические отрезки этого рода создаются, главным образом, ради мелодического развития каждого из голосов. Более систематическое проведение общего ритмического оживления обычно значительно повышает напряженность музыкальной ткани.
Общие для всех голосов каденции преимущественно избегаются вовсе или маскируются. Для этого в одном или нескольких голосах не прерывается движение после заключительного аккорда:

После общей каденции движение может быть продолжено посредством вступления голоса, перед тем молчавшего, с чем-нибудь значительным, особенно с темой.
Кроме того, общие каденции часто приходятся на моменты, не совпадающие с основными модуляционными поворотами музыкальной формы, то есть вводятся в моменты, второстепенные для тонального строения.
Общие каденции с остановкой движения — чаще половинные (перед новой частью сочинения, особенно перед репризой).
Очень важен прием наложения концов; на начала. Заключительный оборот одного голоса, который затем паузирует, последним звуком совпадает с» вступлением другого, молчавшего голоса. В этом случае получается нечто близкое вторгающейся каденции. Такое наложение с совпадением в одном вертикальном моменте будем называть поверхностным. Вообще в полифонии большую роль играют глубокие наложения, так как особо типична разновременность вступлений и выключений голосов:

Голоса полифонического произведения, как правило, непрерывно контрастируют друг другу по ряду признаков, так как иначе они плохо различались бы при восприятии.
Эти признаки, встречающиеся в разных сочетаниях друг с другом, в основном следующие:
а) Контрасты ритмического дробления, служащие в то же время целям взаимного дополнения движением.
Ритмические контрасты часто сопровождаются индивидуализацией голосов путем выдерживания однородного рисунка в каждом голосе:

б) Контрасты ударений, достигаемые синкопами. Голос, несущий синкопу, получает акцент в другое время, по сравнению с голосом, не имеющим синкопы. Благодаря этому получается как бы разнометричность отдельных голосов:

в) Контрасты направлений мелодического движения. В связи с этим, наибольшее значение имеет противоположное и косвенное движение голосов. Прямое же и, в особенности, параллельное движение применяется в каждой паре голосов на ограниченных участках, переходя затем в другую пару.

Направление движений можно анализировать крупным планом и в деталях. Часто оказывается, например, что движение, противоположное и косвенное в деталях, в крупных чертах является преимущественно прямым:

г) Контрасты в размещении мелодических вершин, которые распределяются по возможности так, чтобы они происходили разновременно:

Неимитационная полифония

Роль контрастов разного рода очень велика во всякой полифонии, в том числе в имитационной, которой почти целиком посвящена эта часть учебника. В неимитационной полифонии, то есть такой, которая основана только на контрастах созвучащих голосов, их контрасты имеют уже решающее значение и служат единственным признаком полифоничности.
Неимитационная полифония появляется главным образом в следующих случаях:
а) В сопровождении главной мелодии, при ее первом или повторном проведении голосом, хотя и разработанным мелодически, но не имеющим особого самостоятельного значения. Такой голос называют гармоническим контрапунктом. Этот прием очень часто встречается у Римского-Корсакова и Чайковского:

в) В контрапунктическом соединении контрастирующих тем. Этот прием часто встречается как в инструментальной музыке, так и в опере (где соединению подвергаются лейтмотивы). Темы, не рассчитанные заранее для контрапунктического созвучия, могут несколько изменяться (в пределах узнаваемости) ради эффекта соединения. См. пример 34, а также следующий образец:

Понятие о строгом и свободном стилях

Принято разделение полифонии на:
а) полифонию (контрапункт) строгого стиля и
б) полифонию свободного стиля.
Под полифонией строгого стиля разумеют вокальную a cappella полифонию VI—XVI веков и, притом, главным образом в церковной музыке того времени. Требования, предъявленные торжественностью католического богослужения, развитие гармонического мышления, необходимость удобоисполнимости без сопровождения послужили основанием для ряда характерных норм этого стиля.
1) Мелодическое движение отдельных голосов было преимущественно плавным. Скачки вверх ограничивались малой секстой, вниз — чистой квинтой. Кроме того, применялись скачки на октаву, чаще вверх.
Движение на увеличенные или уменьшенные интервалы встречалось крайне редко.
2) Ритмика как в целом, так и в отдельных голосах имела плавный характер, без мелких длительностей (с ограниченным применением даже восьмых, без мелких синкоп и т. д.).
3) Гармония, в своей основе, была только консонирующей. Применялись мажорные и минорные трезвучия и их секстаккорды в полных и неполных разновидностях и секстаккорд уменьшенного трезвучия. Порядок следования аккордов был совершенно свободным, и лишь каденционные формулы походили на заключения позднейшего времени, послужив для них основой.
Диссонансы применялись в качестве
а) плавно вводимых и уводимых проходящих и вспомогательных звуков на слабых (изредка на относительно сильных) долях и
б) приготовленных нисходящих задержаний на сильных и относительно сильных долях. На почве задержаний были возможны очень многие созвучия, которые стали позже самостоятельными аккордами — квартсекстаккорды, септаккорды и их обращения и даже более многозвучные гармонии.
Модуляция существовала почти исключительно в лады, близкие по звуковому составу, притом главным образом без ходов на хроматический полутон в голосах:

Ритмическая комбинация, проводимая систематически, и образует тог или иной разряд контрапункта (нумерация разрядов в разных учебниках не всегда совпадает).
Упражнения в разрядах практикуются на различное число голосов. Последний (пятый) разряд (см. пример 184) представляет собой соединение всех разрядов и приближается к подлинной ритмике XV—XVI веков, в ее относительном разнообразии.
Свободным стилем обычно принято называть полифонию XVII—XX веков, в которой используются все гармонические средства, свойственные эпохам, охватываемым этими границами (свободное применение диссонирующих созвучий, разнообразное модулирование и т. п.). Так как в течение этих столетий, в сущности, произошла смена целого ряда стилей, часто с капитальными различиями между ними, ясно, что-«свободный стиль» — понятие собирательное. Чрезмерная широта этого понятия приемлема лишь в плане противопоставления стилей XVII—XX столетий строгому стилю XV—XVI столетий, более однородному в своем существе.

1. Кашель,отделение мокроты, одышка, кровохарканье.

2. Это может наблюдаться при скоплении жидкости или газов в плевральной полости.

3. Для определения границ лёгких.

4. Это может говорить об уплотнении лёгочной ткани или о скоплении жидкости в плевральной полости.

5. Возможно уплотнение лёгочной ткани,либо наличие в лёгком полости,сообщающейся с бронхом.

6. Рентгенография органов грудной клетки.

ПОЛИФОНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Полифония и ее разновидности. 2

КОНТРАСТНАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 4

Становление контрастной полифонии. 4

Строгое письмо - мелодика. 7

Свободный стиль. Разновидности контрастной полифонии. 28

Условия согласования контрастных мелодий. 29

Простой и сложный контрапункт. 31

Виды сложного контрапункта. 32

Двойной контрапункт. 34

ИМИТАЦИОННАЯ ПОЛИФОНИЯ.. 36

Имитация - состав и параметры.. 36

Виды имитации. 37

Канон. 39

Виды развитых имитационно-полифонических произведений. 42

Общее строение фуги. 43

Типичные черты темы в фуге. 45

Ответ. 47

Противосложение. 48

Интермедии. 49

Строение экспозиционной части фуги. 51

Разработочная часть фуги. 52

Репризная часть фуги. 53

Фуги нетрехчастного строения. 54

Двойные и тройные фуги. 55


ВВЕДЕНИЕ

Полифония и ее разновидности

Музыкальный склад бывает монодический, гармонический (гомофонно-гармонический) и полифонический. Монодический склад является основой фольклора многих народов и древних видов профессиональной музыки. Монодический склад одноголосен: звуки складываются в мелодию, их линейно-мелодическая связь достигается в первую очередь средствами лада. Гармонический и полифонические склады как многоголосные противопоставляются вместе монодическому. В многоголосии звуки соотносятся и связываются не только мелодически, по горизонтали, но и гармонически, то есть по вертикали. В гармоническом складе первична вертикаль, гармония направляет движение мелодии. Здесь главную роль исполняет мелодическая линия, которая чаще находится в верхнем голосе и противопоставляется аккордовому сопровождению. В полифоническом складе все обстоит иначе.

Полифония (от греч. поли – многий; фон – звук, голос; буквально – многоголосие) – это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий. Полифония является одним из важнейших средств музыкальной композиции и художественной выразительности. Многочисленные приемы полифонии служат разностороннему раскрытию содержания музыкального произведения, воплощению и развитию художественных образов. Средствами полифонии можно видоизменять, сопоставлять и объединять музыкальные темы. Полифония опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии.

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал и др. Полифонические эпизоды (например, фугато) встречаются и в рамках других форм – более крупных, масштабных. Например, в симфонии, в первой части, то есть в сонатной форме, разработка может строиться по законам фуги.

Коренная особенность полифонической фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонического построения редко кадансируют одновременно, обычно их кадансы не совпадают, что и вызывает ощущение непрерывности движения как особого выразительного качества, присущего полифонии.

В полифонии различаются 3 её разновидности:

2. разнотемная (контрастная);

3. имитационная.

Подголосочная полифония – промежуточный этап между монодическим и полифоническим. Суть её в том, что все голоса одновременно исполняют различные варианты одной и той же мелодии. Благодаря различию вариантов в многоголосии возникают то слияния голосов в унисон и движение параллельными унисонами, то расхождения их в иные интервалы. Яркий пример - народные песни.

Контрастная полифония – одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий. Суть контрастной полифонии в том, что свойства мелодий выявляются в их сопоставлении. Пример – Глинка «Камаринская».

Имитационная полифония – неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию. Название имитационной полифонии происходит от слова имитация, что значит подражание. Все голоса подражают первому голосу. Пример – инвенция, фуга.

Полифония – как особый тип многоголосного изложения – прошла длительный путь исторического развития. При этом роль её была далеко не одинаковой в отдельные периоды; она то возрастала, то падала в зависимости от изменений художественных задач, выдвигавшихся той или иной эпохой, в соответствии с изменениями в музыкальном мышлении и с возникновением новых жанров и форм музыки.

Основные этапы развитии полифонии в европейской профессиональной музыке.

2. XIII – XIV вв. Переход к большему количеству голосов. Огромная распространенность трехголосия; постепенное появление четырех- и даже пяти- и шестиголосия. Значительное усиление контраста совместно звучащих мелодически развитых голосов. Первые примеры имитационного изложения и двойного контрапункта.

3. XV – XVI вв. Первый в истории период расцвета и полной зрелости полифонии в жанрах хоровой музыки. Эпоха так называемого «строгого письма», или «строгого стиля».

4. XVII в. В музыке этой эпохи встречается немало полифонических сочинений. Но в целом полифония отодвигается на второй план, уступая место бурно развивающемуся гомофонно-гармоническому складу. Особенно интенсивно развитие гармонии, которая именно в ту пору становится одним из важнейших формообразующих средств в музыке. Полифония лишь в виде различных приемов изложения проникает в музыкальную ткань оперных и инструментальных произведений, которые в XVII в. являются ведущими жанрами.

5. Первая половина XVIII в. Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Второй в истории музыки период расцвета полифонии, основанный на достижениях гомофонии XVII в. Полифония так называемого «свободного письма» или «свободного стиля», опирающаяся на закономерности гармонии и контролируемая ими. Полифония в жанрах вокально-инструментальной музыки (мессы, оратории, кантаты) и чисто инструментальной («ХТК» Баха).

6. Вторая половина XVIII – XXI вв. Полифония в основном – составная часть сложного многоголосия, которому оно подчинена наряду с гомофонией и гетерофонией и в рамках которого продолжается её развитие.

Имеет 5 разновидностей:

1. Гетерофония- это такой принцип соотношения голосов, когда каждый из них воспроизводит вариант одной и той же мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона.Такой склад характерен для западно-русской традиции, а так же для северных областей (Смоленская, Псковская, Новгородская, частично Тверская; Архангельская, Вологодская, Вятская).

В гетерофонии сложились четыре вида:

1). Гетерофония « Унисонного» типа, или «Монодийная».

2). Гетерофония «Регламентированная».

В ней строгое, постоянное разделение вокальных линий соблюдается не только в концовках напева, но и в развитии голосов.

3). Гетерофония «Разветвленная».

4). Гетерофония «Развитая» или « Насыщенная».

В ней возникают многоголосные созвучия, как диссонансы, так и консонансы. Этот вид гетерофонии определен Н.Н. Гиляровой по характерным в Рязанском песенном фольклоре сочетаниям, которые она называет термином « кластерные созвучия».

Различаются четыре вида бурдона:

  • 2). Перемежающимся бурдон называется, когда нижний голос периодически уходит на секунду или терцию вниз и затем возвращается.
  • 3). Особая форма бурдона - «Бурдон с квантовой рамкой».

Эта разновидность пения с бурдоном образуется в результате расслоения основных двух голосов и эпизодическом возникновении трех- или четырехголосия. В таких случаях проявляется гармоническое мышление у исполнителей. Все голоса мелодически развиты, а между крайними часто звучит квинта.

4). «Пение с мнимым бурдоном».

Встречается в Средней России, на Юге, в Поволжье, на Урале, в Сибири.

Отмечено две разновидности:

Главный, наиболее общий принцип русского контрастного двухголосия - отчетливое, рельефное противопоставление верхней вокальной линии, имеющей вспомогательное значение, партии нижнего голоса, составляющей мелодический стержень, интонационную основу напева.

Существуют переходные формы между гетерофонией и контрастным 2-х голосием, когда в архаичных напевах с ограниченным диапазоном напева - не более б.3 - заметно тяготение одних голосов к верхнему регистру, а других - к басовому.

При исполнении песен, основанных на принципах контрастного двухголосия двумя певцами, нижняя партия обычно составляет мелодическую основу напева, проводит главную музыкальную мысль. Как правило, её исполняет запевала, продолжая лидировать в ансамбле после вступления верхнего подголоска, который расцвечивает напев ладовыми красками, ритмически обогащает его. Когда же песня исполняется трио, квартетом, квинтетом и даже хором, нижние партии взаимодействуют между собой по принципу гетерофонии - содержат варианты основной мелодии.

Полифонические и гармонические свойства контрастного двухголосия

  • - интонационно противопоставляются вокальные линии (движение одного голоса на фоне выдержанного тона в другом; движение в противоположных направлениях);
  • - ритмический контраст голосов;
  • - типичны правила для построения горизонталей - нижний голос - последование квартовых мелодических ходов, а верхний - узорчатое опевание квинты.

Вместе с тем, вокальные линии, несмотря на относительную независимость, постоянно согласуются по вертикали. Отчетливо ощущается разрешение более напряженных созвучий в менее напряженные или консонирующие; использование задержаний и иных характерно-гармонических приемов.

В песнях позднего исторического пласта (городских, солдатских) прослеживаются автентические связи между сериями созвучий. Особенно велика тяга к гармоническому музыкальному мышлению в южно-русском певческом фольклоре, и, прежде всего, в песнях плясового характера - хороводных, свадебных, величальных.

Определеннее всего опора на гармонию обнаруживается в каденциях, в которых концентрируется функциональная напряженность музыкального развития напева с последующим разрешением в унисон на тонический звук.

2). Трехголосие, где запевает средний голос (альт или баритон), верхний - подголосок, нижний в квинтовом соотношении с верхним является устойчивым басом. Если голоса разделяются, то периодически образуются трех-, четырехголосные, иногда пятиголосные созвучия (но разделяются именно три основных голоса, когда много поющих). Народные певцы говорят: « Верхние «подголашивают», нижние « басуют». Большое значение в таком пении приобретает гармоническая вертикаль, где часто звучит скрытый параллелизм трезвучий.

В наиболее полной и законченной форме данная система многоголосия сложилась в ряде районов русского Юга (Белгород, Воронеж, Курск).

  • -Большинство голосов, участвующих в ансамблевом пении, разбиваются на три основные группы. Главным мелодическим стержнем оказывается линия среднего голоса, её обычно ведет запевала.
  • -Среднему мелодическому пласту противостоит линия верхнего подголоска, либо партия двух-трех взаимодополняющих верхних голосов (например традиция Среднего Дона).
  • -Третья группа голосов располагается внизу, в основном в квинтовом соотношении с верхним, образуя устойчивый басовый фундамент.
  • -Поскольку партии находятся в тесном расположении, возникает весьма плотная фактура, изобилующая трех-, четырех-, пятиголосными а иногда и более сложными созвучиями.

Данная форма многоголосия, очевидно, сформировалась не ранее XVI-XVII cтолетий и получила развитие уже в середине XIX века». Развитая трехголосная фактура характерна не для всех жанров, а лишь для лирических протяжных, частично - для городской лирической песни.

  • 4. «Ленточное» многоголосие.
  • (или по определению Т. Бершадской - « Склод со второй»).
  • 1). « Склад со второй» предполагает двухголосную основу, где голоса движутся параллельно (в терцию, иногда в кварту, квинту), иногда сливаясь в унисон. Основной голос - нижний, верхний выполняет роль вспомогательного подголоска.

Характерен: для Урала, Сибири, Среднего Поволжья, Приуралья, Средней России.

Это тот же « склад со второй», но с удвоением в октаву (выше или ниже) звучания основных голосов.

Встречается на Севере, в Подмосковье, в Поволжье, в Предуралье

5. Имитационная полифония.

Существует в двух разновидностях:

  • 1. « Канон» (или двухорное пение) - пение, например, свадебных, календарных песен двумя группами: одна начинает, другая наступает.
  • 2. Народная « Алеаторика».

Это сочетание песни (как фона) с наложенным на нее речитативом (свадебное пение с плачем). В результате образуются признаки полиритмии и полиметрии. Встречается в свадьбах: Северной, Сибирской, Средней России.

Лучшие статьи по теме