Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Библиотечный урок толстой а детство никиты. А

Методическая разработка

урока русского литературного чтения в 4 классе

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

(глава «Аркадий Иванович»)

Разработала

Беляева Жанна Михайловна,

учитель начальных классов

Предмет. Русское литературное чтение.

Класс 4.

Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)

Цель:

  • создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;
  • содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Организационно-мотивационный этап

Слово учителя.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся,

А потом мы скажем вместе:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»

Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода у вас?

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернется.

2. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите…(«Детство Никиты»). Имя писателя …(Алексей Николаевич Толстой).

Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?

Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка ).

Кто из вас знает, что такое аукцион ? Заглянем в толковый словарь:

АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.

Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.

Звучит гонг:

Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился…(1883-1945)

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

  • Упражнение «Песенка «Алфавит»»

Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я!

  • Упражнение «Снежинки»

Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.

4. Этап проверки домашнего задания.

  • Игра «Верите ли вы, что…»

Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы…

Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?

Верите ли вы, что Пахом – это конюх?

Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?

Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?

Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?

Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?

  • Ролевое чтение

ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.

С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.

При помощи чего передаются эмоции?

ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.

Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».

Какую цель поставим на данный урок?

6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.

Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?

Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?

Как он выглядел? Найдите описание в тексте.

Каким вам представляется учитель Никита?

7. Работа с текстом главы

  • Словарная работа

ВЕРСТАК

БАШЛЫК

СЮРТУК

Кому знакомо значение этих слов?

Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.

Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

  • Первичное восприятие (жужжащее чтение )

Оправдался ли наш прогноз?

Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).

(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращаемся обратно!

Расслабление приятно!

Шея не напряжена.

А расслаблена она.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

  • Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся ).

Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.

Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.

Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.

(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)

Почему мальчик не мог сосредоточиться?

Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.

  • Составление характеристики героя. Работа в парах.

Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.

Портрет Аркадия Ивановича

Его портрет вашими глазами

«…голова в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой», «длинным, как карандаш пальцем…»

Высокий, худощавый человек в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой.

Поведение Аркадия Ивановича

Как оно характеризует учителя

«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты… был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».

«…не жаловался ни когда…»

Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

(отчёт работы пар )

8. Закрепление изученного. Минутка творчества.

  • Игровое задание « Собери пословицу ».

У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.

1. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

2. Хорошо того учить, кто слушает.

3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

4. Учение – свет, а неученее – тьма.

  • Дифференцированная работа в группах.

Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.

«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).

Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?

«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).

Придумайте продолжение этой главы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Славно дети потрудились

И чему же научились?

Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какой урок вы извлекли из этой главы?

Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.

10. Домашнее задание.

Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).

Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память:

Помните!

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Будьте почемучками!


М.Т.Махамбеталиев

Саздинская средняя школа г.Актобе

учитель русского языка и литературы в казахской школе

Краткосрочный план по литературе 7 класс

Неделя 1

День 16.03.201 5

Занятие 1

Тема занятия:

А. Н. Толстой «Детство Никиты»

Общие цели:

Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни

Результаты обучения:

    Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».

    Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.

    Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.

    Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.

    Уметь давать характеристику героям и персонажам.

Ключевые идеи:

Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ

Оргмомент

Психологический настрой.

Запись в тетрадях

Изучение новой темы:

    Знакомство с писателем

    Знакомство с повестью «Детство Никиты»

    Словарная работа

Индивидуальная работа

Беседа

Творческое задание

Рефлексия

Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.

Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.

Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».

Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»

Автобиография – это описание своей жизни.

Слово учителя:

Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого

    Годы жизни: 1882-1945

    г. Николаевск

    Прозаик, публицист, драматург

    Военный корреспондент

    Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»

    Трилогия «Хождение по мукам»

    «Пётр 1» - исторический роман

    Основатель научной фантастики

    Обогатил русскую литературу

Развитие речи:

- чтение отрывков по абзацам

Правильная постановка ударения в словах

Отработка навыков выразительного чтения

Вопросы к прочитанным отрывкам

Обсуждение поступков героя

Характеристика героя

«Об ъ яснялки»

Удрать –

Рыжая –

Удовольствие –

Наскочить –

Боязно –

Амбар –

Исподлобья –

Поспешно –

Стлаться –

Неведомый –

Зачарованный –

Сноп -

Заполнение кластера – характеристика главного героя

Никита

- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?

- Почему?

- Что бы Вы написали о своём детстве?

Мини-сочинение «Памятные дни детства »

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?

- Что хотели бы узнать ещё?

Источники:

Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал

Ресурсы:

Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради

Последующее чтение:

    Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»

    Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)

    Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.

Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Если начал, то закончи,

Обещал, то выполняй,

Общих правил повеленья

Никогда не нарушай!

Будь ответственным задело,

Не хитри и не ленись,

Быть надежным человеком

Обязательно стремись!

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в раздел

— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?

— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?

— Какие еще человеческие качества вам нравятся?

— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?

— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.

— Как вы их понимаете?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— О чем он говорит?

IV. Работа по теме урока

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Государственное учреждение образования «Крулевщинская средняя школа Докшицкого района» Витебской области

«Как в зачарованном царстве»

(интегрированный урок

по повести

А. Н. Толстого «Детство Никиты»)

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Л.А. Бобровская

КРУЛЕВЩИНА

Цель урока (русская литература):

    содействовать развитию у учащихся умения определять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;

    способствовать развитию творческого воображения;

    воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к литературе, к искусству слова.

1. Организационный момент.

    Проверка домашнего задания .

    1. Выборочный пересказ «Зимний день».

      Выставка рисунков «Двор в снегу».

    Анализ содержания, обсуждение самостоятельно прочитанных глав .

А) Глава «Битва»:

Кто такие «кончанские»?

Как начинают вызывать на драку «кончанских»?

Какие обидные слова высказывают мальчики с обеих сторон деревни?

Стёпка Карнаушкин, кто это такой? Почему все его боялись, чем он «обладал», по словам Мишки Коряшонка?

Стёпке удаётся испугать «наших» (конопатых), и они, струсив, побежали. Как повёл себя Никита?

1) Выразительное чтение эпизода «Битва».

Какой мальчишеский закон должны были выполнять обе стороны во время драки (зачитать текст)? « Никита возвращался на свой конец взволнованный, разгорячённый, посматривая, с кем бы ещё схватиться».

Почему вдруг, спустя несколько минут, Никита улыбался? Что стало причиной перемены его настроения?

Как можно оценить реакцию Никиты на предложение Стёпки «дружиться»?

2) Лексическая работа.

Как вы понимаете слово «дружиться», подберите к этому слову ассоциации (синонимы), запишите их на листок.

Из всех слов выберите для себя то, которое, как вы считаете, самое лучшее, понравилось больше, подчеркните его, объясните (по желанию).

3) Учитель ИЗО: Каждая группа попробует слово «дружиться» отразить в цвете (до и после, смена настроения).

4) Учитель музыки: Исполнение песни о дружбе.

5) Социализация.

Представьте себя на месте Никиты, какие чувства переполняли мальчика? Расскажите.

Таким образом, с одной стороны Никита проявил боевитость, способность преодолеть страх, с другой – великодушие, доброжелательность, стремление к дружбе.

Б) Глава « Виктор и Лиля» .

- Наступили зимние каникулы, самое прекрасное время.

1) Учитель музыки: Исполняется песня « Каникулы».

Как Никита принимает гостей?

Какое впечатление на Никиту произвела девочка с большими синими глазами? Найдите в тексте это место, зачитайте.

2) Учитель ИЗО: Демонстрация рисунков, портреты героев.

Как у Никиты возникает интерес к Лиле, чем он восхищён? В каком состоянии пребывает?

3) Учитель музыки: Исполнение песни «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова...» .

Как Никита пытается обратить внимание девочки на себя? Его состояние.

4) Учитель музыки: Используя «Плакат эмоций», определите настроение героя.

Перемена настроения, темпа повествования в конце главы, с чем она связана?

5) Подробный пересказ «Эпизод с быком».

6) Учитель ИЗО: Кадроплан «Эпизод с быком».

Какие качества, продемонстрированные Никитой в этом эпизоде, помогли Виктору спастись от беды?

Как после всего произошедшего изменилось настроение Никиты? Что было высшей наградой (зачитать отрывок из текста)?

7) Учитель музыки: Определите по «Плакату эмоций» настроение главного героя .

В) Глава «Ёлка» .

1) Учитель ИЗО: Нарядите ёлку.

2) Учитель ИЗО: Зимние забавы (демонстрация рисунков по теме).

3) Учитель музыки: Песня «Бубенцы».

Что собой представляет праздник, который связан с зелёной красавицей?

О каком празднике идёт речь в главе « Ёлка»?

В каком настроении пребывали взрослые и дети накануне праздника?

А как у вас дома готовятся к празднику Рождества?

4) Учитель музыки: Исполнение песни «Тихая ночь».

Как взрослые и дети в доме Никиты готовились к празднику?

5) Пересказ эпизода «Подготовка к празднику».

6) Чтение наизусть эпизода «Ёлка».

Как проходит сам праздник (когда начинается, кто приглашён, как веселятся дети и взрослые, что делает Аркадий Иванович, матушка)?

7) Учитель музыки: Конкурс новогодних песен(групповая работа).

Никита был особенно счастлив. Отчего?

8) Чтение по ролям отрывка (« В прихожей Лиля оторвалась от цепи… Повернулась и убежала в столовую»).

9) Чтение отрывка наизусть « Лунный вечер».

Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы передать красоту лунного вечера?

Никите хорошо, счастливо «на душе». Здесь присутствует всё: прекрасная природа, радость жизни, удача, добрые поступки, понимание и забота взрослых, улыбка милой девочки. Так возникает гармония души, которая чаще всего бывает в детстве. Это дар детства, который надо сохранять в душе всю жизнь или как можно дольше.

10) Учитель музыки: Исполнение песни «Планета детства».

4. Рефлексия.

- «Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Как бывает?

5. Домашнее задание:

А) Словесное рисование «Она стояла, как огненное дерево» или «Дети стояли у ёлки потрясённые»;

Б) Иллюстрации «Сад под луной» или «Лиля за рукоделием»;

В) Выборочный пересказ «Благородное поведение Никиты»;

Г) Групповое задание – кадроплан эпизодов

«Веселье около ёлки» или «Баян, Баян, берегись, Никита!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное чтение

Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!

Жить по совести, любя друг друга

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".

А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.

Знакомство с текстом

каретник

Верстак - станок для столярной работы

Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы

Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи

Аршин – старинная русская мера длины

Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.

Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку

Журавль для подъёма воды

Прерия – широкая степь

Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)

Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………

Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...

Лучшие статьи по теме