Основными родами племен майя были образованы независимые города-государства, обладающие прилегающими городками и землями. Правили этими государствами так называемые «великие люди», которые избирались пожизненно и пользовались неограниченной властью. Древнейшие города майя – Киригуа, Ица и Тикаль, после захвата племенных земель тольтеком Кукульканом и его воинами, дополнились такими новыми государствами, как Чичен-Ица, Майяпан и Улималь.
Размеры и красота городов майя поражали путешественников, впервые увидевших подобное великолепие у людей, которых они считали варварами.
Также творениями майя стали роскошные и храмы, богатство архитектуры которых во сто крат превосходило инкские и ацтекские сооружения. Ученым майя удалось опередить свое время на сотни лет, сделав потрясающие в области астрономии, астрологии и математики, которые превзошли все достижения европейцев, живущих в те времена. Многие из этих открытий были и расшифрованы только в нашем веке. Кроме этого, авторству майя принадлежит система нумерации и цифра ноль.
Жизнь майя
В древние времена племя майя населяло Центральную Америку, часть современной Мексики, Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Сегодня майя представляют собой племена индейцев, живущих на территории Южной Америки. Во времена расцвета своей цивилизации они сумели покорить все древние народы, господствуя над ними около двенадцати столетий. Однако после 900-го года нашей эры майя по неизвестной причине начала медленно .
Ученые до сих пор удивляются, как примитивное племя, занимающееся земледелием, смогло создать неповторимые пирамиды, храмы, города и гробницы.
Колонизаторы Старого света, в Южную Америку, застали цивилизацию, пришедшую в полный упадок. Посчитав произведения искусства и архитектурные памятники языческими идолами, они уничтожили все культурное наследие загадочных майя. Однако колонизаторы не сумели разрушить их знания астрономии, точностью которых не перестают современные ученые. Также они оставили потомкам руины некогда великих и царственных городов народа майя, куда сегодня стремятся многие туристы и поклонники исчезнувшей цивилизации.
Бытует мнение, что знания племенам майя дали боги, спустившиеся с неба – инопланетяне, но, к сожалению, эта теория пока остается недоказанной, несмотря на очевидные , свидетельствующие в ее пользу.
Цивилизация Майя - одна из самых загадочных цивилизаций на нашей планете. Существовала она в Центральной Америке на территории современных южных штатов Мексики, а также таких государств как Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор.
Календарь майя
пяти эпох
Первые упоминания об этом индейском народе уходят корнями в I тысячелетие до н. э. В этот период племена майя стали заселять плато Петен, где преобладал жаркий и влажный климат. Затем стали распространяться на запад вдоль рек Пасьон и Усумасинта. На востоке вышли к берегам Карибского моря. На севере облюбовали Юкатекские равнины, покрытые влажными тропическими лесами. При отсутствии рек, селились по берегам карстовых озёр.
Майя быстро обустроились на новых землях: начали строить каменные города, занимались земледелием. Выращивали маис, тыкву, хлопок, какао, фрукты, бобы. На севере полуострова Юкатан добывали соль.
Имели совершенную письменность в виде иероглифов. Особо нужно отметить глубокие знания в астрономии. Опираясь на них, создали календари, которые до сих пор поражают точностью расчётов.
Племена майя никогда не объединялись в единое административное образование. Жили они в городах-государствах. К 750 году таких было множество: Тикаль, Копан, Паленке, Камакмул, Ушмаль, Вамактуна и многие другие. Население каждого составляло более 10 000 человек, что по тем временам довольно много. Все эти, на первый взгляд, разрозненные островки жизни в комплексе и обозначаются как цивилизация Майя.
Культура, система управления, обычаи были схожи в этих мини государствах и практически ничем не отличались друг от друга. Во главе каждого города стояла своя царская династия. На следующей ступеньке социальной лестницы располагались жречество и знать. Далее шли купцы и воины. В самом низу находились крестьяне, ремесленники и другой простой люд.
В центре каждого города высилась пирамида высотой от 15 до 20 метров. Она служила усыпальницей для знатных людей. Вокруг стояли дома, которые просторными назвать никак было нельзя: они имели узкие коридоры и тесные комнаты. Основным материалом для строительства являлся известняк.
Религия играла важную роль в жизни этого народа. Поклонение богам было культом, его основу составляли жертвоприношения как животных так и людей. Майя считали богов смертными; по их понятиям, человеческая кровь продлевала жизнь небожителям. Заливая жертвенные алтари алой и тёплой кровью несчастных, они полагали, что таким образом сохраняют молодость и силу тем, кто даёт им богатые урожаи, победы над врагами и другие блага этого суетного мира.
В период с 800 по 900 годы часть городов майя была покинута населением. До сих пор истинная причина поспешного ухода людей с насиженных мест неясна. Выдвигаются различные гипотезы, пытающиеся объяснить такое поведение жителей, но соответствуют ли они истине - это определить в наши дни практически невозможно.
Многие исследователи видят основную и главную причину в подсечно-огневом способе ведения земледелия. Майя выжигали участки лесов и кустарников и засеивали эти земли сельскохозяйственными культурами. По прошествию трёх-четырёх лет, когда почва истощалась, они опять жгли леса, всё дальше и дальше удаляясь от городов.
В результате такого нерачительного использования посевных угодий, затраты на производство основных продуктов питания неуклонно росли. В конце концов они становились не по карману не только рядовым гражданам, но и богатым людям. Это вынуждало жителей оставлять город и уходить на новые, благодатные, ещё не тронутые огнём земли.
Есть и другие теории, пытающиеся объяснить странную миграцию майя. В их числе называются: эпидемии, завоевания, изменения климата. Всё это звучит правдоподобно, но серьёзных доказательств таким утверждениям нет.
Также есть версия, что причиной всему была алчность и жестокость знати и жрецов. Доведённый до отчаяния простой народ поднимал восстание, крушил всё и вся, а осквернив храмы, в которых пытались спастись от возмездия представители господствующего класса, бросал жилища и утварь и уходил на новые земли.
Цивилизация Майя постепенно смещается на север и, в конце концов, концентрируется на Юкатане. Это период с 900 года до начала XVI века. Здесь также существует множество городов. Среди них выделяется Чичен Ицу, претендующий на культурный центр всего полуострова. Но в середине XII века жители покидают его. Пальму первенства перехватывает Майяпан. Его судьба тоже незавидна. Он был разрушен в 1441 году в результате восстания.
Весной 1517 года на Юкатане появляются испанские конкистадоры. Возглавляет их Эрнандес де Кордоба. Ведут они себя поначалу вполне дружелюбно, но уже с 1528 года начинается планомерное завоевание полуострова.
Свободолюбивый индейский народ оказывает захватчикам яростное сопротивление. Долгих 170 лет потребовалось испанцам, чтобы полностью подчинить себе эти земли. Только в 1697 году последний независимый город майя Тайясаль признал власть короля Испании.
Майя были покорены, но не ассимилировались. Они сохранили свою самобытность, культуру и язык. В настоящее время на землях Центральной Америки проживает шесть миллионов представителей этого народа. В Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре, Мексике, Белизе они объединены в общины, члены которых неукоснительно соблюдают традиции своих далёких предков.
Конкистадоры не только уничтожили цивилизацию Майя, но и нанесли непоправимый вред всему уникальному историческому наследию этого народа. Испанский монах Диего де Ланда, то ли впав в экстаз от религиозного пыла, то ли по причине дремучего невежества, организовал акт вандализма. По его инициативе были сожжены древние книги майя, написанные иероглифами. Случайно сохранились только три экземпляра.
В последствии, с большим трудом, жрецы майя восстановили часть текста. Уже латинским алфавитом они переписали такие труды, как «Попольвух» и «Книги Чилам-Балаш». Это конечно далеко не полные копии тех бесценных древних источников, которые навсегда погибли в огне.
Основой основ всего многогранного наследия загадочного народа являются астрономические знания , дошедшие до наших дней в виде календарей майя . Эти уникальные шедевры прошлого отражают как мифологию так и совершеннейшие научные изыскания. Именно, благодаря им, возникло такое понятие как предсказания майя . Имеют ли они под собой реальную основу? Несомненно. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с той информацией, которой владел древний народ.
Так солнечный календарь майя имел год длинной в 365,2421 дня. Это более точно соответствует обороту Земли вокруг Солнца, чем в соответствии с Григорианским календарём, длина которого составляет 365,2425 дня.
Обсерватория
Караколь
Наблюдали за небесными светилами майя из каменных обсерваторий. Они представляли из себя высокие круглые башни с квадратными окнами. Винтовая лестница вела на верхнюю площадку, где астрономы древности ежесуточно изучали картину звёздного неба и кропотливо фиксировали любые изменения в просторах Вселенной. Самая большая обсерватория называлась Караколь и находилась близ города Чичен Ицу.
Майя утверждали - Космос существует в рамках великих циклов . Первый цикл (первое Солнце) длилось 4008 лет и было разрушено землетрясением. Второе Солнце продолжалось 4010 лет и превратилось в пыль от ветров и циклонов. Период существование третьего Солнца составил 4081 год, оно сгорело в огне из кратеров вулканов. Четвёртое Солнце давало жизнь всему земному 5026 лет. Страшные наводнения залили его.
Сейчас существует пятое Солнце (Солнце движения). Оно жило очень долго - 5126 лет и потухнет от смещения почвы на Земле. Конец пятого цикла приходится на 23 Декабря 2012 года. В этот день умрёт Тонати Майя - бог солнца нынешней эпохи. Уже 26 Декабря 2012 года начнётся новый, шестой цикл - цикл обновления и возрождения всего живого.
Всего цивилизация Майя имела три Солнечных календаря. Каждый из них выполнял свои, строго определённые функции.
Солнечный календарь майя цолькин (год продолжался 260 суток) содержал в себе чисто ритуальное назначение. Солнечный календарь майя тун отражал хронологию. Здесь год длился 360 суток. Солнечный календарь майя хааб , длина которого составляла 365 суток, предназначался для повседневная жизнь людей.
Месяц у майя назывался виналь, его продолжительность 20 дней. В цолькине было тринадцать виналей, соответственно в туне и хаабе по 18 виналей.
Год хааб правда имел ещё девятнадцатый месяц Вайеб. Он состоял всего из пяти дней и был сплошным праздником одного из богов - покровителя следующего года.
Неделя длилась тринадцать дней. Каждое число недели имело своего бога покровителя - одного из 13 небесных богов.
Была ещё девятидневная неделя. Здесь отсчёт шёл по ночам. Покровителями выступали девять богов подземного царства.
Дневные и ночные недели отражали модель Вселенной. По представлению майя, она имела слоистую иерархию миров. Над землёй сияло тринадцать небес, под твердью земной уходило вниз девять этажей преисподней.
На основе года цолькин цивилизация Майя построила всю систему предсказаний. Здесь название дня и того же числа недели повторялись с периодичностью в 260 дней, то есть через тринадцать двадцатидневных месяцев.
Важными этапами являлись четырёхлетний и пятидесятидвухлетний периоды времени. Майя утверждали - полное обновление любого материального организма происходит ровно через 52 года, по прошествию тринадцати четырёхлетних циклов.
Предания гласят - цивилизация Майя владела техникой предсказания будущего . Базой для этого служили астрономические знания. Только бросив взгляд на положение небесных светил, посвящённые рассказывали человеку, каков будет его дальнейший жизненный путь, как сложится судьба целого народа, что ждёт через несколько столетий человечество. Как же им это удавалось?
Кропотливо наблюдая за звёздами, ежедневно фиксируя все события на протяжении тысячелетий, жрецы майя накопили огромное количество бесценной информации. Если бы они знали теорию вероятности, владели основами мат. анализа и имели компьютерное оборудование, то опираясь на собранные данные, смогли бы без труда рассчитать алгоритм цикличности любого процесса, происходящего как на Земли так и в Космосе.
Но и без этих современных достижений науки, великий древний народ, своими, неизвестными нам методами, определил последовательность хаотичных на первый взгляд природных и социальных явлений, выявил закономерности и увидел грядущее.
Что же касается зловещего предсказания майя о конце света в 2012 году, то почин этому положила находка 1960 года. На юге Мексики был найден фрагмент каменного календаря майя, связанный с Болон Йокте Ку - богом войны и перерождения. Выбитая на нём дата 2012 год знаменует начало нового цикла.
Нельзя такие предсказания понимать буквально. В данном случае здесь говорится о тех трансформациях, которые произойдут в заоблачном мире, если хотите, в другом измерении. В той тонкой и неизвестной материи, которая исподволь управляет нашим сознанием.
В физической же действительности всё останется по-старому. Только по прошествию сотен лет человечество заметит, что изменилось - будем надеяться, в позитивную сторону. Ведь так хочется всегда верить в лучшее.
Статью написал ridar-shakin
Майя – индейская народность, которая до того как была завоевана испанцами Центральная Америка жила в культурно-географической области, называемой Мезоамерикой.
Цивилизация майя — города-государства, появившиеся в 1-м тысячелетии н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса, Гватемалы. Создана иероглифическая письменность, дворцовая и храмовая архитектура, изобразительное искусство и т. д. После завоевания тольтеками в IX - X вв. центром государства становится город , с конца XII века - город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в XVI веке испанскими завоевателями. Сохранились развалины более 100 городов, наиболее крупные - Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль.
Не утихают споры о происхождении цивилизации майя, их культуре и истории возникновения. Таинственные города-призраки, возведенные только с применением мускульной силы в джунглях Южной Мексики, манят к себе археологов и разных искателей приключений.
Что нам известно. Загадки майя
Поселения майя занимали огромные территории юга нынешней Южной Америки и сопредельных стран Центральной Америки. Пространства, которые населяют современные потомки майя, включают в себя полуостров Юкатан, Гватемалу, Британский Гондурас, западные области Гондураса и Сальвадора, отдельные районы мексиканских штатов Чьяпас и Табаско.
Цивилизация майя была самой развитой и длительно существовавшей в Южной Америке. Полуостров Юкатан являлся ее центром. Этот народ в течении полутора веков вызывает неподдельный интерес историков и исследователей.
Культура этой великой цивилизации породила множество вопросов, многие из которых по сей день остаются без ответа, к примеру джунгли Южной Мексики – не совсем пригодное для жизни место, но майя решили обосноваться именно там. Почему? Загадка.
Цивилизация майя, использовала понятие нуля намного раньше арабов и индусов, создала сложную иероглифическую систему письменности, превосходила современные ей цивилизации по точности астрологических расчетов, обладала сложной системой календарей, воздвигала удивительные храмы, пирамиды и дворцы, достигла своего небывалого расцвета, живя практически в каменном веке.
До Х века н. э. майя не знали таких достижений, как выплавка металла (кроме железа), разведение вьючных и тягловых животных, плужное земледелие, колесо.
С цивилизацией майя связана еще одна из самых загадочных тайн. Этот народ по неизвестным причинам покинул свои обжитые земли и вдруг переселился на далекий неосвоенный север. Города опустели, их поглотили заросли джунглей, великолепные дворцы стали разрушаться от времени и выросших в их разломах деревьев. Загадка тем более неясна, что на момент переселения эта империя находились на пике своего расцвета.
Красным выделена территория, которую занимала цивилизация майя
Так кто же они, майя?
Как выглядели майя
Рост индейцев майя в среднем составлял примерно 150 см. Голову юкатанского младенца сразу после рождения зажимали между двумя дощечками так, чтобы с течением времени черепные кости вследствие деформации стали плоскими. Плоский череп, длинные волосы, уложенные в прическу, безволосая передняя часть головы, в проколотые через хрящ ноздри вставляли янтарь, браслеты из раковин морских устриц – так выглядел индеец майя. К этому можно добавить раскрашенные тела и лица, при этом цвет краски имел большое значение. Красный носили воины, черный – неженатые юноши, желтый – пленники, синий – жрецы. К своеобразному представлению о красоте добавлялись подпиленные треугольником зубы, подчас украшенные инкрустацией из камней. Удивительно, но майя считали признаком красоты косоглазие. Именно потому младенцу к волосам прикреплялась ниточка со смоляным или восковым шариком для того, чтобы он скашивал на него глаза. Еще одна отличительная черта майя это татуировка. Ее отсутствие считали неприличным.
Возникновение цивилизации майя
Существует мнение, что предки майя появились на мексиканских нагорьях (зоны Чьяпаса и Гватемалы) в первой половине III тыс. до н. э., к которой имеют отношение первые ростки культуры майя. Об этом могут говорить обнаруженные археологами изделия из керамики, каменные наконечники для метательного оружия, грубая утварь в виде обожженных глиняных сосудов и массивные глиняные статуэтки.
С середины II тыс. до н. э. на территории майя появляются крупные поселения, начинает развиваться сельское хозяйство. Майя строят в джунглях хижины из дерева и глины. Высокие крыши их жилищ делались из пальмовых листьев.
Так, с 1500 года до н. э. начинается так называемый доклассический период, который дал стартовый отсчет исторического существования самой развитой цивилизации Древней Америки – майя. И длиться он с 1500 года до н. э. по 250 год н. э. За это время люди приобрели сельскохозяйственный опыт, начали строить поселки сельского типа.
История
Выделяют несколько периодов этой древней цивилизации:
Ранний доклассический период (2000-900 гг. до н. э.)
Средний доклассический период (899-400 гг. до н. э.)
Поздний доклассический период (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.)
Ранний классический период (250-600 гг. н. э.)
Поздний классический период (600-900 гг. н. э.)
Упадок цивилизации майя
Постклассический период (900-1521 гг.)
Колониальный период (1521-1821 гг.)
Постколониальный период
Майя сегодня
Астрология
Астрология майя, использующая в качестве основной опоры зодиакальный круг, была способом предсказать будущее. Также инструментами служили знания о движениях небесных тел, среди которых особенное место отводилось Луне: убывающий или растущий спутник Земли показывал, насколько удачен тот или иной период времени для определенного рода начинаний.
Натальная астрология майя, предсказывавшая характер ребенка, его поведение и наклонности во взрослой жизни, тесно связана с календарем цолькин, каждый день которого мог определять характер. К примеру, появившиеся на свет в день Имиш, по представлениям майя, вели распутную жизнь пренебрегая общественными устоями, тогда как младенцы дня Чуэн становились хорошими мастерами и ремесленниками. Судьба, определенная астрологией была предопределена, однако жрецы имели возможность ее изменить, связав судьбу человека со днем принесения в храм.
Культура майя
Следует заметить, что у культуры древних народов Мезоамерики имеются некоторые сходные черты. Это дает основание предположить обмен между этими народами определенными достижениями их культур, что привело к некой их однородности, что, в свою очередь, показывает на то, что существовала культура-праматерь, от которой и могли пойти корни майянской культуры.
Главными свидетельствами этой культуры-родоначальницы служат иероглифическая письменность, книги, сложенные гармошкой, использование бобов какао вместо денег, ритуальная игра в мяч, культовый герой – Пернатый змей и культовые обряды, одним из которых было . Так, культура великой цивилизации майя, начиная с древних времен, подверглась воздействию других культур.
В доклассическом периоде культура майя несет отпечаток ольмекской цивилизации (отсюда монументальные скульптуры, знание математики, календари). Известно, что ольмеки смогли создать календарь, превосходивший по точности европейский.
Письменность
Самые ранние надписи датируются III столетием до н. э. Письмо непрерывно использовали до прибытия в XVI столетии н. э. испанских конкистадоров, а в некоторых наиболее изолированных районах, к примеру, в Тайясале, какое-то время после этого.
Письменность майя представляла из себя систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя применили европейские исследователи XVIII и XIX века, которые, не могли понять знаков, и находили их похожими на египетскую иероглифику.
В ранней колониальной эпохе еще были люди, которые знали письменность майя. Имеются сведения что, некоторые прибывшие на Юкатан испанские священники успели ее изучить. Но в скором времени епископ Юкатана Диего де Ланда в рамках кампании по искоренению языческих обычаев, велел собрать и уничтожить все тексты майя, в результате чего, это привело к утрате значительной части рукописей.
Только 4 кодекса майя пережили конкистадоров. Более полные тексты были обнаружены в посуде в могилах майя, а также на монументах и стелах в городах, заброшенных или разрушенных после того как прибыли испанцы. Знание письменности было полностью утрачено к концу XVI столетия. Интерес к ней возник только в XIX столетии, после того как были опубликованы сообщения о разрушенных городах майя.
Оружие
Оружие майя не было особенным достижением технической мысли. В течении многих столетий существования цивилизации майя оно притерпело незначительные изменения. По большей части усовершенствовалось военное искусство, чем само оружие.
В боях майя сражались копьями разной длины (с рост человека и более), дротиками и плоскими дубинками-мечами, края которых были усажены плотными рядами вделанных обсидиановых лезвий. К концу периода Нового Царства (XV - XVI вв.) у майя появились металлические боевые топоры (из сплава меди с золотом) и лук со стрелами, позаимствованные у ацтеков. В качестве защиты рядовые войны майя носили пухлые простеганные ватные панцири. Знать использовала доспехи, плетенные из гибких ветвей и защищалась ивовыми (реже - из черепашьего панциря) большими или малыми щитами круглой или квадратной формы. Маленький щит (размерами с кулак) при этом применялся не только для обороны, но и как ударное оружие.
Обсерватория Эль-Караколь, Чичен-Ица — Мексика
Расцвет цивилизации майя
По окончании власти ольмеков берет свое начало расцвет южных торговых городов майя. В этот период возникают крупные центры майянской цивилизации – Эль-Мирадор, Тикаль, Накбе, Вашактун. Майя создают систему календарей (солнечный, лунный и ритуальный), при помощи которой фиксировали важные исторические моменты, а также делали астрологические прогнозы.
Особенное внимание обращает на себя юго-восточный город Копан. Он, начиная с V века н. э., на протяжении 400 лет управлялся одной династией, основателем которой был правитель Яш-Кук-Мо, пришедший к власти в 426 году н. э.
626 год — на престол взошел правитель Дым-Ягуар, который был царственным потомком Пакаля. Он правил в течение 67 лет, был долгожителем. Его называли Великим Подстрекателем. Может быть, при помощи территориальных войн этот правитель в значительной степени расширил владения Копана, что поспособствовало его процветанию. К этой эпохе относятся появление множества стел, восхвалявших правителей и их заслуги; развитие иероглифической письменности, создание великолепных храмов со скульптурными изображениями богов.
Майя сегодня
В наше время на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе проживает около 6,1 миллиона Майя. В Гватемале около 40% населения относятся к Майя, в Белизе - примерно 10%. Сегодня религия Майя представляет из себя смесь из христианства и традиционных верований Майя. Каждая община Майя имеет в наши дни своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований могут выступать домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы Майя идентифицируют себя посредством особых элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других Майя.
Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских Майя, живущая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, которая украшена традиционными сюжетами Майя. Христианство смогло оказать на представителей этой группы поверхностное влияние. Но туризм и, в первую очередь, технический и экономический прогресс постепенно начинают стирать самобытность группы. Все больше и больше Майя носят современные одежды, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые из майя живут между тем от доходов за счет туризма, так как все большее количество людей хотят познакомиться с миром и культурой древних Майя.
Храм Креста, Храм Солнца на территории древнего города Паленке
Цивилизация майя — интересные факты
Не существует никаких доказательств, что у майя могли быть летательные аппараты или автомобили, однако сложная система дорог с твердым покрытием у них точно была. Они владели передовыми астрономическими знаниями о движении небесных тел. Может быть, самым удивительным доказательством этого может служить здание с крышей-куполом под названием Эль-Караколь находящееся на полуострове Юкатан.
Археологические раскопки могут свидетельствовать о том, что майя в действительности практиковали человеческие жертвоприношения, и для жертв это считалось милостью.
Они верили в то, что до рая надо еще добраться: вначале необходимо пройти через 13 кругов преисподней, и только потом человек получит вечное блаженство. И путь этот до такой степени трудный, что получается добраться не всем душам. Однако был и «прямая дорога в рай»: его могли получить умершие при родах женщины, жертвы войн, самоубийцы, погибшие при игре в мяч и ритуальные жертвы.
Согласно одному их толкований кодексов, майя пришли из того места, которое сейчас скрылось под водой, их даже принимали за детей Атлантиды. Атлантида - это, конечно, сильно сказано. Но ученым, сравнительно не так давно, удалось обнаружить то, что может быть останками древних городов майя на океанском дне. Возраст городов и причину катаклизма определить невозможно.
Майя пользовались тремя календарями. Гражданский календарь, или Хааб, состоял из 18-ти месяцев по 20 дней в каждом - в общей сложности в нем было 360 дней. Для церемониальных целей использовали Цолькин, в который входило 20 месяцев по 13 дней в каждом, а весь цикл, таким образом, составлял 260 дней. Вместе они составляли единый сложный и длинный календарь, который содержал сведения о движении планет и созвездий.
В календаре не было ни начала, ни конца - время для майя шло по кругу, все повторялось вновь и вновь. Такого понятия, как «конец года», для них не существовало - лишь ритм планетарных циклов.
Майя изобрели спорт. Одно точно - майя обожали игру в мяч. Задолго до того, как европейцы начали одеваться в шкуры, майя уже сделали у себя дома корт для игры в мяч и придумали правила игры. Их игра, как видно, была жестким сочетанием футбола, баскетбола и регби.
Обнаружено около 1 000 городов майя (на начало 1980-х годов), однако еще не все из них раскопаны или исследованы археологами. Также было найдено около 3 000 поселков.
Майя любили сауны. Немаловажным очистительным элементом для древних майя была потогонная ванна: на горячие камни лилась вода для создания пара. Такими ваннами пользовались все, от недавно родившей женщины, до короля.
Исчезновение цивилизации майя
Названа причина по которой могли исчезнуть майя. Историки из Венского технического университета выяснили причину упадка империи майя. Как выяснилось, технологии орошения, спасавшие урожай от засухи, могли сделать общество более уязвимым для природных катаклизмов. 2014 год — геологи из Америки предположили, что причиной вымирания майя могла стать экстремальная засуха, продлившаяся около 100 лет.
Существуют и другие версии, называющие возможные причины исчезновения цивилизации: крах местной системы земледелия, страшные эпидемии болезней (к примеру, желтой лихорадки), приход завоевателей из Мексики, социальные катаклизмы, насильственное взятие людей в плен тюльтекскими правителями Юкатана, и даже землетрясения и спад солнечной активности.
Майкл Ко::: Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты
До этого момента мы в основном говорили о керамических сосудах, изделиях из нефрита и развалинах поселений, то есть о материальной культуре некогда великой цивилизации. Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Особенно много нам известно о жизни народов, населявших Юкатан накануне конкисты. К счастью, испанские миссионеры, работавшие в этот период на Юкатане, были достаточно образованными людьми, которые стремились как можно глубже понять жизнь народов, которые хотели обратить в христианство. Они оставили нам великолепные антропологические описания того, что представляла собой местная культура до прихода европейцев. Именно благодаря этим документам современные ученые могут правильно интерпретировать находки, относящиеся к постклассическому периоду.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ОХОТАЭкономической основой цивилизации майя, как уже упоминалось в главе 1, являлось земледелие. Они выращивали маис, фасоль, тыкву, перец чили, хлопок и различные сорта фруктовых деревьев. Нет сомнений в том, что жители равнинных областей практиковали методы подсечно-огневого земледелия, но не вполне понятно, как именно они рубили деревья до того, как во время постклассического периода у них появились медные, а после испанского завоевания и стальные топоры. Вероятнее всего, земледельцы-майя делали на деревьях кольцеобразные зарубки и оставляли их засыхать. Время посадки растений регулировалось своеобразным сельскохозяйственным календарем, примеры которого можно отыскать во всех трех дошедших до нас кодексах майя. По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной собственности. Их совместно обрабатывали группы из 20 человек, но, как мы скоро сможем убедиться, это не вполне соответствует действительности.
На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а также в «прекрасных подземных помещениях», которые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Нельзя с уверенностью утверждать, что в те времена майя равнинной области уже умели готовить плоские лепешки-тортиллас, но в дошедших до нас источниках упоминается множество других способов приготовления блюд из маиса. Это и «атоле» - каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили; ее ели обычно во время первой трапезы. И посол - напиток, изготовляемый на кислой закваске, который обычно брали с собой в поле для поддержания сил, а также хорошо известные тамейлы. Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Их меню было не слишком разнообразным, они довольствовались простой пищей, хотя иногда на их столе появлялось рагу, приготовленное из мяса и овощей, к которому добавлялись семена тыквы и перец. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало.
Очень важную роль в экономике Юкатана играли технические культуры. Во многих районах выращивался хлопок. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области. На юге Кампече и Табаско, а также в Британском Гондурасе, на территориях, расположенных вдоль речных протоков, выращивались деревья какао, но на территориях, расположенных севернее, посадки этих деревьев были ограничены. Они могли расти только там, где были сеноты или естественные котловины. Из бобов какао, которые собирались с этих деревьев, готовили напиток, который очень высоко ценился представителями правящего класса, и, кроме того, даже во времена испанского владычества бобы какао использовались на местных рынках в качестве денег. Ценились они очень высоко. Существует рассказ о том, что купцы майя, каноэ которых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранностью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.
Рядом с каждым из жилищ майя находился участок земли с огородом и фруктовым садом. К тому же около селений росли целые рощи фруктовых деревьев. Майя выращивали авокадо, яблони, папайю, саподилловые и хлебные деревья. Когда наступал сезон созревания, в пищу шло большое количество дикорастущих фруктов.
У майя были собаки нескольких пород, каждая из которых имела свое название. Собаки одной из этих пород не умели лаять. Самцы кастрировались и раскармливались зерном, а затем либо съедались, либо приносились в жертву. Другая порода использовалась для охоты. Майя были близко знакомы как с дикими, так и с домашними индюшками, но для религиозных жертвоприношений они использовали только домашних.
С давних времен земледельцы майя разводят местную породу пчел, лишенных жала. В интересующие нас времена пчел держали в небольших полых колодах, которые с двух сторон замазывались глиной и устанавливались на козлы, напоминающие по форме букву «А». Майя занимались и сбором дикого меда.
На крупных млекопитающих, таких, как олени и пекари, майя охотились при помощи лука и стрел. Для выслеживания животных использовались собаки. Здесь, вероятно, следует напомнить, что на протяжении всей классической эпохи основным оружием воинов-майя являлись копья и дротики.
На птиц, таких, как дикие индюки, куропатки, дикие голуби, перепелки и утки, охотились при помощи духовых трубок. Изображения разнообразных охотничьих силков и ловушек, которые майя использовали при охоте, можно увидеть на страницах так называемого «Мадридского кодекса». Там же можно увидеть и изображение ловушки, предназначенной для ловли броненосцев.
Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибрежных водах. Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Внутри материка, особенно в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Когда оглушенная таким образом рыба заплывала в специальные искусственные запруды, ее просто-напросто собирали руками. Изображение на одной из найденных Тикале вещиц из резной кости, которая относится к позднеклассическому периоду, доказывает, что такой способ рыбной ловли был распространен и в Петене. На морском побережье улов засаливали, сушили на солнце или на огне, готовя его для последующей продажи.
В диких лесах майя добывали смолу копалового дерева, которая представляла собой огромную ценность и использовалась (вместе с каучуком и смолой дерева сапоте) для благовонных курений. Это вещество было окружено таким почитанием, что одна из местных индейских хроник описывает его как «благоухание центра небес». С других деревьев собирали особую кору, которая предназначалась для ароматизации «балчи», «крепкого и вонючего» медового напитка, огромное количество которого поглощалось во время праздников.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯЮкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побережья Кампече и вдоль лагун, расположенных на северной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось видеть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Они держали монополию на весь соляной промысел, который одно время находился полностью в руках владык Майяпана. Соляные копи имелись еще в нескольких местах, расположенных в глубине материка, например в долине Чиксой в Гватемале, но самым большим спросом пользовалась именно соль из прибрежных районов. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя. Другими статьями экспорта были мед и накидки, сделанные из хлопчатой ткани, которые также ценились очень высоко. Можно предположить, что не выращивание маиса, а поставка именно таких товаров и составляла основу экономики Юкатана. Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.
На рынках майя можно было отыскать вещи из самых разных мест: бобы какао, которые можно было выращивать лишь там, где было изобилие влаги; перья птицы кетцаль, которые завозились из Алта-Верапаза; кремни и кремнистый сланец, добывавшийся из залежей в центральной области; обсидиан из горных районов, расположенных к северо-востоку от современного города Гватемалы, и разноцветные раковины, в основном раковины шипастых устриц, которые завозились с Атлантического и Тихоокеанского побережий. Там же продавался нефрит и огромное количество небольших камней зеленого цвета, большую часть которых доставляли из месторождений, расположенных в бассейне реки Мотагуа. Некоторые из предметов, которыми торговали на рынках, были попросту украдены из древних захоронений.
Поскольку груз был тяжелым, а других дорог, кроме узких троп, в те времена в этом районе не существовало, огромное большинство товаров перевозилось по морю. Этот вид торговли был сосредоточен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателями, что Томпсон назвал этих людей «финикийцами Центральной Америки». Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Он тянулся от ацтекского торгового порта Шикаланго, расположенного на побережье штата Кампече, и, огибая весь полуостров, спускался до Найто, расположенного неподалеку от озера Исабаль, в которое они заходили на своих огромных каноэ для обмена товарами с майя, жившими в глубине материка.
Существовали и торговцы, которые путешествовали по суше, .по опасным тропам, ориентируясь на Полярную звезду и полагаясь на покровительство своего бога Эк Чуаха, по-другому именуемого «черным богом».
В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знаменитыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Но когда речь заходит о майя, живущих в равнинных областях, о рынках упоминают крайне редко. Возможно, что в равнинной зоне рынки не играли существенной роли, поскольку у людей не было необходимости заниматься добычей средств к существованию столь тяжелым трудом, пытаясь наладить товарообмен в этих, очень однородных по своей культуре, регионах.
Именно торговля служила связующим звеном между областями майя и Мексикой, поскольку в каждом из этих регионах было множество таких вещей, которые высоко ценились в другом. Чаще всего бобы какао и перья тропических птиц обменивались на медные орудия и украшения. Возможно, что именно осуществление этих операций, проведение которых обеспечивалось все теми же индейцами народности чонталь, уберегло майя от порабощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотрудничеству, народы Мезоамерики.
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙНа Юкатане ребенка сразу после рождения обмывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками таким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя признаком красоты. Родители стремились как можно скорее после рождения ребенка посоветоваться со жрецом и узнать, какая судьба ожидает их отпрыска и какое имя ему следовало носить вплоть до официального наречения.
Испанские священники были весьма удивлены тем, что у майя существовал ритуал, очень похожий на христианский ритуал крещения, который обычно совершался в благоприятное время, когда в поселении набиралось достаточное количество мальчиков и девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Церемония проводилась в доме старейшины поселка, в присутствии родителей, которые по такому случаю должны были до праздника соблюдать разнообразные посты. Пока жрец совершал различные очистительные ритуалы и благословлял их ароматическими курениями, табаком и освященной водой, дети и их отцы находились внутри круга, ограниченного тонкой веревкой, которую держали четверо пожилых почтенных мужчин, изображавших бога дождя Чака. Именно с момента проведения такого ритуала считалось, что старшие по возрасту девочки были готовы к тому, чтобы выйти замуж.
Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. У майя существовали двойные стандарты морали - девочки воспитывались своими матерями в строгости и подвергались жестокому наказанию за отклонения от предписанных правил целомудренного поведения. Браки устраивались свахами.
Так же как у всех народов, практикующих экзогамные браки, то есть браки за пределами своего племени или рода, у майя существовали строгие правила по поводу того, кто на ком может или не может жениться. Под особо строгим запретом находились браки между родственниками по отцовской линии. Браки в большинстве своем были моногамны, но исключение составляли важные персоны, которые могли позволить себе содержать несколько жен. У майя, так же как и в Мексике, измена каралась смертью.
Представления майя о внешней привлекательности сильно отличались от наших, хотя красота их женщин производила сильное впечатление на испанских монахов. У обоих полов передние зубы подпиливались таким образом, чтобы образовывались различные узоры. Найдено множество древних черепов, принадлежащих людям народностей майя, с зубами, инкрустированными маленькими нефритовыми пластинками.
До женитьбы молодые мужчины раскрашивали свое тело черной краской. Так же во все времена поступали и воины-майя. Татуировки и декоративные шрамы, которыми щедро «украшалась» верхняя половина тела как мужчин, так и женщин, появлялись после вступления в брак. Очень красивым считалось легкое косоглазие, и родители старались, чтобы внешность их детей соответствовала этому критерию красоты, для чего к носам детей прикреплялись маленькие бусинки.
Все майя очень боялись смерти, поскольку, по их представлениям, смерть отнюдь не означала автоматического перехода в лучший мир. Обычных людей хоронили под полом их собственных домов, во рты умершим вкладывали еду и нефритовые бусины. Вместе с телами хоронили ритуальные предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни. Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Тела представителей высшей знати сжигали. Возможно, что этот обычай был позаимствован из Мексики. Над урнами с прахом воздвигались погребальные храмы. Но нет никаких сомнений в том, что на ранних этапах погребение тела в гробницах под мавзолеями было общим правилом. Во времена правления династии Кокомов существовал обычай мумифицировать головы скончавшихся правителей. Эти головы хранились в семейном святилище, и их регулярно «кормили».
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКАГосударство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис государства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.
На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Первое он получал от матери, и оно могло передаваться только от женщины к ее ребенку, то есть по материнской линии. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по мужской линии. Сейчас имеется огромное множество данных, свидетельствующих о том, что эти два имени представляли собой нечто вроде перекрестных ссылок на то, в какие именно из множества наследственных групп, по линии отца и по линии матери, входил конкретный человек. Во времена Конкисты на Юкатане существовало приблизительно 250 групп, объединенных общностью происхождения по мужской линии, и из сообщений Диего де Ланды мы знаем о том, насколько важна была для майя принадлежность к такой группе. Например, внутри таких групп были запрещены браки, наследование имущества шло исключительно по отцовской линии, и люди, объединенные общим происхождением по мужской линии, образовывали группу, связанную жесткими обязательствами взаимовыручки. Титулы, происхождение которых прослеживается с самого начала колониальных времен, доказывают, что такие группы имели право собственности на землю, и, возможно, именно это и имеет в виду Ланда, утверждая, что поля находились в общинной собственности. Что же касается происхождения по второй, материнской линии, оно, возможно, играло важную роль в системе регулирования возможностей заключения браков. У майя разрешалось заключение брака с женщиной, являющейся дочерью дяди или тети, но более близкородственные браки были запрещены. У многих народов земли, находящихся на менее высокой ступени развития, все члены таких больших родов имеют равные права, но у майя это было не так.
Для майя было очень важно иметь возможность проследить происхождение каждого человека вплоть до его очень отдаленных предков, и социальный статус человека определялся именно его принадлежностью к той или другой генеалогической линии. Учитывалось происхождение как с отцовской, так и с материнской стороны.
Существовали строго определенные классы людей. На вершине общественной иерархии майя находились знатные люди - «альмехены», чья родословная была безупречна по обеим линиям. Эти люди владели землей, занимали ответственные посты в государстве и высшие должности в армии, они были богатыми землевладельцами, купцами и представителями высшего духовенства.
Люди незнатного происхождения были свободными гражданами общества, которые, возможно, как это было принято у родственного майя народа ацтеков, получали от своих знатных родственников, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии, право пользования участком земли, который они могли расчистить от леса и использовать как сельскохозяйственные угодья. Эта прослойка тоже была неоднородной, среди них были как богатые, так и бедные.
Есть данные, что у майя были крепостные, которые обрабатывали земли, принадлежавшие знати. В самом низу общественной иерархии находились рабы, которые в большинстве своем являлись простолюдинами, захваченными в плен в ходе военных действий. Пленников высокого ранга обычно приносили в жертву. Дети рабов тоже становились рабами. Эти люди могли быть выкуплены за плату, собранную их родственниками по отцовской линии.
Ко времени появления в Америке испанцев политическая власть в области майя находилась в руках каст, ведущих свое происхождение из Мексики. Вся политика Юкатана находилась под контролем таких групп, которые конечно же провозглашали, что ведут свой род прямиком из Тулы и Зуиуа - легендарной прародины, расположенной на западе. Существовал обычай, согласно которому любой человек, претендующий на то, чтобы занять высокий пост, должен был пройти некий оккультный экзамен, известный под названием «Язык Зуиуа».
В каждом из небольших районов Юкатана имелся местный правитель, которого называли «халач уиник» - «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в более ранние эпохи у майя, живущих в горной области, были настоящие короли - «ахау», которые имели власть над довольно обширными территориями. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Каждый из таких правителей существовал как на те средства, которые приносила ему его собственная земля, обрабатываемая рабами, так и на собираемую дань.
Правителями небольших провинциальных городов были «батабы», которых халач уиники назначали из знатных людей, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии. Батабы правили городами через местный совет, состоящий из пожилых богатых людей. Главой такого совета обычно был человек незнатного происхождения, который выбирался каждые четыре года среди жителей четырех кварталов, которые в совокупности образовывали поселение.
Кроме того, что батабы выполняли административные и судебные обязанности, каждый из них был еще и военным вождем, но командование войсками он делил с Накомом, человеком, на которого было наложено огромное множество различных табу и который обычно занимал эту должность на протяжении трех лет.
Майя были просто помешаны на войне. Хроники индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспыхнувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юкатана оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как территориальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. Если к этим хроникам кровопролитий добавить данные, полученные при изучении архитектурных памятников и надписей классического периода, материалы и дошедшие до нас свидетельства очевидцев - испанских конкистадоров, можно представить себе, как именно майя вели свои войны. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Вооружены они были копьями с кремневыми наконечниками и дротиками с приспособлениями для их метания - атлатлами, а в постклассическую эпоху к их вооружению добавились еще и луки и стрелы. Военные действия обычно начинались с необъявленного партизанского рейда во вражеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая какофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики. Вождей и идолов каждой из сражающихся сторон сопровождало несколько жрецов, которые располагались на флангах пехоты, воины которой выпускали во врага целый дождь дротиков, стрел и камней, для метания которых использовались пращи. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения боевых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки. Незнатные люди, которых захватывали в плен, становились рабами, а у знатных пленников и военных вождей вырезали сердце на жертвенном камне.
Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.
Рождение цивилизации майя
Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.
Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.
К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.
Индейцы майя: история развития цивилизации
Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.
На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.
Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.
Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.
Правящий класс майя
Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.
Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.
Экономическое развитие племен майя
Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.
Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.
Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.
Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.
Производство соли
Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.
Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.
Нефритовые изделия
Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.
Искусство и архитектура
Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.
Ниже фото барельева с изображением правителя.
Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.
Миграция
Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.
Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы
После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.
Почему исчезла цивилизация майя
Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.
Ниже на фото - последний центр цивидизации.
В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.
Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.
Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.
За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.
Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя