Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Сравнительная характеристика гринева и швабрина отношение. Сочинение на тему «Гринёв и Швабрин

Сравнительная характеристика гринева и швабрина отношение. Сочинение на тему «Гринёв и Швабрин

Все смешалось в историческом романе Александра Пушкина “Капитанская дочка” – честность, благородство, предательство, подлость, любовь. А Пугачевский бунт, который лег в основу произведения, оказался настоящим испытанием для главных героев – Петра Гринева и Алексея Швабрина.

Жизненные трудности на людей действуют по-разному: одних закаляют, других ломают – все зависит от силы характера, воспитания, моральных устоев.

Немного о произведении Александра Пушкина “Капитанская дочка”

Действие романа происходит в конце XVIII века, когда в России бушевали мятежники под командованием Емельяна Пугачева. Рассказ ведется от первого лица, молодого дворянина Петра Гринева, который волею случая попадает в самый водоворот пугачевских событий.

Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к людям

В романе привлекают внимание два центральных образа – это офицеры Белогорской крепости Петр Гринев и Алексей Швабрин. Но нельзя недооценивать и фигуру Емельяна Пугачева, ведь именно с этим героем связаны все сюжетные линии.

Гринев – семнадцатилетний недоросль, сын помещика, посланный отцом вместо Петербурга на службу в далекий гарнизон Оренбургской губернии с напутствием: “Береги честь смолоду”.

Швабрин – образованный молодой человек, дворянин, переведенный в крепость за убийство на дуэли.

  • Петр – взбалмошный, заводной, но добрый и благодушный. Проиграв на бильярде ротмистру Зурину сто рублей, он кричит на Савельича, требуя заплатить долг чести. Обидев слугу, Гринев переживает не меньше своего дядьки, раскаявшись, просит прощение. И в сцене с вожатым, Пугачевым, который выводит кибитку Гринева из бурана к постоялому двору, тоже проявляются нотки отзывчивости и щедрости героя. В благодарность за спасение Петр угощает прохожего мужика чаем, вином, жалует ему заячий тулуп. Встреча оказывается судьбоносной для юноши. Кто знает, чем бы закончился захват Белогорской крепости бунтовщиками для Петра, если бы мнимый император не узнал своего благодетеля?
  • Швабрин – человек со злобным, мстительным характером. Он с презрением отзывается о людях, с которыми служит: насмехается над добротой капитанши Василисы Егоровны, издевается над влюбленностью Гринева, называя его стихи полной ерундой. Даже капитанскую дочку – Машу, именует дурочкой, мстя за отказ выйти за него замуж.
  • Гринев – порядочный, смелый. Он, не раздумывая, вступается за честь Марии Ивановны, услыхав скабрезные намеки на ее счет Швабрина.
  • Алексей – подлый, хладнокровный, готовый ради своей выгоды опорочить неповинного человека. Он строчит донос на Гринева в следственные органы, обвиняя его в пособничестве Пугачеву, сообщает родителям Петра о сыне-изменнике, распускает сплетни о молодой девушке. В сцене же дуэли Швабрин ведет себя крайне недостойно: подло ранит своего соперника.


Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к Отечеству

  • Отряд Пугачева захватывает крепость. Швабрин без колебаний присягает новоявленному царю на верность. Алексей так боится за свою жизнь, что унижается перед атаманом, сгибаясь в подобострастном поклоне. Становится ясно, что у этого человека нет чувства долга, собственного достоинства, преданности. Офицер рассказывает атаману, что Маша – дочь казненного капитана крепости. Швабрин делает это для того, чтобы Гринева наказали, и девушка досталась ему.
  • Петр, как честный человек, готов погибнуть, но остаться верным долгу перед Отечеством. Он прямо заявляет Пугачеву, что уже присягал императрице и лучше умрет, но не нарушит клятвы.
  • Для Алексея, в отличие от Петра, нет ничего святого. Он легок на измену, может запросто оболгать даму сердца, если от этого будет польза. Про него можно сказать, что он служит тому, с кем выгоднее.


Черты характера Гринева и Швабрина – отношение к любви

Любовная линия, проходящая через все произведение, дается на фоне страшных событий Пугачевского бунта. Говорят, что в сердечных делах все способы хороши, но так, как действует Швабрин, добиваясь взаимности Марии Мироновой, неприемлемо для честного человека.

  • Алексей, оставленный Пугачевым в крепости за старшего, запирает Машу, не кормит, стремясь склонить девушку к ненавистному для нее замужеству.
  • Петр, узнав, что его любимая находится в руках у негодяя Швабрина, не задумываясь о последствиях, бросается ей на выручку. Не добившись помощи от власти, Гринев обращается к Пугачеву за поддержкой, и тот помогает ему. Освободив капитанскую дочку, Петр отправляет ее к родителям, назвав своей невестой. Даже на суде, куда герой попадает из-за навета Швабрина, он не упоминает о Маше, чтобы не доставить ей неприятностей.


Читая роман, мы видим взрослеющего Петра, который свято соблюдает присягу на верность Отечеству и чтит заповедь своего отца. И судьба награждает его – герой полностью оправдан и впереди у него долгая счастливая жизнь с любимой женщиной.

Павел Гринёв родился в семье отставного премьер - майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своём ребёнке военного и записал его в Семёновский полк сержантом ещё задолго до его рождения.

Швабрин тоже вырос в дворянской семье, но у него примера военного поведения не было. Поэтому чувство чести было плохо развито в этом человеке.

Гринёв получил хорошее воспитание и образование. Сначала в лице дядьки Савельича , который научил его житейской мудрости и русской грамоте. Затем – француз Бопре.

Отношение к службе и воинской чести у главных героев различно. Гринёв относится к службе ответственно и остаётся верным­ свое императрице до конца, проявляя преданность присяге. Швабрин же относился к воинской службе безответственно, сразу же перейдя на сторону Пугачёва .

Отношение героев к женщине и чувству любви также различно. Гринёв искренне любил Машу и открылся ей в своих чувствах. Любовь Швабрина своеобразна. Испытывая чувство к героине, он нелестно отзывается о матери Марии. И Маша опасается Швабрина из-за его коварство и наглости.

Главные Пушкинские герои раскрывают свои характеры, прежде всего по отношению к Пугачёвскому бунту.

Гринёв до конца остаётся офицером. Воспитанный в офицерский семье, он не роняет своей чести и достоинства в трудное время. Верен своей­­ ­ Отчизне, присяге и воинскому долгу. Он считает, что, молодой офицер, нарушивший присягу – преступник.

Швабрин же был лишён этих высоких принципов и стал сторонником бунтаря не из-за идейных убеждений, а из корыстных целей.

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

Опережающие задания:

  1. Выяснить значение слова «честь».
  2. Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»

Цели урока:

образовательные:

  • обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
  • проследить развитие характера Петра Андреевича;
  • обучение сравнительной характеристике героев;
  • познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
  • дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;

развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать текст;

Развивать способности к умозаключениям;

  • развивать навыки работы со словарями;

воспитывающие:

  • воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
  • включить учащихся в философский поиск;

Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Словарная работа:

Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Ход урока.

Береги честь смолоду.

Пословица.

I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.

– Здравствуйте, садитесь.

– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.

II. Вступительное слово учителя.

170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года... Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.

В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.

Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.

Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.

Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.

Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье - это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».

Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.

И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»

Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.

III. Обсуждение прочитанного.

− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)

− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. - Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» - образ Митрофанушки.

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)

− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?

− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)

− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)

− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)

− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)

− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)

− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)

− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)

− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)

− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)

− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)

IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».

− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.

− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)

Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)

– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей - мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).

– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)

− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

2. Поведение на поединке

2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного - Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело - Пётр влюбился.)

− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. )

− Как поступает Швабрин? (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)

− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)

– Какой ответ они получают? (Отказ.)

– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)

– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)

– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)

5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» - говорит он Швабрину.)

– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.

– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)

V. Составление схемы взросления главного героя.

− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.

− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.

VI. Понятие чести. Работа со словарями.

− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)

Дело чести, долг чести.

Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

3. Высокое звание, чин.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)

− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.

− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)

VII. Опрос домашнего задания.

− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)

VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.

На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах - сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.

И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.

А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.

«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы - такой, как она сложилась.

Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».

IX. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по группам:

1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».

И в заключении мне хочется обратиться к вам строчками из не менее удивительного произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

2. Поведение на поединке

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

4. Отношение к Маше Мироновой

5. Поведение с Пугачёвым

Приложение

Приложение

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь .

4. Почёт, уважение. Воздать честь .

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почёта.


В сочинении рассмотрены два ключевых персонажа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Речь пойдет о Петре Андреевиче Гриневе и Алексее Ивановиче Швабрине.

Чем схожи и чем различны эти герои? Как проявились их нравственные качества в неспокойные времена пугачевского восстания? Разделяет ли автор чью-либо жизненную позицию? Хочется найти ответы на эти вопросы.

Оба молодых человека из дворянских семей, следовательно, получили недурное воспитание. Оба не по своей воле попадают в Белогорскую крепость - место основных событий повести. Однако на этом, пожалуй, все сходства между ними заканчиваются.

Повествование идет от лица Петра Гринева. С первых же страниц произведения он представляется нам человеком, хотя и явно неопытным в силу возраста, но, безусловно, совестливым. Не без нотки сочувствия вспоминает Петруша своего учителя - француза, которого отец мальчика прогнал со двора за непотребное поведение.

Характер юного героя раскрывается с каждой новой историей, участником которой он становится. Его мерилом справедливости является совесть. Петр понимает, что попал в сомнительную авантюру с бильярдным долгом, но отступать неловко. Стыдно ему и перед старым дядькой Савельичем, который печется о нем, как родном внуке, переживая за каждое его необдуманное движение. Гринев совсем не богат, но в вопросах чести для него нет компромиссов. Не имея лишних денег, он в благодарность за помощь в дороге отдает случайному проводнику свой полушубок (о, сколько раз тема этого полушубка еще поднимется в повествовании!), невзирая на протест верного слуги. Все это уже характеризует юношу как человека весьма высоких нравственных качеств.

Прибыв в Белогорскую крепость к месту службы, Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, сосланным туда за дерзкое убийство на дуэли. Поначалу молодые офицеры ладят между собой, но понемногу в их отношениях появляется трещина, которая разрастается на почве непримиримо разных мировоззрений. С самого начала их знакомства Швабрин весьма дурно и насмешливо отзывается о семействе капитана Миронова, в которое он давно вхож - что само по себе чести ему не делает. Вскоре выясняется, что гнусности эти беспочвенны, зато открывается новое обстоятельство: оказывается, разжалованный офицер сватался к Марье Ивановне, капитанской дочке, - и получил отказ.

К тому моменту между Гриневым и Машенькой уже вспыхивают взаимные чувства, что становится поводом для выяснения отношений между соперниками. Происходит дуэль, Гринев ранен. После выздоровления Швабрин извиняется перед Петром за свою несдержанность, и тот искренне прощает противника: «в клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». Очень показательный момент поведения героя в момент его превосходства! Петр Андреевич щадит чувства даже не вполне приятного ему человека, уважая за ним право на ошибку. У юноши нет желания утвердиться за счет чужого унижения.

Далее выясняется, что родителям Петра было отправлено письмо, в котором сообщается о произошедшей дуэли. Очевидно, что никакими добрыми побуждениями это не могло быть продиктовано, и стоит за этим снова Алексей Иванович Швабрин - человек, просивший прощения у Гринева и за сам поединок, и за нанесенную им рану.

Белогорской крепости суждено было быть взятой союзниками Пугачева под его предводительством. Героически погибли ее капитан Иван Кузмич - отец Машеньки, и комендант Иван Игнатьич, отказавшиеся присягать самозванцу. И вдруг в толпе пугачевских старшин Гринев, готовящийся пойти на виселицу по стопам своих товарищей, видит Швабрина. Завистливый предатель явно воспользовался бы моментом, чтоб избавиться от былого соперника, но появление Савельича, с готовностью предлагающего свою жизнь за спасение Петра, все меняет: Пугачев милует юношу.

Его снова приводят к самозванцу и ставят перед ним на колени, ожидая, что он поцелует его руку. Но Петр Андреевич, чья жизнь еще минуту назад висела на волоске, отказывается: «…я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Мне кажется, и в этой, и в последующих ситуациях, где Пугачев решает его судьбу, проявляется некоторое сходство между отважным юношей и дерзким атаманом: оба они - люди чести и слова. Другой вопрос, что понятия о чести у них разные.

В полной мере проявляется различие между Швабриным и Гриневым в контексте их взаимоотношений с Марьей Ивановной. Петр ценой своей жизни и доброго имени спасает любимую в самых неблагоприятных обстоятельствах. Он по-прежнему опасно искренен с мятежным атаманом, что спасает уже не только его самого, но и Машеньку. Швабрин же в очередной раз проявляет свою подлую натуру, силой удерживая Машу в крепости, пытаясь вынудить ее выйти за него замуж. О любви там речи, по всей видимости, и не было, а с появлением юного соперника обида уязвленному его самолюбию разрослась до воистину чудовищной ненависти, и жизнь девушки становится для Алексея Ивановича не более чем разменной монетой.

И снова, снова! - когда Петр Андреевич, уже спасший Марью Ивановну, увозит ее из крепости, получив «благословение» Пугачева, он видит Швабрина. «Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом…»

Конечно, в реальной жизни нет стопроцентных злодеев и героев. Добро восторжествовало, зло - повержено. И знаменитое «береги честь смолоду» вновь показывает, что, несмотря на иные обстоятельства, спасти жизнь и в прямом, и в переносном смысле слова проще, живя по законам совести. Судьба предателя Швабрина так и осталась незавидной, несмотря на все его попытки спасти свою жизнь любой ценой. Гринев так же ретиво спасал свою душу от предательства и позора. Итог борьбы обоих героев нам известен.

Что до позиции автора, то, на мой взгляд, вариантов немного: Пушкин всецело на стороне храброго юноши. Когда роковые обстоятельства не оставили иного выбора, и сам Александр Сергеевич оказался на дуэли, защищая честь любимой жены.

В сюжет повести «Капитанская дочка» легли события конца XVII столетия. По России прокатилась волна мятежей под командованием самозванца Пугачева. Герой пушкинского произведения - молодой дворянин Петр Гринев. Что общего у Швабрина с главным персонажем?

Для того чтобы найти сходные черты у этих героев, следует дать сравнительную характеристику. О том, что общего у Гринева и Швабрина, можно понять уже из той главы, где рассказано об их встрече.

Отношение к людям

Гриневу семнадцать лет. Он сын помещика, приверженца старых традиций. В начале произведения Гринев показан открытым, но легкомысленным подростком. На Петра огромное влияние оказал гувернер - человек несерьезный и не самый лучший педагог. Впрочем, француз преподал своему подопечному несколько уроков фехтования, что в дальнейшем спасло ему жизнь.

Уже в начале повести читатель видит, что главный герой человек добрый, отзывчивый. Достаточно вспомнить сцену встречи с Пугачевым. Неизвестный мужик помог Гриневу выбраться к постоялому двору. Петр отблагодарил своего спасителя, подарив ему заячий тулуп. Сложно сказать, что общего у Гринева и Швабрина. Ведь для последнего отношения к людям обусловлено расчетливостью. Швабрин - мстительный, злобный человек. Сперва Петр рад знакомству с молодым дворянином, но уже скоро разочаровывается в своем новом приятеле.

Маша Миронова

Алексей коварный, подлый. Он отвратительно отзывается об обитателях крепости, в том числе и о Маше, которая отказалась выходить за него замуж. Что общего у Гринева и Швабрина? Они оба влюблены в капитанскую дочку. Правда, чувства свои выражают по-разному.

Швабрин пытается всячески очернить несостоявшуюся невесту. Он называет ее дурочкой, а прочитав стихотворение, посвященное капитанской дочке, распускает о ней грязные сплетни. Маша, по словам Алексея, готова ответить взаимностью тому, кто сделает ей подарок. Гринев не позволяет себе отзываться о людях плохо. Он настоящий дворянин.

Петр заступается за честь девушки, вызывает Алексея на дуэль. Далее автор изображает сцену, которая и отвечает на вопрос о том, что общего у Гринева и Швабрина. Общее одно - умение фехтовать. В остальном эти герои совершенные противоположности. Швабрин наносит удар противнику тогда, когда тот оборачивается на крик слуги. Наносить удар в спину - тактика, характерная для Алексея.

Но вернемся к главной героине пушкинской повести. Гринев любит Машу, и это чувство взаимно. Но если б сердце девушки принадлежало другому человеку, его отношение к ней не изменилось бы. Это человек благородный, действующий в любой ситуации, как велит ему офицерский долг. Швабрин же, перейдя на сторону Пугачева, сделал Машу своей пленницей. Что общего между Гриневым и Швабриным в отношении к главной героине, сказано выше. Это влюбленность. Однако в главах, где рассказано о захвате крепости, Алексей изображен в настолько неприглядном виде, что у читателя возникают сомнения, способен ли это человек любить. Любовь - чувство бескорыстное, а Швабрин всегда стремится к наживе.

Отношение к Отечеству

Максимально раскрывают характеристики героев события, происходящие после захвата крепости. Швабрин без колебания переходит на сторону мятежников. Он так боится смерти, что мгновенно забывает о присяге, которую дал императрице. Гриневу же удается следовать наставлениям отца даже в критический момент. Петр отказывается присягать мятежнику, при этом честно заявляет Пугачеву о своем долге перед Отечеством.

Как ни странно, разбойник Емельян испытывает к молодому дворянину симпатию. И дело даже не в том, что Петр когда-то подарил ему тулуп и угостил вином. Пугачев видит, что перед ним не трус, человек с твердыми убеждениями. Даже самозванец, на совести которого множество смертей, уважает офицера, не отступившего от своих слов в минуты смертельной опасности.

Для Швабрина нет ничего святого. Он предает Родину, отрекается от офицерского чина. Но он очень мстительный. Оказавшись под арестом, Швабрин всячески пытается оклеветать Гринева. От казни Петра спасает Маша.

Что общего у героев Гринева и Швабрина

В этих образах больше отличий, чем сходных черт. Общую характеристику Гринева и Швабрина составить невозможно. И у первого, и у второго дворянское происхождение. И Гринев, и Швабрин - офицеры. Но назвать перебежчика, труса, предателя дворянином нельзя. Дворянин тот, для которого превыше всего чувство долга. Это тот, кому неведома ни корысть, ни трусость, ни мстительность. Классический образ русского дворянина - Петр Гринев. Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина.

Лучшие статьи по теме