Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Мальта: село мамонтов и шерстистых носорогов. Превращения избы-читальни Заведующий деревенской читальней 5 букв

Мальта: село мамонтов и шерстистых носорогов. Превращения избы-читальни Заведующий деревенской читальней 5 букв

Глава V. Культурно-массовая работа комсомола в деревне

Комсомольцы - организаторы досуга молодежи

Колхозная молодежь, умеющая упорно, настойчиво, самоотверженно трудиться на помощь фронту, любит в свободный час спеть хорошую песню, прослушать музыку, обменяться веселой шуткой, поплясать. Велико у молодежи стремление и к знаниям - к изучению истории, географии, литературы, техники.

Война оставляет немного времени для отдыха, но тем разумнее нужно использовать это время. Хорошо проведенные минуты отдыха дают зарядку для многих часов труда.

Комсомольцы должны выступать вожаками молодежи не только в труде, но и в организации учебы и досуга молодежи.

Культурно-массовая работа основана на широкой самодеятельности масс и должна отвечать самым разнообразным интересам молодежи.

Увлекательная лекция, товарищеская, беседа, литературный или военный вечер, смотр самодеятельности, чтение вслух лучших произведений классической и советской литературы, экскурсии, коллективное посещение кино, обсуждение книг, кинокартин, спектаклей, драматические, хоровые и музыкальные кружки, кружки народных танцев и плясок и многое, многое другое - все эти интересные и занимательные виды культурно-массовой работы должны найти свое место в работе комсомольских организаций колхозов и совхозов. Они открывают неисчерпаемые возможности для воспитания у молодежи чувства горячей любви к родине, гордости за великую, бессмертную культуру нашего народа.

Советское государство, заботясь о культурном развитии трудящихся, и во время войны отпускает десятки и сотни миллионов рублей на нужды политико-просветительных учреждений. На территории каждого сельского совета создается изба-читальня, отпускаются средства для ее работы, выделяется специальный работник - заведующий избой-читальней, избач.

Изба-читальня - центр культурной жизни села. Это одновременно и боевой агитпункт, и клуб, и читальня. Это важнейший очаг массовой работы с молодежью. Здесь сосредоточена общественная жизнь деревни. В хорошей избе-читальне всегда многолюдно. И стар и млад заходят сюда на огонек: почитать свежую газету, посоветоваться со знающим человеком, побеседовать о том, что делается на фронте, поговорить о колхозных делах.

Здесь можно послушать интересный доклад о текущих событиях, встретиться с героем отечественной войны, записаться в интересный кружок.

Поэтому сельские комсомольцы должны всячески стремиться к улучшению работы своей избы-читальни.

Как следует организовать работу избы-читальни и что для этого могут сделать комсомольцы?

Прежде всего каждую избу-читальню надо оборудовать, благоустроить, придать ей уютный и культурный вид. В запущенную избу-читальню, в которой грязно, неуютно, не топлено, нет свежих газет и книг, никто не пойдет.

Другое дело, если изба-читальня находится в хороших, заботливых руках. О работе такой избы-читальни в Ново-Щаповском сельсовете Клинского района Московской области рассказывает избач тов. Конторщиков:

«Когда спускается вечер, вереницей тянется народ в нашу избу-читальню, как в уютный родной дом. Идут сюда и старые и малые: почитать, послушать беседу, отдохнуть.

Чистый крашеный пол, оклеенные обоями стены, белые занавески на окнах, портреты вождей, географическая карта, красочно оформленные витрины, фотогазеты, боевые лозунги, иллюстрированные монтажи, цветы на столах - таков внутренний вид нашей избы-читальни.

Стены внутри здания хорошо оформлены. Здесь вы увидите доску почета, лозунг, зовущий к напряженному труду, или монтаж «Чем ты помог сегодня фронту?», где колхозник прочтет имена своих соседей, сдавших теплые вещи, деньги, продукты в фонд помощи Красной Армии. Они как бы наглядно, агитируют, убеждают посетителей в том, что труд их есть вклад в великое дело борьбы с германскими захватчиками, что от стойкости, выдержки и самоотверженной работы каждого патриота зависит победа.

При избе-читальне работает несколько кружков, есть свой хор, который разучил много русских народных песен, создан драматический кружок».


Чтобы развернуть по-настоящему культурно-массовую работу на селе, комсомольцы должны прежде всего привести в порядок свою избу-читальню: отремонтировать ее, починить столы, скамейки, табуретки, украсить стены новыми плакатами и лозунгами, оборудовать, если позволяет площадь, сцену.

Когда комсомолка Рая Ягафарова приняла избу-читальню в селе Татарские Выселки, в ней было холодно и пустынно: голые, оборванные стены, разрушенная сцена. На книжной полке две-три старых брошюрки. С первых же дней Ягафарова убедилась, что одной привести избу-читальню в порядок будет трудно. Требовалось прежде всего создать актив. На помощь Ягафаровой пришли комсомольцы. Первым делом они организовали сбор книг, и вскоре в избе-читальне появилась библиотека, насчитывающая до 3 тысяч книг. С помощью комсомольцев Ягафарова привела в порядок помещение, украсила его. Теперь изба-читальня стала любимым местом отдыха молодежи.

Как организовать работу в избе-читальне

Изба-читальня - это прежде всего центр политической информации населения. Колхозники, наша молодежь с величайшим интересом следят за положением на фронтах отечественной войны, за событиями в нашей стране и в международной жизни. Удовлетворить эти запросы, дать ответ на волнующие темы, быть на уровне возросшей политической активности масс - прямой долг и обязанность избача.

В организации политической информации избачу многим могут помочь комсомольцы. Лучшие комсомольские агитаторы должны дежурить в избе-читальне для проведения бесед, для ответа колхозникам на непонятные вопросы, для разъяснения важных военных и правительственных сообщений.


Большую помощь в организации политической информации могут оказать сельские учителя, школьники старших классов. Учителю - почетная роль в избе-читальне. Он и беседу проведет, и кружком может руководить, и разъяснить непонятный вопрос. Учителя и кольники могут изготовить для избы-читальни самодельную географическую карту, флажками обозначить места, где происходят боевые действия. Учитель может помочь чтецам, беседчикам, агитаторам.

Нельзя, конечно, ограничиваться одними беседами и читками газет. С огромным интересом послушает сельская молодежь рассказы бойцов, вернувшихся с фронта, поучится у фронтовиков смелости и отваге, научится ненавидеть врага.

Чтение писем земляков с фронта - важное, интересное, волнующее дело. Его могут хорошо организовать комсомольцы. Для этого надо широко использовать яркие письма с фронта, публикуемые в «Комсомольской правде».

Чтение и обсуждение в кругу молодежи таких писем - большое событие. Оно заставит каждого юношу и девушку подумать о цели жизни, вызовет страстное желание быть похожими на героев отечественной войны.

Во многих избах-читальнях комсомольцы устраивают художественно оформленные витрины «Письма родных и земляков из действующей армии», а также выставки портретов земляков - героев отечественной войны. Комсомольцы достают фотографии своих земляков, отличившихся на фронтах, либо вырезают их снимки из газет и журналов; если есть свои художники, рисуют их. Под портретами помещается краткое описание подвига земляка-героя. Вместо подписи можно поместить вырезку да письма, полученного с фронта.

Не малое место занимает в культурно-массовой работе избы-читальни наглядная агитация.

Подобно выставке портретов героев можно устроить различные фотомонтажи из журнальных и газетных снимков, написать или перерисовать «окна ТАСС» и т. п.

Подобные монтажи и плакаты сделать несложно и просто. К работе над ними можно с успехом привлекать местных художников-самоучек, особенно старших школьников.

Большой опыт в устройстве таких самодельных плакатов имеется у библиотекарей, учителей. Они помогут в отборе материала, сделают вырезки из газет и журналов, подскажут, как лучше их оформить.

Молодежь советской деревни любит и уважает хорошую книгу. На такую книгу всегда большой спрос.

Комсомольской организации нельзя ограничиться только созданием или укреплением местной сельской библиотеки, - надо еще донести книгу до молодежи. Хорошим средством воспитания у молодежи любви к книге является коллективное чтение художественных произведений и их обсуждение. В каждой организации найдется несколько хорошо грамотных комсомольцев, которые помогут избачу организовать коллективное чтение. Учителя посоветуют, какую книгу следует прочитать вслух, подскажут чтецу, как лучше ее читать. Вовсе не надо стремиться прочитать книжку за один вечер. Большое произведение можно разделить на несколько вечеров, и тогда слушатели будут с нетерпением ожидать следующей встречи с героями книги.

Во многих избах-читальнях устраиваются литературные вечера, участники которых обсуждают произведение, прочитанное всеми заранее. Хорошо провести такой литературный вечер с обсуждением лучших образцов классической и советской литературы. К такому вечеру надо готовиться заранее. Следует широко оповестить молодежь о том, какое произведение будет обсуждаться, подготовить товарища, который выступит с вступительным словом, организовать предварительное чтение этого произведения.

Редко у нас проводится обсуждение кинофильмов. А ведь герои кинофильмов - это часто любимые герои молодежи.

Чем более изобретательными будут комсомольцы при организации таких вечеров, тем интереснее, живее, увлекательнее они пройдут, тем больший след оставят они в памяти каждого участника.

Запросы нашей молодежи широки и разнообразны. Хорошо бы организовать беседы и лекции на темы о военном деле, о различных видах оружия, на исторические темы, по географии, астрономии, о различных явлениях природы, жизни растений и животных, по санитарии и гигиене.

Особое место должны занять лекции и беседы на агротехнические темы. Их с успехом может провести агроном или зоотехник, если к нему обратятся с просьбой комсомольцы. Сейчас, когда молодежь стала решающей силой в сельском хозяйстве, наша задача - постоянно помогать ей овладевать агротехническими знаниями, готовить новые кадры для колхоза. В некоторых избах-читальнях устраиваются интересные вечера-встречи старых мастеров колхозных полей с молодежью. На таких вечерах старые и молодые колхозники обмениваются опытом: молодежь учится у старых, бывалых тружеников земли мастерству получения высоких урожаев. Такие вечера пользуются большим успехом на селе и приносят несомненную пользу.

Большое значение приобрела в нынешних условиях справочная работа избы-читальни. У колхозников в связи с войной возникает множество новых, самых разнообразных вопросов, которые непосредственно задевают жизненные интересы молодежи. Например, вопрос о льготах семьям военнослужащих, о порядке выплаты пенсии инвалидам войны, о том, как отыскать родных, ушедших в армию, и т. д. Некоторые избы-читальни при помощи комсомольцев хорошо поставили такую справочную работу. Заведующая Серпейской избой-читальней Мещовского района Смоленской области тов. А. Фатова рассказывает, как после восстановления избы-читальни, разрушенной фашистскими разбойниками, она организовала стол справок:

«Когда я вывесила объявление о том, что начал работать справочный стол, ко мне охотно пошли за справками, с просьбами написать письмо, заявление. Во многом мне помогли комсомольцы. В мое отсутствие они дежурили, выдавали справки, писали по просьбе колхозников письма на фронт».


Справочная работа повышает авторитет избы-читальни, укрепляет связь избы-читальни и работающих в ней комсомольцев с колхозниками.

В Вершниковскую избу-читальню Горьковской области за справками сначала приходили главным образом жены мобилизованных в Красную Армию, просили составить письмо, заявление, выхлопотать пособие. Избач и его актив помогали во всех этих делах. Теперь сюда обращаются уже по самым разнообразным вопросам: по агротехнике, медицине, по педагогическим, правовым и многим другим вопросам. Число справок, выдаваемых избой-читальней, непрерывно растет.

Разнообразные кружки, организуемые комсомольцами при избе-читальне, помогают вовлекать молодежь в общественную жизнь колхоза, в активную комсомольскую работу.

Особенно большое распространение в деревне получили кружки художественной самодеятельности - драматические, хоровые, песни и пляски, музыкальные. Кому, как не комсомольской организации, выступать инициатором создания таких кружков, направлять их деятельность?

Первое, за что следует взяться комсомольцам при создании самодеятельных кружков, - это выявить, объединить всех желающих заниматься в таких кружках. При этом не следует пугаться, если желающих вначале будет слишком много. В процессе работы случайные люди быстро отсеются.

При создании драматического кружка труднее всего найти руководителя. Лучше всего, если им станет преподаватель литературы ближайшей школы или кто-нибудь из одаренных учеников старших классов.

На первых порах кружку следует начинать работу с постановки маленьких, одноактных пьес, скэтчей, сценок, для которых не нужно много действующих лиц и сложных декораций. Такой репертуар к тому же позволит чаще менять программу. При выборе пьесы надо помнить о том, чтобы ее тема соответствовала боевым задачам дня.

Приступая к работе над пьесой, руководитель и участники кружка должны предварительно обсудить ее на занятии кружка, разобраться в идее этого произведения, выяснить характеры и особенности каждого действующего лица, его отношение к другим героям пьесы.

Даже на мало приспособленной площадке сельской избы-читальни или клуба можно хорошо оформить постановку, (нужно лишь проявить изобретательность.

Участникам драмкружка не надо ограничиваться только работой над постановкой пьесы. Хорошо будет, если кружковцы, не занятые в пьесе, подготовят декламацию стихов. Это даст возможность и разнообразить программу вечера и вовлечь в активную работу кружка больше молодежи.

Работа кружка будет интересной и плодотворной, если комсомольские организации будут серьезно, повседневно помогать его руководителю.

Песня всегда была верным спутником русского человека в труде и в бою. В каждом селе много любителей пения. Поэтому создать хор - дело нетрудное. Лучший из певцов, наиболее музыкальный, может стать руководителем хора. Петь хорошо под аккомпанемент гармошки или гитары. Новые песни можно разучивать по слуху, мелодию и слова записать но радио. Если на селе есть патефон, песни можно разучить, слушая пластинки. Хоровые кружки должны широко пропагандировать русскую народную песню, новые боевые песни советских поэтов и композиторов, песни великой отечественной войны.

В минуту досуга молодежь любит потанцовать. Почему бы комсомольцам не выступить организаторами этого увлекательного дела? В каждом селе найдется хороший плясун, танцор. Ему и можно поручить организацию кружка народного танца.

Не следует забывать и о музыкальном кружке. Любителей музыки среди молодежи на селе много. Надо собрать товарищей, имеющих музыкальные инструменты, посоветоваться с ними, подобрать руководителя из числа наиболее подготовленных людей и вместе с ними наметить программу работы кружка.

Можно отдельно собирать гармонистов, любителей играть на струнных инструментах.

Выступать на вечерах могут одновременно несколько кружков. Это позволит сделать концерт разнообразным и интересным. Помимо кружков могут быть выступления отдельных людей - солистов: певцов, рассказчиков, плясунов, декламаторов, музыкантов, гармонистов и т. д.

Хорошо организовать конкурс на лучшего гармониста, гитариста, лучшего исполнителя народных песен. Такие конкурсы всегда привлекают большое внимание молодежи. Конкурсы и смотры художественной самодеятельности, устраиваемые по инициативе комсомольских организаций, привлекают новые силы, помогают выдвигать талантливых, одаренных людей из молодежи.

Конкурс художественной самодеятельности можно устроить сначала в одном селе, по колхозам данного сельсовета, а затем уже лучшие силы собрать на районный смотр самодеятельности. В самом ходе конкурса или смотра обычно вырастают новые кружки, появляются новые участники самодеятельности, живей начинает биться комсомольская жизнь на селе.

Хорошая организация самодеятельности поднимает активность молодежи, сплачивает ее вокруг комсомольских организаций. Молодежь видит в лице комсомольцев своих вожаков, организаторов и жадно тянется к работе, пополняет ряды сельского комсомола.

Вечера молодежи - одна из лучших форм массовой работы комсомола. Если на селе хорошо работают самодеятельные кружки, подготовить и провести интересный вечер молодежи будет нетрудно.

Открыть вечер можно докладом на какую-либо тему, интересующую молодежь: о героях отечественной войны и их подвигах, о текущем моменте и т. д.

Докладчика на вечер следует пригласить из районного центра. Им может быть также и земляк-участник отечественной войны, избач, учитель местной школы или кто-нибудь из хорошо подготовленных комсомольцев. После доклада хорошо организовать выступления кружков художественной самодеятельности, пляску, танцы.

Интересный вечер организовали комсомольцы совхоза имени Кирова Кваркенского района Чкаловской области. Доклад о боевых традициях комсомола сделала инструктор обкома комсомола тов. Данилова. За ней слово взял фронтовик Проша, до войны работавший в совхозе. Содержательный доклад, горячее выступление комсомольца-фронтовика, участника обороны Сталинграда, взволновали молодежь.

На вечере выступил кружок художественной самодеятельности, потом физкультурники показали гимнастические упражнения. Вечер закончился выступлением самодеятельного духового оркестра и танцами.

После вечера четыре молодых колхозника и две слушательницы курсов трактористов заявили о своем желании вступить в комсомол. Такие вечера проводят многие комсомольские организации, и они всегда дают положительные результаты.

Очень важно привлечь к организации такого вечера как можно больше колхозной молодежи. Дайте молодым колхозникам, которые стояли в стороне от общественной жизни, какое-нибудь поручение по подготовке вечера, помогите им советом, поддержите их инициативу, и они скоро могут стать активными участниками всех начинаний комсомольцев.

Летом из участников художественной самодеятельности можно организовать агитбригады. Члены такой агитбригады, работая в поле наравне с другими колхозниками, в свободное от работы время организуют небольшие концерты, помогают выпускать боевые листки, проводят беседы, вслух читают газеты, книги, сочиняют веселые частушки на местные темы.


Агитбригада Хуторской избы-читальни Нижне-Увельского района Челябинской области, которой руководит Николай Овчинников, известна далеко за пределами сельсовета. Ее тепло встречают колхозники в поле. Руководитель бригады обычно проводит беседу с колхозниками, а потом устраивается небольшой концерт: показывается короткая пьеса или сценка, исполняются песни и пляски, выступает струнный оркестр, а иногда физкультурники.

Особой популярностью пользуется исполнение частушек на местные темы. Избача Овчинникова, составителя частушек, на селе так и называют «мастером частушечных дел». Особенно в них достается нерадивым колхозникам. Агитбригада допекает их своей меткой и острой сатирической частушкой.

Комсомольская организация должна помнить, что успех культурно-массовой работы в огромной степени зависит от избача. Если заведующий избой-читальней культурный, хорошо подготовленный, энергичный человек, и в избе-читальне закипит работа, и комсомольской организации работать будет легче. Поэтому подбор хорошего избача является кровным делом комсомольской организации.

«Каждый шаг в работе, - говорит М. И. Калинин, - каждое слово избача, могущее влиять на людей, должны быть направлены на помощь фронту. Работа избачей - дело трудное, но благородное и увлекательное. Это - работа для души. Человек чувствует, что он несет просвещение в массы. Что может быть увлекательнее, когда сознаешь, что ты расширяешь умственный кругозор народных масс».


Больше половины избачей - комсомольцы. Это факт положительный. Но избачам надо повседневно помогать в работе, повышать их политическую и деловую подготовку. Вокруг избы-читальни следует создать крепкий актив.

К этой работе можно привлечь активных комсомольцев, учителей, агрономов, врачей, колхозников-активистов.

Одной из форм объединения такого актива является совет при избе-читальне. Совет привлекает к работе все культурные силы деревни, рассматривает план работы избы-читальни, обсуждает вопросы практической ее деятельности, заслушивает доклады руководителей кружков, заведующих красными уголками и т. д.

Совет следит также за выполнением бюджета избы-читальни, за сохранностью ее имущества, своевременным ремонтом и содержанием помещения в чистоте и порядке. Члены совета сами работают в бригадах, в красных уголках и на десятидворках и распределяют между собой обязанности по организации и руководству отдельными участками работы: военно-оборонной, агротехнической, справочной, художественной самодеятельности и т. п. Совет избы-читальни отчитывается о своей работе перед сельским советом депутатов трудящихся. Комсомольская организация должна принимать активное участие во всей работе совета избы-читальни.

Культурно-массовая -работа на селе - важный участок деятельности комсомола. Нельзя думать, что она ограничивается только избой-читальней.

Руководитель комсомольской организации должен быть в курсе того, что читает молодежь, герои каких произведений волнуют их, о чем мечтает узнать юноша, увлекающийся историей, военным делом или географией. Умело направлять эти интересы и запросы, неустанно заботиться о повышении знаний, политического кругозора молодежи - настоятельная задача комсомольского руководителя.

В организации культурно-массовой работы всегда следует руководствоваться указаниями Михаила Ивановича Калинина, который на московском совещании по политпросветработе говорил:

«Постоянно вносите в культурно-просветительную работу политические элементы. В данный момент все свое внимание сосредоточьте на помощи фронту во всех ее формах, в самых различных проявлениях. Тот из культурных работников, из избачей, кто эту линию будет проводить удовлетворительно, тот сделает большое политическое дело».


- {{изба чит{}а{}льня}} избы читальни; мн. избы читальни, изб читален; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней. * * * изба читальня один из видов сельских клубных учреждений в СССР до… … Энциклопедический словарь

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР до нач. 60 х гг … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 библиотека (19) туалет (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ж. Культурно просветительное учреждение в сельской местности (в СССР в 20 60 х годах XX в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

изба-читальня - , ы и, ж. Читальня в помещении крестьянского дома. ◘ У нас теперь сделались центрами политико воспитательной работы в рабочих районах клубы, а в деревне избы читальни (Молотов). БАС, т. 5, 86. Постановлено: на гонорар рабкоров закупить… … Толковый словарь языка Совдепии

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Возникли в первые годы Советской власти. В некоторых национальных республиках, округах, краях, областях были созданы передвижные И. ч. красные чайханы, красные чумы, красные юрты и др.… … Большая советская энциклопедия

изба-читальня - изб а чит альня, изб ы чи т альни … Русский орфографический словарь

изба-читальня - (1 ж 1 ж), Р. избы/ чита/льни … Орфографический словарь русского языка

изба-читальня - избы/ чита/льни; мн. и/збы чита/льни, изб чита/лен; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней … Словарь многих выражений

изба-читальня - изб/а/ чит/а/ль/н/я … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Пепел Одессы стучит в мое сердце Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Пепел Одессы стучит в моё сердце" составлен редакторским коллективом литературно-художественного портала" Изба-Читальня" по материалам авторов сайта.. Главная идея настоящего…
  • Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Крым - русская земля. Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет!"составлен членами редакционной коллегии и художественного совета литературно-общественного объединения"…

Мальта приковала к себе особое внимание два года назад, когда при въезде в старинное село появилась семья мамонтов. Удивительно, но многие жители Приангарья до этого времени даже не подозревали о том, что рядом с ними расположена одна из крупнейших стоянок эпохи палеолита. А началось все с того, что в далеком 1929 году крестьянин Савельев решил углубить у себя дома погреб. Во время раскопок он обнаружил огромную старую кость, которая, впрочем, не произвела на него впечатления. Он выбросил ее за ограду, а местные мальчишки тут же нашли ей применение, приспособив в качестве саней. Однако заведующий деревенской читальней присмотрелся к диковинке и сообщил о ней в Иркутск. Известный археолог Михаил Герасимов сразу отправился в Мальту и обнаружил древнюю стоянку. Эта новость ошеломила весь научный мир. Из недр мальтинской земли были извлечены такие уникальные артефакты, как миниатюрные женские статуэтки, Венеры, захоронение ребенка с богатым инвентарем и бусинка, изготовленная из минерала под названием «тигровый глаз».

Церковь рухнула в тишине
Красивое большое село Мальта поделено на две части - правый и левый берег реки Белой. Правая сторона более современная. Она образовалась после того, как была построена железная дорога. Здесь расположены все социально значимые объекты: местная администрация, школа, Дом культуры, предприятие по производству минеральной воды «Мальтинское» и останки когда-то гремевшего на всю область санатория.

Зато левая сторона представляет собой настоящую историческую сокровищницу. Вдоль главной улицы - Ленина - простирается прежний Московский тракт, по которому несколько веков назад передвигались каторжники, военные. Во время пути они делали в Мальте небольшую остановку: отдыхали, меняли коней. Этот эпизод из истории села мальтинцы воссоздали в один из сельских праздников. Облачившись в тряпье и рванину, они изобразили, как по Московскому тракту передвигались каторжники.

На углу улицы до сих пор стоит двухэтажный старинный дом, в котором находилась притрактовая гостиница. По словам жителей, в ней когда-то останавливался Антон Чехов. Затем, много лет спустя, здание оборудовали под родильный дом.

Известно, что далеко не все каторжники выдерживали длинную дорогу. Часто мученики обретали здесь последнее пристанище. Хоронили их без отпевания, и именно по этой причине жители решили возвести в селе церковь. Отправили прошение государю Александру I и, не дожидаясь ответа, начали собирать деньги.

Изначально было решено построить двухпридельный храм, однако со временем планы изменились, и в результате был воздвигнут большой трехпридельный. Главный придел - во имя Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери, а третий - во имя святителя Иннокентия. Сделан храм был на совесть. Для его строительства использовали большие старинные кирпичи из местной глины. Для того чтобы они крепче держались, в раствор добавляли огромное количество яиц. Жители сами несли их со своих дворов. Каждый хотел внести свой вклад в благое дело.

В 1810 году два меньших придела были освящены, а очередь самого главного подошла лишь спустя 23 года, так как были трудности с деньгами. Возле храма была открыта и церковно-приходская школа. Первыми ее окончили 10 человек. При этом, по воспоминаниям старожилов, мальчиков в ту пору было больше, чем девочек. В своем первозданном виде храм прослужил до революции.

Во время Гражданской войны 1918 года его использовали для пристрелки артиллерийских орудий и красные, и белые. Церковь была обстреляна со всех сторон. В феврале 20-го года, когда Мальта была на военном положении, с колокольни красные отстреливались от каппелевцев.

В 1933 году храм был закрыт. Часть помещения была отгорожена и оборудована под склад, а церковная территория отдана под спортивные площадки и застройку. Какое-то время в храме на втором этаже была контора кирпичного завода, затем его отдали под клуб. Работники мальтинской культуры показывали кино, устраивали танцы. Здесь же население собиралось на сходы. За то время, пока храм не использовался по своему прямому назначению, его стали понемногу разбирать на нужды. Поскольку кирпич был очень хорошего качества, в 30-40-е годы военные вывозили его на казармы.

Последним, кто на время нашел пристанище в церкви, стал магазин сельпо. Правда, проработал он недолго, а после того как здание опустело, оно начало рушиться. Во время землетрясения 2009 года большая часть стен храма осыпалась, а через два года от него остались одни руины.

В тот день было очень спокойно, тихо. Примерно в 17.30 услышали страшный треск, и храм рухнул. Сам по себе. Видимо, время его пришло. Туда уже никто не ходил, не заглядывал, - рассказывает Галина Коломиец, хранитель школьного краеведческого музея. - Жаль, конечно, церковь. Памятник архитектуры. Может быть, когда-нибудь на его месте построят новый храм. Ведь место это намоленное, святое.

Венеры, бусинки и древние захоронения
В Мальте находится и всемирно известная стоянка древнего человека. История о том, как местный житель выкопал кость мамонта, давно превратилась в легенду, которую старшее поколение рассказывает молодым. Несколько десятков лет сюда каждый сезон наведывались экспедиции. Из земли археологи извлекали кости мамонта, шерстистого носорога, рога оленя, орудия труда первобытных людей, украшения и предметы быта.

Этот памятник древности привлек сотни тысяч туристов и археологов со всего мира. Всем хотелось поближе познакомиться с уникальными артефактами. Ученые выяснили, что на месте Мальты 21-23 тысячи лет назад находилась тундра, по которой бродили стада мамонтов, носорогов и бизонов. Их мясо служило пищей первобытным людям, а из шкур и костей сооружали жилища.

В 1958 году на смену Михаилу Герасимову, который первым начал изучать мальтинскую культуру, пришел его ученик, профессор и археолог Герман Медведев. Он также раскопал немало удивительных изделий. Среди них, например, маленькие статуэтки женщин. У них были четко вырезаны губы, профилированы ноздри и выделялся миниатюрный подбородок. Таких фигурок, получивших имя Венеры, набралось 30 штук. Еще одна находка - древняя бусинка, изготовленная из минерала «тигровый глаз». Примечательно в ней то, что до этих пор этот минерал встречался только в Индии и Южном Афганистане.

В Мальте обнаружили и единственное в регионе захоронение ребенка с богатым убранством: бусинами и подвесками из бивня мамонта, фрагментами изображения летящей птицы, кремниевыми изделиями и браслетом.

Жгли костры, пели под гитару
У местных жителей археологические изыскания также вызывали неподдельный интерес. Ребятня часто навещала участников экспедиций, смотрела, как они работают.

Раньше здесь был даже указатель «Стоянка древнего человека». Посторонним туда вход был запрещен. Но в мою молодость мы часто туда бегали. В 80-х годах археологи устанавливали палаточный городок и работали здесь весь сезон, три-четыре месяца. Приезжали в основном из Иркутска студенты, молодежь, они жгли костры, играли на гитаре. И мы к ним присоединялись, - вспоминает Динара Салиховна, жительница Мальты.

С первого класса юные «археологи» протоптали сюда дорожку. Их интересовал весь процесс работы: как снимается первый слой земли, работа скребками и кисточками, извлечение изделий, проведение замеров и фотографирование артефактов.

Описать это невозможно. Нужно видеть. Я никогда не видела такой скрупулезной работы, исследуется каждый миллиметр земли. Археологи трепетно относятся к каждому обнаруженному экспонату. Обращаются с ними очень аккуратно, чтобы не причинить ущерб.

Правда, есть в этой мальтинской достопримечательности и один существенный минус. Поскольку все село по сути представляет собой зону археологического наследия, любые строительные, земляные работы здесь запрещены. И для жителей это очень большая проблема. Для того чтобы добиться разрешения на строительство какого-либо объекта, даже маленького сарая или бани, им нужно пройти немало инстанций. Такой же процедуре подвергаются и те, кто желает просто взять землю под огород. Некоторые из мальтинцев пытались воспрепятствовать этому «безобразию» и самовольно возводили строения. Однако надзорные органы, узнав про нарушение, сразу приезжали и наказывали виновного рублем.

Мамонт и стоматолог
В начале 2000-х из-за отсутствия финансирования раскопки прекратились, и только два-три года назад они вновь были продолжены. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета на берегу реки обнаружили останки мамонтенка. Сначала они наткнулись на зуб животного, который скрывался сразу под дерном, затем, копнув поглубже, нашли и остальные останки: фрагменты черепа, костей ног, ребер. Все они находились в древней морозобойной трещине, на площади около полутора метров. Возраст отложений составил примерно 25 тысяч лет.

По предположениям Дмитрия Лохова, инженера-исследователя кафедры археологии, этнологии и истории Древнего мира, возможно, мамонтенок стал добычей древнего человека. Его отбили от стада и загнали в ловушку. Об этом можно судить по виду и расположению останков. Археологи нашли рубленые кости ног и череп. Зубы лежали отдельно. Ребра также были порублены и сложены в одну кучу.

В 2015 году исследовательские работы в Мальте были начаты позже, уже в начале сентября.

Раскопки вели прямо вдоль заборов, по всей длине переулка Производственного. Копали примерно на три метра глубиной, а сверху все было под пленкой, - рассказывает Динара. - На этот раз мы разместили участников экспедиции в Доме культуры, топили баню, поили их чаем. Работы продолжались до середины ноября. В холода они топили печь. Пока шли раскопки, для жителей отсыпали временную дорогу в обход. После завершения работ переулку вернули прежний вид. Что обнаружили археологи, нам неизвестно, знаем только, что было немало элементов костей животных.

На улице Береговой, вдоль которой много лет велись раскопки, из прежних жителей никого не осталось. Пожилые умерли, молодые разъехались. Новые жильцы знают лишь то, что здесь находится стоянка древнего человека. Правда, иногда кто-то находит любопытные фрагменты. Так, в прошлом году после сильного ливня Наталья Бурлакова, спустившись к берегу, случайно на-

Ткнулась на предмет необычной формы. Сначала она подумала, что это камень, однако присмотревшись, решила, что он больше похож на зуб. Эксперты ее догадки подтвердили. Свою находку она подарила школьному музею. Примечательно, что зуб она обнаружила не на левом берегу, где расположена стоянка, а на правом. Как он туда попал, остается загадкой. По крайне мере, детям в школе Галина Коломиец, шутя, рассказывает, что мамонт ходил к стоматологу.

Еще один экспонат школьного краеведческого музея - огромный позвонок. Его в реке выловили рыбаки. Долго не знали, куда его пристроить, а затем решили отнести в музей. Здесь же хранится челюсть неизвестного животного, кость от бедра шерстистого носорога и копия Венеры, которую музею подарила профессор из Германии Нана Наувальд.

На родниковой воде солят огурцы
Стоянка древнего человека не единственная достопримечательность Мальты. Кто не знает бутилированную минеральную воду с одноименным названием? Она реализуется по всей Иркутской области и за ее пределами. Находится источник в частной собственности. Один предприниматель взял себе участок, пробурил на нем скважину и занялся прибыльным бизнесом. Жителям Мальты и всем посторонним лицам вход туда запрещен, вот только он им и не нужен. У них есть собственный источник. Любой желающий может подойти и почерпнуть для себя родниковой воды. На вкус она слегка подсоленная. Как уверяют мальтинцы, в ней содержится немало полезных веществ. Обычно ей лечат желудочно-кишечный тракт. Для этого нужно выпивать 100 граммов воды утром и вечером. Хозяйки на основе этой воды делают неплохие соленья. Особенно удаются малосольные огурчики. Рядом с источником установлена часовенка.

Санаторий «Мальтинский» - еще одна гордость села - давно канул в Лету. В золотые для него годы сюда приезжали на отдых из Красноярского края, Бурятии, Читинской области, Якутии. Санаторий обслуживал до 1000 человек за сезон. Людей привлекали местные красоты и лечебные грязи, которые добывали с Поповских озер. Они помогали при заболеваниях суставов и опорно-двигательной системы. Грязи есть и сегодня, только пользуются ими усольские лечебницы.

Сейчас от прежнего дома отдыха остался лишь указатель при въезде в село и два здания - контора и столовая. Другие корпуса либо сгорели, либо их разобрали на нужды. Несколько лет назад и эти два строения превратились в обычные жилые дома. В планах у районной администрации создать на территории бывшего дома отдыха музей под открытым небом. Правда, когда осуществится желаемое, не знает никто.

Селфи на мамонте
Единственная достопримечательность, которая появилась здесь за последнее время, - семья мамонтов. Открытие памятника приурочили к празднованию 90-летия Усольского района. Сначала на открытой площадке перед Мальтой появились мама с мамонтенком, а позже к ним присоединился папа. Скульптурную композицию выполнил известный мастер из Тельмы Иван Зуев.

Я сразу решил, что это будет маленький мамонтенок, вытаскивающий маму из ледяной воды. С одной стороны, это спасение, с другой - пробуждение. Мамонтенок словно символизирует наше молодое поколение, которое пытается вытянуть из глубины веков информацию о прошлом. О том, что мы уже забыли. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом. Многие просто не знают о том, какие уникальные сокровища хранятся в недрах этого села, - отметил Иван Зуев.

Технология изготовления скульптуры идентична той, что использовалась при создании статуи «Родина-мать зовет» в Волгограде. Кроме того, была использована и особая техника бронзирования. Гарантия этого творения - 50 лет. Как только семья мамонтов поселилась в сельской местности, к ней нескончаемым потоком едут машины. Люди делают на фоне древних животных фото, селфи, а кто-то пытается взобраться на спину мамонтенка.

Туристов привлекает погреб
Мальтинские дети и сегодня пытаются найти уникальные артефакты. Все свои находки они несут в краеведческий музей. Там каждый год проводится конкурс на самый интересный древний экспонат. Школьники приносят старинную утварь, предметы быта. Впрочем, сегодня для них историческую ценность имеют даже такие приборы, как домашний стационарный телефон, радиоприемник, магнитофон. Ангарская геологическая экспедиция, базирующаяся в Мальте, подарила музею набор камней, а местный часовой мастер принес немало интересных часовых механизмов. Среди его презентов - корабельные часы, отсчитывающие время с точностью кремлевских.

Гордостью школы является и школьный театр «Голос», который в следующем году отпразднует 30-летний юбилей. Впечатляет репертуар театра. Среди постановок: «Юнона и Авось», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» и многое другое. Актерами выступают как дети, так и весь учительский коллектив. Здесь же проводятся районные театральные фестивали, мастер-классы.

В целом, по словам жителей, у них хорошее, спокойное село. Каждое лето Мальту посещают группы туристов. Всем интересно посмотреть на место, где много тысячелетий назад обитали мамонты, шерстистые носороги. Особенно их привлекает дом, в погребе которого и были выкопаны первые артефакты. Правда, жильцы там давно сменились и на свой участок посторонних не пускают. Да и смотреть там уже не на что - все поросло травой и грядками. У районных властей давно зреет идея организовать по мальтинским местам археологического наследия туристический маршрут. Осталось только этот замысел воплотить в жизнь.

Сергей Кез

У этой станции мировая слава, о которой в России мало кто знает. Пассажиры Транссиба, пересекающие Россию, с полным основанием могут говорить, что они проезжали Мальту. Знатокам географии кипятиться не стоит: на карте нашлось место не только островному государству Мальта, но и станции с таким же
названием. Причем своей историей жители сибирской Мальты гордятся не меньше, чем средиземноморской.

Мальта с бурятского означает «черемуховое место». С нынешним начальником станции Андреем Драчуком мы, сколько ни пытались, так и не смогли обнаружить даже намек на остатки черемуховых зарослей. То ли первые строители великой сибирской дороги свели напрочь этот кустарник с черными терпкими ягодами, то ли исчез он по неведомым причинам еще до их прихода. Не смог пролить свет на ботанический казус и глава местного муниципального образования Сергей Миллер, в недавнем прошлом тоже железнодорожник. Правда, совместными усилиями они успешно одолели ту часть рассказа, которая касалась наиболее заметных исторических событий 333-летнего села.

Начало свое Мальта берет от монастырской деревни, которая принадлежала Вознесенскому монастырю Иркутска. Датой основания считают 1675 год. Селению, видимо, на роду было написано быть сначала почтовой станцией, а затем железнодорожной. Сенатский указ о строительстве столбовой дороги от Москвы до Иркутска был подписан в 1731 году, а почти через три десятка лет тракт дотянулся до Мальты. Ориентиром, как утверждают историки, служил старый кандальный путь, по которому тащились каторжники и поселенцы. Мальту не миновали ни Радищев, ни Чернышевский, ни декабристы, ни ссыльные поляки. История повторилась в XX веке, когда в селении появился лагерь для японских военнопленных.

Жизнь Мальты круто изменилась после прихода железной дороги: ее разделило как бы на две части – железнодорожную и чисто сельскую. Со временем железнодорожная стала доминировать. Здесь появились школа, дом отдыха, магазины. Словом, центр деловой и культурной жизни сместился поближе к железной дороге.

Но настоящую славу Мальте принесли раскопки, когда выявилось, что почти вся ее территория – это уникальный памятник палеолитической эпохи. Причем начиналось все, по словам старожилов, как это часто бывает, анекдотично. В 1929 году местный крестьянин Савельев углублял свой погреб и во время этого нехитрого занятия с трудом вывалил из-под земли гигантскую кость. Особого значения диковине Савельев не придал и через несколько дней находку как санки стали использовать мальтийские ребятишки. Заведующий деревенской читальней оказался более знающим человеком – о кости странных размеров он сообщил в Иркутский краеведческий музей. В Мальте, не мешкая, появился известный сегодня всему миру антрополог, археолог, историк и скульптор Михаил Герасимов.
Продолжив углублять савельевский погреб, археолог, к несказанному восторгу, обнаружил кости мамонта, художественные изделия из его бивней и останки других давно исчезнувших животных. Так в Сибири была найдена древнейшая стоянка людей.
А затем открытия посыпались как из рога изобилия. За несколько десятков лет, а Герасимов продолжал свои археологические изыскания до 1959 года и уже не только в погребе, он нашел множество костяных человеческих фигурок. Все они были женскими. По мнению ученого, это объяснялось тем, что у древних мальтийцев существовал матриархат. По его же словам, более двух десятков тысяч лет назад на месте Мальты находилась тундра, по которой неспешно передвигались стада мамонтов, носорогов и бизонов. Они и служили главным объектом добычи. Мясо животных древний мальтиец употреблял в пищу, а из костей строил чум, причем в качестве крыши использовал сплетенные между собой рога оленей. На этот каркас из костей накидывались шкуры, которые придавливались массивными черепами и бивнями мамонта. (Любопытно, что на средиземноморской Мальте открытие, например, Гипогея сопровождалось похожими событиями: собственник земли случайно обнаружил провал, ведущий в подземные пещеры. – примечание сайт)

Раскопки археологи с разной степенью интенсивности продолжают и сейчас.
Здесь, куда ни ткни лопатой, при удаче можно попасть на мировую сенсацию, ведь вся территория Мальты, по словам ученика Михаила Герасимова, иркутского ученого, профессора Германа Медведева, давно объявлена сплошной зоной археологического наследия. Со всеми вытекающими отсюда ограничениями для местных жителей: получить земельный участок под строительство или начать его, признавался Сергей Миллер, большая проблема. Дело с мертвой точки сдвинется только тогда, когда ученые выдадут разрешительный документ.
Но сам глава местной власти мечтает о том времени, когда мировая слава Мальты начнет приносить хоть какую-то копейку в тощий муниципальный бюджет.

— Вполне можно было организовать платную экскурсию по уже обнаруженным в области стоянкам древнего человека. Мы с опозданием, но под это дело даже музей делаем, который разместится в здании бывшей церковно-приходской школы, тоже, кстати, местном старожиле – этому дому почти по лет. И археологов давно уже оповестили: копайте, но часть найденных артефактов – нам. А то ведь практически ни одного доброго экспоната – все в Москве да в Питере. Словом, сапожник без сапог, – говорит Сергей Миллер.

А напоследок мы едем к знаменитым мальтийским источникам. Кружка со студеной соленой водой ходит по кругу. Сергей Миллер обещает мне подарить книгу об истории Мальты, которую написали учителя-пенсионеры Анатолий Греченко и его супруга Антонина вместе с другими членами семьи.

А я пытаюсь найти взглядом такой кусочек пейзажа, где не было бы ни единой приметы современности, чтобы представить, как здесь тысячи лет назад брели стада мамонтов. Кажется, нашел, сейчас появятся гигантские животные. Но загудел проходящий невдалеке локомотив, и наваждение пропало.

В декабре исполняется 95 лет библиотечному делу в Гжатске. Сменились эпохи, бумага практически уступила место планшетнику, но неизменным остался дух библиотеки как сокровищницы самого интересного, необычного, нового.

Через несколько дней Центральная районная библиотека в городе Гагарине отметит свое 95-летие. Подобные юбилеи сейчас празднуют и другие публичные библиотеки, работающие в небольших городах нашей страны, ведь в конце 1910-х – начале 1920-х годов появление библиотек и изб-читален в городах и сёлах стало по-настоящему массовым явлением.

Вскоре после Октябрьской революции В.И. Ленин отметил создание библиотек во всех, даже не очень больших, населенных пунктах страны как одну из важнейших задач новой власти: «Мы должны использовать те книги, которые у нас есть, и приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку». Вскоре был издан декрет о единой библиотечной сети, а для подготовки кадров – открыты курсы библиотечных работников.

Началось массовое искоренение неграмотности. В стране появились новые профессии – избачи и книгоноши, в задачу которых входила пропаганда новой советской литературы среди населения. Избачи уже не ждали посетителей, они ходили по дворам, ездили на полевые станы и лесозаготовки, приглашая людей на вечера в избы-читальни и убеждая, что учиться грамоте никогда не поздно. А избы-читальни, в свою очередь, превратились в своего рода сельские клубы: там не только читали книги и газеты, в них вели беседы, проводили лекции, читали доклады, при них развивалась художественная самодеятельность и даже показывали первые киноленты.

В 1918 году заведующий внешкольным подотделом при Гжатском совдепе Д.Горшков пишет в газете «Известия Гжатского Совета…» (№32):

«В целях поднятия культурного уровня населения внешкольный Подотдел считает необходимым провести в жизнь следующие мероприятия. В городе – создание центральной библиотеки и бесплатной читальни при ней с таким подбором книг, который мог бы удовлетворить, по возможности, всех жителей города и уезда, начиная от рядового крестьянина и кончая всесторонне развитым интеллигентом.

Несмотря на то, что собранные книги заключают в себе много ценных и полезных материалов, полной библиотеку все-таки назвать нельзя. В ней, например, слабо представлены отделы политики, экономики и сельского хозяйства. Нет как раз того, чего так жадно ищет молодая социальная мысль.

Кроме того, для читальни постоянно приходится выписывать газеты и журналы, без чего последняя не может обходиться, как человек без воздуха.

Организация книжного склада и киосков имеет широкое агитационное и развивающее значение. Это необходимое дополнение к библиотеке, которая никогда не может удовлетворить запросов читающей публики по всему уезду.

Книги, газеты и журналы расширят политический кругозор населения, дадут ему целый ряд теоретических данных по вопросам прикладного знания и заставят вступить на путь социального строительства все живые и сознательные силы уезда. Подбор книг производится под непосредственным наблюдением деятелей левого социального течения и запросов местного населения”.

Гжатская уездная библиотека была организована 15 декабря 1919 года. Первоначально она находилась в здании на улице Герцена, но в 20-е и 30-е годы неоднократно переезжала из одного помещения в другое, пока, наконец, не обосновалась в Тихвинской церкви (комплекс Благовещенского собора).

К сожалению, достоверных архивных данных об истории библиотек в уезде нет, но по скупым источникам можно сделать вывод, что помимо районной библиотеки в Гжатске, библиотеки в те годы появились также в селах Пречистое, Карманово и Токарёво.

На момент открытия уездной библиотеки ее фонд насчитывал всего 2331 книгу, но, несмотря на это, она быстро стала культурным центром Гжатска. В 1923 году заведующим библиотекой был назначен Николай Васильевич Шкломин. Несмотря на многочисленные трудности первых лет становления советской власти, нехватки средств и небольшого разнообразия выпускаемых в стране книг, ему удавалось постоянно увеличивать книжный фонд. Николай Васильевич поддерживал связи с библиотеками Москвы, Ленинграда и Смоленска. Из этих городов в Гжатск по его просьбе и присылалась литература. Благодаря усилиям заведующего, к 1941 году библиотека насчитывала 20 тысяч томов. Не по дням, а по часам росло и количество читателей.

После начала Великой Отечественной войны работники библиотеки свое главное богатство – книги – спрятали в подвале Тихвинской церкви. К сожалению, это не помогло их сохранить: за годы оккупации часть книг была уничтожена, другая растащена по домам гжатчанами. На восстановление библиотеки после окончания войны ушло несколько лет. Книги для пополнения книжного фонда тогда присылались из дальних областей, приносили их и частные лица.

За годы работы заведующим районной библиотекой Николай Шкломин неоднократно награждался грамотами. Его имя занесено в Книгу почета работников культпросветучреждений. В 1952 году он передал библиотеку Юрию Алексеевичу Соболевскому, который, как и его предшественник, много сделал для ее развития.

В 1963 году книжный фонд библиотеки насчитывал 26 тысяч книг, а уже к 1975 году их число возросло до 33 тысяч. Однако в сыром и холодном здании Тихвинской церкви книги быстро приходили в негодность, а сотрудникам приходилось круглый год работать в шубах и валенках. Естественно, в подобных условиях о проведении каких-либо массовых мероприятий не могло быть и речи. Лишь накануне своего 70-летнего юбилея в 1989 году, после двух переездов, библиотека отметила новоселье в здании на центральной площади города, где находится и по сей день.

Бурное развитие компьютерных технологий поставило перед работниками библиотеки новые задачи, которые они успешно выполнили. Сегодня в ее стенах регулярно проводятся игровые и развивающие мероприятия для детей, которые охотно приходят в «книжный дом», становясь потом его постоянными посетителями. Для молодежной аудитории работает информационный центр. Посетители всех возрастов приходят на встречи с писателями и поэтами, музыкантами и художниками. На базе библиотеки работает клуб гагаринских поэтов. В духе времени, для горожан проводится акция «Ночь в музее».

Библиотека сегодня, как и 95 лет назад, остается культурным центром, который посещают гагаринцы всех возрастов – от дошкольников до пенсионеров.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ,
ФОТО – из архива замдиректора библиотеки Галины ШЕХВАТОВОЙ

Лучшие статьи по теме