Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Эльфы — древняя раса нашей планеты — Храм Истины. Цивилизация эльфов - историческая реальность! Где и когда жили эльфы

Эльфы — древняя раса нашей планеты — Храм Истины. Цивилизация эльфов - историческая реальность! Где и когда жили эльфы

В определённое время граница между мирами становится проницаемой, что позволяет эльфам и другим волшебным созданиям, таким как единороги или пикси Нак Мак Фиглы , вторгаться в чужой мир.

Эльфы Плоского мира совершенно не похожи на привычный «дивный народ» большинства фантазийных миров. Это жестокие, тщеславные создания, не знающие ни сострадания, ни жалости, ни симпатий к кому-бы то ни было и схожи с опасными и злыми духами германо-скандинавского фольклора . Они гуманоиды, но абсолютно «бесчеловечны» и исключительно эгоистичны. Ко всем остальным расам они относятся чисто потребительски, интересуясь лишь возможностью использовать их в своих целях. В прошлом эльфы иногда роднились с людьми, и до сих пор на Плоском мире существуют семьи, в жилах которых есть эльфийская кровь. Такие полукровки, «остроухие тощие типы», по словам матушки Ветровоск , не опасны.

Эльфы не знают, что такое совесть. Для них не существует понятия чести и долга - они лгут и дают пустые обещания, лишь бы получить желаемое. Они любят музыку и танцы, но любимым их развлечением остаются пытки, они обожают наблюдать за страданиями жертвы.

Живут они за счёт грабежей и разбоя. В не столь отдалённые времена грабежом для Королевы эльфов занимались кланы пикси Нак Мак Фиглов, но они поссорились с Королевой и покинули Страну Фей. Теперь эльфы сами вынуждены совершать набеги на соседние измерения.

У эльфов нет воображения, они не способны испытывать подлинные эмоции. Они любят музыку, но сами совершенно не способны творить, не умеют петь по-настоящему. Эльфы вообще ничего не умеют делать, и для этих целей им приходится похищать людей. Их власть основана на магической способности очаровывать людей, сбивать их с толку, ослеплять, заставляя людей верить, что эльфы прекрасны и величавы. Они также гипнотизируют людей с помощью пения, которое само по себе совершенно не музыкально.

Когда Тиффани Болит (события книги «Маленький свободный народ ») сразилась с Королевой эльфов, она увидела её истинное обличие - маленькая и серая, как обезьянка, с большой головой, огромными глазами и узкой, покрытой пухом грудкой. Ведьма Маграт Чесногк , королева Ланкра также увидела настоящий облик эльфийской королевы сквозь чары, когда вступила с ней в поединок (события книги «Дамы и господа »).

Эльфы способны читать мысли людей. Когда люди начинают говорит об эльфах или даже просто думать о них, барьер между мирами ослабевает и простое упоминание о Королеве эльфов способно привлечь её внимание. Поэтому люди стараются говорить о них иносказательно, употребляя такие определения, как «дивный народ» или Дамы и Господа.

Гномы (Дварфы) и тролли практически не подвержены влиянию эльфийского гламура, что объясняется недостатком романтизма у этих рас, а в случае дварфов также их связью с железом . Рациональное мышление и отсутствие предрассудков помогают бороться с гипнозом эльфийского гламура, эльфы говорят про таких людей - железная голова.

Эльфы ездят верхом на огромных лошадях, диких бестиях, укротить которых способно лишь железо. Они также умеют летать на стеблях тысячелистника, подобно ведьмам с их мётлами. Любимое оружие эльфов лук и стрелы, наконечники которых сделаны из так называемого эльфийского камня. Эти стрелы приводят жертву в состояние полусна, в котором она грезит об эльфах и их играх.

Кровь эльфов содержит не гемоглобин, а гемоцианин - дыхательный белок, содержащий атомы меди . Поэтому кровь эльфов окрашена в сине-зелёный цвет.

Они очень плохо переносят присутствие железа. Подобно голубям, эльфы чувствуют магнитное поле Диска и ориентируются в пространстве. Это даёт им возможность двигаться с акробатической лёгкостью и всегда с абсолютной точностью знать своё местоположение. Эльфы всегда точно знают, на каком они свете. Железо искажает магнитные поля, лишая эльфов силы и порождая у них панику. Этим объясняется обычай вешать подковы над входной дверью и легендарная власть, приписываемая кузнецам. По этой же причине в Ланкре были в своё время воздвигнуты Плясуны - стоящие вертикально столбы, сделанные из метеоритного железа: их магнитное поле создает заслон между Плоским миром и одним из выходов из эльфийского мира.

Социальная жизнь эльфов напоминает пчёл или ос. У них есть королева, и есть король, живущие раздельно и относящиеся друг к другу с ледяным презрением. Половую принадлежность остальных эльфов определить достаточно сложно, и в каждом отдельном случае она, похоже, зависит от персональных предпочтений. Точно также достаточно сложно говорить об одном, отдельно взятом эльфе, за исключением королевской семьи и некоторых придворных.

Мир эльфов разделён на две части. Вход под Верзилой ведёт к месту обитания Короля эльфов. Король Эльфов огромен и рогат, в его части мира очень жарко и дымно.

Вход около Плясунов приводит к части эльфийского мира, где правит королева. Там царит вечная зима.

Королева имеет всю видимую власть, именно она организует и планирует набеги, и именно она установила абсолютный контроль в своей вселенной. Король по возможности устранился от дел и проводит всё своё время на другом конце измерения.

Когда-то давно, Король и Королева правили вместе, но предполагается, что между ними произошел разрыв, подобный ссоре между Титанией и Обероном «Сне в Летнюю Ночь » Шекспира . Возможно, что у эльфов существуют не один Король и одна Королева, но для них все Короли и Королевы одинаковы.

Эльфы встречаются в книгах

  • «The Science of Discworld II: The Globe».

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • The Red Hot Chili Peppers (альбом)
  • Рам Мохан Рой

Плоский мир - Это статья о вымышленной вселенной Терри Пратчетта. О мифическом представлении о Земле, см Плоская Земля. О вымышленом 2D мире см Флатландия «Плоский мир» (англ. Discworld) серия книг Терри Пратчетта, написанных в жанре юмористического … Википедия

Плоский Мир - Это статья о вымышленной вселенной Терри Пратчетта. О мифическом представлении о Земле, см Плоская Земля «Плоский мир» (англ. Discworld) серия книг Терри Пратчетта, написанных в жанре юмористического фэнтези. Книги этой серии завоевали громадную … Википедия

Дискография (Плоский мир) - Плоский мир (англ. Discworld) планета в форме диска, расположенного на спинах четырёх слонов, несомых гигантской черепахой А’Туином. Их имена Берилия (англ. Berilia), Тьюбул (англ. Tubul), Великий Т’Фон… … Википедия

Дискография (Плоский Мир) - Плоский мир (англ. Discworld) планета в форме диска, расположенного на спинах четырех слонов, несомых гигантской черепахой А’Туином. Их имена Берилия (англ. Berilia), Тьюбул (англ. Tubul), Великий Т’Фон (англ. Great T’Phon) и Джеракин (англ.… … Википедия

Ведьмы (Плоский мир) - У этого термина существуют и другие значения, см. Ведьма (значения). На Плоском мире ведьмы живут повсюду. Их также много, как и волшебников. Однако, наибольшее их количество и самые сильные из них живут в Овцепикских горах, что можно объяснить… … Википедия

Гномы (Плоский мир) - У термина «Гном» существуют и другие значения, см. «Гном (значения)». Гномы (англ. Dwarf) вымышленная раса в серии книг «Плоский мир» Терри Пратчетта. В связи с тем, что на Плоском Мире существуют две расы, названия которых традиционно … Википедия

Две семьи разного вида эльфов (весенних и зимних) хорошо ладили между собой. За очередным совместным гулянием и распитием нектара альстромерии, родители двух родов решили, что наследники их должны обвенчаться, как только наследница со стороны зимних эльфов исполнится шестнадцать. А до того времени пускай познакомятся поближе, полюбят друг друга: против воли нельзя женить своих детей.
После долгого времени общения, так и случилось: сердце юноши завоевала прекрасная девица. Мальчик, Андриан, изысканно умел рисовать: какие-либо навыки у эльфов появляются с рождения, им не надо учиться. Рисовал он девочке, Енисавете, множество картин: и птица залетит незнакомая, и цветы в клумбе расцветут. Всё рисовал только ей, чтобы выразить любовь, да и на память о юных годах.
Но, когда детям было по двенадцать-тринадцать лет, разразилась война между двумя видами эльфов, которые до этого жили душа в душу. Из-за этого детей было решено оградить друг от друга, ведь их свадьба теперь считалась противозаконной.
В пятнадцать лет Енисавета тайно ходила к своему возлюбленному - не могла забыть его - и наблюдала, как он изменялся. Возмужал, вырос, только стал жестоким уж слишком: то ли из-за своей возлюбленной, с которой он не мог быть, то ли из-за войны, которая воспитала в нём жестокость.
Как-то раз подошла эльфийка к нему, нежно положила руку на его плечо, заставив обратить на неё внимание. Она надеялась, что Андриан узнает её, обнимет, расцелует, но каково было её удивление, когда он отдёрнул плечо и грубо оттолкнул от себя девушку.

Зимним эльфам здесь делать нечего! Проваливай, отморозка! - эти слова сильно ранили эльфийку, но не остановили.

Девушка заметила, что её возлюбленный перестал рисовать; нынешним его хобби стали издевательства над не подходящими по силе эльфами, над теми, кто был младше и слабее самого Андриана.
Это вызвало у Енисаветы возмущение, и девушка, собрав все рисунки, которые когда-то ей посвящал парень, ночью, чтобы никто не узнал про их встречу, уверенно вернулась к эльфу и пихнула ему в грудь листы.

Смотри! Этот рисунок ты нарисовал впервые, и сильно удивился, насколько хорошо он получился, - начала эльфийка, смотря, какой лист просматривает парень. - А этот ты нарисовал, встречая вместе со мной закат. Было уже достаточно темно, но ты очень хотел запечатлеть этот момент.

Так продолжалось до последнего рисунка. Руки парня с пролистыванием его собственных творений всё сильнее и сильнее дрожали. Как только последнее из них было просмотрено, эльф, бросив их, крепко обнял девушку и начал расцеловывать её нежное личико, прося о прощении. Енисавета, конечно, простила своего будущего мужа, но пообещала ему, что его ждёт наказание.
Двое влюблённых пришли к старому мудрецу за вопросом: "Как же закончить войну и воссоединить народ?".

Вы и есть ключ к этому воссоединению, - начал мудрец. - Ваша бесконечная любовь друг к другу покажет народу и старейшинам, что есть мир, где мы едины, а не врозь. Всё зависит лишь от вас двоих.

С этими словами он слабо ударил посохом по дереву, и большое дупло, которое открылось перед парой при их появлении, затянулось, скрыв малейший намёк о том, что именно в этом дереве обитает мудрец.
Долго думали Андриан с Енисаветой, как же им собрать народы двух видов. И тогда парень с девушкой решили организовать концерт, собрав для него своих друзей, занимающихся театральным искусством или игрой на каких-то музыкальных инструментах. Созвали весь народ, который только был. Враги, увидев друг друга, хотели было опять начать битву, да дети им не позволили. После всего выступления вышли эльф с эльфийкой, обнимаясь. Такого народ точно не ожидал: разных видов, так ещё и вместе! Это же просто немыслимо! Публика начала кричать: «Изменники!», «Как посмели вы нарушить закон?». Все кричали, перебивая друг друга, что всё разобрать оказалось просто невозможно.
Старейшины двух видов молча стояли возле друг друга, погрузившись в свои мысли, а потом одновременно посмотрели друг на друга и спросили:

С чего вдруг вообще затеялась война?

Старейшина зимних эльфов покачал головой, а старейшина весенних лишь мягко улыбнулся и поднялся к паре, показав жестом руки, чтобы народ его послушал, и заговорил:

Эти двое показали нам, что мы можем жить в мире, любить друг друга, работать в команде, и вовсе неважно, какого мы рода: зимних или весенних эльфов, - тут к нему поднялся и старейшина зимних эльфов. - С этих пор, раз и навсегда, мы объявляем, что наш мир един, и в нём не будет войн, все будут жить в мире согласия и любви!

Кратко о статье: Высшая раса фэнтези Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Введение в эльфоведение

Эльфы в фэнтези

Эльфы, они же остроухие, они же Перворожденные, они же Дивный народ, они же мудрейшие из живущих... Этот список можно продолжать очень долго, ведь каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название (или самоназвание) и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное...

Откуда же они пришли? Кто первым впустил их в мир фэнтези? Кто и что добавил в традиционный образ представителей остроухой расы? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить.

Эльфы и альвы, мифы и легенды

Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее - найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами . В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые (по крайней мере, в литературе), и описываются как отдельный народ, точнее, как два народа, ведь там упоминаются два разных племени эльфов.

Первый тип - это “светлые” или “небесные” эльфы. Свое второе называние они получили из-за места жительства: живут они не в мире людей (Митгарде), но и не в мире богов (Асгарде), их мир находится где-то посередине и называется Альвхейм (то есть “родина эльфов”). Из-за этого встретить их в нашем мире достаточно сложно. По описанию они более всего походят на тех существ, которых сейчас в фэнтези принято отождествлять с эльфами: они красивы внешне и богаты внутренне, мудры и искусны во многих ремеслах. Больше всего на свете они любят красивые цветы, и иногда посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Существа эти изначально добрые и справедливые, не способные склониться ко злу или к тьме. Среди них нет разделения на Темных и Светлых, Добрых и Злых - они все служат богам Асгарда и делают все для того, чтобы мир существовал и Рагнарек (легендарный конец света) наступил как можно позже.

Второй тип эльфов - это “темные” эльфы. Внешне и внутренне они совсем не похожи на светлых эльфов. Темная, бурая кожа, маленький рост, длинные бороды - их описание больше подходит не эльфам, а тем, кого в фэнтези принято называть гномами. Они очень жадны до своего и до чужого добра, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Из искусств более всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных. В этом они добились совершенства: о красоте их металлических изделий ходят легенды. Второе название темных эльфов - “глубинные”. Его они получили из-за того, что живут в глубине земли и не могут выйти на поверхность днем, потому что свет солнца для них смертелен.

Еще один исторический источник, который стоит упомянуть - древнекельтские и германские сборники мифов и легенд. В этих книгах также присутствует термин “эльф”. В них он синонимичен таким понятиям, как fairy (фея, или житель волшебной страны фей) или spirit (дух). Из самих мифов мы узнаем, что эльфы живут в мире людей, чаще - в лесах, очень малы ростом (не больше пальца) и на спине у них есть пара небольших крылышек. В наше время их чаще называют “феями” или “хранителями (духами) леса”, встретить их можно в современных мультипликационных фильмах (мультфильм “Дюймовочка” по Андерсену) и книгах. Про них ходят множество легенд, одна из которых обещает, что если их поймать, то они исполнят любое желание. Изначально они, так же, как и “светлые” эльфы скандинавской мифологии, существа не злые, но в тоже время весело пошутить над заблудившимся в лесу человеком вполне могут.

Эльфы по-толкиновски

Из скандинавской и кельтской мифологии в мир Арды эльфов (а также гномов, драконов, троллей) привел Дж. Р. Р. Толкин. Его мир стал одной из первых фэнтези-вселенных, в котором присутствовали элементы из различных мифов и легенд многих народов (скандинавские, кельтские, англосакские). Если говорить конкретно о фэнтезийных эльфах, то он первым полностью описал их внешний облик и внутренний мир.

Его эльфы, они же Перворожденные, они же Старшая раса, являются в мир после того, как боги (айнуры) создали мир и наполнили жизнью. После непродолжительного пребывания в этом новом мире боги, опасаясь дурного влияния темного Мелькора, всеми способами стараются переселить эльфов из места их рождения, так называемых “Вод пробуждения”, в обитель богов - Валинор, чудесный остров, находящийся далеко на Западе (аналогия с библейским Эдемом). На этом острове эльфов ждала безмятежная жизнь, полная радости и счастья.

Большинство эльфов вняли советам богов и через несколько десятилетий, проведенных в пути, они оказались на далеком острове. Этих эльфов принято называть Светлыми эльфами, или Эльфами Света. Однако были и другие, которые не послушались совета богов и остались у “Вод пробуждения”, их называют авари, или Темными эльфами. Но в данном случае слова “темный” и “светлый” используются не как синонимы “злой/добрый”, а в своем прямом значении. В те времена во всем мире Арды царила тьма, и только в Валиноре - свет, именно поэтому тех эльфов, кто видел этот свет, называют Светлыми, а тех, кто остался во тьме, - Темными.

Внешность у толкиновских эльфов остается такая же, как и у их старших братьев из скандинавской мифологии. Они совершенны и ликом, и телом. Некрасивых эльфов не бывает, потому как они были созданы совершенными и без изъянов. Эльфийские глаза - большие, всегда чистых цветов, обычно серые и голубые (небесные), но не зеленые.

Еще одна особенность внешности - это их уши. В отличие от людских, они немного длиннее и заострены сверху, по форме напоминая лист. Черты лица, в отличие от человеческих черт, более утонченные. На лице эльфов не растут волосы - вы не встретите у Толкина фраз “у этого эльфа была шикарная борода” или “лицо эльфа покрывала трехнедельная щетина”.

Описать общий характер толкиновских эльфов сложно, ведь это уже не “светлые эльфы” из скандинавских мифов, про которых мы могли сказать: “Все они добрые и справедливые”. У каждого эльфа в мире Толкина свой неповторимый характер, и у этого характера есть не только светлые стороны. Из скверных качеств эльфов Толкин чаще отмечает зависть, ярость, озлобленность, чрезмерную гордыню. Причиной появления в эльфах, изначально - существах добрых и светлых, этих темных сторон, является уже упомянутое дурное влияние Темного Бога - Мелькора. Вообще Толкин называет единственного виновника насаждения зла - Мелькора, а позже - его последователя Саурона. Если бы не было этих высших созданий - про эльфов Толкина можно было бы сказать то же самое, что и про “светлых эльфов” Скандинавии.

Эльфы Толкина очень тесно связаны с окружающим миром: пока он существует, будут существовать и они. Высказывание “умер своей смертью” не может быть применено к эльфу, потому что умереть без посторонней помощи он не может. Но даже если его жизнь прервется (например, эльф погибнет в битве), то по прошествии некоторого времени их феа (душа) возвращается в мир в другом теле.

В истории Арды известно и несколько случаев добровольного ухода эльфов из жизни путем так называемого “вечного сна”. Причина сна кроется в том, что душа эльфа устает жить в этом мире и жаждет покоя. Во время сна тело остается нетронутым, а организм продолжает функционировать (присутствуют пульс и дыхание), но в нем нет души, которая уходит в Чертоги Мандоса, где души находят покой и исцеление. По прошествии некоторого времени души по собственному желанию покидают чертоги и возрождаются в новых телах.

Более всего эльфы ценят красоту внешнюю и внутреннюю, в любой форме ее проявления, будь то красота соплеменника или изделия. Красота воспевается ими в песнях. Среди эльфов много бардов и поэтов, а профессия менестреля - одна из самых уважаемых в их обществе (одной из причин всеобщего уважения является то, что пение айнуров послужило толчком к возникновению вселенной).

Из-за того, что срок жизни эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам - в обработке металлов. В остальном они преуспели больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры - скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо.

Описание архитектуры и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в этих творениях только одно - совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов - телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов.

Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые несведущие люди называют магией. На самом деле суть этого умения заключается в том, что эльфы могут общаться без слов, образами. Называется это искусство осанве , большинству не-эльфов оно не доступно, хотя случались и исключения.

Подводя черту под рассказом об эльфах мира Арды, приведем сжатое описание толкиновского эльфа. Он высок ростом, изящен, с утонченными чертами лица, большими глазами и остроконечными ушами. Он совершенен внешне и мудр внутренне, он живет вечно и вечно же стремится украсить мир своими творениями, из-за красоты которых нередко проявляет чрезмерную гордость или зависть. В то же время эльф не нарушает законов чести или приличия, если только ему не препятствует что-либо (например, клятва), что для него важнее всех законов, вместе взятых.

В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах. Часто эти эльфы почти ничем не отличаются от толкиновских прототипов, поэтому мы не станем подробно останавливаться на них. Но были и такие авторы, которые, описывая своих эльфов, напрямую обращались к реально существующим мифологическим источникам - к германским и кельтским легендам, попутно изменяя эльфийскую внешность и внутренний мир.

Современный жанр фэнтези - это не только литература, игровая индустрия и кинематография, но и формы творчества, существующие на стыке этих областей. Аниме - одна из таких форм. На сегодняшний день выпущено огромное количество аниме-продукции жанра фэнтези. Конечно же, встречаются здесь и традиционные фэнтези-расы, среди которых обязательно присутствуют эльфы.

Эльфы аниме бывают высокими и низкими, добрыми и злыми, мудрыми и недалекими, красивыми и страшными... Одна из особенностей изображения эльфов в аниме - вид их ушей. Они достаточно длинные и не прилегают к голове, как, например, у эльфов Толкина, а, скажем так, растут от головы. Это (но не только это!) делает образ эльфов аниме неповторимым и узнаваемым.

Эльфы по-перумовски

Ник Перумов является одновременно как продолжателем традиций мира Толкина (дилогия “Кольцо Тьмы”), так и создателем собственного мира, в котором многое взято из исторических первоисточников.

В его свободном продолжении “Властелина Колец” эльфы те же, что и у Профессора. Но к толкиновскому описанию он добавляет детали, которые профессор не затрагивал и не упоминал. В большинстве своем эти нововведения связаны с искусством ведения боя. На страницах перумовских книг мы встретим упоминание о том, что любимое оружие эльфов - лук, а любимая тактика боя - засады.

В своем же собственном мире, точнее - в системе миров, так называемом “Упорядоченном”, Перумов обращается с эльфами гораздо более вольно. Несмотря на то, что часто они соответствуют описанию Толкина, в отдельных мирах перумовской вселенной появляются достаточно оригинальные подробности. Например, в книге “Земля без радости” он говорит о том, что после рождения ребенка эльфийка превращается в ужасное создание и спускается в некое сакральное место, дабы не пугать своим видом окружающих. В книге “Алмазный меч, деревянный меч” Перумов представляет нам младшую ветвь эльфов - дану, или лесных эльфов, а в мире романа “Гибель богов” среди множества различных рас можно встретить и старших братьев эльфов - альвов (взятых напрямую и буквально из скандинавской мифологии).

Остроухие от Сапковского

Еще один интересный взгляд на народ эльфов мы найдем в книгах Анджея Сапковского. У него эльфы, как и у Толкина - первая раса, поселившаяся на земле. Дни их расцвета и величия сравниваются с “золотым веком”. Но в какой-то момент в этот мир пришли люди. Эльфы с высоты своего развития смотрели на людей, как на дикарей, не признавали в них младших братьев и, понятное дело, ни в чем им не помогали. Люди плодились намного быстрее эльфов, а потому очень быстро обрели власть и прогнали заносчивую и гордую расу с плодородных земель.

В своем мире Сапковский показывает эльфов как тупиковую ветвь развития, влачащую жалкое существование и постепенно вымирающую. Большинство из них живет в бедности и нищете, но даже в таких условиях они гордятся своим происхождением и презирают смертных людей.

Среди эльфов Сапковского можно выделить две группы. Первая группа - это эльфы, которые смирились с людским превосходством и живут в человеческом обществе, стараясь влиться в него. Вторая - эльфы, которые так и не признали господства людей и своего поражения. Они продолжают с презрением относится ко всему человеческому, отвергают компромиссы, а конфликт для них - единственный способ решения проблем. Обе эти группы независимо от своих действий постепенно вымирают или смешиваются с человечеством.

Эльфов Сапковского я бы назвал “жалкими эльфами”, потому что они растеряли красоту и былое величие, сохранив лишь гордость, присущую им изначально. Сапковский увидел в социальной модели эльфийского народа, впервые предложенной Толкином, медленную деградацию, неспособность к переменам и порочную верность традициям. Именно эти черты он и подчеркнул в общественной структуре эльфов собственного фэнтези-мира.

Биологическое описание эльфийского народа, сделанное Сапковским, существенно отличается от толкиновских аналогов. Одно из главных различий - это срок жизни. Эльфы этого мира живут не вечно, а всего 600-700 лет, в связи с этим эльфы Сапковского знакомы с такой стадией жизни, как старость. Их кожа бледная, эльф не может загореть на солнце; хотя, возможно, загоревших эльфов не было и в мире Толкина, просто он об этом забыл упомянуть. У Сапковского нередки эльфы с глазами ярко-зеленого цвета, каких у Толкина не было. Сапковский сознательно не проводит яркой границы между добром и злом, а потому и по своему характеру его эльфы не так односторонни, как толкиновские.

Поскольку основа D&D - это не отдельный фэнтези-мир, а целый комплекс миров, мирков и даже вселенных, в D&D существует множество разновидностей внутри эльфийского народа. Во внешности эльфов разных подрас различия наблюдаются и в росте, и в физиологических особенностях (жабры у морских эльфов, крылья - у воздушных), и в цвете кожи, волос и глаз. Обратимся к наиболее распространенной подрасе, описанной в главной книге правил (Player"s Handbook edition 3.5), представителей которой часто именуют “высшими эльфами”.

Итак, в отличие от толкиновских канонов, эльфы D&D не выше, а ниже человеческого роста: их рост он колеблется от 125 до 160 сантиметров. Как и в классическом фэнтези, они обладают красивыми, утонченными чертами лица и правильным телосложением, но они более хрупки, чем прототипы из романов Толкина. Вес взрослого эльфа, в зависимости от пола, составляет от 40 до 70 килограммов. Цвет глаз зависит от эльфийской подрасы (или наличия в генетическом древе эльфа предков иных эльфийских народов), он может быть зеленым, янтарным, голубым и карим. Кожный покров у эльфов, как правило, очень бледный, но примеси крови у каждого индивидуума могут быть причиной темного и даже зеленоватого цвета кожи. Половозрелость эльфа наступает с возрастом примерно в 100 лет, а продолжительность жизни составляет от 220 до 700 и более лет, он тоже зависит от подрасы, к которой относится эльф. Слухи о физиологическом бессмертии эльфов, таким образом, сильно преувеличены.

Эльфы D&D защищены от прямого воздействия чарующей магии и волшебного сна, а их чувства (зрение и слух) обострены. В темноте, при свете луны или свечей эльф способен видеть в два раза дальше, чем человек.

Большинство эльфов D&D имеют склонность к магическим наукам, а из всех видов оружия предпочитают прямые клинки (мечи и шпаги) и, конечно же, луки. В целом, эльфы разных подрас достаточно сильно различаются культурой, местом обитания, уровнем развития, характером и отношением к другим расам. Безусловно, наиболее яркой и необычной из подрас D&D-эльфов являются “дроу”, или темные эльфы, живущие под землей и злобные по своей природе - но это уже совсем другая история, достойная отдельной статьи.

Из-за того, что в D&D у представителей эльфийского племени - огромное число разновидностей, общий образ D&D-шного эльфа получается размытым. В целом “местный” эльф - существо удивительно ловкое, смышленое (еще бы, мудрость накапливается веками!), полагающееся на волшебную силу, чтящее собственных древних богов и открытой схватке предпочитающее стрельбу из лесной чащи или иного укрытия.

Описание эльфов в D&D (а также в сопутствующей D&D литературе), по всей видимости, самое полное и детальное. Оригинальных эльфов из D&D можно поставить в один ряд с эльфами Толкина, они оказали огромное влияние на традиционное представление о фэнтези-эльфах. Большинство писателей фэнтези в своих мирах и вселенных пользуются образами, предложенными Толкином и авторами D&D, дополняют и развивают их (как Перумов), смешивают и в итоге создают нечто самобытное (как Сапковский).

Эльфы, состоящие из пикселей

В игровую индустрию эльфы успели проникнуть в 1973 году, когда был разработан самый первый вариант правил Dungeons & Dragons. Естественно, и в компьютерных играх они фигурируют едва ли не с первых игр, в которых была графика. Последние несколько лет количество фэнтези-игр, выпущенных на различных игровых платформах, растет, как снежный ком, следовательно, растет и количество разновидностей эльфов! Среди них за особенно тщательный подход к проработке оригинального народа эльфов отметим сериалы Warcraft (стратегия в реальном времени) и The Elder Scrolls (ролевая игра, последняя инкарнация которой - Morrowind). Если Warcraft III предлагает нам в качестве полководца возглавить несметные эльфийские полчища, обладающие уникальной боевой тактикой и стратегией (на выбор даются светлые - в составе армии людей - или темные эльфы; последние составляют отдельную армию), то в Morrowind описываются несколько видов эльфов, у которых есть свой неповторимый облик, характер и история развития - все это мы можем досконально узнать, если пройдем игру до конца, желательно - персонажем-эльфом.

* * *

Эта статья не претендует на то, чтобы считаться пособием по истории эльфов в фантастической литературе. Конечно, я не упомянул и десятой части разновидностей эльфов, которые встречаются в фэнтези-мирах. Я почти ничего не сказал о среде обитания, о мифологии эльфов, умолчал об отношении между полами, об общественной структуре и повседневном быте эльфов.

Моей целью было показать источники современных представлений об эльфах фэнтези. Надеюсь, вы почерпнули из статьи что-то новое. И, конечно же, “Мир фантастики” будет возвращаться к эльфам в будущем: как можно пройти мимо одного из народов, без которого не существовало бы многих фэнтези-произведений?

На основании приводимой в скандинавских преданиях информации по ним практически невозможно. Они рассматриваются в них скорее духами - эльфами, чем реальными земными жительницами. В таких же духов - сидов и эльфов превратились боги и богини Племени богини Дану после поражения от гойделов - Сыновей Миля. Это случилось между 1700-700 гг. до н.э. Такими же духами - эльфами временами считались и апсары, правда, из индийской мифологии трудно установить, когда произошла трансформация в апсар и гандхарвов - духов (эльфов) апсар и гандхарвов - реальных земных жителей.
На основании вышесказанного можно говорить о двух возможных периодах жизни в Скандинавии валькирий - эльфов (эльфиек). 1) Они обитали там еще до потопа и время их жизни совпадало с поздними событиями, описанными в индийском эпосе, которые нашли отголосок в скандинавских преданиях о передвигающихся по воздуху на крылатых конях девах-воительницах (более вероятно).
2) Валькирии - эльфийки жили в Скандинавии примерно в то же время, что и Племя Богини Дану - Туата де Дананн - эльфы в Ирландии, то есть примерно с IV до II или I тысячелетия до н.э. Возможно даже, они два раза обосновывались в Скандинавии, как и Племя богини Дану в Ирландии, и были вынуждены уйти оттуда на несколько тысячелетий сразу после потопа.

***

Таким образом, время жизни на Земле эльфов, как и других белых богов , в число которых они входили, было невероятно долгим и продолжалось с конца мезозойской эры или начала палеогена (65,5 млн. лет назад) до II или I тысячелетия до н.э. Что с ними стало потом, говорится в моих работах "Исход белых богов. От Гипербореи до острова Пасхи " и "Эмансипированные женские общества: взгляд из глубины веков ".

Сейчас, после изучения североамериканских, центральноамериканских, южноамериканских, египетских, шумерско-вавилонских, индийских, китайких, корейских, японских и друх преданий, мне стало понятно, куда ушли эльфы (они же Племя богини Дану, Туата де Дананн, Туата де Ану, гандхарвы, апсары, валькирии). Часть эльфов (по-видимому, в основном богов-мужчин), вероятно, вместе с другими белыми богами адитьями , уплыли на кораблях в Северную Америку , прошествовали в виде "белых богов ", ведомых "Кецалькоатлем", "Кукульканом", "Бочикой", "Вира Кочей", через всю Северную, Центральную и Южную Америку, расчертили пустыню Наска (по-видимому, сохранив один или несколько летательных аппаратов, существование которых отмечается в преданиях индейцев Северной и Южной Америки), затем уплыли на остров Пасхи и другие острова Полинезии и дальнейшем были перебиты там. Сегодня о могуществе Туата де Дананн свидетельствуют лишь былые предания, североамериканские холмы-маунды и рисунки пустыни Наска . О том же, как выглядели представители этого божественного народа, говорят прижизненные портреты гандхарвов-туата-эльфов, оставленные на острове Пасхи .
Другая часть эльфов, по большей части богинь - эльфиек, создали поселения и государства амазонок в Причерноморье, Малой Азии, Африке и Южной Америке (вероятно, дойдя до туда с эльфами-мужчинами) и погибла во время многочисленных битв и стычек с местными жителями.


© А.В. Колтыпин, 2009
(добавления и исправления 2012 г.)

К старейшим обитателям Земли относятся и эльфы. У многих народов мира встречаются упоминания о них, причём названия этого загадочного народа зачастую схожи между собой во многих языках. Древние Иудеи называли их Алеф, германцы - Альв.

Мифы древней Ирландии рассказывают о некогда изгнанных с неба ангелах, и те из них, которые упали на землю стали первыми разумными обитателями планеты, которых люди впоследствии приравнивали к богам. Кстати, может и неслучайно созвучие названия первой буквы греческого алфавита Альфа с названием древнейшего народа Алеф. Как бы то ни было, но эльфов называют древнейшими жителями нашей планеты.

Внешность их описывается в разных сказаниях практически одинаково: это люди хрупкого телосложения, светлокожие, отличающиеся необычайной красотой и почти вечной молодостью. Единственное их внешнее отличие от человека заключается в форме их ушной раковины - уши эльфов имеют заострённую кверху форму. Обладают эльфы и магическими способностями: считается, что они могут читать мысли, «отводить глаза» (способны к гипнозу) и помимо всего прочего они непревзойдённые стрелки - их оружие не знает промаха, этот дар является для них врождённым.

Согласно летописям, эльфы живут в зелёных холмах, где находится загадочный мир Туата, в котором время идёт не так, как на Земле, и предки этого народа правили некогда в Ирландии, где их называли «Туата де Данан» - «народ богини Дану». Помимо магических способностей и меткой стрельбы эльфы изображались искусными поэтами, бардами и музыкантами, и встречи с ними ранее были довольно частыми. Однако впоследствии люди стали считать древнейшие расы нечистыми, и старались избавиться от них.

В хрониках Норвегии имеются сведения о том, что в XIV веке одна девушка вышла замуж за прекрасного чужеземца, который называл себя «хельве». Он виртуозно владел оружием, и стрелял из лука без промаха. Эта способность его впоследствии погубила - спустя восемь лет «хельве» заподозрили в колдовстве и казнили. Две оставшиеся от этого брака дочери унаследовали от отца необычные заострённые уши.

Записи одного из монастырей Шотландии содержат описание странного человека, найденного в горах в XV веке. Умирающий от ран незнакомец разговаривал на непонятном языке и отличался хрупким телосложением. Принесшие его в монастырь иноки поразились форме его ушей, и даже заподозрили в связи с нечистым. Однако раненый не корчился в судорогах в стенах святыни, и решено было оставить его в живых. Выздоровев, остроухий чужестранец показывал чудеса фехтования и точной стрельбы, и называл себя выходцем из народа «елве», который живёт очень далеко. К сожалению, в хрониках о дальнейшей судьбе найденного человека ничего не сказано.

Существуют ли сейчас настоящие представители древней расы эльфов - этого никто не знает. В настоящее время достоверных случаев о встречах с эльфами не зафиксировано, однако до сих пор иногда рождаются младенцы с заострёнными ушами, а некоторые люди обладают врождённым даром меткой стрельбы.

Не так давно прославился житель Америки Кеннет О’Хара (фамилия, кстати, ирландского происхождения), который в 43 года начал заниматься стрельбой из лука и понял, что «не может» промахнуться. Его стрела всегда попадает в цель Исследовавшие способности Кеннета специалисты пришли к выводу, что мужчина при стрельбе использует ментальную энергию огромной силы (при помощи подобных практик стреляют и непревзойдённые лучники Китая, которые могут пробить стрелой скалу на 10 см вглубь). Занявшись изучением своей родословной, мужчина выяснил, что один из его предков взял в жёны пленницу из народа «хельве».

Так или иначе, но то, что эльфы могли брать в жёны или мужья представителей человеческой расы - это подтверждённый многими летописями факт. Но вот кто были эльфы на самом деле - не выяснено до конца. Вполне возможно, что упоминание о загадочном мире Туата имеет под собой реальную почву, и эльфы являются жителями параллельного мира, в котором действуют иные законы времени и пространства.

Лучшие статьи по теме