Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Русские княжества под властью золотой орды. Ханы и князья

В 1223 г. монголы нанесли первый удар по Руси. Их глобальной целью было создание мировой империи. Соединение разрозненных монгольских племен произошло в конце XII в. В 1206 г. на собрании представителей всей монгольской знати хан Темучин был избран великим ханом нации, получив титул Чингисхана. Была создана отборная императорская гвардия, введена железная дисциплина в войсках.

В 1237 г. войска хана Батыя переправились через Волгу и вторглись в земли Руси. Последовала череда разрушительных штурмов русских городов - Рязани, Москвы, Владимира. До Новгорода монголам дойти не удалось.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. они попали в положение данников Орды. Княжества сохранили свою государственность, Церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского ярлыка. Некоторые русские князья умело использовали эту ситуацию, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества.

Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали ярлыки на правление вначале у самого великого хана в Монголии, позже - у хана Золотой Орды в Сарае. В Монголию и Орду русские князья были обязаны поставлять дань и рекрутов для ханского войска. Сбор налогов и мобилизация русских в монгольское войско осуществлялись по приказам великого хана, скрепленным подписью хана Золотой Орды.

Летом 1380 г. армия Мамая двинулась на Москву; в районе верхнего Дона к ней должна была присоединиться литовская армия. Владимирский князь Дмитрий, собрав под свои знамена войска русских княжеств, разбил армию Мамая ни Куликовом поле. Это было первое серьезное поражение Орды, полученное ею от объединенных русских сил. Внутренний политический кризис в Орде довершил дело.

Между русскими князьями в середине XV в. шла затяжная междоусобная война. Этим воспользовались правители Орды: во многих русских городах были размещены татарские, татарские войска поддержали зависимого от них и лояльного князя Василия против патриотической оппозиции. В результате гражданской войны произошло усиление власти великого князя московского (Василия II). Использовав поддержку татар, Москва сумела присоединить к себе уделы мятежных князей, была значительно сужена автономия Новгорода Великого.

Вместе с тем распад Золотой Орды продолжался. Политическим центром становится Казань, часть татар обосновалась на среднем Днепре. Значительная часть татарских воинов перешла на службу к Московскому князю.

Реальная власть Золотой Орды распространялась в середине XV в. лишь на регион Нижней Волги. На Средней Волге укреплялось Казанское ханство, в Крыму - Крымское ханство. Распад татарского государства усилил позиции Москвы - в 1480 г. Иван III сделал официальное заявление о прекращении платежа дани (которая и так в последнее время стала чисто символической) татарским ханам и о политической независимости Руси.

7. Государственная централизация XIV-XV вв. Преобразование политической системы и административных органов. Кормления. Боярская дума.

Органы власти и управления

Хотя общественное развитие страны, усиление государствен­ного единства обусловили заметную эволюцию всех органов го­сударства, все же принципиальная схема их до середины XVI в. мало отличалась от прежней. С конца XV в. главой Русского централизованного государст­ва был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, руководил государственным управлением, имел полномочия высшей судебной инстанции.

Княжеская власть с течением времени все больше укрепляет­ся. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва обычно делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями Московского дома. Как уже отмечалось, постепенно в руки старших сыновей великих князей стала переходить боль­шая часть доходов, поступающих с населения Москвы. С паде­нием власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства.

Централизация государства во внутриполитическом отношении проявлялась в усилении великокняжеской власти. Во внешнеполитическом отношении ее усиление было связано с падением власти Золотой Орды. Если в начале рассматриваемого периода московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский «стол», то после Куликов­ской битвы эта зависимость стала существенно ослабевать, а с 1400 года московские великие князья стали не только фактиче­ски, но и юридически независимыми, суверенными государями.

Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III, московские великие кня­зья именовали себя «государями всея Руси». Иван III и его пре­емник Василий III пытались присвоить себе и царский титул. Правда, этот титул мало признавался за границей. Однако то, что не удалось Василию III, с успехом получилось у его сына, провозглашенного царем в 1547 году.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от ордынского ига, «сам держал» свой княжеский стол не­зависимо от Орды . Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. как о неограниченной, абсолютной монархии в XV и даже XVI вв. не приходится. Власть монарха еще огра­ничена другими органами раннефеодального государства, преж­де всего - Боярской Думой.

Боярская Дума выросла из совета при князе, существовавшего еще в Древнерусском государстве. Оформление Думы как постоянного совета при великом князе (а затем царе) следует отнести к XV в. Боярская Дума отлича­лась от прежнего совета своей большей юридической, организа­ционной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравни­тельно стабильный состав. В нее входили так называемые дум­ные чины - введенные бояре и окольничьи.

Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого кня­зя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо его решение могло быть не проведено в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу осуществлялась политика, угодная и выгодная бо­ярству. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую Думу, что связано с общим процес­сом централизации власти. Это особенно относится к княжени­ям Ивана III и Василия III. Значительная роль Боярской Думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов является одной из характерных особенностей русской монархии XIV - XVI вв.Боярская Дума сохраняет свое значение и в условиях сословно-представительной монархии, хотя со временем ее состав и значение, реальная власть существенно изменяются. При Ива­не IV создается специфический орган сословно-представительной монархии - Земский собор.

Судебники XV-XVI вв..

Судебник 1497 г . распадается на четыре части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда, нормы уголовного права. Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации деятельности местных, областных судов, третью - статьи по гражданскому праву и процессу и последнюю - статьи дополнительные, по судебному процессу.

Важнейшими источниками Судебника 1497 г. были уставные, жалованные и судные грамоты, именно на их основе и было произведено обобщение юридической практики. Подобные грамоты продолжали издаваться верховной властью и после опубликования Судебника и через 50 с лишним лет вновь накопившийся правовой материал лег в основу нового «царского» Судебника 1550 г., развившего положения, содержавшиеся в Судебнике 1497 г.

Судебник 1497 г. и многочисленные грамоты легли в основу нового Судебника; в конечном счете последний содержал более трети новых статей, не входивших в первый Судебник.

Структура второго Судебника почти полностью повторяет структуру первого. В отличие от него Судебник 1550 г . делит свой материал на 151 статьи или главы и не использует заголовков (которые в первом Судебнике часто не соответствовали содержанию). Второй Судебник подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе (ст. 76-97), кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами (ст. 98) и т.п.

Новых статей, по сравнению с первым Судебником, в Судебнике 1550 г. насчитывается более 30, третья часть всего Судебника. К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных грамот и указание на отзыв уже выданных грамот; провозглашение принципа закон не имеет обратной силы, выраженного в предписании впредь все дела судить по новому Судебнику; процедура дополнения Судебника новыми материалами.

Новыми положениями, явно связанными с государственной политикой Ивана IV, были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры; подробная регламентация деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе.

Судебник 1550 г. конкретизирует виды наказаний (для Судебника 1497 г. в этом отношении была характерна неопределенность) вводя между прочим новое - тюремное наказание. Новый Судебник вводит также новые составы преступлений (например, подлог судебных актов, мошенничество и др.) и новые гражданско-правовые институты (подробно разработан вопрос о праве выкупа вотчины, уточнен порядок обращения в холопство).

В конце XIII в. из империи Чингисхана выделилось государственное образование, получившее название Золотой Орды и просуществовавшее в непосредствен­ной близости от русских княжеств до конца XIV в. Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государст­венной религией в Орде был ислам.
Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры.

Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от тьма ― 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья: Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии - курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координиро­вал глава правительства - визирь.

Высшими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии - бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и админист­рацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского "ярлыка". Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую, и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты Административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и фи­нансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уголовного права, нормы обычного права и, позже, нормы шариата. Вещное и обязательственное право находилось в зачаточном состоянии: политическая власть и вассальные отношения отождествлялись с отношениями собственности. Семейные, брачные, наследственные отношения регулировались обычаем и традицией (многоженство, власть отца, минорат, т.е. приоритет младшего сына при наследо­вании). Смертная казнь назначалась за разные виды преступлений: неповиновение хану, ложь в суде, супружескую неверность, волшебство, мочеиспускание в костер и т.д. В судебном процессе, кроме свидетельских показаний и клятвы, применялась пытка: использовался принцип кровавой поруки, групповой ответственности. Судебная власть не была отделена от административной. С усилением исламизации Орды возникали суды кадиев и иргучи, действовавшие на основе Корана.

В силу внутренних (борьба за власть) и внешних причин (пора­жение в Куликовской битве 1380 г.) Золотая Орда распадается в XV в. На всей бывшей империи Чингисхана образуется ряд госу­дарственных образований: Сибирское, Казанское, Астраханское ханства, которые часто оказываются во враждебных отношениях друг с другом и в XVI в. поочередно покоряются Московским государством.

Русские княжества и Золотая Орда: тип отношений

Ужасающие цифры - 237 лет.

Но именно столько лет продолжались отношения Золотой Орды и Руси. Этот период был одним из самых трудных в истории Древней Руси, а почему, разберемся чуть позже.

Естественно, Золотая Орда не сразу стала Золотой Ордой…

Предками татар были тюрки, создавшие великое множество государств на территории Европы. Впоследствии, Ордой стало одно из них - государство гуннов, которые кочевали преимущественно в районе современного Китая (от Кореи до Кашгара). Это был III век до н.э.

Сформировавшийся в VI веке Тюркский каганат был началом объединения татар, тюрок и других народов. Отдельные группы перекочевывали в Европу, их количество постоянно возрастало. Самым многочисленным являлось как раз татарское племя, насчитывающее около 70 тысяч семей.

Татары считали себя великим народом, сильным и непобедимым, пока не пошли войной на Китай в 1198 году. Они потерпели поражение, ибо союзником Китая были монгольские племена, коими правил Темучин. Позже его военные силы разгромили Восточных татар (разделение на Восточных и Западных татар произошло после поражения в войне с Китаем), в 1202 году Темучин стал единственной главой всех местных племен и именовался теперь иначе - Чингисханом (ханом Вселенной). Так как завоеванные монголами племена обязаны были предоставить войску новых людей, то татары рассредоточились в рядах воинов Чингисхана. Но название племени сменили монголы: в летописях VIII века упоминаются черные и белые татары, монголы и оставшиеся татары соответственно. Этому есть объяснение. У монголов было поверье: если назваться именем самого отважного и бесстрашного своего врага и отобрать у него оружие, вся его сила перейдет к тебе.

Темучин Чингисхан был выдающимся полководцем, подчинившим себе Северную Китайскую Империю (1223 г.) и много городов Азии и Европы. Одной из пяти частей его армии правил Джучи - сын Темучина, который и отправился в сторону Руси. Это был 1207 год. В 1221 году закончилось завоевание Средней Азии, и Джучи приступил к следующему этапу.

Битва на реке Калке (1223 г.) стала решающей для будущей судьбы Руси. Вне сомнений, русcкие могли победить, но судьба распорядилась иначе. По ошибке, большая часть войска переправилась на восточное побережье Калки, когда как удар войсками нового хана Джебе был нанесен за западном.

Русь покорена и забыта.

И только с этого момента мы можем говорить о таком историческом факте, как Золотая Орда (Улус Джучи). Власть данного образования процветала на протяжении почти 4-ех веков, пока наконец не была свергнута.

Через несколько лет (в 1227 г.) в Русь вернулся внук Темучина Чингисхана - Бату (Батый), покорив себе Волжскую Булгарию, а потом Владимир, Москву, Рязань, Торжок и Козельск (всё это произошло в 1237 г.), и пошел дальше - завоевал Польшу, Венгрию, Хорватию. Зимой 1240 года они волной накрыли Киевское княжество.

Князь Александр Невский получил от татаро-монголов ярлык - бумагу, подтверждающую княжение на указанной земле и зависимость от завоевателей. Русь не сопротивлялась, тут показательным явлением оказалась религия - христианство, которая утверждала, что завоевателям нужно подчиняться, ибо на все воля Божья.

В 1257 году была проведена перепись населения Руси для дальнейшего сбора дани. Дань платили с семьи, земли, дома, промыслов, торговли, всего не перечесть… Для такого покровительства и власти Золотой Орды над Русью есть термин «татаро-монгольское иго». Впервые этот термин был употреблен польские историки, а затем оно перекочевало и в другие языки.

Итак, татаро-монгольское иго держало в ежовых рукавицах Русь на протяжении почти 3-ех веков. За это время произошло много метаморфоз: смен князей, переход княжеств в состав других земель и так далее. Это не очень интересно. Гораздо интересней разобраться с причинами такого долгого гнета со стороны татар. Должно сказать, что в этом были виноваты русские князья.

Во-первых, влияние оказала русская церковь, принявшая христианство, постепенно преобразовала и исковеркала истинное… Христа, и потеряла всякий духовный смысл. Осталась только видимость: «Вот, мы верующие, сам Господь велел…». На самом деле все не так. В те времена еще не различали католическую и православную церковь. Почему-то русичи приняли веру, как фанатики: они думали, что человек грешен изначально и, чтобы искупить свою вину, постоянно должен молиться. Отсюда и пошло такое огромное количество молитв, хотя в учении Христа упоминалась только одна, «Отче наш». Вследствие этого Русь фактически не сопротивлялась насилию и гнёту со стороны монголов, хотя могла.

Во-вторых, князья устраивали междоусобицы, не понимая, что это только мешает их освобождению. Они заботились лишь о своем благополучии и благополучии своих потомков в узком смысле этого слова: им интересна была судьба своих детей, внуков, правнуков.

Правда были «попытки к бегству».

Расцвет Золотой Орды пришелся на XIV век (1312-1357), когда к власти пришел хан Узбек, установивший жесткие рамки существования. Принудительно установил ислам государственной религией, а противившихся казнил. После правил его сын Джанибек, оказавшийся более лояльным и добродушным. После смерти сына Джанибека некому стало занять место хана. Начались розни, «Великая замятня». Ханы сменяли друг друга без остановки с катастрофической скоростью. Замятня закончилась с приходом Тохтамыша, прекратившего розни методом весьма жестоким способом: он разгромил оставшееся после Куликовской битвы войско Мамая и занял престол в Сарае.

Придя к власти, Тохтамыш не только наладил свое государственное устройство, но и впоследствии позволил Руси избавиться от ига, естественно не нарочно.

По сути дела, монголы наступили на те же грабли, что и русские. Так как Орда перестала быть единой, то победить ее стало гораздо легче. Это сыграло на руку Ивану III, которые вошел на престол как раз к тому времени.

Что мы можем сказать в итоге?

Что главная причина распада любой империи - это деление ее на составляющие, независимые части. Но есть еще одна причина, по которой Русь избавилась от Орды. Монголы были лояльны к религиям. По их племенам ходили все мировые религии, но единой общепризнанной не было. Существует теория, где изложена мысль о разгроме Улуса Джучи относительно теории религии. Если бы монголы приняли христианство, у Руси было бы гораздо меньше шансов на свободу. Они бы просто не посмели пойти против своего же Господа, существующее «церковное рабство», вездесущий контроль просто не оставляли другого выхода, кроме как подчиниться и терпеть истязания господни. И неизвестно, сколько бы продолжалось это подчинение, если бы не жестокие меры и случай.

Список использованной литературы

орда дань русь политический

1) Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун, «Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества»

) Википедия - свободная энциклопедия. Статьи: Батый, Монголо-татарское иго, Золотая Орда, Чингисхан.

) РУСЬ И ОРДА. Сводный хронологический перечень ордынских вторжений на Русь, военно-политических и административных мер и русская реакция на все эти формы давления. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/igo.htm

Юрий Гаврилович Мизун, Юлия Владиславовна Мизун

Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня Россия напоминает льва, попавшего в западню, вокруг которого лают шакалы, лают от радости, а еще более – от страха. Эти западные шакалы всегда хотели одолеть русского льва. Соблазнительны были его богатства и страшно было жить с ним рядом. Страшно потому, что лев каждый раз умело защищался и всегда превосходил шакалов своей силой, добротой, душевностью, состраданием. Так появился сказ о загадочной русской душе.

Западным шакалам удалось с помощью доморощенных либералов и демократов (читай – западников) почти одолеть наш народ. И сейчас, когда мы пытаемся встать на ноги, они лают от страха. Хотя нам они не нужны. У нас есть всё своё, и наша загадочная душа не позволяет порабощать другие народы.

В нашем нынешнем положении мы должны ещё раз осознать свои исторические, моральные и религиозные истоки, свои исторические гены. Затем мы должны сделать правильные выводы из трехсотлетней жизни народа под западным игом. Мы должны определиться, кто наши враги и кто наши друзья сегодня.

Монгольский период в нашей истории исключительно важен – он завершился созданием Государства Российского. Без монголов это было бы невозможно. Запад поглотил бы восточные русские княжества, как он поглотил западные. Православие сменилось бы католичеством.

Нашу историю писали немцы, которые правили Россией триста лет. Они из нашего русского материала лепили то, что было угодно им. И лепили весьма успешно, уничтожая и разлагая всё наше национальное. Это разложение идёт и сейчас. Ему надо дать отпор. Надо наконец поставить всё на свои места.

Мы должны понять наконец, что являемся евразийским народом и наши прежние и теперешние враги никогда не станут нам друзьями и братьями. Они всегда будут лаять. На большее у них не хватит сил.

РУСЬ ДО КРЕЩЕНИЯ

За сотни лет до Крещения на Руси, как и у других славян, уровень земледельческой культуры был высокий. В лесостепной зоне Среднего Приднепровья еще в первой половине I тысячелетия н.э. наши предки выращивали хлеб не только для себя, но и на продажу в больших количествах в страны античного мира. И в лесной зоне расселения древних славян успешно занимались земледелием. Академик Б.А. Рыбаков об этом писал так: «Было бы крайне неосторожно резко разграничивать лесную и лесостепную зоны в отношении их хозяйственных возможностей в период вызревания славянской государственности. Различие было… но это различие скорее количественное, чем качественное. Одни и те же виды хозяйственной деятельности были возможны тогда и в лесостепи и в более северной зоне лиственных лесов… Разным был объем урожая, разным количество труда, затрачиваемого крестьянином на распашку открытой земли или на расчистку земли из-под векового леса».

В то время окультуренные земельные участки использовались многократно. Их обрабатывали сначала с помощью сохи, а затем деревянного плуга («рало»). На юге в соху и рало впрягали волов, а на севере – коней. Для обеспечения высоких урожаев применялась двупольная и трехпольная системы севооборота. Возделывали многие злаковые культуры – мягкую и твердую пшеницу, рожь, просо, ячмень. Сеяли бобовые, культивировали волокнистые коноплю, лен), а также выращивали репу, капусту и т. п.

Весьма успешно развивалось и животноводство. Оно было интенсивной отраслью хозяйства. Благодаря развитому животноводству землепашцы были обеспечены рабочим скотом, воины – боевыми конями, а ремесленники – шкурами для последующей обработки. Из них делали одежду, обувь, седла, воинские доспехи и т. п. Население было обеспечено мясной и молочной пищей. Разводили не только коней и крупный рогатый скот, но и свиней и овец. Кроме того, держали и коз. Значит, были мясо, молоко и шерсть.

В фундаментальном труде «История культуры Древней Руси» говорится: «В IX – X веках земледельческая техника и состав культурных растений, за малым исключением, приобрели… характер, свойственный и более позднему времени XI – XIII веков… Все виды домашнего скота были знакомы славянским племенам еще с глубокой древности, и в этом отношении Киевская Русь не принесла ничего нового».

Высокий уровень производства обеспечил разделение труда, расширение обмена как между племенами, так и внутри каждого племени.

На основании анализа большого фактического материала (и прежде всего предметов, обнаруженных при археологических раскопках) ученые доказали, что до Крещения на Руси был высокий уровень материальной культуры. Сельскохозяйственные орудия постепенно совершенствовались. Соху сменил плуг с железным лемехом и ножом для вспарывания дерна («чересло»). Использовались серп, коса и т. п. Ремесленники: кузнецы, гончары, оружейник и, плотники, ювелиры использовали разнообразный инструмент. В Древней Руси, по утверждению исследователей, насчитывалось более сорока ремесленных специальностей.

Говоря современным языком, в Древней Руси успешно развивалась горнодобывающая и обрабатывающая промышленность. Быстро совершенствовалась технология добычи металла. Одновременно развивалась и обработка металлов. В книге «Восточные славяне» В.В. Седов на основе анализа огромного археологического материала пишет: «Железообрабатывающее ремесло восточных славян накануне образования Древнерусского государства находилось на достаточно высокой ступени развития». В это время наши предки владели несколькими способами получения высококачественной стали. Из стали изготовляли как оружие, так и разный инструмент. Кузнечное дело было на весьма высоком уровне. В их распоряжении был большой выбор орудий труда. Назначение и форма многих из них сохранились без изменений до наших дней. Русские кузнецы славились по всей Европе. Хорошо известно, как высоко ценились изготовленные русскими кузнецами замки («русские замки»).

В Древнерусском государстве производили хорошее оружие: мечи, боевые топоры, стрелы, колчаны, кольчуги, щиты, шлемы, седла, сбрую для боевых коней. Оружие делали надежным, качественным, удобным и соответствующим образом оформленным. Многие виды оружия, которое изготавливалось для князей и знатных дружинников, покрывали художественным узором, украшали драгоценностями.

На Руси изготавливали разнообразную глиняную посуду не только для варки пищи, хранения продуктов (зерна, меда, вина и др.), но и для застолья. Широко использовался гончарный круг. Гончары изготавливали не только посуду, но и кирпич, черепицу, декоративную плитку, а также другие стройматериалы, которые делались из обожженной глины.

Главным поделочным и строительным материалом на Руси всегда было дерево. Плотники («древоделы») на Руси всегда были уважаемы. В.В. Седов писал: «Весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что во сточные славя не во второй половине I тысячелетия н.э. были знакомы со многими видами обработки дерева».

Из дерева строили все – жилища, хозяйственные сооружения, общественные постройки, укрепления и т. д. Из дерева строили и храмы ведическим богам. Кстати, способы построения этих храмов и опыт были впоследствии перенесены на христианские церкви. Историки русской архитектуры в книге «История русской архитектуры» пишут так: «В основе построения славянского языческого храма лежала, как можно предположить, клеть, иногда башнеобразной формы. Можно также предположить, что наиболее крупные языческие храмы состояли из нескольких деревянных срубов, соединенных между собой, и что под их влиянием строились первые деревянные соборы, подобные Софии новгородской 989 года, тринадцатиглавой, как о том говорит летопись, то есть, вероятно, тринадцатисрубной».

Строительство зданий и храмов из камня в то время только начинало развиваться. В последующие века появились подлинные архитектурные шедевры из камня. Академик Б.А. Рыбаков в книге «Культура Древней Руси» пишет так: «Будучи подготовленными еще за языческий период к строительству крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями».

Русские ювелиры были одними из лучших в Европе. Ювелирные мастера уже в то время владели техникой золотого, серебряного и бронзового литья по восковым моделям, а также в каменных формах. Они применяли штамповку на матрицах, ковку и чеканку, а также пайку, золочение, чернь и т. п. Мастера-ювелиры того времени знали секрет изготовления разных эмалей. До середины Х века мастера применяли технологию «выемочной эмали». При этом эмалью заполнялись специально сделанные выемки на ювелирных изделиях. Впоследствии стала применяться более сложная технология нанесения эмали на ювелирное изделие. Эта технология называлась перегородочной. Суть ее состояла в том, что вначале на глад кую поверхность изделия напаивали тонкие перегородки. Между этими перегородками наносили многоцветную эмаль (финифть). Широко использовалась ювелирами технология изготовления изделий в технике черни. На пластинки напаивали золотые или серебряные шарики-зерна. Применялась также технология филиграни или скани. Суть ее состоит в применении скрученной золотой или серебряной проволоки.

Со времени походов Батыя Русская земля оказалась под властью татаро-монголов. Русские князья стали вассалами монгольских императоров и золотоордынских ханов. Чтобы остаться на своих княжениях, они должны были явиться в Орду и получить из рук хана ярлык (пожалование) на княжение.

Первым из русских князей на поклон в Орду пошел Ярослав Всеволодович, который после гибели в бою с татарами брата Юрия (1238) стал великим князем Владимирским. Вслед за Ярославом в Орду направились другие князья Северо-восточной Руси. Некоторые из русских князей не желали повиноваться монголам. Наиболее решительными противниками монгольской власти оказались южные князья - Даниил Га лицкий и Михаил Черниговский, владения которых менее пострадали от татарского нашествия. Даниил Галицкий, борясь за самостоятельность, пробовал опереться на главу католической церкви папу Иннокентия IV. Однако новое движение татар на запад заставило южнорусских князей явиться в ставку хана. Михаил Черниговский при этом был убит в Орде. На северо-востоке враждебную позицию в отношении монголов занимали Андрей Ярославич, посаженный в 1249 г. на великое княжение, и тверской князь Ярослав Ярославич. Борьба этих князей также не увенчалась успехом. Андрей Ярославич принужден был спасаться от татар бегством в Швецию, тверской князь укрылся в Ладоге.

После Андрея Ярославича великим князем Владимирским стал прославленный в истории князь Александр Яро­славич (Невский). Новый глава союза русских князей взял курс на мирные отношения с монголо-татарами. В тех условиях это была единственно правильная политика. Монголы были слишком сильны, Русь же - раздроблена и обескров лена.

Только таким путем можно было объединить усилия русских князей в борьбе против выступавших с запада немецких рыцарей, а затем, накопив силы, сбросить татаро-монгольское иго.

Русские князья, как вассалы ханов, обязаны были по их зову являться к ним со своими вооруженными отрядами и принимать участие в татарских походах. При поездке в Сарай русские князья привозили хану и окружавшим его вельможам богатые подарки. На Русскую землю была наложена тяжелая дань, летописец называет ее неминучей данью, так как уйти от ее уплаты было невозможно. В целях максимального сбора дани монголы производили в подчиненных им землях переписи населения. На Руси первая такая перепись была произведена в 1257 г. За единицу обложения был взят дом или семейство.

В течение 1257 — 1259 гг. монголы, несмотря на упорное сопротивление новгородцев, распространили дань на Новгородско-Псковскую землю, а также на Юго-Западную Русь.

Для поддержания своей власти и сбора дани монголы создали на Руси баскаческую военно-политическую организацию. Но русским княжеским центрам монголы посадили своих воевод-баскаков. Во Владимире сидел старший баскак, которому подчинялись все остальные. Баскаки имели свое управление. В их распоряжении находились специальные военные отряды, командный состав которых состоял из завоевателей, рядовой - в основном из набранного насильно местного населения. Баскаки следили за взиманием дани, выполнением повинностей, осуществляли контроль за деятельностью князей. В случае каких-либо затруднений при сборе дани баскаки охотно пускали в ход вооруженную силу.

Помимо дани, взимаемой с дома или семейства, с земель, с плуга, существовали также различные пошлины (с ловли зверя, рыбы, с пчелиных ульев). С торговли взималась определенная пошлина, так называемая тамга. Сбор дани и пошлин производили специальные чиновники-данщики, поил ужники, таможники. При переезде татарских чиновников население обязано было содержать их и давать им подводы. При баскаках установилась подводная повинность, были образованы специальные почтовые станции, так называемые «ямы», население обязано было давать лошадей и ямщиков для перевозки татарских чиновников.

Сбор дани производился исключительно жестоко, неимущие обращались в рабство. Тяжесть дани усугублялась еще тем, что она, как правило, отдавалась ханами на откуп жадным мусульманам откупщикам. Дань не бралась только с духовенства. Оно было освобождено от всякой дани и от каких-либо повинностей. Татары пытались использовать церковь в своих целях для слепого подчинения местного населения верховной ханской власти. Однако в этом отношении они достигли очень немногого. Наоборот, в ряде литературных произведений и проповедях того времени, сохранившихся до наших дней, проводилась мысль об объединении Русской земли для борьбы с врагом.

Владычество монгол, державшееся на терроре и насилии, вызывало решительный протест со стороны русского народа. Уже с середины XIII в. начали вспыхивать восстания в Новгороде, Ростове, Суздале, Ярославле. Волна народных антитатарских выступлений, захлестнувшая всю вторую половину XIII в., еще более усилилась в начале XIV в. Восстания эти были потоплены в крови, но они не пропали даром. В конце XIII в. золотоордынские ханы вынуждены были передать сбор дани из рук данщиков-откупщиков - в руки самих русских князей. В начале XIV в. татары пошли на ликвидацию системы баскачества.

Дани, повинности и открытый террор не исчерпали всей тяготы монгольской власти на Руси. Другой, не менее пагубной стороной ее было стремление ханов помешать политической консолидации русских земель. Пользуясь правом назначения на владимирский великокняжеский престол, татары разжигали среди русских князей междоусобицы. Они бдительно наблюдали, как бы тот или иной русский князь не усилился настолько, чтобы смог подчинить себе другие русские земли. В таком случае они старались передать великое княжение и связанные с ним материальные и политические выгоды другому князю. Противопоставить усилившемуся князю других князей и ослабить их во взаимной борьбе - именно так поступали татары, когда они разжигали вражду между князьями тверскими и ростовскими, а затем тверскими и московскими. Правилом татарских политиков был старый лозунг римских рабовладельцев: «Разделяй и властвуй».

Нашествие татаро-монголов и их власть оказали глубоко отрицательное влияние на развитие Руси. В борьбе с татарами погибли многие тысячи русских людей. Татарское нашествие и иго подорвали производительные силы русского народа. Многие города и села были сожжены и разграблены, в татарский «полон» угнаны тысячи и тысячи людей. Политика татар, направленная на разжигание междоусобиц, тормозила процесс политического объединения Русской земли. Огромный урон понесла русская культура. Монголы, оставшиеся в основном кочевниками-ското­водами, стояли на значительно более низком культурном уровне, чем русское население, и тормозили развитие Руси. Татаро-монгольское иго послужило причиной отставания Руси от Западной Европы, спасенной русским народом от нашествия.

Почти одновременно с монгольским нашествием с северо-запада русским землям стал угрожать другой страшный враг - немецкие рыцари. Первоначально их удар был направлен на прибалтийские племена.

Прибалтика была заселена различными племенами: эстамп, ливами, летгалами, курами, литвой, жмудью, пруссами и другими, которые ко времени появления в их землях немцев вышли из состояния родового строя и вступили в период феодализма. У них уже существовала частная собственность на землю, на базе которой выделялась знать. Знать имела земельные владения, замки, окружила себя дружинами. Занимались эти племена земледелием, скотоводством, бортничеством, охотой. Из ремесел были развиты древодельное, кожевенное, гончарное, железоделательное и др.

Прибалтийские племена с XI в. имели оживленные сношения с русскими землями. Еще в 1030 г. Ярослав Мудрый основал в земле эстов город Юрьев (Тарту). Русские купцы из Новгорода, Полоцка вели торговлю по Западной Двине не только с эстами, ливами и летгалами, но и с островом Готландом.

Отдельные племена платили Полоцку дань; Полоцк защищал их от нападений шведов, немцев и датчан. Добрососедские отношения между ними нарушались редко.

В конце XII в. Восточная Прибалтика стала объектом немецкой экспансии. К этому времени немецкие феодалы и купцы в своем продвижении на восток дошли до Вислы, но, натолкнувшись на сопротивление Польши и славянского племени пруссов, решили начать действовать со стороны Западной Двины.

Проникновение немцев в Прибалтику началось с миссионерской деятельности. В 1180-х годах к прибалтийскому племени ливов (отсюда пошло название Ливония) прибыли немецкие миссионеры (проповедники). Свою деятельность они вели под руководством бременского архиепископа. Когда ливы оказали сопротивление введению новой религии, несшей им порабощение, архиепископ просил папу о том, чтобы против прибалтийских народов был организован крестовый поход. С благословения папы из разбитых в Малой Азии крестоносцев в 1198 г. были организованы воинские силы, которые высадились в устье Западной Двины. Это вызвало восстание ливов (1198), причем во время восстания был убит немецкий епископ Бертольд. Новым епископом был назначен Альберт, «паршивый бременский каноник», по выражению Маркса. Альберт благословлял разбойную деятельность немецких рыцарей в Прибалтийской земле и при помощи рыцарей производил насильственное крещение. В устье Двины в 1201 г. крестоносцы построили крепость - Ригу, где Альберт устроил свою резиденцию. С целью создания вооруженной силы Альберт в 1202 г. учредил из прибывших захватчиков военно-монашеский орден, который из-за изображения креста и меча на рыцарской одежде стал называться Орденом меченосцев.

В 1207 г. германский император «пожаловал» Ордену меченосцев еще непокоренные земли в Прибалтике. Это развязывало руки для дальнейших действий «божьих рыцарей».

Разбойничьей деятельности меченосцев всячески содействовал римский папа Иннокентий III, который объявил всех сопротивляющихся язычников вне закона. Фактически католическое духовенство возглавляло разбойные походы немецкий рыцарей. В XIII в. немецкие рыцари захватили по нижнему течению Западной Двины крепости Кукенойс и Герцике, принадлежавшие Полоцкому княжеству, и в 1209 г. овладели нижним течением Западной Двины.

Рыцари организовали систематические облавы на местное население, захватывали молодежь, истребляли и грабили местное население.

Затем рыцари вторглись в пределы племени эстов.

Пока меченосцы захватывали земли ливов и эстов, южнее начала действовать другая организация немецких рыцарей - Тевтонский орден.

Тевтонский орден рыцарей был основан в Иерусалиме во времена крестовых походов. Он состоял преимущественно из германских рыцарей. Эти рыцари носили белый плащ с черным крестом на левом плече.

В начале XIII в. (1226) рыцари Тевтонского ордена были приглашены польским князем Конрадом Мазовецким, который передал тевтонам земли на севере Польши. В 1238 г. глава Ордена (гроссмейстер) Зальца получил от германского императора Фридриха II полномочие завоевать прусскую землю силами Ордена. Вновь завоеванные земли предоставлялись Ордену без обязательства какой-либо службы или повинности.

Захватывая земли плохо вооруженных пруссов, тевтонские рыцари заставляли жителей строить замки, укрепления, нести всевозможные барщинные работы. Пруссы оказывали отчаянное сопротивление завоевателям, но в ходе борьбы они были почти целиком уничтожены. К концу 30-х годов XIII в. владения Тевтонского ордена уже соприкасались с владениями рыцарей-меченосцев.

Лучшие статьи по теме