Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Памятник тысячелетия руси где еще 5000 лет. Лишние люди на памятнике "тысячелетие россии"

Памятник тысячелетия руси где еще 5000 лет. Лишние люди на памятнике "тысячелетие россии"

Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.

Монумент «Тысячелетие России» воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь.
Авторы монумента — скульптор Михаил Микешин и Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман
Высота: 15,7 метров, диаметр постамента — 9 метров, вес бронзового литья — 65,5 тонн.
Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня.

Верхний уровень скульптур.

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».

Средний уровень скульптур содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара — державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:


призвание варягов на Русь (862 год)
Крещение Руси (988-989 год)
Куликовскую битву (1380 год)
Образование единой Руси (конец XIV века)
Начало династии Романовых (1613 год)
создание Российской империи (1721 год)

Нижняя часть монумента.
В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры.
Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто — и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт — известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика — юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Памятник «Тысячелетие России». 1862 год

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт — блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге — просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу — нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку — 109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители. Памятник «Тысячелетие России»

Просветители.
1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.

Государственные люди
1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.

Военные деятели и герои. Памятник «Тысячелетие России»

Военные деятели и герои
1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.

Писатели и художники. Памятник «Тысячелетие России»

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.
Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

Интересные факты.
В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время). Ее получил Михаил Микешин.

А. Рокачевский. Портрет молодого М.О.Микешина. 1855 г.

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника «Тысячелетию России», когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник—баталист. Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:
Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
Александру II в Ростове-на-Дону
Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник «Тысячелетие России»

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.
Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).

3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.
В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943—1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.
К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

Памятник «Тысячелетие России » воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника - утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».

По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» - эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории - атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.

Общая высота памятника - 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента - 9 метров, шара-державы - 4 м., окружности горельефа - 26,5 метров. Вес металла памятника - 100 тонн, вес бронзового литья - 65,5 тонны.

128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.

Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина - олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».

Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.

  • Первый из них - князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
  • Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 гг.
  • Святой Великий князь Дмитрий Донской - символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года.
  • Иван III Васильевич (Иван Великий) - объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
  • Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых.
  • Петр I - великий основатель Российской Империи.

Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители . Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.

Государственные люди . Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.

Военные люди и герои . Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.

Писатели и художники . Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.

Приближать трехмерную модель можно колёсиком мышки, перемещать колёсиком мышки и удерживая клавишу Shift. Модель подготовлена компанией «Аэроскан». .

История создания и открытия памятника

В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.

В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.

7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.

8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.

На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.

8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.

Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.

В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.

В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.

Монумент “Тысячелетие России” воздвигнут в 1862 году в центре Великого Новгорода в честь 1 000-летнего юбилея призвания варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора на Русь. Это событие (согласно “норманской теории” в настоящее время опровергнутой) считают началом русской государственности.

Высота: 15,7 метров, диаметр постамента – 9 метров, вес бронзового литья – 65,5 тонн.

Памятник имеет форму колокола и содержит 128 человеческих фигур . Скульптурные изображения делятся на три уровня.


Верхний уровень скульптур

Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом с крестом (олицетворение православной церкви) женщины, олицетворяющей Россию. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти), венчая композицию. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ го лѣта 1862» .

Средний уровень скульптур

содержит 6 групп фигур в общей сложности 17 фигур вокруг шара – державы, символизирующих различные периоды истории русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства. В данной части отражены следующие важнейшие этапы истории России:

  • призвание варягов на Русь (862 год )
  • Крещение Руси (988-989 год )
  • Куликовскую битву (1380 год )
  • Образование единой Руси (конец XIV века )
  • Начало династии Романовых (1613 год )
  • создание Российской империи (1721 год )




Нижняя часть монумента

В ней располагается фриз, на котором помещены горельефы 109 деятелей истории, религии, науки и культуры .

Изначально планировалось, что горельеф (третий ярус) будет сюжетно повторять второй: шесть медальонов, на которых шесть эпох российского государства должны были быть изображены более развернуто - и отражать участие в жизни страны народа, таким образом завершая триаду «народностью». Однако произошло вот что. За нижний ярус памятника отвечал скульптор Петр Клодт - известнейший мастер своего времени. Работая над памятником, он оказался в подчинении у своего вчерашнего ученика - юного художника Микешина, автора монумента. Когда Клодт впервые показал Микешину и императору Александру II эскизы своих барельефов для памятника, оба сразу поняли: не то! Оказалось, Клодт просто повторил сюжеты второго яруса, ни капли их не разработав.

Микешин решил, что Клодт, не желая быть в подчинении у своего вчерашнего ученика, намеренно саботировал заказ или отнесся к нему спустя рукава. В реальности же Клодт - блестящий анималист, автор знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге - просто растерялся перед непривычной для него задачей: сочинять сюжет из русской истории… Принимать эскизы Клодта было невозможно, заново объяснять ему задачу - нелепо. Надо было что-то срочно решать. И тогда Микешин от безысходности сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России». Идею приняли. Так памятник превратился в летопись России в лицах и обрел свою главную изюминку - 109 фигур выдающихся российских деятелей . Их можно разделить на четыре группы:


Просветители. Памятник “Тысячелетие России”

Просветители

1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий Ростовский. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша Печерский. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий митрополит. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. Митрополит Киевский. 15. Иона. Митрополит Московский. 16. Святой Савватий Соловецкий. 17. Святой Зосима Соловецкий. 18. Максим Грек. 19. Гурий. Архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. Митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. Архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. Архиепископ Новгородский. 26. Платон. Митрополит Московский. 27. Иннокентий. Архиепископ Херсонский и Таврический. 28. Макарий. Митрополит Московский. 29. Варсонофий. Архиепископ Тверской. 30. Тихон Задонский. 31. Митрофан Воронежский.


Государственные люди

1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей, 17. Александр I. 18. Михаил Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. 21. Ярослав Мудрый. 22. Владимир Мономах. 23. Гедимин, князь Литовский. 24. Ольгерд, Великий князь Литовский. 25. Витовт, Великий князь Литовский. 26. Иван III.


Военные деятели и герои. Памятник “Тысячелетие России”

Военные деятели и герои

1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский, московский воевода 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня, князь. 11. Марфа Борецкая (Посадница). 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. 29. Довмонт, князь Псковский. 30. Матвей Платов. 31. Петр Багратион. 32. Иван Дибич. 33. Иван Паскевич. 34. Адмирал Лазарев. 35. Вице-адмирал Корнилов. 36. Адмирал Нахимов.


Писатели и художники. Памятник “Тысячелетие России”

Писатели и художники

1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин. 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский.

Среди изображенных нет Ивана IV. Его не включили в композицию памятника, памятуя кровавую расправу, учиненную опричниками в Новгороде в 1570 году.

  1. В конкурсе на проект памятника участвовали 52 проекта , которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. Первая премия выигравшему проекту составила 4 000 рублей (целое состояние в то время) . Ее получил Михаил Микешин.
Михаил Микешин. Автор памятника “Тысячелетие России” в Великом Новгороде

2. Скульптор Михаил Микешин выиграл конкурс проектов памятника “Тысячелетию России”, когда ему исполнилось 24 года! В большей мере Михаил Микешин был известен как художник-баталист . Он только что блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Последствие он преподавал рисованию Великих княжен, но остался в истории великим скульптором, автором ряда выдающихся памятников. Следующие знаменитые памятники созданы по его проектам:

  • Кузьме Минину в Нижнем Новгороде
  • Александру II в Ростове-на-Дону
  • Екатерине II в Санкт-Петербурге

Государственные деятели. Памятник “Тысячелетие России”

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение - трехъярусный памятник, в основе композиции которого - держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем.

Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии . Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, - дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей - исторических персонажей - силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики).


3. Памятник был торжественно открыт в 1862 году в присутствии императора Александра II . В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён . Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня.

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров , а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей строителя Софийского собора князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию . После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало . За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, торжественный обед . Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесённые ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал.

4. Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление

В августе 1941 года в Новгород вошли немцы. Немецкий генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине. Зимой 1943-1944 года начались работы по демонтажу. Железной дорогой успели увезти бронзовую решётку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые фонари художественной работы, стоявшие вокруг него. Разобранный памятник оккупантам вывезти не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками.


Кукрыниксы, картина “Бегство фашистов из Новгорода” 1944-1946 На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей

К этому моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя её часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты бесследно исчезли.

Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался Ленинградский областной отдел архитектуры.

В наше время памятник “Тысячелетие России” является одним из самых знаменитых и популярных в России. Во время путешествия по древней новгородской земле вы не сможете не увидеть творение Микешина, оно находится в сердце города, перед Софией Новгородской. Разглядывать данный монумент можно в течении долгого времени. Сходится ли данная трактовка памятника с вашим восприятием тысячелетней истории России, решать вам.

Памятник "Тысячелетие России"

Иллюстрация сайта slovensk.su

Памятник "Тысячелетие России" - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского.

История создания

В "Повести временных лет" говорится, что в 862 году в Новгород был приглашен на княжение глава варяжских дружин Рюрик. "Те варяги назывались русью и от тех варягов прозвалась русская земля" .
В 1857 году, Комитет министров государства Российского поставил вопрос о сооружении памятника первому русскому государю Рюрику. Замысел был воплощен в жизнь в 1862 году. Но, в итоге, монументальная скульптура стала не столько памятником первому русскому государю, сколько памятником тысячелетию государства Российского.

Монумент создан по проекту молодого художника М.О. Микешина. В создании скульптур принимали участие скульпторы И.Н. Шредер (фигуры "Писатели и художники"), Р.К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П.С. Михайлов (группа Рюрика), Н.А. Лаверецкий (фигуры "Государственные люди"), А.М. Любимов (фигуры "Военные люди"), М.А. Чижов (фигуры "Просветители" и "Военные люди"), также участие принимали архитекторы Г.А. Боссе и В.А. Гартмана. Кроме того, Микешин и Шредер совместно выполнили фигуры ангела с крестом и коленопреклоненной женщины, группы Петра I и Ивана III.

Большие споры возникли при утверждении списка значимых персон, размещаемых на памятнике. Исключили поэта Кольцова, знаменитого флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова. Среди государственных деятелей отсутствует Иван Грозный, слывший в народе свирепым правителем, особенно среди новгородцев. Из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Также нет на монументе Павла I, Аракчеева, Бенкендорфа. Серьёзные сомнения вызывало размещение фигуры Николай I, которого всё же добавили в последний момент.
В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем её отливку в гипсе в двух экземплярах, с последующей доставкой на бронзовую фабрику, было назначено вознаграждение в 4000 рублей.
1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка были собраны в литейной мастерской. Царь одобрил готовые части монумента, и их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

Памятник и составляющие его части имеют следующие параметры:

  • Общая высота памятника - 15 м.
  • Высота гранитного пьедестала - 6 м.
  • Диаметр гранитного пьедестала - 9 м.
  • Диаметр шара-державы - 4 м.
  • Окружность горельефа - 26,5 м.
  • Высота колоссальных фигур - 3,3 м.
  • Общий вес памятника - 10000 тонн.

    Закладка фундамента памятника состоялась 28 мая 1861 года в новгородском кремле, между Софийским собором и зданием Присутственных мест. Глубина фундамента 10 метров, он выполнен в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри 4 метра в диаметре. В фундамент заложили бронзовый ящик, на котором сделали надпись о времени закладки монумента и его назначении. В ящик положили медали времен Александра II, золотые и серебряные монеты 1861 года.
    Памятник открыли 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II.

    Описание памятника

    Памятник "Тысячелетие России" напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Огромный шар по периметру украшает надпись, сделанная славянской вязью "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862" .
    На державе помещена: ангел с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненная женщина (олицетворение России).
    Вокруг шара расположено шесть скульптурных групп (17 фигур), каждая из которых ориентирована в определенном направлении и символизирует один из важнейших периодов истории государства Российского:

    1. . С южной стороны, в направлении Киева стоит Рюрик в остроконечном шлеме, со щитом в руке, в звериной шкуре, наброшенной на плечи. На щите надпись: "Лета 6370" . (До Петровского времени летосчисление в России велось от "сотворения мира", по современному календарю это 862 год - дата призвания Рюрика в Новгород).

    2. . Князь Владимир (обращен на юг) стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом. Перед ним расположен славянин, низвергающий статую языческого божества Перуна. Сзади - женщина, протягивающая князю ребенка.

    3. . На юго-восточную сторону, в направлении Москвы обращена группа Дмитрия Донского. Князь представлен в образе полководца-витязя, победителя Куликовой битвы. Дмитрий ногой попирает поверженного татарского мурзу, в правой руке держит шестопер.

    4. . Группа Ивана III, знаменует становление Русского централизованного государства. Иван III (обращен на восток) стоит в царских ризах и шапке Мономаха, со скипетром и державой в руках. Татарин на коленях протягивает царю бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные в битве литовец и ливонский (немецкий) рыцарь с обломанным мечом.
    На заднем плане помещена фигура - символ начавшегося освоения Сибири.

    5. . Молодой царь Михаил Романов изображен в глубине композиции. На первый план выступает мощная фигура Пожарского, с обнаженным мечом в руке. Козьма Минин, стоя на колене, подносит Михаилу скипетр и шапку Мономаха.

    6. . На север, в сторону будущего Санкт-Петербурга обращена фигура Петра I, увенчанного лавровым венком, со скипетром в правой руке. Над Петром, с левой стороны, возвышается фигура Гения в образе ангела - символ побед и великого значения осуществленных реформ. У ног Петра поверженный швед, защищающий свое разорванное знамя.

    В нижней части монумента расположен горельеф, на котором помещены фигуры 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Персоны разделены на четыре отдела и расположены в хронологическом порядке:

    1. (31 фигура) начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святого, открывается фигурами славянских просветителей IX в. Кирилла и Мефодия. Представлены: княгиня Ольга, Нестор Летописец, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Иона Московский, Максим Грек, митрополит Макарий, Патриарх Никон, Петр Могила, Феофан Прокопович и др.

    2. (26 фигур) помещен на восточной стороне памятника и начинается фигурой Ярослава Мудрого. Также представлены: Владимир Мономах, Иван III, Сильвестр, царица Анастасия Романовна, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Яков Долгоруков, Екатерина II, Потемкин, Сперанский, Виктор Павлович Кочубей, Александр I, Николай I и др.

    3. (36 фигур) расположен с северо-восточной стороны памятника. Изображены: Святослав Игоревич, Александр Невский, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Козьма Минин и князь Пожарский, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий, Марфа Посадница (с разбитым вечевым колоколом), Михаил Михайлович Голицын, Суворов, Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион, адмирал Нахимов и др.

    4. (16 фигур). Представлены: Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Фёдор Волков, писатели Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь, композиторы Глинка и Бортнянский, художник Брюллов.

    Историческая судьба памятника

    После революции в 1925 году из Москвы пришло указание снести монумент. Но местные власти решили спрятать его, рядом сделали помост, служивший трибуной и местом для размещения революционных плакатов. Спрятанный, таким образом, от посторонних глаз, монумент стоял до Великой Отечественной Войны.

    15 августа 1941 года в Новгород вошли фашисты. Нацистский генерал фон Герцог приказал разобрать памятник "Тысячелетие России" и вывезти в Германию. Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку и фонари, стоявшие вокруг памятника (эти элементы ныне утрачены).

    20 января 1944 года Новгород был освобождён советскими войсками. К этому моменту совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, его верхняя часть была полуразрушена. Фигуры были разбросаны по площади, многие из них оказались испорчены. Такие небольшие детали, как шпаги, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли.
    Комитет по делам архитектуры при СНК СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение привести памятник в прежний вид. Этим занялся Ленинградский областной отдел архитектуры. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей.
    Памятник полностью был восстановлен и второй раз торжественно открыт 2 ноября 1944 года.

    Используемые источники:
    1. 1000.home.nov.ru
    2. foto.istranet.ru
    3. monument1000.narod.ru
    4. ru.wikipedia.org
    5. slovensk.su
    6. thimble.ru
    7. vnovgorod.info

  • Как свидетельствуют летописи, для управления Русью новгородцы и их соседи пригласили варягов. Именно Рюрик в 862 году стал во главе С этого момента образовалось Русское государство.

    Российская история в бронзе

    Праздник «Тысячелетие России» было решено отмечать с размахом. Император Александр II захотел увековечить подвиг русского князя монументальным сооружением, хотя сама идея принадлежала главе министерства внутренних дел Ланскому. Тысячелетие России должно было быть запечатлено в барельефах и изображениях видных государственных деятелей и героев Отечества, которые много сделали для его процветания. Вместе с тем можно без преувеличения утверждать, что памятник - это достояние всего народа.

    Подготовка к празднованию такой важной даты, как тысячелетие России, была тщательной. После того как правительство одобрило строительство монумента, начался сбор добровольных пожертвований.

    Было решено возвести памятник в Великом Новгороде. Тысячелетие России должен был символизировать именно этот город.

    Почему Великий Новгород

    Город на реке Волхов был выбран в качестве места для возведения монумента, посвященного празднованию Тысячелетия России, не случайно. Ни Белокаменная, ни Северная столица для этой роли не подходили. Почему Памятник «Тысячелетие России» должен был появиться в городе, в котором управлял Рюрик. Именно здесь зародилась российская государственность, и именно Новгородская земля считается «колыбелью царства всероссийского». Об этом напомнил Александр II, выступая с праздничным приветствием перед представителями новгородского дворянства.

    Народные пожертвования

    За период с 1857 по 1862 годы на строительство монумента было собрано порядка 150 000 рублей. Однако потом стало понятно, что на эти деньги памятник «Тысячелетие России» не построить, и тогда правительство на протяжении двух лет закладывало в бюджет дополнительно 350 000 рублей, чтобы осуществить реализацию проекта.

    Подготовка

    Весной 1859 года был инициирован конкурс, участники которого могли представить собственный эскиз монумента.

    Памятник «Тысячелетие России» был представлен в пятидесяти трех вариантах. В итоге выбор был остановлен на проекте скульптора поручили составить список величайших деятелей России, память о которых и будет увековечена в монументе.

    Список

    Тема списка имен которых должен был прославить памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, была дискуссионной. Вокруг нее разгорались споры, в результате чего в перечень великих государственных деятелей и патриотов страны неоднократно вносились коррективы. Некоторые чиновники сомневались, достойны ли увековечивания такие фигуры, как Михаил Кутузов, Гаврила Державин, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский. В список были добавлены, но впоследствии вычеркнуты Федор Ушаков, Алексей Кольцов, Николай Гоголь. Кандидатура царя Ивана Грозного была отвергнута без особых дискуссий, поскольку в XIX столетии он считался настоящим тираном и деспотом.

    Первый камень монумента «Тысячелетие России» в Новгороде был заложен 28 мая 1861 года на территории местного кремля.

    Верхний ярус

    Безусловно, всех поражает величие и грандиозность памятника «Тысячелетие России». Великий Новгород ежегодно посещают тысячи туристов, чтобы только увидеть этот уникальный монумент. Он включает в себя несколько бронзовых групп. Две фигуры верхнего шара олицетворяют собой все Отечество: женщина, облаченная в русский национальный костюм, преклонив колено, держит государственный герб. Рядом находится ангел с крестом в руках, который является олицетворением православия. У подножия этой группы располагается большой шар. Он символизирует самодержавие.

    Средний ярус

    Центральная часть монумента представляет собой шесть скульптурных групп, выполненных из бронзы. Они являются отражением шести вех в российской истории.

    На южной стороне яруса мы видим во весь рост - Рюрика, плечи которого украшает звериная шкура. В левой руке правитель держит меч, а в правой - остроугольный щит.

    По правую сторону от Рюрика стоит великий князь киевский Владимир Святославович, в правой руке которого - крест, а в левой - книга. Справа от Владимира находится женщина, которая подносит ребенка для крещения, а по левую сторону от князя мужчина бросает переломленное изображение языческого бога Перуна. Вся эта группа относится к периоду, когда крестилась Русь.

    В юго-восточной части монумента находится величественная фигура князя Дмитрия Донского, который облачен в доспехи воина - шлем и кольчугу. Нога князя упирается в поверженного татарина, в левой руке он держит бунчук, а в правой - палицу.

    В восточной части монумента выделяется пять фигур, которые олицетворяют победу над врагами страны в период становления централизованного государства. В центре можно видеть фигуру князя Ивана III.

    В западной части памятника представлены государственные деятели и герои, которые сделали все возможное для того, чтобы уничтожить польских захватчиков и восстановить единоначалие на Руси. На первом плане изображены фигуры Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

    В северной части среднего яруса изображен император Петр Великий в порфире и со скипетром в руке. Его фигура устремлена вперед, у ног царя находится швед с разорванным знаменем.

    Нижний ярус

    В нижнем ярусе все исторические личности скульптор поделил на четыре категории: «Государственные люди», «Писатели и художники», «Просветители», «Военные люди и герои».

    Среди героев можно выделить которая являлась вдовой новгородского посадника. У ног Марфы-посадницы расположен разбитый вечевой колокол - символ утраты независимости Новгородской республикой.

    Памятник уцелел после 1917 года

    Примечателен тот факт, что после октябрьской революции большевики не уничтожили памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, несмотря на то что советская пресса считала его «политически и художественно оскорбительным».

    Его спасла антирелигиозная кампания, когда все силы чиновников были устремлены на разграбление новгородской епархии. Однако во время празднования коммунистических праздников монумент закрывали фанерой.

    Памятник не уничтожили во время Великой Отечественной войны

    Во время Великой Отечественной войны, когда немцы захватили Новгород, один из немецких генералов хотел сделать из монумента «Тысячелетие России» военный трофей. Однако замыслам врага не суждено было сбыться: памятник удалось демонтировать лишь наполовину, после чего город был освобожден.

    Лучшие статьи по теме