Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Крылатые фразы из евгения онегина по главам. Крылатые выражения в романе а.с.пушкина "евгений онегин" - пушкин - персональный уголок писателя - каталог файлов - учитель словесности

Крылатые фразы из евгения онегина по главам. Крылатые выражения в романе а.с.пушкина "евгений онегин" - пушкин - персональный уголок писателя - каталог файлов - учитель словесности

«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений Александра Пушкина. Над романом поэт работал более 7 лет. Свою работу Пушкин называл подвигом, а по количеству затраченных усилий и времени он был сопоставим лишь с «Борисом Годуновым».

Удивительно, что два самых знаменитых произведения Пушкина создавались в ссылке, в одиночестве. Работу над «Онегиным» поэт начал, находясь в ссылке в Кишиневе, а «Годунов» — был написан во время ссылки в Михайловское…

С момента первой публикации романа в 1831 году прошло 186 лет. За это время он стал одним из самых культовых народных произведений, заняв первую строчку пушкинского наследия. Это подтверждает и крупнейший поисковик Яндекс:

Уже долгие годы по анализу поисковой системы Яндекс, роман «Евгений Онегин» является самым востребованным и популярным поэтическим произведением.

Сегодня не каждый из современников знает, что большинство крылатых выражений, афоризмов и цитат, употребляемых в 21 веке взяты из «величайшей энциклопедии русской жизни» — из романа «Евгений Онегин».

Итак, 10 крылатых фраз из романа «Евгений Онегин», употребляемые в 21 веке

№1.

«…Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть…»

Сегодня это выражение, как правило, употребляется в ироническом ключе, рассуждая о дилентатстве, о неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области…

№2.

«Что вам дано, то не влечет
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу.
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай — не рай.»

№3.

Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.

Любимая и часто упоминающиеся фраза отечественными магами, колдунами, гадалками и прочими шарлатанами. Но вряд ли кто-нибудь из этих людей знает, что особенно популярной эта строка стала благодаря «арии Ленского» в постановке оперы П. И. Чайковского (1878).

№4.

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.

Фраза стала по-настоящему народной. Современники обычно говорят не «легче», как у Пушкина, а «больше». Примечательно, что эту мысль, с тем же комментарием поэт высказал за год до создания романа (1822) в письме к своему брату, Льву Сергеевичу: «Чем меньше любишь женщину, тем вернее овладеваешь ею. Но это удовольствие достойно старой обезьяны 18-го столетия»…

№5.

«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я…

Цитата из монолога Татьяны (Глава. 8, строфа 47). В этом монологе Татьяна признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу.

Выражение стало особенно популярным после постановки на сцене оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Эти слова звучат в заключительном дуэте Онегина и Татьяны. Кстати, заканчивается монолог еще одним крылатым выражением:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.»

«Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной

В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Классический пример, когда фраза вырвана из контекста и сегодня в большинстве случаев употребляется не к месту. Если прочитать всю строфу от начала и до конца, то станет ясно, что Александр Сергеевич выражал свою мысль в ином ключе, схожую по смыслу с цитатой известного древнеримского поэта Овидия: «Безобразное явление — старческая любовь!»

В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» эти строки вошли в арию Гремина, мужа Татьяны. Пушкин намеренно иронизировал по поводу пылких, юношеских чувств немолодого человека. Интересно, что сегодня на разницу в возрасте обращают внимание лишь тогда, когда одному из влюбленных далеко за 60 или 70. Когда 40-летний мужчина берет в жены 20-летнюю девушку — критики гораздо меньше…

Любопытно, что разница в возрасте между Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Николаевной Гончаровой, на момент вступления в брак составляла 13 лет…

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»

Любимая фраза каждого московского экскурсовода, не теряющая своей актуальности. Да, Москва уже далеко не белокаменная, огромная и необъятная, дико современная, но восхищаться столицей мы никогда не перестанем.

В романе описывается, как мать Татьяны Лариной решила на зиму уехать в Москву, взяв с собой Татьяну. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве.

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…

Как правило, фраза употребляется в шутливо-ироническом ключе: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах…

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…

Эта фраза перекочевала в 21 век, немного уступив позиции другой фразе, которая еще хлеще выражает актуальность современного бытия: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».

Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.

Фразу о семейной жизни Пушкин позаимствовал из романа Шатобриана «Рене». В оригинале она звучит так: «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке».

В понимании современных институтов брака и семьи, фраза все менее востребована и употребима, чем, к примеру, в середине 20-ого столетия. Современному человеку обретение душевного равновесия, покоя в привычном укладе семейного быта чертовски мало, и в некотором роде скучно. Об этом свидетельствует статистика последних лет —

Роман «Евгений Онегин» - самое известное и часто цитируемое произведение русской литературы. Поэт трудился над романом в стихах более восьми лет, назвав его «плодом ума и сердца горестных замет». Критик Белинский, восхищенный талантом и гениальностью стихотворца, по праву считал это произведение энциклопедией, в которой как в зеркале отразилась вся русская жизнь 19-го века. Главными героями романа являются: скептик Онегин, мечтатель и романтик Ленский и Татьяна, воплощающая в себе идеал гармоничного мироощущения.

Солнце русской поэзии

Александр Сергеевич был непревзойденным мастером пера, его язык был прост и понятен народу. Поэтому неудивительно, что читатели полюбили роман сразу же после его выхода в свет в 1825 году. Полюбили за простоту и легкость слога, тонкий юмор и едкую иронию, за которой скрывался глубочайший смысл. Появился даже особый термин "язык Пушкина" : стиль стихосложения, соединивший в себе литературный и народный язык, наполнив его яркими образами, выразительными метафорами. Многие афоризмы из "Евгения Онегина", фразы из романа стали крылатыми, образно говоря, ушли в народ.

Наиболее известные изречения поэта из романа «Евгений Онегин»

Каждая глава романа изобилует множеством крылатых выражений. Из романа "Евгений Онегин" афоризмы по главам представлены далее в этой статье.

Глава первая

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

И наконец увидел свет.

Выражение «как денди лондонский одет» обозначает мужчину, одетого согласно европейской моде того времени. Эталоном моды во времена Пушкина считали Джорджа Браммелла - законодателя дендизма в Англии.

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

(46-й стих)

В наше время широко распространено аналогичное по смыслу выражение Г.Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки».

Вторая глава романа

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

(31-й стих)

По мнению Пушкина, счастье в семейной жизни может заменить привычка, именно она является основой брака.

Афоризмы из главы третьей

Пора пришла, она влюбилась…

Ты пьешь волшебный яд желаний.

(15-й стих)

Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык.

(26-й стих)

Свое любовное письмо Татьяна писала на французском языке, и поэт сетует на то, что в эпистолярном жанре в его время господствовал иностранный язык.

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

В этой фразе сквозит ирония и немного хулиганства, поэт намекает на свой метод намеренного использования ошибок в тексте.

Какое дело мне?

Я верен буду старине.

(28-й стих)

Как истинный патриот своей Родины, Александр Сергеевич этой фразой хотел сказать, что ему милее простонародная русская речь, чем нарочито правильная, лакированная речь аристократов.

Никто меня не понимает...

Я к вам пишу - чего же боле?

(31-й стих)

А это уже изречения из любовного письма Татьяны, обращенного к Евгению.

Четвертая глава произведения

Напрасны ваши совершенства.

(14-й стих)

Мечтам и годам нет возврата.

(16-й стих)

Врагов имеет в мире всяк,

Но от друзей спаси нас, боже!

(18-й стих)

Действительно, хуже врага фальшивый друг, который может подставить в любой момент.

Два века ссорить не хочу.

(33-й стих)

Здесь Пушкин имел в виду баснописца И. И. Дмитриева, высмеявшего в своем стихотворении «Чужой толк» одного льстеца - поэта конца 18 в., сочинявшего хвалебные оды на персон высокого ранга с целью получения благосклонности от них.

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Пушкин не любил лето, ему по душе была осень, о чем он не раз писал в своих стихах.

Уж небо осенью дышало.

(40-й стих)

Прекрасная метафора, описывающая осеннее небо. Этот лирический отрывок стал самостоятельным стихотворением, школьники изучают его наизусть.

Глава шестая

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

(21-й стих)

Особенно популярны эти строки стали после арии Ленского в постановке оперы П. И. Чайковского.

Глава седьмая "Евгения Онегина"

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(36-й стих)

Эти знаменитые слова часто любят повторять столичные экскурсоводы. Любовью к Москве, к Родине проникнута вся поэма. В лирических отступлениях Пушкин часто воспевает природу России, ее красоту.

Глава восьмая романа

Запретный плод вам подавай:

А без того вам рай не рай.

(27-й стих)

Запретный плод здесь - яблоко как библейский символ искушения. Змий искушает Еву, ее вместе с Адамом изгоняют из рая.

А счастье было так возможно,

Так близко!

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

(47-й стих)

Знаменитая фраза из монолога Татьяны, в котором она признается Онегину в любви, но не может быть с ним, так как замужем за другим.

Пушкин - современный поэт

«Рукописи не горят», - писал Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита». Писатель хотел сказать о нетленности настоящих творений. То же самое можно сказать о творчестве Александра Сергеевича. Пушкин, несомненно, гений, так как проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, вечны. Некоторые афоризмы из произведения «Евгений Онегин» популярны и в наши дни. Далее рассмотрим самые актуальные.

Вот топ-7 афоризмов из «Евгения Онегина», широко используемых в XXI веке:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

(5-й стих, 1-я глава)

Обычно так говорят о псевдоинтеллектуалах, людях, имеющих поверхностные, неглубокие знания, о дилетантах, неучах. Про таких говорят «схватили верхушки кое-каких знаний».

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…

(25-й стих, 1-я глава)

Ухоженный вид, безупречный маникюр - не повод считать человека бесталанным и глупым. Кстати, у самого поэта всегда были идеально отполированные, ухоженные ногти на руках.

Мы почитаем всех нулями,

А единицами — себя.

Мы все глядим в Наполеоны…

(14-я строфа, 2-я глава)

Здесь ирония над собой и окружающими. Поэт иронизирует над высокими амбициями, тщеславием, людской гордыней.

Любви все возрасты покорны…

(29-й стих, 8-я глава)

Самое популярное крылатое выражение из всех афоризмов из «Евгения Онегина». Только не все верно трактуют его смысл, вырвав строчку из контекста, так как далее о любовной страсти в старости поэт пишет:

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след…

Что день грядущий мне готовит?

(21-й стих, 6-я глава)

Произнося эту фразу, задумчиво мы смотрим в окно по утрам.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей,

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

(7-й стих, 4-я глава)

Изречение стало по-настоящему народным. Известен тот факт, что поэт был большим любителем женского пола и о его похождениях слагали легенды. Интересно, что за несколько лет до написания романа Пушкин в письме к своему младшему брату, Льву Сергеевичу, высказывал подобную мысль, но только в прозе.

Учитесь властвовать собою…

(16-й стих, 4-я глава)

Татьяна говорит эти слова, обращаясь к Онегину. Учитесь контролировать себя, не позволяйте своим слабостям взять верх над вами. Древний и очень мудрый замечал, что самой высшей властью является власть над своими пороками и слабостями, а порабощенность ими — самое страшное рабство.

Заключение

Афоризмы из романа «Евгений Онегин» актуальны до сих пор. Читать и знать такое произведение должен каждый гражданин нашей страны. Знакомясь с творчеством Пушкина, мы обогащаемся интеллектуально и духовно, расширяем границы мировоззрения, пополняем свой лексикон.

Заслуга А.С.Пушкина состоит не только в том, что он мастерски использовал в языке своих произведений фразеологизмы, но и в том, что он сам являлся автором таких выражений, которые свободно выделяются из текста и начинают функционировать вне авторского контекста.

При разработке данного исследования мы ставили перед собой цель выделить и проанализировать крылатые выражения в романе «Евгений Онегин» с точки зрения их изначального, «пушкинского» значения, употребления в современной устной речи и литературных произведениях, а также проанализировать причины их фразеологизации и возможной трансформации.

Крылатые выражения обладают всеми признаками фразеологизма, поэтому их наряду с единствами, сращениями, сочетаниями рассматривают в составе фразеологии.

На материале романа «Евгений Онегин» нами выделено и проанализировано 26 таких выражений.

Среди крылатых выражений Пушкина наиболее известны и чаще употребимы в литературе и устной речи следующие:

Ученый малый, но педант;

Любви все возрасты покорны;

Иных уж нет, а те далече;

С ученым видом знатока;

Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей;

По строгим правилам искусства;

А счастье было так возможно, так близко!;

Охота к перемене мест;

Что день грядущий нам готовит?

Некоторые крылатые выражения встречаются преимущественно в письменной речи и литературных произведениях, среди них:

Всевышней волею Зевеса;

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник;

От Ромула до наших дней;

Привычка свыше нам дана;

Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел;

Сквозь магический кристалл и т.д.

Отнесение тех или иных выражений к фразеологии определялось по фиксации данных единиц речи в словарях и справочниках. При выполнении данной работы мы обращались, в частности, к словарю Н.С.Ашукина и Н.Г.Ашукиной «Крылатые слова», а также к лингвострановедческому словарю «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова.

Перечисленные словари представляют огромную ценность для осмысления фразеологических оборотов, увидевших свет исключительно благодаря легкому и изобретательному перу Пушкина. Словарь Ашукиных дает богатый материал по использованию крылатых выражений Пушкина в произведениях писателей и публицистов, словарь В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова тщательно исследует все значения их в современном литературном языке.

В плане анализа крылатых выражений, созданных А.С.Пушкиным и прижившихся в нашей речи, необходимо прежде всего выяснить вопрос о причинах фразеологизации данных единиц.

В числе первых причин стоит назвать необыкновенную ёмкость содержания, смысловую нагрузку и жизненные обобщения – всем этимв достаточной степени обладают выражения А.С.Пушкина. К примеру, выражение «Любви все возрасты покорны» зафиксировано в словаре В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова в двух значениях:

«Любовь приходит к человеку в любом возрасте».

«Выражение часто используется в измененном виде, когда хотят назвать предмет или явление, которое любят: любви к чему-то все возрасты покорны».

В романе «Евгений Онегин» фразеологизм употреблен в первом значении:

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям.

«А счастье было так возможно, так близко!». По словарю В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова, это выражение употребляют, когда хотят сказать с сожалением о счастье или о каких-то неиспользованных возможностях, которые в настоящий момент уже упущены.

«Мечтам и годам нет возврата», как следует из того же словаря, произносится с сожалением в ситуации, когда человек уже не может совершить того, о чем мечтал ранее.

Следующей существенной причиной фразеологизации пушкинских выражений является их образность. Например, при употреблении выражения «С ученым видом знатока» , то в нашем воображении появляется человек, который делает вид, что хорошо разбирается в чем-либо, хотя на самом деле это ему совершенно не понятно. В этом же значении данный фразеологизмзафиксирован в словаре В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова.

Образ умного, образованного человека, но слишком формально все делающего, возникает при употреблении фразы «Ученый малый, но педант».

Третьей причиной фразеологизации выражений поэта нужно считать эмоциональную насыщенность многих из них. Выражение «Привычка свыше нам дана» употребляют обычно шутливо в качестве оправдания своих привычек, от которых не могут отказаться. Шутливость выражению придает употребление слова «свыше», которое можно рассматривать в значении «от бога», и как нечто, заложенное общечеловеческой моралью. Таким образом, Пушкин соотносит возвышенное с обыденным:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Выражение «Охота к перемене мест» , имеющее значение «стремление увидеть новые места, переменить обстановку» (по материалам словаря В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова), предоставляет достаточно материала для подтверждения эмоциональности крылатых выражений. С одной стороны – «перемена мест», а не просто путешествие, а с другой – охота в значении «желание, стремление», стилистически сниженное слово. Здесь мы вновь наблюдаем соотнесение книжного оборота и просторечного слова, что придает выражению некоторую непринужденность:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест.

Эмоционально выражает значение «неожиданная, резкая смена положений, обстоятельств (Крылатые слова, Ашукин М.Г., Ашукина Н.С.) выражение «С корабля на бал» :

И путешествия ему,

Как все на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Значение многих выражений в тексте романа намного шире значения, зафиксированного современным литературным языком. Выражение «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» стало классической формулой, шутливо обличающей систему домашнего образования и воспитания. Однако мы не должны рассматривать высказанную Пушкиным мысль без учета индивидуальных различий в общественной среде, порождающей Онегиных. «из того круга, - писал Н.А.Бродский, - в который метил Пушкин своим обличением вышел и сам обличитель, гениальный умница, не только в просвещении шедший с веком наравне, из того же круга вышли такие деятели дворянской культуры, как Никита Муравьев, П.Я.Чаадаев, Н.С.Тургенев, П.А.Вяземский и др.» (Бродский Н.А. «Евгений Онегин» Роман А.С.Пушкина.). Кроме того, из следующих строф мы узнаем, что Онегин и люди его круга преодолевали недостатки домашнего образования:

Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Интересно для раскрытия образа Онегина и выражение «Ученый малый, но педант»:

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант.

Мы уже ссылались на значение данного выражения, обозначенного в словаре В.П.Фелициной и Ю.Е.Прохорова. Толкование оперирует словом «педант» в значении «тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований». Однако в 20-х годах слово «педант» применялось в дворянском кругу к людям, которые отличались своим взглядом на жизнь, своими привычками от толпы «большого света». В.Ф.Одоевский писал: «лишь тот, кто юношею был педантом, будет честным человеком в своей будущей жизни. Подьячие называют педантом того, кто не берет взяток. Отсутствие педантизма в юноше показывает отсутствие характера, порочную холодность души, которая с ранних лет заражена расчетом и убийственным эгоизмом» Н.А.Бродский, кроме того, считает, что «прозвище педанта в 20-х гг. несло с собой не только этническую, но и политическую примесь чего-то непокорного, враждебного господствовавшему кругу в дворянском обществе» (Бродский Н.А. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина. М., 1996, с.46).

Таким образом, Пушкин, применив к Онегину прозвище педанта – приговор «судей решительных и строгих», дает ключ к раскрытию некоторых особенностей характера, мировоззрения Онегина, а также его положения в обществе.

Фразеологизмы находим и при характеристике других персонажей,в частности, Владимира Ленского. Ленский предчувствует трагический для него исход поединка. По мере приближения рокового часа усиливается тоскливое настроение. Первая фраза его элегии, ставшая крылатой, - типично романтический мотив жалобы на раннюю утрату молодости:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Повтор «куда, куда» придает выражению особую взволнованность, трепет, что еще больше подчеркивает настроение Ленского. «Весны моей златые дни» - привычная форма перифраза понятия молодость. В литературе уже давно отмечено, что стих «Весны моей златые дни» взят из перевода элегии Мильвуа «Падение листьев» (Соловей Н.Я. «Евгений Онегин» Роман А.С.Пушкина.М.,1981, с.51.).

В современном литературном языке фразеологизм претерпел существенные изменения: произошло расширение семантики. Весна воспринимается уже и как некоторый промежуток времени, важный, как период какого-то подъема.

Выражая естественное беспокойство о своей судьбе, накануне дуэли Ленский говорит: «Что день грядущий мне готовит?» Это торжественное выражение несколько неопределенно, что дает основание под днем грядущим понимать и будущее, а сам фразеологизм рассматривать как размышление героя о жизни, о судьбе:

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Интересно для понимания образа Татьяны выражение «А счастье было так возможно, так близко!». Татьяна упрекает Онегина: «Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете теперь являться я должна?» Для нее оскорбительна его поздняя страсть. Татьяна говорит о мелочности его чувства к ней:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

И все-таки перед нами прежняя Татьяна, верная своим привязанностям. Это она говорит со скорбным сожалением:

А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Данное выражение – широкое жизненное обобщение, что обусловило его фразеологизацию. Это и глубокое раздумье о жизни, полной несбывшихся надежд. Функционирование этого фразеологизма в жизни показывает, что он наполнен более глубоким смыслом, относится уже не только к личной жизни.

Анализ некоторых выражений интересен и для понимания образа автора. Так в словаре Ашукиных зафиксировано крылатое выражение «Кто жил и мыслил» (Ашукин М.Г., Ашукина Н.С. Крылатые слова. М.1987, с.450.).

Кто жил и мыслил , тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней:

Тому уж нет очарований,

Того змия воспоминаний,

Того раскаянье грызет.

Анализируя строфу в целом, Ю.М.Лотман отмечает, что она принадлежит к наиболее пессимистическим в творчестве А.С.Пушкина. Исследователь отмечает, что данное выражение с пересмотром в ходе идейного кризиса 1823г. концепции Ж..-Ж..Руссо об исконной доброте человека. «Пушкин пришел к убеждению о связи торжества реакции и исконного эгоизма человеческой натуры» (Лотман Ю.М.»Евгений Онегин». Комментарий. Л.,1983, с.168)

Интересно выражение «От Ромула до наших дней» . В словаре Ашукиных читаем: «употребляется иронически как характеристика длительного рассказа о чем –либо, начатого издалека, а также как определение чего-нибудь издавна существующего 9Ромул-легендарный основатель Рима)» (Ашукин М.Г., Ашукина Н.С. Крылатые слова. М.,1987, с.253.)

Надо думать, что А.С.Пушкин употребил фразеологизм во втором значении:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли,

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Во времена Пушкина анекдот был особым литературным жанром.«Это была краткая «прозаическая повесть», - указывает Н.А.Бродский,-о малоизвестном явлении, сообщающая какую-либо характерную, своеобразную черту исторического деятеля. Исторические труды в Европе и у нас нередко представляли собой собрание анекдотов» «Бродский Н.А. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина. М., 1996, с.58). Таким образом, употребив данное выражение, А.С.Пушкин указал на хорошее знание истории Онегиным.

Значение выражения «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» достаточно ясно, однако в плане анализа романа не так просто:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Как отмечает Н.А.Бродский, к этим стихам сохранился черновой набросок:

Во всей Европе в наше время

Между воспитанных людей

Не почитается за бремя

Отделка нежная ногтей.

Примечательно, что Пушкин носил очень длинные ногти, и это отмечают его современники, в частности, В.Даль: «Пушкин носил ногти необыкновенной длины: это была причуда его» (Бродский Н.А. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина. М., 1996, с.85). Вероятно, длинные ногти были в обычае и у Онегина, но это не мешало ему «быть дельным человеком».

В современном литературном языке выражение наполняется более широким содержанием. Так говорят о человеке, не только «думающем о красе ногтей», но и вообще заботящемся о своей внешности.

В силу своей образности, ассоциативности, многозначности и эмоциональности многие крылатые выражения А.С.Пушкина широко используются в произведениях писателей и публицистов, в речи в качестве цитат. При этом могут использоваться дословно или подвергаться трансформации, употребляться в усеченном виде или с наращением смысла. Широко используются крылатые выражения А.С.Пушкина без изменения в значении и трансформации. А.П.Чехов в «Бабьем царстве» пишет: «он называл себя ее юрисконсультом, а своё жалование, за которым он присылал аккуратно каждое первое число, - суровой прозой » (Ашукин М.Г., Ашукина Н.С. Крылатые слова. М.. 1987, с.528).

Органически вплетается в ткань стихотворения крылатое выражение «Всевышней волею Зевса» в одноименном стихотворении Н.А.Некрасова:

Всевышней волею Зевеса,

Вдруг пробудившись ото сна,

Как быстро по пути прогресса

Шагает русская страна.

По-разному функционируют крылатые выражения в различных текстах. Выражение «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» употребляет В.Г.Белинский в письме к В.П.Боткину от 16 декабря 1839 г. «В каждом моменте жизни человека есть своевременные этому моменту потребности и полное их удовлетворение: Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел» (Ашукин М.Г., Ашукина Н.С. Крылатые слова. М.. 1987, с.46). Это же выражение встречаем в романе И.С.Тургенева «Рудин», только в усеченном виде:

Поверьте, чем проще, чем теснее круг, по которому пробегает жизнь, тем лучше; не в том дело, чтобы отыскивать в ней новые стороны, но в том, чтобы все переходы ее совершались своевременно. Блажен, кто солоду был молод.

Трансформация выражения «с корабля на бал» , которую предпринимает И.А.Гончаров в романе «Обрыв», происходит за счет глагола «попал» и служит для конкретизации действия: «Я глуп, смешон… может быть, я тоже с корабля попал на бал ». Примечательно, что расширение фразеологизма не влечет за собой существенных изменений в его значении.

Часто крылатое выражение, употребленное в ряду других языковых средств, характеризующих одно явление, резко меняет отношение к этому явлению. Так у Н.А.Некрасова в «Опытной женщине» читаем: «…в суждениях своих был резок и решителен, говорил важно, «с ученым видом знатока» , как человек все испытавший и все презирающий». Бесспорно, характеризуемый герой совсем не положителен, но о том, что он в действительности не разбирается в том, о чем говорит, т.е. о том, что автор отказывает своему герою в уме, мы можем судить лишь исходя из выражения «с ученым видом знатока» .

Многие пушкинские выражения вводятся как цитаты, например:

«В сенцах мы прошли мимо другого почтенного человека, занятого морожением шампанского «по строгим правилам искусства». И.С.Тургенев «Три портрета».

или:

«…ведь я не в припадке досады или оскорбленного самолюбия старался сдернуть с них (женщин) то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет».

Таким образом, крылатые выражения А.С.Пушкина, как правило, представляют собой широкие жизненные обобщения, они экспрессивно насыщены, благозвучны, что определило их существование вне авторского контекста. Писатели вводят пушкинские крылатые выражения и как цитаты, и в усеченном виде, и подвергая трансформации. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что происходит непрерывное обогащение семантики пушкинских выражений, их эмоционального значения, повышается стилистическая роль данных фразеологических единиц. Фразеологизмы Пушкина будут существовать, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит».

Онегин - молодой и богатый аристократ, живущий в Петербурге: "...Родился на брегах Невы..."

Он красив, хорош собой и одевается по последнему слову моды: "...В последнем вкусе туалетом..."

Онегин следит за собой не меньше, чем женщина. Автор сравнивает Онегина с "богиней": "..Он три часа по крайней мере / Пред зеркалами проводил / И из уборной выходил / Подобный ветреной Венере, / Когда, надев мужской наряд, / Богиня едет в маскарад..."

В детстве Онегин учился не особо усердно, скорее - поверхностно. Гувернер Онегина учил его всему шутя: "...Monsieur l’Abbé, француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя, / Не докучал моралью строгой, / Слегка за шалости бранил..."

Онегин живет без цели, без смысла и без дела: "...Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел..."

Онегин ведет светскую жизнь, он ездит на все балы и вечера. Он возвращается под утро, когда Петербург уже просыпается: "... Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден..." "...Проснется зá полдень, и снова / До утра жизнь его готова..."

Когда умирает дядя Онегина, он ради денег делает вид, что ему жаль дядю: "...Приготовляясь, денег ради, / На вздохи, скуку и обман..."

После смерти родителей и дяди Евгений Онегин становится богатым наследником: "...Наследник всех своих родных..."

Евгений Онегин - сердцеед, обольститель и искуситель. Он умеет очаровать женщин: "...Как рано мог уж он тревожить / Сердца кокеток записных!..." "...Твой искуситель роковой..."

Но Онегин устает от женщин и общества. Он избегает близкого общения с людьми: "...И где ж беглец людей и света..."

Онегин также устает и от путешествий: "...И путешествия ему, / Как всё на свете, надоели..."

Евгений Онегин скучает везде, где бы он ни находился - дома, в театре, в деревне: "...Онегин, скукой вновь гоним..." "... потом на сцену / В большом рассеянье взглянул, / Отворотился – и зевнул..." (Онегин скучает в театре)

Онегин зевает все время - то тут то там: "...Зевоту подавляя смехом..." "...– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. -«Привычка, Ленский»..."

Ветреный Евгений быстро увлекается, но так же быстро разочаровывается: "...Одним на время очарован, / Разочарованный другим..."

Евгений всегда хмур и сердит: "...Всегда нахмурен, молчалив, / Сердит и холодно-ревнив! / Таков я..." (Онегин о себе) "...Уж был сердит [...] / Надулся он и, негодуя..."

Евгений жесток, он не испытывает жалость к влюбленной Татьяне: "...Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его..."

У Евгений Онегина холодная душа. В его сердце угас огонь: "...Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас..." (автор о себе и об Онегине) "...в глубине / Души холодной и ленивой?..."

При этом Онегин - умный человек: "...Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?..." (Татьяна Онегину)

У Онегина есть гордость и честь: "...Я знаю: в вашем сердце есть / И гордость, и прямая честь..." (Татьяна Онегину)

Онегин не любит читать, но некоторые книги ему все-таки нравятся: "...Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа..."

Онегин - либеральный и гуманный помещик. Когда Онегин селится в деревне, он облегчает жизнь крестьянам: "...Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил..

Татьяна Ларина:

Татьяна – образ русской женщины в романе в стихах «Евгений Онегин» Александра Пушкина. История Татьяны, ее характер показываются в романе с разных сторон, в развитии. В начале произведения она еще почти ребенок, которая только-только становится взрослой. Татьяна молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры своей сестры и ее подруг. Поэтому в своей семье Татьяна представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. В то время, когда все вокруг любуются ее озорной сестрой Ольгой, Татьяна всегда одинока.

Однако Татьяне знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Татьяна обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Поэтому Татьяна любит слушать народные легенды, мистические истории, которые рассказывает старая няня;

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказания луны».

Когда Татьяна влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается Онегину в любви, пишет ему письмо. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство. Даже циник Онегин видит, какая мечтательная девушка стоит перед ним, он не решается играть с ней. Однако оценить глубину, страсть ее любви он тоже не умеет. Татьяна, влюбившись, становится очень чувствительна, она даже предвидит трагедию убийства Ленского и отъезд любимого.

Образ Татьяны через несколько лет в Петербурге уже другой. Ушли наивность, детская вера в сказки. Татьяна теперь умеет держать себя в высшем свете, недоступно и по-царски величественно. И при этом она не отрекается от самой себя, ведет себя естественно. Татьяна считается королевой столицы, и Онегин вдруг влюбляется в нее. Но тут Татьяна обнаруживает собственное достоинство. Она остается верной своему мужу, хотя в глубине души еще живет ее девичья любовь к Онегину. Сила воли помогает ей соблюсти честность, благородство по отношению к своей семье.

Таким образом, Татьяна Ларина является эталоном чувствительной, женственной, мечтательной личности. Но одновременно образ Татьяны – это образ сильной, честной и порядочной женщины.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает ответ девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Ольга Ларина:

Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что Ольгу любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: «Кругла, красна лицом она». Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную Ольгу, а придуманный им романтический образ.
Ольга – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским на роль его Музы. Эта роль девушке не под силу, но она в том не виновата. Не виновата она и том, что Ленский неверно истолковывает поведение О., например, на именинах Татьяны. Готовность без конца танцевать с Онегиным объясняется у Ольги не желанием вызвать ревность и тем более изменить, а просто легкомысленностью ее характера. Поэтому она не понимает причин расстройства Ленского на балу и причин дуэли.
Ольга не нуждается в жертве, которую Ленский готов принести в борьбе за ее любовь на дуэли.
Легкомысленность – вот главная черта этой героини. Погибшего за нее Ленского Ольга оплачет и очень скоро забудет. «С улыбкой на устах» она тут же выйдет замуж за улана – и уедет с ним в полк.

Ольга - это воплощённое мелководье с прозрачной водой, никакой сложной душевной работы в ней не может происхо­дить по определению. Она очень быстро оправилась от смерти жениха.

Ленский:

Владимир Ленский – один из главных героев романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Он, как и любой в этом произведении, имеет свои плюсы и минусы в своем характере, но, к сожалению, не замечает их, как это сделал его друг Евгений Онегин. Ленский – натура творческая, полностью погруженная в свои мечтания, и из-за них абсолютно не замечавший реальной жизни, которая сильно отличается от его представлений. Не сумев вовремя определить, где реальность, а где сон, он совершает фатальную ошибку, из-за чего трагически погибает.

Ближе к середине романа он, в возрасте восемнадцати лет, приезжает из Германии в деревню, где в это время оказывается Онегин, получивший в наследство дом по соседству с ним. Их характеры – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой», как говорится в самом произведении. Но, несмотря на это, они часто проводят время вместе и становятся друзьями. Они затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло. Ленский постоянно рассказывает Евгению о своей возлюбленной Ольге, которая проживает в этой же деревне вместе со своей сестрой Татьяной Лариной. Он описывает ее как романтическую героиню из книг, которая состоит только из поэтических черт. По сути, он влюбился в собственное творение – сам придумал, сам написал, оживил, - и уже собирается на этом образе жениться. Он не замечает того, какая на самом деле Ольга – ветреная, влюбчивая, непостоянная. Автор описывает ее достаточно неблагосклонно: «Кругла, красна лицом она / Как эта глупая лена / На этом глупом небосводе”. Ольга - обычная деревенская барышня, против собственной воли став Музой Владимира. Однако Ленский видит в ней идеал, он прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами, и постоянно восхищается ее красотой. Молодой человек не замечает ветрености Ольги, не понимает, что она его совсем не любит, но свято убежден в обратном. В это же время между Татьяной и Онегиным происходит непонимание чувств, - Онегин отказывает Татьяне, чем сильно ранит ее влюбленное сердце.

Когда наступают именины Татьяны, Ленский приглашает на них своего друга – Онегина, – однако тот соглашается пойти на них с сильным нежеланием, так как не хочет видеть именинницу. На самом праздновании, разозлившись на Ленского из-за его приглашения в гости, начинает активно ухаживать за его невестой – Ольгой, которая не видит ничего «такого» в танцах с другим. Она обещает ему много танцев, и не успевает согласиться даже на один танец с Ленским, чем его очень расстроила. В порыве чувств, Ленский после бала пишет письмо Евгению Онегину с назначенной дуэлью. Он посчитал своим долгом защитить Ольгу от его общества, хоть и огонь ревности к моменту дуэли уже поутих. Ни один, ни другой, не сказал ни слова дамам о предстоящей схватке, а если бы они о ней знали, Татьяна, опираясь на свой вещий сон, сумела бы предотвратить ее. И вот – на поле битвы стоят двое, бывшие друзья с абсолютно противоположными характерами и мировоззрениями. Они могли бы остановить дуэль, но тогда это воспринималось как трусость. После подготовки, оба прицелились, но Онегину удалось выстрелить первым. Итог битвы – Ленский мертв, Ольга осталась без жениха. Но долго она по этому поводу не переживала, - влюбилась в иностранца, и вскоре уехала вместе с ним.

Владимир Ленский – творческая, поэтическая личность, проживающая, по факту, в своих мечтах, в собственных романах и драмах. Он настолько глубоко уходит в свои мысли и фантазию, что не замечает многих важных вещей в реальности, что впоследствии приводит к его гибели. Его суть - это любовь со всеми ее преимуществами и недостатками, душевная чистота и доверчивые чувства. В романе он выступает в качестве антипода Евгения Онегина, оттенивший его характер, образ мысли. В общем, Ленский-то, по сути, и не главный герой, он играет роль некого разделителя, который только подчерчивает истинного главного героя романа – Евгения Онегина.


Сочинения

«Я так люблю Татьяну милую мою!..»

(По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Пушкин... С его именем мы впервые встречаемся в раннем детстве. У моей подушки сидит мама и тихо шепчет: «У лукоморья дуб зеленый... Александр Сергеевич Пушкин». Потом мне снятся богатыри, русалки, страшный Кащей и добрый сказочник-кот.

Сказки Пушкина... Мое детство... «...Если Пушкин приходит к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами» (А. Твардовский). А годы идут. В каком бы возрасте ни обратился к творчеству Пушкина, всегда найдешь в нем ответы на волнующие тебя вопросы, пример для подражания.

И вот - новый Пушкин. Пушкин - патриот. Пушкин, призывающий нас к подвигу во имя Родины.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Юность - весенняя пора человеческой жизни, пора наибольшей свежести и остроты впечатлений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир раскрывается перед человеком во всем своем многообразии, сложности и красоте. Пора становления характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы, пора дружбы и первой любви. У юности свой Пушкин. Зачитываешься романом «Евгений Онегин», в котором на пороге взросления, новой, неведомой жизни находишь созвучие чувствам и переживаниям.

В романе меня особенно привлекает Татьяна, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это один из лучших образов в русской литературе, в котором А. С. Пушкин «поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину...»

В образ своей героини Пушкин вложил много дорогих ему чувств.

Поэт безмерно любит Татьяну, которая

В семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей.

Любовь поэта проявляется уже в том, что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины», национальный строй ее понятий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. «Татьяна - русская душою». Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей. В этом Татьяна близка героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьяны к крепостным, к няне, которую она искренне любит. Поэт признавался, что в няне Татьяны он изобразил Арину Родионовну. Это замечательный факт. Только с Татьяной Пушкин мог представить добрую свою няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь.

Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!

Пушкин сочувствует любви Татьяны, переживает вместе с ней.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью...

Ее любовь к Онегину - чистое, глубокое чувство.

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Только Татьяна могла первой признаться Онегину в любви. Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послать письмо Евгению! Это письмо проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным».

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?

Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.

Не каждая девушка и в наше время решится первой признаться в любви. А каково было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», потому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как переживает за Татьяну Пушкин, видя, что

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души...

Как сочувствует ей!

И меркнет милой Тани младость...
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Ольги... Татьяна одна.

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Мы видим, как дорого Пушкину желание Татьяны посетить дом Онегина, благодаря которому она поняла, что «есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но это понимание ничего не изменило. Для Татьяны любовь к Онегину - величайшая драгоценность, потому что Евгений духовно близок ей.

Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, вместе с Татьяной он в Москве.

Пушкин тревожится за судьбу Татьяны («Не замечаема никем...»), радуется за нее («...с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, -

не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.

Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу - все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней.

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

И невозможно не полюбить Татьяну! Это пленительнейший образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и цельностью натуры, способностью преданно любить и глубоко чувствовать. Таковы Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обломов», «тургеневские девушки», видящие смысл жизни в служении людям, правде, воистину святые жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова.

Для Пушкина Татьяна - идеал русской женщины («мой верный идеал»). Становится она «милым идеалом» и для каждого, кто прочитал роман, как стала идеалом женщины для Петра Ильича Чайковского, выразившего поэтическую натуру Татьяны в музыке. Стала она идеалом и для меня.

Мне семнадцать лет, и так хочется быть похожей на Татьяну серьезным отношением к жизни и людям, глубоким чувством ответственности, огромной нравственной силой.

Спасибо Пушкину за Татьяну, его «милый идеал», над которым не властно время. Это вечный образ, потому что вечно будут цениться в женщине целомудренная чистота, искренность и глубина чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство.

Рецензия. Сочинение «Я так люблю Татьяну милую мою!..» целенаправленно и достаточно полно раскрывает предложенную тему. Сочинение нестандартное, главными его достоинствами являются самостоятельность, индивидуальный характер и эмоциональность.

Эпиграф подобран удачно. Он акцентирует внимание на основной мысли сочинения, подчеркивает ее. Вдумчиво отобраны наиболее существенные факты из жизни Татьяны Лариной, внимание сосредоточено на высоких нравственных качествах героини, которые дороги поэту. Убедительно показано, за что именно А. С. Пушкин любит Татьяну. Доказательности суждений способствуют цитаты, которые удачно вводятся.

Рассуждение строится логично, последовательно, части сочинения соразмерны. Работа отличается композиционной завершенностью, точностью словоупотребления, разнообразием языковых конструкций.

«Он вечно тот же, вечно новый»

В. Г. Белинский

Пушкин… Его имя - имя гениального русского поэта - неотделимо от России. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший ее на одно из первых мест в мировой литературе.

Творчество Пушкина всеми корнями уходит в почву национальной культуры, национальной литературы.

Роман «Евгений Онегин» можно отнести к лирике поэта. Лирика Пушкина - это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искренние признания. Она ведет к познанию человеческой души и через познание - к ее очищению. Тем самым она и воспитывает человека, личность.

Роман «Евгений Онегин» поражает меня силой и глубиной выраженных чувств самого автора. Пушкин как бы берет меня за руку и ведет в мир интересных характеров, глубоких потрясений, сильных чувств. Но самое главное - это мудрость поэта, раскрывающего перед нами смысл человеческой жизни, ее сложность и противоречивость. Он предлагает читателю принять

…собранье пестрых глав…
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

В его роман вложено все: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Образ автора в романе - это сам Пушкин. И… «он вечно тот же, вечно новый», он - один из главных героев романа. Не случайно в романе так много лирических отступлений. Они составляют четвертую часть романа, почти две главы, и имеют автобиографический характер.

В первой главе поэт говорит о своем творчестве, о любви:

Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал,

о своей близости с Онегиным и разнице между ними:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Прошла любовь, явилась муза…
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье…

Во второй главе Пушкин «тот же», но он уже и «новый». Он философски рассуждает о жизни и смерти, говорит о желании оставить в мире след:

Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!..
Но я бы, кажется, желал,
Чтоб обо мне…
Напомнил хоть единый звук.

Течет «даль свободная» романа. Душевный и духовный мир любимых пушкинских героев раздвигается, углубляется, обогащается. Мудрее и ярче становится и внутренний мир поэта, он «тот же», но он и «новый». В шестой главе Александр Сергеевич прощается с юностью:

Мечты, мечты! где ваша сладость?..
Ужель и впрямь и в самом деле…
Весна моих промчалась дней?..
Так, полдень мой настал…

Пушкин благодарит юность

…за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все… дары!

«Он вечно тот же, вечно новый», наш Пушкин. И в седьмой главе, воспевая весну, вновь, но на новом жизненном этапе говорит о любви, природе, жизни:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель…
За сим расстанемся, прости!

Он все «тот же»: благороден, честен, откровенен, остроумен и насмешлив, но он же и «новый»: повзрослевший, много познавший, передумавший, помудревший:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
…О много, много рок отъял!

Проанализировать за небольшой промежуток времени все лирические отступления невозможно, но возможно утверждать, что А. С. Пушкин, оставаясь в высшей степени Человеком, Личностью, в то же время как человек, как личность рос на протяжении работы над своим романом. «Он вечно тот же, вечно новый».

Рецензия. Сочинение «Он вечно тот же, вечно новый» полно, глубоко и обстоятельно доказывает, что автор «Евгения Онегина» является идейно-композиционным и лирическим центром романа.

Перечитывая «собранье пестрых глав», автор сочинения еще и еще раз утверждает и подтверждает, что Пушкин - один из главных героев романа и что из главы в главу «он вечно тот же, вечно новый». Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в отборе и анализе лирических отступлений.


Похожая информация.


Лучшие статьи по теме