Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Андроид инструкции
  • Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита. Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита Разделять участь того кого он любит

Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита. Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита Разделять участь того кого он любит

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

17.1. В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.

Тема может быть раскрыта на примере стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт» и других.

17.2. Почему Л. Толстой избегает героизации образа Кутузова? (по роману «Война и мир».)

Л.Н. Толстой считает, что личность, какой бы великой она ни была, не может изменить ход истории. Кутузов не исключение. Писатель с явной симпатией говорит о полководце, но избегает его героизации.

Все поведение Кутузова во время войны с французами - подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) - важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства - плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

В романе «Война и мир» образ Кутузова не сводится лишь к каким-то «полководческим доблестям»: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, осознавая, что есть что-то сильнее и значительнее его воли.

17.3. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита» - одна из центральных тем. В романе перед нами предстаёт любовь возрождающая и созидающая, любовь демоническая и разрушающая.

Мастер и Маргарита – люди разных социальных кругов. Мастер беден, Маргарита богата. Мастер живёт в тесном подвальчике, но гордо выполняет свою миссию – пишет роман. Маргарита купается в роскоши, но жизнь её пуста и однообразна. Оба героя одиноки и несчастны, пока не встретили друг друга. Им выпало немало испытаний. Но именно любовь, принесшая так много горя, помогает выстоять Мастеру и Маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. Любовь очищает героев и преображает их. История Мастера и Маргариты – гимн настоящей любви.

17.4. «О ты, последняя любовь!» (по произведениям Ф. И. Тютчева).

Для анализа необходимо взять стихотворения «Денисьевского цикла».

Эта «блаженно-роковая» любовь продолжалась в течение пятнадцати лет и оборвалась лишь со смертью Елены Александровны. Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей, по свидетельству Георгиевского, хорошо знавшего обоих, испытать «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником...».

Поэту суждено было пережить любимую, он говорил, что с ее смертью он утерял интерес к жизни, более того, он воспринимал жизнь без нее как наказание:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось.

Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось.

Стихи, посвященные Елене Александровне, - это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Страдания и слезы поэта вылились в незабываемый цикл.

"Он не заслужил света, он заслужил покой":

3.4.2. «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Любовная история, написанная в подражание стилю романтизма, на протяжении всего романа сопровождается улыбкой автора. «Любовь выскочила перед нами, как из под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Любовь – убийца. Такое сравнение наводит прежде всего на мысль о том, что обычная жизнь для них с этого момента кончилась и началась другая. Маргарита лгала, изворачивалась и жила тайной жизнью, а Мастер, вообще, свою жену не помнит. Поэтому счастье для них в земной жизни недостижимо, поскольку «тайная жена» – незаконная жена. «Вот как приходится платить за ложь», - говорит Маргарита, и все их дальнейшие беды – расплата за незаконные отношения. Но любовь их сильна, и у них есть «покровитель», который поможет уйти им из этой жизни. По мысли Булгакова, своими земными страданиями они искупили свою вину и в вечности будут вместе.

В то же время Маргарита явно противопоставлена московским обывателям, в ней есть духовная жажда. Ведь она имеет все, о чем могут мечтать жители Москвы. «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста… Муж ее был красив, молод, добр, честен и обожал свою жену… со своим мужем они занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах… никогда не прикасалась к примусу… Словом… она была счастлива? Ни одной минуты!» У ней нет самого главного, нет ощущения полноты жизни, нет любви. И она делает выбор абсурдный для обычного москвича, бросает мужа, спокойную и благополучную жизнь, ради психически сломленного человека. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» В ткани этого романа мысли очень быстро превращаются в жизнь.

Собственно, ведьмой она была названа Булгаковым еще до того, как она превратилась в нее. «Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего», - вот, что всей душой желала она. Свободна в том числе и от нравственного долга. И она выплёскивает всё скопившееся в ней зло в доме Драмлита, где её отрезвляет лишь плачущий младенец. Достоевский говорил, что весь мир не стоит одной слезы невинного ребенка. И ведьма эта после этого поступка становится почти доброй. Хотя будут ещё и «непечатные ругательства» и эксгибиционизм и довольно «лёгкое» поведение, но ведь она даже запретила Азазелло отомстить критику Латунскому. Ну, а истории её заступничества за Фриду, Пилата, Николая Ивановича, ставшего боровом, подтверждают слова Воланда о том, что милосердие иногда стучится в сердца москвичей.

Еще раз необходимо сказать о наименовании персонажей сатаной, демонами, ведьмами, которым Булгаков придает положительные черты. Ведь в реальности так не бывает, а утвердиться в мысли, что это всего лишь «фантастический роман» крайне сложно, ведь для верующего человека, это – не литературные персонажи, не отвлеченные понятия, а силы зла, с которыми он ежедневно ведет борьбу в своей душе, и опытно знает, что «он [дьявол; – человекоубийца бе искони» (Ин.8,44). Таким образом, этот роман для него часто лишь богохульство и кощунство, и замысел автора для него, становится закрытым. Не случайно говорил Н.Бердяев: «Русское Православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире». Наша задача состоит в том, чтобы попытаться все же проникнуть в авторский замысел.

Маргарита была несчастна, «…она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». И вот она обрела любовь, обрела смысл жизни, и она готова на все, чтобы только снова его не утратить. «Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет… Я погибаю из-за любви!» Она идет на союз с Воландом – сатаной, и этим отрицается от Бога. Ее судьба схожа с судьбой Левия Матвея, ради своей любви к Йешуа дошедшего до богохульства, однако за свою преданность учителю разделившего его участь. Так и Маргарита, по Булгакову, хотя бы частично исполнила свой нравственный долг своей преданностью Мастеру. Когда-то Воланд сказал о любимой собаке Пилата – Банге, его единственном друге, которая вместе с ним осталась в вечности, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Это в полной мере относится и к Маргарите.

«Мы видим странную любовь Маргариты, - говорит Архиепископ Иоанн Шаховской, - некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию), к столь же таинственному, как она, и, в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру».

«Соловьевская теологема Софии – вечной женственности, была положена в основу многих произведений Блока, например драмы «Роза и Крест». В героине ее Изоре, пояснял Блок, борются два стремления: «одно –пошлое, житейское, сладострастное; этой частью своего существа она склоняется к пажу; но эта половина души освещена розовым, нежным, дрожащим светом другой половины, в которой скрыты высокие и женственные возможности».

«Высшее проявление «вечноженственного» в поэзии В.С. Соловьев усматривает в поведении пушкинской Татьяны, ибо она отвергает Онегина, которого любит, и остается верна мужу, которого никогда не любила и не имеет причины жалеть, так как он здоров, самоуверен и самодоволен. Следовательно, она поступает исключительно в силу нравственного долга, - случай редкий и интересный».

Если посмотреть на поведение Маргариты в этом контексте, то нетрудно заметить, что идеал пушкинской Татьяны для нее недостижим. С другой стороны, она ради любви приносит в жертву всё, что имеет, даже идет на то, чтобы оказать услугу Воланду, став королевой бала сатаны, чтобы узнать что-нибудь о своем возлюбленном. «…Она уж догадывалась, к кому именно в гости её зовут, но это не пугало её. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала её бесстрашной». После бала же жертвует своим единственным шансом увидеть Мастера ради Фриды, проявляя к ней жалость. Таким образом, Маргарита здесь не смеет противиться велению совести и поступает в силу нравственного долга.

Однако, было бы неверным характеризовать ее, как исключительно положительный персонаж, как это делают школьные учебники. Не надо забывать, что она тайно изменяет, а затем бросает своего мужа, от которого не видела «никогда никакого зла». И это ее мучит, она все хочет с ним объясниться, а уже став ведьмой, пишет записку. Входя в сделку с сатаной, заложив ему душу, чем же она тогда будет любить своего возлюбленного Мастера? Только телом, наготу которого, став ведьмой, она уже не стремиться покрывать: «плевала я на это». Это – вывод богословский.

Но и в литературном плане, войдя в союз с Воландом и втянув сюда Мастера (впрочем, Мастер был готов к этому: «Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я!... клянусь, что за эту встречу я отдал бы связку ключей Прасковьи Федоровны, ибо мне больше нечего отдавать. Я нищий!»), они тем самым навсегда остаются в ведомстве Воланда, навсегда лишаются света. «Любовь Мастера и Маргариты, - заключает Архиеп. Иоанн Шаховской, - проходит странной, лунной, не солнечной полосой в повествовании». Ибо Солнце, Свет – знаменующий вечное блаженство, для них закрыты, остается лишь лунная дорожка, светящаяся отраженным светом и освещающая «верных любовников», спутница всех влюбленных романтиков.

Мастер и Маргарита: "не двойной ли это образ русской души"?.

Через весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита» проходит лейтмотив милосердия Маргариты, милосердия, продиктованного великой любовью. Ее чувство всепоглощающе и беспредельно. Поэтому фраза, вынесенная в название моего сочинения, точно характеризует историю взаимоотношений Мастера и Маргариты. Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще любви к ближнему. Ведь именно такую бескорыстную любовь проповедовал Иисус Христос. Добрые дела, которые мы творим, движимые любовью, приносят пользу ближним, а иногда сделанное добро возвращается к нам сторицей. Но все же, творя добро, нельзя руководствоваться корыстными целями, потому как любовь не предполагает понятия «должен» или умозаключения «если я помогу ему, то в нужный момент он будет обязан помочь мне». Все добрые поступки совершаются лишь по зову сердца.

Так и Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними. Для нее в Мастере заключен весь мир, а в романе любимого - цель ее жизни. Маргарита полна решимости совершить что угодно ради Мастера, и на эту решимость ее вдохновляет любовь. Это она творит чудесные вещи: Маргарита готова отправиться с Мастером в последний путь, и в этом поступке наиболее ярко проявляется ее самопожертвование. Она готова разделить участь Мастера, она готова даже заключить сделку с дьяволом ради спасения любимого. Кроме того, даже став ведьмой, она не лишается добрых побуждений. Любовь Маргариты никогда не требовала отдачи, она была дарующей, а не берущей. В этом - суть настоящей любви. По-другому быть не может. И дай Бог испытать такое настоящее чувство тому, кто достоин этого. В жизни каждого человека бывают увлеченности. Сначала загорается искра, и тогда кажется, что вот оно свершилось - это именно то долгожданное высокое чувство. Иногда чувство влюбленности длится долго, иногда иллюзии разбиваются почти сразу. Но настоящая любовь, как бы высокопарно это не звучало, случается раз в 100 лет. Такую любовь описывает Булгаков. Такую любовь описывает Куприн в повести «Гранатовый браслет». Разница между изображенными в этих произведениях историями любви заключается только в том, что в романе «Мастер и Маргарита » это чувство взаимно.

Также я полагаю, что фраза «Кто любит, должен разделить участь того, кого он любит» созвучна выражению Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

Сразу скажу, что в этом отзыве не будет глубокого анализа романа и фактов о нём из Википедии . Я просто опишу свои эмоции после прочтения.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я рада тому, что впервые прочитала это произведение именно в 20 лет. Не то чтобы в подростковом возрасте роман "Мастер и Маргарита" мне не понравился, но просто я бы многое не поняла наверное. Да и моменты с Понтием Пилатом мне бы показались нудными. А вот в чём я точно уверенна на все 100% так это то, что от любовной линии и проделок свиты я была бы в полном восторге.

Вообще, ещё 2 года назад я читала исключительно бредовые антиутопии , которые особо ничем не отличались друг от друга , но иногда всё же наставали моменты просветления . Сегодня же я хочу читать наиболее серьёзную литературу и классику, от которой меня воротило в 14-15 лет.

Нормальную аннотацию по сюжету я, к сожалению, не нашла, поэтому попробую описать без спойлеров всё сама. Действие романа начинается в Москве на Патриарших прудах, где в любопытную беседу редактора художественного журнала Михаила Александровича Берлиоза и молодого поэта Ивана Бездомного вмешивается иностранец лет сорока с лишним. Никто из них даже представить не может, к чему приведёт сей разговор. Параллельно Михаил Афанасьевич знакомит нас с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который вершит суд над человеком, которого обвиняли в призыве разрушить храм. Самое интересное, что эти два события в какой-то момент объединяются. Да и вообще все действия произведения Булгаков искусно спаивает в одно целое.


В романе присутствует ещё один мир, если можно так выразиться. Мир мистический, в котором есть говорящие коты, вампиры и зомби. Читала моменты с ними с особым упоением, так как обожаю эту направленность всеми фибрами души. Описание магии и ритуалов в произведении "Мастер Маргарита" преподнесено невероятно привлекательно и интересно. Мне кажется, эти моменты захватят каждого и не отпустят даже после прочтения. Я, например, до сих пор вспоминаю некоторые главы с подробностями и цитирую крылатые фразы из романа.


Примечательно, как Булгаков вклинивает магический мир в современный. Именно в этом симбиозе он показывает всю суть общества в произведении. Пороков тут будет немало, есть повод над чем задуматься. Только перед эпиграфом я посидела минуты две...

Редко бывает так, что первая глава занимает меня сразу, но это не тот случай. С первых же предложений роман увлекает тебя, и ты не можешь оторваться. Я словно витком за виток скручивала клубок. Правда поначалу кое-какие детали были непонятны, но к середине всё встало на свои места. Повороты в сюжете удивляли, так как предугадать что-то практически невозможно. Этим мне и нравится данное произведение.


Особой любовью я прониклась к двум персонажам. Первый - кот Бегемот. Неожиданно? Ну, конечно же, НЕТ! Абсолютно всем нравится этот до ужаса юморной и обаятельный персонаж, и я не исключение. Не понимаю, как его можно не любить. А и их шалости с Фаготом точно вызовут у вас реакцию похожую на смех или хотя бы ухмылку.

Вторым любимым персонажем романа для меня является Иван Николаевич Понырев - поэт под псевдонимом Бездомный. Мне было настолько жаль его и очень обидно от того, что никто не хотел ему верить и услышать. Уж кто-кто, но он был самым адекватным и здравомыслящим во всём произведении. Я рада, что эпилог кончается словами именно об этом персонаже.

Сочинение на тему:

«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»

Дмитриенко Ирины Владимировны.

Любовь… Сколько значений таит в себе это слово! Из поколения в поколение люди стремились, стремятся и будут стремиться постигнуть смысл данного чувства, понять, что такое любовь. Любовь… вспышка света и горсть звёздного сияния, наполняющая смыслом жизнь обыкновенного человека. Яркая, как раскалённое солнце. Нежная, как мерцающий лунный блик. Глубокая, как бездонный океан. Великая, как бескрайнее весеннее небо. Что такое настоящая любовь? Я считаю, что настоящей может называться только та любовь, которая не требует ничего взамен. Это касается всякой любви (а не только взаимоотношений между мужчиной и женщиной): любви детей к родителям (и наоборот), любви к друзьям и вообще любви к ближнему. Пожалуй, нет ни одного поэта, писателя, художника, философа, который бы своё творчество не посвятил теме любви. Для одних любовь – это симпатия, влечение, страсть, а для других – привязанность, преданность.

Так одним из лейтмотивов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» являются милосердие и преданность. Милосердие не просто «стучится» в сердце Маргариты. Она любит. Маргарита - всегда действовала, прислушиваясь к велениям собственного сердца, и все ее побуждения были искренними . Её душа, жизнь наполнены бескорыстной любовью к мастеру, поэтому после бала Маргарита просит Воланда не о себе, а о Фриде. Маргарита ради мастера готова на всё: заключить сделку с дьяволом, стать ведьмой и королевой бала, отправиться с любимым мужчиной в последний путь. Можно ли утверждать, что Маргарита пожертвовала собой, своей обеспеченной и устроенной жизнью ради любви к мастеру? Нет. Это не самопожертвование. Это любовь. Любовь дарующая, преданная, побудительная сила духовного восхождения. Именно в такой любви Маргарита обрела себя. Поэтому, не задумываясь ни на секунду, она разделила участь любимого мужчины, так как не могла жить и дышать без мастера. «С желтыми цветами я вышла, чтоб ты, наконец, нашёл меня», - говорит Маргарита мастеру.

Героиня «Сказок об Италии» Максима Горького тоже любит и готова преодолеть любые препятствия ради своей любви, потому что она Мать. «Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград…». В поисках сына Мать не заметила ни морей, ни рек, ни гор, ни лесов, ни диких зверей. «Ведь если ищешь любимое – дует попутный ветер», - говорит она.

Мать боролась за жизнь и любовь. И когда поняла, что борьба бесполезна, что сын – изменник, опьянённый подвигами своими, обезумевший в жажде ещё большей славы, что разрушит родной город, что по его вине погибнут невинные люди, Мать убивает сына. Вначале я подумала, что любовь к родине победила материнскую любовь к сыну. Но, размышляя, я поняла, что сила матери в любви, в её желании разделить участь того, кого любишь. Прежде всего, сына. Но и участь родины ей небезразлична. «Человек – я сделала для родины всё, что могла; Мать – я остаюсь со своим сыном!.. И тот же нож, ещё тёплый от крови его – её крови, - она твёрдой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, - если оно болит, в него легко попасть».

Любовь–это сила, которая спасает не только человека, но и всё человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей с неисчерпанной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Любовь-это не просто красивые слова. Любовь - это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый. Наверное, потому, что любящий человек способен на многое: он может свернуть горы, построить великолепные здания, совершить подвиг. Он полностью отдает самого себя этому чувству. Любовь многогранна. Но каким бы многогранным не было это чувство, есть один, на мой взгляд, главный, объединяющий все эти значения смысл – тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Я полагаю, что эта фраза созвучна выражению Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы должны быть ответственными за свои чувства и, следовательно, всегда разделять участь любимых нами людей.

Лучшие статьи по теме