Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

И левитан золотая осень. Сравнение картин И.И

Как Пушкин в литературе был признанным певцом русской осени, так и Исаак Левитан в живописи не уставал славить это удивительное время года. Сотни полотен, больших и малых, запечатлели самые разные уголки родной художнику земли, навсегда сохранив для глаз потомков чудные пейзажи. Осень предстаёт в них такой своеобразной и такой узнаваемой! Яркий праздник бабьего лета, дождливая хандра первых непогод и заунывная слякоть в преддверии зимы - всё дорого и близко виртуозу кисти и красок, во всякой погоде находит он свою радость и прелесть, «очей очарованье».

История создания произведения

Итак, Левитан, «Золотая осень». можно начать с небольшой биографической справки. Произведение было создано художником в 1895-м году, в самом конце 19-того века, времени смутном и для русской интеллигенции не очень понятном. В то же время это расцвет творчества, его мастерства, продуктивный всплеск дарования. На совсем небольшом по размерам полотне (82 на 126 см) нарисовал удивительно яркий, жизнерадостный пейзаж. Глядя на него, становится совершенно ясно, почему назвал свой труд Левитан «Золотая осень». Описание картины осени сделано в самых насыщенных, мажорных тонах. А ведь они очень редки у художника, несвойственны ему. Мастер был приверженцем более спокойных, пастельных оттенков, красок умеренной насыщенности, мягких и нежных. Но, по-видимому, уж очень был тронут и восхищён живописец великолепием природы, что отступил от свойственной ему манеры письма. И не ошибся Левитан! «Золотая осень» - описание картины природы, точнее изображение её в окрестностях реки Съежа, что протекает близ деревни Островно. В тех местах художник жил в усадьбе с интересным названием Горка (ранее - Тверская губерния, ныне - область). Случилось это именно в 1895 году, под впечатлением от пребывания в столь красивых местах он и взялся за работу.

Анализ картины

Первое живописное полотно, которое вспоминается при имени Левитан,- «Золотая осень». Описание картины следует начать с переднего плана. На нем мы видим берёзовую рощу, раскинувшуюся по обоим берегам неширокой, но глубокой реки. Её берега обрывисты и высоки, поросли травой и кустарниками. Красновато-бурая земля проглядывает сквозь них, виднеется среди пожухлых травинок и полуобнажённых ветвей с жёлтыми и красноватыми листочками. Выше по склону растут сами белоствольные красавицы, золотые, сверкающие в ярких лучах нежаркого уже солнца. Кажется, золото - жёлтое и красное - разлито в самом воздухе.

Ведь несколько полыхающих алых осинок добавляют насыщенности в общий колорит. Кстати, стоит подчеркнуть, насколько внимателен Левитан. «Золотая осень» - описание не однотонного пейзажа! В самой желтизне, как наиболее часто встречаемой краске, он подмечает и отражает столько оттенков, что диву даёшься! Однако и на другие цвета тоже обращает внимание. Зеленовато-серые, будто выцветшие, вымытые стоят деревья на правом берегу речки. На заднем плане, вдали, можно разглядеть деревушку, крестьянские избы. Далее простираются поля, а по линии горизонта тянется лимонно-охряный лес.

Настроение картины

Праздник бытия, восторг перед хрупкой, недолговечной прелестью природы - вот что передаёт картина Левитана «Золотая осень». Сочинение по ней с удовольствием пишут школьники на уроках развития речи. Ведь истинная красота притягивает, облагораживает, умиляет, воспитывает и учит бережному обращению. Прекрасное всегда беззащитно. Об этом стоит помнить всем и каждому.

Недаром говорится, что именно красота спасёт наш мир от бездуховности!


Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.


Исаак Левитан. Автопортрет (1880)
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.


Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.

Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890). В конце 1880-х - начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».

Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.


Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -

Знаменитый русский художник И. И. Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей. В своей картине «Золотая осень» он постарался передать ту часть осени, которую в народе принято называть «бабьим летом». Для природы осень – это трудный, но очень интересный период. Деревья облачаются в прекрасные наряды. Красоту этого убранства художник передает при помощи смешения красного и желтого цветов.

На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.

На заднем плане картины мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. Но если присмотреться, то видно, что трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. Дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу реки еще бодро зеленеет.

В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

Осень – это волшебная пора. Внимание притягивают именно желтые березки. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В картине нет грусти. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. И нет грустных мыслей о предстоящей долгой зиме.

Планируемые результаты

Предметные

  • уточнение знаний о структуре текста, о связи между его частями;
  • устно и письменно в связном тексте пе­редавать свои мысли, свою позицию;
  • совершенствование умения располагать материал в нужной последова­тельности, составлять план и придерживаться его;
  • развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления, точной и выразительной связной речи;
  • развитие воображения, наблюдательности.

Метапредметные

Формирование умений:

  • прогнозировать содержание будущего текста;
  • планировать работу по накоплению необходимого материала, используя дополнительную литературу;
  • обобщать полученную инфор­мацию;
  • осознанно строить синтаксические кон­струкции и связный текст, оформлять свои мысли в письменной форме;
  • учить принимать позицию собеседни­ка, проявлять уважение к чужо­му мнению, проверять себя и самостоятель­но оценивать свои достижения

Личностные

  • воспитание творчески мыслящей личности;
  • пробуждение эмоциональных чувств (чувства радости и печали, чувства восхищения красотой нашей Родины);
  • воспитание патриотических чувств (любить природу – значит, любить Родину).

Подготовка к уроку (начинается за 2-3 недели до написания сочинения).

1. Экскурсия в осенний парк.
2. На уроках чтения подбирается материал из произведений русской литературы (прозы и поэзии) об осени.
В дополнительную тетрадь детьми выписываются понравившиеся предложения, отрывки, образные выражения.
3. Заучивание наизусть.
4. На уроках русского языка для отработки текущего материала используются примеры из классической литературы.

1. Зрительный диктант

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружатся в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову).

2. Расставьте знаки препинания

Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не хочется уходить из него прощаться с золотыми осенними днями.

3. Из слов каждой строчки составьте предложения

  • Золотая, наступила, осень
  • Погода, солнечная, и, стоит, ясная.
  • Солнце, ярко, светит, греет, но, мало.
  • В, осень, лес, забрела, осень.
  • Она, оранжевые, надела, жёлтые, на, багряные, деревья, платья.
  • На, молоденькие, накинула, березки, легкие, осень, сарафаны, а, осинки, на, стройные, платья, чудесные, ярко-красные.
  • Хорошо, в, тихо, лесу, осеннем.

4. Письмо по памяти

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

3. Федоровская

Оборудование урока.

  • Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
  • Индивидуальные карточки для орфографической работы.
  • Конверты с эпиграфами.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– Назовите времена года. Какое время года у вас самое любимое? Почему?
– Давайте подберём к каждому времени свой цвет. Начнем с весны.
– Каждое время года прекрасно и интересно по-своему. Сегодня на календаре сентябрь, поэтому мы посвятим урок осени.

3. Вступительный рассказ учителя

Природа – великий мастер. У каждого времени года своя палитра красок и оттенков!
Осень – особенная пора, когда в течение трёх месяцев постоянно меняется пейзаж. Осень – это листопад и шуршание листьев под ногами, свежий, насыщенный запахами земли и листочков, воздух. Это сочетание ярких, но не очень прочных красок.
Многие поколения художников, композиторов, поэтов и писателей любили осень. Каждый из них открывал в ней те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним.
Одним из таких художников был Исаак Ильич Левитан.
Левитана можно назвать «открывателем» красот нашей русской земли, тех красот, что находятся рядом с нами и каждый день и час доступны нам. Вглядываясь в картины Левитана, мы понимаем, что все написанное этим превосходным художником мы много раз уже видели вокруг себя. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней.

4. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение по картине И. И.Левитана «Золотая осень». Давайте запишем тему урока в тетрадь.

5. Предъявление репродукции картины и её рассматривание

– Посмотрите внимательно на эту картину. Она была написана в 1895 году. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На ней изображен простой русский пейзаж, какой мы встречали, бывая за городом, но, вероятно, не всегда долго останавливали на нем свое внимание. Левитан очень достоверно подметил русское раздолье, простор лесов и полей, красоту осеннего пейзажа. От картины веет спокойствием, тишиной. Хочется самому очутиться около этой речки, посидеть на берегу, погреться на ещё тёплом солнышке и полюбоваться русской природой.

– Как вы думаете, почему художник назвал её «Золотая осень»?

6. Анализ картины

– Какое время года изобразил художник на картине?
– Это начало осени или ее конец? Почему вы так решили? Что вам помогло это понять?
– Какой день на картине?
– Дайте описание воздуха, облаков.
– Послушайте, как об этом сказал писатель Б. Тимофеев.
«Над головой раскрывается необычайно синий, бездонный купол небес. Не видно конца прозрачным далям».
– Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
– Какие осинки? Березки? (трепетные, стройные). Почему лучше назвать деревья с уменьшительно-ласкательным значением?
– Какой наряд подарила им осень?
– Все ли деревья оделись в золотой наряд?
– Какими показал художник лесные полянки, пригорки, дальние поля?
– Что пересекает рощу? Подберите имена прилагательные, чтобы описать её.
– Чем осенью может быть засеяно поле? Как называют поля, засеянными под зиму?
– Что чувствуете вы, глядя на эту картину?

7. Составление плана (коллективно)

– С чего надо начать своё сочинение? (Со вступления)
– О чём будете писать в основной части?
– Чтобы картина осеннего дня была полной, о чём надо обязательно на­писать?
– Чем вы закончите своё сочинение?

Примерный план.

I. Художник И. Левитан и его картина.
II. Осенний день в картине.
1. Небо, воздух.
2. Деревья в чудесном наряде.
3. Лесная речка.
III. Какие чувства вызывает картина?

Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3 эпиграфа).




В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

«И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух…» П.А. Вяземский

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…» Ф.И.Тютчев

8. Лексическая и орфографическая подготовка

Третьяковская галерея.
Изобразил. Написал.
Чудесный – лучезарный – прозрачный – теплый.
Нежно – голубое, бирюзовое.
Розоватые, легкие.
Золотые, трепетные, разноцветные, лимонные.
Вдали, озимые поля.
Извилистая – холодная – небольшая.

Сегодня я предлагаю вам II варианта написания сочинения:

I – традиционный, когда вы описываете картину так, как вы её видите в классе или в музее, т.е. со стороны.

II – творческий, более сложный, он потребует от вас фантазии, творческого воображения. Я предлагаю вам перенестись в 19 век и представить себя на месте Левитана. Как будто это вы стоите на берегу речки и наблюдаете за осенним пейзажем, но только в вашей власти будут не кисти и краски, а слова, предложения и ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица. Подумайте, выберите свой вариант и начинайте писать!

9. Запись текста. Самопроверка.

Памятка по написанию сочинения по картине Левитана «Золотая осень»

I часть. В начале своего сочинения напишите, кто автор картины, как она называется. Если знаешь, то напиши, в каком году она написана и где хранится сейчас.
II часть. А теперь внимательно рассмотри картину по следующему плану:

  1. Какой день изобразил Левитан?
  2. Взгляни на небо: какое оно?
  3. Рассмотри деревья. Какие деревья изобразил художник с левой стороны реки и вдали?
  4. Что интересного ты увидел?
  5. Что пересекает рощу?
  6. Какие цвета преобладают на картине? Почему?

III часть. Напиши, какие чувства вызывает у тебя эта картина?

– А теперь прочти свое сочинение и проверь. Если в чем-то ты не уверен – спроси учителя!

Сочинение ученика.

«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин

В 1895 году тридцатипятилетний художник И.И.Левитан написал великолепную картину «Золотая осень». Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

На этой картине художник изобразил чудесный, солнечный осенний день. По ясному, нежно-голубому небу плывут белые, пушистые облака.

На левом берегу реки растёт жёлто-золотая берёзовая роща. Только две ещё зелёные осинки на солнечном фоне бросаются в глаза. На правом берегу стоит одна, но самая яркая, стройная и юная берёзка. Недалеко от неё находится группа деревьев, ещё не переодевшая свои зелёные платья.

Рощу пересекает извилистая речушка. Она уходит вдаль и скрывается за поворотом. Вода в ней тёмно-синяя и, наверное, очень холодная. Тишина и покой вокруг. Всё как бы готовится к зиме. За рекой раскинулись луга и озимые поля. За ними виднеются деревенские домики.

Художник И.И.Левитан изобразил осень как самую прекрасную пору года. Поэтому картина мне очень понравилась. Красота!

Творческая работа ученицы 4 класса.

Я приехала осенью на дачу.
Пошла за водой в своё любимое место. Пришла с бочонком, набрала воды и хотела идти домой. Но когда я встала на ноги, увидела такую красоту. Что выронила бочонок!
Яркое солнце слепило глаза. По чистому небу плыли облака. Вдаль уходила маленькая, извилистая и холодная речушка. Она вела к холму, на котором раскинулась небольшая деревенька. С одной стороны стояли очень красивые берёзки. Я встала около них, подул ветер, и меня осыпало золотым дождём! Невдалеке выделялись две молоденькие осинки. Они были похожи на две свечки в тортике. А ещё меня поразила высокая берёзка. Она надела жёлтую шубку. А ствола почти невидно!
Я не могла оторваться от этого вида. Но надо было идти домой. Я взяла бочонок и пошла.
Дома я собрала все свои яркие краски и нарисовала картину.


Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"


Березовая рощица... Тихая лесная река... Задумчивая сказка Левитана.
Художник любил осень. При одном только взгляде на залитые золотом леса его сердце начинало радостно биться. Он мечтал о том, как перенесет на холст увиденное чудо природы. И вот волшебство в красках. Картина "Золотая осень". На левом берегу реки - золотая березовая роща, играющая всеми оттенками оранжевого и желтого цветов. А справа, у самого берега, стройная одинокая красавица-березка. Трогательно тоненькая, хрупкая, так и кажется, что под первым резким порывом осеннего ветра надломится ее ствол, упадет в холодную реку и понесется, понесется.
А полянки по берегам реки еще не успели пожелтеть. И где-то вдали виднеется ярко-зеленое поле. Оно отчетливо выделяется на фоне золота осени, слово отголосок лета.
Но небо над березами уже темно-синее, потемнела вода в реке, побурели камыши. И все неразлучные березки-сестрички на первом плане уже почти потеряли листву. Это говорит о том, что осень вступила в свои права.
Есть в этой картине какая-то загадка. Солнца на небе не видно. Но все проникнуто светом, теплом, березовая роща сияет золотом, как сотни солнц. И в то же время на правом берегу реки свет теряется. Все словно замерло в ожидании холодов. Чувствуется, еще немного, и осенний вихрь разрушит эту трепетную, нежную красоту. И вспоминаются строки А. С. Пушкина: "Унылая пора! Очей очарованье!"


Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень".

Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей, которые создают настроение у каждого, посмотревшего картину. Его гениальный талант заключался в необычном умении вкладывать в свои картину столько души и наблюдательности, что природа на картинах Левитана выглядит живой, настоящей. Художнику, несомненно, удавалось передавать состояние, настроение и красоту окружающего нас мира.
Одной из лучших картин Левитана я считаю пейзаж "Золотая осень". На ней изображён березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана - это самое настоящее "бабье" лето, полное красок, света и тепла.
Недаром эту пору принято считать очень лирическим временем года. Все поэты, писатели, да и вообще творческие люди очень любили и продолжают любить это время. Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения.
Пейзаж Левитана "Золотая осень" заставляет по-иному посмотреть на природу, её красоту.

Сочинение по картине И. И. Левитана "Золотая осень".
Сентябрь. Деревья в позолоте. Березы украсились желтыми листьями. При малейшем дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Верхушки некоторых берез уже сбросили свою листву. Опавшие листья шуршат под ногами. Пахнет сыростью. Художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. И мы видим исчезающую среди полей речку. Вода в ней темно-синяя, прозрачная. Стоит на берегу речки одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. За лесом видны изумрудные поля озимых. Над увядающей природой ясное лазурное небо. Воздух чист и прозрачен. Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березу, и она осыпала нас легкими листьями и каплями дождя. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Лучшие статьи по теме