Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Великобритания в русско-японской войне. Подписание англией и японией союзного договора

Великобритания в русско-японской войне. Подписание англией и японией союзного договора

"Открытие" страны и заключение неравноправных договоров

40-е годы XIX в. были отмечены активной борьбой Англии за захват колониальных позиций в Китае. Для США Дальний Восток представлял также значительный интерес как огромный потенциальный рынок, составными частями которого являлись Япония и Китай.

В 1845 г. конгресс предоставил полномочия президенту США на установление торговых отношений с Японией. После нескольких неудачных попыток начать переговоры с японцами была снаряжена военная экспедиция в Японию. 8 июля 1853 г. в бухту Ура- га южнее столицы вошла эскадра коммодора Перри, корабли угрожающе направили пушки на берег. Перри отказался перенести переговоры в Нагасаки и передал сёгуну письмо от президента, а также модели машин последнего американского производства.

Очевидная военная демонстрация сочеталась с обещанием подождать ответа до весны 1854 г., когда американские корабли вернутся в Японию после визита в китайские порты. Появление "черной эскадры" (паровые корабли оставляли при движении шлейф черного дыма) вызвало страшную панику в городах и деревнях. Сёгунат, нарушив установленную им самим традицию, запросил у императорского дома совет по поводу сложившейся ситуации. В растерянности правительство даже обратилось к голландцам за консультацией и с просьбой помочь в организации обороны Эдо. Однако чиновники бакуфу понимали, что в подобных обстоятельствах трудно рассчитывать на успех в организации вооруженного отпора, даже с использованием голландского оружия. Было решено под прикрытием длительных переговоров с американцами избегать конкретного ответа на требование США открыть страну. Однако прибытие коммодора Перри в феврале 1854 г. в бухту Урага совершенно изменило ситуацию. Девять военных кораблей, оснащенных 250 пушками, команда из 1800 человек, требования Перри, сопровождаемые угрозами вызвать в Эдо весь американский флот, наконец, высадка 500 военных моряков на берег во время переговоров показали сёгунату как возможность военной интервенции, так и всю серьезность планов заокеанской державы в отношении Японии.

31 марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (п-ов Идзу) и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чиновников могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор, подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, и американцы настаивали на заключении еще одного по образцу американо-китайского договора 1844 г. 14 октября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторяющий основные положения Канагавского.

Почти одновременно с эскадрой Перри - 21 августа 1853 г. в Нагасаки прибыла русская миссия во главе с вице-адмиралом Путятиным. Она имела директиву только мирным путем добиваться установления торговых отношений, а также признания русскими владениями Сахалина, являвшегося частью Приамурского края, и Курильских островов. Переговоры, которые сёгунское правительство всячески затягивало, не привели к заключению договора. Не удалось Путятину договориться и с Перри - он уклонился от контактов, явно стремясь заключить первым договор с Японией и получить максимум привилегий. Начавшаяся русско-турецкая война и возникшая угроза нападения англофранцузской эскадры на Петропавловск и русское Приморье заставили Путятина выйти из Нагасаки и отплыть на север.

Договор между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в Симода. Граница была проведена между островами Уруп и Итуруп, однако вопрос о Сахалине остался неразрешенным, остров оставался в совместном владении обеих стран.

Согласно договорам, подписанным с Англией и Россией, для кораблей этих стран открывался порт Нагасаки.

США и Англия не были удовлетворены заключенными с Японией договорами. Договоры, навязанные Китаю, были построены на основе режима неравноправия - этот принцип они хотели использовать в договорных отношениях и с Японией. Однако первой страной, дополнившей условия заключенных Японией с западными странами договоров с целью получения новых привилегий, стала Голландия.

Подписанные в 1856-1857 гг. два голландско-японских договора оформили установление консульской юрисдикции для голландцев, введение таможенных пошлин в размере 35% от стоимости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д. Но образцом для всех последующих соглашений с западными странами стал американо-японский договор 1858 г., неравноправный и унизительный для Японии. Он был заключен после почти двухлетних переговоров, которые вел в Симода первый генеральный консул США Гаррис. Договор предусматривал свободу торговли, устанавливал консульскую юрисдикцию и право постоянного проживания американцев на основе создания особых экстерриториальных поселений (сеттельменты) для иностранцев в портах и городах, открытых или в ближайшие годы подлежащих открытию [Хакодатэ, Симода, Канагава (Иокогама), Нагасаки, Ниигата, Хёго (Кобэ), Осака, Эдо]. Шкала таможенных пошлин имела минимальный уровень 5% и максимальный 35% - в зависимости от товара. Но главным было то, что Япония, подписав этот договор, потеряла право таможенной автономии и не могла протестовать против пониженного импортного тарифа. Этот договор о "дружбе и торговле" предполагал посредничество США в конфликтной ситуации Японии с любой западной державой, он включал статью о праве Японии закупать американское оружие и приглашать военных специалистов из США.

7 августа 1858 г. в Эдо был подписан договор о торговле и мореплавании между Россией и Японией, действовавший до 1895 г. Торговый договор обеспечил русским право экстерриториальности, наибольшего благоприятствования и другие привилегии. Однако русско-японский трактат не имел статей о посредничестве и о предоставлении Японии судов и вооружений, что подчеркивало давнюю российскую позицию нейтралитета и невмешательства во внутренние дела своего соседа.

Царская Россия, стремившаяся к дальневосточным рынкам и получившая те же привилегии, что и другие страны, фактически не воспользовалась ими из-за своей экономической отсталости, соперничества США, Англии и Франции, а также упорной позиции Японии, не желавшей признавать исторические права России на Курильские острова и Южный Сахалин.

Целая серия так называемых ансэйских договоров (От названия периода Ансэй (1854-1859) ), заключенных Японией с западными странами в 1854 -1858 гг. (японо-американские - 31 марта 1854 г., 29 июля 1858 г.; голландско-японские- 30 января 1856 г., 1858 г.; англо-японские - 14 октября 1854 г.; 26 августа 1858 г.; франко-японский - 9 октября 1858 г.; русско-японские - 7 февраля 1855 г., 19 августа 1858 г.), завершили длительную изоляцию страны и в то же время стали рубежом нового периода - превращения ее в зависимое государство.

Подписание японо-американского договора 1858 г. привело к усилению политического брожения в стране и расколу в правящей группировке. Если в первые годы после открытия страны (1854-1859) оппозиционные правительству силы лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные (начиная от даймё и кончая служилым самурайством) слои правящего класса, то заключение договора стало толчком к расширению социальной базы и активизации всего движения.

После подавления восстания борьба за господство в Китае и на Дальнем Востоке вспыхнула с новой силой. Царское правительство опасалось, что его соперники на Дальнем Востоке - европейские государства и американцы - воспользуются незаконченностью укреплений Порт-Артура для усиления своих позиций в этом регионе. Поэтому на переговорах в Пекине Россия заняла "сдерживающую Ливии". Она не поддержала тяжелых и унизительных для Китая требований и настаивала на снижении денежных требований в Китай. 12 августа 1900 она заявила, что поскольку порядок в Пекине восстановлен, она отводит свои войска и ждет, что и другие государства последуют ее примеру.

Еще до окончания общих пекинских переговоров царизм начал сепаратные переговоры с Китаем об условиях вывода из Маньчжурии российских войск. Российская дипломатия добивалась, чтобы Китай не предоставлял в Маньчжурии, Монголии и Западном Китае никаких концессий на строительство железных дорог, разработка рудных месторождений и строительство промышленных предприятий другим без согласия России.

Между тем политика С. Ю. Витте, который пытался незаметно "закрыть двери" иностранному капиталу в Маньчжурии, зашла в тупик. Строя грандиозные планы "мирного завоевания" Маньчжурии с помощью железных дорог, банков и промышленных предприятий, С. Ю. Витте явно переоценил экономические возможности России и ее конкурентоспособность по отношению к старым колониальных держав. Кроме того, Россия стремилась получить концессию на строительство железной дороги от одной из станций КВЖД в Пекин. В российском проекте соглашения были пункты, которые обязывали Китай не иметь в Маньчжурии своих войск. Содержание российских предложений были уведомлены Китаем Англии и Японии. Притворяясь сторонником "неприкосновенности" Китая, Япония обещала "при всех случаях" содействовать ему в том, чтобы добиться своевременной очистки Маньчжурии от русских войск.

Агрессивная позиция Японии в отношении России объяснялась тем, что большая программа японских вооружений до сих пор была завершена и Япония в военном отношении была готова к нападению на Россию. Однако учитывая опыт 1895, она в своем будущем конфликте с Россией стремилась заручиться поддержкой западных стран. Япония тщательно маскировала собственные агрессивные планы в отношении Кореи и Маньчжурии лицемерными заверениями о своей верности американской доктрине "открытых дверей". В марте 1901 Япония заявила резкий протест в Петербурге по поводу того, что Россия заключает какие-то соглашения с Китаем о Маньчжурии тайно от других государств, имеющих там свои интересы. Этому выступления Японии предшествовало обещание Германии придерживаться "благожелательного нейтралитета" в отношении Японии в случае ее войны с Россией. Английский поддержка японской ноты заключалась в давлении на Китай, который, по совету Англии, отказался подписать российский проект соглашения о Маньчжурии.

Тогда Россия выступила с новыми предложениями. 27 июля 1901 она по-явила о готовности вывести свои войска, если Китай даст Русско-китайскому банку обязательство не предоставлять в Маньчжурии никаких железнодорожных и промышленных концессий, ранее не предложив их банку. Таким образом, речь шла об установлении монополии Русско-китайского банка. Были изъяты пункты, которые ранее не очень устраивали Китай (о продлении КСЗ до Великой китайской стены, о запрете Китая иметь свои войска в Маньчжурии). Однако и в этой "смягченной" редакции российские предложения были признаны Китаем как неприемлемые.

Неудачу второй российской попытки сепаратного соглашения с Китаем о Маньчжурии надо связать с заключением англо-японского договора. Британская дипломатия в начале XX в. отказалась от своей традиционной политики "блестящей изоляции" и взяла курс на сближение с Россией и Францией. Франция пошла на это сближение, думая о реванше против Германии. Что касается России, то противоречия между ней и Англией в Азии были настолько сильны, что зондирования британской дипломатии относительно примирения и соглашения с Россией претерпело полный провал. Англия хотела руками Японии ослабить военную мощь России и тем самым сделать ее более покладистой относительно разграничения сфер влияния в Азии.

Англия всячески стремилась вытеснить русских из Маньчжурии. Ее попытка использовать с этой целью Германию не удалась. Переговоры с Германией о союзе ни к чему не привели. Тогда Англия остановилась на Японии. По ее инициативе осенью 1901 в Лондоне начались переговоры между представителями двух стран. Они способствовали подписанию 17 (30) января 1902 союзного договора, направленного против России. Тогда Англия не считала Японию опасным для себя соперником. По тексту договора, обе державы обязывались соблюдать дружественного нейтралитета в случае, если одна из них окажется в состоянии войны с третьей державой. В случае, если одному из участников союза придется воевать с двумя государствами, то другой участник союза обещал уже не нейтралитет, а вооруженную помощь. Фактически это означало, что в случае русско-японской войны Англия гарантировала бы Японии невмешательства любых других государств в пользу России. В то же время Японии была бы обеспечена финансовая поддержка Англии, без чего она с Россией воевать не могла. Кроме того, этот договор обеспечивал в определенной степени морские коммуникации Японии, поскольку Англия брала на себя обязательства держать в дальневосточных водах флот сильнее, чем флот любой третьей страны.

Через 4 дня после подписания англо-японского договора США выступили с нотой протеста против монополии Русско-китайского банка, а ЗО января 1902 Китай официально отказался подписывать банковскую сделку, предложенную С. Ю. Витте. Перед лицом общего англо-американского фронта Россия прибегла к дипломатическому маневра. 26 марта 1902 она подписала с Китаем договор о выводе российских войск из Маньчжурии в течение 18 месяцев, не говоря ни о каких монополии и банковские сделки. Однако эвакуация войск из Маньчжурии ставилась в зависимость от "общего спокойствия и образа действий других государств".

После заключения англо-японского договора феодально-реакционная часть царских придворных советовали царю немедленно провозгласить о присоединении Маньчжурии к российским владениям, поставив не только иностранцев, но и российскую дипломатию перед свершившимся фактом. Для обеспечения интересов царизма в Маньчжурии был выдвинут проект создания на границе между Кореей и Маньчжурией "стратегического завесу" от японцев, использовав для этого лесную концессию на левом берегу р. Ялу. Под видом "лесорубов" на корейский берег Ялу был послан отряд русских солдат.

Чтобы обойти соглашение с Китаем от 26 марта 1902 о выводе российских войск из Маньчжурии, С. Ю. Витте в докладе царю предлагал именовать полевые войска охранной стражей КСЗ. Вместе с тем С. Ю. Витте предложил еще раз попытаться добиться от Китая гарантии "незыблемости" интересов России в Маньчжурии. В ноте от 23 марта 1903 Россия добивалась, чтобы Китай не уступал другим территории Маньчжурии (концессии, торговые пути и др. На этой территории) и чтобы не допускал иностранцев на административные посты в Маньчжурии. Выступая с такой нотой, Россия предполагала, что Япония не будет мешать России в Маньчжурии, а надо только "временно" уступить Кореей в пользу Японии. С. Ю. Витте, военный министр Куропаткин А.Н., министр иностранных дел России В. Н. Ламздорф были убеждены (и Япония всячески поддерживала эту заблуждение), что через Маньчжурию Япония не воевать, зато политика, проводимая Россией в Корее, связана с риском войны с Японией. Расчеты С. Ю. Витте ценой уступок в корейском вопросе получить согласие Японии предоставить России свободу действий в Маньчжурии не оправдались.

Узнав о российской ноту от 23 марта 1903, Англия, Япония и США немедленно заявили протест против своих прав "трактатов" в Маньчжурии. Япония угрожала России войной. Китай поспешил заявить, что он будет обсуждать с Россией "любые вопросы о Маньчжурии только по эвакуации российских войск с ней". Безрезультатность дипломатического нажима на Китай привела к изменению в российских верхах. Победили придворные реакционно-феодальные силы, а С. Ю. Витте был отправлен в отставку. Эвакуация российских войск из Маньчжурии была прекращена. Мукден и другие населенные пункты были вновь заняты русскими войсками. Однако наращивание российских сил на Дальнем Востоке шло очень медленно. Плохо и медленно продвигались работы по укреплению Порт-Артура.

После заключения союзного договора с Англией Япония твердо взяла курс на развязывание войны с Россией. К этому ее подталкивали Англия, США, Германия, заинтересованы в том, чтобы как можно скорее ослабить Россию и Японию. Желая придать больше смелости японцам американский президент, Т. Рузвельт обещал в случае войны "стать на сторону Японии". Расстройство в аппарате верхушки России не остался незамеченным японской дипломатией. Япония считала, что "новый курс" России и ее "бряцание оружием" облегчит ей решения войны и мировое общественное мнение признает виновным только Россию. С этой целью, а также для маскировки своего нападения на русскую тихоокеанскую эскадру, Япония решила продемоструваты свое мнимое желание прийти к соглашению с Россией по спорным вопросам.

30 июля 1903 Япония предложила России предварительно одобрен Англией проект соглашения о Корее и Маньчжурии. В этом проекте Япония требовала для себя исключительного права давать советы Кореи и оказывать ей помощь, в том числе и военную. Это означало превращение Кореи на японскую полуколонию. Интересы России в Маньчжурии Япония признавала только в сфере железнодорожного транспорта.

Россия в результате неподготовленности к войне проявила значительную уступчивость. Российский ответ от 25 декабря 1903 свидетельствовала, что если Япония согласится не использовать Корею в стратегических целях и признать часть корейской территории к северу от 39 параллели нейтральной зоной, то соглашение будет предусматривать, что Россия никому не помешает в этом районе Китая (имелось в виду в Маньчжурии), за исключением обустройства сеттльменты.

Признание Россией принципа "открытых дверей" в Маньчжурии грозило спутать все карты в игре Японии. Япония сама хотела там хозяйство и никого туда не допускать. Поэтому она решила форсировать решение войны любыми средствами, получив при этом новое подтверждение о поддержке ее действий со стороны Англии и США. Англия в декабре 1903 обещала сразу же после начала войны с Россией дать кредит Японии. А через несколько дней США сообщили Японию, что в случае ее войны с Россией американская политика будет благоприятной для Японии.

31 декабря 1903 Япония направила России новую ноту, в которой ультимативно потребовала безоговорочного принятия всех японских условий соглашения. 21 января российское правительство, стремясь выиграть время, направил ноту в Японию, в которой пошел на новые уступки. Он обязался уважать права Японии и других государств в Маньчжурии, снял свое возражение против организации иностранных сеттельментив, отказался от создания нейтральной зоны в Корее, настаивая только на "неиспользовании Кореи в стратегических целях". Но эта телеграмма была задержана японским телеграфом на двое суток и только потом была вручена посланнику России в Японии. Накануне, сославшись на "необъяснимую" медлительность России, Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а в ночь на 27 января 1904 неожиданно и вероломно, без объявления войны, совершила нападение своего флота на русскую эскадру в Порт-Артуре.


От примирения к совместным действиям

Портсмутский мир не решил многих проблем и рассматривался более как промежуточный акт, прекращающий состояние войны, нежели документ, закладывающий основы мира и дружеских отношений между странами. Многие аналитики думали, что это только перемирие и за ним последует продолжение войны. Подписанный незадолго до этого второй англо-японский договор только усиливал пессимистические прогнозы.

Японские милитаристы в 1906г. добились принятия новой расширенной программы увеличения армии и флота, затягивали выполнение условий Портсмутского договора об эвакуации войск из Маньчжурии, в то время как царские войска выводились досрочно. Япония продолжала энергичную милитаристскую деятельность в Маньчжурии и Корее, укрепляя занятые районы, создавая базы и проводя подрывную работу в Северной Маньчжурии, Монголии и Синьцзяне. Особенно пугало русские правящие круги непрерывное увеличение численности японских войск в Корее и Северной Маньчжурии. Неудивительно поэтому, что Петербург в конце 1905 – начале 1906 гг. находился в состоянии постоянной тревоги. Русско-японские отношения двух первых послевоенных лет развивались под влиянием начавшейся перегруппировке сил среди империалистических держав и вплоть до 1907 г. заключался в реализации статей и положений Портсмутского договора. Японцы оказывали дипломатический нажим на Россию во время переговоров по уточнению положений Портсмутского договора.

Русско-японские переговоры о торговом договоре и рыболовной концессии, заключение которых предусматривалось Портсмутским договором, не продвигались вперёд, ибо японская сторона выдвигала требования, далеко выходившие за пределы условий Портсмутского договора; отношения между Россией и Японией в конце 1905 г. и начале 1906 г. продолжали оставаться весьма напряжёнными.

Но обострение русско-японских отношений в тот период не отвечало интересам британского и французского империализма. Россия отказывалась заключить соглашение с Англией, т. е. примкнуть к Антанте, до тех пор, пока не будут урегулированы русско-японские отношения, т. е. пока русскому Дальнему Востоку не будет угрожать вторичное нападение Японии. Правительства Англии и Франции решили оказать давление на Японию, имея в виду её тяжёлое финансовое положение, для того чтобы несколько умерить аппетиты японской военщины.

Несмотря на противоречия между Англией и Россией уже осенью 1905 г. английская сторона начала поиск для возможных договорённостей. Готовность найти компромисс с Россией была выражена в сопроводительном письме к англо-японскому договору 1905 г., переданном русскому посланнику 4 сентября 1905 года. Эти настроения в английском правительстве были вызваны опасеньями дальнейшего сближения России с Германией, наметившегося в ходе русско-японской войны и закреплённого договорённостями двух императоров в Бьёрке 24 июня 1905 г., фактически означавший военный союз между двумя странами. Разрушить возможный союз можно было только путём сближения с одним из потенциальных противников.

На рубеже 1906-1907 гг. выход из тупика в переговорах России с Японией открыла перспектива их политического сближения. Японское правительство приняло в начале 1907 г. предложение министра иностранных дел России Извольского о заключении общеполитического соглашения. Начало переговоров по этому соглашению вывело из тупика переговоры по рыболовной конвенции и торговому договору. Ослабление военно-политического потенциала России в результате поражения на Дальнем Востоке заставляет империю перейти от наступательной стратегии к поддержанию статус-кво на азиатских границах, пусть и в тактических целях. После поражения России в войне 1904-1905 гг. император Николай II утратил интерес к Дальнему Востоку и полностью переключился на европейские проблемы.

30 июля 1907 г. была подписана русско-японская общеполитическая конвенция относительно раздела сфер влияния в Маньчжурии и Монголии. Она подтверждала Портсмутский договор и предусматривала упрочнение мирных отношений на основе размежевания сфер влияния. Секретное соглашение, приложенное к конвенции, фиксировало раздел Маньчжурии на японскую (южную) и русскую (северную) сферы влияния. Кроме того, признавалось, что Корея всецело переходит под контроль Японии, а Россия имеет специальные интересы во Внешней Монголии. Вместо прежней линии разграничения сфер влияния России и Японии, которая по Портсмутскому договору была установлена через ст. Куанченцзы, новая линия проходила через ст. Сунгари, на 120 км. севернее Куанченцзы.

28 июля 1907 г. состоялось подписание рыболовной конвенции: японские рыбопромышленники получали право лова и ведения морского промысла вдоль побережья Японского, Охотского и Берингова морей, за исключением 34 бухт. Японским рыбопромышленникам разрешалось ловить и обрабатывать рыбу на специальных участках, сдаваемых в аренду с торгов. В отношении участия в торгах японским подданным предоставлялись равные права с русскими. С японских промышленников не взимались пошлины за рыбу и другие продукты моря, Выловленные в Приморской и Амурской областях в тех случаях, когда они предназначались для вывоза в Японию. Сам факт допущения японских рыбопромышленников в русские воды, не говоря уж об уступках, сделанных Россией, практически полностью отдавали рыбные богатства Приморья в руки японцев.

Также 28 июля 1907 г. был заключён торговый договор – царская Россия вынуждена была пойти на ряд существенных уступок Японии. Японским подданным были предоставлены следующие права: право владения недвижимым имуществом, право занятия земледелием, промыслами и торговлей наравне с коренным населением; устанавливались такие же, как и для местного населения, пошлины и сборы на ввозимые товары; переписка дипломатических и консульских чиновников освобождалась от цензуры; были установлены минимальные сборы для японских подданных при выдаче паспортов и прописке; ввоз товаров с Ляодунского полуострова для японцев в отношении пошлин был поставлен в одинаковые условия с ввозом товаров из Маньчжурии.

В 1907 г. было заключено также англо-русское соглашение об Иране, Афганистане и Тибете, которое ослабило на известное время серьёзные империалистические противоречия, вызывавшие враждебные отношения между Англией и Россией во всей Азии и в частности в Китае. В отличие от англо-французского альянса, который основывался на взаимных гарантиях безопасности, соглашение между Россией и Великобританией – не предусматривало принятие сторонами каких-либо обязательств и не ограничивало, таким образом, свободу действий.

Дальнейший рост вооружённых сил Японии определялся не столько возможным в будущем столкновении с Россией, сколько назреванием в этом районе японо-американских империалистических противоречий и намерении использовать эти силы для поддержания порядка в метрополии и создаваемой колониальной империи. Место и роль, которые отводились вооружённым силам России на Дальнем Востоке, определялись послевоенной политикой царизма в этом регионе, направленноё на сохранение оставшихся здесь приобретений и интересов.

Россия стремилась улучшить свои отношения с Японией, подчёркивая своё желание соблюдать соглашение 1907 г. Руководящие деятели в многочисленных выступлениях заявляли о лояльности царского правительства в отношении Японии. Выступая в Государственной Думе в январе 1908 г. о преобразовании русской миссии в Токио в посольство, Извольский указывал, что «Портсмутский договор во многих отношениях имел, в сущности, прелиминарный характер. Как с нашей, так и с японской стороны обнаруживалось явное недоверие к прочности созданного Портсмутским договором положения», поэтому потребовалось добиться изменения общей обстановки отношений с Японией. Соглашение от 30 июля 1907 г., подчеркнул Извольский, «является как бы звеном в цепи других соглашений… и гармонирует с общей системой наших международных договоров». Таким образом, прочность этого соглашения царизм усматривал в своём участии в Антанте, через посредничество которой он и надеялся удерживать Японию от попыток дальнейшей экспансии в отношении русских владений.

С 1907 г. начинают заметно обостряться японо-американские отношения. Однако в основе обострения японо-американских отношений лежали не расовые противоречия, а столкновение интересов американских и японских монополий, закрытие японцами Маньчжурии, крайне болезненно воспринятое в США.

Следовательно, японская политика теперь анализируется с позиций, с одной стороны, постепенного усиления взаимозависимости европейского и дальневосточного театров мировой политики, и соглашения 1907 г., как важного шага в этом направлении, с другой стороны – активизации американского проникновения в Маньчжурию, породившего острые японо-американские противоречия, ставшие существенным стимулом для русско-японского сближения.

Тем временем 27 апреля 1909 г., в результате начатых в феврале двусторонних переговоров в Пекине состоялось подписание предварительного русско-китайского соглашения о порядке управления в полосе отчуждения КВЖД. Текст соглашения не был предан гласности, и только с течением времени, когда вопрос о самоуправлении на территории дороги достиг опасной остроты и привлёк всеобщее внимание, сообщение было опубликовано в русской печати. Как само соглашение, так и последовавшее за ним 11 мая 1909 г. утверждение харбинского и других муниципальных управлений, оказались для США и их партнёров по противодействию России в Маньчжурии большой и неприятной неожиданностью. В Вашингтоне должны были признать игру проигранной. Россия преодолела созданные ей трудности, а американским монополиям не удалось при этом вбить клин в налаживаемые русско-японские отношения, ни спровоцировать кризис во взаимоотношениях России с Китаем.

6 ноября 1909 г. государственный департамент США обратился к державам с так называемым меморандумом Нокса об интернационализации КВЖД и ЮМЖД. Однако Манчжурия уже фактически была разделена на русскую и японскую сферы влияния и ни та, ни другая сторона не имела никакого желания допускать в Маньчжурию другие державы. Союзные отношения, связывающие Россию с Францией и Японию с Англией, предопределяли, что к предложению Нокса все четыре державы отнесутся отрицательно, что и произошло. Предложение Нокса было не только отвергнуто, но и привело к последствиям, противоположным тем, на которые рассчитывала американская дипломатия – к усилению русского и японского влияния в Маньчжурии. Этот проект встревожил Японию и Россию и подтолкнул их к дальнейшему сближению.

8 ноября 1909 г. японский посол Мотоно посетил министра иностранных дел России Извольского с предложением превратить существующие между Японией и Россией отношения в формальный союз, перед которым будет преклоняться не только Китай, но и все другие державы, с тем чтобы Россия, опираясь на Японию, могла отстаивать принадлежавшие обществу КВЖД железные дороги в силу контракта 1896 г. права. Докладывая царю об этих представлениях, Извольский приходил к выводу, что Россия поставлена в необходимость теперь же избрать окончательный путь для российской дальневосточной политики. На что Николай II указал, что путь который следует избрать теперь: это вступление с Японией в теснейшее соглашение.

В Японии приходят к выводу, что у России нет наступательного плана, и что она думает только об одной обороне, рассчитанной на отражение нападения, которое было бы сделано на неё. Япония, сделавшись великой державой, благодаря своему могучему флоту, страшна только морским державам – Англии, Америке, Германии, для которых столкновение с Японией в более или менее близком будущем вероятно, если не неизбежно.

4 июля 1910 г. было подписано русско-японское соглашение, состоящее из двух частей – гласной и секретной. Обе стороны в целях облегчения сношений и развития международной торговли взаимно обязывались оказывать друг другу содействие, воздерживаясь от всякого соревнования в достижении этой цели, а это, по сути, значило, что в сфере торговли и железных дорог в Маньчжурии Россия и Япония будут сами воздерживаться от соперничества, а также не допустят соревнования со стороны других держав. Каждая из сторон обязывалась поддерживать и уважать статус-кво в Маньчжурии и вступать в незамедлительные переговоры между собой в целях соглашения мер, которые они сочтут нужным принять для сохранения статус-кво. Таким образом, явствовало, что Россия и Япония солидарны в стремлении отстоять статус-кво своего положения в Маньчжурии, и намерены допускать сюда третьи державы.

В секретной части договора 1910 г. говорилось о том, что Япония и Россия предоставляют друг другу право свободно принимать все необходимые меры для защиты своих специальных интересов (каждая в своей сфере влияния) и в случае посягательства на эти интересы с третьей стороны оба государства договаривались о взаимной поддержке. Также Россия пошла на уступки – она обязалась не противодействовать ни коим образом дальнейшим укреплению и развитию специальных интересов другой стороны в сфере её влияния, т. е. не возражать против аннексии Кореи.

В отличие от конвенции 1907 г., где говорилось о сферах влияния (имелись в виду главным образом экономические интересы), здесь указывалось на сферы специальных интересов, что включало в себя всю совокупность политических, экономических и военных интересов. Это уже напоминало союз.

Следующим шагом американских империалистов, направленным на проникновение в Маньчжурию, была организация по их инициативе международного консорциума банков для совместного предоставления займов китайскому правительству. В этот консорциум входили США, Англия, Германия и Франция.

15 апреля 1911 г. четверной консорциум заключил соглашение с цинским правительством, по которому предоставлял ему 5-процентный займ в 10 млн. ф. ст. для реформы и унификации денежного обращения в стране (70% суммы) и для развития некоторых предприятий в Маньчжурии (остальная сумма). Особое место в этом соглашении занимала его 16-я статья, согласно которой предусматривалось, что в случае, если китайскому правительству потребуются дополнительные средства для завершения предприятий, начатых на деньги, полученные по данному займу, то оно должно сперва обратиться за новым займом к консорциуму и лишь после его отказа имеет право договариваться с другими источниками финансирования. Суть этой статьи заключалась в том, чтобы в сфере займов замкнуть Китай на консорциум, который в дальнейшем стал бы единственным кредитором Китая со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями для русских и японских интересов в Маньчжурии. Существенно отметить, что цинское правительство гарантировало займ доходами маньчжурских провинций Китая.

Россия и Япония не были включены в этот банковский консорциум. Ввиду этого, несомненно, по договорённости с Японией, царское правительство приняло все меры для того, чтобы расстроить консорциум. Россия и Япония чрезвычайно резко выступили против организации банковского консорциума без их участия и против распространения его деятельности на Маньчжурию. Англия и Франция стали на их сторону. После длительных переговоров консорциум четырёх держав превратился консорциум шести держав (1912 г.). После вступления в консорциум России и Японии он потерял интерес для американских империалистов и политиков.

Во время китайской революции 1911-1913 гг. интересы Японии в Монголии столкнулись с интересами царской России. В декабре 1911 г. монгольские князья, изгнав маньчжурские власти, провозгласили автономию Внешней Монголии. 11 января 1912 г. царское правительское сообщение о перевороте во Внешней Монголии указывало, что Россия, имея крупные торговые интересы в Монголии, желает установления прочного порядка в этой области и не допустит войны между Монголией и Китаем. Поэтому царское правительство предложило Китаю своё посредничество в переговорах с Монголией на условиях отказа Китая от установления китайской администрации в Монголии, отказа от посылки туда китайских войск и от колонизации Монголии китайцами.

Японские империалисты решили использовать эти события, чтобы проникнуть во Внутреннюю Монголию. Боясь противодействия со стороны России, японское правительство предложило царскому правительству пересмотреть соглашение 1910 г. о сферах влияния в Маньчжурии и распространить его действие на Монголию. Япония требовала признания её специальных интересов в Восточной части Внешней Монголии и во Внутренней Монголии. Царское правительство отказалось принять японское предложение, выдвинув другой вариант разграничительной черты – по Пекинскому меридиану.

Поправку об изменении линии разграничения японцы приняли довольно легко, однако в связи с русским предложением о введении нового пункта в соглашение возникали некоторые затруднения. Для Японии трудность состояла в том, что в районе, затрагиваемым данным соглашением, Япония не может получить признание никакого эквивалента. Поразмыслив, японское правительство согласилось удовлетворить пожелание России только в случае, если бы параллельно сему оно могло заручиться признанием фуцзянской провинции внутреннего Китая сферой японских интересов.

В результате переговоров, которые велись в Петербурге министром иностранных дел Сазоновым с японским послом в России Мотоно, было заключено секретное соглашение от 9 июля 1912 г., по которому Внутренняя Монголия делилась на две части: та её часть, которая находилась к востоку от пекинского меридиана, была признана японской сферой влияния, а часть, расположенная к западу от этого меридиана, сферой влияния России. В результате русско-японского сговора Внутренняя и Внешняя Монголия были разделены, но не отделены юридически от Китая.

Однако возникла сложность другого характера. Россия и Япония о своих секретных соглашениях всегда предварительно информировали союзников – Англию и Францию. Но если бы Англия узнала о том, что Япония с согласия царского правительства приступила к захвату сфер влияния в Центральном Китае, то возникли бы осложнения. Именно на это обратил внимание японский посол Мотоно в беседе с новым министром иностранных дел Сазоновым. Тогда решено было сманеврировать – поправку о Западном Китае из текста соглашения убрали, а достигнутую договорённость зафиксировали в качестве памятной записки японского посольства, которую, как не имеющую силы договора, можно было не показывать англичанам.

Усилив свои позиции соглашением с Россией, настояв вместе с Россией на принятии русских и японских банков в консорциум, японские империалисты активизируют свою агрессивную политику в Китае, добиваясь ослабления и расчленения Китая.

В августе 1914 г. началась первая мировая война, в которой Россия и Япония, связанные ранее подписанными соглашениями, выступили на стороне Антанты, соответственно против Германии и Австро-Венгрии. Россия прочно связала в этой войне свою судьбу с Антантой. Царизм стремился к контролю над проливами Босфор и Дарданеллы, укреплению своего влияния на Балканах и захвату Галиции, принадлежавшей Австро-Венгрии. Так как война затрагивала в той или иной степени интересы империи, то в неё в дальнейшем были втянуты Япония, Турция, США, Болгария, Румыния и многие другие страны, которые также преследовали захватнические цели. Например, Япония стремилась использовать войну для порабощения Китая.

К лету 1914 г. империалистические противоречия достигли наибольшей напряжённости в Европе, однако они усиливались и на Дальнем Востоке. Особенно обострились к этому времени японо-американские отношения. Во время китайской революции 1911-1913 гг. углубились и англо-японские противоречия. Хотя главными соперниками Японии в Китае были Англия и США, однако, и Германия с её экономической мощью, быстро укреплявшая свои позиции в Китае, становилась всё более и более опасной соперницей. Утвердившись в 1897-1898 гг. в Циндао, Германия превратила этот порт в опорную базу своей политики на Дальнем Востоке. Вся провинция Шаньдун находилась по существу в руках германских капиталистов. Летом 1914 г. было заключено германо-китайское соглашение о железнодорожном строительстве в Шаньдуне. В результате начавшейся в Европе мировой войны, связавшей руки великим державам, Япония получила свободу действий на Дальнем Востоке.

Японское правительство считало, что со слабыми силами, имевшимися у Германии на Дальнем Востоке, Японии удастся справиться гораздо легче, чем со значительными силами, имевшимися у стран Антанты. Значительную роль сыграло также стремление Японии захватить принадлежавшие Германии тихоокеанские острова (Каролинские, Маршальские и Марианские).

Вступая в войну, Япония не рисковала никакими своими позициями стратегического или экономического характера. Наоборот, она имела все шансы при любом исходе войны усилить своё влияние на Дальнем Востоке. В случае победы Антанты она получила бы компенсацию за счёт германских интересов на Дальнем Востоке. В случае же победы австро-германского лагеря Япония могла рассчитывать на компенсацию за счёт союзников, так как Германия после войны была бы заинтересована в Японии как противовесе России и Англии на Дальнем Востоке. Положение невоюющей стороны и нейтралитет исключались из планов Японии. Япония энергично стремилась к участию в войне, опасаясь соглашения между воюющими сторонами об исключении Дальнего Востока из сферы военных действий.

Англия, Франция и Россия не были заинтересованы в немедленном вступлении Японии в войну, исходя каждая из своих соображений, но, в общем, опасаясь слишком больших притязаний японской военщины.

Английское правительство, высказавшись за сохранение статус-кво Китая, не могло согласиться на нейтрализацию Тихого океана, ибо оно не меньше японского стремилось к захвату германских владений в этом районе. Именно эта позиция облегчила Японии проведение её плана немедленного расширения войны на районы Тихого океана и наступления на Китай. Япония во что бы то ни стало хотела опередить своего союзника в захвате германских владений.

Кроме того, Англия в начале войны также была заинтересована в уничтожении военно-морских сил Германии на Дальнем Востоке. Это диктовалось стремлением защитить морские коммуникации с Китаем, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Основные военно-морские силы Англии были скованы на решающих фронтах войны, а её дальневосточные силы не могли бы справиться с этими задачами.

На предложение Англии 7 августа 1914 г. уничтожить германские вооружённые суда в китайских водах японское правительство ответило согласием, но одновременно заявило, нецелесообразно ограничивать действия японского флота только этой задачей; Япония готова была выполнить свои союзные обязательства, т. е. объявить войну Германии и захватить Циндао, основную базу Германии на Дальнем Востоке. Хотя Англия пыталась возражать против этих предложений, но была вынуждена подчиниться настойчивому желанию союзника выполнить свои обязательства по союзу; все её дальнейшие старания ограничить военные операции Японии китайскими водами также окончились неудачей.

В августе 1914 г. Япония вступает в войну и уже в ноябре производит оккупацию, ранее арендованной Германией, провинции Китая – Цзяочжоу. После этого в январе 1915 г. Япония предъявляет Китаю «21 требование» , которые, по сути, делали из Китая японскую полуколонию. Пытаясь повлиять на Японию в сторону проявления умеренности по отношению к Китаю, США обратились к России, Франции и Англии с просьбой высказаться против особо кабальных требований. Союзники отклонили предложение США, они были готовы пожертвовать любыми интересами Китая, лишь бы удержать Японию на стороне Антанты.

Новый министр иностранных дел Исии Кикудзиро полагал, что присоединение Японии к Антанте сделает Японию союзником России и Франции и тем самым усилит её позиции на будущей мирной конференции.

5 сентября 1914 г. Англия, Франция и Россия подписали в Лондоне декларацию о том, что они не заключат с противником сепаратного мира. Япония долго не присоединялась к этой декларации. Это вызвало особое беспокойство России и Франции, не находившихся, подобно Англии, в официальных союзнических отношениях с Японией. Эти страны боялись, что Япония, пользуясь тем, что они заняты войной, выберет удобный момент, перейдёт на сторону врага и попытается захватить их дальневосточные владения. 9 января 1915 г. Россия и Франция обратились к Англии с просьбой повлиять на Японию, чтобы она присоединилась к Лондонской декларации. Японское правительство долго, однако, оставалось глухим к предложениям, которые делались ему на этот счёт. 29 июля японский посол в Петербурге Мотоно телеграфировал в Токио, что царское правительство настойчиво добивается присоединения Японии к Лондонской декларации. И только 19 октября 1915 г., после долгих колебаний, Япония уже при новом министре иностранных дел Исии присоединился к ней.

После длительной осады овладели главным городом Шаньдунской провинции Циндао. Они заняли также железную дорогу Циндао – Цинянь, захватили ряд горных и других предприятий, принадлежавших германскому капиталу. К концу 1914 г. военные действия Японии против Германии в Шаньдуне были закончены. Заняв всю провинцию, Япония установила там свою администрацию. Одновременно японцы захватили также принадлежавшие Германии острова на Тихом океане: Маршалловы, Каролинские и Марианские.

Япония продолжала политику, рассчитывая на закрепление за собой той позиции, которую она завоевала на Дальнем Востоке в связи с захватом Шаньдуна и заключением соглашения с Китаем. 19 октября 1915 г. она присоединилась к Лондонской декларации, согласно которой Англия, Франция и Россия, а теперь ещё и Япония обязались не вступать в сепаратные переговоры с германским блоком и только совместно обсуждать условия мирного договора. Далее, Япония заключила ряд двусторонних договоров, которые обеспечили признание на будущей мирной конференции её основных претензий на Дальнем Востоке.

С целью ускорить получение от Японии вооружения и использовать американо-японские противоречия русский министр иностранных дел Сазонов обратился к японскому послу с предложением начать переговоры о заключении нового русско-японского соглашения. В ходе дальнейших переговоров японцы требовали в весьма настойчивой форме ряда уступок от России за помощь в войне. Царское правительство было вынуждено обратиться за поддержкой в Лондон и Париж, опасаясь, что Япония воспользуется занятостью царизма войной на западе с Германией для захватов на русском Дальнем Востоке и в сферах влияния России.

Со своей стороны Япония, чтобы ослабить политическое давление со стороны стран Антанты, обеспокоенных японским «продвижением» в Китай, попыталась расколоть эту коалицию и стала форсировать подписание нового договора с Россией.

3 июля 1916 г. был подписан русско-японский союзный договор, состоящий из гласной и секретной частей. В гласных статьях заявлялось, что ни Россия, ни Япония не будут участвовать в политических комбинациях, направленных против одной из договаривающихся сторон. В случае если интересам сторон на Дальнем Востоке будет угрожать опасность, Россия и Япония будут совещаться относительно мер, необходимых для защиты этих интересов. В секретных статьях говорилось, что интересы договаривающихся сторон на Дальнем Востоке требуют того, чтобы Китай не подпал владычеству какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии, а также, что в случае если одна из сторон окажется в состоянии войны с третьей державой вследствие мер, принятых ею для обеспечения своих интересов в Китае, то другая сторона придёт ей на помощь.

Это означало признание японского преобладания в Китае с обязательством оказывать содействие в сохранении этого преобладания. Это был союз направленный против США и до известной меры против Англии. Япония не брала обязательств по сохранению статус-кво в Китае, что давало ей возможность опираться на союз с Россией при борьбе с Англией и США.

В заключение необходимо отметить, что для резкого поворота отношений между странами существовало несколько важных предпосылок. В первую очередь, это общее изменение политики Англии, вызванное обострением англо-германских отношений и повлекшее её поворот в сторону России. Во-вторых, отказ России от активной политики в Маньчжурии и стремление Японии утвердиться не только в Корее, но и в Южной Маньчжурии. В-третьих, это взаимные интересы Японии и России в Китае, связанные с КВЖД и внешней политикой других держав в отношении Китая. Летом 1907 г. помимо русско-японского договора были подписаны Японо-французский и русско-английский договоры, фактически создавшие новую политическую ситуацию в Азии и Европе. Это стало основой союза Англии, Франции и России, в результате которого Россия преодолела многочисленные проблемы в отношениях с Японией. Их двусторонние отношения обрели прочную основу, создавшую предпосылки для дальнейшего сближения.

Именно благодаря переносу усилий российской дипломатии из Азии в Европу стало возможным известное сближение России и Японии. России было необходимо обезопасить свои дальневосточные рубежи, а Японии требовался надёжный союзник, на которого можно было бы опереться в своей дальнейшей агрессивной политике на Дальнем Востоке. Русской дипломатии приходилось естественно идти на определённые уступки Японии. По мере ростов японских аппетитов Россия всё более желала сохранить свой статус-кво в этом регионе и использовать Японию в качестве эффективного защитника особых русских интересов в Северной Маньчжурии, Монголии и собственно в Китае. Во время первой мировой войны, чтобы обезопасить себя наверняка, Россия пошла на военный союз с Японией. Это было вызвано не в последнюю очередь позиционным характером военных действий в Европе, требующем мобилизации грандиозных ресурсов и войск, что делало невозможным проведение какой бы то ни было активной политики на Дальнем Востоке и в Китае, где росло влияние Японии, которую трудно было контролировать без обязательств.



АНГЛО-ЯПОНСКИЙ СОЮЗ 1902

Заключён 30. I и просуществовал до 13. XII 1921. Заключению А.-я. с. 1902 предшествовали длительные дипломатические переговоры между Англией, Германией и Японией. Англия, заинтересованная в ослаблении России в Азии, стремилась руками Японии задержать русскую экспансию на Дальнем Востоке. Германия после заключения франко-русского союза ещё в большей степени была заинтересована в общем ослаблении России и хотела отвлечь её внимание от европейских и ближневосточных проблем, связав Россию войной на Дальнем Востоке. Япония стремилась к захвату Кореи и Южной Манчжурии и искала союзников против России.

С января 1901 в Лондоне происходили неофициальные переговоры между английской, японской и германской сторонами об условиях японского выступления против России. В марте 1901 германская дипломатия стала убеждать Японию не опасаться столкновения с Россией, т. к. Германия "будет соблюдать благожелательный нейтралитет, в случае если дело дойдёт до кризиса", и "эта позиция Германии будет сдерживать французский флот, между тем как Англия, вероятно, поддержит Японию". Однако на прямой запрос английского министра иностранных дел Ленсдауна, готова ли Германия в случае русско-японской войны сделать совместное с Англией заявление в Париже, что обе страны сохранят нейтралитет в целях "локализации войны", германский представитель Гатцфельд ответил уклончиво. Между Ленсдауном и советником германского посольства в Лондоне Эккардштейном велись ещё переговоры о возможности достижения тройственного англо-японо-германского соглашения.

Тем не менее вскоре выяснилось, что Германия стремится спровоцировать конфликт на Дальнем Востоке, уклоняясь от каких бы то ни было обязательств. Японское правительство, наученное опытом вероломного поведения Германии в 1895, заявило английскому послу в Токио, что оно "не доверяет Германии", которой просто хочется "вовлечь Японию в войну с Россией", и что без помощи другой державы "Япония не имеет намерения идти на войну из-за манчжурского вопроса". Это заявление вызвало известные опасения в Лондоне. Как явствует из меморандума Френсиса Берти, в Лондоне боялись, что если Япония не будет рассчитывать на Англию, как на возможного союзника против России и Франции, то это может толкнуть Японию "на политику отчаяния, которая приведёт её к известного рода соглашению с Россией".

В Японии действительно было сильно течение в пользу достижения соглашения с Россией. Виднейшим представителем этого течения считался Ито Хиробуми (см.).

Однако 17. IV 1901 японский посланник в Лондоне Хаяси по своей инициативе неофициально запросил мнение английского правительства по поводу возможности заключения двустороннего союзного договора между Англией и Японией. Английское правительство не только дало благоприятный ответ, но и взяло на себя инициативу конкретных переговоров.

15. VII 1901 английский премьер Солсбери официально предложил Хаяси обсудить проект двустороннего англо-японского союзного договора, в котором каждое из союзных государств обязывается оказывать военную помощь "в случае нападения на одно из них соединённых сил двух или нескольких государств". Это предложение было вскоре повторено английским министром иностранных дел. Переговоры всё же подвигались медленно, поскольку Токио задерживало инструкции своему посланнику Хаяси. Японское правительство, возглавлявшееся Кацура, было склонно подписать союзный договор с Англией. Однако Ито, не входивший в состав японского правительства, пользовался достаточным влиянием для того, чтобы тормозить принятие окончательного решения. Осенью 1901 Ито выехал с неофициальной миссией в Париж и Петербург, и до выяснения результатов его поездки Япония медлила с подписанием договора. Англо-японские переговоры велись в условиях строжайшей тайны. Поездка Ито в Петербург создавала видимость того, что Япония выбирает между "прорусской" и "проанглийской" ориентацией. Это возбуждало известную подозрительность в Лондоне. Однако пребывание Ито в Петербурге не только не помешало окончанию лондонских переговоров, но скорее им способствовало. Сам Ито снял свои возражения против подписания союзного договора с Англией, поскольку из своей поездки в Россию он вынес убеждение в том, что компромисс Японии с Россией практически трудно осуществим. Русские министры не склонны были соглашаться на предложенную формулу: "Корея - Японии, Манчжурия - России". Не закончив своих переговоров в России, Ито выехал в Берлин. 30. I 1902 англо-японский союзный договор был подписан со стороны Англии министром иностранных дел Ленсдауном, со стороны Японии- посланником в Лондоне Хаяси.

Вводная часть текста договора констатировала специальную заинтересованность Великобритании и Японии "в сохранении независимости и территориальной целостности" Китая и Кореи. Ст. 1 подчёркивала, что "специальные интересы" Великобритании относятся главным образом к Китаю, в то время как Япония в дополнение к интересам, которые она имеет в Китае, особо заинтересована в Корее. Ст. 2 договора предусматривала соблюдение строгого нейтралитета каждой из договаривающихся сторон в случае вовлечения в войну другой стороны, а также приложение усилий к тому, чтобы не допустить враждебных выступлений против союзника со стороны других держав. Ст. 3 договора требовала оказания военной помощи союзнику в том случае, если к военным действиям против него присоединится вторая держава или группа держав. Ст. 4 и 5 предусматривали консультацию между союзниками. Ст. 6 устанавливала пятилетний срок действия договора и порядок его денонсации.

Англо-японский союзный договор 1902 явился дипломатической подготовкой к войне Японии против России. Россия, введённая в заблуждение переговорами с Ито, была застигнута врасплох сообщением о заключении А.-я. с. Русская дипломатия попыталась ослабить значение этого факта демонстрацией прочности своих союзных отношений с Францией. В результате русско-французских переговоров по этому вопросу последовала совместная декларация России и Франции от 16. III 1902. В декларации указывалось, что союзные правительства России и Франции с удовлетворением усматривают в англо-японском договоре подтверждение "существенных начал, кои, согласно неоднократным заявлениям обеих держав, составляли и составляют основу их политики". Поддержание этих начал (обеспечение статус кво и общего мира на Дальнем Востоке и независимости Китая и Кореи, открытых для торговли и промышленности всех наций) соответствует интересам России и Франции. В заключительном абзаце декларации, однако, указывалось, что Россия и Франция, "вынужденные не терять из вида возможности либо враждебных действий других держав, либо повторения беспорядков в Китае, могущих нарушить целость и свободное развитие Поднебесной империи в ущерб их взаимным интересам... предоставляют себе в таком случае озаботиться принятием соответствующих мер к сохранению этих интересов". Таким образом, Россия и Франция отчётливо указывали, что их союзные отношения распространяются и на объекты Дальнего Востока, что должно было уравновесить А.-я.-с.

Поражение царской России в войне с Японией 1904-05 и образование англо-французской Антанты привело к досрочному пересмотру и некоторому изменению характера А.-я. с. 12. VIII 1905 в Лондоне был заключён новый договор между Англией и Японией, заменявший союзный договор 1902. В вводной части договора 1905, заключённого сроком на 10 лет, целями его провозглашались: забота о поддержании мира "в районах Восточной Азии и Индии"; соблюдение общих интересов всех держав в Китае на основе принципа равных возможностей для торговой и промышленной деятельности; сохранение территориальных прав договаривающихся сторон в районах Восточной Азии и Индии и защита их специальных интересов в этих районах.

Ст. 1 предусматривала консультацию между союзниками. Ст. 2 в отличие от ст. 2 и 3 договора 1902 обязывала договаривающиеся стороны оказывать друг другу немедленную помощь в случае вовлечения в войну одной из сторон. Прежнее упоминание о "независимости и территориальной целостности" Кореи было заменено признанием преобладающих "политических, военных и экономических интересов Японии в Корее", в силу чего Англия предоставляла Японии право применять любые меры "руководства, контроля и защиты в Корее", оговаривая лишь, что эти меры "не должны противоречить принципу равных возможностей для торговли и промышленности всех наций" (ст. 3). Ст. 4 соответственно отмечала "специальные интересы Великобритании во всём, что относится к безопасности индийских границ", а Япония признавала за Великобританией право принимать любые меры, "которые она найдёт необходимыми для защиты её индийских владений". Поскольку договор заключался до подписания мира между Россией и Японией, находившимися в состоянии войны, ст. 6 распространяла на эту войну условия прежнего союзного договора 1902 (т. е. нейтралитет Англии и вступление её в войну лишь в том случае, если против Японии выступит ещё одна держава кроме России). Договор предусматривал консультацию между военными и морскими властями договаривающихся сторон по вопросам военной помощи (ст. 7).

Обострение японо-американских отношений, последовавшее вскоре после окончания русско-японской войны 1905, а также заключение, с одной стороны, русско-японской рыболовной конвенции 1907, а с другой - англо-русского соглашения 1907 (см.) повлияли охлаждающим образом на А.-я. с. Японская дипломатия искала сближения с Россией, а английская - стремилась освободиться от обязательства оказывать военную помощь Японии в том случае, если бы Япония вступила в войну с США. В соответствии с этим договор 1905 был заменён новым договором от 13. VII 1911.

Договор 1911, заключённый также сроком на 10 лет, был подписан в Лондоне английским министром иностранных дел Греем и японским послом Като Такаакира. В третьей редакции англо-японского союзного договора отсутствовало уже всякое упоминание о Корее и об английских владениях "близ индийской границы". Ст. 4 вносила важный ограничивающий момент в действие А.-я. с. Она гласила: "В том случае, если какая-либо из высоких договаривающихся сторон заключит общий арбитражный договор с третьей державой, признаётся, что ничто в настоящем соглашении не может возложить на эту договаривающуюся сторону обязательства вступить в войну с державой, с которой арбитражный договор находится в силе". Поскольку между Англией и США велись переговоры о заключении арбитражного договора, это практически означало формальный отказ Англии от военной поддержки своего союзника в случае войны Японии против США.

Существование серьёзных противоречий и столкновения экономических интересов Японии и Англии в Китае, а также сближение Японии с Россией ослабили значение А.- я. с. Однако в изменившейся международной обстановке А.- я. с. принял антигерманский характер. Япония использовала факт существования англо-японского союза как удобный предлог для вступления в первую мировую войну для захвата германских колониальных владений и подготовки решительного наступления на Китай. Всё же японские действия в Китае в период первой мировой войны, в частности предъявление Японией в 1915 ультимативной ноты Китаю (см. "Двадцать одно требование"), в значительной мере нарушали английские интересы и противоречили А.-я. с. Ещё более явным нарушением англо-японского союзного договора был факт подписания Японией без ведома Англии секретного договора с Россией в 1916 (см. Русско-японский договор 1916). Тем не менее союзные отношения между Англией и Японией продолжали существовать в течение всей мировой войны 1914-18. Японский флот играл роль гаранта безопасности британских владений на Тихом океане. На Парижской мирной конференции 1919 Япония ещё раз использовала англо-японский союз. Поддерживая Англию по ряду вопросов, Япония взамен добилась удовлетворения своих притязаний на Шаньдун и на тихоокеанские острова, принадлежавшие Германии. После окончания первой мировой войны англо-японский союзный договор стал вызывать усиленные возражения как со стороны США, усматривавших в нём для себя известную угрозу, так и со стороны британских доминионов. В результате соответствующего давления на Вашингтонской конференции 1921 -22 (см.) А.- я. с. утратил силу и 13. XII 1921 был формально заменён договором четырёх держав.

Литература: Гримм, Э. Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842-1925). М. 1927. С. 153-154; 165-166; 177-178. - Вritish documents on the origins of the war. 1898-1914. Ed. by G. P. Gooch and H. Temperley. London. 1927-1932; vol. 2. 1927. P. 89-137; vol. 4. 1929. P. 120-182; vol. 8. 1932. P. 503-539.-Die Grosse Politik der Europäischen Kabinette. 1871-1914. Berlin. 1924-1926. Bd. 17. 1924. S. 133-181. Bd. 19. 2. Ш. 1925. S. 633-642; Bd. 32. 192в. S. 225-235.- Hayashi Tadasu. The secret memoirs. Ed. by A. M. Pooley. New York - London. 1915. V, 331 p. - Сhang Chung F u. The Anglo-Japanese alliance, Baltimore-London. 1931. IX, 315 p.- Wood, G. Z. China, the United States and the Anglo-Japanese alliance. New York -London (1921). 176 p.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Большая советская энциклопедия

Заключен 30.1.1902; направлен против России, а также преследовал цель укрепления господства союзников в Китае и Корее. Опираясь на Англо японский союз, Япония развязала русско японскую войну 1904 05. На Вашингтонской конференции 1921 22 Англо… … Большой Энциклопедический словарь

Англо-японский союз - (Anglo Japanese Alliance) (1902), дип. соглашение между Великобританией и Японией, к рое способствовало улучшению междунар. яо ложения Великобритании на Дальнем Востоке и укрепляло позиции Японии в Сев. Вост. Азии в условиях растущего… … Всемирная история

Заключён 30 января 1902; направлен против России, а также преследовал цель укрепления господства союзников в Китае и Корее. Опираясь на англо японский союз, Япония развязала русско японскую войну 1904 1905. На Вашингтонской конференции 1921 1922… … Энциклопедический словарь

- (фр. Entente cordiale, собств. «сердечное соглашение») серия соглашений по колониальным вопросам между Британской империей и Францией, подписанные 8 апреля 1904. Подвело черту под столетием колониального соперничества между державами («драка за… … Википедия

Англо португальский кризис конфликт между Великобританией и Португалией, который спровоцировала научная экспедиция португальцев в южную Африку. Серпа Пинту португальский офицер, исследовал Макололо, племена, проживающие на юге Африки. Его… … Википедия

Вторая англо бурская война Англо бурские войны Дата 11 октября 1899 31 мая 1902 Место Южная Африка … Википедия

1902.01.30 - Великобритания подтверждает свою изоляционистскую внешнюю политику, подписав с Японией договор, в соответствии с которым обе страны будут совместно отстаивать свои интересы в Китае и Корее. В случае, если Великобритания или Япония вступит в войну … Хронология всемирной истории: словарь

Интересна история конца второй мировой войны.

Как известно 6 августа 1945 года американские ВВС сбросили на Хиросиму ядерную бомбу, а затем 9 августа 1945 года - на Нагасаки. В планах было сбросить еще несколько бомб, третья из которых была бы готова к 17-18 августа и была бы сброшена, если бы такой приказ отдал Трумен. Тому не пришлось решать дилемму, поскольку 14-15 августа Японское правительство объявило о капитуляции.

Советские и российские граждане, конечно, знают, что сбросив ядерные бомбы, американцы свершили военное преступление, чисто для того, чтобы напугать Сталина, а американцы и японцы - что заставили капитулировать Японию во второй мировой, чем спасли не менее миллиона человеческих жизней, преимущественно военных и гражданских японцев, ну и естественно, солдат союзников, главным образом из числа американцев.

Представим на минутку, напугали ли американцы Сталина ядерной бомбой, даже если они вдруг ставили такую цель? Ответ очевиден - нет. СССР вступил в войну с Японией только 8 августа 1945 года, т.е. через 2 дня после бомбардировки Хиросимы. Дата 8 мая не является случайной. На Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин пообещал, что СССР вступит в войну с Японией через 2-3 месяца после окончания войны с Германией, с которой [Японией] существовал пакт о нейтралитете, заключенный 13 апреля 1941 г. (см. основные события второй мировой по версии автора этого жж). Таким образом, Сталин свое обещание выполнил на последний день обещанных 2-3-х месяцев после капитуляции Германии, но сразу после бомбардировки Хиросимы. Выполнил бы он это обещание или нет без оной, является интересным вопросом, возможно на него есть ответ у историков, но мне это не ведомо.

Итак, Япония объявила о капитуляции 14-15 августа, однако это не привело к окончаниям боевых действий против СССР. Советская армия продолжала наступать в Маньчжурии. Опять-таки, советским и российским гражданам очевидно, что военные действия продолжались потому, что японская армия отказывалась капитулировать из-за того, что до некоторых не дошел приказ о капитуляции, а кое кто и игнорировал его. Вопросом является конечно, а что было бы, если бы советская армия после 14-15 августа прекратила наступательные действия. Привело бы это к капитуляции японцев и сохранило бы порядка 10 тыс. жизней советских солдат?

Как известно между Японией и СССР, а вслед и Россией, до сих пор нет мирного договора. Проблема мирного договора увязана с так называемыми «северными территориями» или спорными островами Малой Курильской гряды.

Начнем. Под катом гуглземляной снимок территории Хоккайдо (Япония) и ныне российских территорий к северу - Сахалина, Курил и Камчатки. Курильские острова делятся на Большую гряду, включающую большие и малые острова от Шумшу на севере до Кунашира на юге, и Малую гряду, включающую от Шикотана на севере до островов группы Хабомаи на юге (ограничены на схеме белыми линиями).

Из блога

Чтобы понять проблему спорных территорий окунемся в глухую историю освоения Дальнего Востока японцами и русскими. До тех и других там проживали местные айны и прочие народности, мнение которых по старой доброй традиции никого не волнует по причине их почти полного исчезновения (айны) и/или обрусения (камчадалы). Первыми на эти территории пришли японцы. Сперва они пришли на Хоккайдо, а к 1637 г. они составили карты Сахалина и Курил.


Из блога

Позднее, в эти места пришли русские, составили карты и сроки, и в 1786 г. Екатерина II объявила Курилы своими владениями. Сахалин при этом оставался ничей.


Из блога

В 1855 г., а именно 7 февраля, между Японией и Россией был подписан договор, согласно которому Уруп и острова Большой Курильской гряды севернее отходили к России, а Итуруп и острова южнее, включая все острова Малой Курильской гряды - к Японии. Сахалин, говоря современным языком, являлся спорными владениями. Правда по причине малой численности японского и русского населения, вопрос не был столь серьезным на государственном уровне, разве что проблемы возникали у торговцев.


Из блога

В 1875 году в Петербурге вопрос Сахалина был урегулирован. Сахалин переходил полностью к России, взамен Япония получала все Курильские острова.


Из блога

В 1904 г началась Русско-Японская война на Дальнем Востоке, в которой Россия потерпела поражение и в результате в 1905 к Японии переходит южная часть Сахалина. В 1925 г. СССР признает такое состояние дел. После были всякие мелкие стычки, но статус-кво продержался до конца второй мировой войны.


Из блога

Наконец, на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 г. Сталин обсудил вопрос Дальнего Востока с союзниками. Повторюсь, он пообещал, что СССР вступит в войну с Японией после победы над Германией, которая уже была не за горой, но взамен СССР вернет Сахалин, как незаконно завоеванные Японией в ходе войны 1905 г., и получит Курилы, правда в неопределенном объеме.

И тут начинается самое интересное в контексте Курильских островов.

16-23 августа с боями Советская Армия разбивает японскую группировку на Северных Курилах (Шумшу). 27-28 августа без боя, поскольку японцы капитулировали, Советская Армия берет Уруп. 1 сентября происходит высадка на Кунашире и Шикотане, японцы не оказывают никакого сопротивления.


Из блога

2 сентября 1945 г. Япония подписывает капитуляцию - Вторая Мировая Война официально завершена. И тут происходит Крымнаш операция по захвату островов Малой Курильской гряды, расположенных южнее Шикотана, известные как острова Хабомаи.

Война окончена, а земля советская продолжает прирастать исконно японскими островами. Более того, я так и не нашел, когда остров Танфильева (совершенно безлюдный и плоский кусок земли у самого побережья Хоккайдо) стал наш. Но точно, что в 1946 г. там была организована погранзастава, ставшая известной кровавой бойней, которую устроили двое российских пограничника в 1994 году.


Из блога

В итоге, Япония не признает захват своих «северных территорий» СССР и не признает, что эти территории перешли к России, как правоприемнику СССР. 7 февраля (по дате договора с Россией 1855 г.) празднует день Северных территорий, к которым по договору 1855 г. относятся все острова южнее Урупа.

Попытка (безуспешная) решить эту проблему принималась в 1951 г. в Сан-Франциско. Япония по этому договору должна отказаться от любых претензий на Сахалин и Курилы, за исключением Шикотана и группы Хабомаи. СССР не подписал договор. США подписали договор с оговоркой: «Предусматривается, что условия Договора не будут означать признание за СССР каких бы то ни было прав или претензий на территории, принадлежавшие Японии на 7 декабря 1941 г., которые наносили бы ущерб правам и правооснованиям Японии на эти территории, равно как не будут признаваться какие бы то ни было положения в пользу СССР в отношении Японии, содержащиеся в Ялтинском соглашении. »

Замечания СССР по поводу договора:

Замечание Громыко (министра иностранных дел СССР) по поводу договора: Советская делегация уже обращала внимание конференции на недопустимость такого положения, когда в проекте мирного договора с Японией ничего не говорится о том, что Япония должна признать суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению. http://www.hrono.ru/dokum/195_dok/19510908gromy.php

В 1956 г. СССР пообещал Японии вернуть Шикотана и группу Хабомаи, если Япония не будет претендовать на Кунашир и Итуруп. Согласились ли с этим японцы или нет, мнения расходятся. Мы говорим, что да - Шикотан и Хабомаи ваши, а Кунашир и Итуруп наши. Японцы говорят, что все, что южнее Урупа - их.

UPD Текст декларации: При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения .

Японцы потом отыграли назад (типа под давлением американцев), увязывая воедино все острова южнее Урупа.

Не хочу прогнозировать, как развернется история дальше, но скорее всего Япония воспользуется древней китайской мудростью и дождется, когда все спорные острова приплывут к ним сами. Вопрос лишь в том, остановятся ли они на договоре 1855 г. или пойдут дальше к договору 1875 г.

____________________________

Синдзо Абэ объявил, что присоединит к Японии спорные острова Южно-Курильской гряды. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор. Как политик, как премьер-министр я хочу добиться этого во что бы то ни стало», - пообещал он соотечественникам .

По японской традиции, Синдзо Абэ придется делать себе харакири, если он не сдержит слово. Вполне возможно, Владимир Путин поможет японскому премьеру дожить до глубокой старости и умереть своей смертью.

На мой взгляд, все идет к тому, что давний конфликт будет улажен. Время для установления приличных отношений с Японией выбрано весьма удачно - за пустующие труднодоступные земли, на которые то и дело ностальгически поглядывают их прежние хозяева, можно получить много материальных выгод от одной из самых мощных экономик мира. И снятие санкций как условие передачи островов - далеко не единственная и не главная уступка, которой сейчас, уверен, добивается наш МИД.

Так что вполне ожидаемый всплеск квазипатриотизма наших либералов, направленный на российского президента, следует профилактировать.

Мне уже приходилось подробно разбирать историю островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре, с потерей которых никак не могут смириться московские снобы. В посте шла речь и о споре с Норвегией о морских территориях, который также был урегулирован.

Касался я и тайных переговоров правозащитника Льва Пономарева с японским дипломатом о «северных территориях», снятых на видео и выложенных в сеть. Вообще говоря, одного этого ролика достаточно, чтобы наши неравнодушные граждане стыдливо проглотили возврат островов Японии, если он состоится. Но поскольку неравнодушные граждане точно не промолчат, мы должны понимать суть проблемы.

Предыстория

7 февраля 1855 года - Симодский трактат о торговле и границах. Ныне спорные острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи отошли Японии (поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий). Вопрос о статусе Сахалина остался неурегулированным.

7 мая 1875 года - Петербургский договор. Японии переданы права на все 18 Курильских островов в обмен на весь Сахалин.

23 августа 1905 года - Портсмутский мирный договор по результатам Русско-японской войны. Россия уступила южную часть Сахалина.

11 февраля 1945 года - Ялтинская конференция. СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

2 февраля 1946 года на основе Ялтинских соглашений в СССР создана Южно-Сахалинская область - на территории южной части острова Сахалин и Курильских островах. 2 января 1947 г. она была объединена с Сахалинской областью Хабаровского края, которая расширилась до границ современной Сахалинской области.

Япония вступает в Холодную войну

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан Мирный договор между союзными державами и Японией. По поводу ныне спорных территорий в нем сказано следующее: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

СССР направил в Сан-Франциско делегацию во главе с замминистра иностранных дел А.А.Громыко. Но не для того, чтобы подписать документ, а чтобы озвучить свою позицию. Упомянутый пункт договора мы сформулировали так: «Япония признает полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».

Разумеется, в нашей редакции договор конкретен и больше отвечает духу и букве Ялтинских соглашений. Однако принят был англо-американский вариант. СССР его не подписал, Япония - подписала.

Сегодня некоторыми историками считается, что Сан-Францисский мирный договор СССР должен был подписывать в том виде, в каком он был предложен американцами - это усилило бы нашу переговорную позицию. «Нам следовало подписать договор. Я не знаю, почему мы этого не сделали - возможно, из-за тщеславия или гордости, но прежде всего, из-за того, что Сталин переоценивал свои возможности и степень своего влияния на Соединенные Штаты», - писал в своих воспоминаниях Н.С.Хрущев. Но вскоре, как мы увидим дальше, и сам совершил ошибку.

С позиций сегодняшнего дня отсутствие подписи под пресловутым договором иногда считается чуть ли не дипломатическим провалом. Однако международная обстановка того времени была куда сложнее и не ограничивалась Дальним Востоком. Возможно, то, что кому-то кажется проигрышем, в тех условиях стало вынужденной мерой.

Япония и санкции

Иногда ошибочно считается, что раз у нас с Японией нет мирного договора, то мы находимся в состоянии войны. Однако это совсем не так.

12 декабря 1956 года в Токио состоялась церемония обмена грамотами, ознаменовавшая вступление в силу Совместной декларации. Согласно документу, СССР соглашался на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

К такой формулировке стороны пришли после нескольких раундов долгих переговоров. Первоначальное предложение Японии было простым: возврат к Потсдаму - то есть, передача ей всех Курил и Южного Сахалина. Разумеется, такое предложение проигравшей войну стороны выглядело несколько легкомысленно.

СССР не собирался уступать ни пяди, однако неожиданно для японцев вдруг предложил Хабомаи и Шикотан. Это была запасная позиция, утвержденная политбюро, но заявленная преждевременно - глава советской делегации Я.А.Малик остро переживал недовольство им Н.С.Хрущева из-за затянувшихся переговоров. 9 августа 1956 года в ходе беседы со своим визави в саду японского посольства в Лондоне запасная позиция была озвучена. Именно она и вошла в текст Совместной декларации.

Необходимо уточнить, что влияние на Японию Соединенных Штатов в то время было огромным (впрочем, как и сейчас). Они внимательнейшим образом отслеживали все ее контакты с СССР и, бесспорно, являлись третьим участником переговоров, хотя и невидимым.

В конце августа 1956 года Вашингтон пригрозил Токио, что в случае если по мирному договору с СССР Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, США навечно сохранят за собой оккупированные остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. В ноте прозвучала формулировка, которая явно играла на национальных чувствах японцев: «Правительство США пришло к заключению, что острова Итуруп и Кунашир (наряду с островами Хабомаи и Шикотан, которые являются частью Хоккайдо) всегда были частью Японии и должны по справедливости рассматриваться как принадлежащие Японии». То есть, Ялтинские соглашения были публично дезавуированы.

Принадлежность «северных территорий» Хоккайдо, конечно, ложь - на всех военных и довоенных японских картах острова всегда были частью Курильской гряды и отдельно никогда не обозначались. Однако идея пришлась по вкусу. Именно на этом географическом абсурде целые поколения политиков Страны восходящего солнца сделали себе карьеру.

Мирный договор до сих пор не подписан - в своих взаимоотношениях мы руководствуемся Совместной декларацией 1956 года.

Цена вопроса

Думаю, еще в первый срок своего президентства Владимир Путин решил урегулировать все спорные территориальные вопросы с соседями. В том числе, с Японией. Во всяком случае, еще в 2004 году Сергей Лавров сформулировал позицию российского руководства: «Мы всегда выполняли и будем выполнять взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы, но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы это видим и как видели в 1956 году».

«До тех пор, пока ясно не определится принадлежность Японии всех четырех островов, мирный договор заключен не будет», - отреагировал тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Переговорный процесс опять зашел в тупик.

Однако в этом году о мирном договоре с Японией мы опять вспомнили.

В мае на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин заявил, что Россия готова вести переговоры с Японией по спорным островам, и решение должно быть компромиссным. То есть, ни одна из сторон не должна себя чувствовать проигравшей «Готовы ли вести переговоры? Да, готовы. Но с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то там санкциям - причем здесь Япония, я не очень понимаю - и приостанавливает переговорный процесс по этой теме. Так что мы-то готовы, готова ли Япония, я так для себя и не усвоил», - сказал президент РФ .

Похоже, болевая точка нащупана верно. И переговорный процесс (надеюсь, на этот раз в наглухо закрытых от американских ушей кабинетах) идет полным ходом не меньше полугода. Иначе Синдзо Абэ не давал бы таких обещаний.

Если мы выполним условия Совместной декларации 1956 года и вернем Японии два острова, переселить придется 2100 человек. Все они живут на Шикотане, на Хабомаи расположена только погранзастава. Скорее всего, обсуждается проблема нахождения на островах наших вооруженных сил. Впрочем, для полного контроля над регионом вполне достаточно войск, дислоцированных на Сахалине, Кунашире и Итурупе.

Другой вопрос, каких ответных уступок мы ждем от Японии. Понятно, что санкции должны быть сняты - это даже не обсуждается. Может быть, доступ к кредитам и технологиям, расширение участия в совместных проектах? Не исключено.

Как бы то ни было, перед Синдзо Абэ стоит нелегкий выбор. Заключение долгожданного мирного договора с Россией, приправленного «северными территориями», наверняка сделало бы его на родине политиком века. Оно же неизбежно приведет к напряжению отношений Японии с США. Интересно, что предпочтет премьер-министр.

А внутрироссийское напряжение, которое будут раздувать наши либералы, мы как-нибудь переживем.


Из блога

Группа островов Хабомаи на этой карте обозначена как «Другие острова». Это несколько белых пятен между Шикотаном и Хоккайдо.

(Пост написан более двух лет назад, но ситуация по состоянию на текущий день не изменилась, но разговоры о Курилах в последние дни снова активизировались , - прим.ред. )

Лучшие статьи по теме