Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Смартфоны
  • Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов. Что Библия говорит о языках

Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов. Что Библия говорит о языках


Сошествие Святого Духа.

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» - «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, - говорил он, - исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид - не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь - Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя - равенство Сына Отцу; темное место - неведение о Его местопребывании; червленая риза - искупление людей Пречистой Кровью; венец - соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус - чистота; свитки - апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно - царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон - палаты, два-три Ангела - все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха - владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков - святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов - как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.).

Итак, дело Иисуса Христа на земле совершено и, совершив его, Господь вознесся на небо, в вечное Царство Свое.

Вознесся Он от мира земного, но не покинул его, а продолжает пребывать в нем посредством Посланного Им ходатайствующего за людей Духа Утешителя, вдохновляющего последователей Христа исполнять и проповедовать волю Его.

Кровь Божественного Искупителя омыла падшее человечество и возвратила его в утраченный рай, на лоно Предвечного Небесного Отца, восстановить и утвердить навеки общение с Ним, нарушенное первобытным грехом.

И «не остались сиротами» видевшие Христа восходящим от них на небо, помнили они отрадные слова Его, что Он с ними «во все дни до скончания века» (ср. Ин. 14, 18. Мф. 28, 20).

Пребывая все вместе, с радостной верой ожидали они пришествия обещанного им Духа Утешителя, Который просветит их и научит творить заповеданное им дело Господне.

Возвратясь в Иерусалим с горы Елеон, избранные одиннадцать учеников Иисуса Христа: Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот и Иуда, брат Иакова, - взошли в горницу на горе Сион (по преданию, ту самую, где Господь совершил Тайную Вечерю). «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его».

«И в те дни Петр, став посреди учеников, властно сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.

В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой (см. Пс. 68, 26; 108, 8).

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». (Деян. 1, 13–26)

Сошествие Святого Духа на апостолов

В десятый день по вознесении Иисуса Христа на небо совершилось явление Духа Святаго, обещанного Христом Утешителя, о Котором Сын Божий сказал, что Отец пошлет Духа во имя Его (Сына), и Дух Святый научит всему и напомнит ученикам Христовым все, что Он говорил им. Явление это распространило в мире познание о таинстве Святой Троицы.

Вот описание этого Божественного явления в книге «Деяний святых апостолов»:

«При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян. 2, 1–4)

«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом», собравшиеся здесь ради свято чествуемого праздника Пятидесятницы - воспоминание о даровании закона на горе Синай.

«Когда сделался этот шум, то собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал апостолов говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращенные из язычников), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян. 2, 5–13)

Тогда Петр, недоступный теперь никакому колебанию в ревностной вере, силою любви своей ко Христу искупивший минуты малодушного отречения от Него, выйдя вперед с прочими одиннадцатью апостолами, начал громким голосом с непреклонной твердостью, неустрашимо говорить перед народом. Опровергнув упрек в нетрезвости убедительным доказательством, что «теперь только третий час дня» (девятый час утра - первый час молитвы иудеев) (Деян. 2, 15), когда и нетрезвые воздерживаются от вина, он стал объяснять, что событие это не что иное, как предреченное пророком Иоилем обильное излияние Святаго Духа на всякую плоть. И не на некоторых только избранных посланников Божиих, как было в Ветхом Завете, но на всех, даже самых незнатных и неизвестных людей (см. Иоил. 2, 28–29). «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2, 32).

Такое излияние Духа Святого совершилось теперь через Иисуса Назорея, Мессию. Вы предали Его, продолжал Петр, «и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2, 23). «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Быв вознесен же на небо и приняв от Отца обетование Святаго Духа, Иисус излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 32–33).

Когда же многие из народа, умилившись сердцем при словах Петра, спросили его, что делать им, то Петр стал убеждать их покаяться в грехах своих, уверовать во Христа, чтобы и им получить дар Духа Святаго, и произвел такое сильное впечатление на слушателей, что в тот же день около трех тысяч человек из них обратились ко Христу.

«И они постоянно пребывали в учении Апостолов. И каждый день пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме». (Деян. 2, 42, 46–47, 44–45, 43)

Торжество Сошествия Святого Духа (Пятидесятница) празднуется в воскресенье на 50 день после Воскресения Христова.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых Апостолов . В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго , и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2,2-4).

Как считается, Церковь в этот день празднует свое рождение. Прежде ютившиеся в иерусалимской горнице Апостолы открыто вышли проповедовать. В первый же день пламенные слова Апостола Петра привели к обращению на около трех тысяч человек. (Деян. 2, 41)Таким образом вместе с Апостолами новокрещеные образовали Церковь — общину спасения.

Крещение Церкви Духом Святым начинает новую эпоху, когда Благая весть распространяется из Иерусалима «даже до края земли» (Деян. 1,8).

Согласно древним свидетельствам в ранней Церкви слово «пятидесятница» относилось ко всему 50-дневному пасхальному периоду. Пятидесятый день после Пасхи был временем его завершения.

Литургически Торжество Сошествия Святого Духа стало праздноваться с IV века. Синод в Эльвире ввел его в практику в 306 году. В Навечерие Пятидесятницы , как и в Навечерие Пасхи, освящали воду и крестили катехуменов, которые по каким-либо причинам не могли этого сделать на Пасху.

Папа Лев XIII ввел в практику новенну, т. е. девятидневную молитвенную подготовку к торжеству Сошествия Святого Духа .

Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на Апостолов .

Торжеством Пятидесятницы в Католической Церкви завершается Пасхальный период.

Великий Незнакомец
Наступает торжество Пятидесятницы. Представляем вашему вниманию проповедь святого Хосемарии о Святом Духе.

ФРАГМЕНТ 1

Повествуя о событиях Пятидесятницы , когда Святой Дух в виде огненных языков сошел на учеников Христовых, Деяния Апостолов дают нам возможность присутствовать при великом проявлении власти Божией, указавшей Церкви путь между народами. Победа, которую Христос Своим послушанием, Крестной жертвой и Воскресением одержал над смертью и грехом, явилась тогда в божественной ясности.

Ученики, уже бывшие свидетелями славы Воскресшего, испытали в глубине души силу от Духа Святого : их умы и сердца открылись новому свету. Раньше они пошли за Христом и приняли с верой Его учение, не всегда понимая весь его смысл. Нужно было, чтобы пришел Дух истины, на всякую истину наставляющий. Они знали, что только в Иисусе могут найти слова жизни вечной, они были готовы следовать за Ним и положить за Него свою душу, но они были слабы. И когда настал час испытаний, они бежали, оставив Его в одиночестве. В день Пятидесятницы это прошло: Святой Дух , Который есть Дух крепости, утвердил их и наполнил храбростью. Слова Апостолов звучат сильно и ясно на улицах и площадях Иерусалима.

Мужчины и женщины, пришедшие в город из самых разных регионов, слушают их в изумлении. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?. Эти очевидные чудеса заставляют их внимательно слушать то, что проповедуют Апостолы. Тот Самый Дух Святой, Который действовал в учениках Господних, трогал сердца внимающих и приводил их к вере.

Святой Лука нам рассказывает, что после того, как Святой Петр провозгласил Воскресение Христово, многие из окружающих его людей приблизились, спрашивая: Что нам делать, мужи братья? И Апостол ответил: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Писание говорит нам, что в тот день к Церкви присоединилось около трех тысяч душ.

Победное сошествие Святого Духа в Пятидесятницу — не изолированное событие. В Деяниях Апостолов нет ни одной страницы, на которой не говорилось бы о Его действии, о том, как Он правит первой христианской общиной, воодушевляет ее жизнь и дела: Он воодушевляет проповедь Святого Петра, утверждает учеников в вере, благославляет Своим присутствием призыв, обращенный к язычникам, посылает Савла и Варнаву в дальние земли, для мощения новых путей Церкви Христовой. Словом, Его присутствие и действие главенствуют во всем.

Актуальность Пятидесятницы

Эта глубокая реальность, которую открывает нам Священное Писание не есть простое воспоминание о прошлом, об ушедшем в историю золотом веке Церкви. Нет, несмотря на грехи и слабости каждого из нас, она определяет жизнь нынешней Церкви Христовой, да и жизнь Церкви в любой момент ее истории. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, сказал Господь Своим ученикам. И сдержал обещание: воскреснув, вознесся на Небеса и в единении с предвечным Отцом послал нам Святого Духа, Который нас освящает и дает нам жизнь.

Сила и власть Божии озаряют лик земли. Святой Дух продолжает поддерживать Церковь Христову, чтобы она всегда и во всем была поднятым знаменем язычникам, которое возвещает человечеству милость и любовь Божию. Несмотря на нашу ограниченность, мы можем смотреть на небо с доверием и радостью: Бог нас любит. Он избавляет нас от грехов. Присутствие и действие Святого Духа в Церкви есть залог и предвкушение вечного блаженства — той радости и мира, которые предлагает нам Бог.

Как эти первые приблизились к Святому Петру в день Пятидесятницы, так и нам надлежало принять Крещение, в котором Бог, наш Отец, овладел жизнью нашей, соединил нас с жизнью Христа и послал нам Святого Духа. Господь, говорит нам Святое Писание, спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни .

Опыт нашей слабости, наших ошибок, скорбное зрелище малодушия и скаредности некоторых людей, зовущих себя христианами, видимый провал или искажение некоторых апостольских предприятий, — все эти последствия греха и узости человеческой, — могут, тем не менее, стать испытанием для нашей веры, искусительным поводом для вопроса: так где же сила и власть Божии? Пришло время очнуться и проявить добродетель надежды чище и энергичнее, чтобы тем укрепилась и верность наша.

Позвольте мне рассказать вам событие из собственной жизни, имевшее место много лет назад. Однажды мой друг — человек честный, но не верующий, — сказал мне, указывая на глобус: «Посмотри: от севера и до юга, от запада до востока». — «И что же я должен увидеть?» не понял я. — «Провал Христа. Сколько веков Он старался вложить Свое учение в жизнь людей — и вот результат». Сперва я опечалился: в самом деле, прискорбно видеть, что многие еще не знают Господа, а из тех, кто Его знает, опять же, многие живут так, словно они Его не знают.

Но это впечатление продлилось всего лишь краткий миг, уступив место любви и признательности. Ибо Иисус восхотел, чтобы каждый из людей стал свободным сотрудником Его Искупительного служения. Нет, это не провал. Жизнь и учение Христа оплодотворяют мир постоянно. Искупление, Им совершенное, достаточно и преизобильно.

Бог хочет иметь не рабов, а детей. Он уважает нашу свободу. Спасение продолжается — и мы в нем участвуем: Христос хочет, говорит нам впечатляюще апостол Павел, чтобы мы восполняли недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, «pro Corpore eius, quod est Ecclesia».

Стоит, стоит рисковать своей жизнью и отдавать себя без остатка в ответ на Его доверие и любовь. И главное — стоит принять всерьез нашу христианскую веру. Читая Апостольский символ веры, мы провозглашаем, что веруем в Бога, Отца Всемогущего, в Иисуса Христа, Сына Божия, Который умер и воскрес, и в Духа Святого, Господа и Подателя жизни. Исповедуем, что Церковь, Единая и Святая, Вселенская и Апостольская, является Телом Христовым, обителью Духа Святого. Мы радуемся отпущению грехов и надежде на грядущее воскресение. Но проникают ли эти истины в глубину наших сердец? Не остаются ли они лишь на уровне наших уст? Божественная весть Пятидесятницы, весть победы, радости и мира, должна быть неколебимым основанием образа мышления, жизни и действий любого христианина.

ФРАГМЕНТ 2

Общаться со Святым Духом

Жить в Духе Святом — это значит жить верой, надеждой и любовью. Это значит — дать Богу овладеть нами и изменить наши сердца, чтобы стали они по мере Его. Зрелая, глубокая и сильная христианская жизнь не создается экспромтом, но является плодом возрастания в нас благодати Божией. В Деяниях Апостолов жизнь первой христианской общины описывается короткой, но полной значения фразой: И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах .

Так жили первые христиане, так должны жить и мы. Размышление над вероучением и его освоение, встреча со Христом в Евхаристии и личное с Ним общение — молитва не анонимная, а лицом к Лицу с Богом, — должны стать основой всей нашей жизни. Если этого нет — что останется? Более или менее интенсивная деятельность, умные рассуждения, благочестивые правила? Быть может. Но — без истинной христианской жизни, ибо не будет единения со Христом и личного участия в деле спасения.

Это учение применимо к любому христианину — ибо все мы, без исключения, призваны к святости. Не бывает христиан второй категории, живущих по упрощенному или облегченному Евангелию. Все приняли единое Крещение — и хотя бывают разные харизмы, и люди живут в разных ситуациях, но есть один только Дух, приносящий божественные дары, — единую веру, единую надежду и единую любовь.

Поэтому мы можем задать себе самим этот вопрос апостола: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1 Cor III, 16] И воспринять его как призыв к общению с Богом — более личному и прямому. К сожалению, для многих христиан Утешитель остается Великим Незнакомцем. «Утешитель» — всего лишь слово, которое произносят неосознанно. Для многих Он — что-то, а не Кто-то, не одна из трех ипостасей единого Бога, с Которым мы общаемся, Которым живем.

Мы должны обращаться к Нему просто и доверчиво, как учит нас Церковь на Литургии. Так мы лучше познаем нашего Господа и в то же время яснее поймем значение великого дара, благодаря которому мы называемся христианами. Мы поймем все величие и всю истинность того обoжения, того соучастия в божественной жизни, о котором я говорил.

Ибо Святой Дух — не художник, рисующий в нас божественную сущность так, словно Сам Он ей чужд. Не этим путем приводит Он нас к обoжению. Он Сам есть Бог и от Бога исходит, запечатляется, как печать на воске, на сердце того, кто Его принимает и таким образом, сообщая Самого Себя и Себе уподобляя, Он восстанавливает природу в согласии с красотой божественного образца и возвращает человеку образ Божий [Св. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate, 34 (PG 75, 609)].

Желая хотя бы в общих чертах наметить образ жизни, побуждающий нас общаться со Святым Духом с близостью, и вместе с Ним — с Отцом и Сыном, — мы должны остановиться на трех основных понятиях: послушание, жизнь в молитве и единение с Крестом.

Во-первых — послушание, ибо Святой Дух есть Тот, Кто Своими внушениями привносит сверхъестественный оттенок в наши помыслы, желания и поступки. Это Он побуждает нас принять и глубоко усвоить учение Христово. Это Он дает нам свет — чтобы мы осознали наше личное призвание, и дает силу — чтобы осуществить все то, чего ожидает от нас Бог. Если мы послушны Святому Духу, образ Христов запечатлится в нас — и с каждым днем мы будем все ближе к Отцу. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.[ Rom VIII, 14].

Если мы руководствуемся этим жизненным началом, которое в нас пребывает и которым является Святой Дух, то наша духовная жизнь будет возрастать, и мы будем предавать себя в руки Отца нашего небесного с простотой и доверием ребенка, бросающегося в объятия своего отца. Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное , — говорит Господь. Это традиционный и всегда актуальный путь духовного детства, происходящий не от сентиментальностей или отсутствия человеческой зрелости. Он есть духовная зрелость, которая погружает нас в чудеса божественной любви, побуждает признать наше убожество и полностью отождествить свою волю с волей Божией.

На втором месте — жизнь в молитве, ибо самоотдача, послушание и доброта христианина рождаются от любви и к любви устремляются. А любовь ведет к общению, к беседе, к дружбе. Христианская жизнь требует постоянного диалога с Триединым Богом — и приводит нас к этой близости Дух Святой. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме духа Божия . Постоянно общаясь со Святым Духом, мы также станем духовными, ощутим себя братьями Христа и сынами Бога, к Которому не побоимся воззвать, как к Отцу нашему.

Будем привыкать к общению с Духом Святым — ибо Им освятимся. Будем доверять Ему, просить Его о помощи и чувствовать Его близость. Наше бедное сердце постепенно расширится — и будет возрастать с каждым днем наше желание любить Бога, а через Него — и все творение. И в нашей жизни реализуется последнее видение Апокалипсиса: Дух и Невеста, Дух Святой и Церковь Христова — то есть каждый христианин, — обращаются ко Христу Иисусу и просят Его: прииди и останься с нами навсегда.

И наконец, единение с Крестом — ибо в жизни Христа Голгофа предшествует Воскресению и Пятидесятнице. Так же должно быть и в жизни каждого христианина. Мы, — говорит нам апостол Павел, — сонаследники... Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться . Принятие Духа Святого — плод Креста, всецелой самоотдачи Богу, стремления к Его Славе и полного отказа от себя самого.

Только тогда, когда человек, верный благодати Божией, решается воздвигнуть Крест в глубинах своей души, отвергнув себя из любви к Богу, отрешившись от эгоизма и всякой ложной человеческой успокоенности, когда он воистину живет своей верой — тогда и только тогда он получает во всей полноте этот великий огонь, великий свет и великое утешение от Святого Духа.

Тогда и только тогда душа наполняется миром и свободой, которую завоевал для нас Христос и которую сообщает нам благодать Святого Духа. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. А где Дух Господень, там свобода.

В круговерти скорбей, неотделимых от нашего бытия — ибо грех, так или иначе, но продолжает пребывать в нас, — христианин осознает все богатство своего богосыновства, когда чувствует себя свободным, ибо участвует в делах своего Отца, и когда его радость становится постоянной, ибо ничто уже не в силах разрушить его надежду.

Это случается и тогда, когда он чувствует восхищение пред чудесами земли, их великолепием и благостью, когда он любит с той чистотой и преданностью, для которых и было создано сердце человеческое. Когда сокрушение о грехах не извращается в горький поступок, отчаянный или надменный, ибо познание собственной слабости приводит его к отождествлению с искупительным делом Христа и к более глубокому ощущению солидарности со всеми людьми. Наконец, когда христианин чувствует в своей жизни верную силу Святого Духа, так что его личные падения уже не сокрушают его, но подвигают его каждый раз начинать заново и помогают остаться верным свидетелем Христа на всех перепутьях жизни. Сохранить верность, несмотря на личные слабости, мелкие ошибки, которые почти не тревожат душу. Но даже если они тяжелы — через Таинство Покаяния, принятое с сокрушенным сердцем, он возвращается к миру Божию и снова становится верным свидетелем Его милосердия перед всеми людьми.

Вот вкратце то богатство веры, которое почти невозможно выразить бедными человеческими словами. Вот жизнь христианина, который дает Святому Духу свободно вести его. И я не могу закончить иначе, как только сделав своим прошение одного из литургических песнопений праздника Пятидесятницы, которое, словно эхо, вторит беспрерывной молитве всей Церкви: О, Сотворитель Дух, приди, и души верных твоих посети, дай смертным неба благодать, чтобы сотворенное спасти... Веди нас к Господу Отцу и дай познать нам Сына путь. Дай нам всегда веровать в Тебя, Духа исходящего от Отца и Сына... [См. Гимн Veni Creator Spiritus, на Литургии Пятидесятницы].

День Святогой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолово или просто Троица — двунадестятый праздник, отмечаемый на 50-ый день после Пасхи, в 2019 г. — 16 июня .

Благдсловен ecu, Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную: Человеколюбце, слава Тебе .

Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года.

Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его».

Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово…

Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?

Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.

С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.

Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову.

Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы .

Кондак праздника:

Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа .

В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших.

После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи.

В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.

Книги о Пятидесятнице

Иоанн Златоуст «Беседы о Пятидесятнице»

Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир » (Гал. 5:22). Посмотри на точность его выражений, на последовательность учения: сначала он поставил любовь, и потом упомянул о том, что следует далее; положил корень, и потом показал плод; утвердил основание, и потом возвел здание, начал с источника, и потом перешел к потокам. Не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимая за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго.

Григорий Богослов «Слово на Пятидесятницу»

Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим. Ибо неприлично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа; крайне было бы бесславно для Божества, как бы вследствие изменения советов Своих прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожествлению, а не вводимым в обожествление. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми един; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя, как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу, возводится к первой Вине); Он — жизнь и животворящ; Он — свет и света Податель; Он — источная благость и источник благости; Он — Дух правый владычественный (Пс. 50:12.14), Господь (2 Кор. 3:17), посылающий (Деян. 13:4), отделяющий (Деян. 13:2), созидающий Себе храм (Кол. 2:22), наставляющий (Ин. 16:13), действующий как ему угодно (1 Кор. 12:11), разделяющий дарования, Дух усыновления (Рим. 8:15), истины (Ин. 14:17), премудрости, разума, ведения и благочестия, совета, крепости, страха , по исчисленному (Ис. 11:3.4). Через Него познается Отец и прославляется Сын (Ин. 16:11), и Сам Он ими одними знаем, единое и неделимое, служение и поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение. Но к чему распространяться? Все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, кроме нерожденности; все, что имеет Сын, принадлежит Духу, кроме рождения. А нерожденность и рождение не сущности различают, по моему мнению, но различаются в одной и той же сущности.

Лев Великий «Слово на Пятидесятницу»

есть вдохновитель веры, учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один Бог — Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков; и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода.

Христос Яннарас «Вера Церкви»

Сошествие Святого Духа — это не какое-то магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, но высвобождение жизненных потенций, в котором нет ничего алогичного и «сверхъестественного». «Излияние» Духа на человеческую природу преображает не логос ее (то есть то, чем природа является), но способ ее существования, путь ипостасного самоопределения. Восприятие дара Духа Божия означает, что необходимость биологической наследственности и индивидуальной автономии перестает определять наше ипостасное бытие. Органическим следствием именно этой свободы от естественной необходимости и власти причинности являются все чудесные «знамения» в жизни Христа и апостолов — «знамения», постоянно переживаемые Церковью и ее святыми.

Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого»

Церковь есть благодатный организм не потому, что она когда-то получила дары Духа, которые она хранит, как в некой сокровищнице, не потому, что некоторые в ней получают харизму, но потому, что она живет и действует Духом. Она есть место Его действия. Нет жизни в Церкви, нет действования в ней, нет служения в ней без Духа, наконец, нет самой Церкви. Основанная Христом на Тайной вечери, она актуализировалась на Пятидесятницу, когда прославленный Господь послал ученикам Духа. Начиная с этого дня Дух живет в Церкви, и Церковь живет Духом.

Вениамин (Федченков) «Царство Святой Троицы»

Толкование богослужения праздника Троицы, Пятидесятницы. Книга эта имеет удивительную форму: это как бы дневниковые записи Вениамина (Федченкова) «изнутри» совершения праздника. Понятно, что, толкуя праздник Троицы, владыка выходит на уровень высоких богословских тем.

Григорий (Круг) «Мысли об иконе»

Излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа. Вся Церковь исполнилась полнотою Троической славы, пророчески возвещенной Иоилом - "и покажу чудеса на небе..." - что является прикровенным изображением Троицы. Все в Церкви определилось сошествием Духа Святого, но сошествие это, думается, не следует понимать как некоторое единовременное действие Божия смотрения, давшее Церкви свершенное устроение и ставшее священным воспоминанием Церкви. Думается, что сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут.

Иннокентий Херсонский «Праздник Пятидесятницы»

Праздник Пятидесятницы совершается Церковью в пятидесятый день, считая с первого дня Пасхи, откуда и название его происходит, - в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2; 1-14), почему праздник сей назывался и называется еще Духовым днем (ημερα πνευματος), или праздником Сошествия Святого Духа. Называется он также Троицыным днем, или праздником Пресвятой Троицы; поелику с сошествием Святого Духа таинство Пресвятой Троицы соделалось для всех ясным и открытым. "Троичную убо, -поется в службе на сей праздник2, - раздели благодать, яко да явит три Ипостаси почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен". - Нравственная мысль сего праздника та, что один Дух Божий дает силу и крепость для христианской деятельности, что без Него не может быть совершено ни одно истинно доброе дело, не только наше спасение, и что, следовательно, мы должны вести себя так, чтобы Дух Божий постоянно обитал в нас.

Библия о Пятидесятнице

Деяния Святых Апостолов

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 «И будет в последние дни, говорит Бог,
излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;
и юноши ваши будут видеть видения,
и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни излию от Духа Моего,
и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху
и знамения на земле внизу,
кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму,
и луна — в кровь,
прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем:
«видел я пред собою Господа всегда,
ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;
даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде
и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни,
Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что
не оставлена душа Его в аде,
и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит:
«сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, живущим в нас. Аллилуйя (Входной антифон. Рим 5,5; 8,11).

– это один из трех больших праздников иудаизма, во время которых множество израильтян совершало паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться Богу в Храме. Его корни следует искать в седой древности: когда-то Пятидесятница была праздником благодарения после сбора урожая. Позднее этот праздник был связан с дарованием Богом Закона на горе Синай. Его отмечали на пятидесятый день после Пасхи. В конечном счете, в Новом Завете радость по поводу собранного урожая преобразилась в радость излияния Святого Духа и обретения Его даров.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились (Деян 2,1-2). нисходит под видом стихий, которые сопутствовали явлениям Бога в Ветхом Завете: ветра и огня (ср. Исх 3,2).


Огонь
в Священном Писании выступает в качестве символа всепроникающей любви и очищения. Образ огня помогает нам понять характер действия Святого Духа в наших душах: Ure igne Sancti Spiritus renes nostros et cor nostrum, Domine … Очисти, Господи, огнем Святого Духа внутренность нашу и сердце наше…
С другой стороны, огонь является источником света и указывает на свет Духа, благодаря которому мы можем познать учение Иисуса Христа: Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16,13-14). В другой раз Иисус сказал Своим ученикам: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14,26). Именно Святой Дух ведет нас к полному познанию истины, возвещенной Христом: «и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным свидетельством» (II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция Dei Verbum , 4).

В Ветхом Завете действие Святого Духа часто описывалось словом «дыхание» или «дуновение» . Этот образ отражает деликатность, а, вместе с тем, силу Божественной любви. Нет ничего более стремительного, чем ветер. Он проникает везде и даже приводит в движение неодушевленные тела. Сильный ветер в день Пятидесятницы свидетельствует о том, с какой силой Любовь Божия входит в Церковь и в души отдельных людей.

Апостол Петр, увидев толпу людей, собравшихся возле Сионской горницы, приходит к убеждению, что всё, что теперь происходит, представляет собой исполнение пророчеств (ср. Иоил 2,28): и будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть… (Деян 2,17). На этот раз Святой Дух сходит уже не на особо избранных людей – Моисея и его спутников (ср. Числ 11,25) или пророков – но на всех, кто хочет стать учеником Христа (ср. Ин 7,39). Действие Духа произвело такое впечатление на учеников и зрителей, что все изумлялись и дивились, исполняясь любви и радости.

Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы не было изолированным явлением в жизни Церкви. Утешитель постоянно освящает каждого человека посредством бесчисленных дуновений. Это, по словам святого Франциска Сальского, «всякого рода порывы, внушения, духовные обличения и угрызения совести, просвещение и сознание того, что нас осенило – всё это Бог производит в нас, одаряя нас благословениями, заботой и отцовской любовью, дабы пробудить нас, побудить, подвигнуть и привлечь к приобретению святых добродетелей, воздыханиям небесным, добрым намерениям; словом, ко всему тому, что ведет нас к жизни вечной» (О благочестивой жизни, III, 18). По словам святого Кирилла Иерусалимского, действие Духа Святого в душе «имеет деликатный, нежный и приятный характер (…); Он приходит, чтобы спасать, исцелять, наставлять, советовать, укреплять, утешать и просвещать» (Катехеза 16 о Святом Духе, 1).

Во время Пятидесятницы апостолы утвердились в своем посланничестве свидетелей Иисуса, они обрели силы, чтобы возвещать Благую Весть всем людям. Однако это не только их миссия – все верующие в Иисуса имеют приятную обязанность провозглашать, что Господь умер и воскрес ради нашего спасения. И будет в последние дни, говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян 2,17-18). Так проповедовал апостол Петр рано утром в день Пятидесятницы, которым началась эпоха «последних дней», когда Святой Дух всё вновь и вновь сходит на тех, кто верит, что Иисус – Сын Божий, и следует Его учению.
Отныне миссия говорить о великих делах Божиих (ср. Деян 2,11), совершившихся через Иисуса и Его учеников, доверена всем без исключения христианам. Мы – народ святой, а потому обязаны возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1 Петр 2,9).

Если мы сумеем понять, что наше личное освящение и эффективность нашего апостольского служения прямо зависят от нашего отклика на призыв Святого Духа, то ощутим настоятельную потребность взывать к Нему, дабы Он омывал нечистое, орошал иссохшее, исцелял болящее, пробуждал застывшее, согревал озябшее, направлял заблудшее (Секвенция святой Мессы Сошествия Святого Духа). Мы хорошо знаем, что наша духовная жизнь отмечена многими недостатками. Это – пятна, омертвевшие или пораженные тлением участки души, леность и всевозможные уклонения, нуждающиеся в исправлении.
Нам следует просить о даре послушания: активного послушания, которое позволит нам принять всем сердцем веления и внушения Святого Духа.

Ф. Карвахал. «В общении с Богом»

Лучшие статьи по теме