Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века.
Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.
Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще.
Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».
Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.
Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле.
По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться». Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе.
Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми.
Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами».
Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».
Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании.
В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов.
Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»Будь в числе первых на доске почета
Сочинение на тему:
Комедия Горе от ума Грибоедова – это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.
Фамусов в комедии – это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.
Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.
Характеристика Фамусова Горе от ума
Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым.
В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.
Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.
Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.
Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается.
Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.
Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.
С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.
Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.
- эссе про фамусова
- образ фамусова в комедии горе от ума
- образ фамусова кратко
- образ фамусова сочинение
- сочинение горе от ума Грибоедов про общество фамусова
Характеристика героев комедии Горе от ума: описание, таблица
“Горе от ума” – комедия в стихах А.С. Грибоедова, опубликованная им в 1825 г. Это сатира на общество аристократов. В ней противопоставляются две кардинально разные позиции на дворянство: либеральная и консервативная.
Фамусов – типичный дворянин, воспринимающий себя как представителя высшего сословия; государственный чиновник.
Вторую сторону представляет Чацкий – новый тип дворянина, нацеленный на более гуманистические взгляды, получение отличного уровня образования, а не на удовлетворение эгоистических потребностей и эксплуатацию чужого труда.
Персонажи “Горе от ума”
Мы представим краткую характеристику героев комедии Грибоедова в таблице:
Фамусовское общество
Чацкий, Александр Андреевич
- Павел Афанасьевич Фамусов – потомственный помещик, занимает высокое положение чиновника. Почитаемый и известный человек в московском дворянстве. Зависим от общественного мнения.
- Вольнодумец, на чужое мнение не оглядывается. Осуждает крепостные порядки, принятые в дворянском обществе. Воспитывался в доме Фамусова
- Софья Павловна Фамусова – дочь Павла. Образованная, проницательная, остроумная, может быть насмешливой и мнительной.
- Ум Чацкого – сложное сочетание непринятия чужой позиции и активного рвения навязать свою
- Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, имеет виды на Софью. Он – услужлив, желает построить хорошую карьеру и ради этого готов лицемерить.
- С пренебрежением относится к классу чиновников. Не уважает тех, кто ценит только свою карьеру
- Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник – типичный офицер, которого не заботит больше ничто, кроме военной карьеры. Не интересуется вопросами просвещения и образования
- Патриот, но оставил военную службу, так как считает, что дворян не должно ничего сковывать
- Загорецкий, Антон Антонович – скандалист, сплетник, заядлый картёжник.
- И другие герои.
- Правдолюб, осуждает притворство
Чуть более подробные описания героев комедии “Горе от ума” с речевыми характеристиками рассмотрим далее.
Горе от ума: краткая характеристика главных героев
Чацкий
Колоритный главный персонаж , бросивший вызов обществу, которое предпочитает Фамусов. При этом он воспитывался в этой семье, так как родители Чацкого погибли, но дружили с Павлом Афанасьевичем.
Александр Андреевич получил хорошее образование, путешествовал и стал членом Английского клуба дворян.
Вернулся в родные пенаты, так как влюблён в Софью Фамусову, но был разочарован нравами здешнего светского общества и Павла Афанасьевича в частности.
Красноречив, притягивает к себе внимание.
С Софьей схож своим уровнем образованности и острословием, но только если он стремится не унизить человека, а лишь показать тому правду о себе, то Соня просто подчёркивает своё превосходство над другими.
Если сперва она кажется Александру открытой ко всему новому, оживлённой и чувственной, как он, то потом узнаёт истинное положение дел и жестоко разочаровывается.
Чацкий – противопоставление каждому из героев, описанных в комедии Грибоедова. Он независим, нетерпелив к людской глупости и потому идёт на открытый конфликт с персонажами, окружающими Фамусова, в каждом из которых Александр видит изъяны и изобличает их.
Взгляды Чацкого:
Павел Фамусов
Противоречивый герой. Довольно подвижный для своих лет, пристаёт к служанке и в принципе не особенно деликатен с прислугой, но к своим родным и знакомым относится с уважением. Для Софьи ищет выгодную партию. Консерватор и брюзга. Умеет польстить нужным людям, подстроиться, но в быту жёсткий.
Взгляды Фамусова, особенности:
- С крепостными не церемонится, с подчинёнными на службе тоже. Устраивает на работу всех родственников по своей протекции;
- Любит принимать гостей, развлекать их интересными историями. Искренне заботится и опекает дочь;
- Умеет быть смекалистым, проявлять радушие;
- В речи использует пословицы и поговорки, фразы неодносложные;
- Интонационно подчёркивает в речи своё отношение к тем или иным героям: грубо обходится со слугами, может нагрубить и равному себе; исключительно доброжелательные нотки в обращении к тем, кто выше положением; ласковые, наставительные фразы к Соне.
Характеристика Фамусова по цитатам “Горе от ума”:
Софья Фамусова
Ей 17, она благородных кровей , всесторонне развитая и с хорошим приданым завидная невеста. Соне нравится Молчалин, пока не приезжает Чацкий. Она умеет танцевать, любит музыку.
Софья – откровенная, но при этом наивная. Молчалин использует её чувства к себе в своих целях, но она верит ему, а не Чацкому, который с ней искренен до конца.
Дочь Фамусова одновременно воспринимается как романтическая натура, творческая, смеющаяся над пороками дворянского общества, но и являет собой образец безнравственности (её тайная связь с Молчалиным), узости мышления и ограниченности интересов. Соня – гордячка и эгоистка, не замечает за собой недостатков.
Фамусова – девушка ветреная , непостоянная в выборе жениха. Что подтверждает цитатная характеристика Софьи:
Отец Сони подливает масла в огонь, когда убеждает дочь мыслить своими категориями при выборе мужа:
Молчалин
Холодный, бесстрастный человек , которого интересует только карьера. Педантичен, стремится поучать Чацкого, направить на “правильный путь”. С Софьей встречается из личной выгоды, сам едва ли способен на глубокие чувства.
- Молчалив (на что указывает и его говорящая фамилия): «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».
- Даёт односложные ответы, постоянно обдумывая, что сказать в зависимости от ситуации и человека, обратившегося к нему.
- Озабочен материальным благополучием и достижением высокого статуса.
- Сдержан и умерен во всём.
- Абсолютно без позиции относительно нравственности, любви, гражданского долга, чести.
Полковник Скалозуб
Потенциальный жених , рассматриваемый Фамусовым для Сони. Обеспеченный офицер, но довольно ограниченный в интересах и взглядах человек.
Жёсткий, следует определённым правилам в жизни, не допускает каких-либо отклонений от намеченного. Ведёт разгульный образ жизни, мечтает только о продвижении на службе.
Честно и исправно выполняет свой военный долг, имеет награды, а в обществе поддерживает модные в одежде веяния. Однако противится развитию образования, не признаёт книг.
Характеристики второстепенных персонажей
В комедии “Горе от ума” много героев , коротко осветим и оставшихся второстепенных.
- Служанка Лиза – обладает умом, но непостоянна в выборе возлюбленного. За ней ухлёстывает Фамусов, проявляет симпатию Молчалин, её сердце колеблется в сторону буфетчика.
- Репетилов – давний знакомый Чацкого. Завсегдатый светских мероприятий, плохой семьянин, весельчак и обманщик.
- Загорецкий – дворянин, посещает балы и театры, сплетник, шулер.
- Хлестова – старуха, знающая Чацкого с детства. Никогда не была замужем, держит собак.
- Платон Горич – зависимый от своей жены Натальи, когда-то был блестящим офицером. Знакомый Фамусова и Чацкого.
- Наталья Горич – опекает мужа до крайностей. Любит веселье и светскую жизнь.
- Князья Тугоуховские – престарелые родители шести дочерей, которых возят по балам в надежде удачно выдать замуж.
- Графини Хрюмины – бабушка и внучка, которые долгие годы посещают балы. Бабушка – из привычки, внучка – желает найти жениха.
- Петрушка – буфетчик, прислуга, ходит в обносках.
Итак, мы ознакомились с персонажами комедии “Горе от ума” Грибоедова. Автор вложил в каждого из них несколько недостатков, показал через них своё отношение к прежнему дворянству, крепостничеству. Произведение содержит фарсовые ситуации, но вместе с тем оно наполнено глубиной и остротой переживаний главных героев.
Речевые характеристики героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К.
Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую речь героев.
Каждый из персонажей «Горя от ума» наделен особой речью, характерной для его положения, образа жизни, особенностей внутреннего облика и темперамента.
Так, Фамусов - это старый московский барин, государственный чиновник, защищающий в комедии жизненные ценности «века минувшего». Общественное положение Павла Афанасьевича стабильно, это человек неглупый, очень уверенный, уважаемый в своем кругу. К его мнению прислушиваются, его часто приглашают «на именины» и «на погребенье».
Фамусов незлобив по природе своей, он по-русски гостеприимен и хлебосолен, дорожит родственными связями, по-своему проницателен. Однако Павел Афанасьёвич не чужд определенной корысти, при случае может и слукавить, он не прочь приволокнуться за горничной.
Социальному положению этого персонажа, его психологическому облику, его характеру и жизненным обстоятельствам соответствует в пьесе и его речь.
Речь Фамусова, по замечанию А. С. Орлова, напоминает речь старомосковского дворянства, с ее народной, разговорной манерой, красочную, образную и меткую.
Павел Афанасьевич склонен к философствованию, дидактизму, остроумным замечаниям, к краткости формулировок и лаконичности.
Речевая манера его необыкновенно подвижная, живая, эмоциональная, что указывает на интеллект героя, его темперамент, проницательность, определенный артистизм.
Фамусов реагирует на ситуацию мгновенно, он высказывает свое «сиюминутное мнение», а затем начинает рассуждать на данную тему более «абстрактно», рассматривая ситуацию в контексте своего жизненного опыта, знаний о человеческой природе, о светской жизни, в контексте «века» и времени. Мысль Фамусова склонна к синтезу, к философским обобщениям, к иронии.
По приезде Чацкий спрашивает, отчего Павел Афанасьевич невесел, - Фамусов тут же находит меткий ответ:
Ах! батюшка, нашел загадку,
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне в присядку!
Застав ранним утром свою дочь с Молчалиным, Фамусов становится по-отцовски строг, благонамерен:
Друг, нельзя ли для прогулок
А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! с молодым! -
Занятье для девицы!
Павел Афанасьевич может и проанализировать ситуацию, проследив в ней причинно-следственные связи:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Губители карманов и сердец!
В комедии герой выступает в самых различных ипостасях - заботливого отца, важного барина, старого волокиты и т. д.
Поэтому интонации Павла Афанасьевича - самые разнообразные, он прекрасно чувствует своего собеседника (Н. К. Пиксанов). С Молчалиным и Лизой, слугами Фамусов разговаривает по-свойски, не церемонясь.
С дочерью он выдерживает строго-добродушный тон, в речи его появляются дидактические интонации, однако чувствуется и любовь.
Характерно, что тот же самый дидактизм, родительские интонации появляются и в диалогах Павла Афанасьевича с Чацким. За этими нравоучениями, как ни парадоксально, стоит особое, отеческое отношение к Чацкому, который вырос вместе с Софьей на глазах Фамусова.
«Брат» и «друг» - именно так обращается Фамусов к своему бывшему воспитаннику. В начале комедии он искренне рад приезду Чацкого, пытается по-отечески наставлять его.
«Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы?» - Фамусов воспринимает Чацкого не только как неопытного молодого человека, но и как сына, вовсе не исключая возможность его брака с Софьей.
Фамусов часто употребляет и народные выражения: «зелье, баловница», «упал вдругорядь», «горе горевать», «ни дать ни взять».
Замечателен по своей образности и темпераментности монолог Павла Афанасьевича о Москве, его возмущение по поводу засилья всего иностранного в воспитании московских барышень:
Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему,
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Множество высказываний Фамусова стали афоризмами: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!», «Ученье - вот чума, ученость - вот причина», «Подписано, так с плеч долой».
К речи Фамусова близка речь старухи Хлестовой. Как отмечает Н. К. Пиксанов, Хлестова говорит «самым выдержанным, самым красочным языком». Речь ее образная, меткая, интонации - уверенные. В языке свояченицы Фамусова множество народных выражений: «час битый ехала», «дался ему трех сажен удалец», «от ужина сошли подачку».
Необычайно характерной является и речь Скалозуба - примитивная, отрывистая, грубая по смыслу и интонациям.
В лексиконе его множество военных терминов: «фельдфебель», «дивизии», «бригадный генерал», «шеренга», «дистанции», «корпус» - которые зачастую употребляются не к месту.
Так, разделяя восхищение Фамусова Москвой, он говорит: «Дистанции огромного размера». Услышав о падении Молчалина с лошади, он заявляет:
Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок.
Взглянуть, как треснулся он - грудью или в бок?
Иногда Скалозуб не понимает, о чем говорит собеседник, по-своему истолковывая услышанное. Исчерпывающую характеристику речи героя дает Софья: «Он слова умного не выговорил сроду».
Как отмечает А. И. Ревякин, Скалозуб косноязычен. Он плохо знает русский язык, путает слова, не соблюдает нормы грамматики. Так, Фамусову он говорит: «Мне совестно, как честный офицер». Речь Скалозуба, таким образом, подчеркивает умственную ограниченность героя, его грубость и невежество, узость кругозора.
Речь Молчалина также соответствует его внутреннему облику. Основные черты этого персонажа - лесть, подхалимство, покорность.
Для речи Молчалина характерны самоуничижительные интонации, слова с уменынительно-ласкательными суффиксами, подобострастный тон, преувеличенная любезность: «два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».
Молчалин в основном немногословен, «красноречие» в нем просыпается лишь в разговоре с Лизой, которой он открывает свое истинное лицо.
Среди персонажей фамусовской Москвы выделяется своей колоритной речью «член тайного союза» Репетилов. Это пустой, легкомысленный, безалаберный человек, болтун, любитель выпить, завсегдатай Английского клуба.
Речь его - это бесконечные рассказы о себе, о своей семье, о «секретнейшем союзе », сопровождаемые нелепыми клятвами и уничижительными признаниями. Речевая манера героя передана лишь одной фразой: «Шумим, братец, шумим».
Чацкий приходит в отчаянье от «вранья» и «вздора» Репетилова.
Как отметил А. С. Орлов, «речь Репетилова очень интересна пестротой своего состава: это смесь салонной болтовни, богемы, кружковщины, театра и просторечия, что было результатом шатания Репетилова по разным слоям общества». Этому персонажу свойственны и просторечие, и выражения высокого стиля.
Стоит отметить и своеобразие речевой манеры графини-бабушки. Как замечает В. А. Филиппов, эта героиня вовсе не косноязычна. Ее «неправильный», нерусский выговор обусловлен национальностью. Старуха Хрюмина - немка, которая так и не овладела русским языком, русским выговором.
От речи всех персонажей отличается речь Чацкого, который в определенной степени является героем-резонером, выражающим в комедии авторские взгляды. Чацкий - представитель «века нынешнего», критикующий все пороки московского общества.
Он умен, образован, говорит правильным литературным языком. Речи его свойствен ораторский пафос, публицистичность, образность и меткость, остроумие, энергичность.
Характерно, что даже Фамусов восхищается красноречием Александра Андреевича: «говорит, как пишет».
У Чацкого особая манера разговора, отличающаяся от манеры других персонажей. Как отметил А. С. Орлов, «Чацкий декламирует как бы с эстрады, согласно сатирическому дидактизму автора. Выступления Чацкого принимают форму монологов даже в беседе, или выражаются кратчайшими замечаниями, как бы выстрелами в собеседника».
Нередко в речах этого персонажа звучит ирония, сарказм, пародийные интонации:
Ах! Франция! Нет в мире лучше края! -
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который ими с детства натвержен.
Замечателен в пьесе монолог Чацкого, в котором он со всей горячностью и благородным негодованием обрушивается на общественные порядки, бюрократизм чиновников, взяточничество, крепостничество, косность взглядов современного общества, бездушие общественной морали.
Эта пылкая, свободолюбивая речь ярко характеризует внутренний облик героя, его темперамент, интеллект и эрудицию, мировоззрение. Причем речь Чацкого очень естественна, жизненно правдива, реалистична. Как писал И. А.
Гончаров, «нельзя представить себе, чтоб могла явиться когда-нибудь другая, более естественная, простая, более взятая из жизни речь».
Множество высказываний Чацкого стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?»
Достаточно правильным литературным языком в пьесе говорит и Софья, что свидетельствует о ее хорошем образовании, начитанности, интеллекте. Как и Фамусов, она склонна к философствованию: «Счастливые часов не наблюдают».
Выражения Софьи метки, образны, афористичны: «Не человек, змея», «Герой не моего романа». Однако на речь героини очень повлиял французский язык. Как замечает Н. К.
Пиксанов, в речи Софьи «есть целые тирады, реплики, изложенные неясно, тяжелым языком, с нерусским расположением членов предложения, с прямыми синтаксическими неправильностями»:
Но все малейшее в других меня пугает,
Хоть нет великого несчастья от того,
Хоть незнакомый мне, до этого нет дела.
Необычайно бойким, живым языком говорит в пьесе Лиза. В нем есть и просторечие, и слова высокого стиля. Высказывания Лизы тоже метки и афористичны:
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Комедия «Горе от ума» написана простым, легким и одновременно ярким, образным, сочным и выразительным языком. Каждое слово ее, по замечанию Белинского, дышит «комическою жизнию», поражает «быстротою ума», «оригинальностию оборотов», «поэзиею образцов».
Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971. С. 165.
Ревякин А. И. История русской литературы XIX века. Первая половина. М, 1985. С. 181-182.
Орлов А. С. Указ. соч. С. 139.
Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Грибоедовым в списке действующих лиц как «управляющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрократии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
Павел Афанасьевич - вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто нанял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй матерью».
Из реплик Фамусова можно понять, что в супружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в мужском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчеркивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин».
Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходятся с делом. Уже в самом начале мы видим его заигрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдовы, у докторши крестить».
Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов умеет оценить по достоинству деловые качества подчиненных.
Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Как и все московское барство, Фамусов всячески афиширует свое хлебосольство:
Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;
Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Суть мировоззрения Фамусова сводится к нескольким прочно усвоенным правилам. Он охотно простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по заповедям «старины».
Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не менялось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вращается, исповедуют те же взгляды.
Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни.
Все суждения они черпают «из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -
заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позициями.
Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может.
Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
Естественно, что, видя в Чацком проповедника ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, - это неприязнь ко всему иноземному, только неприязнь эта имеет совершенно разные корни. Чацкий отстаивает национальную культуру и самобытность, а Фамусов видит во французских магазинах «губителей карманов и сердец».
В свое время Фамусов пытался научить Чацкого жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником.
Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспитать Чацкого», советует «не блажить», хорошенько управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами.
Он старается убедить молодого человека в необходимости служить, «на старших глядя».
Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей.
Образцом жизненного успеха Фамусов считает Кузьму Петровича:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
В восторге Фамусов и от своего дяди - Максима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению.
Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром - государыня постоянно привечала Максима Петровича.
С точки зрения своего круга определяет Фамусов достоинства Скалозуба:
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Его будущий зять должен удовлетворять следующим условиям:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - тот и жених.
С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повседневной жизни он умеет добиваться своего потихоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонансом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Фамусов привык во всем считаться с неписаной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а традиции своей среды - нерушимыми и единственно истинными.
Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.
Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу. Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь.
Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает их ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
Непоколебимая вера в старые порядки - главная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опасным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувшего», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю косность, реакционность и отсталость России XIX века.
На этой странице искали:
- образ фамусова в комедии горе от ума
- Образ Фамусова
- характеристика фамусова горе от ума
- характеристика фамусова в комедии горе от ума
- краткое сочинение на тему горе от ума
Сохрани к себе на стену!
Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич
Его фамилию производили от слова «фама», что по-латыни значит «молва»; указывалось, что этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения. Производят фамилию «Фамусов» и от латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный.
(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Фамусова в комедии Горе от ума.
Он известный человек в кругу московского барства. Это подчёркивается и его фамилией Фамусов - родовитый дворянин: он в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем и титулованными дворянами, посещающими его дом.
Фамусов - реалистически созданный образ. Он раскрыт всесторонне - и как помещик, и как чиновник, и как отец.
По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны во всех областях политической и общественной жизни. Фамусов - поклонник дворянской Москвы, её обычаев, образа жизни московского дворянства.
У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников.
Он не лишён практического, житейского ума, добродушия, но в то же время и ворчлив, вспыльчив, льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.
Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в его языке. Его речь типична для московского барина.
По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи встречаются народные слова и выражения: зелье, невзначай, подитка, откудова, против будущей недели, давно полковники, бьют баклуши, в ус никого не дуют и т. п.
Попадаются и иноязычные слова: симфония, квартал, куртаг, карбонарий. Но характерно, что в языке Фамусова, прекрасно владеющего речью, нет слов, выражающих сложные душевные переживания, научные понятия, - это указывает на его невысокий культурный уровень.
Фамусов говорит житейским языком.
Оттого в его синтаксисе много разговорных выражений и простонародных оборотов речи: «Ну, выкинул ж ты штуку!», «Чуть из постели прыг!» Своей речью, её словарём и синтаксисом Фамусов как бы желает подчеркнуть, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи. Это несколько отличает его от других представителей его общества.
Но натура Фамусова ярче проявляется в интонациях в тех оттенках, которые приобретает его речь в зависимости от того, с кем он говорит.
Начальнически высокомерный с мелким чиновником Молчалиным, к которому он всё время обращается на «ты», Фамусов держится с Чацким, как с – человеком своего круга.
Льстиво, заискивающе говорит Фамусов с влиятельным Скалозубом: «Сергей Сергеич, дорогой!», «Прошу покорно», «позвольте», «помилуйте»; прибавляет в разговоре с ним к словам частицу – с: «к нам сюда-с», «вот-с, Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок» и т. п.
Со слугами он груб, кричит на них: «Ослы! сто раз вам повторять?»
Образ Фамусова-отца ярко раскрывается в его обращении с Софьей. Он и журит её", и ласкает, и упрекает, и заботится о ней. Он и обращается к ней по-разному: Софья, Софьюшка, Софья Павловна, мой друг, дочка, сударыня.
Так речевой манерой Грибоедов делает ещё более ярким правдивый образ Фамусова, этого типичного представителя московского дворянства начала XIX века.
Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума»
В центре системы образов комедии , конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом.
Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его характеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Вольтерьянцами называли в конце XVIII в. вольнодумцев, якобинцами - французских революционеров.
Карбонарии - члены тайной революционной организации в Италии.
Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной.
Фамусов - консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит тому строю, грозит лично ему.
Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.
Другой прямой антагонист Чацкого - Молчалин. Пушкин н известном отзыве о «Горе от ума» считал, что в комедии должна быть более четкая, более однозначная характеристика персонажей; поэтому он полагал, например, что «Софья начертана неясно», а «Молчалин не довольно резко подл».
Но в этом-то и заключался замысел драматурга. Скалозуб виден сразу, Молчалин же до поры до времени скрывается в тени. И Чацкий недооценил общественную и социальную опасность секретаря Фамусова. Между тем и Чацком и Молчалине выражены два диаметрально различных мировоззрения, две противоположные жизненные позиции.
Молчалин вовсе не так мелок и ничтожен, как иногда кажется. Он сам сознательно надевает на себя маску ничтожества и подхалима, но это для него лишь способ добиться цели, которую он давно поста-нил перед собой. И во имя этой цели он готов на любую подлость, хитрость, коварство.
Открытая гражданская позиция Чацкого ему чужда, враждебна и даже смешна.
Не случайно в дальнейшем русские писатели с большим вниманием и опасением присматривались к модификациям образа Молчалина в жизни.
Достоевский в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) писал о том, что Молчалин давно покинул свою «конурку» и теперь поднялся так высоко, что до него и «рукой не достанешь».
И Салтыков-Щедрин одну из своих сатир назвал: «В среде умеренности и аккуратности (Господа Молча-лины)» (1874).
Очень важен в системе образов Репетилов , появляющийся н самом конце комедии и вносящий в нее новую тему. Это еще одна параллель к Чацкому, позиция которого существенно уточняется в контрасте с Репетиловым.
Чацкий поражен и оскорблен; он испытывает чувство презрения и даже тревоги, слыша, как Репетилов опошляет и унижает своей болтовней те великие идеи, ради которых настоящие люди (и Чацкий в том числе) готовы ВЫЛИ жертвовать своей жизнью. Чацкий не считает даже нужным исерьез полемизировать, спорить с Репетиловым.
Он ограничивается тем, что время от времени бросает насмешливо-иронические реплики, одна из которых особенно многозначительна: «Шумите им - и только?»
И вот этот-то мир, включающий в себя и типичного аракчеевского офицера Скалозуба, ненавидящего все живое, презирающего науку и просвещение, и графиню-бабушку, и многих-многих других, этот мир, объединившись, объявляет прямую войну Чацкому, называя его, умнейшего человека, сумасшедшим. Первая пустила эту сплетню Софья - та, которую любит Чацкий и ради которой он появляется в доме Фамусова. Так проявляется конфликт высокого ума, разума с темнотой, боящейся света. Вспомним, что и у Пушкина Сальери называл гениального Моцарта «безумцем».
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образы и характеристики основных героев комедии Грибоедова «Горе от ума». И в закладках появилось готовое сочинение.
Одним из главных персонажей сатирической стихотворной комедии А.С. Грибоедова стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это представитель московского дворянства средней руки. Когда-то был женат, но жена умерла при родах, оставив ему дочь Софью. И теперь необходимо внимательнее рассмотреть характер этого героя, чтобы полнее раскрыть тему «Фамусов: отношение к службе».
Характеристика Фамусова
Себя он характеризует образцовым отцом, бодрым, свежим, дожившим до седин человеком с поведением, похожим на монашеское. Но окружающие Фамусова люди говорят по-другому. Дочка Софья отзывается о своем единственном родителе очень нелестно: он скор, неугомонен и брюзглив. А его навязчивое желание близости со служанкой Лизой перечеркивает «аскетическое» поведение. В к его мнению прислушиваются и даже дорожат ним. В общем, Фамусов - человек не злой, но сейчас самым главным и важным вопросом для него стали поиски выгодной партии для Софьи.
Чины и ранги
На самом деле очень - Фамусов. Отношение к службе, однако, у него особое. Как и подобает настоящему дворянину, он находится на Но свою работу выполняет просто механически, абсолютно не интересуясь ее смыслом. Лучшим подтверждением этого являются его слова, в которых высказывает желание, чтобы много дел не копилось. Поэтому частенько подписывает бумаги, не читая. Как он сам же говорит: «Подписано, так с плеч долой».
Для Фамусова служба не является какой-то полезной лично для него деятельностью, и даже не средством заработка денег, и уж тем более он не руководствуется желанием служить Отечеству. Служба для него - главный атрибут настоящего дворянина. К чинам и табели о рангах он относится с огромным пиететом, по ним он и оценивает людей.
Фамусов. Отношение к службе. "Горе от ума"
Фамусов, в случае общения с важной особой, обязательно укажет на родственные связи. «Позвольте нам своими счесться, хоть дальними, - наследства не делить».
При раскрытии темы «Отношение к службе Фамусова» цитаты говорят сами за себя. Герой любит окружать себя дальними родственниками и по службе старается всячески их продвигать. Его не интересует, может человек выполнять эту работу или нет. Вот пример, цитата: «Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском». Лиза про отца Софьи говорит, что он хотел бы иметь зятя с чинами и звездами - и не меньше. Фамусов считает ученость человека чумой, от которой вечные проблемы, он также считает, что и книги вредны, и совсем не нужны, лучше бы их и вовсе сжечь.
Чацкий и Фамусов
Когда внезапно в доме Фамусова появляется Чацкий, нарушается размеренная и упорядоченная жизнь всего семейства, выбивается из привычной колеи хозяин. Для собственного успокоения Фамусов занимается составлением календаря. Там делаются отметки, когда будут крестины, похороны или званый ужин на форель, куда непременно прибудет Фамусов. - совсем иное. Он стал олицетворением появления нового, современного, образованного и прогрессивного человека, который выступает против старых устоев, поклонения чинам, крепостного права и самодержавия.
Однако Фамусов не так ограничен, как его окружение вроде полковника Скалозуба или многоликого секретаря Молчалина, как, впрочем, и все остальные гости, приглашенные на вечер. У него имеется своя точка зрения на происходящие процессы в обществе, и он старается последовательно ее защищать. Он - убежденный крепостник, и всегда готов за любые прегрешения отправить нарушителя порядка на каторгу, в Сибирь.
Вот в этом весь Фамусов. Отношение к службе Чацкого совсем иное, он ушел с государственной службы и заявляет, что служить и рад бы, да прислуживаться тошно. Фамусов в ответ: "...Все вы гордецы! Спросили ли бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...".
Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы
Чацкий и Фамусов. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже из 1 действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это уже создает определенное представление о Фамусове.
Совсем иным предстает перед нами в I действии Чацкий. Искренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остроумный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян фамусовского круга, их жизнь и времяпрепровождение.
Так намечается почва для идейного конфликта между Фамусовым и Чацким, который и наступает во II действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.
Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,- отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых «У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подртавить стул, поднять платок». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам», и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным». В ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.
Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой его благополучия.
Фамусов - крепостник, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно: наказывать, продавать, ссылать в Сибирь, на каторгу или поселение. Он не признает в крепостных людях человеческого достоинства. Напротив, Чацкий высказывает уважение к простым людям, называет русский народ «умным, бодрым». Против таких крепостников, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаменитом монологе «А судьи кто?..». Гневно обрушивается он на известного в Москве помещика-театрала, на «Нестора (главаря) негодяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь. Он возмущается тем, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие крепостники, порабощающие народ. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет», они укрывают расшитым мундиром свое слабодушие и рассудка нищету.
Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал это открытие, и обосновывает свое суждение:
Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!
Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в просвещении:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Различие во взглядах, культуре, морали ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий - человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий - мастер афоризмов, едких эпиграмм. Так, в споре с Фамусовым (II действие) поражают точные, меткие, беспощадные характеристики, которыми он наделяет московских богачей. Ненависть и глубокое негодование Чацкого придают особую силу его сарказму . В обличительных монологах («А судьи кто?..» и др.) Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Слово Чацкого - разящее оружие; обличительный пафос его речи отвечает существу его прямой и страстной натуры.
Речь Фамусова - это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие. В разговоре со Скалозубом гон его речи меняется: появляются вкрадчивость, подобострастие, в словах - ласкательные суффиксы («отдушничек», «в петличке орденок»). Он даже начинает прибавлять услужливое «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами Фамусов говорит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с возрастом человека..
Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний» «веку минувшему».
Сарказм - едкая, язвительная насмешка.
Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.
Краткие сведения
Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».
В комедии А. С. Грибоедова данный персонаж занимает важное место в системе образов. Фамусов является представителем «века минувшего», вступающего в острый конфликт с «веком нынешним», представителем которого является Чацкий. Главный герой отзывается о характере Фамусова так: «Низкопоклонник и делец».
Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.
Мировоззрение
Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».
Фамусов - ярый противник образования. Он говорит следующие выражения: «Ученье - вот чума», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь», «И в чтеньи прок-от не велик».
Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».
Отношение к людям
Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».
Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.
Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.
Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».
Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Начиная процесс по реабилитации Павла Афанасьевича Фамусова, Сторона защиты хочет напомнить уважаемому суду, что развитие Российской империи в XVIII веке шло семимильными шагами, а двигали её фамусовы, скалозубы и молчалины. Но никак не чацкие, которые, придя на готовые александровские пироги, тесто для которых замешивалось все предыдущее столетие, тут же стали критиковать мир за плохую подготовленность к их появлению. Лет 30 назад для некоторых категорий граждан, может и имело ещё смысл критиковать "проклятый царизм", но не понятно, почему сейчас на тот период нельзя посмотреть объективно. Вообще, всё, что ставится в вину Фамусову, можно трактовать и в его пользу. Надеждин писал про Фамусова: "Уютно проспал...", а кто воевал в екатерининскую эпоху? Дружба Фамусова и А.И. Чацкого откуда взялась? из-за карточного стола? Вместе лечились от ожирения?
Итак, Павел Афанасиевич Фамусов, возраст 50-60 лет, русский, православный, управляющий в казённом месте, чиновник, не менее чем, 5 класса по табели о рангах, вдов.
Тем… критикам, которые видят только отрицательные (какие именно?) черты Фамусова, не дают себе труда задуматься, а как это отзовётся на их любимце Чацком? Попытаюсь объяснить это тем, кто за кустами леса не видит.
Итак, «Служили два товарища в однем и тем полке». Вы представляете, какого качества должна быть дружба между двумя мужчинами, чтобы один из них поручил, а другой принял на воспитание его сына? Могло бы так случиться, если бы они оба не были людьми, если не самой высокой, то очень высокой пробы! Андрей Ильич Чацкий был уверен в Фамусове, как в самом себе, а Павел Афанасиевич не предал дружбы, несомненно, скрепленной кровью, не нарушил своего слова, вырастил и воспитал Александра, здесь мы не будем рассматривать, что из того вышло и почему. Мы не можем точно узнать, в каких именно переделках побывали Андрей и Павел, что их сроднило до такой степени, но можем поручиться, что не зелёное сукно карточного или бильярдного стола, не совместные «часы вина и драки», злодейства или разворовывание казны, не соседние кресла в театре или vis-a-vis в кадрили. Будь они оба татями, казнокрадами или светскими бездельниками… можете представить градус их дружбы? При всей своей возможной безалаберности А.И. ни за что не поручил бы сына, такому же как сам, если же это так, то наследственность Чацкого ещё хуже, чем можно было полагать, исходя из состояния ума его матушки. Но дурные предположения в адрес А.И. Чацкого неправдоподобны, следовательно, и П.А. Фамусов лет 30 назад был вполне достойным человеком. Если предположить, что в 35-40 лет человек уже сложился, то маловероятно, что Фамусов превратился в нечто такое, что из года в год должно вызывать отвращение у российских девятиклассников. Учитель, спросите у юношей класса, есть ли у их отцов такие друзья, кому они доверили бы в случае своей смерти их воспитание? И пожелайте их отцам такого друга, как Фамусов. Исходя только из его верности дружбе и слову, Фамусов уже выше всякой критики. Вряд ли верность слову диктовалась какой-то мафиозной круговой порукой: поручитель мертв и взятки гладки, то есть Фамусов был вообще человеком чести. Вот кто имеет право вопрошать школяров и не только их: «А судьи кто?»!
Сторона защиты просит Обвинение в ответном слове привести примеры подобной опеки, если они имели место, за последние 30-50 лет, а именно, кто и когда приютил ребёнка с сомнительной наследственностью, сохранив и приумножив его состояние.
Стоит принять во внимание, что Фамусов, оставаясь вдовцом, пожертвовал своей личной жизнью ради дочери и воспитанника, Бог весть, как отнеслась бы к ним его вторая жена.
Не вызывает сомнения, что для образования Чацкого Фамусовым было сделано всё возможное, и не вина последнего, что в результате учения Александр приобрёл только лишь красивый почерк да воспоминания о колпаке географа. Благодарность учителям, опекуну? Вы о чем? «Числом поболее, ценою подешевле» - вот и весь его сказ о педагогах*. Как-то Макаренко сказал в каком-то …просе: «Мне не нужны 9 40-рублевых учителей, мне нужно 3 120-рублевых**». Но выполнялся (ется) завет Чацкого.
Не стоит забывать, что последние 150 лет были годами небывалого в истории России развития и, повторюсь, двигали её фамусовы, а не чацкие. Фамусов представляет собой столп общества, без которого не могут жить и действовать молчалины всех рангов, которые так выучены фамусовыми, что последние могут подписывать бумаги не глядя, зная, что они отработаны по высшему разряду и не потребуют доработок, уточнений и разъяснений. Завидно? Фамусов олицетворяет собой большой и богатый, хлебосольный дом, где всегда и всем найдётся место. Его стремление окружить себя роднёй говорит, прежде всего, о том, что все, его окружающие ему не чужие. Фамусов если не знал, то предполагал, что все люди находятся друг от друга на расстоянии 6 рукопожатий и строил, говоря современным языком, «русский мир». Что плохого в том, что он помогал близким и дальним родственникам раскрывать свои способности или таланты? Сергею Львовичу Пушкину надо было какого-то чужого мальчика направлять в Лицей? Не случайно Грибоедовым приведен образец и другого способа комплектования штата сотрудников тестем Репетилова по чужеродному принципу – там все были ворами, уж в этом-то Репетилову можно верить на слово! Обвинение же Фамусова в патернализме разбивается о ближайшего его помощника – Молчалина, которого он рассматривал и в качестве зятя наравне с Чацким. У Молчалина, кстати, шансов было больше, так как нищий может разбогатеть, а у мота-сорванца нет перспектив, кроме долговой ямы!
Стоит также вдуматься и в название «фамусовское общество», так и видится, если не что-то монолитное, то, в основном, единое. А теперь составьте прилагательное к «обществу» от фамилии Чацкий? Общество Чацкого? То есть где доминирует Чацкий? Чацковское общество? – прости меня о, великий и могучий русский язык! Общество чацких? – да это сборище дробинок, которые не только никак не связаны между собой, но ещё и каждый расположен спиной ко всем соседям, ухитряясь при этом поглядывать на них свысока. Удержать такую горсть дроби можно только силой, и действовать они смогут только под воздействием внешней силы, и только для какого-то разрушения.
Уважение, оказываемое Фамусовым Скалозубу, которое, почему-то принимается за раболепие - это свидетельство того, что тот для Павла Афанасиевича такой же столп общества, как он сам, а по табели о рангах Фамусов вполне мог находиться на том же уровне, что и Скалозуб или даже выше.
Могут ли надменные потомки в своей холодной и высокомерной отстранённости вообразить страдания Фамусова, который видит всю тщету своих не менее, чем 15-20 летних стараний? Уж простите его, если он сказал в сердцах нечто вас не устраивающее. Надо отдать должное Чацкому – он создал достаточно поводов для раздражения. Даже не поздоровался! Как горько было сознавать Фамусову, что его воспитанник в 28 лет «отъявлен мотом, сорванцом», то есть и не научился ничему и промотал всё, что мог, а туда же, ещё и жениться захотел***! Так Фамусов Чацкому ещё и дельные советы дает: 1. «Не блажи!», «ну какой из тебя муж? Ни положения, ни средств, чтобы содержать семью. «Детей иметь, кому ума недоставало?» - достанет и Чацкому, а вот содержать их и дать им ума, это к Павлу Афанасиевичу. А наследственность? Стоит ли рисковать? 2-й и 3-й советы тоже толковые, но адресата вводят в ступор! Он к их восприятию не готов, ему лишь бы использовать домашнюю заготовку: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!».
На книги он мог быть сердит за их бесполезность в деле лечения и образования Чацкого. А может за то, что просиживая за ними много времени, Чацкий добился только самых печальных результатов, подорвав свой и без того не больно крепкий умишко, а София тратит время на чтение всякой ерунды про Бову Королевича, хоть и по-французски.
Все его фразы, которые можно принять за высказывания ретрограда, исходят только от вежливости, ну какой смысл пытаться перевоспитать, например, Хлёстову? Его устаревшие собеседники, пребывая в своём уютном екатерининском мирке, не мешают ему заниматься делом, ну и пусть пребывают, коли помочь всё равно не могут. Уж он-то, в отличие от Чацкого, читал Диогена: «Учить старика и лечить мертвеца – пустое дело». Зато о молодёжи отзывается с восторгом и надеждой. Сторона защиты не может удержаться от цитирования Павла Афанасиевича:
«Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей - сынков и внучат,
Журим мы их, а если разберешь,
В пятнадцать лет учителей научат!» - и у вас повернётся язык сказать, что он ретроград, душитель передовых идей, это Фамусов-то, увидев молодого гения, закричит «Разбой!», «Пожар!»? Не тому адресуете свои возмущения, г-н Чацкий!
Интересно, почему все характеристики, данные Чацким или Софией в раздражении Фамусову, принимаются как истина в последней инстанции? У них отобрано право на субъективность оценки или эти персонажи по определению не могут и не должны вызывать неудовольствия Фамусова? Вы были бы так же снисходительны к чудачествам дочери и эскападам воспитанника?
Сторона защиты считает положительным качеством Фамусова и то, что он легко и с юмором говорит о своей должности – стоит ли на пороге пугать молодое поколение грандиозностью задач и проблем? А если вы хотите услышать на самом деле серьёзного человека, то включите интервью любого спортсмена и услышите, что он сегодня сыграл, пробежал, прыгнул, проплыл (нужное подчеркнуть), вот так, а в следующий раз… будет ещё лучше и всё это будет говориться с чувством высокого осознания важности своей роли в истории Родины и всего человечества.
От кого только не досталось Фамусову за его « Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?». Почему же никто не задался вопросом, а от кого «Марья Алексевна» узнает о происшествии в доме Фамусова? Вполне возможно, что она - достойная всяческих похвал женщина и Павел Афанасиевич назавтра приедет к ней за советом. Но скорее всего, она - тётка Чацкого, такая же неблагополучная по уму, как и его мать, зато сплетница, каких поискать, и пристально следит за событиями в доме Фамусова
Сторона защиты уступает трибуну Стороне обвинения и надеется, что её аргументы не смогу опровергнуть доводы Защиты. Если же Обвинение будет признано правым, то Сторона защиты будет завидовать людям, жившим в первой четверти XIX столетия в фамусовском обществе.
*Хотя это могло быть и единственное вполне здравое предупреждение на века вперед, которое подхватил потом Макаренко «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».
**за дословность цитаты не ручаюсь.
*** Привет Митрофанушке!