Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Гобеленовые картины. Мода на гобелены для дизайна квартир – исторический модный тренд вернулся Чем отличается гобелен и гобелен

Гобеленовые картины. Мода на гобелены для дизайна квартир – исторический модный тренд вернулся Чем отличается гобелен и гобелен

При посещении элитных художественных выставок или магазинов оригинальных подарков первое, что бросается в глаза, несмотря на огромный богатый ассортимент, - это, безусловно, изысканность и красота картин из гобелена.

Профессиональное исполнение и многообразие сюжетов этих произведений восхищают как эстетов искусства, так и обычных людей, которые равнодушно относятся к элементам украшения интерьера. На сегодняшний день у гобеленовых картин огромная популярность, поскольку они представлены в различных стилистических направлениях.

На них можно увидеть колоритные пейзажи, религиозные сюжеты, реалистичные натюрморты, репродукции картин знаменитых художников – от классической тематики до современных дизайнерских направлений.

Если Вы собираетесь купить гобеленовую картину, то делаете правильный выбор, поскольку с приобретением этого замечательного изделия Ваш интерьер будет отличаться особенной утонченностью и индивидуальностью. Картина станет завершающим штрихом оформления декора. Но для того, чтобы она сочеталась с интерьером, следует учесть ее содержание и особенности помещения, в котором она будет располагаться. Например, пейзажи с изображениями городов являются нейтральными, поэтому их можно разместить в любой комнате. С натюрмортами дело обстоит иначе: их уместнее расположить на кухне или в столовой, нежели в спальных комнатах. Портреты, репродукции картин художников и религиозные сюжеты идеально подходят для декорирования интерьера холлов, гостиных и спальных комнат.

Картины из гобеленовой ткани приятно удивляют разнообразием размеров. Благодаря этому Вы сможете подобрать картину того размера, который идеально подойдет для размещения в Вашей комнате. Для таких сложных участков стен, как ниши и узкие простенки, которые проблематично декорировать, прекрасно подойдут вертикальные картины из гобелена. В свободное пространство над диваном идеально впишутся длинные и узкие горизонтальные картины.

Гобелен без рам (без багета)

Картины, изготовленные из гобеленовой ткани , можно приобрести в багете или же без рамы. Гобелен без багета имеет также название «купон». Какие у него преимущества? Готовая рама может не соответствовать Вашему вкусу или дизайну интерьера. Поэтому купон не ограничивает Вас, поскольку Вы можете приобрести абсолютно любой багет или же проявить свое воображение и обрамить картину самостоятельно. Для этого нужно только обратиться в багетную мастерскую, где Вам помогут выбрать из сотен вариантов багета именно тот, рама из которого будет максимально соответствовать сюжету картины, оформлению интерьера и Вашим материальным возможностям.

Гобелен-купон также очень удобен для перевозок или пересылок. Его с легкостью можно скрутить и запаковать, поэтому отправить такой гобелен в место назначения или же взять с собой в поездку в качестве подарка не составит труда. А вот картину, оформленную в раму, перевезти намного сложнее и несколько проблематично.

Гобелен для вышивки лентами

Гобелен без рам имеет еще одно преимущество: он очень удобен для занятий творчеством, к примеру, вышивкой лентами. Вы сможете самостоятельно создать неповторимое произведение искусства, либо воспроизвести сюжеты отечественных и зарубежных художников таких, как Горячев, Дандорф, Вебер, Крюгер и многих других.

С гобеленом для вышивки лентами Вы с пользой проведете свободное время, реализуя свой творческий потенциал и раскрывая тайные уголки своей фантазии. А созданное Вашими руками изделие будет украшать интерьер дома, вызывая восхищение членов семьи и гостей. Обязательно попробуйте заняться этим рукоделием, возможно, Вы имеете огромный талант, о котором раньше не подозревали.

Где купить картины из гобелена в Москве?

Интернет-магазин «Литери» предлагает широкий выбор картин из гобеленовой ткани, которые прекрасно подойдут не только в качестве изысканной детали украшения интерьера, но и как оригинальный подарок членам семьи, родственникам, друзьям, коллегам по работе и руководителям. Купить в Москве гобеленовые картины у нас намного выгоднее, в отличие от многих других магазинов, поскольку мы устанавливаем приемлемые цены на эту эксклюзивную продукцию.

Узнать интересующую информацию и оформить заказ Вы сможете по телефону: 8 495 212 13 80.

Во время большого французского путешествия нам удалось познакомиться с двумя необыкновенными произведениями старинного ткачества и вышивки. Первое – это в Анже, второе – гобелен в Байё. В этот город следует приехать только за тем, чтобы своими глазами увидеть грандиозное творение вышивальщиц (или вышивальщиков?), которому без малого уже 1000 лет! Конечно, ни один интернет-источник не заменит впечатление от настоящей вещи. Но может дать представление о грандиозной работе древних мастеров. А заодно, освежит в памяти важнейший эпизод Средневековой истории Англии – её покорение Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем в 1066 году.
С краткой исторической справки и начнём – так понятнее будет разбираться в событиях гобелена.
1051 год. На землях англо-саксов правит король Эдуард Исповедник – племянник нормандского герцога Ричарда II . Детей ему Господь не дал (есть легенда, что свою жену он не любил и оставался девственником), он провозгласил своим наследником молодого нормандского герцога Гийома (в Англии его называют Вильгельмом) – своего двоюродного брата.
1064-1065 годы. Другой претендент на престол – Гарольд был братом королевы Эдиты, супруги Эдуарда Исповедника. В 1064-1065 годах Гарольд оказался в плену у Ги I де Понтье. Вильгельм Завоеватель выкупил его из плена и Гарольд был вынужден признать спасителя наследником престола, поклялся в верности и обещал ему свою поддержку.
1066 год. Смерть короля Эдуарда Исповедника. Английский совет «Витенгамот» признал королём Гарольда. Вильгельм не был им нужен, ведь чужестранец начнёт притеснять местную знать, отбирать у них земли, звания и одаривать своих приближённых-норманнов. Гарольд вступил на престол. Вильгельм здесь же обвинил его в клятвопреступлении, собрал эскадру, разгромил английские войска при Гастингсе и воцарился на английском престоле. Гарольд погиб во время битвы.

Технические и исторические подробности приведём ниже, когда будем рассматривать многочисленные сцены гобелена. “Гобелен” в данном случае назван так условно. В действительности он выполнен в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани. Снимки взяты с официального сайта музея гобелена в Байё.

Изображённые на гобелене события 1064-1066 годов составляют независимый взгляд на события, который несколько отличается от сохранившихся письменных источников. И если описания главных событий, в целом совпадают с письменными источниками, то в деталях часто противоречат им. Лаконичная природа текста гобелена не объясняет причину несовпадений.

Следует заметить, что о некоторых событиях намеренно рассказано не вполне ясно. Например, о миссии, которую доверил Гарольду Эдуард Исповедник в начале повествования или о содержании завещания короля Эдуарда. Автор, несомненно, знал о разных толкованиях событий по обе стороны Ла-Манша.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРМАНДИЮ
Сцена 1. В самом начале ковёр был сильно повреждён, но его тщательно реставрировали. Король Англии с 1042 года Эдуард Исповедник разговаривает со своим зятем графом Уэссекса Гарольдом, вероятно, в Вестминстерском дворце. Гарольд в то время был самым могущественным аристократом страны и претендентом на престол. Затем Гарольд (справа) с ястребом в руке отправляется на южное побережье в свои владения Бошем в Сассексе (Bosham in Sussex) со свитой и охотничьими собаками.

Сцена 2. Гарольд со своим спутником входят в храм в Бошеме чтобы помолиться о безопасном плавании. Они пируют в одном из многочисленных дворцов поместья Гарольда в Бошеме (обратите внимание на рог для питья, такая посуда была чрезвычайно распространена в скандинавских кругах) и отправляются в мирный поход – никто из свиты не вооружён. Почему – историкам ничего не известно. Гарольд входит на корабль и отправляется в плаванье. В руках он по прежнему держит ястреба.

Сцена 3. Попутный ветер несёт корабли и Гарольд пересекает Ла-Манш. С мачты сквозь туман следят за берегом. Это Понтье, земли могущественного герцога Ги I де Понтье. Гарольд показан здесь дважды. Слева он стоит на корабле, готовый ступить на берег. Как только его ноги коснулись земли, его схватили люди герцога, который руководит ими, сидя на коне справа.

ПЛЕНЁННЫЙ
Сцена 1. Хоть Гарольд теперь и узник, но к нему относятся с уважением. В центре сцены он изображён на коне со своим ястребом, он скачет в Борен (Beaurain). Справа Ги I де Понтье на троне беседует с Гарольдом.


Сцена 2. В следующих трёх частях последовательность событий показана в обратном порядке. От повелителя Вильгельма Нормандского к герцогу де Ги прибывают два посланника и требуют освобождения Гарольда. Известно, что на этой сцене изображён Турольд – племянник епископа Одо из Байё. Турольд – либо маленький человечек левее центра сцены, либо один из двух посланников справа. Передано, с какой яростью скачут эти всадники – посланники Вильгельма – их волосы развеваются на ветру, они полны серьёзного намерения огласить де Ги волю его повелителя.

Сцена 3. На самом деле эта сцена должна быть первой из трёх. Вильгельм получает весть, что герцог Ги захватил Гарольда. Ги подчиняется приказу и приводит Гарольда на встречу с Вильгельмом. Ги на голубом коне, он указывает на Гарольда, едущего за ним, оба держат в руках ястребов.

НЕЗНАКОМКА

Сцена 1. Вильгельм и Гарольд в сопровождении солдат скачут во дворец Вильгельма в Руане. (Теперь нормандец изображён с ястребом!) Вильгельм сидит, когда Гарольд говорит с ним. Здесь же изображён загадочный эпизод. На гобелене появляются две фигуры: дама, её зовут Элфгива (Aelfgyva), (определённо, она англичанка) и духовное лицо. Кажется, они не имеют отношения к происходящему, но должно быть, это событие было хорошо известно в XI веке. Скорее всего, сцена связана с любовным скандалом. В нижнем регистре изображён нагой человек.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Сцена 1. Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандских солдат в походе на герцога Бретани Конана (Conan of Brittany). Они проезжают гору Сен-Мишель – границу Нормандии и Бретани.

Чтобы добраться до Бретани нужно переправиться через реку и армия едва уносит ноги от плывуна. Воины поднимают щиты над головой, чтобы они не намокли. Несколько солдат попадают в зыбучие пески и Гарольд спасает сразу двоих!

Сцена 2. Нормандская армия атакует Дол и герцог Конан сбегает, спустившись по верёвке из замка – в центре изображён маленький человечек, спускающийся по верёвке из башни. Преследуя Конана норманны достигают Ренна (Rennes), столицы Бретани.

Сцена 3. Норманны настигли Конана в Динане. В битве всадники бросают копья, солдаты пытаются поджечь оборонительные укрепления. Конан сдаётся. На острие копья он отдаёт Вильгельму ключи от Динана. Кампания закончена. За верную службу Вильгельм награждает Гарольда оружием и посвящает его в рыцари. Этот ритуал хорошо был известен во Франции, но в Англии в это время такой традиции не существовало. Также эта сцена означает признание Гарольдом Вильгельма, как своего сюзерена. С норманнской точки зрения эта сцена чрезвычайно важна.


КЛЯТВА
Сцена 1. Вильгельм с Гарольдом возвращаются в Нормандию и приезжают в Байё. В этом эпизоде есть иллюстрация замка в Байё, его построили в X веке и разрушили в XVIII-ом.

Это кульминационная сцена, на святых реликвиях Гарольд даёт клятву верности Вильгельму (изображение в центре). В присутствие нормандского герцога Гарольд кладёт руки на две реликвии и присягает сюзерену на верность. Текст присяги не известен, но, скорее всего, Гарольд дал слово в случае смерти короля Эдуарда не препятствовать Вильгельму занять освободившийся английский престол. Но действительно ли Гарольд обещал поддержку Вильгельму? Эта сцена является ключевой всей разворачивающейся драмы гобелена – за ней последует смерть Гарольда и крах всей его семьи. Но, по крайней мере, английский граф свободен и возвращается в Англию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Сцена 1. Гарольд беседует с королём Эдуардом Исповедником и рассказывает ему о своих приключениях. Король изображён старым, слабым и больным. Однако на самом деле в это время он был вполне здоров, хоть в это время ему уже было 62 года.

СМЕРТЬ КОРОЛЯ
Сцена 1. События следующего года оставлены автором гобелена без внимания. Рассказ продолжается событиями 5 января 1066 года, когда умер король Англии Эдуард Исповедник. Здесь хронология повествования нарушена. В гобелене показана сначала сцена погребения, а затем смерти. Слева мы видим похоронную процессию к большой новой церкви Вестминстерского Аббатства. Эдуард был очень болен и не присутствовал на освящении нового храма 28 декабря 1065 года. Хотя храм – это его детище, он строил собор с размахом, доселе невиданным на северной стороне Ла-Манша. В центре изображён дворец. В верхней палате мы видим короля Эдуарда в постели, он говорит со своими верными подданными, включая Гарольда и свою супругу, королеву Эдит. Назвал он Гарольда или Вильгельма своим приемником на смертном одре – неизвестно, каждый исследователь предлагает свою версию. В нижней палате дворца король показан мёртвым, рядом с ним стоит священник. Справа два знатных царедворца протягивают Гарольду корону и топор, символы царской власти. Гарольд принимает регалии.


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
Сцена 1. Утром 6 января 1066 года похоронили короля, а днём проходит коронационная церемония Гарольда, Новый король сидит на троне, по его левую руку стоят приближённые, по правую – архиепископ Кентерберийский Стиганд (Archbishop Stigand). Англо-саксонскую знать, присутствующую на коронации, легко узнать по их оружию: они вооружены большими боевыми топорами. На заднем плане народ приветствует нового короля. Появляется “звезда с волосами” – это комета Галлея. Более раннего её изображения, чем на гобелене из Байё, пока не найдено.


Комета Галлея в верхнем ряду справа над трёхкупольным зданием

Народ в ужасе – появление небесного тела воспринимается как зловещий знак. Сцена слева – Гарольду докладывают о комете и новоиспечённый король со страхом принимает весть. В нижнем регистре изображёно несколько призрачных кораблей, это указание на грядущее вторжение норманнов.



ЗАДУМЫВАЯ ВТОРЖЕНИЕ
Сцена 1. До герцога Нормандии Вильгельма через Ла-Манш дошли вести о смерти Эдуарда и воцарении Гарольда: мы видим, как отплывает английское судно, чтобы предупредить его о случившимся. Герцог в ярости – он уже видел себя английским королём и посчитал Гарольда узурпатором. Он решает идти на Англию войной и собирает флот кораблей. Слева от него изображён епископ Байё Одо, его единоутробный брат по матери. В этой сцене Одо появляется впервые.


Сцена 2. Люди Вильгельма готовят вторжение и строят флот. Лесорубы рубят деревья и делают из них доски. Из досок строят корабли и спускают их на море. Эти сцены гобелена самые знаменитые и очень яркие и живые. Мы видим плотников с топорами, подгонку досок и появление судна, в носовой части оно украшенно драконом. Мы знаем, что Вильгельм также реквизировал все имеющиеся у норманнских вельмож корабли, но на шпалере это никак не отражено.


Сцена 3. На корабли на руках и на тележках доставляют еду и питьё. Также подносят оружие – кольчуги, шлемы, мечи и копья. Подносят вино в сосудах из звериных шкур, в бочках, в мешках и другой самой разнообразной таре.

ПЕРЕПРАВА
Сцена 1. Вильгельм ведёт своё войско для посадки на корабли и они отправляются. Автор гобелена пропустил многое из событий начала похода – долгое ожидание попутного ветра в Див-сюр-мер (Dives-Sur-mer), блуждания вдоль берега в поисках удобной пристани в Сент-Валери-сюр-Сомме (Sent-Valery-sur-Somme). Показано лишь пересечение Ла-Манша напрямик – создатель показывает начало марша Нормандии к победе.


Но ещё лучше на гобелене представлены лодки норманнов – украшенные резными драконьими головами, они устремляются вперёд, подгоняемые попутным ветром. Хорошо видны разноцветные паруса и щиты, вставленные в отверстия для вёсел кораблей, которые везут воинов и, наконец, судно с лошадьми на борту.

Сцена 2. На море множество кораблей, корабли полны солдат и лошадей. Вильгельм плывёт на корабле Мора, подаренным его женой Матильдой. Его корабль легко отличить от других – маленький человечек трубит в трубу, над мачтой виден флаг с крестом – без сомнения, это “штандарт Святого Петра”, вручённый Папой Александром II который благословил герцога на его предприятие.


БЕРЕГОВОЙ ПЛАЦДАРМ
Сцена 1. 28 сентября армия Вильгельма высадилась на Английском берегу, в Певенси (Pevense), сейчас это место находится в нескольких милях от моря. Корабли вытащены и сушатся высоко на берегу. Воины скачут по направлению к Гастингсу и запасаются провизией, отнимая скот у земледельцев.

Сцена 2. 29 сентября 1066 года операция начинается. На берегу добывается необходимая провизия и на открытом воздухе готовится небывалый пир – цыплята на шпажках, на открытом огне тушится мясо, блюда вынимаются из печи. Здесь есть возможность оценить, каким образом в то время готовили еду.

Епископ Байё Одо благословляет еду и вино. Справа изображён Вильгельм, он восседает за столом, пируя со своими двумя единоутробными братьями, с достоинством сидящими по обе стороны от герцога. Слуги нагружают еду на щиты и подносят её для банкета. Вадард (Wadard), приближённый Одо, изображён слева за столом.


Сцена 3. Герцог Вильгельм вступает в спор со своими единоутробными братьями епископом Одо и Робертом, графом Мортена (Count of Mortain).

Епископ Одо, Роберт, граф Мортена

Чтобы укрепить базу норманнов в Гастингсе возведён мотт – постройка наподобие замка. Посыльный приносит весть о прибытии Гарольда и его войска. Вильгельм расчищает поле битвы – он приказывает сжечь несколько домов. Справа женщина с ребёнком спасаются из горящего дома.


ВИЛЬГЕЛЬМ СКАЧЕТ НА ВОЙНУ
Сцена 1. Изображено утро битвы, 14 октября 1066 года. Вильгельм покидает Гастингс и в полном снаряжении собирается вскочить на коня. Норманнская конница Вильгельма скачет навстречу английском войску Гарольда. Встреча произошла примерно в 8 милях от нынешнего берега где позже было построено аббатство.

Сцена 2. Здесь Вильгельм изображён дважды: сначала на тёмном коне во главе своего войска. Затем сразу справа, он спрашивает одного из приближённых Одо Виталя (Vital), заметил ли уже тот армию врага.


Сцена 3. Теперь изображена английская сторона. Стражник предупреждает Гарольда о приближении войска норманнов. И снова показаны норманны: Вильгельм с булавой в руке произносит речь, чтобы подбодрить своих воинов, он призывает их быть смелыми и мужественными.


БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ
Сцена 1. Норманны атакуют и начинается битва при Гастингсе. Быстрый ход французской кавалерии защищают пешие лучники


Сцена 2. Воздух наполняется стрелами и пиками, воины падают замертво. Английская сторона пешая, солдаты вооружены боевыми топорами и пиками, они защищают себя стеной щитов. С обеих сторон наступают норманны. Нижний регистр ковра заполнен картинами тел погибших и раненых воинов.

Сцена 3. Насилие продолжается, люди до смерти рубят и колют друг друга. Оба брата Гарольда погибли в этой битве.


Гибель братьев Гарольда.

Сцена 4. Битва показана в самом разгаре: люди и лошади падают замертво на землю, нижний ряд усеян убитыми воинами и лошадьми.

С булавой в руке появляется епископ Одо, он машет оружием и подбадривает своих последователей. Обратите внимание, что у священнослужителя не меч, а булава, его сан запрещает проливать людскую кровь.

Сцена 5. Вильгельм упал с лошади. Но чтобы показать, что он жив, герцог поднял забрало шлема и открыл лицо. Его воины должны это увидеть, он побуждает солдат продолжать сражение. Граф Юстас (Count Eustace) несёт изукрашенное знамя, вполне возможно, что это та самая хоругвь, которую Папа вручил Вильгельму как знак поддержки его намерения вторгнуться в пределы Англии.

Сцена 6. Кажется, норманны берут верх в битве, но она ещё продолжается. Много воинов полегло, одному отрубили голову. Справа изображена самая известная сцена: норманны убивают короля Гарольда. Но как в самом деле он был убит? Кажется, что на этой сцене его изобразили дважды: сначала он вытаскивает стрелу из глаза, во второй раз он повержен норманнским рыцарем. В этой части очень ковёр трудно поддаётся расшифровке, но исследователи сходятся во мнении, что показана сцена гибели Гарольда.

Сцена 7. Битва заканчивается с гибелью короля. Победители преследуют оставшихся в живых англо-саксов.

Заключительная сцена ковра не сохранилась. Была ли на ней была изображена церемония коронации Вильгельма Завоевателя королём Англии в Венстминстере? Ответить на это вряд ли возможно, но эта сцена отлично подходила к началу повествования – коронации короля Эдуарда Исповедника, который утвердился на троне всего за два года до описываемых событий.

Финальные сцены гобелена были восстановлены в XIX веке и весьма грубо.

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОБЕЛЕНЕ В БАЙЁ

Ковёр Байе – это не только удивительное произведение искусства, это и бесценный исторический документ. Историки находят в нём множество важных деталей. Даже после двухсотлетнего исследования значение многих элементов не ясно и учёным ещё предстоит потрудиться над расшифровкой их истинного смысла.

В любом учебнике по истории Средних веков обязательно есть иллюстрации какой-то части ковра из Байё. В английских, американских, скандинавских книгах их даже больше, чем во французских. Знаменитый гобелен привлекает не сотни, а тысячи туристов ежегодно, о нём написано множество книг и бессчётное количество статей, но он так и не изучен до конца.

О гобелене заговорили в сравнительно недавних источниках. Впервые он был упомянут в 1476 году среди ценностей собора Байё и до начала XVIII века о нём ничего не было известно. Поэтому точная дата его изготовления весьма спорна. Скорее всего, его выткали вскоре после завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Возможно, шпалера появилась между 1070 и 1080 годами. Есть основания полагать, что гобелен расшили для торжественного освещения вновь построенного собора в Байё.

Определённо, что работу выполнили английские мастера, возможно из графства Кент (County of Kent). Сейчас уже никто не скажет, женщины или мужчины занимались его вышиванием. Но нет сомнения в том, что эти люди имели отношение к храмам Кентеберри. Есть все основания полагать, что работу заказал и оплатил епископ Байё Одо, единоутробный брат Вильгельма Завовевателя, когда он был первым графом Кентским. В средние века и до самой французской революции ковёр регулярно вывешивали в соборе в первых числах июля, в ознаменование событий, которые на нём изображены.

Во время Революции отцам города удалось сохранить бесценную шпалеру. Указом Наполеона её объявили национальным достоянием и Байё обязали хранить и заботиться о нём. В XIX веке гобелен несколько раз реставрировали. В 1982 году тщательные исследования установили, что несколько последних сцен ковра утеряны. С 1983 года его выставляют в здании бывшей главной епархиальной семинарии. Осмотр гобелена организован очень грамотно – туристам выдают аудиогиды на разных языках, в том числе на русском. Русский текст составлен великолепно – диктор живо и интересно повествует о событиях, обращает внимание на детали, которые пронумерованы. Туристы движутся в одном направлении, не мешая друг другу. Фото и видеосъёмка запрещены, поэтому никто не стоит перед вами с фотоаппаратом и не мешает изучать ковёр.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

Ещё раз подчеркнём, что хотя это произведение и зовётся гобеленом, но выполнили его отнюдь не ткачи, а вышивальщики. Ковёр состоит из восьми широких льняных полос неодинаковой длины. Сцены вышиты шерстяными нитями. Длина ковра – около 70 метров, ширина – около 50 см. Позже вся работа была пришита на другое льняное полотно, грубее по качеству. Это дало возможность пронумеровать все сцены, что почти наверняка сделали в XVIII веке.

Все сцены вышиты пряжей восьми разных цветов. Они довольно высоко выступают над фоном бисквитного цвета. Контуры фигур подчёркнуты стебельчатым стежком, они контрастируют с ровными участками шва гладью. Несмотря на то, что гобелену уже более 900 лет, нити сохранили первоначальный цвет! Всего несколько нитей выдернули из гобелена, может быть в Средние века, может быть позже, но швы и стежки видны настолько ясно, что можно проследить всю технику работы. Единственные сцены, которые больше всего пострадали от времени – это сцены после смерти Гарольда. Они не подлежат реставрации. Да и сцены отступления английских войск считаются довольно грубой подделкой. Никто сейчас уже не может сказать, что было изображено на финальных картинах, но совершенно ясно, что утеряно совсем не много.

Почти по всей своей длине гобелен разделён сверху донизу на три сегмента: верхняя и нижняя части отделены от главной центральной композиции почти непрерывной линией. На них изображены фигуры, которые не имеют отношения к главному повествованию. До сих пор является загадкой, зачем их поместили на ковёр. Там изображены главным образом фантастические животные, что упоминаются в романском искусстве (львы с поднятыми хвостами, грифоны и пр.), лиственный орнамент, различные завитки. В первой половине ковра нижняя полоса занята живыми сценами, частично взятыми из сюжетов древних сказаний, но чаще всего без какого-то определённого значения.

Есть ли в этих изображениях какие-то параллели с главным действием? По сей день это не удалось выяснить. Когда сцены главного повествования становятся напряжённее, фигуры в верхней и нижней полосах дополняют рассказ, особенно это заметно во второй части истории: лучники, окружающие кавалерию, разбросанные тела убитых, мародёры, снимающие с мёртвых оружие и амуницию. В верхней части центральной полосы помещён комментарий на латыни. Повествование вышито заглавными буквами, названы некоторые главные персонажи. Это краткое описание событий не представляет никакого литературного интереса, но является одним из главных источников истории завоевания и событий, ему предшествующих. Написание имён и названий – например, король Эдуард, мистическая Элфгива (Aelfgyva), города Байё, Певенси и Гастингс и, наконец, имена братьев Гарольда, доказывают, что текст составил англичанин.

Последовательность событий показана довольно современными способами – действие развивается от одной сцены к другой. Движение передаётся несколькими изображением почти одинаковых фигур – когда скачет или атакует кавалерия, когда флот пересекает Ла-Манш. На протяжении всей шпалеры на заднем плане нет ни единого изображения пейзажа, исключение составляет только гора Сен-Мишель. Но контрастные цвета, например между ног лошадей подчёркивает идею перспективы.

  • АВТОРЫ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

С точки зрения авторства гобелена следует назвать три, или даже четыре уровня исполнителей.
1.Человеком, который заказал эту работу, был, вероятно, епископ Байё Одо или Едо Контевиль (1045-1096), единоутробный брат (брат по матери) Вильгельма Завоевателя. На самой шпалере он показан как минимум трижды: благословляющим пищу, когда норманны высадились на английском берегу, когда французы строят лагерь и, в последний раз, во время кульминации битвы. Вполне вероятно, что его также изобразили, хотя не назвали, в сцене, где Вильгельм получает весть о коронации Гарольда. Известно, что Одо был очень сильной личностью, обладал острым умом, ценил искусство. Его больше привлекала политика, чем служение церкви.
2. Автор рисунков гобелена без тени сомнения был англичанином. Он был знаком с ранними работами в этой же технике, а также с древними манускриптами начала XI века, хранившимися в Кентербери. Разные подходы к изображению этих событий давали ему полную свободу и он не преминул ими воспользоваться.
3.Был ли автор рисунков также и автором текста – неизвестно, но почти наверняка он тоже был англичанином. Этот человек явно получил отличное образование. Некоторые из его образных выражений удивительны и несут литературный аспект, например, речь Вильгельма Завоевателя во время битвы.
4.И, наконец, выполнившие работу вышивальщики или вышивальщицы. Они провели долгие месяцы за доверенной им скрупулёзной работой. Артель древних мастеров иглы работала настолько слаженно, что невозможно отличить участки, выполненные разными руками, кажется, что фигуры вышиты одним человеком, что невозможно даже предположить.

Следует добавить, что в XVIII веке появилась легенда о причастности супруги Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, к выполнению шпалеры. Легенда не имеет под собой основания, королева Матильда не имеет ни малейшего отношения к выдающемуся произведению древних мастеров.

  • ТЕМА ГОБЕЛЕНА ИЗ БАЙЁ

С первого взгляда, основной темой шпалеры стала битва при Гастингсе и гибель английского короля Гарольда. Этот сюжет назван главным и в конце XV века, когда обнаружили гобелен. Но ведь такая сцена абсолютно неприемлема для храма и её никогда не стали бы ни хранить, ни выставлять в соборе! И если бы главным сюжетом композиции действительно была бы победа норманнов, то зачем начинать повествование с 1064 года?

На самом деле главная идея повествования имеет глубокий религиозный смысл – это наказание за клятвопреступление, за то, что человек не сдержал слово, данное на святых реликвиях и неизбежное наказание виновного за обман, показанное в последовательности событий.

Именно поэтому, непременно нужно было показать клятву, данную Гарольдом на святых реликвиях. Повествование завершается смертью клятвопреступника, наказание показывает могущество Вседержителя. Следовательно, моральный аспект изображения превалирует над военным и политическим. Все необходимые сцены, которые помогают вникнуть в причины вторжения и детали самой битвы оставлены без внимания. Мы не видим ни причин, по которым Вильгельм имеет право претендовать на английский трон, ни интриги младшего брата Гарольда Тостига, ни коронации в Венстминстере 25 декабря 1066 года. Всё это известно по другим источникам и не отражено ни в одной из сцен гобелена.

Но нет основания говорить о том, что гобелен не прославляет победу норманнов при Гастингсе и их предводителей – самого Вильгельма Завоевателя и его единоутробных братьев – епископа Одо и графа Роберта. Но в то же время это сделано удивительно сдержанно: ни в тексте, ни в иллюстрациях, англичане не унижаются ни единым словом, ни единым действием. Вина в Господнем наказании полностью лежит на Гарольде и это ни в коем случае не отражается на их человеческих качествах, ни паче чаяния военной доблести в битве, которая поставлена на один уровень со смелостью норманнов. “Здесь англичане и французы вместе гибнут в битве” – говорится в 53 сцене гобелена. Удивительно, что победителей называют “французы”, а не “норманы”, как всегда говорили к северу от Ла-Манша, и не “норманны”, как писали все авторы герцогства.

  • ГОБЕЛЕН ИЗ БАЙЁ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Небывалое богатство выражено, прежде всего, множеством сцен – 626 фигуры, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, можно посчитать и другие детали. Здесь же удивительное количество подробностей всех аспектов жизни в XI веке – оружие, одежда, конская упряжь, строительство кораблей, сцены охоты и приготовления блюд. Все детали невозможно даже перечислить, остановимся на наиболее важных.

В первую очередь, в большинстве случаев художественные идеи ковра взяты с точки зрения английской стороны Ла-Манша, где работал его создатель. За исключением некоторых сцен, автора не интересовала разница между англичанами и норманнами. На поле битвы воины обеих сторон одеты в одинаковые кольчуги (с брюками, очень удобными для английской пехоты и совершенно бесполезными для норманнских кавалеристов), на головах одинаковые шлемы, они воюют одинаковыми мечами и копьями. На море английские и норманнские корабли невозможно отличить. Однако, по крайней мере в ранних сценах, англичане изображены с длинными волосами и усами, а норманны бриты, их волосы подстрижены до уровня шеи. В бою норманны, в основном, лучники, а англо-датская гвардия Гарольда вооружена знаменитыми боевыми топорами викингов.

Следует отметить, что автор, скорее всего, был очевидцем происходящего. Профессиональные кавалеристы и коневоды, во всяком случае, принимают его за своего: он был любителем лошадей и не оставил без внимание ни одно возможное движение коня. Также, создатель шпалеры настолько хорошо разбирался в кораблях и мореплавании, какое ещё не наблюдалось со времён древних греков. Он также знал толк в реликвариях, в которых хранились святые мощи: одно из них показано в сцене присяги Гарольда, этот мощевик удивительно напоминает единственную скандинавскую реликвию того времени. Кроме того, автору гобелена знакомы рыцарские традиции и королевский церемониал погребения. Из этого мы выводим, что он был человеком широких интересов и обладал несомненным талантом в передаче несколькими штрихами (возможности вышивки ограничены) сути сюжета, который он показал столь ярко.

Многие сцены гобелена, даже те, что не имеют прямого отношения к действию, очень тщательно изучили. Гарольд отправляется в плавание в Понтье после того, как он посетил церковь в Бошеме. Этот храм изображён с высокой и узкой аркой.

Это точная форма арок саксонских церквей, такие арки до сих пор разделяют неф и хоры храмов. Гарольд покидает корабль с ястребом на руке – из источников XII века известно, что он владел книгой о повадках и разведении ястребов. Во время осады Дола беглец спускается со сторожевой башни на верёвке.

Беглец спускается со сторожевой башни на верёвке

Тот же самый способ описан летописцем (хронистом) Ордериком Виталем (Orbderic Vital) вскоре после осады Антиохии (Antioch). При сдаче Динана герцог Конан передаёт норманнам ключи от города, они кажутся огромными.

Датские археологи обнаружили подобные ключи. То здесь то там, появляются здания с арочными крышами и здания, похожие на перевёрнутый корпус корабля – существование таких домов подтверждено находками норвежских и английских археологов.

Передавал ли автор события с хронологической точностью? Хотелось бы у него попросить разъяснений по поводу очевидного факта – король Эдуард Исповедник сначала показан на смертном одре, а на следующей сцене он показан дающим указания приближённым. Здесь автор применил инверсию, зачем – не известно. Однако, временные отношения переданы с разной интенсивностью: в некоторых сценах время идёт медленно, действие показано подробно, в других – наоборот, создатель перескакивает от одного временного события к другому очень быстро, например, совсем не показано, что происходило в 1065 году. Многие современные исследователи объявили автора гобелена виновным из виновных в вопиющем нарушении последовательности событий. Но более тщательные исследования показали, что они не правы.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

До наших дней дошли лишь несколько документов, представляющих столь живые картины такой широкомасштабной военной операции, включающей и оружие и тактику ведения боя.

На ковре показаны три вида амуниции: кольчуги, шлемы и щиты. Около двухсот всадников, как английских, так и норманнских одеты в одинаковые кольчуги. Они защищают тело, руки до локтя или немного ниже, ноги закрывают что-то вроде кольчужных брюк (хотя, на самом деле, всадники такие штаны вряд ли носили). На груди очень часто показана съёмная пластина. В время боя на воинов надет так называемый “кольчужный колпак” – сетка, которая защищает шею. Во времена, когда каждое кольцо и каждое соединение выковывалось вручную, можно себе представить, сколько стоило полное вооружение.

Все шлемы были коническими с пластиной, защищающей нос, но на шлеме отсутствовала защита шеи. Большинство щитов овальной или миндалевидной формы с остриём вниз. Щиты, скорее всего деревянные, обтянуты кожей. Щиты имеют разную окраску. Те, что принадлежат командирам, имеют отличительные знаки. Несколько английских пехотинцев изображены с круглыми щитами.

Из оружия на гобелене показан меч – длинный и обоюдоострый; пика, её вкладывают под руку и таким образом всадник может ею пользоваться при фронтальной атаке (одно из самых ранних упоминаний такого применения пики на гобелене Байё) или, когда рука поднята, как дротик; также изображен боевой топор викингов, телохранители Гарольда раскачивают его обеими руками.

Лучники вооружены довольно короткими луками и это единственное их оружие. Колчан закреплён либо на плече, либо на поясе. Несколько человек из знати показаны с дубинами или булавами, например епископ Байё Одо, как упоминалось выше, священнослужитель не может проливать кровь, и герцог Вильгельм.

Представляет интерес и конская упряжь. На лошадях надеты тяжёлые сёдла, всадник в них сидит прочно и надёжно, тело зафиксировано как спереди, так и сзади: с седла спускаются стремена, они были новым изобретением запада. В таком положении всадник мог выдержать удар пики противника, при этом не слишком подвергаясь риску быть опрокинутым с седла. В те времена все носили шпоры.

Англичане, обычно, сражались пешими, даже если сам Гарольд был конным. Главный удар норманны наносили тяжёлой кавалерией. Но тактику начала битвы вряд ли можно назвать скандинавской: сначала выступил отряд лучников, который отошёл назад сразу после того, как вступили основные силы. В сражении командиров можно узнать по их штандартом, которые держит окружающая его свита. Несомненно, стяг Вильгельма имеет изображение креста, потому что он получил благословение Папы. На штандарте Гарольда нарисован зверь, подобный дракону, вероятно вырезанный из листа бронзы, точно такие же обнаруживаются в Норвегии и используются как флюгеры на крышах церквей.

Стоит отметить, что гобелен также служит основным источником истории фортификаций некоторых областей и городов: Бретани, Байё и Гастингса. Замки построены из дерева и расположены на насыпных курганах: они являются основополагающими для норманнов в XI столетии, но вряд ли существовали в Англии во времена Эдуарда Исповедника.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ИСТОРИЯ ФЛОТА

С этой точки зрения гобелен изучили наиболее тщательно. Без этого многие стороны конструкции и использования нефов (esnèques) остались бы неизвестными. Esnèque – (от скандинавского snekkja) – в XI – XII веках в Нормандии так называли ладьи, на которых ходили викинги. До сих пор ни одного зверя, подобного дракону, украшающего носы этих кораблей, археологи не обнаружили. И хотя во многих источниках упоминаются подобные украшения, увидеть их можно лишь на гобелене Байё. Точно также, иллюстрации парусов и другой оснастки кораблей обнаружены лишь на нечётких изображениях на колоннах на Шведских остравах Готланда и датируются VIII-IX веками.

Все корабли на гобелене имеют одинаковый скандинавский тип, за исключением некоторых вариаций. Они происходят от того же типа кораблей викингов, которые обнаружены в королевских захоронениях Норвегии или найдены во время археологических раскопок в Датских фьордах. Такой тип кораблей доминировал во всей северной Европе с VIII по XII столетие. Их приспосабливали для военных нужд, либо для перевозки людей и товаров. Делали их их дерева, доски подгоняли не “встык”, а с нахлёстом, киль был порожним. Корабли отличались довольно низким фальшбортом с отверстиями для вёсел, последние вёсла можно было снять. На таких ладьях не было ни палубы, ни трюма. Осадка у них была достаточно мелкая, таким кораблям не нужна была гавань: экипаж просто подтаскивал судно к берегу, мачту снимали. Корабли были достаточно большими, передвигались за счёт парусов. Парус был один, по форме больше треугольный, чем прямоугольный, внизу прикреплялся к центральной мачте. Эти ладьи могли также передвигаться с помощью гребцов, но на гобелене сцены гребли отсутствуют.

Эти корабли были достаточно надёжными и долго служили, они отличались манёвренностью, но были чрезвычайно неудобны. Гобелен Байё не даёт ответа на вопрос, сколько людей мог вмещать такой корабль, но скандинавские источники говорят, что на обыкновенном судне могли сидеть 30-40 человек. Поэтому можно себе представить, что в походе 1066 года весь флот состоял из нескольких сотен кораблей.

Лошадей, по видимому грузили по широким сходням из брёвен, это можно видеть на гобелене, такую технологию знали ещё викинги. Её усовершенствовали в Нормандии во время похода на Сицилию в 1060 году и она стала одной из решающих причин успеха Вильгельма Завоевателя.

В заключении прилагаем видеозапись анимации гобелена. Некоторые сцены гобелена пропущены, но видео даёт великолепное представление о событиях, изображённых на шпалере.

Обычно, музей открыт ежедневно, но иногда его закрывают на реставрацию.
В 2014 году он не работает с 6 по 31 января. Он также закрыт с 24 по 26 декабря 2014 года.
Ежегодно музей закрывается в 12.30 31 декабря и открывается в 14 часов 2 января.
В остальные дни он открыт:
С 15 марта по 15 ноября – 9 до 17.45, с мая по август – до 18.15.

С 16 ноября до 14 марта музей работает с 9.30 до 11.45 и с 14 до 17.15.
Ссылка на страницу расписания работы музея .

Авторы статьи путешествовали по Франции на автомобиле, в навигатор установили пункт назначения – центр города Байё. Адрес: Musée de la Tapisserie de Bayeux Centre Guillaume le Conquérant 13 bis rue Nesmond.
Прилагаем ссылку на Гугл-карту музея .

На нашем сайте можно познакомиться с ещё одним необыкновенным произведением ткачества – Ковром Апокалипсиса

Буквально с момента изобретения гобелен считается роскошной и дорогой тканью. Ведь недаром еще в средневековье с помощью этого материала состоятельные люди отделывали мебель и создавали убранства замков и дворцов. В давние времена гобелены делали вручную. Это был долгий и кропотливый труд, в результате которого получались шикарные тканые картины, называемые шпалерами. Хотя за время своего существования гобеленовые ткани претерпели некоторые изменения, они остаются любимыми и востребованными как дизайнерами, так и обычными людьми.

История гобелена

Декоративная шпалера, или гобелен, знакома человечеству не одну сотню лет. Предметы одежды из этого материала находили в гробницах египетских фараонов. Древние греки украшали свои жилища ткаными коврами с изображениями богов и мифических героев, а перуанские мастера ткали погребальные саваны.

Все работы по производству ковров с различными сюжетами проводились вручную. При этом перекрестно переплетались шерстяные и шелковые нити, а в особых случаях в ткань вплетали волокна из чистого золота или серебра.

Создание гобелена - трудоемкое занятие, требующее от ткача невероятно много времени и терпения. За год один мастер мог соткать ковер размером 1,5 х 1,5 м, поэтому стоимость таких изделий была невероятно высока, а пользоваться гобеленовой тканью могли только состоятельные люди.

В конце XVII века эту восхитительную ткань стали производить на французской мануфактуре Gobelin, тогда же и появилось современное название «гобелен». В России первая шпалерная фабрика появилась при Петре I, и работали там исключительно французские мастера.

Специалисты утверждают, что такое название могут носить именно те ткани, которые сделаны на мануфактуре в Париже, а все остальные следует называть шпалерами. Однако в настоящее время этим термином называют любое тканое полотно.


Особенности материала

После того как в начале XVIII века француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей, для гобеленов наступила новая эра. Теперь эта роскошная изысканная ткань стала производиться в больших количествах.

В наше время гобеленовую ткань изготавливают путем . Если для выработки обычного жаккардового полотна требует 2-3 нити, то для производства тканых картин понадобится более десяти волокон разных цветов и фактур.

В гобеленовых тканях и основа должны соответствовать определенным требованиям, только тогда картина будет выглядеть естественно. Нити утка должны быть эластичными, а основы - очень прочными.

Чаще всего для производства гобеленов используют следующие материалы:

  • шерсть овцы - прочные натуральные волокна, которые легко окрасить в любой цвет;
  • лен, хлопок - позволяют сделать легкие дышащие материалы;
  • шелк - натуральные волокна, придающие изделию нарядность и благородный блеск;
  • синтетические нити;
  • нити с добавлением металла (люрекс).

Обычно на гобеленах изображают картины известных художников, цветочные композиции или пейзажи. В последнее время появились новые технологии, позволяющие переносить на ткань даже фотографии.


Плюсы и минусы ткани гобелен

Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.

  • Ткань имеет высокую плотность, отлично держит форму, устойчива к износу.
  • Долго сохраняет цвета - не линяет и не выгорает на солнце.
  • Обладает антистатическими свойствами - не притягивает пыль и мелкий мусор, не накапливает статическое электричество.
  • Огромное многообразие художественных композиций и текстур обеспечивает широкое применение во многих сферах жизнедеятельности человека.
  • Не требует особого ухода - специальная обработка защищает изделия от загрязнений.

К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:

  • повышенная жесткость и значительный вес материи не позволяют шить из нее одежду;
  • изделия нельзя стирать и гладить, в противном случае могут появиться загибы и заломы.

Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.


Виды гобелена

Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.

Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.

Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.

  • Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
  • Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
  • Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
  • Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.


Как выбрать настоящий гобелен

Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.

Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.

  • Приобретать шпалеры лучше в специализированных магазинах, где у продавца наверняка имеется сертификат качества на товар.
  • Цвет и текстура выбранной вещи должны как можно лучше подходить к общему дизайну помещения, мебели и шторам.
  • Тканая картина должна иметь такие размеры, чтобы ее было видно целиком.
  • Аккуратная гладкая изнанка и рамочка, поставляемая в комплекте с картиной, свидетельствует о том, что гобелен высокого качества.
  • Рисунок должен быть четким и ярким, с хорошо просматривающейся композицией.

Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.


Уход за гобеленовой тканью

Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.

  • От пыли можно избавиться с помощью пылесоса или одежной щетки. В конце чистки желательно пройтись по поверхности материала влажной губкой, чтобы вещь приобрела свежий вид.
  • Если появилось пятно от пищевых продуктов или уличной грязи, изделие следует помыть. Мягкую губку или кусочек материи смачивают в мыльном растворе и легкими поглаживающими движениями оттирают загрязнение. Сушить изделие можно на улице, в солнечном месте с хорошей циркуляцией воздуха.
  • Гладить изделия из этой материи не рекомендуется. В крайнем случае допускается глажка с изнаночной стороны утюгом, разогретым не более чем до 150°С.
  • Не следует стирать вещи из гобелена в машинке. Если необходима стирка скатерти или наволочки, лучше сделать работу вручную с помощью щадящих моющих средств.
  • Для стирки и чистки гобеленовой ткани стоит использовать только специальные гели и порошки. Причем перед обработкой изделия на изнанке нужно проверить, не оказывает ли выбранное средство негативного воздействия на материал.
  • Тканые картины лучше прятать от попадания прямых солнечных лучей. Иначе гобелен может потрескаться, насыщенные цвета поблекнут и картина приобретет сероватый оттенок.

Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.

Гобеленовые ткани - роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи , они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.

Забавно, что сейчас ковер на стену – не комильфо, а гобелен – это креативно, модно, современно.

Гобелены ручной работы

Сегодня я расскажу о гобеленах, вернее о том, как создать на основе этого ремесла творческий бизнес. Гобелены знали еще древние египтяне и греки, ими украшали замки средневековые рыцари, сюжеты для них создавали такие художники как Рафаэль и Гойя, и сейчас они не менее актуальны.

Тканые картины — это довольно широкая тема, так как есть гобелены (шпалеры), которые создают промышленным способом и гобелены ручной работы. Первые это настоящая ткань, используемая для обшивки мебели, создания покрывал и прочего текстиля для интерьеров или, практически, тканые картины и чтобы создать такую красоту вручную, придется положить полжизни. Вторые зачастую сделаны нарочито грубо – из толстых ниток и с заметным переплетением. Но это не делает их менее красивыми, просто это уже практически самостоятельная отрасль, которую с первой объединяет общее название и некоторые приемы.

Классические гобелены

Виды гобеленов

Сейчас гобеленами называются ковры, созданные в разной технике. Иногда, даже кардинально отличающейся от традиционной.

  • гладкий (плоскостной) – создается в традиционной технике;
  • фактурный (рельефный) – техника традиционная, но некоторые части изделия выделяются более крупными (выпуклыми) стежками, создающими рельефное полотно;
  • многоуровневый – используются разные техники переплетения, рельеф, вышивка и пр.
  • нетканый — это картины из ткани, созданные с помощью других техник: аппликации, ниткографии, вязания, вышивки, изонити;
  • объемно-пространственные – это фактически не столько картины, сколько конструкции, являющиеся дополнительным элементом дизайна помещений.

Объемные гобелены Ю.Н. Овсепяна

Если вы решили заняться этим творчеством, неважно только для души или для заработка, постепенно у вас сложится собственная манера, появятся собственные приемы и в итоге ваши работы приобретут уникальность. То есть появится то, что делает эти вещи интересными для покупателей и поднимает их стоимость. Именно поэтому не стоит использовать готовые схемы, создавайте свои. Не зря же этот бизнес называют творческим.

Техника создания гобелена

На всех подробностях останавливаться не буду, перечислю главное. Вам для работы понадобится станок и чем большего размера будут ваши изделия, тем он должен быть больше. По сути, это ручное ткачество, в основе которого лежит техника полотняного переплетения нитей основы и утка. Станки можно сделать самим, если в семье есть рукастый мужчина или заказать в интернете. Для маленьких изделий, например, если в этой технике вы создаете сувениры, сумки и еще какие-то аксессуары, можно сделать станок из подручных материалов. Главное, чтобы можно было ровно натянуть нити основы и затем ткать в удобной позе.

Если раньше для работы использовались нити из натуральных материалов (шерсти, льна, шелка, хлопка) с добавлением золотых или серебряных нитей, то сейчас в основном шпалеры ткут из искусственных и синтетических ниток.

Сначала рисуют будущий гобелен, наносят этот рисунок на нити основы, натянутые на станке (или подкладывают под работу картон с рисунком и ориентируются на него), затем начинают нитками воспроизводить его в цвете.

Важнейший момент — соблюдать расстояния между нитями, чтобы создавался четкий, правильный рисунок. Приготовив нити основы, приступают к созданию рисунка, закрепляют первую поперечную нить и начинают протягивать ее между ними попеременно над и под нитью. Законченный ряд уплотняют деревянной рейкой, которая кроме этого служит для разделения нитей основы на четные и нечетные, а также помогает регулировать натяжение нитей.

По краю плетения плетут косичку, выравнивая ею край, а поверх нее по вертикали плетется специальная льняная заработка, которую затем загибают на торец подрамника, если гобелен намерены в будущем растянуть и вставить в раму или подшивают на изнаночную сторону, если готовое изделие будет висеть прямо на стене. С другой стороны плетение также заканчивают заработкой.

Работа это кропотливая, требующая усидчивости и аккуратности. Готовое полотно при необходимости дополняют еще какими-то элементами – вышивкой, аппликациями, бахромой и пр.

Как зарабатывать на гобеленах

Варианты, в общем-то традиционные для любых рукоделий и ремесел, но думаю, что стоит их перечислить:

1. Создание гобеленов . Это основной источник дохода мастеров. Причем, если вы скромно будете распространять их среди знакомых, жалобно заглядывая в глаза каждому покупателю, то цена будет одной, если начнете раскручивать собственный бренд, участвуя в выставках, рекламируя свои изделия в интернете и вообще преподнося себя как открытие века:), то цена будет совсем иной.

Специально пишу так зло, в надежде, что читающие меня мастерицы тоже «озлятся» и будут с большим уважением относиться к собственному таланту. Почему часто чья-то распиаренная мазня масляными красками стоит миллионы, а долгий кропотливый труд, в который мастерица вкладывает всю душу – копейки?

2. Мастер-классы . Сейчас свое мастерство можно передавать, давая как реальные уроки, так и проводя занятия по скайпу. Это значит, что найти учеников, желающих научиться этому красивому творчеству сейчас намного легче, чем раньше.

3. Видео-уроки . Их можно размещать на Ютуб, в собственном блоге, в социальных сетях. Но как на этом зарабатывать? Для этого существует реклама. Размещенная рядом с роликом, она будет привлекать внимание людей, они будут кликать по ней, а вы получать за это деньги.

4. Сайт . Это может быть личный блог, где будет информация не только о ваших изделиях, но и статьи на другие темы, видео-уроки, схемы и пр. Это может быть просто интернет-магазин, где вы будете продавать гобелены и возможно еще что-то, например, все необходимое для их создания. Или все вышеперечисленное можно объединить в один портал. Это поможет привлекать не только потенциальных покупателей, но и других посетителей, а чем больше посещаемость, тем больше заработок на рекламе и на прочих способах монетизации сайта. Такие сайты уже есть в интернете, так что это вполне рабочий вариант.

5. Обучающий курс или электронная книга . Этим путем идут многие мастерицы (примеры подобных курсов и книг можно посмотреть ), причем создают не только обучающие курсы, но и продают схемы для работы, готовые наборы и т.д.

Надеюсь, что кому-то данная статья про такой красивый творческий бизнес будет полезной, наведет на какие-то мысли и заставит пересмотреть свои возможности в плане заработка.

Гобелен выберут люди, предпочитающие естественность и натуральность. Если у Вас есть дети и Вы заботитесь об их здоровье, советуем остановить свой выбор на этом материале.

Гобелен (от фр. gobelin) - сделанный вручную по рисунку-образцу (картону), ковёр-картина (шпалер) из шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) и шерстяных нитей.

Сегодня гобелены - это ткани, произведенные способом жаккардового плетения из многоцветной хлопчатобумажной, шерстяной, штапельной,синтетической и другой пряжи. Гобеленовые ткани ткутся из нитей основ и утков в пределах одного повтора узора и имеют различные переплетения. Ткань состоит из трех слоев - нити, через различные промежутки, согласно рисунку-образцу, последовательно перемещаются из одного слоя в другой.

Гобелены могут иметь как одноцветное, так и многоцветное исполнение.

Преимущества и достоинства гобелена:

Гобелен - одна из немногих обивочных тканей, которые всегда пользуются стабильным спросом и вызывают у покупателя устойчивый интерес. Достоинства гобеленовых тканей трудно преувеличить. Высокая прочность и долговечность удачно сочетаются с красотой и многообразием расцветок. Как правило, гобелен ткут из хлопка, но если требуется увеличить износостойкость ткани, в ее состав добавляют синтетические волокна. Гобелен можно подвергать химической чистке. Эта ткань не выгорает на свету и не способствует пылеобразованию. Благодаря специальной пропитке, современные гобеленовые ткани очень устойчивы к загрязнениям. Мебель, драпированная гобеленом, приятна на ощупь, обладает антистатическими свойствами.

Уход за гобеленом:

Гобеленовые ткани неприхотливы в уходе. Достаточно чистить их время от времени пылесосом и мягкой щеткой.

Если на гобелен попала жидкость, промокните обивку бумажной салфеткой или хорошо впитывающем воду полотенцем.

На данный момент гобелен представляет собой плотную жаккардовую ткань. При этом основа чаще всего льняная, а вот нити переплетения могут быть и натуральные (шерсть, шелк), и синтетические, а могут быть и смешанного состава.
У рассматриваемого материала есть масса достоинств:

  • Прочность. За счет сложного плетения, а также специальных нитей этот материал прослужит не один год, на ней редко появляются повреждения.
  • Легкость в уходе.
  • Разнообразие орнаментов и яркость цветов.
  • Гобеленовая ткань приятна на ощупь.
  • Благодаря антистатическим свойством на ней почти не оседает пыль.

Применение и уход за тканью:

Гобеленовая ткань достаточно неприхотлива, за ней легко ухаживать. Поскольку чаще всего их пропитывают специальными растворами, они невероятно устойчивы к загрязнениям. Их рекомендуется чистить сухой щеткой или пылесосом. Если на материал все же попала вода, то лучше просушить его полотенцем, избегая попадания на ткань солнечных лучей.

Благодаря своим качествам ткань гобелен невероятно популярна в самых разных областях. Во-первых, это наиболее востребованный материал для обивки мебели. Благодаря своим многочисленным расцветкам и узорам мебель из такого материла можно вписать в любой интерьер.

Лучшие статьи по теме