Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Отмечает ли православная церковь новый год. Праздновать ли Новый год православному христианину

Приближение Нового года – событие радостное и в то же время очень волнительное для каждого. Православные верующие тоже ждут этого дня, готовятся к нему. Если по восточному календарю образ каждого года ассоциируется с определенным животным, то у православных позиция одна – нельзя унижать образ Божий до зверя или птицы.

Многие верующие задают вопрос – как же правильно отмечать Новый год православным? Какие традиции следует соблюдать, а от каких напрочь отказаться. Многих волнует, как встречать Новый год в период Рождественского поста.

Изучая первоисточники


Обратившись к «Правилам» Православной Церкви, можно выяснить, что празднование категорически запрещено. В апостольских писаниях сказано, что поступать следует, прежде всего, по удостоверению своего ума.

На самом деле существует возможность совместить годами установленную традицию посещения родственников на новогодние праздники и правильное выполнение постовых предписаний.

Иногда можно встретить предложение о переносе даты Рождества. Но по большому счету смысла в этом нет. 7 января или 25 декабря по старому стилю – православное Рождество. Бытует мнение, что Новый год является неудавшейся пародией на Рождество Христово. Есть ряд теорий, по которым этот праздник относится к языческим, неправославным.

Но было бы неправильно отвергать такой большой и к тому же любимый народом праздник. Если с детства внушать ребенку, что Новый год – не тот день, который заслуживает большого внимания, скорее всего в зрелом возрасте он просто отвернется от Церкви и Православия. Поэтому родителям, соблюдающим все православные традиции, следует дать ребенку возможность выбора. В этом случае хорошо применяется правило – «что чрез меру – то от лукавого».

Употребление алкоголя в новогодние праздники



В последнее время празднование Нового года ассоциируется с чрезмерным употреблением спиртных напитков. В магазинах наблюдается повышенный спрос на алкоголь, да и встретить в начале дня нетрезвого человека в эти дни – тоже не редкость. Конечно, такая модель поведения не способствует нравственному воспитанию и становлению личности.

Просто запрет на чрезмерное употребление алкоголя не приведет к решению этой проблемы. Здесь следует добавить и другой метод – объяснения и толкования.

Зачем и для чего соблюдать пост



Пожалуй, главный смысл поста – память, что все мы пред Богом ходим. Если человек съест в пост что-то скоромненькое, это не станет самым большим грехом. Гораздо хуже показывать свою насупленность, показательно соблюдать запреты и стремление сделать из личности праведника-наблюдателя, осуждающего всех, кто с размахом встречает Новый год. Самое главное – не заниматься собой, а служить другим.

Если с детства ребенок чувствует себя неполноценным из-за того, что родители неукоснительно соблюдают все православные традиции, в частности лишают его новогодних праздников, вряд ли в будущем он захочет регулярно посещать Церковь по собственному желанию.

Рождественский пост необходим для личного спасения. Но он станет таким только тогда, когда принесет радость и свет, а не горе и озлобленность. Как же сочетать новогодние торжества с ожиданием светлого праздника Рождества Христова?


Вспоминаем самый главный атрибут Нового года - Дедушку Мороза, который приносит всем подарки. Образ Деда списан с Николая Чудотворца, который делает нужные подарки каждому просящему. Елочные гирлянды напоминают Вифлеемскую звезду, которая зажглась в преддверии Рождества. Хороводы под елками ассоциируются с ангельским пением. Таких параллелей можно провести еще очень много.

Если празднование Нового года несет людям радость, оно допустимо в разумных пределах. Главное, чтобы все было в меру. Лучше придерживаться середины. Сам праздник не является грехом. Все дело в том, как праздновать. Если в начале новогодней ночи помолиться, в полночь можно пригубить бокал шампанского, а потом и покушать немного. Господь обязательно возрадуется, ведь он увидит счастье и улыбку на радостных лицах.

На Новогоднем торжестве можно не произносить обычный тост, а прочитать отрывок из писаний. Это будет действительно православное празднование Нового года.

Так получается, но заснуть в Новогоднюю ночь в привычное время практически невозможно из-за шума вокруг. Поэтому православные тоже могут собраться вместе и пообщаться за постным столом. В Новый год самое время подвести итоги, построить планы на будущее.

Новый год не является церковным праздником, но это не значит, что его нельзя наполнить духовным смыслом. Некоторые православные просто ограничиваются новогодним молебном – и это тоже правильно.

Как бы ни отмечали православные Новый год, главное помнить, что все поступки должны исходить от чистого сердца.

Для чего украшают ёлку?

Римляне-язычники при наступлении зимы срубали зелёные лавровые деревья, приносили их к себе в дом и таким образом верили, что весна остаётся в их домах. То же самое совершали древние германцы с елью. Эта традиция была широко распространена в Германии в 15-16 вв. Ель украшали разного рода сладостями. Переселившиеся в Америку в 17 веке немцы распространили эту традицию и здесь. После женитьбы в 19 веке Королевы Англии Виктории и немецкого принца Альберта, эта традиция стала распространяться и в Англии. Как видно из вышесказанного, ни 25–ое декабря, ни Дед Мороз, ни имеют ничего общего с рождением Исы ибн Марйам (мир ему!). Эти традиции являются традициями дохристианских языческих народов и цивилизаций. Это также подтверждается христианскими учёными. Так, например, в книге Энциклопедия католика 1911-го года, Оруген пишет: «Источником этих празднеств являются дни рождения таких тиранов, как Фирон и Немруд, которые силой заставляли народ поклоняться себе и называли себя «богами».

Новый Год не является мусульманским праздником!

Во времена правления коммунистов в нашей стране, многим мусульманским народам навязывались разные праздники, такие, как 7 ноября, 31 декабря, 1 Мая и т.д. – все они являются чуждыми для мусульман, их не праздновали наши предки. Если мусульманин хочет узнать о рождении пророка Исы (мир ему!), ему достаточно прочитать книги по истории пророков, в которых рассказываются коранические истории. История пророка Исы (в русской традиции его принято называть по-гречески Иисус) (мир ему!) приводится в Коране в суре Марйам, 22-26 аяты.

Аллах и Его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение!) запретили нам походить, уподобляться в обычаях и традициях представителям других конфессий.

Религия учит человека уповать на своего Создателя. В Исламе, мусульманин должен во всех своих нуждах уповать на Всевышнего Аллаха. Поэтому нужно научить и детей тоже просить все у Всевышнего Аллаха и надеяться только на Его милость. Чтобы они не уповали на Деда Мороза или «доброго Санту», а уповали только на Всемогущего Аллаха.

Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах!), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"- Мы спросили: " О Посланник Аллаха, (ты имеешь ввиду) иудеев и христиан??" - и он сказал: "А кого же ещё??"

(Сахих ал-Бухари, 3456).

А тем мусульманам, которые празднуют Новый Год, хотелось бы напомнить, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день - не исламская традиция. Давайте проанализируем детали празднования Нового года мусульманами – это срубленное дерево в доме, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками, и народ вокруг стола, желающий друг другу всех благ с бокалами в руках... Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового Года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай, Аллах, нам счастья в этом году!» - и все хором говорят: «Амин!», поднимая при этом бокалы. Это реальность дагестанских застолий наших дней - так совершается большой грех и при этом упоминается имя Всевышнего!

Запомнился случай, который случился тоже в Дагестане 31 декабря в 12:00 ночи, когда большинство людей, забыв Всевышнего, поднимают бокалы шампанского и смотрят на небо, которое пронзается фейверками и выстрелами – в это же время в одном из сельских медресе учащиеся собрались в 24:00 и поминали Всевышнего. Когда все забыли о Боге, они собрались и просили Всевышнего ниспослать милости и простить наши грехи. Во многом благодаря чистому поклонению любимцев Аллаха и таких учащихся, которые стремятся к исламским знаниям и их мольбам, Аллах уберегает нас всех от многих бед.

Вместо того, чтобы праздновать Новый год и уничтожать ели и сосны, уходить в «новогодний запой», мусульманам стоило бы проявить благодарность Создателю, задуматься о смысле жизни, стать лучше и приносить пользу обществу, помочь бедным и сиротам!

Новый год в России сложно назвать праздником - это десять дней запоя и простоя почти всего промышленного производства.

300 тысяч россиян могут скончаться в январе от причин, связанных с алкоголем. Ежегодно месяц, следующий за новогодними праздниками, становится пиковым по смертности, связанной с алкоголем, а 5, 6 и 7 января - днями максимального количества фиксируемых алкогольных психозов. Большинство погибших обычно составляют мужчины в возрасте от 30 до 54 лет, утверждают психиатры.

Заявления правительства об обуздании российского алкоголизма «в большей степени остаются словами, чем реальными мерами», заявил на пресс-конференции профессор московского НИИ психиатрии МЗ РФ Александр Немцов. По его словам, «сотни тысяч российских социальных сирот - это дети пьющих родителей». Немцов считает, что за январские выходные и в течение января от причин, связанных с алкоголем, могут погибнуть до 300 тысяч россиян.

Исследования данных об алкогольной смертности в 2000–2007 годы показывают, что смертность от алкоголя и косвенных причин, связанных с ним, различается по месяцам. Так, следующий после января пик алкогольного неблагополучия приходится на март, затем на май.

Лето бывает более спокойным, затем с октября начинается рост смертности от алкогольных отравлений (до 3 тысяч случаев в месяц), к которым добавятся случаи смертей от травм, осложнений сердечно-сосудистой патологии, панкреатитов, циррозов печени, насильственных смертей, связанных с распитием алкоголя.

Несомненно, алкоголь - фактор высочайшего риска не только насильственных смертей россиян, но и гибели людей от болезней, особенно при хроническом его употреблении. Фактически это будут непрямые алкогольные потери, или «скрытая алкогольная смертность».

Само возникновение таких проблем исключается в Исламе и решение всех этих проблем, возникших из-за забвения норм религии, тоже заложено в Исламе. Это - строгий заперт на употребление алкогольных и других психотропных веществ. Единственным правильным и спасительным шагом для тех, кто попал в зависимость от алкоголя или наркотиков, может быть шаг в сторону Ислама.

Кто такой Дед Мороз?

Что касается образа «деда-мороза», то историки русского фольклора говорят, что это – символ зловещий и устрашающий. Когда ребёнку надо было объяснить, как правильно вести себя зимой при наступлении холодов, родители рассказывали страшные истории про злого «деда-мороза», который кусает и щиплет детей, а непослушных вообще отправляет на тот свет. Одним словом, для русского народа в старину это образ смерти от холода! А «снегурочка» - девочка-подросток, жертва собственной глупости, которая не послушалась родителей и погибла в лесу, когда «дед-мороз» сковал её тело холодом.

Почему же эти образы смерти от холода и жертвы холода стали столь популярными в России в 20 веке? Первая причина – антигероев древнего фольклора романтизировали поэты и композиторы, они придали злому «деду-морозу» черты мудрого и доброго старца, явно под влиянием пришедшего с Запада культа «новогоднего Санта Клауса». Из этой смеси и возник нынешний облик «героев Нового года». Он стал частью буржуазной культуры рубежа 19-начала 20 веков. Вот почему с ним так безжалостно боролись коммунисты. Они видели в них следы как буржуазной символики, так и непреодолённого язычества.

Однако, они сами не смогли создать и укрепить в народе новогодний культ по-коммунистически и вынуждены были вернуть все атрибуты «новогодних праздников», правда с попыткой их осовечивания. Так, к примеру, вместо старых игрушек стали вешать на ёлку красные звёзды, трактора и машины. Вот в таком виде и дошёл до наших дней этот странный симбиоз, немыслимая смесь из язычества древних римлян, славян и германцев, плюс православно-народный культ Николы-угодника, плюс ещё… безудержная тяга к неумеренной выпивке. И чего сейчас в этом «празднике» больше – трудно сказать.

Известно, что являющийся неизвестной личностью, «дед-мороз» в различных странах известен под разными именами, такими, как Saint Nicolas, Nikolas of Mariya, Santa Klaus, Pere Noel и т.д. На территории современной Турции, в провинции Мугла, где находится город Патара, есть церковь Santa Klaus. Патара была одним из городов античной Гизии.

Пусть каждый разумный мусульманин, проанализировав все эти исторические сведения, решает сам для себя, для своей совести: каким обычаям, каким принципам следовать ему в эти декабрьско-январские дни?

Джаннат Сергей Маркус

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

При-бли-зи-лось празд-но-ва-ние граж-дан-ско-го Но-во-го го-да, и в Церк-ви вновь ожи-ва-ют спо-ры: сто-ит ли от-ме-чать этот празд-ник и ес-ли от-ме-чать, то как это сле-ду-ет де-лать?

Ко-неч-но, пра-во-слав-но-му хри-сти-а-ни-ну чуж-до пья-ное ве-се-лье под теле-ви-зи-он-ные за-вы-ва-ния и про-слав-ле-ния но-во-го «га-да»: мы-ши, кры-сы, сви-ньи и пр. скот-ских кра-сот буд-дист-ско-го ка-лен-да-ря.

С дру-гой сто-ро-ны в на-ших се-мьях мно-го нево-цер-ко-в-лен-ных да и про-сто неве-ру-ю-щих лю-дей. Для них всё это буй-ство - празд-ник. При-чем, по-жа-луй, един-ствен-ный дей-стви-тель-но об-ще-на-род-ный празд-ник, ко-гда все рос-си-яне чув-ству-ют еди-не-ние по ней-траль-но-му по-во-ду.

Для боль-шин-ства неве-ру-ю-щих рос-си-ян все ка-лен-дар-ные во-сточ-ные «га-ды» - лишь ми-лая эк-зо-ти-ка, а празд-ник - по-вод к ве-се-ло-му об-ще-нию. При-чем да-ле-ко не все-гда ал-ко-голь-но-му: лю-ди вы-ез-жа-ют на при-ро-ду, устра-и-ва-ют экс-кур-сии, на-ве-ща-ют род-ствен-ни-ков и т. п. Да-же сло-жи-лась тра-ди-ция, иду-щая еще от до-ре-во-лю-ци-он-но-го празд-но-ва-ния Рож-де-ства Хри-сто-ва, от-ме-чать этот празд-ник в се-мей-ном кру-гу.

Пло-хо ли это? Нет. Греш-но ли нам так празд-но-вать Но-вый год: се-мей-ным за-сто-льем, лыж-ны-ми про-гул-ка-ми в зим-нем ле-су и пр.? Ду-маю, то-же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер-вых, стро-гий пост, ис-клю-ча-ю-щий по мо-на-стыр-ско-му уста-ву ры-бу, елей и ви-но (от-ме-тим, что для ми-рян ду-хов-ни-ки все-гда де-ла-ли по-слаб-ле-ние пи-ще-вой стро-го-сти Уста-ва, на-пи-сан-но-го для па-ле-стин-ских ино-ков) на-чи-на-ет-ся со 2-го ян-ва-ря.

Во-вто-рых, здесь сра-зу на-до от-ме-тить, что для хри-сти-а-ни-на в дан-ном слу-чае важ-но да-же не то, что мы празд-ну-ем (по-вод ведь ней-траль-ный - ка-лен-дар-ное на-ча-ло го-да), а как мы это де-ла-ем. И не так важ-но, есть пост или нет. Мож-но ведь и на Пас-ху на-пить-ся по «со-вер-шен-но цер-ков-но-му» по-во-ду, на «за-кон-ных ос-но-ва-ни-ях» уни-что-жая ки-ло-грам-мы кол-ба-сы и са-ла-тов и всю неде-лю вме-сто ли-ко-ва-ния в хра-ме му-чить-ся от по-хме-лья и пе-ре-еда-ния. Сле-до-ва-тель-но, празд-но-ва-ние пра-во-слав-но-го хри-сти-а-ни-на все-гда бу-дет со-про-вож-дать-ся неким воз-дер-жа-ни-ем, неза-ви-си-мо от ме-ню и ка-че-ства пи-щи.

По-это-му для хри-сти-а-ни-на не во-прос, что есть и пить в Но-вый Год. Мо-ре-про-дук-ты, фрук-ты и ово-щи най-ти не труд-но. Да-же не про-бле-ма, смот-реть теле-ви-зор или нет - во мно-гих се-мьях смот-рят толь-ко об-ра-ще-ние Пре-зи-ден-та, и пер-вые несколь-ко ми-нут раз-вле-ка-тель-ных про-грамм. За-тем про-дол-жа-ет-ся жи-вое об-ще-ние, а «ящик» лишь жуж-жит фо-ном для бе-се-ды или вы-клю-ча-ет-ся во-все.

Ины-ми сло-ва-ми - мож-но от-празд-но-вать вме-сте с нево-цер-ко-в-лен-ны-ми род-ствен-ни-ка-ми Но-вый Год и не на-ру-шить Уста-ва Церк-ви.

Толь-ко на-до до-ба-вить очень важ-ную часть празд-но-ва-ния - мо-лит-ву . Ведь для хри-сти-а-ни-на празд-ник это по-вод для су-гу-бой мо-лит-вы. Освя-тить мо-лит-вой на-сту-па-ю-щий год, к ко-то-ро-му все мы, как граж-дане стра-ны, жи-ву-щей по но-во-му сти-лю, име-ем от-но-ше-ние, наш хри-сти-ан-ский долг и пе-ред со-бой, и пе-ред сво-и-ми неве-ру-ю-щи-ми со-оте-че-ствен-ни-ка-ми. По-это-му есте-ствен-но сло-жи-лась тра-ди-ция со-вер-шать Но-во-год-ний мо-ле-бен ли-бо по-сле ве-чер-ней служ-бы 31 де-каб-ря, ли-бо по-сле ли-тур-гии 1 ян-ва-ря.

Есть да-же хра-мы, где за по-след-ние го-ды сло-жи-лась тра-ди-ция слу-жить ли-тур-гию пря-мо в ночь с 31 на 1-е ян-ва-ря, за ко-то-рой же-ла-ю-щие мо-гут на-чать Но-вый Год при-ча-ще-ни-ем Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. По мо-им на-блю-де-ни-ям, в эту ночь бы-ва-ет до 20 при-част-ни-ков. Мно-гие при-хо-дят це-лы-ми се-мья-ми, с детьми раз-но-го воз-рас-та, а за-тем в тра-пез-ной хра-ма вку-ша-ют пост-ную тра-пе-зу с шам-пан-ским и доб-рой бе-се-дой на-чи-на-ют но-во-год-ние тор-же-ства, ко-то-рые по-том пе-ре-хо-дят из хра-ма в до-ма при-хо-жан.

Пре-об-ра-жа-ю-щая си-ла Церк-ви

Итак, для нас важ-но как мы встре-тим празд-ник: и пра-во-слав-ный, и 1-е ян-ва-ря, и дру-гие, сло-жив-ши-е-ся в нехри-сти-ан-ском об-ще-стве па-мят-ные да-ты. Не сто-ит бо-ять-ся де-лать их мис-си-о-нер-ским ору-жи-ем Хри-сто-вой Церк-ви, ина-че они ста-нут ору-ди-ем нехри-сти-ан-ских сил.

Вспом-ним, как Цер-ковь по-сте-пен-но вы-тес-ня-ла язы-че-ские обы-чаи и празд-но-ва-ния хри-сти-ан-ски-ми и так во-цер-ков-ля-ла нео-фи-тов, во мно-же-стве при-шед-ших по-сле Ми-лан-ско-го Эдик-та (IV в.). Ведь и сам празд-ник Рож-де-ства Хри-сто-ва за-ме-нил со-бой язы-че-ский день «непо-бе-ди-мо-го солн-ца», и мас-ле-ни-ца со свят-ка-ми, вой-дя в цер-ков-ный ка-лен-дарь, пе-ре-ста-ла быть про-слав-ле-ни-ем язы-че-ских бо-жеств. Для Церк-ви каж-дый день - это пол-но-цен-ный празд-ник при-шед-ше-го в мир Хри-ста Спа-си-те-ля, по-это-му лю-бой день на-пол-ня-ет-ся при необ-хо-ди-мо-сти тем или иным мис-си-о-нер-ским со-дер-жа-ни-ем для удоб-ства обу-че-ния чле-нов Церк-ви ос-но-вам ве-ры и бла-го-че-стия.

По-это-му сто-ит не раз-ра-жать-ся гнев-ны-ми об-ли-че-ни-я-ми в адрес но-во-мод-ных празд-ни-ков, от-да-ля-ясь от на-ших со-оте-че-ствен-ни-ков и за-кры-вая от них бо-гат-ство и кра-со-ту Пра-во-сла-вия, а мо-лить-ся в эти дни, пом-ня, что мы са-ми неда-ле-ко от них ушли и в во-про-сах нрав-ствен-но-сти, и в люб-ви к Бо-гу.

На-ше сви-де-тель-ство о Пра-во-сла-вии долж-но вы-ра-жать-ся в стрем-ле-нии к осмыс-лен-ной мо-лит-ве в хра-ме, хо-ро-шем зна-ком-стве со свя-то-оте-че-ским на-сле-ди-ем, зна-нии цер-ков-ных ка-но-нов и уста-нов-ле-ний и при-ме-не-нии их в по-слу-ша-нии свя-щен-но-на-ча-лию.

По мо-е-му мне-нию, на-до Ев-ха-ри-сти-че-ски пре-об-ра-жать суть но-вых празд-ни-ков, ра-зум-но празд-нуя «Но-вые Го-да», «Вось-мые Мар-та» и «Дни Свя-то-го Ва-лен-ти-на». И то-гда да-же не при-дет-ся ис-кус-ствен-но пе-ре-но-сить суть этих празд-ни-ков (на-ча-ло го-да, ува-же-ние к жен-щи-нам, ра-дость влюб-лен-ных и пр.) на дру-гие дни. Нуж-но дать воз-мож-ность ма-ло-во-цер-ко-в-лен-ным лю-дям прид-ти в эти дни в храм, услы-шать доб-ро-же-ла-тель-ную про-по-ведь, по-чув-ство-вать дух Люб-ви Хри-сто-вой и ра-до-сти. И ес-ли лю-ди по-чув-ству-ют на-шу лю-бовь, про-ник-нут-ся до-ве-ри-ем к сво-им пас-ты-рям, то и празд-ни-ки бу-дут ими празд-но-вать-ся по-дру-го-му.

Язы-че-ская и нехри-сти-ан-ская ше-лу-ха с этих празд-ни-ков спа-дет, и мы бу-дет по-здрав-лять друг дру-га не с но-вым «га-дом», а все мы встре-тим но-вый граж-дан-ский год в еди-не-нии ве-ры и мо-лит-вы.

игу-мен Си-лу-ан (Ту-ма-нов)

- Можно ли отмечать Новый год или это "бесовский" праздник?

Более двухсот лет, с 1700 по 1918 гг., наш народ отмечал гражданское новолетие после Рождества, которому до этого предшествовал сорокадневный Рождественский пост. 25 декабря был великий праздник Рождества Христова, затем наступали святки - дни особой духовной радости, соединяющие Рождество Христово и Крещение Господне , - и именно на этот святочный период выпадал Новый год.

После того, как в 1918 г. правительство ввело новый гражданский стиль, для православных христиан возник вопрос: как относиться к празднованию Нового года? Он ведь теперь выпадает на дни Рождественского поста, на те дни, когда христианин призван к наиболее усиленной духовной подготовке к великому празднику Рождества Христова . На протяжении многих десятилетий наше общество искусственно отторгалось от тех духовных корней, тех традиций, которыми жил народ. И за эти десятилетия жизни вне Церкви у нас появились новые гражданские праздники, новые светские традиции, заменившие традиции церковные. Новый год, этот почти единственный не политизированный праздник, полюбился всем людям - и взрослым, и детям, - принося радость, связанную с подарками, елкой. Все это было перенесено с Рождества на Новый год. И народ, даже, может, не осознавая того, предощущал важность этих дней - дней, когда родился в мир Христос Спаситель. Рождество праздновать запрещалось, христианство вытравливалось из человеческого сознания, и Новый год получил главенствующее место в этой череде зимних праздников.

Сейчас мы живем в обществе, где далеко не все люди глубоко церковны и постятся, где среди наших родственников есть много людей нецерковных и даже открыто говорящих о своем неверии. И мы должны относиться к ним не только терпимо, но и с христианской любовью, являя ее не на словах, а на деле. Для этих людей праздник Рождества Христова не так значим, как для нас с вами, и они в дни Нового года ждут от нас общения, проявления любви и внимания. Им хочется, чтобы мы разделили с ними ту радость, которой они умеют радоваться, и мы не можем это игнорировать. Мы должны со своей стороны, не поступаясь своими христианскими принципами и помня о том, что продолжается Рождественский пост , в меру наших возможностей, постараться разделить с нашими близкими их чувства. А если это их радость, то это и наша радость.

Господь все устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное в христианстве может наполниться новым содержанием. Смотрите, первый праздник, который мы празднуем в новом гражданском году, - это Рождество Христово. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

Рождество - праздник пришествия Христа на землю. Мы поем в православных храмах: "С нами Бог". В первые дни нового года приходит к нам Господь. С нами Бог - это и есть тот ориентир, который явлен нам в самом начале нашего пути в новом году, чтобы вместе со Христом, вместе с Богом мы строили нашу будущую жизнь в наступившем году. Если с таким расположением мы будем входить в новый год, в этот символический отрезок времени, отделяющий один период нашей жизни от другого, то сможем из этого события получить правильные плоды, не повредив своему христианскому посту, получить тот импульс от Христова Рождества, который сможет помочь нам в течение всего последующего года строить свои отношения с Богом и правильно общаться со своими близкими, радуя их своей жизнью, совместным общением, принося в этот мир радость и пользу и, тем самым, созидая свою личность для радостной жизни с Богом.

- Можно ли на Новый год смотреть новогодние телепрограммы?

Если уж вы решили не спать в новогоднюю ночь, пообщайтесь со своими близкими за столом в совместной беседе. Если же хотите посмотреть что-то по телевизору, советую вам выбрать хороший DVD-диск с доброй программой. Можно выйти на улицу, погулять со своими близкими, пообщаться таким образом, подышать свежим воздухом, порадоваться скорому наступлению праздника Рождества Христова. А ночные новогодние телепрограммы не советую вам смотреть, поскольку ничего положительного мы там не увидим, кроме еще одного беснования бедных заблудших людей, которые пытаются свое мировоззрение передать и нам, пытаются этим безумством заглушить пустоту своей души.

- Можно ли в Новый год веселиться, ведь идет пост?

Под весельем каждый человек понимает свое. Что для человека, живущего вне христианской традиции, считается весельем, то для православного человека подчас является ужасом, от которого он бежит. Если мы в новогоднюю ночь включим телевизор и будем смотреть, как веселятся наши звезды телеэкрана, у нас может возникнуть состояние жалости к этим людям, которые прожигают таким образом свое время, занимаются самолюбованием и дезориентируют огромное количество той телеаудитории, которая на них пытается равняться.

Человеку необходимо перед глазами иметь пример жизни. Это относится не только к детям, но и ко взрослым. Наша Родина издревле называлась Русью Святой. Не потому, что все люди были святы. Мы знаем, что было и невежество, и крутые нравы, и беззакония, и грехи, но это считалось не нормой, а проявлением искажения человеческой природы. У человека были ориентиры перед глазами - это святые . Сейчас же человек часто ищет ориентиры в жизни, смотря на показную жизнь телезвезд, людей, которые не имеют подчас ни таланта, ни каких-то дарований, а лишь связи и деньги, и таким образом получают возможность являть свое больное мировоззрение, свое прожигание жизни всему обществу. Для них это радость.

Для кого-то радость - напиться и валяться под столом. Для кого-то радость - найти очередную дозу наркотика и вколоть себе в вену. Для кого-то радость - пойти и соблудить с кем-то. Для кого-то радость - слушать похабные анекдоты и смеяться. Если мы говорим об этой радости, то, конечно же, не только православному, но и вообще любому человеку это принесет вред и разрушение личности. Такое веселье приносит другим людям страдание. Так, если люди столь шумно веселятся, что мешают отдыхать окружающим, то их веселье превращается в огорчение для других. Это несовместимо с христианской жизнью.

Существует и подлинное веселье, которое проистекает от совместного общения друг с другом, общения в любви друг к другу. Но очень часто бывает, что на какие-то корпоративы, а иногда даже и на семейные торжества, приглашают тамаду и каких-то профессионально занимающихся этим людей, которые стараются всячески веселить гостей, потому что тем поговорить не о чем друг с другом. Получается абсурдная ситуация: люди не могут вместе находиться, а чтобы этого никто не заметил, чтобы от совместного пребывания людям не стало тошно, скучно, невыносимо - необходимы внешние впечатления, внешне нагнетаемое веселье, которого в душето и нет. И человек веселится. Думает, что ему хорошо, заглушает голос своей совести, боль своей души. Человек без Бога не научился веселиться душой - так, как веселился пророк Давид. Многие разучились чувствовать подлинную радость, и потому находятся другие радости: телевизор, вино, наркотики... И возникают частые ситуации: все родственники собрались, но находиться друг с другом вместе не могут, не получается найти точки соприкосновения в беседе, не возникает общих тем для разговоров. Им нужен стимулятор радости, и для этого необходим посторонний человек, который бы развлекал их.

Подумаем над этим, братья и сестры! Всегда ли мы можем веселиться подлинным весельем, не зависящим от внешних впечатлений, а проистекающим от внутреннего состояния нашей души?

- Можно ли пойти отмечать Новый год в гости, где не будет на столе постных блюд ?

Вопрос предполагает, что мы идем к людям нецерковным, поскольку стол не ориентирован на время поста. Соответственно, необходимо понять, ради чего православный человек туда идет. Если ради того, чтобы не обидеть своих близких, родственников, которые любят нас и хотят с нами совместно провести время, пообщаться, порадоваться так, как они могут и умеют, - это будет проявлением нашей любви, жертвенности. Но и в случае, если мы приходим в гости, где основная масса людей нецерковных, мы должны оставаться христианами при любых обстоятельствах. А то ведь как бывает - в храме мы христиане, а вне его живем, как и все остальные…

Существует распространенный ответ на вопрос о том, можно ли нарушить пост ради любви, ради того, чтобы не обидеть человека: можно, поскольку пост является не самоцелью, а средством стяжания благодати Святаго Духа, как сказал преподобный Серафим Саровский . Поэтому если кто-то искренне радуется, что мы пришли, если кто-то по любви позвал нас, приготовив какие-то кушанья, чтобы порадовать нас, - не стоит брюзжать и всячески позиционировать себя вне этого стола, говоря, что "я не хочу оскверниться и буду блюсти свой пост". Но существует и иная сторона данной ситуации. Когда мы приходим в общество людей нецерковных, нам кажется, что мы станем для них "своими", общаясь с ними на их уровне, в рамках их миропонимания. Но подчас бывает так, что люди, которые позиционируют себя нецерковными, может быть, даже хвалятся своим неверием, тем не менее, зная, что мы люди православные, подспудно ждут от нас проявления нашей инаковости, чтобы мы явили свою веру деятельно. Если они будут видеть, что мы, также как и все собравшиеся нецерковные люди, едим, пьем и веселимся, они, может быть, никак и не выкажут внешне, но подумают: "Вот они, православные христиане , - едят и пьют все подряд в пост , радуются и веселятся тем шуткам, которыми радуемся и веселимся мы. Ничем они не отличаются от нас. Все это пустота. Все это ерунда. Никакого христианства на самом деле-то и нет". И мы, таким образом, своим поведением можем явить антипроповедь христианства. Задумаемся над этим и будем стараться даже в среде нецерковных людей являть Православие в этом мире, являть свое христианское мировоззрение. Не будем забывать, что многие хотят увидеть в наших очах проявление Царствия Божия.

Иногда люди пытаются идти на какие-то корпоративные новогодние вечеринки отнюдь не из-за того, что, не пойдя на них, тем самым кого-то обидят, а по другим причинам: дома скучно, в семье находиться надоело, хочется новизны, какой-то радости, хочется развеяться... Конечно же, если человек ради подобных целей идет из семьи на такие корпоративы в пост, осознанно, это не принесет человеку духовной радости, а отяжелит его душу и запачкает его сердце. И он не сможет радоваться Рождеству Христову так, как если бы стремился соблюдать Рождественский пост.

- Как вообще лучше отмечать Новый год, в том числе и с детьми?

Хорошо прийти 31 декабря в храм на новогодний молебен. В нашем Скорбященском храме ежегодно 31 декабря в 16 часов совершается новогодний молебен, на котором мы благодарим Бога за прошедший год. Благодарим Его за долготерпение к нам, грешным, и испрашиваем благословение на год грядущий, понимая, что без помощи Божией, без Его благословения, мы не сможем осуществить все то задуманное, что необходимо совершить нам в наступающем году. С такой настроенностью мы вступаем в символический отрезок времени, который говорит нам о том, что мы всегда можем оставить то негативное, что имеем в своей душе. Мы всегда можем обратиться к Богу, и Господь всегда обновит в наших душах Свой образ и поможет нам идти снова путем жизни, которая ведет к радости, созиданию нашей личности, радости совместного общения с нашими родными и друзьями.

Для детей эти дни особые. Поскольку дети тянутся к сказке, к чему-то доброму, светлому и все то, что сопряжено с Новым годом, находит отклик в их сердцах, несомненно, необходимо более тесное совместное общение с детьми - они ведь нуждаются в нашем внимании. Не только одевать и кормить мы их должны, но и стараться видеть их детские, кажущиеся нам недостаточно весомыми, проблемы, что-бы они чувствовали, что мы тоже были когда-то детьми, испытывали те же трудности и радовались теми же радостями, которыми умеют радоваться они. И этот период времени года очень благоприятен для того, чтобы еще более сблизиться со своими детьми. Имея веру, имея в душе христианские ценности, мы можем, не нарушая внутреннего духовного мира и внешнего благочестия, в эти дни общаться с близкими, особенно со своими детьми, на волне предрождественской радости получать взаимное обогащение друг от друга - от совместного общения, доброго слова, доброго участия в жизни друг друга. Хорошо погулять по заснеженным улицам, на природе с детьми, поиграть с ними в зимние игры, постараться таким образом порадоваться тому, что дает нам Господь.

- Если дети верят в Деда Мороза, надо ли им объяснять, что он не существует? И не языческий ли это персонаж?

Дети всегда стремятся к радости, празднику. Это естественная потребность человека, тем более ребенка. И когда во времена лихолетья наших детей лишили Пасхи Христовой, Рождества, дня своего Ангела, заменив все эти чудесные радостные православные праздники советским суррогатом, особенно радостно и трепетно дети стали воспринимать и воспринимают до сих пор Новый год - как время, когда можно надеяться на чудо, на сказку. И не всегда дети в это верят буквально - в то, что будет какое-то чудо, что ночью Дед Мороз положит им под елочку подарки. Но так хочется им в это верить и, даже если не верится, ребенок так играет. Многие дети рады, что родители подыгрывают им в игре в Деда Мороза.

Если мы будем исследовать происхождение этого персонажа, то, конечно же, мы можем смутиться его языческим прошлым, происхождением отнюдь не из христианской традиции. Но это не значит, что все возникшее вне христианской традиции подлежит анафематствованию. Когда у детей отняли святых угодников Божиих, единственным дедушкой с большой бородой и в непохожей одежде по отношению ко всем видимым вокруг детей людям - это Дед Мороз: тот, кто их любит, желает им добра и счастья, приносит подарки, радуется детским радостям, играет вместе с ними. Эту функцию должны исполнять родители. Они должны играть с детьми, проявлять внимание к их проблемам. Но многим из родителей недосуг, а Дедушка Мороз - он никогда не подведет, никогда не предаст. Дети в этом персонаже персонифицируют свою потребность в общении со взрослым человеком, который их любит, ценит таких, какие они есть, верит в них, а они, соответственно, верят в него, и в этом нет ничего плохого. Ведь это же не замена Христа, не подмена христианских ценностей, а естественное стремление к общению и добру, потребность в любви. Поэтому "гонение" на Деда Мороза устраивать не стоит, но когда ребенок гармонично развивается, причащается Святых Христовых Таин , стремится познавать христианское мировоззрение, стремится общаться со своими сверстниками и со своими близкими людьми, все постепенно становится на свои места. И Дед Мороз занимает свою нишу в мировоззрении ребенка, которая отнюдь не мешает войти Христу в его душу и его сердце. И ребенок, веря в Деда Мороза, радуясь этой сказке, отнюдь не заменяет ею Христа и подлинную жизнь, данную Богом человеку.

- Как быть с утренниками и елками в детском саду и школах?

Ребенок еще не накопил того греховного багажа, который мешает взрослому человеку подлинно радоваться. Ребенок более непосредственен и искренне радуется совместному общению. Утренники и праздники, устраиваемые в детском саду и школах, призваны объединить детей вокруг общей радости, и в этом нет ничего негативного, неблагочестивого. Не стоит лишать ребенка праздника со своими одноклассниками, со своими друзьями по детскому саду. Не в празднике ведь для православного человека грех, а в проявлении страстей, в потакании им. Вполне можно родителям прийти на новогодний праздник в школу или в детский садик, порадоваться за своего ребеночка, который читает стишок Деду Морозу или танцует танец снежинок.

Человек порадуется за своего ребенка, а ребенок порадуется тому, что родители нашли время, что-бы поприсутствовать на его празднике, разделить с ним эту радость - его радость. А можно прийти в "благочестивое место" - храм, - и осуждать там всех находящихся, смотреть, кто как одет, кто как стоит, кто как крестится. И подумаем, кто получит большую духовную пользу - тот ли, кто пошел со своим ребенком на новогодний праздник, или тот, кто в таком духовном состоянии зашел в храм Божий?

- Можно ли дарить подарки к Новому году?

Детям из православных семей лучше всего дарить подарки к Рождеству Христову , но далеко не все наши родственники и знакомые - люди церковные. За многие прошедшие десятилетия наше общество было отторгнуто от тех духовных традиций, которыми жили наши предки. И за эти десятилетия жизни вне Церкви появились новые традиции. Одна из них - дарить подарки на Новый год. Рождество у людей отняли, но потребность человека в дарении радости другому осталась. Душа по природе христианка, и проявление внимания к человеку в эти зимние предрождественские дни, когда все общество празднует Новый год, осталось, поэтому эта традиция - подарить что-то на Новый год, тем самым явив свое внимание, любовь и благорасположение, - не имеет в себе ничего негативного и порочного. Нет ничего плохого, если бабушка или дедушка подарят своему внуку или внучке подарок к Новому году.

КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Лучшие статьи по теме