Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Аукционный дом сотбис sotheby s. Как русские торгуются на аукционе “Сотбис”

15 и 16 апреля 2013 года в двух ведущих аукционных домах в Нью-Йорке прошли интересные аукционны Русского антиквариата, о которых пойдет речь в новом материале on-line Magazine Elegant New York.

Длинный шлейф истории и легкий флер таинственности окрашивает наше отношение к аукционам в романтические тона. Интригуют и вызывают интерес личности тех, кто, посещая торги, оставляют там многозначные суммы, со знанием дела приобретая антиквариат и предметы искусства. Бесспорным кажется нам утверждение, что этот мир принадлежит только очень и очень состоятельным людям Но, как любой стереотип, такая точка зрения верна лишь отчасти.

Совсем не обязательно равняться на короля Катара, которому, не так давно, посчастливилось приобрести за 300 000 000 картину Поля Сезанна “Игроки в карты”. Он, не задумываясь, заплатил сумму, которую никогда еще в мире не платили ни за одно произведение искусства. Но, как говорится Кесарю- кесарево, Богу- богово, …и каждому свое.

Обороты ведущих мировых аукционов не могут не впечатлять, – по данным агентства Bloomberg, в 2012 году суммарная стоимость 10 самых дорогих предметов искусства составила $594,6 млн, что на 44% превзошло показатель 2011 года ($413,6 млн).

А статистика, как говорится, упрямая вещь и не нужно быть королем, что бы согласиться с ведущими финансовыми экспертами, – вложения в произведения искусства и антиквариат, в наши дни, приносят прибыль более значительную, чем инвестиции, скажем, в недвижимость. А, кто из нас за последние 15-20 лет не подумывал вложить деньги в квартиру или землю?

Последний экономический кризис в мире, показал – банковские депозиты, недвижимость, ценные бумаги далеко небесспорны, как средства сохранения и умножения капиталов, а вот уникальный антиквариат всегда в цене. Причем, в современном мире коллекционирование старинных вещей и произведений искусства не прерогатива только богатых людей, каждый может найти здесь свою нишу. Неспроста сейчас происходит интенсивный рост интереса обычных людей, относящих себя к «среднему классу», к инвестициям в антиквариат и искусство.
Задумавшись над этим феноменом, я решила посетить нью-йоркские аукционные дома. Правда, пока, не с целью инвестиций, но с твердым намерением посмотреть, что к чему, и как все происходит.

История аукционов началась в 18-том веке. Одна жды, 1707 году, австрийскому императору Иосифу I пришла идея продавать с молотка предметы искусства тому, кто может дать более высокую цену. Эти первые торги и легли в основу старейшего аукционного дома Dorotheum . Вскоре, подхватив оригинальную и доходную идею австрийского монарха, были созданы, знамениты ныне английские аукционные дома Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .


Кристис ( Christie
s) - аукционный дом Англии, основан в Лондоне в 1766 г. Считается, что именно Christie s превратил процесс аукционной торговли в своеобразное искусство. Здесь проходили самые значительные аукционы XVIII и XIX веков. Не кто иной, как Джеймс Кристи, основатель Дома, был посредником при продаже выдающейся коллекции живописи Роберта Уолпола, английского премьер-министра, императрице Екатерине II . Эти картины стали началом музейного собрания Эрмитажа.

Сотбис ( Sotheby s) возник немного раньше, чем Кристис ( Christie s) - однако более полутора веков фирма занималась продажей раритетных книг и не расширяла сферу деятельности. Первый аукцион живописи Sotheby s провел только в 1917 г., а в середине 20 века он вышел на международный уровень и с тех пор два лондонских дома лидируют и конкурируют на рынке живописи и антиквариата.

Вот именно, эти два аукционных дома и стали целью одной из моих нью-йоркских прогулок. Тем более что 15 и 16 апреля в обоих Домах проходили торги предметов русского искусства 19-го, начала 20-го столетия, включающие редкие изделия ювелирной фирмы «Фаберже». Эти торги были включены в весеннюю программу Russian Works of Art аукционов Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .

Как известно, аукционные дома ко всем своим торгам выпускают высококачественные каталоги, в подготовке которых принимают участие несколько сотен экспертов. Такие каталоги, дают исчерпывающую информацию о продаваемых предметах, и их справедливо называют иллюстрированными путеводителями по продажам. Приехав в Рокфеллер центр, где располагается аукционный дом Christie’s (войти в него можно с 49 улицы) и вооружившись таким каталогом я отправилась осматривать коллекцию.

Перед каждыми торгами аукционный дом устаивает выставку, на которой демонстрируются все лоты. Длится такая выставка 5-6 дней и каждый желающий может посетить ее бесплатно. Как правило, выставленные коллекции, достойны лучших музеев и состоят из уникальных вещей принадлежащих частным лицам. Причем, большинство этих вещей долгое время, или вообще никогда, не выставлялись для обозрения широкой публики, разве что перед предыдущей продажей с аукциона. Осматривать такую коллекцию необыкновенно интересно: демонстрационные залы просторны и, как правило, малолюдны, а сознание того что вещи перед тобой собраны вместе и доступны для осмотра лишь на очень короткий срок, рождает приятное чувство эксклюзивности.

Причем в отличии от музея, где бдительные бабушки непрестанно твердят: «руками не трогать», здесь элегантные молодые люди любезно предлагают открыть витрину и дать подержать в руках, дабы внимательно осмотреть, любую из выставленных вещей, – будь то табакерка работы Фаберже, или медальон Николая II в изящной раме украшенной бриллиантами.
В этот раз на аукционе Кристис было выставлено 166 лота. Изделия, многие из которых, принадлежали царской семье или их ближайшему окружению, выполнены из серебра, бронзы, золота, причем немало с клеймом Фаберже. Портсигары, шкатулки, рамки для фотографий, лорнеты, табакерки, мундштуки, фигурки животных, статуэтки, столовые приборы, посуда, вазы, письма, открытки, телеграммы – такой набор обыденных, для прошедших столетий вещей, был выставлен для продажи.

На аукционе у каждого изделия существует диапазон предполагаемой цены, которую устанавливает эксперт, предварительно согласовав его с продавцом. Если ни кто из покупателей не дает минимальную указанную цену – лот снимается с торгов. Бывает, что лот уходит за цену, лежащую в названом экспертом диапазоне, но чаще значительно превышает верхний предел. Как, к примеру, произошло на торгах 15 апреля: серебряное, с частичной позолотой блюдо, украшенное гравированной и тисненой серебряной салфеткой эмитирующей шёлковое кружево, было продано за $62 500 , при предполагаемой цене $4 000-$6 000.

Интересно, что присутствовать на торгах может каждый, без предварительной записи, а вот что бы участвовать в торгах, с целью что-либо приобрести, необходимо зарегистрироваться через интернет. Причем, вероятно, будут потребованы документы, удостоверяющие вашу платежеспособность. Поэтому если вы еще не готовы к покупке, то стоит просто прийти и посмотреть, как происходят торги. В этом действе, определенно есть изящество, азарт и драма.

В этот раз торги прошли весьма успешно, практически все было распродано.

Для наглядности, приведу несколько примеров лотов выставленных на аукционе Кристис 15 апреля 2013 г.

Центральным и самым дорогим лотом была розовая презентационная фарфоровая ваза 1908 года, с инициалами императора Николая и императрицы Александры, украшенная серебряными ручками в виде грифонов работы Фаберже, из нью-йоркской частной коллекции, сделанная для важного подарка, но так и оставшаяся в хранилище кабинета Николая II. Позже ее приобрела американка Индия Эрли Миншалл. С тех пор ваза несколько раз продавалась на торгах, причем стоимость ее при продаже каждый раз росла.

Она была продана за $483 750, при предположительной максимальной цене $250 000.

Папка с письмами и телеграммами великих князей Марии Александровны и Александра Александровича, включая письма к графине Толстой была продана за $43 750, а несколько папок с аналогичными письмами так и не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Большой интерес на торгах вызвал фалеристический раздел Золотой Орден св. Анны, II степени ушел за $6 000, св . Владимира, II степени за $4 500.

A GOLD AND ENAMEL ORDER OF ST. ANNE SECOND CLASS, WITH SWORDS
MARK OF ALBERT KEIBEL WITH THE IMPERIAL WARRANT, ST. PETERSBURG, 1899-1908

Золотой Орден св. Андрея Первозванного, I степени.
Был продан за $291 750, а орденская цепь к нему за $315 750.

Икона Казанской Божьей Матери в серебряном позолоченном окладе, расшитая жемчугом, 1880г.
Была продана за $40 000.

На следующий день, 16 апреля, прошли торги Русского искусства и Европейского серебра 19-го, начала 20 века на аукционе Сотбис (Sotheby s) , который располагается в Верхнем Манхеттене на York Avenue and 71 street .

Принцип продаж здесь тот же, но величина и размах этого аукционного дома в Нью-Йорке значительно больше. На продажу было выставлено 400 лотов. Выставка разместилась в нескольких больших залах, и чтобы хорошенько осмотреть ее, потребовалось пару часов.

Одновременно с выставкой Русского искусства и Европейского серебра, в соседних залах, проходила предпродажная выставка ювелирных украшений под названием Magnificent Jewelry, где были выставлены на торги украшения из платины и золота с уникальными драгоценными камнями. Среди них был достаточно интересный лот №387 – Exceptional Pearl-Shaped Diamond, бриллиант каплевидной формы величиной 74.79 карат, предположительная цена $9 000 000 – $12 000 000, был продан 17 апреля за $14 165 000.

Так же интересен лот № 393 – MAGNIFICENT PAIR OF PLATINUM, FANCY PINK DIAMOND AND DIAMOND PENDANT-EARCLIPS

Платиновые серьги с розовыми брильянтами 5.79 и 5.68 карат, дополненными брильянтами каплевидной формы и маркизами – 19.25 карат.
Предпродажная цена: 3 500,000 – 4 500,000, серьги не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Интересно, что на торгах Русского искусства, аукциона Sotheby’s 16 апреля 2013 г. цены продаж были значительно ближе к тем, что предварительно установили эксперты, чем на торгах Christie’s 15 апреля.

Евгений Лансере (1884-1886). Скульптурная бронзовая группа “Арабская конная игра.”
Продан за $173 000 , при предварительной цене $140 000- $160 000.

Серебряный самовар Александр Кордеы, 1869 г.
Продан за $75 000 (предварительная оценка $20 000 – $30 000)

Коронационный альбом в 2-х томах, в кожаной обложке, с черно белыми фотографиями и цветными иллюстрациями коронации Императора Николая II. 1899 г Продан за $21 250 (предварительная оценка $7 000 – $10 000)

Набор для пунша, серебро инкрустированное эмалью. Овчинников. 1899-1908. Продан за $161 000 (предварительная цена $80 000- $120 000)

Самый значительный и дорогой лот: настольный портрет Императора Николая II, обрамленный бриллиантами, с бриллиантовой императорской коронной, и четырьмя вензелями. Мастер Генрих Вигстром, художник Василий Зуев, 1909 г.

Такие портреты были одними из редчайших императорских подарков и предназначались только для важных и значительных людей. При Николае II такими драгоценными портретами были награждены только девять россиян и девять иностранцев.
Продан за $413 000 (предварительная цена $200 000- $400 000)

Общая сумма продаж в этот день составила 5,673,692 USD

Известно, что во всем мире антиквариатом торгует множество галерей, салонов, лавок и магазинов. Но мировым, то есть взаимосвязанным, этот рынок делают именно аукционы. Благодаря их каталогам формируется общая база сведений о предметах антиквариата, которая позволяет следить за основными ценовыми тенденциями и в какой-то мере защищает рынок от подделок.

Достаточно часто владельцы выдающихся антикварных или художественных раритетов, решаясь их продать, прибегают к услугам аукциона, который служит для них определенной гарантией честности сделки и дает возможность, выручит хорошие деньги. Поэтому громкие и значительные события в области продаж антиквариата происходят именно на торгах ведущих аукционных домов. Благодаря аукционам такие лоты получают широкую огласку, и именно по результатам их продаж формируется элитарная мода на предметы искусства.

Так что отслеживать события, происходящие на аукционах интересно и полезно, даже если вы не собираетесь стать серьезным коллекционером.

И, даже, если мой рассказ об аукционных домах Нью-Йорка не убедил среднестатистического гражданина мира в целесообразности инвестиций в антиквариат, надеюсь, он показал что посещение этих мест увлекательный и познавательный досуг, неплохая пища для размышлений, в сочетании с бесспорным эстетическим удовольствием.

Text by Tatyana Borodina

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможно только с разрешения автора проекта .

Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021

История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.

К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами - гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby"s - наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.

Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов - по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.

Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby"s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.

Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.

Sotheby"s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.

Покупка на аукционе Sotheby"s

  • Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
  • Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby"s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
  • Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
  • Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
  • Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.

11 марта 1744 года в Лондоне Сэмюэл Бейкер продал с аукциона нескольких сотен редких и ценных книг из библиотеки достопочтенного сэра Джона Стэнли. Именно это событие официально считается датой основания аукционного дома Sotheby’s . Можно смело сказать, что первый в истории Sotheby’s лот ушел по неплохой для того времени цене – книги были проданы за несколько сотен фунтов стерлингов.

; ;

С тех пор прошло почти 270 лет, и в наши дни Сотбис по праву считается одним из самых крупных и авторитетных аукционных домов в мире. Он проводит торги в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Гонконге, имеет около 100 представительств в более чем 40 странах мира. Имя этого дома ассоциируется с неизменной стабильностью и респектабельностью. Но даже здесь, в мире традиций и строгих правил, время вносит свои коррективы. Не будет большим преувеличением сказать, что последние десятилетия прошли в Сотбис под девизом «Русских сезонов».

С каждым годом растет число выставляемых на продажу «русских лотов»: живопись, скульптура, посуда, ювелирные изделия, фотографии, книги и манускрипты. Мир вспоминает забытые и узнает новые имена наших мастеров. Стабильным спросом стали пользоваться полотна таких художников, как Иван Айвазовский, Василий Верещагин, Константин Коровин, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк и многие другие, во что трудно было поверить всего 15-20 лет назад.

«Русский феномен» стал настолько интересен и значителен, что аукционный дом Сотбис в Нью-Йорке организовал русский отдел, который возглавляет моя сегодняшняя собеседница Соня Беккерман.

Соня Беккерман руководила Отделом Русской Живописи с 2004 года и является одним из самых крупных и авторитетных экспертов в области русской живописи на Западе. Ее работа во главе Русского отдела позволила Сотбис получить за последние годы более 300 000 000 долларов.

Благодаря г-же Беккерман, на аукционе Сотбис только в недавнее время появилось немало редких и уникальных произведений русских мастеров. В их число входят такие шедевры, как картина “Видение Преподобного Сергия” Михаила Нестерова, три замечательных произведения Бориса Григорьева, “Жемчужная Мечеть в Дели” Василия Верещагин, и картина «Улица в Москве», Натальи Гончаровой.

Примечание, июнь 2013, – на сегодняшний день Соня Беккерман покинула Сотбис ради собственного бизнеса. Пожелаем ей удачи! Но, то о чем она рассказа в своем интервью продолжает быть интересно, актуально и познавательно.

-Госпожа Беккерман, не многим из наших читателей приходилось бывать на больших аукционах, расскажите, пожалуйста, как организована работа Сотбис, как подбираются и формируются выставляемые на продажу коллекции, и как можно попасть на торги этого аукциона?

Наша работа начинается, когда к нам обращается человек или организация, желающие продать какую-то, на их взгляд, интересную вещь, или даже просто узнать стоимость этой вещи. В этом случае они связываются с нашим представителем, причем сделать это можно любым путем, по телефону, лично или даже по электронной почте. Наш специалист, знакомится с предлагаемой вещью, изучает детали, проводит исследование, наводит справки, и устанавливает, действительно ли этот объект может быть продан на наших торгах. Важно определить, будет ли он интересен для тех, кто обычно является нашим покупателем.

Есть определенные критерии для такого решения, но часто важно личное мнение специалиста, основанное на его опыте и интуиции. Затем должно пройти обсуждение между нашим представителем и самим продавцом, в случае, если они сойдутся во мнении, происходит включение данного лота в торги.

Мы берем на себя доставку данного объекта на аукцион, фотографируем его, выставляем для ознакомления и, в конце концов, на продажу. Важно то, что вся эта процедура одинакова для всех объектов, вне зависимости от того стоит ли лот $500 или же $5 000 000 долларов.

Кроме того, думаю, вашим читателям будет интересно, что все лоты выставляют для публичного ознакомления и осмотра за неделю до продажи. Каждый может прийти и посмотреть, наши аукционы открыты для всех заинтересованных лиц. Зарегистрировавшись и пройдя небольшую проверку, любой желающий может принять участие в аукционе. Все может быть сделано за один день.

Кроме того, Сотбис проводит выставки выдающихся и уникальных вещей проданных с нашего аукциона. Они проходят по всему миру, и я рекомендую их посещать, можно увидеть совершенно потрясающие вещи.

-Кто является клиентами Сотбис?

– Сейчас на этот вопрос и легко и сложно ответить. Теперь наши клиенты носят более глобальный характер, и это означает, что я провожу много времени в самолетах и в аэропортах! Сегодняшние коллекционеры не ограничены местом проживания: так коллекционер из Азии может приобрести лот в Лондоне, чтобы наслаждаться им в своей квартире в Нью-Йорке.

– Как вы проводите оценку стоимости выставленной на аукцион вещи?

Когда мы проводим предпродажную оценку определенной вещи, будь то картина или ювелирное украшение, мы опираемся на целый ряд факторов, в том числе: цены на аналогичные объекты, заплаченные в прошлом, текущее состояние рынка и фактическое состояние данного объекта. Безусловно, то, что я говорю это лишь схематическая структура процесса. На самом деле, мы ведем кропотливую работу, в которой объединяем все наши усилия. Я плотно работаю с коллегами по всему миру, чтобы как можно точней определить реалистичную стоимость каждого лота. Это важно, как для привлечения потенциальных покупателей, так и для получения интересных лотов на продажу.

Аукцион это очень сложная вещь, при торгах могут сыграть роль самые мелкие нюансы и обстоятельства. Аукцион это всегда неожиданность и импровизация – точно сказать, что случиться на аукционе практически не возможно. Каждый аукцион несет в себе определенный сюрприз – часто вещи, впервые попавшие на торги или малоизвестные, уходят за огромные деньги. Иногда случается наоборот и, казалось бы, самый интересный лот не находит «нужного» покупателя. Тогда лот уходит сравнительно недорого. Но такое случается не часто…

-Картины, скульптура, ювелирные украшения или предметы быта, – что чаще всего продается на аукционе Сотбис?

В целом, мы чаще и больше всего продаем картины, но скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства также представляют большой сегмент рынка и часто продаются за очень большие деньги.

К примеру, на одном из недавних аукционов самым востребованным и ценным лотом была редкая лазуритовая ваза с золотыми ножками в виде дельфинов работы Фаберже. Она ушла за 115 500 долларов при предпродажной экспертной оценке в 50-70 тысяч долларов.

Также, на недавнем аукционе большое впечатление произвел уникальный «Карский стол» - шедевр итальянской микро-мозаики со столешницей работы Джоаккино Барбери, изготовленный по акварели Александра Орловского для Российского императорского двора. Это был удивительный экспонат, настоящее произведение искусства, – кусочки мозаики настолько малы, что их можно рассмотреть только с очень близкого расстояния, а цветовая гамма так богата и насыщена, что просто не верится что это мозаика, а не живопись.

-Брильянты – вечные ценности, часто ли на аукционе Сотбис выставляют на продажу редкие брильянты?

Конечно, нельзя сказать, что уникальные брильянты выставляются на продажу часто, появление такого лота всегда событие. Но, безусловно, на Сотбис продаются очень редкие, красивые и дорогие драгоценные камни, алмазы и ювелирные украшения. Причем, мы продаем их как через нашу розничную сеть, “Бриллианты Сотбис”, так и через наши ювелирные аукционы, которые проводятся в течение года в наших торговых залах в Женеве, Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Причем перед торгами проходит выставка лотов, на которой посетители могут не только внимательно изучить выставляемую на продажу вещь, но и получить удовольствие, любуясь ее красотой.

Но если говорить о продаже уникальных брильянтах, то конечно нужно вспомнить о самом знаменитом, редком и дорогом брильянте мира, носящем имя «Розовый Граф», весом в 24,78 карат. Он был продан на аукционе Сотбис в Женеве в 2010 году за 46 000 000 долларов. В настоящее время, это является самой высокой в мире ценой за брильянт. Надо признаться, что это был действительно уникальный лот и, безусловно, за него шел напряженный бой. В конечном итоге, камень приобрел ювелирный дом Лоренса Графа, благодаря чему у камня появилось собственное имя «Розовый Граф» .

Информационная справка: Розовые алмазы составляют всего 2 процента от всего количества алмазов в мире. Считается, что идеальный розовый цвет вызван тем, что за время своего пребывания в недрах Земли на протяжении миллионов лет он поглощал свет каким-то уникальным, мало исследованным путем. В коллекции Лоренса Графа немало дорогих и редких вещей, к примеру, ему принадлежат брильянтовые подвески Марии Медичи. Но, тем не менее, Розовый Граф стал вершиной его коллекции: “Это самый потрясающий камень, который мне удалось приобрести за всю историю моего коллекционирования. Я счастлив, что он теперь находится у меня» .

Соня Бекерман продолжает: -Также, большой интерес вызвал бриллиант Бо Санси , недавно выставленный на торги Сотбис в Женеве, и проданный за 9 570 000 долларов. Этот камень считается одним из самых исторически значимых брильянтов, когда-либо выставлявшихся на аукционах. Замечателен он тем, что на протяжении 400 лет принадлежал королевским и княжеским семьям. К примеру, им владела королева Франции Мария Медичи, Георг Фридрих Гогенцоллерн, принц Прусский, правнук Вильгельма II, последний император Германии.

Информационная справка: Известно, что бриллиант “Бо Санси” изготовлен из алмаза, который был добыт на рудниках недалеко от древнего города Голконд, на юго-востоке Индии. Впервые “Бо Санси” был куплен дипломатом и финансистом Николя де Арлеем сеньором де Санси в Константинополе, примерно в середине XVI в. В 1604 г. Генрих IV приобрёл бриллиант и подарил его своей жене Марии Медичи. “Бо Санси” был помещён в корону, украшавшую Марию Медичи на её коронации в 1610г. В 1702 г., Фридрих I, став первым коронованный королём Пруссии, продал все унаследованные им драгоценности, что бы приобрести “Бо Санси”. Этот знаменитый камень обладал для короля особой символической ценностью и был избрал главным украшением новой королевской короны. “Бо Санси”, был самым крупным драгоценным камнем в собрании Королевского дома Пруссии, переходил по наследству и оставался в этой семье долгие годы. Традиционно этот камень украшал наряд невесты каждого нового прусского принца. За последние 50 лет бриллиант “Бо Санси” только четыре раза демонстрировался широкой публике. Сообщается, что изначально аукционный дом планировал выручить за камень от $2 000 000 до $4 000 000 долларов За него боролись пять претендентов. В конечном итоге, бриллиант был продан в два раза дороже первоначальной цены - за 9 570 000 долларов. Имя нового владельца не разглашается. Известно лишь, что брильянт был куплен по телефону .

-Какие исторические вещи, или «вещи с историей», выставлялись на торги Сотбис в последние годы?

Я назову несколько наиболее интересных и памятных мне. Пожалуй, это: драгоценности герцогини Виндзор, банки для печенья Энди Уорхолла, и коллекция вещей Жаклин Кеннеди Онассис. Для меня очень интересны такие коллекции, потому что они носят личностный характер и позволяют приоткрыть завесу частной жизни их бывших хозяев. Они рассказывают о привычках и вкусах своих владельцев, раскрывают неизвестные стороны характера знаменитых людей. Такие коллекции – это часть истории, потому что их владельцы исторические личности или мировые знаменитости, и их вкусы и предпочтения ценятся коллекционерами во всем мире.

Информационная справка: Американка Уоллис Симпсон, в замужестве герцогиня Виндзорская, получала от своего мужа, бывшего английского короля Эдуарда VIII, великолепные подарки. Причем, герцог и герцогиня заказывали украшения в лучших ювелирных домах, и многие из них были сделаны по эскизам самой Уоллис. На аукционе Сотбис были проданы 20 предметов из ювелирной коллекции герцогини Виндзорской .

Перечислим лишь некоторые из них:

Рекордсменом среди выставленных на торги драгоц енностей стал браслет в виде пантеры из оникса и бриллиантов с зелеными изумрудными глазами, который был создан дизайнером ювелирного дома Cartier Жанной Туссен. Его первоначальная цена были превышена почти втрое, и, в результате, продана более чем за 4,5 миллионов фунтов. Специалисты отмечают, что это не только рекордная цена на браслет, когда-либо продававшийся на аукционе, но и рекорд для украшений Cartier.

Одно из самых любимых украшений герцогини, браслет с девятью подвесками в форме латинского креста, был продан за 601 200 фунтов при первоначальной стоимости в 350 000-450 0000 фунтов. Подвески, выполненные в форме латинского креста, украшены драгоценными камнями. Каждая из них символизирует важное событие в жизни семьи.

Брошь в виде сердца, усыпанная бриллиантами, посвященная 20-летию брака герцога и герцогини, продана за 205 000 фунтов.

Какой был самый не обычный, на ваш взгляд, лот выставленный на торги в Сотбис?

– Не так давно мы продали космическую капсулу “Восток 3KA-2” за 2 800 000 долларов. Аукцион состоялся в апреле 2011 года, в день 50-летия первого полета человека в космос. Аукцион стал великолепным праздником посвященым Юрию Гагарину – первому в мире косманавту. Капсула Восток была продана и сейчас выставлена в музее в России.

Информационная справка: Космическая капсула «Восток 3КА-2». За несколько недель до полета Гагарина в этой небольшой сфере совершили полет в космос манекен «Иван Иванович» и собака Звездочка. Интересно, что манекен Иван Иванович заставил побеспокоиться сибирских крестьян, обнаруживших в поле прилетевшую с неба капсулу. Они решили, что это человек, и спешили ему на помощь. Но ему помощь не потребовалась, да и собаке Звездочке тоже, она была в отличной форме и благополучно вернулась домой. После этого удачного тестирования идентичный корабль был запущен в космос с первым человеком на борту.

– Расскажите, пожалуйста, появляются ли на торгах Сотбис вещи, принадлежавшие представителям русской аристократии?

Да, у нас действительно бывают такие лоты. Они, в первую очередь, обладают исторической ценностью и всегда очень интересуют коллекционеров.

К таким действительно уникальным лотам, относится выставленная нашим аукционом в апреле 2011 года небольшая коллекция вещей: две пары лыж и пара сапог 1910 года, принадлежавших царевичу Алексею Николаевичу Романову. Церевич Алексей был большим любителем лыжного спорта и в свое время Московский Лыжный Клуб обратился к нему с просьбой стать официальным покровителем их организации.

Более традиционные, но не менее интересные лоты были проданы в 2009 году. Во-первых, это был редчайший миниатюрный портрет царя Петра Великого в инкрустированной бриллиантами рамке. Портрет принадлежал семье в Аризоне, которая не осознавала всю важность и ценность произведения, пока не показала его моему коллеге.

Это действительная уникальная историческая реликвия, в 18 веке такие портреты выдавались как награды. Теперь это исключительная редкость, и мы думаем, что во всем мире их осталось всего лишь 6 штук.

Сотрудники Сотбис предполагали, что портрет уйдет за цену от 80 000 до 120 000 долларов, но реальность превзошла все ожидания, – его купили за 1 314 500 долларов.

Не так давно была выставлена уникальная и ранее неизвестная коллекция личных вещей, принадлежащих Русскому императорскому дому, в которую входили вещи ее императорского величества Марии Павловне Романовой и великому князю Владимиру Александровичу, сыну Императора Александра II. Это была одна из самых больших «русских коллекций» в истории Лондонского аукциона Сотбис, что безусловно вызвало огромный интерес и энтузиазм на торгах. Цена продаж составила – 11 658 920 долларов.

Самым интересным лотом оказался серебряный портсигар с портретом Императора Александра второго, работы Феберже. За эту вещь шли отчаянные торги, и она ушла за 612 250 фунтов, что превысило в 12 раз ее оценочную стоимость и стало рекордной ценой за портсигары работы Феберже.

-Какой самый удивительный, курьезный лот был за годы вашей работы в Сотбис?

– Один из самых удивительных лотов, которые когда-либо встречались в течение моей пятнадцатилетней карьеры в Сотбис, был продан в 2010 году. Это лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне “Один день из Жизни”. Этот листок был продан за 1 200 000 долларов – удивительный результат для всех нас, фанатов Битлс.

-Расскажите, пожалуйста, о последних лотах русской или украинской живописи?

Один из самых впечатляющих недавних рекордов был установлен картиной Натальи Сергеевны Гончаровой “Улица в Москве”, которую Сотбис продал в Нью-Йорке в ноябре 2011 года за 6 354 500 долларов – более чем в четыре раза выше предположенной стоимости. Это самая высокая цена за продажу картины русского искусства на аукционе Сотбис по всему миру.

Хочу отметить, что Гончарова, одна из самых революционных и выдающихся художниц своего поколения. В наши дни ее работы, среди женщин-художников, являются наиболее коллекционируемыми. Картина “Улица в Москве” интересна еще и тем, что большинство полотен Гончаровой начала 20-го века посвящены жизни русского крестьянства, в то время как “Улица в Москве”, рассказывает о городской жизни.

Так же, большим и незабываемым событием несколько лет назад стала продажа уникального полотна Василия Верещагина “Жемчужная мечеть в Дели”(1876-1879 гг). Эта картина была главным лотом торгов Сотбис 2010 года, посвященных творчеству русских художников XIX-XX вв. Она ушла более чем за 3 миллиона долларов.

“Жемчужная мечеть в Дели” очень большая работа, 4Х5 метра, но конечно, не это главное. На мой взгляд, это полотно можно считать настоящим художественным совершенством. В ней Верещагин раскрыл свою многогранность и продемонстрировал в полной мере высокое и зрелое мастерство. В ней поражает все – от великолепно прописанных деталей до удивительной передачи света, – она как будто светится изнутри. Я считаю, что это одна из самых выдающихся и ценных работ Верещагина, которая выставлялась на торги более чем за сто лет.

И нформационная справка: “Жемчужная мечеть в Дели” попала на аукцион во второй раз. Первый раз ее выставил на аукцион сам Верещагин в 1891 году. И она была продана за $2100, после этого 120 лет ее не выставляли для широкой публики .

Если говорить об Украине, то конечно эта страна имеет давнее и богатое культурное наследие, и наши продажи нередко включают в себя предметы великих художников, рожденных в Украине или принадлежащих украинской школе. Но самой запоминающейся коллекцией за последние годы стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют. Мы продали этот лот в Нью-Йорке в 2010 году. Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. Долгие годы эта коллекция считалась потерянной, мы отыскали ее и выставили на торги. Перед продажей мы выставили картины в Музее Изобразительных Искусств, в Киеве, который я всегда посещаю, приезжая в этот город. Реакция была просто удивительная, люди были потрясены увиденным.

На аукционе коллекция была продана почти за 2 миллиона долларов и в настоящее время находится в мировом турне, где она привлекает внимание публики к очень интересному и мало известному ранее направлению украинской живописи.

Сотбис стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века.

-Я считаю, что наиболее интересными лотами на аукционах являются те, что появляются на рынке впервые и ранее широкой публике представлены не были. Такие продажи позволяют открыть для людей новые или забытые имена, что, на мой взгляд, наиболее важно как для искусства, так и для истории.- сказала в заключении Соня Беккерман.

Мы благодарим Соню Беккерман за замечательный и очень интересный рассказ.

Интервью специально для Elegant New York вела Татьяна Бородина.

Также об аукционах в Нью-Йорке читайте: ; ;

В московском центре ГАРАЖ завершилась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»

Единственный настоящий заморский аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», проведенный в России, интересен сегодня и как коммерческий, и как социальный эксперимент. Как искусство оценивалось 30 лет назад и сегодня? Кого взяли в будущее? Как время скорректировало ранги и цены?

«Сотбис» 1988 года стал не только смелым коммерческим, но в первую очередь архисложным дипломатическим мероприятием. Видано ли дело: пресловутая «гадит англичанка» вдруг приглашает и привозит своих мистеров-твистеров покупать искусство еще вчера враждебной «Верхней Вольты с ракетами». Перестройка, гласность, пьянящий воздух свободы, внезапно объявленная обстановка доверия… да еще и возможность легально купить и вывезти первый русский авангард. Насчет вывоза даже было получено особое распоряжение властей - вопрос решался на высшем уровне.


Аукцион породил много ожиданий. Со стороны он казался волшебным входным билетом в мировой арт-рынок и вообще раздал немало авансов. В предисловии к каталогу торгов за подписью председателя «Сотбиса» Достопочтенного графа Гаури есть такие слова: «Сотбис гордится тем, что проводит первый международный аукцион художественных произведений в Советском Союзе. Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучшего, как свободный обмен идеями и произведениями искусства между молодыми художниками, коллекционерами и студентами факультетов изобразительных искусств всех стран мира».

Уверены они... «Сны, милорд, я видел сны, они чисты как слезы». Прошло 30 лет, но ни один зарубежный аукцион так и не пришел в Россию.

Да и не придет в обозримом будущем.

За три десятка лет тот первый и пока последний московский «Сотбис» успел обрасти множеством легенд. О делах красивых и не очень. «Не очень» - так как сходу началась весьма советская по духу возня людей, испорченных квартирным вопросом: кого брать на торги, а кого не брать, кто свои, а кто по блату. Художникам срочно выдавали продуктовый дефицит, чтобы не было стыдно перед иностранцами. С деньгами (по договору художникам обещали деньги: валюту и рубли по курсу) тоже, говорят, не все красиво получилось. Откуда известно? О чем-то мне рассказывали сами свидетели тех событий. О чем-то можно прочитать в книгах участника тех торгов художника Гриши Брускина. К слову, могу смело посоветовать его «Прошедшее время несовершенного вида» или любую другую книгу: написано талантливо и метко, читается на одном дыхании. В общем, было или не было, но в эту возню вполне верится: все очень в духе поздних советских времен.


Но легенды легендами, а реальную фактуру все же можно реконструировать с высокой долей достоверности по каталогу торгов, по протоколам и другим показанным на выставке документам. Итак, вот, что тогда произошло:

1. В аукционный каталог «Сотбис» 7 июля 1988 года были включены 34 художника: Гриша Брускин, Сергей Волков, Александр Древин, Евгений Дыбский, Юрий Дышленко, Илья Глазунов, Вадим Захаров, Илья Кабаков, Светлана Копыстянская, Игорь Копыстянский, Дмитрий Краснопевцев, Белла Левикова, Малле Лейс, Татьяна Назаренко, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Аркадий Петров, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Александр Родченко, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Варвара Степанова, Илья Табенкин, Лев Табенкин, Наталья Удальцова, Николай Филатов, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Гия Эдзгверадзе, Мария Эндер, Владимир Янкилевский. Из 34 художников фамилии четыре сегодня не на слуху, а все остальные регулярно продаются на мировых и российских аукционах. Так что в этом вопросе - браво, «Сотбис»!

2. Всего выставили 120 лотов. Из них 8 работ (больше всех) выставил художник Вадим Захаров, далее шли Александр Родченко (7 работ), Гриша Брускин, Светлана и Игорь Копыстянские (по 6 у каждого). Вообще у большинства авторов в каталог вошло 2–4 работы. Проще перечислить тех, у кого было всего по одной картине или рисунку: Мария Эндер, Татьяна Назаренко, Дмитрий Плавинский и Владимир Янкилевский.

3. Особо ценный русский авангард был почему-то «на разогреве»: его продавали в первом стринге, с 1 по 18 лот. В блоке русского авангарда были представлены работы Надежды Удальцовой, Александра Древина, Александра Родченко, Варвары Степановой и Марии Эндер.

4. Самым дорогим произведением на торгах стал абстрактный холст «Линия» 1922 года кисти Александра Родченко: за него заплатили £330 000, то есть $564 300.

5. Самая доступная работа на тех торгах стоила £2 200, или $3 762. За эту одинаковую сумму ушло сразу несколько работ: три полутораметровых холста Юрия Дышленко, большая картина Беллы Левиковой и два полотна Ильи Табенкина.

6. Покупать могли только иностранцы, за валюту. Советским художникам и наследникам авангардистов причиталось 60 % от суммы реализации (остальное - организаторам), из коих 10 % в валюте, а остальное в рублях по переводному курсу.

7. Элтон Джон купил лоты 51 и 56 - картины Светланы и Игоря Копыстянских. Каждую за £44 000 ($75 240). Лот 57 (Копыстянский) купил по информации автора Дэвид Боуи, за £24 200 ($41 382). Также в протоколе рукой вписано, что начальник «Сотбиса» Альфред Таубман купил картину Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы» за £22 000 ($37 620).

8. Общий объем продаж, согласно протоколу, составил £2 085 000 (включая комиссию 10 %). Доля ухода по лотам, по моим подсчетам, составила 94 %. В других источниках встречается цифра 98 %. Но, согласно протоколу, из 120 лотов (последний лот имел номер 119, но там были 4 и 4A) непроданными остались 7.

9. Русский авангард официально и публично был продан иностранцам с разрешением на вывоз. Работы художников русского авангарда поступили на торги не из музейных фондов, а из частных собраний семей и наследников.

10. Фактически с первым ударом молотка Симона де Пури в сфере искусства в СССР наступил рынок. После этого в течение нескольких лет многие участники московского «Сотбиса» перебрались на Запад. Некоторые навсегда. Московский аукцион «Сотбис» стал последним крупным событием 1988 года, которым фактически заканчивается хронология подпольного и неофициального искусства в известном справочнике «Другое искусство». И с этим сложно не согласиться: то, что открыто продают в Совинцентре, подпольем уже не назовешь.

Вспомним отдельные картины и рисунки с тех исторических торгов.

Комментарий : Работа Родченко «Клоун. Сцена в цирке» - одна из немногих, которую можно было живьем посмотреть на выставке в «Гараже». Она была предоставлена московскими коллекционерами Мариной и Борисом Молчановыми. О ней известно, что 26 апреля 2006 года она была перепродана нынешнему владельцу на Sotheby’s в Нью-Йорке за $528 000, то есть в 10 раз дороже, чем была куплена 18 годами ранее в СССР. «Клоун» интересен, в частности, тем, что это одна из первых картин (а может, и первая), которую Родченко сделал в 1935 году после долгого периода отказа от живописи. Перед этим он не брался за кисти 14 лет, считая, что не живопись, а только фотография соответствовала задачам времени. В настоящий момент ценовой ориентир для работы такого класса составляет уже порядка $ 1 200 000.


Комментарий : Авангардные орнаменты, узоры и концепты Варвары Степановой в последние годы особенно востребованы российскими дизайнерами. Ее стилистику - узнаваемые ромбы - взяли на вооружение при оформлении метро , при разработке стиля формы олимпийской сборной России для игр в Рио в 2016 году и даже при создании всего фирменного стиля празднования 870-летия Москвы . Для гуаши, проданной на «Сотбис» в 1988-м, можно назвать не только ценовой ориентир сегодняшнего дня, но и недавнюю аукционную цену: этот рисунок для ткани в конце 2016-го . Сегодня эта гуашь стоила бы, скорее, $55 000–60 000. Примерно в 7 раз дороже, чем 30 лет назад. Это немного дороговато - «в чистом виде», без всей этой истории такие гуаши стоят дешевле. Но за счет провенанса - по этому рисунку «Сотбис» специально заказал ткань и из нее - шейные платки для гостей того исторического аукциона - такая цена вполне оправдана.

Комментарий : Конструктивистская «Линия» Родченко, которую, по сообщению New York Times, купил лондонский дилер Дэвид Джуда (David Juda), стала самой дорогой картиной торгов - $564 300 в пересчете с фунтов. Сегодня произведение такого класса стоило бы на мировом аукционном рынке в 5-6 раз дороже - порядка $3 000 000, а может, и больше. Действующий аукционный рекорд для Родченко составляет $4 500 000 - столько в 2016-м отдали за другую его конструктивистскую композицию .

Первый русский авангард в тот июльский день 1988 года был распродан подчистую. Ничего удивительного. Обычно цены были в 1,5-2 раза выше эстимейтов. С тех пор ряд вещей уже не раз перепродавался новым владельцам. И судя по ценам повторных продаж типовая доходность инвестиций, сделанных 30 лет назад, составила 17–20 % годовых. Это по простому проценту, без учета инфляции, но все равно неплохо.

Современное искусство и «второй русский авангард» (шестидесятники) тоже разошелся на ура. Но тут, в отличие от ситуации Родченко, Степановой или Эндер, покупателям требовалось гораздо больше знаний и визионерства. Не было никаких гарантий, что все художники каталога займут высокие места в истории искусства. Так и вышло. По ситуации 2018 года очевидно, что за какие-то работы сильно переплатили, а какие-то, наоборот, были куплены за небольшие деньги. Впрочем все равно покупка на первоклассном аукционе дает на порядок больше спокойствия коллекционерам, чем эмоциональные покупки с рынка на свой страх и риск не пойми по каким ценам. Несмотря на внешнее давление, в целом устроители аукциона - составители каталога провели качественный отбор, сильно снизив риски покупателей. Да, работ, которые на отрезке в 30 лет подорожали в 5-6 раз (с темпами русского авангарда), среди них гораздо меньше. И несмотря на отдельные удачные примеры, эмпирическое правило о более высоких рисках инвестиций в современное искусство, чем в то, которое уже прошло проверку временем, в целом работает.


Комментарий : Исполинская трехметровая работа, составленная из 32 холстов, стала самым дорогим лотом того аукциона в стринге современного искусства. «Фундаментальному лексикону» Гриши Брускина успех был практически обеспечен: его фото украшало обложку аукционного каталога. Но почти 17-кратного роста цены относительно эстимейта в $24 000 не мог предугадать никто. Работа очень эффектная и концептуальная - про всю нашу жизнь. Ее можно было увидеть на выставке в Москве. Предположить ее аукционную стоимость сегодня - сложная задача. В 2000 году на «Кристис» сопоставимый по классу четырехметровый холст «Логии I» был продан за $424 000. Это аукционный рекорд, но за 18 лет много воды утекло. Думаю, что сегодня «Фундаментальный лексикон» стоил бы минимум вдвое дороже - за счет художественного качества, а также провенанса и своего мемориального значения. Всего же 30 лет назад на «Сотбисе» продали 6 картин Брускина (все, которые выставлялись на торги). По одной из вещей - лоту 21 - можно сделать более точную ценовую привязку: в тот раз он был продан за $26 334, а в 2017-м работа сопоставимого класса из той же серии ушла на «Сотбисе» за $150 000. Рост в 5,7 раза за 30 лет. Вскоре после московского «Сотбиса» художник Гриша Брускин уехал в Америку. Через некоторое время с ним заключила контракт влиятельная галерея «Мальборо», которая в то время была номером один по Фрэнсису Бэкону и другим первым именам.

Комментарий : В воспоминаниях о тех событиях то и дело звучит: «навязали», «спустили сверху» и тому подобное. Молодое поколение художников сильно не жаловало Илью Сергеевича. Его работы действительно смотрятся экзотично среди произведений вчерашний неофициальных или полуофициальных художников. Но картины на аукцион выставили хорошие, по крайней мере три из четырех. Самой дорогой из них стал полутораметровый холст «Иван Грозный» 1974 года, опубликованный в одной из монографий о Глазунове. Это жесткое натуралистичное историческое повествование, совсем не для дома. Но вместе с тем это абсолютный Глазунов, в своей сильнейшей поре, самого ценного периода. Нынешний его аукционный рекорд, близкий к $100 000, сегодня принадлежит другой работе такого же класса - «Русскому Икару» 1973 года. Но надо понимать, что это именно рекорд, исключение. А обычно масла Глазунова сегодня продаются в диапазоне $10 000–25 000. Конечно, с учетом аукционной истории и размера «Иван Грозный» стоил бы дороже обычной вещи. Но не в 10 раз. Скорее, те же $50 000–60 000 - может, чуть дороже.


Комментарий : Картины самого дорогого из ныне живущих русских художников на историческом «Сотбисе» ушли выше эстимейтов, но без ажиотажа. Например, самые что ни на есть показательные и ценные «Ответы экспериментальной группы» были проданы примерно вдвое выше эстимейта, но все же за относительно скромные $37 500. Но прошло время, и сегодня Кабаков считается одним из главных, даже просто главным по значению русским художником послевоенного неофициального искусства. Западными искусствоведами написаны монографии, сняты фильмы, художник представлен в ведущих музеях мира. Удивительно, что среди аукционного топ-5 у Кабакова почти все работы выполнены на фигуративной основе, включая «Жука» Вячеслава Кантора за 5,8 миллиона долларов. Не принимают коллекционеры в свои собрания таблицы и тексты. Ближайшая референсная продажа для «Ответов экспериментальной группы» состоялась на Phillips два года назад: трехметровую таблицу концепт «Собакин» продали за $660 000. Дорого. Но «Ответы» по всем статьям лучше и значительнее «Собакина». Так что аукционная цена на них сегодня может составлять, скорее, от $1 000 000 - в 26 раз больше, чем 30 лет назад. Если так, то эта вещь Кабакова стала одной самых выгодных покупок тех торгов.


На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволяет посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.

Аукцион «Сотбис» ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

Московские торги «Сотбис» также освещаются в книге « » (англоязычное издание — ), опубликованной Музеем «Гараж» в 2016 году. Это издание, сосредоточенное на 15 групповых выставках и других крупных проектах, привлекших внимание международной публики к российским художникам или познакомивших российскую публику со звездами западного искусства, предлагает читателям уникальный взгляд на рождение глобального арт-мира. Книгу можно приобрести в книжном магазине Музея, англоязычное издание также доступно на сайтах

Лучшие статьи по теме