Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Занятие-развлечение «Веселая ярмарка. Золотая хохлома

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома - красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.

В нашем детском саду этому уделяется большое внимание...

Так мы знакомились с хохломой:

Рассматривали

изучаем играя

Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы - Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.

Город Семенов: родина Хохломской росписи

На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один - легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй - Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».

На фабрике два цеха. Первый - где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.

В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

(П. Синявский «Хохлома».)

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

(Н.Глазков)

И физкультминутка (может кому пригодится)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Я слеплю лошадку, я ее приглажу

И сидельце с бахромой на спину прилажу.

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки печь,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи,

А в печи не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – игрушки!

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Оттого-то деревенька

Дымково зовется.

Кто хоть раз попал туда –

Не забудет никогда,

Вспомнит – улыбнется.

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Пестрыми фигурками:

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Барашками игривыми,

Конями златогривыми.

Веселит, ласкает взор

Пестрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки,

Змейки, ленточки и точки.

Просто загляденье –

Всем на удивленье!

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя, -

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг

Птица важная – индюк.

ХОХЛОМА

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему
Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой –

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь –не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой. (В.Боков)

Хохлома, хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студеная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост-корма,

Нос- петушиная головка.

Плывет по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская хохлома

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках.

Напоминает хохлома

Родную, милую сторонку! (Н.Глазков)

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чашки и ковши –

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохоломы. (П.Синявский)

ГЖЕЛЬ

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синем по белому чудо творят. (П.Синявский)

В печке обжигаются,

На весь мир прославятся

Гжельские поделки:

Кошки, мышки, белки...

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки

Разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы,

Гжельские картины

Чудесной красоты!

Что может быть прекрасней Гжели,

Ее фарфоровых изделий –

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек,

Лепных поделок расписных,

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами! (Н.Кутузова)

ФИЛИМОНОВСКИЕ ИГРУШКИ

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны,

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки?

Сундучок тот непростой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки –

Веселые игрушки.

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные,

Гривы расписные,-

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша –

До чего же хороша!

Я – красавец петух!

Создан для парада!

Перья – пух! Перья – пух!

Гребешок что надо!

Глаза –щелки!

Очи зорки!

Перышки куриные!

Эх вы, шпоры,

Шпоры петушиные!

Я – горнист!

Я – горнист!

Солнце величаю!

Глазки – щелки!

Полюбуйтесь! Полюбуйтесь!

На цветные перышки! (Г.Лагздынь)

МАТРЁШКА.

Развесёлые сестрицы,

Озорные молодицы!

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки:

Загорские матрёшки!

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Семёновские матрёшки.

У семёновских матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки,

Любят в прятки поиграть

И попеть и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,

Так улыбчивы, радушны

Наши русские матрёшки

И загадочны немножко.

Кто в гостях у нас бывал

И матрёшек не видал,

Тот и матушку Россию

До конца не разгадал.

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки -
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

РУССКАЯ МАТРЁШКА.

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

Тук-тук, щёлк-щёлк,

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Машет белка не хвостом –

Размахивает молотком.

Отчего же, как на грех,

Всё не колется орех?

Курам просо не дают,

И они брусок клюют.

Возле пляшущих зайчат

Куры клювами стучат.

За ушастым русаком

Мишка бросился бегом;

С балалайкою бежит,

А земля под ним дрожит.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА.

Лев из Каргополья.

В Каргополе есть игрушка

Очень старая. Зверёк

Небольшой, на щёчках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой чёрной смело

Мастером обведена.

А головка – жёлтым цветом!

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть.

И зверёк из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем тёплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан –

До чего ж красивый он!

Городецкая доска.

Была доска некрашеной,

Обычной, неприглядной.

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца досочка

Узором заиграла,

Гирляндою из розочек

Украшена по краю

Вот барышня – красавица

Идёт по Городцу

И, видно, очень нравится

Лихому молодцу.

А молодец на конике

Красуется верхом,

Фуражечка-то новенька,

Поддёвочка на нём.

Ах, милая провинция

В сюжетах Городца!

Талантами гордиться ей,

Которым нет конца!

Куплю я эту досочку,

В цене не поскуплюсь.

Ах, с городецкой розочкой

Я сердцем веселюсь!

Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

ЖОСТОВО.

П.Синявский.

“Жостовские кисти”

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

Сувенир из Жостова.

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку

Пионы, ромашки, розаны и маки.

Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И кА ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

ПАЛЕХ.

П. Синявский

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

ЧАЙНАЯ МАШИНА - ТУЛЬСКИЙ САМОВАР
Михаил Гуськов
Пар и дым клубится,
Задают вопрос:
"Это что, Жар-птица
Или паровоз?"
Чудо золотое,
Дней минувших дар.
Чайная машина -
Тульский самовар!
Нет грустить причины,
Воду доливай!
Из такой машины
Пьется русский чай.
Дело непростое
Развести в нем пар -
Это что такое,
Тульский самовар?!
Чтоб лилась беседа,
Шел горою пир,
За столом, соседи,
Сохраняйте мир.
А на стол поставьте
Золотистый шар,
Пейте чай и славьте
Тульский самовар.

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Что мы знаем о народных художественных промыслах России? Викторина с презентацией для дошкольников старшей - подготовительной группы.

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с народными художественными промыслами России, как с искусством, видом творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к изделиям народно – прикладного искусства.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетическое восприятие.

Ход викторины

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши,
Там травка вьётся и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома)

Глину замесили,
Козлов, барашков налепили.
В печке обожгли, белизну навели.
Яркие краски взяли
Кружочками, полосками игрушки расписали.
(Дымковские игрушки)


Коклюшки скакали –
Воротник связали.
Ещё поскакали –
Скатерть связали.
Это что за красота?
(Вологодские кружева)


Здесь Полкан – любимый персонаж.
Он с бородкой, в эполетах, орденах!
Птица Сирин! Конь с двумя головами
Просто не забываем!
(Каргопольская игрушка)


Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)


Керамика, майолика, фаянс

Сверкают белизной –
Не оторвать глаз.
Узор небесной синевы украсил вас.
(Из Гжели)


Ты сюда посмотри!
Прялки, мебель, сундуки!
Розаны, купавки их украшают.
Павлины на них восседают.
Всадники на конях разъезжают.
Девицы – красавицы гуляют.
(Городец)


На платках расцветают цветы
Розы, маки, хризантемы.
Яркие красивые они -
Известные всей России.
(Павлово – Посадские платки)


Они круглые, овальные, железные,
Красивые и в доме полезные.
Чёрные, синие, зелёные, красные,
Удивительно прекрасные!
Ромашки, розы, незабудки мазками нанесли
Цветы сразу расцвели!
(Жостовские подносы)


Ими раньше украшали стены,
Покрывали лавки, сундуки.
Мягкие, пушистые! Яркие цветки
Отличают наши тюменские (ковры) .


Эти скульптуры не из дерева, не из глины.
Их вырезают мастера тобольские уже ни одно поколение.
(Из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога)

Вопросы и ответы

1. К каким народным промыслам принадлежат эти элементы росписи? Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Гжель.


2. Назовите народные промыслы, где делают такие изделия?
Гжель, Филимоновская игрушка, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая роспись.


3. Столицей какого народного промысла является город Семёнов?
Хохломы.


4. Что расписывают в Хохломе?
Здесь расписывают деревянную посуду из липы и мебель из берёзы и сосны красными, жёлтыми, оранжевыми и немного зелёными и голубыми тонами по чёрному фону. Семёнов – родина русской матрёшки.
Какой цвет всегда присутствует в росписи?
Золотой.


5. На чём делают роспись в Жостово?
На кованых металлических (жестяных) подносах, на коробочках для чая.


6. Какой основной мотив жостовской росписи?
Цветочный букет из крупных садовых и мелких полевых цветов обычно на чёрном фоне (но иногда и на белом, красном, синем, зелёном, серебряном).


7. Из чего создают изделия Гжель?
Гжельскую керамику и фарфор (посуду, сувениры, и предметы интерьера) делают из глины. После обжига покрывают специальной белой краской, что делает изделия блестящими, а затем расписывают вручную.


8. Гжель – это сочетание каких двух цветов?
Гжель – это сочетание белого и синего (от светло - голубого до тёмного).


9. Как делают дымковские игрушки?
Каждую игрушку создаёт один мастер от лепки из глины до росписи.


10. Какие дымковские игрушки были самыми первыми?
К весеннему празднику Свистунья женская половина слободы Дымково лепила из глины свистульки в виде коней, баранов, козлов и других животных. Их раскрашивали их в яркие цвета.


11. Что отличает городецкую роспись?
В городецкой росписи можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки коней и коней со всадниками, павлинов. Роспись наносится свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Росписью украшают игрушки, мебель, кухонную утварь, предметы интерьера, ставни, двери, ворота из древесины.


12. Какие цветы можно встретить в городецкой росписи?
Роза, розан, купавку, ромашку. А также бутон цветка.
Назовите этапы рисования цветков.
Подмалевок, наведение лепестков, оживка.


13. В каком из народных промыслов игрушку лепят из целого куска глины в отличие от дымковской игрушки, которую лепят по частям, собирая детали?
Филимоновская игрушка.


14. Почему филимоновские игрушки не нужно белить перед росписью?
Потому что игрушки после обжига в печи становятся светлыми.


15. Какие бытовые предметы украшает северодвинская роспись?
Деревянную посуду, прялки, сундучки, шкатулки, берестяные туеса и другие предметы домашнего обихода.


16. Что можно увидеть в узорах Северной Двины?
Узоры, орнаменты, бордюры из растений. В узор включаются сказочные птицы, кони, львы, сцены из быта и жизни.


Подведение итогов викторины

Презентация на тему: Викторина «Что мы знаем о народных художественных промыслах России?»

Светлана Гринина

Цель : Закрепить знания детей о различных промыслах народного творчества , техниках их рисования. Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.

Предварительная работа :

Беседы о росписях;

Рассматривание иллюстраций и поделок;

Лепка и рисование по мотивам народных росписей ;

Составление небольших рассказов о росписях.

Методы и приёмы :

Актуализация знаний детей;

Отгадывание загадок;

Рассматривание предметов, расписанных народными росписями ;

Составление небольших рассказов о дымковской росписи.

Материалы : дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.

Ход викторины.

Ведущий : Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах участвуют две команды детей : команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка» .

Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах .

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … .

(городец)

Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.

1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет.

2. Отбери изделия из Гжели.

3. Образы каких животных используют в своих работах гжельские мастера?

4. Где изготавливают глиняные игрушки?

5. Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)

6. Какие элементы дымковской росписи ты знаешь ?

7. Назови главные элементы хохломской росписи.

8. Какие краски используют художники из Хохломы?

Задание на 3 тур. Собери и угадай.

Назовите предметы, которые расписываются :

Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)

Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)

Дымковской росписью (изделия из глины : лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)

Городецкой росписью (посуда, доски, подносы) .

Каждому участнику команды выдается часть от целой разрезной картинки. Когда все элементы будут собраны, капитану команды предстоит собрать целую картину с изображением народного промысла , назвать его и рассказать о нем.

Задание на 4 тур. Найди и отложи.

Детям предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному воспитателем народному промыслу .

Задание на 5 тур. Укрась матрешку.

Каждой команде предлагается украсить матрешку узором одного из народных промыслов , элементы которого надо будет выбрать из числа других.

Подсчитываются очки и награждаются победители.

Литература.

1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве/ А . А. Грибовская :. М., 2004.

2. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.

Лучшие статьи по теме