Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Как побороть гордость в отношениях. Наше своеволие – источник наших бед

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством - и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие - общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” - когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?” - “Нет”, - ответила она. - “Ну талантлива?” - “Нет”. - “Так, стало быть, богата?” - “Нет”. - “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, - сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза - оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает - гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное - смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до лжно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек - яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение - разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13-14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

С зади — Христа ради.

Русская пословица.

П риучи язык свой говорить «прости» — и смирение низойдет на тебя.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

Д ля подавления самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу как к причине и Его благодарить. Это — начало смирения.

Святитель Феофан, затворник Вышенски й (1815-1894).

С миренномудрие есть порождение ведения, а ведение — есть порождение искушений.

Преподобный Петр Дамаскин (VIII в.).

Е сли кто не будет шествовать прямым путем, каким шествовали святые, то есть путем обесчещения, неправедных укоров и мужественного их претерпевания, тот не преуспеет.

Преподобный Зосима Палестинский (+ок.560).

Ч ем ты злонравнее, тем менее отрицайся от злострадания, дабы, смирен быв им, изрыгнул ты гордость.

Преподобный Максим Исповедник (+662).

В о всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся ни когда ведешь беседу, ни когда по ешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны.

Преподобный Антоний Великий (251-355).

П ротив гордости — воспоминание о грехах своих, память смирения Христова,вменять себя худша всех, помнить, что гордым Бог противится .

(1Петр.5 ,5) .

С мирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Г ордых сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет.

К ланяйся всем, не обращая внимания, отвечают тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Б удем оказывать уважение не одним только высшим нас или равным с нами; это не было бы смиренномудрие, ибо, когда кто делает необходимо-должное, то это уже не смиренномудрие,но долг. Истинное смиренномудрие — когда мы уступаем тем, кто считается хуже нас. Впрочем, если мы будем рассудительны, то не станем никого и считать ниже нас, но всем людям станем отдавать преимущество пред собою.

Святитель Иоанн Златоуст (+407).

С миряйся пред людьми — и тогда возможешь смириться пред Богом.

К огда придет тебе какой-либо гордый помысл — плачь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

С казываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.

В от вы спрашиваете скорейший путь ко смирению. Конечно, прежде всего следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

К аждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Так что, когда кто-нибудь оскорбляет его, то оскорбляемый и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренно. При этом иной не только радуется, когда его оскорбляют, но и сожалеет о раздражении оскорбившего его! Бог да введет нас в такое состояние.

Преподобный Дорофей Палестинский (+620).

Н ачало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина — пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец,— принимать поношения как похвалы.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

Д ля стяжания же смирения понудь себя и напрягись принять в любительские объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как сестер родных, и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бога.

И збирай всегда тягостное и прискорбное и не люби утех и удовольствий, от которых не бывает никакой пользы для души; люби быть в подчинении и зависимости от воли других. Один Бог да будет для тебя сладчайшим утешением, все же другое — горечью.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Ч то нужно делать? Вот что:

1) Примирись искренне, а не языком, со всеми.

2) Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна.

3) Говори себе так: «За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила».

4) Перестань излишне заботиться о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи.

5) Обязательно утром и вечером молитвы.

6) Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.

7) Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.

8) Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и прочее.

9) Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день делом, словом или помыслом.

10) Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Нам часто недостает знаний о том, как следует выстраивать гармоничные отношения с окружающими людьми – будь то друзья, дети, муж/жена или, к примеру, наши родители. Вследствие чего в отношениях возникает немало проблем – это и легкие недопонимания, и напряженность, или даже агрессия, которые многие никак не могут побороть. И, казалось бы, как только люди получат необходимое знание, то атмосфера в отношениях должна будет начать налаживаться и улучшаться. Но, к сожалению, отношения в подобных случаях, вместо того, чтобы улучшаться, нередко начинают ухудшаться с еще большими темпами, и причина тому — гордыня. Как не допустить ошибок на этом пути, или же, как минимум, сократить их количество, каковы признаки гордыни и как побороть гордыню?

Когда люди чаще всего начинают тянуться к знаниям? Когда они хотят познать смысл жизни и тайны мироздания, когда они хотят докопаться до истины, духовно прогрессировать и привнести в этот мир любовь? Или может, когда в отношениях начинают появляться раздоры, к примеру, между мужем и женой, и они со словами «Знаешь дорогой/дорогая, у нас , любовь тает» берут в руки книги и идут на семинары по психологии? Нет, подобная культура в отношениях просто нонсенс для нашего времени. Как правило, все куда банальней и проще – вам просто стала так тяжела и невыносима жизнь с близкими людьми, которые вам так надоели, что вы не знаете, как дальше жить. И проблемы порой не только с мужем/женой, но и с родителями, коллегами и друзьями.

Конечно, чаще всего проблемы возникают в личной жизни – в семье, муж/жена вас не понимает, вы терроризируете друг друга, пытаясь хоть как-то повлиять на то, чтобы близкий человек исправился в своем поведении в лучшую сторону, начал вас любить и уважать, и наконец, начал исполнять свои мужские/женские обязанности. И, как правило, кто-то один решается сходить на какой-нибудь психологический семинар по улучшению отношений. Слушаете вы лекцию и … начинаете видеть, как вы ошибались, что вы вели себя неправильно, что теперь вы сами начнете следовать всем мудрым советам, о которых вы узнали, а близких людей трогать не будете.

Если бы, чаще всего люди, получая знание, начинают давать оценки и судить мужа/жену, родителей, друзей, соседей, то есть кого угодно, но только не самих себя — таковы признаки гордыни. Гордыня захватывает людей таким образом, что они уже в предвкушении прийти домой и рассказать всю правду о том, как кто живет неправильно, и как им следовало бы жить. Что вот там о тебе рассказывали, и о тебе, в общем, если что плохое, то точно обо всех вокруг, а если что хорошее, так это про вас самих. У нас у многих ум так работает, что если кто и виноват, то только не мы сами , а если даже и виноваты, то не столь сильно по сравнению с окружающими. Что-что, а оправдывать себя мы умеем, гордыня мешает заглянуть нам внутрь себя, но чтобы побороть гордыню, необходимо .

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

Мы теперь стали гордые и важные, мы начинаем считать себя лучше других, раньше же мы особо и не знали, как правильно жить, порой не было уверенности в своих словах, а теперь об этом сказал , он та разбирается в этом вопросе. Каковы признаки гордыни — такие люди начинают говорить близким «Ты послушай его выступления и почитай его книги обязательно», то есть пытаются свалить все на других людей. И такое сплошь и рядом. К примеру, у мужа и жены имеются проблемы в отношениях и накопленные обиды. Если подойти к любой из сторон и сказать «Возьми и послушай лекции, они смогут помочь вашим отношениям», то вероятнее всего, каждый из них скажет, что именно другому надо послушать эту лекцию, но никак не ему самому.

Когда мы получаем знание, и вместо того, чтобы применять его в личной жизни, начинаем диктовать другим, как им стоило бы жить — то это верный признак гордыни, и такое знание лишь еще больше усугубляет отношения. Искренне веря, что все должны прислушиваться к нашим советам, мы начинаем не то что восстанавливать, а разрушать, и не только сами отношения, но и подрывать веру в те источники и тех людей, от которых было получено знание. Человек думает, что он свою миссию выполнил – он получил знание, теперь его надо передать, чтобы все вокруг начали ему следовать, но может быть Бог как бы намекает, что раз вы его получили, то вам ему и следовать? Как побороть гордыню — необходимо признать тот факт, что во всем виноваты далеко не только окружающие или ваш близкий человек, но и вы сами.

«Если нет работы над собой, мы начинаем работу над другими» Вячеслав Рузов

Когда я слушал лекции по психологии, то я и сам начал гордиться своими познаниями, порой свысока смотреть на окружающих, считая себя умнее других людей, нередко осуждая поведение всех тех людей, кто поступал неправильно. Многое поменялось, когда я, слушая семинар Олега Торсунова, услышал такие слова «Если вы, слушая меня, смотрели не внутрь себя, и вместо того, чтобы думать о своих недостатках, вспоминали лишь кто из вашего окружения ведет себя неправильно, и что при встрече вы им всю правду расскажете о том, как правильно жить, то лучше бы вы сюда не приходили – ничего хорошего такой настрой не принесет». В этот момент меня пробило и я оглянулся назад, попытавшись вспомнить, что хорошего я привнес в свою жизнь и жизнь других людей, начав изучать психологию – ничего, кроме как усиления собственной эгоистической позиции, своей гордыни и неприязни к окружающим.

С того времени я старался переключаться с видения недостатков других, на исправление недостатков в себе, хотя и часто не было сил промолчать и не сделать замечание окружающим людям. Знание — это сила, знание — это инструмент, которым надо уметь обращаться . Одним из самых наглядных примеров неправильного использования знания является . Когда мы получаем знание и в этот момент в голове возникает: «Это Марья Ивановна поступает неправильно, а это Федор Степанович», то ничего хорошего из этого не выйдет. Получая знание, мы должны становиться более строгими к себе, и более снисходительными к окружающим — так мы сможем побороть гордыню.

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель

На самом деле, стадию фанатизма проходит практически каждый из нас. Почему? – потому что каждый из нас желает счастья в первую очередь самому себе, а не окружающим, в том числе и, получая знание, мы хотим наполнить именно свою жизнь счастьем. В глубине сердца каждый считает себя хорошим, не придавая большого значения своим грехам, в тоже время, думая, что именно грехи окружающих куда более проблематичны. Период фанатизма (от ненависти к любви) можно сравнить с нашим взрослением — в детстве мы были неразумными, но затем, многие становились старше и мудрее, но кто-то, к сожалению, так и остается в своем развитии на уровне ребенка. В некоторой степени фанатизм даже помогает укрепить нашу веру, так как когда мы загораемся каким-то знанием, то мы начинаем сильнее углубляться в это знание.

Раньше я был идеалистом – надо так, так и так в жизни поступать. Можно конечно написать и сейчас, что фанатиком быть плохо, надо стараться , что-то принимая на веру, что-то отбрасывая, трезво сопоставляя факты – это все правильно, я не спорю, но это теория. Реальность такова, что стадия фанатизма и неприязни к окружающим коснется практически каждого, вопрос лишь в том, как долго человек пробудет на этом этапе. Да, это всего лишь жизненный этап, который надо постараться прожить наиболее правильно. В это время необходимо стараться отслеживать свое состояние, свои чувства, свое отношение к происходящему, не завладела ли нами гордыня, меняемся ли мы, наше окружение и наши отношения в целом, в лучшую сторону.

Мы должны постепенно становиться более внимательными к себе – своим мыслям и действиям, отслеживая признаки гордыни и фанатизма:

  • Да, я вспылил, и обозвал своих родных проклятыми мясоедами.
  • Да, я не сдержался, и начал доказывать своим друзьям атеистам, что Бог существует.
  • Да, я был не прав, что не смог смиренно отнестись к неправильному поведению мужа/жены и вставил неуместные слова и т.п.

Но это не должно выступать как какое-то оправдание – нет, речь о том, что мы избавляемся от собственных грехов, когда видим их проявление в собственной жизни , в собственных действиях. Чтобы побороть гордыню или любой другой грех, достаточно просто замечать из раза в раз его проявление. И затем, хотя бы мысленно необходимо просить прощение и раскаиваться в том, что мы вели себя неправильно, таким образом, постепенно становясь смиренными и более снисходительными. Наша система ценностей в период фанатизма может быть весьма хрупкой и шаткой, поэтому мы пытаемся всем доказать свою философию, мы пытаемся найти поддержку в лице окружающих людей.

«Первое условие исправления — осознание своей вины» Сенека

В первую очередь, как и говорил Сенека, мы должны признать в себе тот факт, что мы поступаем неправильно, таким образом, перешагнув через свое эго. Можно выделить следующие признаки гордыни:

  • Вы не можете позволить собеседнику остаться при точке зрения, отличной от вашей. Вам неприятна эта мысль, после подобного разговора вы можете весь день думать о том, что ваш собеседник не прав — как он мог так сказать, как он может так думать. Вы считаете себя всегда правым «Я все знаю», пытаясь в каждой ситуации оставить за собой последнее слово.
  • Вы не можете терпеть неправильное поведение окружающих людей. Вы критикуете их, когда они допускают ошибки, вы свысока смотрите на всех тех, кто вам уступает, в вас проявляется надменное отношение к людям и неспособность приходить к компромиссным решениям.
  • Вы не можете принимать даже небольшую критику в свой адрес. Вас это сразу выводит из равновесия, вы наливаетесь гневом, пытаясь доказать обратное.
  • Вы постоянно хвалитесь, какой вы умный и разумный, используете в речи умные никому непонятные слова, в голове мелькают фразы «Я все для них, а они …» и таете от похвалы в ваш адрес, хотя даже считаете, что вы лучше, чем о вас говорят.
  • Вы лезете со своими непрошенными советами туда и тогда, где и когда вас совсем не просят, отчего окружающим становится только хуже.

Чтобы побороть гордыню, перестаньте считать, что вы лучше знаете, что нужно другим, старайтесь прислушиваться к нуждам окружающих людей. Если от ваших советов людям лучше не становится, тогда может, стоит остановиться хотя бы на минуту и задуматься, почему ваши отношения продолжают портиться, вместо того, чтобы считать окружающих людей глупцами, не желающими слушать вас и поступать согласно вашим мудрым советам. Гордыня затмевает наш разум, и вместо того, чтобы помочь окружающим, на самом деле у нас внутри возникает желание осудить, то есть мы начинаем считать себя лучше и выше других. Но чистота человека заключается не в том, скольких людей он пытался поставить на путь истинный, а в том, насколько сильно он сумел .

«Любой дурак может заметить дурные качества, для этого семи пядей во лбу не нужно. Ведь мы знаем, что в чужом глазу человек видит соринку. Заметить чужие дурные качества — никаких проблем, у нас очень четко работающий ум и разум для того, чтобы замечать чужие качества. Но культура осознанности не в этом! Культура осознанности в том, чтобы научиться видеть и ценить замечательные качества в других людях — когда другой человек проявляет качества души, когда другой человек служит» Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Необходимо научиться уважать систему ценностей других людей, и их потребности. Любовь – это когда вас понимают и принимают, не так ли, а когда же нас пытаются переделать, да еще и силой, то кому такое понравится, вам? Нет, не нужно навязывать советы, не нужно оскорблять других людей, не надо противопоставлять им полученное вами знание, если даже оно является истиной в последней инстанции, в особенности, когда вас об этом не просят — это всё признаки гордыни, не стоит считать себя самым умным, а других глупцами.

Если вам толкать философию, вы сами к ней прислушаетесь, ответьте себе, вы же не думаете, что человек как робот с кучей тумблеров – включить терпение, прощение, сострадание и слушать меня. Нет, ставьте себя на место другого человека, и вы сразу все поймете, почему окружающие люди ведут себя не так, как вы того желаете. Мы должны признать в себе наличие эгоистического настроя, что причиной того, почему мы хотим напичкать близких людей знанием, является, как правило, наше желание помочь самим себе, а не другим.

«Если и существует некий секрет успеха, он заключается в способности принять точку зрения другого человека и видеть вещи под его углом зрения так же хорошо, как под своим собственным» Генри Форд

Если вы хотите искренне помочь человеку, то попытайтесь хотя бы внимательно выслушать близкого человека, поняв его нужды и потребности, вместо того, чтобы который раз читать мораль. Если близкие не принимают то знание, о котором вы им говорите – ну не рассказывайте им, но как же хочется толкануть философию. Если это ваши друзья, то пусть они останутся друзьями в других сферах, примите, что у них другое мировоззрение. Гордыня толкает нас к тому, чтобы поставить и показать себя выше других в тех или иных жизненных вопросах, но нам нужно спуститься с небес на землю и понять, что на самом деле мы в это время не возвышаемся, а падаем все ниже и ниже.

У меня есть друзья атеисты, которые в своем поведении получше многих верующих будут, и, кстати, нормально уживаемся. Сам я ем мясо, потому что близкие родственники не готовы принять никакое вегетарианство, что мне ругаться с ними что ли? Сам я сторонник зарегистрированных браков, не пью и не курю, но это не значит, что я должен не любить всех тех, кто живет иначе. Чтобы побороть гордыню, необходимо выкинуть из своей головы принцип «Кто не с нами — тот против нас» , не надо зацикливаться в жизни на каких-то принципах, ставя их выше человеческих отношений.

«Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни» Фрэнсис Бэкон

«Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению» Франсуа де Ларошфуко

Вы можете рассказать человеку о каком-то знании, если он вас слушает, но вы не должны привязываться к тому, чтобы он вас услышал. И вероятнее всего, сразу, человек не примет знание, если оно отличается от его мировоззрения – и это нормально. Вот если бы человек сразу загорелся каким-то знанием, то такой человек, скорее всего, сильно доверчивый, и подобные люди часто надолго задерживаются на этапе фанатизма. Если человек сразу не начал следовать тому, что вы сказали – это не значит, что он вас не услышал, возможно, пройдет время, и он постепенно начнет жить в соответствии с тем знанием, о котором вы ему рассказали, в особенности, если он столкнется с теми проблемами, о которых вы ему говорили.

Притча «Что во мне, то и во вне»

Жил на свете мужчина. Он славился своим спокойствием, доброжелательностью и мудростью. Любое дело, за которое он брался, у него получалось отлично. Все его уважали, часто приходили за советом. Однажды к нему пришёл сосед, который ему во всём завидовал. Он был величав и горд.

— У меня в жизни всё есть! — сказал сосед уважаемому мужчине. — Я живу в полном достатке. Но тебя в городе уважают больше, чем меня. Как, по-твоему, на кого я похож?

Мудрый человек улыбнулся и говорит:

— Ты похож на Бога.

сосед довольно улыбнулся. Но ему хотелось сделать какую-нибудь гадость приятелю, поэтому он выкрикнул:

— Зато ты похож на кучу навоза! Мне непонятно, почему весь город к тебе таскается!

Ничего не ответил на это мудрый человек, лишь слегка улыбнулся. Это ещё больше разозлило соседа. Но он продолжал:

— Почему ты не обижаешься на мои слова, ведь ты назвал меня Богом, а я тебя - навозом.

— А на что здесь обижаться? — ответил мудрый человек. — Кто познал в себе Бога, тот видит его и в других людях. А тот, кто полон навоза, видит вокруг лишь навоз.

Люди часто становятся высокомерными, начиная свысока смотреть на других, когда приобретают знание — это наиболее явные признаки гордыни. Но потом они могут все-таки увидеть в себе неправильное поведение, и в этот раз ими опять может завладеть гордыня — мы же видим в себе это, а другие нет. В моей жизни кармические реакции приходят порой очень быстро, особенно, если это касается гордыни. Думаю, вы часто слышали – что мы критикуем, то, мы и притягиваем в свою жизнь, Вселенная как бы говорит нам – раз ты такой умный, посмотрим, как ты поведешь себя в той ситуации, за которую ты осуждал других. И как только я напишу, к примеру, статью о том, как надо жить, так сразу могу попасть в описанную ситуацию, где судьба начинает проверять меня.

С одной стороны это очень хорошо, если конечно вы готовы исправляться и признать в себе ошибки. Кто-то может подумать, что я просто начинаю быть более внимательным и сконцентрированным на том аспекте жизни, о котором я говорю – я не против такого мнения. Или же в комментариях я порой начинаю получать далеко не лестные отзывы, когда как в статье могут писаться очень даже правильные вещи, и все потому, что может чувствоваться совсем другой настрой автора. Я заметил, когда человек только и говорит или пишет лишь о том, как жить не надо, что так и так поступать неправильно, то чаще всего такой человек весьма горд. Такой человек будет пререкаться, доказывая свою правоту, и ему без разницы скольким людям помогут его слова, главное показать себя, насколько он умный, или же продвинуть свои услуги, или же пытаясь таким образом переложить следование знанию на других. Чтобы побороть гордыню, необходимо научиться замечать и распознавать в себе подобное поведение.

В подобных словах часто слышится лишь протест, а не любовь и сострадание. Это в некоторой степени прочувствовал на себе и я сам. Мы часто пытаемся переложить груз знания на чужие плечи — кто-то явно и грубо через критику, ругань и навязывания при прямом разговоре. А кто-то тонко, и порой даже незаметно через какие-нибудь статьи, как порой это делал я. И даже сейчас, когда я пишу эти строки, в моем уме проскальзывают нотки гордыни, что вон я какой молодец — увидел в себе подобные проявления характера. Гордыня — это то качество, которое может завладеть нами в любую минуту , которая может стать частью нас, будь мы в молодости (Я такой молодой, и так много знаю) или в возрасте (Я столько прожил, никто мне не советчик, особенно молодежь). И тем более, если мы начинаем заметно преуспевать в какой-либо области, начиная обладать более обширными и глубокими знаниями, чем другие.

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми» Томас Карлейль

Когда мы становимся гордецами, мы становимся закрытыми для знания , также как из полного сосуда с водой будет вытекать новая вода, сколько в него не лей. Само тяжело — это учить великих людей, они не способны принять, что они не правы.Во мне, к примеру, когда я начал впитывать знание, выработался весьма критический и придирчивый настрой ко всему вокруг. Я вспоминаю, как я читал одну книгу и поливал автора грязью на каждой странице, и, прочитав ее полностью, так для себя практически ничего и не взял, кроме как еще большее увеличение своей важности — признаки гордыни на лицо.

Когда же я прочитал эту книгу еще раз, после нескольких месяцев, то я ее воспринял совсем по-другому – я нашел в ней очень много полезной информации, и каких-либо негативных отзывов в моем уме совсем не создавалось. Это очень хороший критерий, по которому мы можем определить, горды ли мы — когда мы не пытаемся , понять суть и заглянуть в глубину, когда пытаемся находить не сходства, а различия, когда за буквами мы теряем смысл, когда мы придираемся по мелочам, когда мы пытаемся ухватиться за тонкую нить, за нить, с которой мы не согласны или которая нам не приятна.

«Чем выше считает себя человек, тем он легче держит зло на людей. Чем человек смиреннее, тем он добрее и меньше сердится» Лев Толстой

Необходимо культивировать любовь в своем сердце, сострадательное отношение к людям, а не просто заниматься самосовершенствованием. У многих на этом пути все равно главная цель эгоистическая — просто улучшить свой характер, и люди начинают вкладывать силы только в себя, вследствие чего многими завладевает гордыня и тщеславие, а также пренебрежительное отношение к окружающим. Можно быть терпеливым и эмоционально-сдержанным, можно быть независтливым и нежадным, и в тоже время не любящим. Процесс самосовершенствования должен быть наполнен любовью, мы можем быть далеко не совершенны, но прямо сейчас начать дарить людям любовь. Не зацикливайтесь на собственной персоне, лучший способ борьбы со своими негативными качествами характера – это служение людям, дарите любовь окружающим, и вы сможете побороть в себе гордыню и одержите верх над вашим эгоизмом.

P. S. Я не скрываю того, что сам я молод, и мне еще учиться и учиться, что я допускал и продолжаю допускать порой немало ошибок, но кто из нас совершенен. Я стараюсь быть благодарным за то, что посылает судьба в мою жизнь. Моя первая реакция бывает порой далеко не смиренная, но потом, я стараюсь задуматься над тем, что показывает эта ситуация, и если, к примеру, меня критиковали, даже порой далеко не конструктивно и грубовато, то это часто оказывалось по делу, и за это я благодарен. Необходимо быть просто внимательным к жизни — когда наш ум спокоен, мы способны правильно реагировать на происходящие вокруг события, мы способны замечать в них то, что хочет донести до нас Бог, когда мы спокойны, в наш ум приходят и правильные мысли. Противопоставляйте гордыне и смирение, и вместо претензионного настроения вырабатывайте благодарственное настроение.

Всем привет! Начнём с того, что гордыня считается одним из смертных грехов. Это качество очень сильно вредит человеку и его здоровью. Зачастую, когда начинаются проблемы со здоровьем, люди начинают задумываться над своей жизнью, что-то пытаются изменить в ней, начинают заниматься .

Гордыня сильно уменьшает счастье человека. Горделивый человек не бывает счастливым. Только из-за этого стоит проработать это качество.

А вы знаете, что гордость и другие не очень хорошие качества, сильно влияют на здоровье? Заболевания, связанные с гордыней, могут быть разные, вплоть до онкологии. Бывали случаи, что человек избавлялся от гордыни, и у него очень быстро проходила онкология.

По наблюдениям, гордость чаще встречается у бедных людей, нежели богатых. На мой взгляд это связано с тем, что чувство ущемлённости и малого достатка заменяет гордыня. Если человек с деньгами считает, что он может всё купить и всех подкупить, это тоже проявление гордыни.

Очень сильно проявляется гордыня у умных, начитанных и образованных людей. Они видят и понимают, что знают больше других и это вызывает чувство гордыни. Люди часто кичатся своим умом, говоря на языке, который сложно понимают другие, с разными специфическими терминами и оборотами речи.

Тоже самое относится к эзотерикам, которые чувствуют и видят энергии. Зачастую их гордыня просто зашкаливает.

Учителя или различные тренера могут легко подхватить гордынный дух. Здесь всё зависит от эмоции. Если вы хотите помочь человеку от чистого сердца, это даёт вам силу и новые качества, если хотите показать человеку, какой вы умный, это признак гордыни. Обращайте внимание на эти ощущения.

Различные упрёки бывают как проявление гордыни. По сути, это унижение человека для того, чтобы возвысить себя, а это просто рабская натура и рабское мышление.

Возможно вы сталкивались с людьми, которые при других людях кого-то унижали или делали замечания, или говорили о недостатках человека в его присутствии. Это тоже признак гордости. В этом случае человек пытается возвысить себя и показать, что он лучше другого.

Хороший метод избавиться от гордыни, делать наоборот этому качеству. Если взять последний пример, когда человек при других людях пытается унизить другого человека, нужно наоборот его возвысить, даже если человек не такой. Этим действием вы делаете сразу три благих дела.

  1. Вы унижаете гордынный дух и тем самым избавляетесь от гордыни.
  2. Вы хвалите человека, создавая ему новый достойный образ. Человек будет стремиться к этому образу и становиться лучше. Чем чаще вы его будете хвалить, тем лучше он будет становиться. Вы можете осознанно управлять своей судьбой и менять этот мир.
  3. Этот человек будет вас уважать, ему будет приятно находится вместе с вами, а у вас прибавиться одно благое дело?

Проявление гордыни, это проявление рабской натуры, которая пытается возвыситься.

Если рабу дать власть, он будет унижать других людей, показывая свою власть. Даже если он будет одет в дорогой одежде, ездить на дорогом автомобиле, он будет рабом и будет унижать других людей. Думаю, вы видели таких людей.

Про таких людей иногда говорят, деньги и власть испортили человека. На самом деле, никто его не портил, он был таким, просто деньги и власть усилили и проявили эти качества. Деньги и власть являются усилителем человеческих качеств и не более.

Если господин уступает, он делает это из силы, а раб из слабости. Хорошо эта ситуация проявляется на сложных перекрёстках, когда нужно пропустить машину на второстепенной дороге. Раб никогда не уступит дорогу.

Когда человек в мыслях считает, что он лучше других, это тоже проявление гордынного духа.

В таких мелочах и проявляется дух гордыни. Понаблюдайте за собой, выявите и «подсветите» в своём внимании это качество. Его осознание хорошо помогает в борьбе с гордыней. Немножко не так написал, борьба с гордыней никогда не приведёт к успеху. Её нужно увидеть и осознать. Только для этого я приводил примеры выше.

Для меня все люди учителя, а я просто ученик. Это хорошая защита от гордыни. Не думаете, что вы лучше и умнее других. У каждого человека, вплоть до маньяка, чистая красивая душа. Просто люди проходят разные этапы получения опыта в этом теле. Любите всех людей.

Есть замечательный способ избавиться от гордыни через обычную практику отречения.

40 признаков греха гордыни из Махабхараты

1. Я всегда прав

2. Покровительственное отношение к другим и отношение свысока

3. Чувство собственной важности

4. Унижение себя и других

5. Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство

6. Умение поставить соперника в невыгодное положение

7. Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя

8. Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало

9. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего

10. Непозволение другим помогать себе и работать с другими

11. Брать на себя непосильную работу

12. Работа без меры

13. Привлечение к себе внимания

14. Обидчивость (причина обидчивости - это желание контролировать)

15. Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах (праджалпа)

16. Излишняя чувствительность или бесчувственность

17. Чрезмерная занятость своей персоной

18. Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие

19. Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это

20. Ощущение своей никчёмности

21. Непрощение себя и других

22. Сотворение кумира из себя и из других

23. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим

24. Неблагодарность (самый большой грех). Самое короткое в Кали Югу - благодарность

25. Игнорирование малых людей

26. Невнимательность (при изучении шастр)

27. Наличие раздражительного тона

29. Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры (Бунт против авторитетов их критиканство)

30. Недостаток самоуважения (совершение греховных поступков - действуем как животные)

31. Безрассудство и безумство (делаем по инерции, не задумываясь)

32. Нечестность по отношению к себе и другим

33. Неспособность пойти на компромисс

34. Желание всегда оставить последнее слово за собой (Вы правы, но у меня свое мнение)

35. Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию

36. Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу

37. Мысли о необходимости решать чужие проблемы (когда нас об этом не просят)

38. Предубеждённость к людям по внешнему виду

39. Чрезмерное уважение к себе

40. Сарказм, юмор в Гуне Невежества(Тамас), стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим

Практика отречения от гордыни

Расслабляемся, закрываем глаза, включаем внутренние ощущения и произносим вслух.

Я призываю вас тёмные силы на ритуал отречения от духа гордыни. Гордыня помогает выживать в этом мире. Гордость уважает только гордых, а смеренных они не уважают. Но мы платим душою за эту лукавую любовь горделивых. Я не нуждаюсь более в гордыне, в возвышении над другими, над богом.

Отец Небесный, Создатель моей души, помоги мне очиститься от гордыни. Высшие силы, помогите очиститься от гордыни. Я хочу идти путём сердца, путём смирения и чтобы даже духа гордыни во мне не было. И даже дух гордыни, я возвращаю вам, темные силы, навсегда. Достаньте этот дух тёмные силы из моего тела.

Тёмные силы, верните обратно мне ту частичку моей души, мою духовную силу, которую я обменял на гордыню. Верните мне обратно мою душу.

Дальше сидим расслабленно и наблюдаем за ощущениями. Возможно возникнет ощущение, что из вас что-то вытягивают. Возможно будут другие ощущения или вы ничего не почувствуете. Возможно вам станет легче и приятнее на душе, может появиться чувство радости и счастья.

Продолжаем, говорим вслух.

Идя путём души, я умножаю любовь и тепло вокруг себя, идя путём гордыни, я сею холод в души людей и потом же сам страдаю. Я буду сеять тепло человеческою души, а для этого я убираю всякое возвышение над другими людьми.

Гордыню невозможно убрать за одну или несколько практик. Делайте как можно чаще и со смирением, это даст хороший эффект.

Практика наблюдения

Есть очень хорошая практика наблюдения, которая помогает избавляться наверно почти от всех негативных качеств. Как только обнаружили у себя признаки гордыни, начинаем наблюдать за этим ощущением как бы со стороны. Как только вы входите в состояние стороннего наблюдателя за своими эмоциями и ощущениями, в данном случае за наблюдением гордыни, то увидите, как это качество начинает «подсвечиваться» вашим вниманием и вы его начинаете лучше осознавать.

При этом войдите в чувство смирения и покаяния за то, что в вас проявилось это чувство. После этого вы заметите, что начинаете избавляться от гордыни.

Избавиться от гордыни не так легко, как может показаться. Это один из самых хитрых и коварных врагов на пути развития души. Будьте внимательны, чтобы суметь распознать это чувство. Если ваше внимание будет направлено на искоренение гордыни, то вы начнёте её замечать там, где раньше не замечали и это начнёт выводить вас на новый уровень развития.

Сердечного вам тепла! С уважением, .

Гордыня – это коварная штука, потому что расти она начинает не тогда, когда человеку плохо, а наоборот, когда у него всё хорошо. Когда приходит успех, рост, благополучие, похвала и власть – гордыня тут как тут, причём на позитивной волне и эйфории её очень легко не заметить. Но когда она разрастётся и наберёт силу, чаще всего, её уже не остановить. И гордыня возносит человека сначала вверх, ввергая его в иллюзию собственного величия, а потом в один момент бросает его в пропасть, разбивая о землю.

Прежде чем начинать работать с Гордыней, ознакомьтесь с первыми двумя статьями на эту тему:

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы: Как распознать Гордыню и Высокомерие? Как её контролировать и победить? Практические рекомендации и авторские техники.

Как распознать Гордыню?

Чем раньше вы заметите, увидите у себя Гордыню, тем легче вам будет с ней справляться. Чем позже – тем, соответственно, тяжелее вам будет её и признать и одолеть.

Чтобы научиться распознавать Гордыню, во-первых – внимательно прочитайте статью , а во-вторых – обратите внимание на следующие признаки её появления:

  • Возрастающая обидчивость и нетерпимость к несовершенству других людей
  • Обвинение других в своих проблемах и сложностях жизни
  • Рост раздражительности и неуважения по отношению к другим людям
  • Постоянно приходящие вам в голову мысли и образы о собственном величии, уникальности и превосходстве над другими людьми и т.п.
  • Постоянная потребность в похвале и восхищении вами, со стороны других людей: желание, чтобы вас хвалили, говорили вам, какой вы умный, какой молодец и т.д. Помните, если вокруг вас начинают виться те, кого достойные люди называют льстецами и подхалимами – у вас гордыня!
  • Непереносимость критики со стороны других людей, нежелание слышать о собственных недостатках и работать с ними
  • Нежелание признавать свои ошибки и работать над ними
  • Гонор и не способность искренне просить прощения у других
  • Уверенность в собственной непогрешимости
  • Стремление соперничать с другими и доказывать, что вы круче, умнее, достойней и т.п.
  • Не смирение и упрямство – не способность спокойно и достойно принимать уроки судьбы
  • Пафос растёт, а радость в сердце тает. Когда гордыня разрослась, чистая искренняя радость улетучивается напрочь, а в сердце поселяются неудовлетворённость и недовольство.
  • Другие

Возможно я вас не обрадую, но на Земле нет человека, у которого хотя бы в малой степени, но не было бы такого недостатка, как Гордыня. Только одни люди (сильные духом) свою гордыню способны видеть, как зло и смертельный порок, могут её контролировать, держать под каблуком, и вовремя уничтожать. А другие – оказываясь в лапах своей гордыни, неизбежно становятся её жертвами.

Как контролировать и упреждать Гордыню?

Итак, профилактика от Гордыни! Что нужно, чтобы не дать Гордыне расти и разрастаться? Что нужно, чтобы держать её под каблуком и не давать захватывать власть над собой?

1. Каких бы успехов вы не достигали – всегда интересуйтесь теми людьми, которые достигли в жизни больше, чем вы. Учитесь у них, уважайте их.

Как избавиться от гордыни? Психологические и эзотерические методы

В данном разделе я поделюсь с вами и собственными авторскими наработками, техниками. преимущественно эзотерическими, как справляться с гордыней.

Сразу скажу, что большая часть практических рекомендаций из предыдущего раздела, будут работать и здесь.

Так, правильное Смирение, без самоуничижения – всегда будет помогать уменьшить и уничтожить гордыню. Также, как и рост справедливой благодарности Богу, миру и людям. Все 6 пунктов раздела “Как контролировать и упреждать Гордыню” – все отлично работают.

В данном разделе мы рассмотрим, что нужно делать, если Гордыня уже набрала силу, если манечка о собственном величии уже преследует вас.

1. Гордыню нужно признать , что она у вас есть, и в начале это бывает самое сложное. Увидев в себе проявления гордыни или услышав об этом от других, первое,что нужно сделать, сказать себе: “Да, у меня есть гордыня, и Слава Богу мне, как и каждому – есть над чем работать…”, “И пока она не уничтожила мою жизнь, я должен уничтожить её”. После этого можно приступать к устранению причин гордыни.

Когда вы признаетесь самому себе в том, что у вас Гордыня – вы получаете над ней власть! Вы становитесь сильней неё!

2. Гордыня у человека может быть безосновательной, когда он просто хочет считать себя лучше других (такая у него самооценка), а бывает и на основе конкретных причин: достигнутый успех, победа и чемпионство, др.

Если это просто проблема не выстроенной самооценки , то нужно её начать строить – формировать адекватную самооценку без пафоса, иллюзий и обмана:

Если гордыня это следствие каких-то значимых достижений , то нужно сделать следующие:

  • Выписать основные свои достижения и победы (например 10 пунктов), и сказать себе: “Вот за это я себя уважаю, я молодец! За это я благодарю Высшие Силы, мою душу и судьбу, благодарю всех людей, кто мне помогал и поддерживал меня! Но на этом я не остановлюсь! У меня впереди ещё много вершин, которые я не взял, много дел, которые я не сделал, много уроков, которые я не выучил!”
  • Далее нужно сесть и выписать минимум 20 пунктов своих недостатков, проблем, слабостей, над которыми вам нужно работать. Сюда же добавьте те претензии, которые вам предъявляют другие люди, чем они обычно не довольны. Превратите этот список своих недостатков в план для своего развития и работы над собой. И как бы вам не хотелось писать этот список – сделайте это, он поубавит гонор гордыни и очень быстро вам станет легче и приятней на душе.
  • Если вдруг вам будет сложно увидеть свои недостатки и слабости – попросите окружающих рассказать вам о них. Как правило, они это сделают с удовольствием. Вы можете сказать так: Скажи, как ты думаешь, над чем бы мне стоило поработать…” или “Как думаешь, какие качества во мне самые слабые, куда мне нужно обратить внимание?” или “Прошу, сходу назови три мои самые большие слабости, что первое придёт в голову…”.

3. Если вы человек верующий – я считаю вам повезло и у вас всегда есть дополнительные инструменты:

  • Практикуйте регулярно : просите прощения у Высших Сил за свои ошибки и грехи, прощения за гордыню и проявляемое высокомерие. Просите Бога избавить вас от гордыни и достойно пройти это испытание. Просите прощения и у людей, перед которыми вы виновны, всегда кайтесь легко и с радостью освобождения.
  • – каждый день: за то, что вы Человек, а не червяк, за жизнь, за обучение и развитие, за всё, что вы имеете и ещё будете иметь в своей жизни, за людей, которые вас окружают. Благодарность – очищает ваше сердце от гордыни.
  • Молитва Ученика (своими словами, как умеете, лишь бы это было искренне и от сердца): “Я ученик Твой, Отец мой Небесный, прошу веди меня, обучай, научи все испытания и искушения проходить достойно. Прошу научи смирению перед Твоею Волей и одновременно, помоги раскрыть достоинство и величие моей Души. Я принимаю силу и бесконечный потенциал своей души, созданной по образу и подобию Творца, и одновременно принимаю свою малость перед Богом”.

А если вы решите, что вам нужна помощь духовного Наставника или , чтобы убрать этот недостаток или какую-то другую проблему – также заполните !

Лучшие статьи по теме