Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Тысячелетие крещения руси. Памятник тысячелетие россии

Величаем Тя, Триипостасный Владыко, верою Православною землю Русскую озарившаго и святых cродников наших сонм велий в ней прославльшаго.

Сегодня, други мои, на Руси День Ангела - день памяти всех святых нашей Русской земли, чьими трудами и скорбями, чьим величием духа мы с вами теперь - православные христиане. Этот день мы отмечаем ежегодно. Но ныне празднование памяти русских святых угодников Божиих особенно величаво еще и тем, что 1000 лет прошло с тех пор, как началось духовное рождение русского народа в Святом Крещении, когда призрел на Русь Господь и вдохнул в нее дух жизни.

Этот 1000-летний юбилей заставляет оглянуться на пройденный путь, на историю и особо оценить событие, которое случилось так давно, но которым по сию пору живет Россия. Этого не могут не признать, не могут не оценить все, независимо от своего мировоззрения и вероисповедания. И единодушно празднуется торжество и религиозное, и национальное, и государственное, и культурное.

"С Крещения Руси вообще можно начать историю Руси и историю русской культуры",- говорят современные ученые. Именно поэтому весь мир "от восток солнца до запад" отмечает сегодня 1000-летний юбилей Крещения Руси.

"...без Мене не можете творити ничесоже",- сказал Господь (Ин,15,5). Сколько племен и народов ушли в небытие, а россы, вскормленные благодатию Святого Духа, данного Господом им как дар в Святом Крещении, стали Великой Русью, Россией. Великие ценности дара Божия Русь приняла не формально, но потрудилась, пленивши ум и сердце заповедям Божиим.

"Люби ближнего своего, как самого себя - в этом весь закон и пророки" (ср.:Мф.22,39-40). Как просто слово Божие, как благо, но скольких жертв и трудов требуется, чтобы воплотить его в жизнь. 1000-летняя история Руси показала всему миру, что только этим можно жить и только это слово родит к жизни, и вскармливает, и выращивает, и хранит. Хранит и нас Господь, пока мы храним слово жизни - любовь.

А с чего началось, что пережито, как развивалась история и кто был первым на этом нелегком пути, ведущем по жизни и в Жизнь Вечную? Трудно охватить все, но основное надо вспомнить.

Первый век - Христос, Сын Божий, пришел в мир и в течение всего трех лет Своей жизнью и словом являл миру новые, неслыханные доселе, моральные и духовные ценности. Гимн любви! Любовь - даже до смерти! Любовь - к врагам!

И кто может это услышать, кто может воспринять? Двенадцать человек, двенадцать апостолов, и среди них Андрей - Первозванный. Вдумайтесь, только двенадцать человек! Но воистину - Сын Божий явился в мир. Ибо от одного, и притом Умершего и Воскресшего, родилось то, что потрясло и изменило целый мир.

Христос умер и воскрес, а двенадцать безвестных, неведомых учеников Его пошли в мир и понесли искры новой веры и учения.

К росским племенам дошел самовидец Христа - апостол Андрей. Водрузил на Киевских горах крест и благодатию Святого Духа сказал слово сильное и неложное: "На этих горах воссияет благодать Божия".

Апостол Андрей сказал слово - семя посеял. Но сколько времени трудился Господь, чтобы семя прозябло, трудился Сам, неведомо и незримо, во мраке языческого жестокого мира, среди избранных людей. Об этом молчит история. Мы же видим, что лишь в X веке вдруг, как всплеск, является миру - опять первый - равноапостольный князь Владимир.

Теперь мы говорим, что он святой, и теперь на Киевских горах стоит памятник ему. С крестом в руках взирает он на Русь и на плоды своих трудов. Теперь он святой! Но тогда, 1000 лет назад,- князь-язычник, достигший в жизни предела всех земных наслаждений, безудержный и грубый во всем, сын ада, если мерить христианскими понятиями. Словно он один вобрал в себя все прошлое Руси. Его восхождение к вершинам власти связано с убийством родного брата. Как бы мог он сам перевоплотиться в нового человека?

Но достиг его Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью, но повернулся ко Христу и отдал Ему сердце, и всех своих позвал за собой. Жестко и решительно слово князя: "Кто не придет креститься, тот не друг мне". И пошли верные за своим князем, поверив его избранию, поняв разницу между Перуном-богом, требовавшим кровавых жертв, и Христом - Богом любви ко всем людям.

Разумеется, человеческая природа сразу не могла измениться. Люди оставались людьми со всеми присущими им достоинствами и недостатками, но заповеди Божии уже звучали в них и связывали грех, еще живущий в сердцах, и вели к нравственному возрождению.

Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси.

И по сей день завещание святого князя своим детям, а значит и нам, ведет по жизни и в Жизнь Вечную. Только приими, только живи им, только поверь, тем более что все уже подтверждено самой прожитой 1000-летней жизнью.

Нам говорит святой креститель Руси: "Мы, люди, грешны и смертны, и если кто сотворит нам зло, то мы хотим его поглотить и скорее пролить кровь его. А Господь наш, владея и жизнью, и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь... Как отец, чадо любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею".

Владимир Красное Солнышко - так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.

В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя.

Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример, и ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне и радостно работает Христу.

Угодники Божии, молитвенники земли Русской - сколько их? Им несть числа во всей истории Руси, явленные и неявленные, - множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов... Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом - духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым.

Историческое течение русской жизни было разным: были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить - течет она вперед или вспять. И вот теперь, через 1000 лет, можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от святого князя Владимира до сего дня.

Их шесть, и седьмой приближается. И как-то само напрашивается сравнение этих семи периодов с семью Святыми Таинствами Церкви.

Первый период - Владимирский - соответствует Тайне Святого Крещения . Он короток, но необычайно знаменателен, вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Тогда появляются первые святые - наставники истинной веры и наши ходатаи ко Владыке.

Плоды, достойные святости отца, - два сына святого князя Владимира - первые мученики и блаженные страстотерпцы Борис и Глеб. Послушайте, о други мои, посмотрите, как идет на крест подвигом веры сын великого князя - Борис: "Сердце мое горит, душа мне разум мутит, к кому обратиться и к кому направить горькую эту печаль, к брату ли, что был мне вместо отца. Но думаю, что теперь он предается суете мирской и об убийстве моем помышляет. Если он на убийство мое решится, то мученик буду я перед Богом, так как я не воспротивлюсь, ибо писано: "Господь гордым противится, смиренным же дает благодать..." - так готовится принять смерть проповедник христианского незлобия.

Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Он соответствует Святой Тайне Миропомазания . В этот период, когда народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души, и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А Миропомазание как Таинство означает утверждение в вере печатью дара Духа Святаго. "Проповедует Православие и паче трубы вопиет священная и великая Лавра от преподобнаго Антония начало приемшая". Сколько достопамятных деяний примеров дают они, Божии угодники - монахи. Среди них и летописцы, и художники, и безмездные целители - врачи душ и телес.

Третий период соответствует Тайне Святого Покаяния - ибо в рабстве, в слезах и в горе, под властью монголов протекает он. Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства. И этот трудный период направлен на достижение главной цели - очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного.

В это время тоже дарует Господь чудных житием и разумом мужей, послушания рачителей, сонм святителей - Петра, Алексия, Иону, Филиппа, собор преподобных и множество других. Недостанет времени, чтобы перечислить всех явленных на Руси святых в этот прискорбный период.

Четвертый период - от свержения монгольского ига и до царя Петра. Освобождение началось Куликовской битвой, где явил величие духа благоверный воин - князь Димитрий Донской. Любовь народная к нему и благодарная память, пронесенная через века, объявили его сегодня святым. Этот блестящий период свободы соответствует Святой Тайне Брака . Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху. На Русской земле нераздельно царствует Христос, и Русская земля украшается бесчисленными святыми. Это время брачного пира - соединения народа с Богом. В эти века более ста пятидесяти новых святых встают перед Престолом Божиим ходатаями за свой народ. И среди них преподобные, епископы, князья, Христа ради юродивые, строители, миссионеры, богоносные отцы - это пир веры.

Пятый период соответствует Святой Тайне Елеосвящения . Исторически он начинается от царя Петра и продолжается до первой мировой войны. Это синодальный период, в течение которого русская интеллигенция разлагается и колеблется, уходит из России на Запад и приносит оттуда вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения. Число забывших Бога и избравших кумиром царство земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные святым князем Владимиром, оживают в душах колеблющихся. И река русской религиозной жизни замедляет свое течение.

Шестой период - от первой мировой войны и доныне. Этот период соответствует Святой Тайне Причащения . Никогда русский народ - "малое стадо" - так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, когда неверующие попирают святыню, когда князю мира сего попущено до времени опять явить свою силу и власть. И мрачный злой дух напрягается, но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его со Христом.

И даст Господь в седьмой период восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во имя Сына Божия снова и снова свободно избирать людям Царство Божие - Царство Небесное - целью жизни на земле. И будет соответствовать этот период Святой Тайне Рукоположения . И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами.

Но, други мои, когда бы ни жили мы, во все времена бесценно благо спасения души человеческой. И только это является целью жизни человека, и только о спасении бесценной души печется Господь. В самые трудные периоды жизни мы в изумлении видим, как сила Божия в нашей немощи совершается, и преклоняемся мы перед Божиим величием и чудом, явленным в Промысле Божием.

Не будем далеко ходить за примерами. В 1917 году, когда в предсмертной агонии кончался многовековой уклад русской жизни и в муках рождения появлялось неведомое, когда все сокрушалось вокруг, Господь ставит Свою земную Церковь на прочный фундамент Патриаршества. Всмотритесь - ведь это чудо и дело рук Божиих! Церковь земная и Церковь Небесная - это тело Христово, и не могут они не сострадать скорби и не сорадоваться радости того или иного его члена, и не может Церковь Небесная, Торжествующая и ликующая, не принимать участия в другой ее части, живущей еще исповеданием и часто страданием. Потому и появляются в Церкви земной посланцы небесные - новые святые, новые молитвенники и новые чудотворцы, дающие нам свою духовную энергию и силу.

Перечислю святых, прославленных в нашей Церкви в современный нам исторический период с 1917 года.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский.

В 1977 году по обращению Священного Синода Православной Церкви в Америке канонизирован Русской Православной Церковью просветитель Америки митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов).

Любовь и благодарность японцев к своему миссионеру, принесшему в Японию свет Христовой истины, - святителю Русской Православной Церкви Николаю (Касаткину) - в 1970 году причислила его к лику святых.

Из Константинопольской Церкви пришел к нам Иоанн Русский, канонизированный там в 1962 году.

Из Америки в 1970 году вернулся в Россию святым Герман Аляскинский, ушедший на Аляску из Валаамского монастыря в 1794 году.

А ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас, и нам светит теперь на нашем пути к Богу. Ибо делом явили они истинность и достоверность силы своих молитв, своих дел в служении Богу, Церкви и людям.

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси, проходившем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 6 по 9 июня, возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: "Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

1. Благоверного Великого князя Московского Димитрия Донского (1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни... отдававшего "душу свою за други своя" (Ин.15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

2. Преподобного Андрея Рублева (1360 - 1-я пол. ХVв.) - постника и аскета, известного иконописца... , богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе "Святая Троица", известной и почитаемой всем миром. Преподобный Иосиф Волоцкий писал об Андрее Рублеве, что тот сподобился "...видения и созерцания невещественного Божественного Света..." А по смерти своей монах Андрей являлся своему сподвижнику иконописцу Даниилу облаченным в сияющие ризы.

3. Преподобного Максима Грека (1470-1556) - местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он... как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения... Его церковная деятельность отмечена... борьбой с ересями, а также "...собиранием духовных сокровищ Русской Церкви...".

5. Схиархимандрита Паисия Величковского (1722-1794)... Он возродил на Руси школу старчества.

6. Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII-нач. ХIХв.)... Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения, и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

7. Епископа Игнатия Брянчанинова (1807-1867) - подвижника благочестия... учителя христианской жизни... и писателя духовного.

8. Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812-1891) - старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

9. Епископа Феофана Затворника (1815-1894)... Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность.

Молитвами новопрославленных святых да даст Господь Свою милость и благословение всем, с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству.

Милостив Господь - это пир веры, чтобы не смущались сердца наши никакими трудностями жизни, чтобы видели мы, что не оставил Господь Церковь Свою и нас, ее детей, чтобы насыщались мы плодами ее, вдохновлялись примерами жизни и высоких подвигов тех, кто уже достиг вожделенного Небесного Царства и ликует со Ангелами. Угодники Божии, святые русские, явленные и неявленные, но ведомые Богу, они с нами, они рядом всегда, они зовут нас: "Учитесь, молитесь, просите" - и примет нас Господь, и примут нас они как собратьев, как друзей в житницу Христову для вечной радости.

Други мои, поздравляю вас с неземной нынешней радостью, посетившей нас! Не забывайте молиться им - новым святым - и особенно теперь, когда они просияли в силе и величии того, что сотворил с ними Господь.

"Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала" (Пс.32,1).

Други наши, сегодняшнюю литургию предваряла торжественная панихида, за которой мы с вами молили Бога о живших, трудившихся, радовавшихся и страдавших, и отошедших в путь всея земли людях. А после литургии первый раз праздничным молебном возвестим мы о явлении новых наших святых. И в молитве ко всем русским угодникам Божиим, земная жизнь которых завершилась столь чудно, ибо дала им светлые крылья Ангелов, вознесшие их к Божию Престолу, будем просить их молить Бога и о нас. Мы будем петь им величание и пойдем крестным ходом, чтобы все живое сорадовалось нашей радости и нашему нынешнему торжеству. Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых - молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

"Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!" Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь.

1000-летие крещения Руси - мероприятия, проходившие в СССР в июле 1988 года, приуроченный к 1000-летнему юбилеюпринятия христианства на Руси при князе Владимире Святославиче в 988 году.

Изначально планируемые как сугубо внутрицерковные, торжества получили общесоюзный статус. Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике в Советском Союзе.

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыду­щих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачева. Появление в 1988 году тенденции к подлинной свободе вероисповедания связано с тем, что Советское государство сначала медленно, а затем все быстрее погружалось в экономический, полити­ческий и моральный хаос, а также с невозможностью дальнейшего государственного контроля над Церковью.

Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для РПЦ таким подлинным триумфом , какого верующие не могли представить себе до этого события. Горбачев использовал юбилей в своих целях, для рекламы собственной деятель­ности. Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада. Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению. Кроме всего прочего в последний момент был организован торжествен­ный концерт в Большом театре, устроен прием у премьера Рыжкова и так далее.

Еще накануне торжеств отмечалась особая предупреди­тельность к Церкви со стороны государства. Ей были переданы важные для русского православия обители: Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль) - обе, конечно, в разрушен­ном состоянии. Патриарх и духовенство во все большей степени могли обращаться через средства массовой инфор­мации к населению. Наконец, следует упомянуть строи­тельство храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, закладка камня в основание которого сопровождалась богослужением при участии Патриарха Пимена. Строи­тельство церковных зданий в Советском Союзе было большой редкостью, а уж возведение нового храма в Московском районе по представлениям того времени стало буквально сенсацией. Патриарх произнес слова, объясняв­шие смысл этого события в советских условиях: "Итак, заложен первый камень в основание будущего храма... в память всех наших соотечественников, жизнь свою поло­живших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах" (Док. 262).

В своем интервью "Известиям" от 9.4.1988 года Патриарх Пимен в присущей ему манере упомянул Декларацию митрополита Сергия 1927 года как основопо­лагающую для РПЦ в СССР (Док. 265). Патриарх все еще считал нужным высказывать следующие мысли: "...Чада РПЦ, являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого, по нашему мнению, действительно высокогуман­на и тем близка христианским идеалам". В 1988 году русским иерархам еще кажется нецелесообразной беском­промиссная критика государственной политики по отноше­нию к Церкви.

29.4.1988 года , за несколько недель до начала празд­нования Тысячелетия, Горбачев принял в Кремле Патри­арха Пимена и членов Священного Синода. Эта встреча состоялась перед телекамерами всего мира - шеф партии и Патриарх, улыбаясь, подали друг другу руки. Именно тогда Горбачев определил Крещение Руси в Киеве 1000 лет назад следующим образом: "...это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной исто­рии, культуры, русской государственности" (Док. 256). Однако, в основном, его речь представляла собой типичный образец советской фразеологии, предназначавшейся для описания отношений между Церковью и государством в СССР ("Во имя реального равноправия и реальной свободы верующие и неверующие трудящиеся совершили первую в истории социалистическую революцию, бок о бок труди­лись, возводя здание социализма").

Еще до начала юбилея Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля (Док. 257) - первый шаг в том направлении, которое впоследствии привело к передаче мощей других российских святых, в том числе св. Серафима Саровского. Значительный "подарок" сделал Церкви Горбачев накануне самого Тысячелетия - он вернул РПЦ Киево-Печерскую лавру, сперва старейшую ее часть, потом позднейшие постройки и более крупные здания.

Весьма важным событием, посвященным Тысячелетию, явился Поместный Собор. До этого времени в Советском Союзе Поместные Соборы созывались только три раза. Первый Собор 1917-1918 годов, созванный после фев­ральской революции при правительстве Керенского, вы­нужден был закончить свою работу в середине 1918 года после Октябрьского переворота. Следующие состоялись: по случаю избрания нового Патриарха после смерти Патри­арха Сергия (Страгородского) в 1945 году и в 1971 году - после смерти Патриарха Алексия (Симанского). На Соборе 1971 года Патриархом был избран митрополит Пимен (Извеков). До созыва Собора 1988 года должно было пройти 17 лет. Накопилось достаточно проблем и вопросов, ждавших решений Поместного Собора, и "новое мышление" Горбачева предоставило Церкви неожиданные возможности для расширения издательской деятельности, открытия новых учебных заведений, для внебогослужебных форм катехизации и благотворительной деятельности и милосердия.

Ректор московских Духовных школ архиепископ Дмит­ровский Александр (Тимофеев) в своем докладе говорил о том, что раньше никто не смел сказать о невысоком уровне преподавания, о плохом состоянии библиотек и учебных пособий, о нехватке высококвалифицированных богословов, о том, что "отдельные отрасли церковной науки находятся в запущенном состоянии"* (Док. 264).

Священный Собор призвал все старообрядческие согла­сия к братскому диалогу с Московской Патриархией (Док. 261). Подобный призыв был направлен еще Поместным Собором 1971 года, но, если не считать немногочисленные отдельные проекты по совместной издательской деятельности, с тех пор не было ни диалога, ни взаимного сотрудничества. Обзор исторического пути РПЦ, опубликованный в МЦВ сразу после юбилея, показывает, насколько Церковь все еще подвергается давлению, несмотря на все оптимистические заявления. В обзоре утверждается, что так называемый Декрет об отделении Церкви от государства 23 января 1918 года привел "к коренному изменению нашей церковной жизни. Освобож­денная от подчинения государству, РПЦ получила воз­можность своего самостоятельного устроения... Оно положило начало новым отношениям, основанным на невмешательстве государства в область церковную..." Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 года также получает известную положительную оценку: "Де­кларация... четко определившая положительную позицию деятелей Русской Православной Церкви по отношению к Советскому государству" (Док. 258).

Устав РПЦ, действовавший до 1988 года, был утвержден Поместным Собором 1945 года, на котором Патриархом был избран митрополит Алексий (Симанский). Многие важные пункты этого Устава (например в IV разделе - "О приходах") были в значительной мере изменены в пик хрущевских гонений на Церковь в 1961 году, когда на специально созванном Архиерейском Соборе настоятель прихода был лишен руководства приходом. "Исполнитель­ный орган" стал единственной руководящей инстанцией прихода. Статья 14 Постановления "О религиозных объединениях" 1929/1975 годов давала уполномоченному Совета по делам религий исключительное право самосто­ятельного определения штатного состава "исполоргана", находившегося, с точки зрения закона, вне церковной юрисдикции: "Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества... отдельных лиц" (Док. ПО). С помощью этой статьи власти обосновывали каждый случай своего вмешательства в штатный состав "исполоргана" (см. интервью епископа Саратовского Пимена, Док. 248).

Новый устав положил этому конец : приход "...находится под каноническим управлением епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настояте­ля" (VIII-1). "Во главе каждой приходской общины стоит настоятель" (VIII-9). Он выполняет все те обязанности в приходском управлении, которые были у него отняты в 1961 году. "Председателем приходского собрания избира­ется настоятель, который по своей должности - непре­менный член прихода" (VIII-25). В целом можно назвать Устав 1988 года попыткой Поместного Собора продолжить традиции Устава Поместного Собора 1917-1918 годов, основной мыслью которого было включение в Устав принципа соборности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Под благодатным покровом. Фильм 1-й. Крещение Руси

    ✪ Второе Крещение Руси (Часть 1)

    ✪ Владимирская Свеча | Храм-памятник 1000-летию Крещения

    Субтитры

Подготовка

Процесс подготовки к празднику в Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) оказал значительное консолидирующее влияние в среде православной части русских диаспор за рубежом. Оживилась научно-публицистическая деятельность Русского зарубежья . В этот период выходит огромное количество публикаций по российской истории, посвящённых осмыслению роли Русской православной церкви в построении государства и становлении русского менталитета. Выходили научные монографии, статьи в периодических изданиях, отдельные издания различных епархий РПЦЗ, публикации биографического характера и т. д. Практически все подобные публикации содержат анализ современного состояния отношений между РПЦ и РПЦЗ.

17 мая 1983 года состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского патриархата . Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви. Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему юбилею, так и православию вообще. В 1984 году была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко возражения со стороны властей отпали. Некоторые опасения в руководящей среде Московской патриархии вызвало назначение в ноябре 1984 года на должность председателя Совета по делам религии Константина Харчева , сменившего Владимира Куроедова .

В 1986 году во время избрания архиепископа Виталия (Устинова) первоиерархом РПЦЗ архиепископа Антоний (Бартошевич) сказал: «Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живём христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то - под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия» .

Основные официальные праздничные мероприятия были согласованы за два года до юбилея: 29 июля 1986 года Священный Синод постановил «в связи с празднованием созвать Поместный собор Русской православной церкви и провести его /…/ с 6 по 9 июня 1988 года» . Одновременно был опубликован состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси в составе 43 человек.

В 1987 году начался пересмотр государственной политики в отношении религии и прав верующих: в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной пустыни , судьбе Храма Христа Спасителя , других уничтоженных святынях.

В предъюбилейное время в Киеве, Москве и Ленинграде прошли три международные научные конференции, посвящённые деятельности церкви за всю её тысячелетнюю историю. В этих конференциях помимо русских и зарубежных богословов и церковных историков участвовали также светские учёные . Было заслушано более 250 докладов . Материалы конференции, проведенной 21-28 июля 1986 года в Киеве, опубликованы в 28-м выпуске сборника «Богословские труды » .

Значительный интерес вызвала вышедшая в августе 1987 года статья академика Бориса Раушенбаха , посвящённая крещению Руси и его значению для древнерусского государства. Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире, включая публикацию «Курьера ЮНЕСКО » .

За развитием ситуации следили и за рубежом: в ноябре 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре» . Это заявление привлекло к Русской православной церкви самое широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и всего мира .

Запланированные на начало лета 1988 года основные церковные торжества, включая праздничное богослужение и благодарственный молебен во всех храмах Русской православной церкви, было решено приурочить к Дню всех святых, в земле Русской просиявших , который, в соответствии с церковным календарём, выпадал на 12 июня .

Празднование в СССР

Состоявшееся 28-31 марта 1988 года в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря Архиерейское предсоборное совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви.»

29 апреля 1988 года в присутствие репортёров со всего мира в Екатерининском зале Кремля состоялась встреча патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси» . Сам Горбачёв при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «знаменательной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности» и отметил, что благодаря Перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. В ответ на это Пимен выразил «архитектору Перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачёва на продолжение начатых дел . Данная встреча послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия.

Настоящей сенсацией по тем временам стало разрешение властей на строительство в столице нового храма в честь Тысячелетия Крещения Руси, о чём была достигнута договорённость на встрече Михаила Горбачёва с иерархами .

Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия Церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.

Основные юбилейные торжества проходили 5-12 июня 1988 года в Загорске и Москве. В Москву съехались участники Поместного собора 211 делегаций из 89 стран - всего 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей: патриарх Антиохийский Игнатий IV , патриарх Иерусалимский Диодор , каталикос-патриарх всея Грузии Илия II , патриарх Болгарский Максим , архиепископ Кипрский Хризостом I , митрополит Варшавский Василий , митрополит Пражский Дорофей , митрополит всей Америки и Канады Феодосий . Не было только представителей Константинопольской и Элладской православных церквей .

Константинопольский патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской патриархии , в которых принимала участие делегация от Русской православной церкви во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом , состоялись раньше и были приурочены к Неделе православия , 28 февраля 1988 года .

На эти празднества было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 человек – иностранных. Никакие фестивали не имели такого международного резонанса .

Юбилейные торжества открылись Божественной литургией в московском Богоявленском соборе .

Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение .

Для публичного благотворительных целей, был предоставлен Большой театр , были приняты иностранные гости у главы Совета министров СССР Н. И. Рыжкова - пока продолжались празднования, программа постоянно разрасталась. Эти мероприятия обширно, в пределах всего СССР, было освещены на телевидении. Михаил Горбачев не участвовал в этих сюжетах, но его жена Раиса Горбачёва была частой гостьей всех нелитургических мероприятий и все время была в центре внимания СМИ .

Кульминацией праздника стало 12 июня, когда в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря была отслужена Божественная литургия, которую совершили: патриарх Антиохийский Игнатий IV , патриарх Иерусалимский Диодор I , патриарх Московский Пимен, католикос-патриарх всей Грузии Илия II , патриарх Румынский Феоктист , патриарх Болгарский Максим , архиепископ Кипрский Хризостом I .

Многие мероприятия празднеств широко трансли­ровались по центральному телевидению .

13 июня 1988 года в Москве, в районе Царицынских прудов , вблизи Каширского шоссе патриарх Пимен заложил камень в основание «храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси , храма в память всех наших сооте­чественников, жизнь свою положивших при защите священных пределов нашей Родины в Отечественных войнах…» . Однако в силу разных причин его строительство началось лишь в 2001 году.

Празднование в РПЦЗ

В 1987 году первоиерарх Русской православной зарубежной церкви митрополит Виталий обратился к клиру и к пастве РПЦЗ с Первым предъюбилейным посланием, по поводу наступавшего тогда 1000-летия Крещения Руси. В этом послании намечались юбилейные торжества во всех странах русского рассеяния, во всём мире .

24 июля 1988 года в большом театральном зале Буэнос-Айреса «Касал де Каталунья» состоялся официальный торжественный акт 1000-летия Крещения Руси, на русском языке, при полном зале в более чем 600 мест .

Значение

1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и её роли в истории России. Торжества, посвященные Тысячелетию, стали для Русской православной церкви подлинным триумфом, какого верующие не могли представить себе до этого события. Митрополит Ювеналий (Поярков) по этому поводу сказал: «Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось…» .

Торжества по случаю Тысячелетия и события предыдущих месяцев знаменуют собой реальный поворот в церковной политике Горбачёва, который использовал юбилей в своих целях для рекламы собственной деятельности. Вероятнее всего ему было важно завоевать доверие Запада. . Именно с этого момента наблюдается значительное ослабление контрольно-репрессивного давления со стороны государственного аппарата на РПЦ. Церкви возвращаются храмы, происходят частые встречи государственных деятелей с церковными иерархами, прекращается преследование простых верующих. Впрочем, значительное государственное давление на Церковь сохраняется .

Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы (этот процесс наметился ещё в 1987 году, но после празднований развернулся с новой силой). После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов. Уже не требовалось собирать в общину «двадцатку», разрушенные храмы передавались властями массово. По всему СССР регистрировалось более полутора сотен общин ежедневно .

Всё больше людей стало обращаться к Богу, становятся доступной Библия и церковная литература . С этого времени партийная и государственная пресса (другой в СССР тогда не существовало) начала активно освещать проблемы религиозной жизни , на телевидении появляются духовные христианские программы .

Вместе с тем, торжества оправдали ожидания советских властей; по словам Харчева «Все увидели, что партия изменила политику в отношении религии, и не только Русской православной церкви. После этого началось и массовое открытие храмов, чему уже не препятствовали секретари обкомов. В свою очередь, что получило от этого государство? Люди поверили Горбачёву, что на самом деле происходит перестройка общества. Ведь в экономике-то особых успехов не было. Был и колоссальный резонанс за границей, мы избавились от жупела „империи зла “» .

Новая политика Горбачёва сделала возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. Так, в 1989 году патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР .

Литература

  • Филарет, митрополит Минский и Белорусский. 1000-летие крещения Руси - выдающееся событие отечественной и мировой истории // «Вопросы истории », 1988, № 5, с. 102-110
  • Юбилейный сборникъ: Въ память 1000-лѣтія Крещенія Руси (988-1988). - Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго, 1988. - С. 1-4.
  • Празднование Тысячелетия Крещения Руси русской эмиграцией в Западной Европе, 988-1988 / Сост. Николай Росс. Париж: Изд-е Западноевропейского Комитета Ознаменивания Тысячелетия Крещения Руси, 1989. - 128 с.: фотоіл.
  • Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: «Пропилеи», 1995. - 400 с.
  • Архимандрит Дионисий (Шишигин) «Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время» - М. 2010. - 616 с.
  • Можно отделить Церковь от государства, но нельзя отделить Церковь от народа // «ЖМП», № 7 июль 2013 / 24 июля 2013

Елоховский собор в Москве в 1988 году На Поместном Соборе в честь празднования 1000-летия Крещения Руси Памятный камень в московском Даниловом монастыре

Сегодня, в канун 1025-летия Крещения Руси, мы вспоминаем празднование в 1988 году 1000-летия Крещения нашего государства и участие в этом великом событии управляющего Нижегородской епархией Преосвященного Николая (Кутепова), тогда архиепископа Горьковского и Арзамасского, о чем рассказывают ценные фотографии, сохранившиеся в личном архиве приснопамятного владыки.

Широкое празднование

Еще 23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея». Предполагалось, что празднование будет строго внутренним церковным торжеством. С 1986 года, с постепенным пересмотром государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан, в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях. А 1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и ее роли в истории России.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала «отметить 1000‑летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

Празднование проходило летом 1988 года во всех национальных республиках Советского Союза, во многих городах страны - Ленинграде, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Владимире, Арзамасе и, конечно, в Москве. Советские власти выпустили 500 тысяч экземпляров Молитвослова и 100‑тысячный тираж Священного Писания Нового Завета, о чем в прежние 70 лет и подумать было невозможно.

Мероприятия церковного празднования транслировались по центральному телевидению и широко освещались в местной, республиканской и союзной прессе. Были организованы торжественные концерты в Большом театре и на главных сценах республиканских столиц и крупных городов России.

Незадолго до торжеств Русской Православной Церкви были переданы значимые для нее обители: Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга), Толгский монастырь (Ярославль), Даниловский монастырь в Москве. Частично была возвращена Киево-Печерская лавра (Дальние пещеры и наземные сооружения). Кроме того, Церкви были возвращены ее святыни, долгое время находившиеся на хранении в музеях Московского Кремля - такие как частица Креста Господня и камни Гроба Господня, десница святого апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святых князей Владимира и Александра Невского.

На торжества 1000-летия Крещения Руси в Советский Союз съехались более 500 гостей со всего мира, в том числе главы и представители почти всех Православных Поместных Церквей, кардиналы Римско-Католической Церкви, главы протестантских церквей, Англиканской Церкви, церковные иерархи из Америки, Азии и Африки.

Закат эпохи

Однако путь к «повторному Крещению Руси», как потом стали именовать это событие 1988 года, был тернистым. Фундамент для празднования священноначалие стало готовить еще в 1970‑е годы, однако тогда предложение церковных иерархов в советском правительстве восприняли с прохладцей, поскольку подобный поворот дел означал бы, что власти признают: христианство оказало положительное влияние на историю советского народа. Только к середине 1980‑х это стало восприниматься как реальная перспектива.

Полномасштабное празднование сделали возможным несколько важных факторов. Во‑первых, на закате брежневской эпохи советская власть стала более лояльной по отношению к Церкви, выполнявшей роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. Церкви тогда на Западе доверяли, а вот партии и советскому правительству - нет.

А во-вторых, отмечать тысячелетие Крещения Руси собирались все зарубежные митрополии Православной Церкви, и проигнорировать это событие СССР просто не мог, поскольку иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе свободы совести, декларируемой годами, просто нет. Известно, что на праздновании 1000‑летия Крещения Руси присутствовало 211 делегаций из 89 стран, было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 - иностранных.

В 1987 году в Москве произошла ключевая встреча: генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял у себя Патриарха Пимена. Константин Харчев, бывший в 1984–1989 годах председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР, вспоминал, что «православные иерархи на протяжении многих лет просили об этом», тем более что в последний раз такая встреча проходила более 40 лет назад - в 1943‑м, когда в самый разгар Великой Отечественной Иосиф Сталин пошел на сближение с Церковью, чтобы укрепить дух советского народа.

Нынешняя встреча ознаменовала собой желание власти сделать жизнь в Советском Союзе более либеральной и послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования юбилея как общенационального мероприятия.

Начало возрождения

Денег на проведение юбилея государство не выделило. Впрочем, это не слишком огорчило священнослужителей, поскольку, как отмечал наш нижегородский владыка Николай, «проблем с финансами не было - у Церкви их было достаточно для этого». Кроме того, власти уже не чинили препятствий для регистрации новых приходов, хотя старые храмы отдавали в руки Церкви по-прежнему с большим скрипом. Особенно это касалось зданий, которые занимали научные учреждения, музеи или государственные конторы, как это было в случае со зданиями Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.

По первой программе центрального телевидения тогда показали большой концерт братского хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Сам этот факт был просто невероятным, но когда знаменитый хор выводил на разные голоса «Яко с нами Бог», люди старшего поколения, помнившие еще годы хрущевских гонений, так и говорили - «Хрущев уж теперь в гробу переворачивается».

По словам владыки Николая, уже до юбилея, а особенно после него контроль власти над Церковью значительно ослаб. С этого времени стало возможным возрождение церковной жизни и в Русской Церкви в целом, и в епархиях, в частности - в Горьковской.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

По всей России сегодня пройдут торжества по случая 1000-летия преставления Пресвятого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Святейший Патриарх Московский Кирилл Всея Руси совершит божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. В Кремле состоится прием от имени президента страны Владимира Путина.

Равноапостольный князь Владимир

Владимир Креститель, Владимир Великий, Владимир Красно Солнышко — вот все известные имена правителя Руси, который в 978 году, по преданию, захватил престол в Киеве. Известен был как агрессивный язычник, убивавший, пьянствовавший и занимавшийся прелюбодеяниями, но в 988 году принявший православие, и, как истинно уверовавший и отрекшийся от всего суетного и богомерзкого, затем крестивший Русь, начав со своей дружины. При Святом Крещении Владимир был назван Василием. После принятия христианства князь Владимир совершил много подвигов во имя православной веры и укрепления Русского государства, объединяя племена во имя укрепления Руси. И сегодня этот праздник, в первую очередь, несет объединяющее значение для всех православных славянских государств: он очень важен в наше смутное время, когда междоусобная война среди православных славянских народов принесла много горя и унесла много человеческих жизней.

Киевско-Печерская лавра

Торжественные службы пройдут во всех православных храмах, в том числе, в Крыму, на территории этого полуострова, в Херсонесе, где князь Владимир как раз и принял Крещение в 988 году. Во всех православных храмах пройдет праздничное богослужение, после которого пройдет массовый молебен и Крестный ход. В Крыму пройдет массовое крещение детей и взрослых в водах Черного моря.
На Украине праздничные божественные службы пройдут повсеместно, в Киево-Печерской лавре пройдет божественная литургия. Запланировано очень много мероприятий и светских, и церковных, но центр сегодняшних торжеств – Киево-Печерская лавра, где тысячи людей собрались на утреннюю торжественную литургию. Это центр притяжения для киевских православных верующих, куда специально к празднику привезли 8 Чудотворных икон Божьей матери.

Святые мощи равноапостольного князя Владимира

Сам монастырь Киево-Печерской лавры непосредственно связан с историей Крещения князя Владимира. Именно там, до основания обители была резиденция князя Владимира, а после его смерти долгое время в главном соборе Киево-Печерской лавры, Успенском, хранилась частица святых мощей, честная глава князя Владимира. 1000-летие преставления князя Владимира широко отмечается здесь. На Украине сегодня это главный день торжеств. Пройдут торжества по всей стране, много мероприятий в украинской столице посвящены этому важному в православной жизни событию. Будут проходить службы в православных храмах, а также пройдут концерты, выставки и ожидается, что сегодня в торжествах примет участие лично президент Украины – Петр Порошенко.

Крещение Великой Руси

Севастополь наряду с Владимиром, Киевом, Москвой празднует православный праздник Севастополь. Наряду с другими городами праздник святого равноапостольного князя Владимира в этом городе, который называется еще «русским Вифлеемом», «колыбелью православия», духовным центром России – Херсонесом – отмечает праздник спустя 1027 лет после крещения и принятия православия князем Владимиром. Сегодня здесь торжества особенные, ведь сегодня отмечается и 1000-летие преставления князя Владимира. Торжества по этому случаю в Севастополе начались еще с 26 июля морским крестным ходом: мощи святого Владимира погрузили на катер-яхту. Он объехал всю севастопольскую бухту, и вчера вечером мощи были возвращены в Севастополь.

Владимир Креститель

Сегодня торжества в Севастополе начались уже на рассвете: в 6 утра многотысячный Крестный ход от центра Севастополя прошел до Свято-Владимирского Собора, где затем пройдет свято-божественная литургия. На этот молебен приехали митрополиты Кубанской области, а также священнослужители из Казахстана и всех регионов России, чтобы со всем православным миром разделить этот святой праздник.
После Крестного хода в Херсонесе в 6 часов вечера состоится праздничный концерт.

Великий православный праздник Крещения Руси и 1000-летия преставления Владимира

Лучшие статьи по теме