Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

П м третьяков человеческие качества. Литературно-исторические заметки юного техника


Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.


Павел Михайлович Третьяков - русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели - собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях».

И он действительно создал такое полезное учреждение - первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.

Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»- Иван Крамской или В. В. Стасов,- оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.



Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции.

Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее - братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие.

Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни - собирательства.




Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.




Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.


Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,- берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой.

Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами.

Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).


Волнухин Сергей Михайлович.
Портрет П.М.Третьякова.
1899. Бронза.


Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю - передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,- выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).



Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата - Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они - в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни - настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.



Статья из книнги "Сто памятных дат. Художественный календарь.1982"

Дополнительная информация:
Всероссийское музейное объединение"Государственная Третьяковская галерея"
Москва, Лаврушинский пер., 10
230-77-88, 951-13-62
(м. Третьяковская) 953-52-23
Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78

Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной - понедельник. Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века. Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

artcontext.info

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб.

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка. К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 (16) декабря 1898 в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище


Основатель Третьяковской галереи. Коллекционер произведений изобразительного искусства.

Павел Третьяков родился 27 декабря 1832 года в городе Москва. Мальчик вырос в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых трудились несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках в Старом Гостином дворе перешли к серьезному бизнесу.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.

Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.

При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово - промышленные дела, управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах. Существенную часть своей жизни Павел Михайлович посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества.

В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше

Павел Третьяков в 1874 году построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом.

Меценату удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова представлены художники Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.

В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Официальное открытие музея состоялось 15 августа 1893 года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. В 1893 году Третьяков выбран в действительные члены Академии художеств. Предприниматель носил титул советника коммерции, являлся членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года ежегодно издавал каталоги собрания галереи.

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова.

Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями.

К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено "Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры" (1866), которым владела семья Третьяковых.

В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увелечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых "развалах" у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство "художественного музеума". Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 -первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона - портретной галереи знаменитых соотечественников - специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам - Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.

Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 - третья, в 1892 - четвертая.

На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Лучшие статьи по теме