Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Танец менуэт – от королевских балов до современных танцплощадок. Что такое менуэт

Танец менуэт – от королевских балов до современных танцплощадок. Что такое менуэт

Менуэт – яркий представитель эпохи барокко

Красивый, изящный, грациозный танец родом из Франции сумел донести до нас свое очарование через столетия. Такие названия, как павана, алеманда, гальярда, гавот - знают сегодня только искусствоведы, о менуэте – слышали почти все. Этот танец способен перенести нас в другую эпоху, дать почувствовать, как сложно было двигаться женщинам в тесных корсетах и пышных юбках, мужчинам – в скользких туфлях и тяжелых бархатных камзолах. Иногда менуэт называют «приглашением к танцу», изящной танцевальной «беседой». Отразив характерные черты своей эпохи, он превратился в произведение искусства, которым мы любуемся и восхищаемся до сих пор.

Менуэт как порождение галантного века

Невозможно говорить о менуэте без понимания эпохи, в которую он появился. XVI-XVII века - расцвет барочного искусства (barocco в переводе с итальянского - «причудливый, странный»). Для эпохи барокко характерна вычурность и показная роскошь нарядов, пышные балы, театрализованные представления, грандиозные празднества. Религиозная строгость и сдержанность Средневековья уступила место новому образу жизни – смелому, эпатажному, яркому. Стало модным все необычное и неестественное. Новое отношение к жизни - проникло в новый танец.


Менуэт – разновидность бального танца, но более уместно назвать его маленьким танцевальным спектаклем. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар - танец стал массовым. При этом в менуэте строго сохранялась очередность вступления пар в танец в зависимости от ранга. Первыми всегда выходили король и королева, затем особы, связанные с первыми лицами государства кровными узами, и, наконец, другие представители аристократии. В 17-м веке менуэт был главным церемониальным танцем, с которого начинался бал.

История танца

Искусствоведы сходятся во мнении, что своим появлением менуэт обязан французскому региону Пуату (историческая область в западной части страны). Изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен. С середины 17-го века менуэт – главный бальный танец во дворце короля.

Что касается самого слова menuet, то о происхождении названия есть 2 основные версии:

1) менуэт произошел от хоровода аменер, популярного в Пуату в 14-15 веках («а mener» - значит «вести»);

2) менуэт получил свое название от слова «menu» («маленький, мелкий») благодаря тому, что весь танец состоит из мелких шагов, плавно перетекающих друг в друга.

Фигуры и схемы менуэта


Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. У женщин - высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе! Поэтому в первоначальном варианте менуэт мало был похож на привычный нам бальный танец – скорее, на церемонию приветствия, череду поклонов, перемещений, поворотов, реверансов. Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме.

Сценический характер менуэта проявляется в пышности костюмов, статичности поз (в танце есть много фигур, когда один из партнеров стоит без движения), сложной хореографии, которая подразумевала постоянную смену поз и движений. Не даром менуэту посвящено столько живописных полотен – танец так и просился в мастерскую художника!

В 18-м веке менуэт пережил «модернизацию». Музыкальный размер, который ранее занимал два полных такта, стал занимать один такт. Стала допустимой импровизация, появилась сюжетная линия, новые, более сложные движения. Эту разновидность танца называют balance-menuet.

Секрет очарования танца


Становление менуэта как бального придворного танца тесно связано с именем французского короля Людовика XIV. Правление этого монарха прославилось пышными балами, торжественными приемами, дорогостоящими увеселениями. Не удивительно, что в XVI-XVII веках Франция стала законодательницей мод. Менуэт танцевала вся Европа.

Разумеется, до нас не дошли видеоматериалы того времени. Мы знаем о менуэте:

  • по описаниям (современные исторические школы танца используют для реконструкции дневники и записи придворных балетмейстеров);
  • из художественной литературы (упоминания о танце можно встретить у Ги де Мопассана, Пушкина, Толстого);
  • по музыкальным композициям (жанр нашел свое отображение в творчестве Моцарта, Генделя, Баха, Чайковского).
  • из писем и дневников современников.

Интересно наблюдать, как танец изображали в живописи! На картинах европейских художников хорошо видны характерные танцевальные позы и фигуры. Практически всюду на полотнах - одна танцующая пара (остальные – наблюдают за ней). Также по картинам видно, что менуэт не был исключительно прерогативой королевского дворца. Его танцевали в парках, городском саду, на карнавалах и просто на природе.

Где знать обучалась менуэту? В парижской Королевской Академии танца, основанной в 1661 году по приказу Людовика XIV! Лучшие танцоры занимались кодификацией придворных танцев, разрабатывали и фиксировали на бумаге схемы, фигуры, приемы для танцующих. В те времена говорили: «Кто умеет танцевать менуэт, тот все умеет!»



Интересные факты

  • Во время исполнения менуэта танцоры движутся по определенной схеме. Это может быть фигура в виде цифры или буквы (литеры S или Z).
  • Менуэт танцевали не только на балах. Его включали в оперные и балетные спектакли, инструментальные сюиты, сонаты и симфонии.
  • Движения кавалера считались более сложными, чем у дамы. Ему необходимо демонстрировать свое почтение к партнерше, галантно снимать перед ней шляпу, выделывая со своим головным убором замысловатые па.
  • Говорят, что во время менуэта кавалеры и дамы передавали друг другу любовные записки. Они умудрялись прочитать их во время танца и даже передать ответное послание.
  • Пары во время менуэта не брались за руки. Разрешалось вести партнершу за кончики пальцев.
  • Моцарт сочинял менуэты для клавесина в шестилетнем возрасте! Их записывали в так называемую нотную тетрадь, специально подаренную ему отцом. Сейчас ранние менуэты Моцарта для клавесина изучают дети в музыкальной школе.
  • Пушкин очень ярко описал танцевальные па в романе «Арап Петра Великого.Здесь же есть упоминание о том, что княжескую дочку учил премудростям менуэта пленный шведский офицер.
  • В 2016 году группа из 43-х человек отличилась оригинальным исполнением менуэта Моцарта. Они поочередно бросали монетку в стаканы, наполненные жидкостью: в результате получилась узнаваемая мелодия. Этот ролик агентство PARTY выпустило в рекламных целях.

Менуэт в России


Общеизвестный факт: менуэт появился в государстве российском благодаря Петру I. Он завез этот танец вместе с другими диковинками в северную столицу; затем он и его придворные выписывали из европейских стран балетмейстеров. В 1718 году Петром был подписан приказ об ассамблеях, где в числе прочих пунктов значилось: «Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять». Петр I и сам был отменным танцором, любил пройтись по танцевальной зале в паре со своей супругой – императрицей Екатериной.

Так получилось, что во Франции 18-го века менуэт утратил свое значение, поскольку жизнь высшего сословия после Великой Французской революции кардинально изменилась. А в России он, напротив, вошел в моду, так как соответствовал выражению величественного имперского духа, пышности, богатству и праздности королевского двора.

Менуэт в творчестве известных композиторов

Менуэт можно отыскать в творчестве многих композиторов – русских и зарубежных. Назовем несколько наиболее известных композиций.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Прекрасный образец классического менуэта – полнозвучный, мелодичный, торжественный. Покоряет сочетанием глубины и легкости - как всегда у Моцарта.

Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан» (слушать)

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт. Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий. Ее считают самостоятельным произведением, но на самом деле это часть квинтета A-dur (ор. 13 № 5).

Луиджи Родольфо Боккерини. Менуэт (слушать)

Игнаций Падеревский. Менуэт из цикла «Концертные юморески». Эффектная фортепианная пьеса в духе старинных французских мелодий.

Менуэт из цикла «Концертные юморески» (слушать)

Гайдн. «Менуэт быка». Это шуточная мелодия обросла целой историей. По известной легенде композитор сочинял мелодию на заказ – для свадьбы дочери мясника, за что получил в награду от заказчика целого быка. Так это или нет, сказать трудно, но если послушать, характерно, что сама мелодия «рисует» нам портрет неуклюжего животного, пытающего танцевать бальный танец.

loadmodule mod_custom,p4}

Сегодня интерес к менуэту возвращается. Многие танцевальные школы пытаются реконструировать танец, пользуясь сохранившимися картинками, описаниями, схемами. Некоторые современные балетмейстеры даже придумывают в рамках жанра новые схемы! Современным парам танцевать менуэт непросто, и дело даже не в костюмах. Это не только непривычный темп, но и другое отношение к жизни. Отголосок того времени, когда у людей было больше свободного времени и больше желания уделять внимание друг другу.

Видео: смотреть Менуэт

Этот термин был заимствован из французского языка "menuet ",что в переводе означает "бальный танец ". Менуэт наполнен изящными позами,маленькими шагами,реверансами и поклонами.Получил название из за мелких движений - "па".
В далеком средневековье считался народным.Отличался задором и непосредственностью и носил совершенно другое название "Branle de Poitou a Mener ".

Уже в 17 веке весьма полюбился высокородным господам и дамам и поменял название.Теперь он носил имя "Amener " от слова "a mener",что в переводе с французского означает "вести ".
Такой сменой названия убивалось сразу два зайца,во первых подчеркивалось главенство первой пары,поскольку первым всегда был король,а во вторых было скрыто неблагородное происхождение этого танца.
Чуть позже отказались и от этого имени.Поскольку в этом танце было множество мелких "па",то вместо "Amene" стали произносить "Менуэт " - "Pas Menu",что в переводе означало "маленький шаг ".

Самым популярным танцем "Менуэт " становится во времена Людовика 14 .Именно при его правлении были заново переписаны правила бальных церемоний.
Ведь в то варварское время,касаться дамы в танце считалось верхом неприличия.
В "Менуэте " же кавалер касается кончиков пальцев своей дамы и это считается нормой.

С течением времени этот легкий танец распространился по всей Европе.Более того,что бы сделать движения танцующих гораздо элегантнее в королевской академии во Франции занялись его усовершенствованием.Уже в 18 веке танец настолько изменился и стал гораздо сложнее,что не все кавалеры могли правильно вести свою даму.Движения стали жеманнее,вычурнее и быстрее.Был весьма популярен среди французской знати.Про него стали говорить,что "Менуэт - король танцев и танец королей ".

Популярный и всеми любимый танец "Менуэт " почил в бозе,когда наступила великая и ужасная французская революция.Любители танцев либо убежали за границу,либо расстались со своей головой в буквальном смысле.
Танцевать "Менуэт " стало даже опасно,за это могли донести и отправить за решетку.

Второе рождение этот танец получил в балете.


Множество великих композиторов отдали должное этому танцу - Глазунов, Дебюсси, Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Глюк, Моцарт, Бетовен, Гендель, Бах.
Кто то ввел инструментальную суиту,кто то вставил элементы мелодии танца в свои балеты,а кто то в оперную увертюру.
Впервые,кто применил "Менуэт " в своем произведении стал великий композитор Йозеф Гайдн.

Не оставил столь популярный в прошлом танец и Ги Де Мопассан.

Отрывок из рассказа:
"Объясни мне старый танцовщик,что же такое Менуэт?
Он оживился.
Менуэт,господин,это танец королей и король танцев.
Однако с тех самых пор,как не стало королей,исчез и Менуэт"

Что танцевали дворяне на балах?

  • Одним из самых популярных танцев был Полонез .Наибольшую популярность имел при Екатерине 2.Танцевали все без исключения.При Полонезе дамы встречают кавалеров.
  • Вальс занимал второе по популярности место.В России стал моден лишь в 19 веке.
  • Мазурка танцевалась в середине бала.В России о ней узнали в 1810 году.Танцуют мазурку четырьмя парами.При этом танце можно было разговаривать.
  • Котильон стал известен в России в 19 веке.Это такая необычная танец-игра.
  • Гавот появился в 16 веке.Уже в 17 веке стал исполняться при дворе.Излишне жеманный и грациозный.
  • Кадриль появилась в конце 18 века.Однако уже в конце 19 века утратила свое значение.
  • Полька очень модный французский танец.В Россию ее завез известный танцовщик Н. Гольц.

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Менуэт — танец королей

Менуэт (фр. menuet ) - бальный танец. Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название - Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener).

С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu - маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то - в оперную увертюру

В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн

Ги де Мопассан «Менуэт»

(Отрывок из рассказа)

«…- Объясните мне, - сказал я старому танцовщику, - что такое менуэт?
Он встрепенулся.
- Менуэт, сударь, это король танцев и танец королей - вот что это такое. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта.
И он в высокопарном стиле произнес длинный дифирамб менуэту, из которого я ничего не понял. Я попросил описать мне все его па, движения, позы. Он путался, приходил в отчаяние от своего бессилия, нервничал. И вдруг он обернулся к своей старой подруге, по-прежнему молчаливой и важной:
- Элиза, хочешь, скажи, хочешь, - это было бы так мило с твоей стороны, - хочешь показать этому господину, что такое менуэт?
Она беспокойно огляделась по сторонам, потом поднялась, не говоря ни слова, и стала против него. И тут я увидел нечто незабываемое.
Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которых приводит в движение допотопный механизм, сделанный рукой искусного мастера по правилам того времени.
Я смотрел на них, а сердце томилось странным чувством, душа была полна невыразимой грусти. Мне казалось, что передо мной предстало жалкое и смешное привидение, старомодный призрак целого века. Мне хотелось смеяться и в то же время плакать.
Они вдруг остановились - окончились все фигуры танца. Несколько мгновений они стояли друг против друга, строя какие-то удивительные гримасы, потом, плача, обнялись»
.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез . Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс . Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка . Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон . Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот . Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль . Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька . Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Видео танца

Исторический обзор

Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» - или легкомысленных изменников). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.

В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй - трёхголосно. За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли. При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем. Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

Менуэт в творчестве композиторов

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо). В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда - даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио.

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна, у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии. Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих поздних симфониях заменил менуэт на скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Лучшие статьи по теме