Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Сочинение «Нравственные искания героев романа А. С


Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно-политического жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, возмужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском. Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил». С его незаурядным умом Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, он много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства и свое место в дворянском обществе. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина). Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни. Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно - в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Клариса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные u1090 традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком. Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы неполон без судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от знания каких-либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства. Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта - самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).
Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984
Нравственные искания героев романа Пушкина «Евгений Онегин».

Над основным текстом романа в стихах Пушкин работал более семи лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно- политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей,трагедия восстания декабристов, мужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском.
Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров - иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина (дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду). Таким он вошел в жизнь света и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил».
Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он читает книги и журналы (вспомним пометки на полях его книг и журналов в библиотеки Онегина).
Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина отразился век- то время, когда исторически были обусловлены поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни.
Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до 26 годов, он застрелиться, славу богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел».
Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе другую среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их мире. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Кларисса, Юлия, Дельфина- героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой частью представлений Татьяны о жизни.
Но воспитание в среде поместного дворянства дало Татьяне и те прекрасные качества, которые ее сделали «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старине», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.
Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы не полон без рассмотрения судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни Красногоры, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же - мечтатель романтик настолько, что перестает видеть разницу между жизнью настоящей и придуманной им в его романтических стихах.
Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «... в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом, возможно, стала бы жизнь обывателя.
Роман Пушкина был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности.
В конечных событиях романа не только завершение личных отношений Онегина и Татьяны. Здесь претворился авторский идеал мятежной, вечно ищущей духовных дерзаний личности, не способной на полумеры и компромиссы. Чем мучительнее испытания, трагичнее ситуации, тем ярче разгорается энергия духовных запросов. Но именно в них - перспектива дальнейшего поиска.
В этом смысле «Евгений Онегин»предвосхитил все более поздние открытия русского романа: Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Достоевского, Толстого.

С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?

Кто же такой Онегин? Типичный молодой щеголь Умен Довольно образован Смутно чувствует, что так, как принято в обществе, жить нельзя

Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?

Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?

Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. «Убив на поединке друга» , Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит…

Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления? В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек.

Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант: Имел он Счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре, И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Он рыться не имел охоты В хронологической пыли Бытописания земли; Но дней минувших анекдоты От Ромула до наших дней Хранил он в памяти своей. Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея; Как мы Ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте. Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план. Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился? Иль корчит так же чудака? Скажите,чем он возвратился? Что нам представит он пока? Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом,патриотом, Гарольдом, квакером,ханжой, Иль маской щегольнет иной, Иль просто будет добрый малый, Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой - Замена счастью.Боже мой! Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Лучшие статьи по теме