Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Какое преступление совершила соня мармеладова. Cочинение «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф

Какое преступление совершила соня мармеладова. Cочинение «Образ Сони Мармеладовой в романе Ф

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Преступление и наказание

Основу для романа Достоевский собрал во время собственной каторжной ссылки. В Сибири у писателя не было возможности писать, зато появилось достаточно времени для интервью со ссыльными и их близкими. Поэтому образы главных героев романа имеют собирательный характер.

Изначально роман задумывался автором как рассказ-признание. Повествование велось от первого лица, и главной задачей для Достоевского было показать внутреннюю психологическую правду запутавшегося человека. Писатель увлекся идеей, и серьезная повесть переросла в роман.


Изначально ее роль в романе «Преступление и наказание» была второстепенной, но спустя несколько правок образ главной героини занял важное место в повествовании. С помощью Сони Достоевский доносит до читателей важную мысль романа:

«Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Анализ произведения доказывает, что автор отлично справился с поставленной задачей. Соня - олицетворение страдания и искупления. Характеристика героини открывается читателю постепенно. Все цитаты о бывшей проститутке наполнены любовью и заботой. Достоевский наравне с переживает за судьбу девушки:

«...Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Биография и сюжет романа

Софья Семеновна Мармеладова родилась в семье мелкого чиновника. Отец девушки - пожилой мужчина, мало зарабатывает и любит выпить. Мать Сони давно умерла, девушка воспитывается мачехой. Новая супруга отца испытывает к падчерице смесь чувств. Все недовольство несостоявшейся жизнью Катерина Ивановна срывает на ни в чем не повинной девушке. При этом женщина не чувствует к младшей Мармеладовой ненависти и старается не обделять девушку вниманием.


Соня не получила образования, так как, по мнению отца, не отличается умом и сообразительностью. Доверчивая и добродушная героиня слепо верит в бога и безропотно служит интересам супругов Мармеладовых и детям мачехи от первого брака.

Девушке уже 18 лет, хотя внешность героини больше подошла бы ребенку: белокурые волосы, голубые глаза, угловатая фигура:

«Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Семья живет в российской глубинке, но после потери отцом постоянного заработка Мармеладовы перебираются в Петербург. В столице Семен Захарович быстро находит работу и так же быстро теряет ее. Начальство не готово мириться с пьянством работника. Обеспечение семьи полностью ложится на Соню.


Оставшись без средств к существованию, девушка видит один выход – бросить работу швеи, которая приносила слишком мало денег, и устроиться проституткой. За постыдный заработок девушку выгнали из квартиры. Соня живет отдельно от родных, снимает комнату у знакомого портного:

«...дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела».

Девушка легкого поведения получала от правительства «желтый билет» – документ, доказывающий, что барышня торгует телом. Даже постыдная работа не спасает семью Мармеладовых.

Семен Захарович погибает под копытами экипажной лошади. В суете и переполохе происходит первое знакомство девушки с Раскольниковым. Мужчина уже заочно знаком с девушкой - непростую судьбу Сони поведал во всех подробностях Родиону старший Мармеладов.

Материальная помощь со стороны незнакомого человека (Родион Раскольников оплачивает похороны отца) трогает девушку. Соня отправляется поблагодарить мужчину. Так завязываются непростые отношения главных героев.

В процессе организации похорон молодые люди много времени проводят за разговорами. Оба чувствуют себя изгоями общества, оба ищут утешения и поддержки. Маска холодного циника, которой прикрывается главный герой, падает, и перед чистой Соней предстает истинный Родион:

«Он вдруг переменился; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел...»

Смерть Мармеладова окончательно подорвала здоровье мачехи. Катерина Ивановна умирает от чахотки, и на плечи Сони ложится забота о младших членах семьи. Помощь девушке приходит неожиданно - господин Свидригайлов устраивает малюток в детский дом и обеспечивает младшим Мармеладовым безбедное будущее. Таким страшным образом устроилась судьба Сони.


Но желание идти на жертвы толкает девушку в другую крайность. Теперь героиня намерена посвятить себя Раскольникову и сопровождать арестанта в ссылку. Девушку не пугает, что любимый человек убил старуху, чтобы проверить безумную теорию. Правда Мармеладовой в том, что любовь, вера и бескорыстие исцелят и направят Родиона на верный путь.

В Сибири, куда отправляют главного героя, Соня устраивается на работу швеей. Позорная профессия остается в прошлом, и, несмотря на холодность молодого человека, Соня хранит верность Родиону. Терпение и вера девушки приносят результат - Раскольников осознает, насколько нуждается в Мармеладовой. Наградой для двух израненных душ стало совместное счастье, пришедшее после искупления грехов.

Экранизации

Первый фильм, посвященный преступлению Раскольникова, снят в 1909 году. Роль верной спутницы Родиона исполнила актриса Александра Гончарова. Сама кинокартина давно утеряна, копий пленки не существует. В 1935 году американские кинематографисты сняли свой вариант трагедии. Образ непорочной грешницы достался актрисе Мэриэн Марш.


В 1956 году собственный взгляд на драму запутавшегося человека показали французы. Роль Сони сыграла , но в экранизации имя главной героини заменили на Лили Марселен.


В СССР первая картина о судьбе Раскольникова вышла в 1969 году. Режиссер картины - Лев Кулиджанов. Софью Семеновну Мармеладову сыграла Татьяна Бедова. Кинолента вошла в программу Венецианского кинофестиваля.


В 2007 году на экраны вышел сериал «Преступление и наказание», в котором образ главной героини воплотила .


Многосерийный фильм не понравился большинству кинокритиков. Основная претензия - Родион Раскольников не испытывает человеческих чувств. Герой одержим злобой и ненавистью. Раскаяние так и не затрагивает сердца главных персонажей.

  • Первого ребенка Достоевского звали Соня. Девочка умерла спустя пару месяцев после рождения.
  • В Петербурге героиня проживала в здании бывшей казенной палаты. Это реально существующий дом. Точный адрес Сони - набережная канала Грибоедова, 63.
  • Рэп-исполнитель использует в качестве псевдонима имя главной героини из «Преступление и наказание».
  • В первой версии романа биография Сони выглядит иначе: героиня вступает в конфликт с Дуней Раскольниковой и становится объектом безумной, но непорочной любви Лужина.

Цитаты

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо...»
«...И скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?..»
«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!»

Соня - главная героиня романа великого русского классика Федора Михайловича Достоевского. На страницах книги разворачивается история любви Сони и Родиона Раскольникова, главного героя романа.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Судьба наградила Сонину юность отцом-алкоголиком, больной истеричной мачехой и тремя сводными братьями и сестрами, которых надо кормить. И юная Мармеладова старательно помогает всем им. Раскольников поражен, увидев такое самопожертвование: «Ай да

Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Ради того, чтобы прокормить себя и семью, Соня идет работать девушкой в публичный дом. Это закрывает ей двери к браку с любым мало-мальски приличным молодым человеком. Многие люди отказываются после этого с ней общаться и считать Мармеладову равной себе личностью. Раскольникову устраивают скандал после того, как он усаживает Соню рядом со своей сестрой, пытаются компрометировать его этим знакомством.

«Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своем перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь... о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером....»

Увы, и близкие не способны в полной мере оценить Сонин подвиг, они действительно пользуются добротой девушки. Чиновник Мармеладов откровенно говорит о своем потребительском отношении к дочери:

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!..»

Вне своей работы Соня - это девушка «со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Она набожна, читает Библию. Слова Раскольникова о том, что бога нет, поражают ее до глубины души. Правила приличия, нормы общества и правила церкви для Сони имеют, как ни странно, очень большое значение: «...ведь я... бесчестная... я великая, великая грешница!» - говорит она о себе, имея в виду свое занятие проституцией.

Несмотря на грустную историю своей жизни, Соня Мармеладова сохраняет женственность, внешнюю и душевную привлекательность:

«Зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней....»

Отец все же просит у Сони прощения перед смертью. Соня влюбляется в Раскольникова, следует за ним в Сибирь, поселяется рядом с каторгой, чтобы о нем заботиться. Родион поражен ее смиренным чувством: «Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку. Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее....»

По возможности Мармеладова помогает каторжникам и их семьям, пишет письма для них и отправляет на почту. Каторжники любят ее: «Она у них не заискивала... Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала.... Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги... Все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" -- говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться...»

Добрые дела Сони вознаграждаются сторицей. Любовь Раскольникова не может к финалу романа уже сдерживаться его холодностью и грубостью. Она бесконечна и возрождает к жизни не только самого героя, но и согревает сердце Сони. Ради этой любви они готовы ждать семь лет, оставшиеся до конца его срока:

«Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими... Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они всё отдают... глядят кротко и тихо... Соня, Соня! Тихая Соня!..»

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня - девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей. литературный соня мармеладова достоевский

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего,

Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она - святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый) , накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... ” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию -- “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете? ” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... ”

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу) . Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание".

В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя Раскольников, разумеется, причислял к первым. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Но, оказывается, ему не по силам жить дальше по-прежнему с таким тяжелым грузом на плечах.

Ужасаясь теории Раскольникова, но в то же время видя, как далеко его душа отошла от человеческого тепла и света, автор вводит образ спасительницы в лице Сонечки Мармеладовой. Достоевский был писателем-гуманистом и верил, что добро должно быть действенным, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть в романе активную роль именно в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с "желтым билетом", потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из "их мира" на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяненькая, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подпевавшая шарманщику девушка в кринолине, в мантильке, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Все это по крупицам внешний облик Сони, такой она предстанет, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней - категорическое опровержение крикливо-нищенского наряда.

Пойти по "желтому билету" Сонечку вынудила ее жизнь "среди голодных детей, безобразных криков и попреков", с несчастным отцом-пьяницей и "сумасшедшей от горя" мачехой. Свой первый "заработок" - тридцать целковых - она "молча выложила" перед Катериной Ивановной, а та "весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала...". Так же молча ("Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют") Соня подала отцу на похмелье последние тридцать копеек. Позор коснулся ее "только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце". Положение этой девушки в обществе, "к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное". Перед ней, как сначала полагает Раскольников, открыты три дороги: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Так рассуждает большинство, только один Лебезятников - приверженец "новой" жизни в "коммунах" - смотрит на действия Сони "как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества" и глубоко уважает ее за это.

Сама же Сонечка считает себя "великой грешницей". Мысль о "бесчестном и позорном ее положении" давно истерзала душу ее до "чудовищной боли". Робкая от природы, Соня знает, что "ее легче погубить, чем кого бы то ни было", что обидеть ее может каждый "почти безнаказанно". И поэтому кротостью, покорностью "перед всем и каждым" всегда старается избежать "беды". Поступок Лужина, называющего Соню "девицей отъявленного поведения" и подло представляющего ее "воровкой", заставляет девушку ощутить мучительное чувство беспомощности - ей становится "уж слишком тяжело". И тем не менее на вопрос Раскольникова: "Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?" - она отвечает: "Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?" Любой человек для нее- не "вошь".

"Ненасытимое сострадание" к ближнему, всепрощающая доброта Сонечки настолько велики, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". Жизненную силу Сонечке дает вера в Бога: "Что ж бы я без Бога-то была?" Когда Соня "горячо и страстно" читает Раскольникову главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство "великого торжества" - будто она воочию видит, как "вышел умерший".

Этот ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Родион приходит к Сонечке с признанием в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее "хоть часть своих мук", и встречает "беспокойный и до муки заботливый взгляд ее", видит одну лишь любовь. Ведь Соня понимает только то, что он "ужасно, бесконечно несчастен". "Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" - восклицает она и бросается перед Раскольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда и нигде не оставлять. При этом Сонечка не испытывает "ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему", он не чувствует "ни малейшего содрогания в ее руке". Соня осознает только, что Раскольников - богохульник, который ничего не понимает (" От Бога вы отошли, и Бог вас дьяволу предал"), и предлагает ему "страдание принять и искупить себя им", "сию же минуту" пойти на перекресток, поцеловать землю, поклониться "всему свету" и произнести вслух: "Я убил!" - "Тогда Бог опять жизни тебе пошлет".

В то же время Соня для Раскольникова представляет собой "неумолимый приговор, решение без перемены" - "тут - или ее дорога, или его". Благословляя на будущее страдание, девушка надевает на грудь Родиону "простонародный" кипарисный крестик, а когда он начинает колебаться, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить на себя.

Сонечка навещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные ей Свидригайловым) отправляется за ним в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестантов. Каторжники кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них "Матушка, Софья Семеновна, мать... нежная, болезная!", бесконечно добрая, понимающая и сострадающая. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему страданию и горю человеческому.

Образ Сонечки вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Она выступает в романе от лица всех "униженных и оскорбленных". Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому для спасения и очищения главного героя. Ведь Раскольников - это не обычный, заурядный преступник, а человек, которого захватила идея и который в силу своих личных качеств не может отказаться от нее, не проверив на деле. Решившись на пробу, Раскольников мысленно уже поделил всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять к тому времени на его мироощущение. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира Лужиных и Свидригайловых и вместе с тем новая совесть Раскольникова, стала носительницей ноной философии противостояния и ответа злу. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким всепрощающим сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед несчастьями жизни, в ней есть и активность, и страстность неприятия порока, и сила, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в возможности воскресить человека, она стремится спасти Раскольникова и не только говорит ему о необходимости искупить его вину всенародным покаянием и страданием, но и побуждает его явиться к людям. Именно ее несокрушимая деятельная вера становится источником возрождения героя.

Образу Сонечки Мармеладовой автор "Преступления и наказания" отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировую скорбь, и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и самого Ф. М. Достоевского.

Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.

И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.

Характеристика главной героини

(Знакомство с Соней )

На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.

Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.

(Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )

Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста, лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами. Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.

Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми, не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.

(Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )

И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой, Соня Мармеладова.

Образ героини в произведении

Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня (в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.

Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии. Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.

Лучшие статьи по теме