Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза" - сочинение

Где ты, гроза - символ свободы?

А. С. Пушкин

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана под впечатлением писателя от поездки в 1856 году по реке Волге. Когда пьеса была напечатана и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напечатана она была в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.

В центре пьесы - острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простого народа. У Островского часто состояние природы соотносится с состоянием души героев. В начале пьесы природа тиха, спокойна и безмятежна, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: набегают тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли в природе? Нет. Гроза ожидается и в обществе, в этом царстве деспотизма. Что же такое гроза у Островского?

Это название многозначно. Первым о грозе говорит сын Кабанихи Тихон: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон боится и не любит свою мать, он ведь тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, ее боятся и ждут одновременно, потому что тогда станет легче. «Гроза-то нам в наказание посылается», - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины.

Образ Катерины - это самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому считает грехом свою любовь к Борису. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я и не знала, что ты так грозы боишься», -говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».

Если в природе гроза уже началась, то в жизни она еще только приближается. Гроза - это символ освобождения от «темного царства», которое уже началось. Расшатывает старые устои разум и здравый смысл изобретателя Кулигина; протестует Катерина, хотя и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает нравственную победу над «темным царством». Во всем этом заключается главное значение реалистического символа - символа грозы.

Однако он не только положителен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.

Гроза также проявляется в самом характере героини - она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Она сама рассказывает, что еще в детстве, когда ее кто-то обидел, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок так же, как и гроза, нарушал спокойствие провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.

Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостничества, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл названия глубже. Островский протестует против всякого оскорбления личности, против подавления свободы.

Злободневный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» осталась актуальной и в наши дни, потому что образ Катерины, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» была написана во время серьезных реформаторских изменений в России и вышла в свет в 1859 году. Как и в любом литературном произведении, смысл заглавия пьесы «Гроза» заключает в себе тему и идею всей работы. А следовательно, требует подробного рассмотрения и анализа.

Что такое пьеса?

Прежде чем приступить к ответу на вопрос, в чем смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо дать определение жанру этого произведения. Итак, пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене. Отличительными особенностями этого будут:

  • Построение всего сюжета на диалогах и монологах героев.
  • Подразделение на части, которые называются актами или действиями, и сцены.
  • Ремарки автора, описывающие обстановку и костюмы персонажей. А также действия героев.

Своеобразие драмы «Гроза»

Смысл заглавия пьесы А. Н. Островского «Гроза» напрямую связан с жанровым своеобразием произведения. Дело в том, что литературоведы до сих пор не могут прийти к соглашению, чем является «Гроза» - драмой или трагедией.

Трагизм пьесы связан с образом Катерины, которая противопоставлена всем другим персонажам. Девушка резко отличается от окружающих ее людей, она светлая и мечтательная личность. Ее конфликт с миром заранее предопределен, безжалостный и темный - он способен лишь разрушать и уничтожать.

Драматическая сторона пьесы проявляется в социальном аспекте - каждый герой имеет свое общественное положение, которое обуславливает его поступки и характер. Таким образом, поставить точку и отнести пьесу к одному из жанров не представляется возможным.

Конфликт пьесы

Прежде чем определить смысл заглавия пьесы «Гроза», необходимо разобраться с основным конфликтом этого произведения.

Начнем с того, что в драме не один конфликт, а несколько. И первый, на который всегда обращала внимание критика, - социальный. С этой точки зрения Катерина предстает воплощением народа, который возмущен и не может больше сносить тиранию и самодурство власть имущих, представительницей которых выступает Кабаниха. Другой конфликт, также связанный с противостоянием Кабанихи и Катерины, - конфликт поколений.

Но основное и самое важное противоборство в пьесе - борьба Катерины с собой. Внутренний конфликт гораздо глубже внешних и несет в себе глубочайший смысл. Девушка борется с запретной любовью. Не умея лицемерить, она оказывается под ударом общественности. И в итоге ей ничего не остается, кроме как покончить жизнь самоубийством.

Образ Катерины

Смысл заглавия пьесы «Гроза» напрямую связан с образом главной героини. Катерина стала необычным женским персонажем для Островского. На фоне предыдущих героинь писателя она выделяется своей тонким мироощущением, цельностью личности. Она поэтическая и мечтательная натура со светлой душой и возвышенными стремлениями. Описание счастливой жизни для нее выглядит так: вышивание, посещение храма и молитвы, общение с богомолками и чудесные сны о золотых храмах и чудесных садах. Этим писатель подчеркивает, что для Катерины превыше материальных.

Образ девушки тесно переплетен с образом птицы и мотивом полета. Желание Катерины улететь вводит в повествование тему заточения и неволи. А вместе с ними и тему смерти, ведь душа может освободиться и взлететь, только утратив телесную оболочку.

У Катерины сильный характер, ее чувство достоинства очень велико. Ей очень тяжко жить под одной крышей с Кабанихой. Ведь там царят попреки, деспотия и самодурство со стороны хозяйки, а также глупость, бесхарактерность и покорность остальных обитателей.

Тоска, охватывающая Катерину в доме Марфы Игнатьевны, смешивается с желанием девушки познать настоящую любовь. К Тихону героиня не может испытывать этого чувства, так как он слабохарактерный, глупый, духовно бедный. Влюбиться Катерина может только в человека достойного, доброго, отличающегося от окружающих. И девушке кажется, что она находит такого в Борисе Григорьевиче. Именно с момента начала встреч с молодым человеком начинается внутренний конфликт героини. Она разрывается между своими чувствами и долгом перед мужем.

Но Катерина обманывается, Борис - заурядный человек, который не способен отважиться на то, чтобы спасти девушку. Катерина, осознавая, что не может простить себя и дальше жить в окружающем ее мраке, принимает решение покончить с собой. Именно с этим эпизодом связан смысл заглавия пьесы Островского «Гроза», который более подробно и детально мы рассмотрим ниже.

Смысл названия пьесы

В названии драмы скрыт огромный смысл. Впервые это слово произносит Тихон, когда перед отъездом прощается с женой. Герой сравнивает с нависающей грозой Кабаниху и радуется, что избавится от ее нападок хоть на короткий срок. Таким образом, отвечая на вопрос, в чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»», можно сказать, что это олицетворяет может быть вызван как самодурством окружающих, так и высшими силами. И охватывает всех героев произведения. Даже Катерина подвержена ему, так как страшится высшего наказания за свою измену мужу. Девушку даже смерть не пугает так, как возможная кара за грехи.

Все развитие действий в пьесе похоже на предгрозовое время, которое непременно закончится бурей. Именно в страхе, который нарастает по мере приближения стихии, и заключается смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение лучше дополнить описаниями тех сцен в пьесе, где персонажи наиболее ярко проявляют испуг.

Вывод

Произведение было принято критикой с большим восторгом и имело множество толкований конфликтов, главной темы и образа Катерины. Также символической загадкой стал смысл заглавия пьесы «Гроза». Сочинение, предусмотренное школьной программой, лишний раз подтверждает, что интерес к этому неоднозначному творению Островского до сих пор не ослаб.

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.
Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!

… убивает благодать!». Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.
Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского».

Тест по произведению

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы Гроза были взяты Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Символизмом наделены имена героев пьесы: Кабанова - грузная, тяжёлого характера женщина; Кулигин - это «кулига», болото, некоторые его черты и имя имеют сходство с именем изобретателя Кулибина; имя Катерина обозначает «чистая»; противопоставляемая ей Варвара - «варварка ».

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ ГРОЗА

Название драмы Островского «Гроза» играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии - завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: «... вон никак гроза заходит...» В начале четвертого действия тоже собирается гроза, предвещая трагедию: «Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...»

А разражается гроза только в сцене признания Катерины - в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан. Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?», «А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!»).

Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Примечателен и такой факт: Кулигин - сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: «Я было хотел все это стихами изобразить...»). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод («дощечку медную»), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах - это своеобразный громоотвод.

Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: «Гроза-то нам в наказание посылается». Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому - судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: «Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!» Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..»

Так образ грозы оказывается, связан с раскрытием характеров персонажей драмы. Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...»

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого - не мужа. Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова «С Борисом Григорьевичем!» (в сцене признания Катерины) - и вновь по ремарке автора раздается «удар грома».

Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам «темного царства» и его принципам («шито-крыто»). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе - это тоже протест, вызов, прогремевший над силами «темного царства», словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. «Вы ее погубили! Вы! Вы!» - кричит он матери.

Итак, «Гроза» Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: «...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...»

Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...»

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому - она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).

Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: «Гроза убьет!», «Не гроза это, а благодать!»

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы.

«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островского. Оно создано в 1859 году – в период кардинальных перемен в российском обществе. Поэтому, не удивительно, что именно такое название дал своему произведению автор. Слово «гроза» имеет несколько значений в пьесе. Во-первых, это явление природы, во-вторых, символ надвигающихся перемен в «темном царстве» — многовековом общественном укладе в России.

Конфликт в произведении

В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.

Первым произносит слово «гроза» Тихон, называя так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикой, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии как наказание. Боязнь божественного возмездия устрашает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, которая осознает греховность своей связи с Борисом.

Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.

Гроза в обществе

Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина больше не способна жить по старым домостроевским принципам, она жаждет свободы, но сил бороться с системой у нее больше нет. Раскаты грома предсказывают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей барыни явилось толчком к развязке событий.

Катерина напугана, так как она глубоковерующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.

Гроза как знак любви

Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности. Любил ли он девушку на самом деле? Мне кажется, нет. Иначе он с легкостью пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Свои чувства об обменял на наследство, которого все равно не получит.

Эпилог

Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но, если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни на них остается только надеяться. Но, скорее всего, все останется на своих местах.

Лучшие статьи по теме