Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Марийцы. Марийцы (мари, черемисы) — хранители священных рощ

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных , татар, .

Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.

В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.

Основу хозяйства марийцев составляло пашенное . Они издавна выращивали рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен, репу. Также было развито огородничество, сажали преимущественно лук, капусту, редьку, морковь, хмель, с XIX в. большое распространение получил картофель.

Марийцы обрабатывали почву сохой (шага), мотыгой (катман), татарским плугом (сабан). Скотоводство было не сильно развито, о чем свидетельствует тот факт, что навоза хватало только на 3-10% пашни. По возможности, держали лошадей, крупный рогатый скот, овец. К 1917 г. 38,7% хозяйств марийцев являлись беспашенными, большую роль играло бортничество (затем пасечное пчеловодство), рыболовство, а также охота и различные лесные промыслы: смолокурение, лесозаготовка и лесосплав, охота.

Во время охоты марийцы вплоть до середины XIX в. использовали лук, рогатины, деревянные капканы, кремневые ружья. В широких масштабах было развито отходничество на предприятия деревообработки. Из ремесел марийцы занимались вышивкой, резьбой по дереву, производством женских серебряных украшений. Основными средствами передвижения летом были четырехколесные телеги (орява), тарантасы и кибитки, зимой - сани, дровни и лыжи.

Во второй половине XIX в. поселения марийцев были уличного типа, жилищем служила срубная изба с двускатной крышей, построенная по великорусской схеме: изба-сени, изба-сени-изба или изба-сени-клеть. В доме была русская печь, кухня отделенная перегородкой.

Вдоль передней и боковых стен дома размещались лавки, в переднем углу стоят стол и стул специально для хозяина дома, полки для икон и посуды, сбоку от двери стояла кровать или нары. В летнее время марийцы могли жить в летнем доме, представлявшем собой срубную постройку без потолка с двускатной или односкатной крышей и с земляным полом. В крыше было отверстие для выхода дыма. Здесь устраивалась летняя кухня. Посередине постройки помещали очаг с подвесным котлом. К надворным постройкам обычной марийской усадьбы были клеть, погреб, хлев, сарай, курятник, баня. Зажиточные марийцы строили двухэтажные кладовые с галереей-балконом. На первом этаже хранили продукты, на втором – утварь.

Традиционной блюдами марийцев были суп с клецками, вареники с мясом или творогом, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, сырники, отварные лепешки, печеные лепешки, пельмени, пироги с начинками из рыбы, яиц, картофеля, конопляного семени. Хлеб марийцы готовили пресным. Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки, из муки сушеной рыбы, конопляного семени. Из напитков марийцы предпочитали пиво, пахту (эран), медовуху, из картофел и зерна умели гнать водку.

Традиционной одеждой марийцев считается рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. В давние времена марийцы шили одежду из домотканых льняных и конопляных тканей, затем из покупных тканей.

Мужчины носили войлочные шляпы с небольшими полями и шапки; для охоты, работы в лесу использовали головной убор типа накомарника. На ногах носили лапти, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Отличительными особенностями женского национального костюма был передник, поясные подвески, нагрудные, шейные, ушные украшения из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряные застежки, браслеты, кольца.

Замужние женщины носили различные головные уборы:

  • шымакш – конусовидный колпак с затылочной лопастью, надеваемый на берестяной каркас;
  • сороку, заимствованную у русских;
  • тарпан – головное полотенце с очельем.

До XIXв. самым распространенным женским головным убором была шурка, высокий убор на берестяном каркасе, напоминающий мордовские и уборы. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды и сегодня еще носят марийцы старшего поколения, национальные костюмы часто используются в свадебной обрядности. В настоящее время широко распространены модернизированные виды национальной одежды – рубаха из белой и передник из разноцветной ткани, украшенные вышивкой и лептами, тканные из разноцветных ниток пояса, кафтаны из черной и зеленой ткани.

Марийские общины состояли из нескольких селений. В то же время существовали смешанные марийско-русские, марийско-чувашские общины. Марийцы жили преимущественно малыми моногамными семьями, большие семьи встречались довольно редко.

В старину у марийцев существовали небольшие (урмат) и более крупные (насыл) родовые подразделения, последние входили в сельскую общину (мер). При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое (включая скот). Невеста зачастую была старше жениха. На свадьбу приглашались все желающие, и она принимала характер всеобщего праздника. В свадебной обрядности до сих пор присутствуют традиционные черты древних обычаев марийцев: песни, национальные костюмы с украшениями, свадебный поезд, присутствие всех желающих.

У марийцев была сильно развита народная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, порче, сглазе, злых духах, душах умерших. До принятия христианства марийцы придерживались культа предков и богов: верховного бога Кугу Юмо, богов неба, матери жизни, матери воды и других. Отголоском этих верований был обычай хоронить мертвых в зимней одежде (в зимней шапке и рукавицах) и отвозить тела на кладбище в санях даже в летнее время.

Согласно традиции, вместе с покойным захоранивались ногти, собранные в течение жизни, ветки шиповника, кусок холста. Марийцы считали, что на том свете ногти понадобятся для того, чтобы преодолевать горы, цепляясь за скалы, шиповник поможет отогнать змею и собаку, сторожащих вход в царство мертвых, а по куску холста, как по мосту, души мертвых перейдут в загробный мир.

В древности марийцы были язычниками. Христианскую веру они приняли в XVI-XVIII вв., но, несмотря на все усилия церкви, религиозные воззрения марийцев остались синкретичными: небольшая часть восточных марийцев перешла в ислам, а остальные по сей день сохраняют верность языческим обрядам.

Для мифологии марийцев характерно наличие большого количества женских богов. Божеств, обозначающих мать (ава), насчитывается не менее 14, что свидетельствует о сильных пережитках матриархата. Марийцы совершали языческие коллективные моления в священных рощах под руководством жрецов (карт). В 1870 г. в среде марийцев возникла секта Кугу Сорта модернистско-языческого толка. Вплоть до начала ХХ в. среди марийцев были сильны древние обычаи, например, при разводе мужа и жену, желающих развестись, сначала обвязывали веревкой, которую затем разрезали. В этом заключался весь обряд развода.

В последние годы марийцы делают попытки возродить древние национальные традиции и обычаи, объединяются в общественные организации. Крупнейшими из них являются «Ошмари-Чимари», «Марий Ушем», секта Кугу Сорта (Большая свеча).

Марийцы говорят на марийском языке финно-угорской группы уральской семьи. В марийском языке выделяют горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Первые попытки создания письменности были сделаны еще в середине XVI в., в 1775 г. была издана первая грамматика на кириллице. В 1932-34 гг. была предпринята попытка перейти на латинскую графику. С 1938 г. утвердилась единая графика на кириллице. Литературный язык основывается на языке луговых и горных марийцев.

Для фольклора марийцев характерны, в основном, сказки и песни. Единого эпоса не существует. Музыкальные инструменты представлены барабаном, гуслями, свирелью, деревянной трубой (пуч) и некоторыми другими.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Эту категорию людей можно отнести к финно-угорским народам . По-другому их называют мары, мере и некоторыми иными словами. Республика Марий Эл является местом проживания таких людей. На 2010 год насчитывается около 547 тысяч человек марийцев, половина из которых проживает в этой республике. В областях и республиках Поволжья и Урала также можно встретить представителей данного народа. В междуречье Вятки и Ветлуги в основном скапливается население марийцев. Существует классификация этой категории людей. Их делят на 3 группы:
— горные,
— луговые,
— восточные.


В основном такое подразделение основывается на месте проживания. Но в последнее время произошло некоторое изменение: две группы объединились в одну. Совокупность луговых и восточных марийцев образовала подвид лугово-восточные. Язык, на котором говорят эти люди, получил название марийского или горно-марийского. В качестве веры здесь рассматривается православие. Наличие марийской традиционной религии представляет собой совокупность менотеизма и политеизма.

Историческая справка

В V веке готский историк по имени Иордан говорит в своей летописи, что происходило взаимодействие марийцев с готами. Золотая Орда и Казанское ханство также имело в своем составе данных людей. Присоединиться к Русскому государству было достаточно сложно, эту борьбу можно даже назвать кровопролитной.

Субуральский антропологический тип имеет прямое отношение к марийцам. От классического варианта уральской расы такую категорию людей отличает только большая доля монголоидного компонента. Антропологический облик этого народа относят к древнеуральской общности.

Особенности в одежде

Для таких народов даже существовала традиционная одежда. Тунико-образный покрой можно заметить в рубахе, свойственной именно для данного народа. Называется она тувыр. Штаны, йолаш, также стали неотъемлемой составляющей имиджа данной народности. Также обязательным атрибутом является кафтан, по-другому именуемый шовыр. Поясное полотенце (солы) опоясывало одежду, иногда для этого применялся пояс (ÿштö). Войлочная шляпа, имеющая поля, накомарник или шапка более свойственны для мужчин-марийцев. Деревянная платформа (кетырма) прикреплялась к валенкам, лаптям или кожаным сапогам. Наличие поясных подвесок наиболее характерно для женщин. Украшение, сделанное из бисера, раковины каури, монетки и застежки, — все это использовалось для оригинального декорирования уникального женского костюма, поражало красотой. Головные уборы для женщин можно классифицировать следующим образом:

Конусовидный колпак, имеющий затылочную лопасть;
-сорока,
-шарпан - головное полотенце с очельем.

Религиозная составляющая

Достаточно часто можно услышать что марийцы — язычники, причем последние в Европе. Журналисты Европы и России в связи с этим фактом имеют немалый интерес к этой народности. XIX век ознаменован тем, что верования марийцев подвергались гонениям. Местом моления называли Чумбылат курык. Его взорвали в 1830 году. Но такая мера не дала никаких результатов, потому как главным достоянием для марийцев был не камень, а божество обитавшее в нем.

Имена марийцев

Наличие национальных имен характерно для этой народности. Позже произошла смесь с тюркско-арабскими и христианскими именами. Например, Айвет, Аймурза, Бикбай, Малика. Перечисленные имена смело можно относить к традиционным марийским.

Достаточно ответственно люди относятся к свадебным традициям. Свадебная плетка Сÿан лупш является ключевым атрибутом при торжестве. Дорога жизни, которую будет необходимо пройти молодоженам, защищается данным оберегом. К известным марийцам можно отнести Кислицын Вячеслав Александрович, который был 2-ым Президентом Марий Эл, Колумб Валентин Христофорович, являющийся поэтом, и многие другие личности. Уровень образования достаточно низкий среди марийцев, о чем говорят статистические данные. Режиссером Алексеем Федорченко в 2006 году был снят фильм, в котором герои используют для беседы марийский язык.

Эта нация имеет собственную культуру, религию и историю, немало видных деятелей в разных сферах и собственный язык. Также множество марийских обычаев являются на сегодняшний день уникальными.

Своё название народ получил от адаптированного марийского «марий» или «мари», что в русском переводе обозначается как «мужчина» либо «человек». Численность населения, по данным проведённой в 2010 году переписи, составляет примерно 550 000 человек. Мари - древний народ, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Ныне проживающий, в большинстве своём, в республике Марий Эл, входящий в состав РФ. Также, представители марийской этнической группы проживают в республиках Удмуртия, Татарстан, Башкирия, в Свердловской, Кировской, Нижегородской и иных областях Российской Федерации. Несмотря на грубый процесс ассимиляции, коренные марийцы, в отдельных отдалённых поселениях, сумели сохранить исконный язык, верования, традиции, обряды, стиль одежды и жизненный уклад.

Марийцы Среднего Урала (Свердловская обл.)

Марийцы, как этническая группа, относятся к финно-угорским племенам, ещё в эпоху раннего железа силившимся вдоль пойм рек Ветлуги и Волги. За тысячу лет до н.э. возводили марийцы свои поселения в Волжском междуречье. Да и сама река получила своё название именно благодаря жившим по берегам её племенам марийцев, поскольку слово «Волгалтеш» означает «блеск», «блестящий». Что касается коренного марийского языка, то разделяют его по трём языковым диалектам, обусловленным топографическим районом проживания. Называются группы наречий, в свою очередь, как и носители каждого варианта говора, следующим образом: Олык марий (Луговые марийцы), Курык марий (Горные марийцы), Башкир марий (Восточные марийцы). Справедливости ради, нужно оговориться, что речь не слишком различается меж собой. Зная один из диалектов другие понять можно.

До IX марийский народ проживал на достаточно обширных землях. Это были не только современная Республика Марий Эл и нынешний Нижний Новгород, но земли Ростова и теперешней Московской Области. Однако, как ничто не вечно, так внезапно прекратилась независимая, самобытная история марийских племён. В XIII веке, с нашествием войск Золой Орды, земли Волго-Вятского междуречья отошли во власть хана. Тогда получили марийские народы и своё второе имя «Черемыш», впоследствии перенятое русскими как «Черемисы» и имеющее обозначение в современном словаре: «мужчина», «муж». Стоит сразу пояснить, что в нынешнем лексиконе данное слово не употребляется. О жизни людей и раной доблести марийских воинов, в бытность правления хана, речь пойдёт чуть далее по тексту. А сейчас несколько слов о самобытности и культурных традициях народа марий.

Обычаи и быт

Ремёсла и хозяйство

Когда живёшь возле полноводных рек, а вокруг леса без края, то естественно, что рыбная ловля и охота будут занимать не последнее место в жизни. Так было у марийских народов: добыча зверя, промысел рыбы, бортничество (добывание дикого мёда), затем окультуренное пчеловодство занимали не последнее место в их жизненном укладе. Но основным родом деятельности оставалось сельское хозяйство. В первую очередь земледелие. Выращивали злаки: овёс, рожь, ячмень, коноплю, гречиху, полбу, лён. На огородах культивировали репу, редьку, лук, иные корнеплоды, также капусту, позже начали сажать картофель. В отдельных областях разводили сады. Орудия возделывания почвы были традиционны для того времени: плуг, мотыга, соха, борона. Содержали домашний скот - лошадей, коров, овец. Изготавливали посуду и прочую утварь, как правило, деревянную. Ткали ткани из льняных волокон. Заготавливали лес, из которого потом возводились жилища.

Жилые и не жилые постройки

Дома древних марий представляли собой традиционных бревенчатый сруб. Изба, разделённая на жилое и хозяйственное помещения, с двухскатной крышей. Внутри клалась печь, служившая не только для обогрева в холода, но и для приготовления пищи. Часто большую печку добавляли удобной для готовки плитой. На стенах располагались полки с различной утварью. Мебель была деревянная, резная. Занавесками для окон и спальных мест служила искусно вышитая ткань. Помимо жилой избы в хозяйстве имелись и иные строения. Летом, когда наступали жаркие дни, вся семья перебиралась жить в кудо, эдакий аналог современной летней дачки. Срубной домик без потолка, с земляным полом, на котором, прямо по центру строения, устраивался очаг. Над открытым огнём подвешивали котёл. Кроме этого в хозяйственный комплекс входили: баня, клеть (что-то наподобие закрытой беседки), сарай, навес под которым располагали сани и телеги, погреб и кладовая, хлев для скота.

Пища и предметы обихода

Хлеб был основным блюдом. Выпекался он из ячменной, овсяной, ржаной муки. Помимо пресного хлеба пекли блины, лепёшки, пироги с разной начинкой. Пресное тесто шло на вареники с мясной или творожной начинкой, а также в виде не больших шариков кидалось в суп. Называли такое кушанье «лашка». Изготовляли самодельные колбасы, солили рыбу. Из напитков были излюбленными пуро (крепкая медовуха), пиво, пахта.

Луговые марийцы

Вещи для обихода, одежду, обувь, украшения делали сами. Мужчины и женщины одевались в рубахи, штаны и кафтаны. В холодное время носили шубы, тулупы. Дополнялась одежда поясами. Женские предметы гардероба отличались богатой вышивкой, более диной рубахой и дополнялись передником, а также балахоном из холщовой ткани, назывался который шовыр. Конечно же женщины марийской национальности любили украшать свой наряд. Носили изделия из раковин, бусин, монет и бисера, замысловатые головные уборы, называвшиеся: сорока (своеобразный колпак) и щарпан (национальный платок). Мужскими головными уборами были шляпы из войлока, шапки из меха. Обувь шили из кожи, бересты, валяли из войлока.

Традиции и религия

В традиционных марийских верованиях, как и в любой европейской языческой культуре, основное место занимали праздники, связанные с сельскохозяйственной деятельностью и сменой времён года. Так ярким примером являются Ага пайрем – начало посевной, праздник сохи и плуга, Кинде пайрем – сбор урожая, праздник новых хлебов и плодов. В пантеоне богов верховным значился Кугу Юмо. Были другие: Кава Юмо - богиня судьбы и неба, Вуд Ава - мать всех озёр и рек, Илыш Шочын Ава - богиня жизни и плодородия, Кудо Водыж - дух охраняющий дом и очаг, Кереметь - злой бог, которому, на особых капищах в рощах, приносили в жертву домашнюю скотину. Религиозным лицом, проводившим моления, был жрец, «карт» на языке марий.

Что касается брачных традиций, то браки были патрилокальнымы, после обряда, обязательным условием которого было внесение выкупа за невесту, а самой девушке родителями давалось приданное, становившееся её личной собственностью, невеста уходила жить в семью супруга. Во время самой свадьбы накрывали столы, приносили во двор праздничное дерево - берёзку. Уклад в семьях устанавливался патриархальный, жили общинами, кланами, называемыми «урмат». Однако, непосредственно сами семьи были не слишком многолюдны.

Марийские жрецы

Если пережитками семейных отношений давно забыты, то многие стародавние традиции погребения сохранились по сей день. Усопших своих марийцы хоронили в зимних одеждах, тело на погост везли исключительно на санях, во всякое время года. В дорогу покойник снабжался колючей веткой шиповника, дабы отгонять собак и змей, сторожащих вход в загробное царство.
Традиционными музыкальными инструментами, при проведении праздников, ритуалов, обрядов были гусли, волынка, различные трубы и дудочки, барабаны.

Немного об истории, Золотой Орде и Иване Грозном

Как уже упоминалось ранее, земли на которых исконно жили марийские племена были, в XIII веке, подчинены золотоордынскому хану. Марийцы стали одной из национальностей, входивших в Казанское ханство и Золотую Орду. Существует отрывок из летописи времён, где упомянуто, как русские проиграли крупное сражение марийцам, черемисам как их тогда называли. Упоминаются цифры в тридцать тысяч убитых русских ратников и говориться о потоплении практически всех их кораблей. Также летописные источники указывают, что в то время черемисы были в союзе с ордынцами, совершая вместе набеги, как единая армия. Сами татары, к слову сказать, умалчивают данный исторический факт, приписывая себе всю славу завоеваний.

Но, как говорят русские летописи, марийские воины были отважны и преданны делу. Так в одной из рукописей приводится случай, произошедший в XVI веке, когда русская армия окружила Казань и татарские войска понесли сокрушительные потери, а остатки их во главе с ханом бежали, оставив город на завоевание русским. Тогда именно марийское войско преградило им путь, несмотря на значительное преимущество русской рати. Марийцы, которые могли спокойно уйти в дикий лес, выставили против 150 тысячной армии своё воинство в 12 тысяч человек. Сумели дать отпор, заставили отступить войско русских. В итоге состоялись переговоры, Казань была спасена. Однако, татарские историки умышленно умалчивают о данных фактах, когда их войска во главе с предводителем позорно бежали, черемисы вступались за татарские города.

После того, как Казань была уже завоёвана Грозным царём Иваном IV, то марийцы подняли освободительное движение. Увы, русский царь решил проблему в своём духе - кровавыми расправами и террором. «Черемисские войны» - вооруженное восстание против московского правления, были названы так, потому что именно марийцы являлись организаторами и основными участниками бунтов. В конце концов, всякое сопротивление было жестоко подавлено, а сам народ марий вырезан едва ли не полностью. Оставшимся в живых ничего не оставалось, как сдаться и принести победителю, то-есть царю московскому, присягу на верность.

День нынешний

Сегодня земля народа мари - это одна из республик, входящая в состав Российской Федерации. Марий Эл граничит с Кировской и Нижегородской областями, с Чувашией и Татарстаном. Проживают на территории республики не только коренные народы, но иные национальности, численностью более пятидесяти. Основную массу населения составляют мари и русские.

В последнее время, с развитием урбанизации и процессами ассимиляции, остро встаёт проблема вымирания национальных традиций, культуры, народного языка. Многие жители республики, являясь коренными мари, отказываются от исконных наречий, предпочитая разговаривать исключительно на русском, даже дома, среди родных. Это проблема не только крупных, индустриальных городов, но и маленьких, сельских населённых пунктов. Дети не учат родную речь, утрачивается национальная самобытность.

Конечно, в республике развивается и поддерживается спорт, проводятся конкурсы, выступления оркестров, награждения писателей, осуществляются природоохранные мероприятия с участием молодёжи и много чего полезного. Но не следует на фоне всего этого забывать об исконных корнях, самобытности народа и его этнической, культурной самоидентификации.

1. История

Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу приблизительно в VI веке. Это были племена, относящиеся к угро-финской языковой группе. В антропологическом отношении марийцам наиболее близки удмурты, коми-пермяки, мордва, саамы. Эти народы относятся к уральской расе - переходной между европеоидами и монголоидами. Марийцы среди названных народов наиболее монголоидные, с темным цветом волос и глаз.


Соседние народы называли марийцев «черемисами». Этимология этого имени не ясна. Самоназвание же марийцев - «мари» - переводится как «человек», «мужчина».

Марийцы принадлежат к числу народов, которые никогда не имели своего государства. Начиная с 8-9 веков, их покоряли хазары, волжские булгары, монголы.

В XV веке марийцы вошли в состав Казанского ханства. С этого времени начинаются их разорительные набеги на земли русского Поволжья. Князь Курбский в своих «Сказаниях» отмечал, что «черемиский народ зело кровопийствен». В этих походах принимали участие даже женщины, которые, по отзывам современников, не уступали мужчинам храбростью и отвагой. Соответствующим было и воспитание подрастающего поколения. Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» (XVI век) указывает, что черемисы «весьма опытные лучники, причем лука никогда не выпускают из рук; они находят в нем такое удовольствие, что даже не дают есть сыновьям, если те предварительно не пронзят стрелой намеченную цель».

Присоединение марийцев к Русскому государству началось в 1551 году и завершилось год спустя, после взятия Казани. Однако еще несколько лет в Среднем Поволжье полыхали восстания покоренных народов - так называемые «черемисские войны». Наибольшую активность в них проявляли марийцы.

Формирование марийской народности, завершилось только в XVIII веке. Тогда же была создана марийская письменность на основе русского алфавита.

До Октябрьской революции марийцы были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. Важную роль в этнической консолидации марийцев сыграло образование в 1920 году Марийской автономной области, преобразованной затем в автономную республику. Однако и сегодня из 670 тысяч марийцев только половина проживает в республике Марий Эл. Остальные разбросаны за ее пределами.

2. Религия, культура

Для традиционной религии марийцев характерно представление о верховном боге - Кугу Юмо, которому противостоит носитель зла - Кереметь. Обоим божествам приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы - карт.

Обращение марийцев в христианство началось сразу после падения Казанского ханства и приобрело особый размах в XVIII-XIX веках. Традиционная вера народа мари жестоко преследовалась. По приказанию светских и церковных властей вырубали священные рощи, разгоняли моления, упорствующих язычников наказывали. И наоборот, тем, кто принял христианство, предоставляли определенные льготы.

В результате большинство марийцев было окрещено. Однако до сих пор есть немало приверженцев так называемой «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию. Язычество почти в нетронутом виде удержалось у восточных марийцев. В 70-х годах 19 века появилась секта Кугу Сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования.

Приверженность к традиционным верованиям способствовала утверждению национального самосознания мари. Из всех народов финно-угорской семьи они в наибольшей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество несет в себе элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, впрочем, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.
Высшим нравственным правилом у марийцев было уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитайте, младших - жалейте», - говорит народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему, предоставить кров путнику.

Марийская семья строго следила за поведением своих членов. Бесчестьем для мужа считалось, если сын был уличен в каком-нибудь нехорошем деле. Тягчайшими преступлениями считались нанесение увечий и воровство, и народная расправа наказывала за них строжайшим образом.

Традиционные представление до сих пор оказывают огромное влияние на жизнь марийского общества. Если спросить марийца, в чем смысл жизни, он ответит примерно так: сохранять оптимизм, верить в свое счастье и удачу, делать добрые дела, ибо спасение души - в доброте.

История марийского народа

Перипетии формирования марийского народа мы узнаём всё полнее и лучше на основании новейших археологических исследований. Во второй половине I тыс. до н. э., а также в начале I тыс. н. э. среди этносов городецкой и азелинской культур можно предполагать и предков мари. Городецкая культура была автохтонной на правобережье Среднего Поволжья, в то время как азелинская - на левом берегу Средней Волги, а также вдоль течения Вятки. Эти две ветви этногенеза марийского народа хорошо показывают двойную связь мари внутри финно-угорских племён. Городецкая культура по большей части сыграла роль при формировании мордовского этноса, однако её восточные части послужили базой для складывания этнической группы горных мари. Азелинская культура может быть возведена к ананьинской археологической культуре, которой ранее отводилась главенствующая роль лишь в этногенезе финно-пермских племён, хотя в настоящее время этот вопрос рассматривается некоторыми исследователями иначе: возможно, прото-угорские и древнемарийские племена входили в состав этносов новых археологических культур-преемниц, возникавших на месте распавшейся ананьинской культуры. Этническая группа луговых мари также возводима к традициям ананьинской культуры.

Восточноевропейская лесная зона располагает крайне скудными письменными сведениями об истории финно-угорских народов, письменность этих народов появилась весьма поздно, за малыми исключениями только в новейшую историческую эпоху. Первое упоминание этнонима «черемисы» в форме «ц-р-мис» встречается в письменном источнике, который датируется Х в., но восходит, по всей вероятности, ко времени на одно-два столетия позднее. Согласно этому источнику, мари являлись данниками хазар. Затем мари (в форме «черемисам») упоминает составленный в. начале XII в. русский летописный свод, называя местом их поселения земли в устье Оки. Из финно-угорских народов мари оказались наиболее тесно связанными с переселившимися в Поволжье тюркскими племенами. Эти связи очень сильны и теперь. Волжские булгары в начале IX в. прибыли из Великой Булгарии на побережье Чёрного моря к месту слияния Камы с Волгой, где основали Волжскую Булгарию. Правящая верхушка волжских булгар, пользуясь прибылью от торговли, могла прочно удерживать свою власть. Они торговали поступавшими от жившими поблизости финно-угорских народов мёдом, воском, мехами. Отношения между волжскими булгарами и различными финно-угорскими племенами Средней Поволжья ничем не омрачались. Империю волжских булгар уничтожили вторгшиеся из внутренних областей Азии в 1236 г. монголо-татарские завоеватели.

Хан Батый на захваченных и подчиненных им территориях основал государственное образование под названием Золотая Орда. Её столицей вплоть до 1280-х гг. был город Булгар, прежняя столица Волжской Булгарии. С Золотой Ордой и выделившимся из неё впоследствии самостоятельным Казанским ханством мари находились в союзнических отношениях. Об этом свидетельствую тот факт, что у мари существовала прослойка, не платившая налогов, но обязанная нести воинскую повинность. Это сословие затем стало одним из самых боеспособных воинских соединений у татар. Также на существование союзнических отношений указывает употребление татарского слова «эл» - «народ, империя» для обозначения населенного марийцами края. Мари до настоящего времени называют свою родную землю Марий Эл.

На присоединение Марийского края к Русскому государству большое влияние оказали контакты некоторых групп марийского населения со славяно-русскими государственными образованиями (Киевская Русь - северо-восточные русские княжества и земли - Московская Русь) еще до XVI в. Был существенный сдерживающий фактор, не позволявший быстро завершить начатый в XII–XIII вв. процесс вхождения в состав Руси - это тесные и многосторонние связи марийцев с противостоявшими русской экспансии на восток тюркскими государствами (Волжско-Камская Булгария - Улус Джучи - Казанское ханство). Такое промежуточное положение, как полагает А. Каппелер, привело к тому, что марийцы, а также находившиеся в подобной же ситуации мордва и удмурты были втянуты в соседние государственные образования в экономическом и административном отношении, но при этом сохраняли собственную социальную верхушку и свою языческую религию.

Включение марийских земель в состав Руси с самого начала носило неоднозначный характер. Уже на рубеже XI–XII вв., согласно «Повести временных лет», марийцы («черемиса») входили в число данников древнерусских князей. Считается, что данническая зависимость - это результат военных столкновений, «примучивания». Правда, нет даже косвенных сведений о точной дате ее установления. Г.С. Лебедев на основе матричного метода показал, что в каталоге вводной части «Повести временных лет» «черемись» и «мордъва» могут быть объединены в одну группу с весью, мерей и муромой по четырем основным параметрам - генеалогическому, этническому, политическому и морально-этическому. Это дает некоторые основания полагать, что марийцы стали данниками раньше, чем остальные перечисленные Нестором неславянские племена - «пермь, печера, емь» и другие «языцы, иже дань дают Руси».

Есть сведения о зависимости марийцев от Владимира Мономаха. Согласно «Слову о погибели Русской земли», «черемисы… бортьничаху на князя великого Володимера». В Ипатьевской летописи в унисон с патетическим тоном «Слова» сказано, что он «наипаче же бе страшен поганым». По мнению Б.А. Рыбакова, настоящее окняжение, огосударствление Северо-Восточной Руси началось именно с Владимира Мономаха.

Однако показания этих письменных источников не позволяют говорить о том, что дань древнерусским князьям платили все группы марийского населения; скорее всего, в сферу влияния Руси были втянуты лишь западные марийцы, проживавшие близ устья Оки.

Стремительные темпы русской колонизации вызывали противодействие местного финно-угорского населения, находившего поддержку со стороны Волжско-Камской Булгарии. В 1120 г., после ряда нападений булгар на русские города в Волго-Очье во II половине XI в., началась ответная серия походов владимиро-суздальских и союзных им князей на земли, либо принадлежавшие булгарским правителям, либо всего лишь контролируемые ими в порядке взимания дани с местного населения. Считается, что русско-булгарский конфликт разразился, прежде всего, на почве сбора дани.

Русские княжеские дружины не раз нападали на марийские селения, попадавшиеся на пути их следования к богатым булгарским городам. Известно, что зимой 1171/72 гг. отряд Бориса Жидиславича разорил одно крупное укрепленное и шесть мелких поселений чуть ниже устья Оки, а здесь даже в XVI в. все еще проживало наряду с мордовским и марийское население. Более того, именно под этой же датой впервые упоминается русская крепость Городец Радилов, которая была построена несколько выше устья Оки на левом берегу Волги, предположительно, на земле марийцев. По признанию В.А.Кучкина, Городец Радилов стал опорным военным пунктом Северо-Восточной Руси на Средней Волге и центром русской колонизации местного края.

Славяно-руссы постепенно либо ассимилировали, либо вытесняли марийцев, вынуждая их мигрировать на восток. Это движение прослеживается археологами примерно с VIII в. н. э.; марийцы, в свою очередь, вступали в контакты этнического порядка с пермоязычным населением Волго-Вятского междуречья (марийцы их называли одо, то есть это были удмурты). В этническом состязании преобладал пришлый этнос. В IX–XI вв. марийцы в основном завершили освоение Ветлужско-Вятского междуречья, вытеснив и частично ассимилировав прежнее население. Многочисленные предания марийцев и удмуртов свидетельствуют, что не обошлось и без вооруженных конфликтов, причем между представителями этих финно-угорских народов довольно долго продолжала существовать взаимная антипатия.

В результате военной кампании 1218–1220 гг., заключения русско-булгарского мирного договора 1220 г. и основания в устье Оки Нижнего Новгорода в 1221 г. - самого восточного форпоста Северо-Восточной Руси - влияние Волжско-Камской Булгарии в Среднем Поволжье ослабло. Это создало благоприятные условия владимиро-суздальским феодалам для покорения мордвы. Скорее всего, в русско-мордовскую войну 1226–1232 гг. была втянуты и «черемисы» Окско-Сурского междуречья.

Экспансия как русских, так и болгарских феодалов была направлена и в относительно малопригодные для хозяйственного освоения бассейны Унжи и Ветлуги. Здесь в основном проживали марийские племена и восточная часть костромской мери, между которыми, как установлено археологами и лингвистами, было очень много общего, что в какой-то мере позволяет говорить об этнокультурной общности ветлужских мари и костромских меря. В 1218 г. булгары нападают на Устюг и Унжу; под 1237 г. впервые упоминается другой русский город в Заволжье - Галич Мерьский. По всей видимости, здесь шла борьба за Сухоно-Вычегодский торгово-промысловый путь и за сбор дани с местного населения, в частности, марийцев. Русское господство установилось и здесь.

Помимо западной и северо-западной периферии марийских земель, русские примерно с рубежа XII–XIII вв. стали осваивать и северные окраины - верховья Вятки, где кроме марийцев проживали и удмурты.

Освоение марийских земель, скорее всего, проводилось не только силовыми, военными методами. Выделяют такие разновидности «сотрудничества» между русскими князьями и национальной знатью, как «равноправные» матримониальные союзы, ротничество, подручничество, заложничество, подкуп, «приголубление». Не исключено, что ряд этих методов применялся и в отношении представителей марийской социальной верхушки.

Если в X–XI вв., как указывает археолог Е.П.Казаков, существовала «определенная общность булгарских и поволжско-марийских памятников», то в течение следующих двух столетий этнографический облик марийского населения - особенно в Поветлужье - стал иным. В нем значительно усилились славянский и славяно-мерянский компоненты.

Факты показывают, что степень включенности марийского населения в русские государственные образования в домонгольский период была достаточно высокой.

Ситуация изменилась в 30-40-е гг. XIII в. в результате монголо-татарского нашествия. Однако это вовсе не привело к прекращению роста русского влияния в Волго-Камье. Появились мелкие самостоятельные русские государственные образования вокруг городских центров - княжеских резиденций, основанных еще в период существования единой Владимиро-Суздальской Руси. Это Галицкое (возникло около 1247 г.), Костромское (приблизительно в 50-е гг. XIII в.) и Городецкое (между 1269 и 1282 гг.) княжества; одновременно росло влияние Вятской Земли, превращавшегося в особое государственное образование с вечевыми традициями. Во второй половине XIV в. вятчане уже прочно обосновались на Средней Вятке и в бассейне Пижмы, вытеснив отсюда марийцев и удмуртов.

В 60–70-е гг. XIV в. в орде наступила феодальная смута, ослабившая на время его военно-политическое могущество. Этим стали успешно пользоваться русские князья, стремившиеся вырваться из зависимости от ханской администрации и прирастить свои владения за счет периферийных областей империи.

Наиболее заметных успехов добилось Нижегородско-Суздальское княжество, преемник княжества Городецкого. Первый же нижегородский князь Константин Васильевич (1341–1355) «повеле руским людем селиться по Оке и по Волге и по Куме рекам… где кто похощет», то есть стал санкционировать колонизацию Окско-Сурского междуречья. А в 1372 г. его сын князь Борис Константинович основал на левом берегу Суры крепость Курмыш, установив тем самым контроль над местным населением - в основном мордвой и марийцами.

Вскоре владения нижегородских князей стали появляться на правом берегу Суры (в Засурье), где проживали горные марийцы и чуваши. К исходу XIV в. русское влияние в бассейне Суры настолько возросло, что представители местного населения стали предупреждать русских князей о предстоящих вторжениях золотоордынских войск.

Немалую роль в усилении антирусских настроений среди марийского населения играли частые нападения ушкуйников. Наиболее чувствительными для марийцев, судя по всему, оказались налеты, произведенные русскими речными разбойниками в 1374 г., когда те разорили селения вдоль Вятки, Камы, Волги (от устья Камы до Суры) и Ветлуги.

В 1391 г. в результате похода Бектута была разорена Вятская Земля, считавшаяся прибежищем ушкуйников. Однако уже в 1392 г. вятчане разграбили булгарские города Казань и Жукотин (Джукетау).

Согласно «Ветлужскому летописцу», в 1394 г. в Ветлужском кугузстве появились «узбеки» - воины-кочевники из восточной половины Улуса Джучи, которые «забирали народ для войска и увезли его по Ветлуге и Волге под Казань к Тохтамышу». А в 1396 г. кугузом был избран ставленник Тохтамыша Кельдибек.

В результате крупномасштабной войны между Тохтамышем и Тимуром Тамерланом Золотоордынская империя значительно ослабла, многие булгарские города были опустошены, а уцелевшие его жители стали перебираться на правую сторону Камы и Волги - подальше от опасной степной и лесостепной зоны; в районе Казанки и Свияги булгарское население вступало в тесные контакты с марийцами.

В 1399 г. удельным князем Юрием Дмитриевичем были взяты города Булгар, Казань, Керменчук, Жукотин, в летописях указано, что «никто же не помнит толь далече воевала Русь Татарьскую землю». Видимо, тогда же галичский князь покорил Ветлужское кугузство - об этом сообщает Ветлужский летописец. Кугуз Кельдибек признал свою зависимость и от руководителей Вятской Земли, заключив с ними военный союз. В 1415 г. ветлужане и вятчане совершили совместный поход на Северную Двину. В 1425 г. ветлужские марийцы вошли в состав многотысячного ополчения галичского удельного князя, начавшего открытую борьбу за великокняжеский престол.

В 1429 г. Кельдибек принял участие в походе булгаро-татарских войск во главе с Алибеком на Галич и Кострому. В ответ на это в 1431 г. Василий II предпринял суровые карательные меры против булгар, которые и без того серьезно пострадали от страшного голода и эпидемии чумы. В 1433 (либо в 1434) г. Василий Косой, получивший Галич после смерти Юрия Дмитриевича, физически устранил кугуза Кельдибека и присоединил Ветлужское кугузство к своему уделу.

Марийскому населению приходилось испытывать на себе и религиозно-идеологическую экспансию русской православной церкви. Марийское языческое население, как правило, отрицательно воспринимало попытки их христианизации, хотя были и обратные примеры. В частности, Кажировский и Ветлужский летописцы сообщают, что кугузы Коджа-Ералтем, Кай, Бай-Борода, их родственники и приближенные приняли христианство и допускали строительство церквей на контролируемой ими территории.

Среди приветлужского марийского населения получила распространение версия китежской легенды: якобы марийцы, не пожелавшие покориться «русским князьям и попам», заживо похоронили самих себя прямо на берегу Светлояра, а впоследствии вместе с рухнувшей на них землей сползли ко дну глубокого озера. Сохранилась такая запись, сделанная в XIX в.: «Среди светлоярских паломников всегда можно встретить две-три одетых в шарпан марийки, без всяких при этом признаков обрусения».

Ко времени появления Казанского ханства в сферу влияния русских государственных образований были вовлечены марийцы следующих областей: правобережье Суры - значительная часть горных марийцев (сюда можно включить и окско-сурских «черемисов»), Поветлужье - северо-западные марийцы, бассейн реки Пижмы и Средняя Вятка - северная часть луговых мари. Менее были затронуты русским влиянием кокшайские марийцы, население бассейна реки Илети, северо-Восточной части современной территории Республики Марий Эл, а также Нижней Вятки, то есть основная часть луговых мари.

Осуществлялась территориальная экспансия Казанского ханства в западном и северном направлениях. Юго-западной границей с Русью стала Сура, соответственно, Засурье полностью оказалось под контролем Казани. В течение 1439-1441 гг., судя по Ветлужскому летописцу, марийские и татарские воины уничтожили все русские поселения на территории бывшего Ветлужского кугузства, ветлужскими марийцами стали управлять казанские «наместники». В даннической зависимости от Казанского ханства вскоре оказались и Вятская Земля, и Пермь Великая.

В 50-е гг. XV в. Москве удалось подчинить Вятскую Землю и часть Поветлужья; вскоре, в 1461–1462 гг. русские войска даже вступили в непосредственный вооруженный конфликт с Казанским ханством, в ходе которого преимущественно пострадали марийские земли левобережья Волги.

Зимой 1467/68 гг. была предпринята попытка устранить либо ослабить союзников Казани - марийцев. С этой целью были организованы два похода «на черемису». Первая, основная группа, которая состояла преимущественно из отборных войск - «двора князя великого полки» - обрушилась на левобережных марийцев. По словам летописей, «рать великого князя прииде в землю Черемисскую, и многа зла учиниша земли той: люди изсекоша, а иных в плен поведоша, а иных изожгоша; а кони их и всякую животину, чего нелзе с собою имати, то все изсекоша; а что было живота их, то все взяша». Вторая группа, куда входили воины, набранные в муромской и нижегородской землях, «повоеваша горы и бараты» вдоль Волги. Однако даже это не помешало казанцам, включая, скорее всего, и марийских воинов, уже зимой-летом 1468 г. разорить Кичменгу с прилегающими селениями (верховья рек Унжа и Юг), а также костромские волости и дважды кряду - окрестности Мурома. Установился паритет в карательных действиях, скорее всего, слабо повлиявших на состояние вооруженных сил противостоявших друг другу сторон. Дело свелось преимущественно к грабежам, массовому уничтожению, уводу в плен мирного населения - марийцев, чувашей, русских, мордвы и др.

Летом 1468 г. русские войска возобновили свои рейды по улусам Казанского ханства. И на этот раз в основном пострадало марийское население. Ладейная рать, возглавляемая воеводой Иваном Руном, «повоеваша черемису на Вятке реце», разграбила селения и торговые суда на Нижней Каме, затем поднялась вверх до реки Белой («Белая Воложка»), где русские снова «черемису повоевали, а люди изсекоша и кони и всякую животину». От местных жителей они узнали о том, что поблизости вверх по Каме движется на судах, взятых у марийцев, отряд казанских воинов в 200 человек. В результате короткого сражения этот отряд был разбит. Русские затем последовали «на Великую Пермь да к Устюгу» и далее в Москву. Практически в это же время на Волге действовало другое русское войско («застава»), возглавляемое князем Федором Хрипуном-Ряполовским. Неподалеку от Казани оно «побиша татар казаньских, двор царев, многых добрых». Однако даже в такой критической для себя ситуации казанцы не отказались от активных наступательных действий. Введя свои войска на территорию Вятской Земли, они склонили вятчан к нейтралитету.

В средние века обычно не существовало точно очерченных границ между государствами. Это касается и Казанского ханства с сопредельными странами. С запада и севера территория ханства примыкала к рубежам Русского государства, с востока - Ногайской Орды, с юга - Астраханского ханства и с юго-запада - Крымского ханства. Относительно устойчивой была граница между Казанским ханством и Русским государством по реке Суре; далее можно определить ее лишь условно по принципу уплаты населением ясака: от устья реки Суры через бассейн Ветлуги к Пижме, затем от устья Пижмы к Средней Каме, включая некоторые районы Приуралья, далее обратно к реке Волге по левобережью Камы, не вдаваясь глубоко в степь, вниз по Волге примерно до Самарской луки, наконец, к верховьям той же реки Суры.

Помимо булгаро-татарского населения (казанских татар) на территории ханства, согласно сведениям А.М. Курбского, проживали также марийцы («черемиса»), южные удмурты («вотяки», «ары»), чуваши, мордва (в основном эрзя), западные башкиры. Марийцы в источниках XV–XVI вв. и в целом в Средние века были известны под названием «черемисы», этимология которого до сих пор не выяснена. В то же время под этим этнонимом в ряде случаев (особенно это характерно для Казанского летописца) могли значиться не только марийцы, но и чуваши, и южные удмурты. Поэтому определить даже в примерных очертаниях территорию расселения марийцев в период существования Казанского ханства достаточно сложно.

Ряд достаточно достоверных источников XVI в. - свидетельства С. Герберштейна, духовные грамоты Ивана III и Ивана IV, Царственная книга - указывают на наличие марийцев в Окско-Сурском междуречье, то есть в районе Нижнего Новгорода, Мурома, Арзамаса, Курмыша, Алатыря. Эти сведения подтверждаются фольклорным материалом, а также топонимикой данной территории. Примечательно, что вплоть до недавнего времени среди местной мордвы, исповедовавшей языческую религию, широко было распространено личное имя Черемись.

Унженско-Ветлужское междуречье также было заселено марийцами; об этом говорят письменные источники, топонимика района, фольклорный материал. Вероятно, здесь еще были и группы мери. Северный рубеж - это верховья Унжи, Ветлуги, бассейн Пижмы, Средняя Вятка. Здесь марийцы контактировали с русскими, удмуртами и каринскими татарами.

Восточные пределы можно ограничить низовьями Вятки, но обособленно - «за 700 верст от Казани» - в Приуралье уже существовала немногочисленная пока этническая группа восточных марийцев; летописцы зафиксировали ее в районе устья реки Белой еще в середине XV в.

Видимо, марийцы совместно с булгаро-татарским населением проживали в верховьях рек Казанка и Меша, на Арской стороне. Но, скорее всего, они составляли здесь меньшинство и к тому же, скорее всего, постепенно отатаривались.

По всей видимости, немалая часть марийского населения занимала территорию северной и западной части нынешней Чувашской Республики.

Исчезновение сплошного марийского населения в северной и западной части нынешней территории Чувашской Республики можно в некоторой степени объяснить разорительными войнами в XV–XVI вв., от которых Горная сторона пострадала больше, нежели Луговая (помимо вторжений русских войск, правобережье подвергалось и многочисленным набегам степных воинов). Это обстоятельство, видимо, вызвало отток части горных марийцев на Луговую сторону.

Численность марийцев к XVII–XVIII вв. составляла от 70 до 120 тыс. человек.

Наибольшей плотностью населения отличалось правобережье Волги, затем - район восточнее М. Кокшаги, а наименьшей - область расселения северо-западных марийцев, особенно болотистые Волжско-Ветлужская низина и Марийская низменность (пространство между реками Линдой и Б. Кокшагой).

Исключительно все земли юридически считались собственностью хана, олицетворявшего собой государство. Объявив себя верховным собственником, хан требовал за пользование землей натуральную и денежную ренту - налог (ясак).

Марийцы - знать и рядовые общинники - как и другие нетатарские народы Казанского ханства, хотя и входили в категорию зависимого населения, но фактически являлись лично свободными людьми.

Согласно выводам К.И. Козловой, в XVI в. у марийцев преобладали дружинные, военно-демократические порядки, то есть марийцы находились на стадии становления своей государственности. Появлению и развитию собственных государственных структур мешала зависимость от ханской администрации.

Социально-политический строй средневекового марийского общества отражен в письменных источниках довольно слабо.

Известно, что основной ячейкой марийского общества была семья («еш»); скорее всего, наибольшее распространение имели «большие семьи», состоявшие, как правило, из 3–4 поколений близких родственников по мужской линии. Имущественное расслоение между патриархальными семьями четко вырисовывалось еще в IX–XI вв. Процветал парцеллярный труд, который в основном распространялся на неземледельческие занятия (скотоводство, пушной промысел, металлургия, кузнечество, ювелирное дело). Между соседними семейными коллективами существовали тесные связи, в первую очередь, хозяйственные, но не всегда кровнородственные. Хозяйственные связи выражались в разного рода взаимных «помочах» («вyма»), то есть обязательной родственной безвозмездной взаимопомощи. В целом марийцы в XV–XVI вв. переживали своеобразный период протофеодальных отношений, когда, с одной стороны, происходило выделение в рамках поземельно-родственного союза (соседской общины) индивидуально-семейной собственности, а с другой, классовая структура общества не обрела своих четких очертаний.

Марийские патриархальные семьи, по всей видимости, объединялись в патронимические группы (насыл, тукым, урлык; по версии В.Н. Петрова - урматы и вуртеки), а те - в более крупные поземельные союзы - тиште. Их единство основывалось на принципе соседства, на совместном культе, и в меньшей степени - на хозяйственных связях, а тем более - на кровнородственных. Тиште являлись, кроме всего прочего, союзами военной взаимопомощи. Возможно, тиште были территориально совместимы с сотнями, улусами и пятидесятками периода Казанского ханства. Во всяком случае, навязанная извне в результате установления монголо-татарского господства десятинно-сотенная и улусная система администрирования, как принято считать, не вступила в противоречие с традиционной территориальной организацией марийцев.

Сотнями, улусами, пятидесятками и десятками руководили сотники («шyдoвуй»), пятидесятники («витлевуй»), десятники («лувуй»). Они в XV–XVI вв., скорее всего, не успели порвать с народоправством, и, по определению К.И. Козловой, «это были или обычные старшины поземельных союзов, или военные предводители более крупных объединений типа племенных». Возможно, представители верхушки марийской знати продолжали называться по древней традиции «кугыза», «кугуз» («великий хозяин»), «он» («вождь», «князь», «владыка»). В общественной жизни марийцев большую роль играли и старейшины - «кугураки». Например, даже ставленник Тохтамыша Кельдибек не мог стать ветлужским кугузом без согласия на то местных старейшин. Марийские старейшины в качестве особой социальной группы упоминаются и в «Казанской истории».

Все группы марийского населения принимали активное участие в военных походах на русские земли, участившихся при Гиреях. Это объясняется, с одной стороны, зависимым положением марийцев в составе ханства, с другой стороны, особенностями стадии общественного развития (военная демократия), заинтересованностью самих марийских воинов в получении военной добычи, в стремлении воспрепятствовать русской военно-политической экспансии, прочими мотивами. В последний период русско-казанского противостояния (1521–1552 гг.) в 1521–1522 и 1534–1544 гг. инициатива принадлежала Казани, которая с подачи крымско-ногайской правительственной группировки стремилась восстановить вассальную зависимость Москвы, как это было в золотоордынский период. Но уже при Василии III, в 1520-е гг., ставилась задача окончательного присоединения ханства к России. Однако осуществить это удалось лишь со взятием Казани в 1552 г., при Иване Грозном. По всей видимости, причинами присоединения Среднего Поволжья и, соответственно, Марийского края к Русскому государству были: 1) новый, имперский тип политического сознания высшего руководства Московского государства, борьба за «золотоордынское» наследство и неудачи в прежней практике попыток установления и сохранения протектората над Казанским ханством, 2) интересы государственной обороны, 3) экономические причины (земли для поместного дворянства, Волга для русского купечества и промысловиков, новые налогоплательщики для русского правительства и прочие планы, рассчитанные на перспективу).

После взятия Казани Иваном Грозным ход событий в Среднем Поволжье приобрёл следующий вид. Москва столкнулась с мощным освободительным движением, в которой участвовали как успевшие присягнуть Ивану IV бывшие подданные ликвидированного ханства, так и население периферийных областей, не давшее присяги. Московскому правительству пришлось решать проблему сохранения завоеванного не по мирному, а по кровавому сценарию.

Антимосковские вооруженные выступления народов Среднего Поволжья после падения Казани принято называть Черемисскими войнами, поскольку в них наибольшую активность проявляли марийцы (черемисы). Наиболее раннее упоминание среди имеющихся в научном обороте источников выражение, близкое к термину «черемисская война», встречается в жалованной оброчной грамоте Ивана IV Д.Ф.Челищеву на реки и угодья в Вятской земле от 3 апреля 1558 г., где, в частности, указано, что владельцы речек Кишкиль и Шижма (под городом Котельничем) «в тех реках… рыбы и бобров не лавливали для казанские черемисы войны и оброку не плачивали».

Черемисская война 1552–1557 гг. отличается от последующих Черемисских войн второй половины XVI в., причем не столько потому, что она была первой из этого ряда войн, сколько тем, что она носила характер национально-освободительной борьбы и не имела заметной антифеодальной направленности. Более того, антимосковское повстанческое движение в Среднем Поволжье в 1552–1557 гг. является, по своей сути, продолжением Казанской войны, и главной целью его участников было восстановление Казанского ханства.

По всей видимости, для основной массы левобережного марийского населения эта война не была восстанием, поскольку свое новое подданство признали представители только приказанских марийцев. На самом деле в 1552–1557 гг. большинство марийцев вело внешнюю войну против Русского государства и вместе с остальным населением Казанского края отстаивало свою свободу и независимость.

Все волны движения сопротивления гасли в результате широкомасштабных карательных операций войск Ивана IV. В ряде эпизодов повстанческое движение перерастало в форму гражданской войны и классовой борьбы, однако характерообразующей оставалась борьба за освобождение родины. Движение сопротивления прекратилось вследствие нескольких факторов: 1) беспрерывные вооруженные столкновения с царскими войсками, приносившие неисчислимые жертвы и разрушения местному населению, 2) массовый голод, эпидемия чумы, пришедшая из заволжских степей, 3) луговые марийцы лишились поддержки со стороны своих прежних союзников - татар и южных удмуртов. В мае 1557 г. представители практически всех групп луговых и восточных марийцев принесли присягу русскому царю. Так завершилось присоединение Марийского края к Русскому государству.

Значение присоединения Марийского края к Русскому государству невозможно определить как однозначно отрицательное или положительное. Как негативные, так и позитивные последствия вхождения марийцев в систему российской государственности, тесно переплетаясь друг с другом, стали проявляться практически во всех сферах развития общества (политической, экономической, социальной, культурной и других). Пожалуй, главный итог на сегодняшнее время - это то, что марийский народ сохранился как этнос и стал органичной частью многонациональной России .

Окончательное вхождение Марийского края в состав России произошло уже после 1557 г., в результате подавления народно-освободительного и антифеодального движения в Среднем Поволжье и Приуралье. Процесс постепенного вхождения Марийского края в систему русской государственности длился сотни лет: в период монголо-татарского нашествия он замедлился, в годы феодальной смуты, охватившей Золотую Орду во второй половине XIV в., ускорился, а в результате появления Казанского ханства (30-40-е гг. XV в.) надолго приостановился. Тем не менее, начавшись еще до рубежа XI–XII вв., включение марийцев в систему русской государственности в середине XVI в. подошло к своей финальной фазе - к непосредственному вхождению в состав России.

Присоединение Марийского края к Русскому государству было частью общего процесса становления Российской полиэтнической империи, и подготавливалось оно, прежде всего, предпосылками политического характера. Это, во-первых, многолетнее противостояние между государственными системами Восточной Европы - с одной стороны, Русью, с другой стороны, тюркскими государствами (Волжско-Камская Булгария - Золотая Орда - Казанское ханство), во-вторых, борьба за «золотоордынское наследство» в завершающей стадии этого противостояния, в-третьих, возникновение и развитие имперского сознания в правительственных кругах Московской Руси. Экспансионистская политика Русского государства в восточном направлении в некоторой степени обуславливались также задачами государственной обороны и экономическими причинами (плодородные земли, волжский торговый путь, новые налогоплательщики, иные проекты по эксплуатации местных ресурсов).

Хозяйство марийцев было приспособлено к природно-географическим условиям, в целом отвечало требованиям своего времени. Из-за сложной политической обстановки оно в значительной степени было милитаризовано. Правда, здесь свою роль сыграли и особенности социально-политического строя. Средневековые марийцы, несмотря на заметные локальные особенности существовавших тогда этнических групп, в целом переживали переходный период общественного развития от родоплеменного к феодальному (военная демократия). Отношения с центральной властью строились преимущественно на конфедеративной основе.

Лучшие статьи по теме