Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Ошибки мотивации, или Почему мотивация "не работает"? Личная мотивация.

Я не понимаю, как так получается, что мы так мало ценим то многое, воистину многое, что у нас есть — наши руки, ноги, заливистый смех, способность ходить, бегать, прыгать, общаться друг с другом, обнимать друг друга, и так безбожно зацикливаемся на ничтожных проблемах нашего повседневного существования? Почему бесценные дары, что нам дала природа, воспринимаются как должное, зато беспокойствам по рутинным вопросам нет конца и края?

Согласитесь, человек — удивительное существо. Нам нужны мотивационные ролики, фильмы, книги, чтобы всего на несколько минут свежести после мощного вдохновляющего водопада слов очиститься самим и ощутить ценность своей жизни. Самое смешное, что спустя какое-то время мы снова забудем обо всём этом. Мы устремимся в бурлящий поток нескончаемых дел, задач и мыслей. Да только все они будут не о том, не о главном.

Я согласна, в повседневной жизни мы вряд ли встретим человека, который круглые сутки думает «о том самом». Безусловно, нам всем приходится решать день ото дня насущные, не терпящие отлагательств вопросы. А там глядишь, и все глубокие мысли оказались похоронены под бесконечным завалом из пунктов нашего расписания на сегодня. Проходит день, другой. И вот уже чистое стекло, сквозь которое мы так смело заглянули внутрь самих себя и отыскали вкус и ценность жизни, тускнеет. Мутнеет. И вот уже через него ничего не видно. Нам нужен новый очищающий водопад. Новая доза мотивации.

Современное поколение — настоящие наркоманы мотивации. Оглянитесь вокруг себя. Мотивационные группы и посты в Интернете, призывы к альтруизму в метро, вдохновляющие фильмы в кинотеатрах. И как только мы теряем внутренний настрой, чувствуем, что стекло начало тускнеть — сразу же ищем новую «дозу». Листаем ленты социальных сетей, читаем специально предназначенные для этого блоги. Мы уже не можем без этого. Фраза, что «нет никакого потом, всегда есть только сейчас», становится до смешного, до безумия избитой, прописной истиной.

Самое удивительное в том, что все мы знаем эти истины, и бесконечные мотивационные ресурсы целого мира не сообщают нам ничего нового. Ни единой крупицы полноценно нового «Знания». И всё же они нам всё равно оказываются нужны, чтобы разбудить то живое, что скрыто в нас где-то очень-очень глубоко.

Лично я пока не вижу никакого очевидного выхода из этого порочного круга. Может, его найдете вы? Может, именно вы носитель того самого «Знания»? Смешно. Почему смешно? Потому что нет никакого знания. Есть толпы, сотни, миллионы и миллиарды людей, которые каждый день просто живут. Не ищут свою великую миссию, не посылают в космос энергию и послания, не медитируют и не визуализируют свои мечты. Они просто живут. Учатся. Работают. Копят на машины, на квартиры. Воспитывают детей. Общаются с друзьями. Устраивают тусовки. Танцуют в клубах. Пьют в барах. Или не делают ничего из вышесказанного. Но они живут и их большинство.

Однако подспудно мы постоянно готовы осудить их. Мы так привыкли называть всех, кроме себя, серостью, а себя — индивидуальностями, что похоже, на планете живёт целая толпа ярких индивидуальностей. А знаете, как издалека выглядит картина из самых ярких и пёстрых цветов? Как чёрная точка. Только подумайте, мы все — всего лишь части единого целого. Человечества. Частички чего-то великого. Хотя бы по масштабам. Неужели этого так мало?

Почему нам мало нашей жизни, мы лихорадочно пытаемся её наполнить чем-то невообразимым, самыми разными впечатлениями, и вот уже погоня за впечатлениями превращается в самоцель. Кто спорит, и удовольствия, и впечатления, и эмоции — куда мы без этого. Жизнь без них действительно скучна. Но почему нам так противна мысль о том, чтобы просто прожить жизнь, ценя самые простые и повседневные радости?

Я знаю, это сложно. И я даже не буду сейчас призывать вас пытаться: вы видите и слышите эти призывы повсюду. Мотивационных речей вам и без меня хватит за глаза. Но я прошу вас. Живите! Просто живите. Не переставайте жить. Ни на одну грёбаную минуту не переставайте жить! Вгрызайтесь в жизнь, цепляйтесь за неё когтями. Живите! Это я никогда не устану повторять.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем все о мотивации персонала.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое мотивация и зачем стимулировать сотрудников.
  2. Какие виды мотивации существуют.
  3. Самые действенные способы побудить работников качественно выполнять свои обязанности.

Понятие мотивации персонала

Нечасто можно встретить человека, который целиком и полностью доволен своей работой. Все потому, что зачастую люди занимают должности не по призванию. Но в силах руководителя сделать так, чтобы рабочий процесс был комфортным для всех, а сотрудники выполняли свои обязанности с удовольствием.

Успешные бизнесмены не понаслышке знают, о том, что своих работников нужно стимулировать и всячески поощрять, т. е. мотивировать. От этого зависит производительность труда, качество выполняемой работы, перспектива развития компании и т. д.

Мотивация персонала в организации это мероприятия, направленные на подсознание человека, когда у него появляется желание эффективно работать и качественно выполнять должностные обязанности.

Для примера, представьте себе коллектив, где начальнику нет дела до своих подчиненных. Ему важно, чтобы работа была выполнена в полном объеме. Если у сотрудника что-то не получается, то он будет оштрафован, получит выговор или другое наказание. В таком коллективе будет наблюдаться нездоровая атмосфера. Все работники будут трудиться не по желанию, а по принуждению, с целью .

А теперь рассмотрим другой вариант, где работодатель всячески мотивирует персонал. В такой организации наверняка дружеские отношения у всех сотрудников, они знают, ради чего работают, постоянно развиваются, приносят пользу компании и получают от этого моральное удовлетворение.

Хороший руководитель просто обязан уметь стимулировать персонал. От этого выигрывают все, начиная от рядовых работников, заканчивая самым высоким руководством фирмы.

Цели мотивации персонала

Мотивацию проводят для того, чтобы объединить интересы предприятия и сотрудника. То есть компании необходима качественно выполненная работа, а персоналу – достойная зарплата.

Но это не единственная цель, которую преследует стимулирование работников.

Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:

  • Заинтересовать и привлечь ценные кадры;
  • Минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку кадров»);
  • Выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;
  • Осуществлять контроль за выплатами.

Теории мотивации персонала

Многие начинающие бизнесмены бездумно подходят к решению вопросов мотивации. Но для того чтобы добиться желаемых результатов, мало просто . Необходимо проблему проанализировать и перейти к ее грамотному разрешению.

Для этого необходимо изучить теории мотивации известных людей. Их мы сейчас и рассмотрим.

Теория Маслоу

Абрахам Маслоу утверждал, что для того, чтобы эффективно стимулировать своих работников, необходимо изучить их потребности.

Он их разделил на 5 категорий:

  1. Физические потребности – это желание человека удовлетворять свои потребности на физиологическом уровне (пить, есть, отдыхать, иметь дом и т. д.).
  2. Потребность находиться в безопасности – все люди стремятся быть уверенными в завтрашнем дне. Им важно чувствовать физическую и эмоциональную безопасность.
  3. Потребности социального характера – каждый человек желает быть частью социума. Он стремится обзавестись семьей, друзьями и т. д.
  4. Потребность в признании и уважении – люди стремятся быть независимыми, признанными, иметь статус и авторитет.
  5. Потребность самовыражаться – человек всегда стремится покорять вершины, развиваться как личность, реализовывать свои возможности.

Список потребностей составлен таким образом, что первый пункт наиболее важен, а последний менее значим. Руководителю необязательно выполнять все на 100%, но важно попытаться затронуть каждую потребность.

Теория МакГрегора «X и Y»

Теория Дугласа МакГрегора основывается на том, что людьми можно управлять 2 способами.

Используя теорию Х , управление осуществляется с помощью авторитарного режима. Предполагается, что коллектив людей неорганизован, люди ненавидят свою работу, всячески увиливают от выполнения своих обязанностей, нуждаются в жестком контроле со стороны руководства.

В таком случае для того чтобы наладить работу, необходимо постоянно контролировать сотрудников, побуждать их к добросовестному выполнению должностных обязанностей, разработать и внедрить систему наказаний.

Теория Y кардинально отличается от предыдущей. Она основана на том, что коллектив трудится с полной самоотдачей, все работники подходят ответственно к выполнению своих обязанностей, люди самоорганизуются, проявляют интерес к работе, стремятся развиваться. Поэтому управление такими работниками требует иного, более лояльного подхода.

Теория Херцберга (Мотивационно-гигиеническая)

В основе этой теории лежит тот факт, что выполнение работы приносит человеку удовлетворение или неудовлетворение по разным причинам.

Работник будет доволен работой, если она будет способствовать его самовыражению. Развитие персонала зависит от возможности карьерного роста, возникновения чувства ответственности, признания достижения работников.

Факторы мотивации персонала, которые ведут к неудовлетворенности, связанные с плохими условиями труда и недостатками в организационном процессе компании. Это может быть низкая заработная плата, плохие условия труда, нездоровая атмосфера внутри коллектива и т. д.

Теория Мак-Клелланда

Эта теория основывается на том, что потребности людей можно разбить на 3 группы.

  1. Потребность работников управлять и воздействовать на других людей . Людей с этой потребностью можно разделить на 2 группы. Первые просто хотят управлять другими. Вторые стремятся к решению групповых задач.
  2. Потребность в достижении успеха . Люди с такой потребностью стремятся каждый раз выполнять свою работу лучше, чем в предыдущий раз. Любят работать в одиночку.
  3. Потребность быть причастными к какому-нибудь процессу . Это сотрудники, которые хотят признания и уважения. Они любят работать в организованных группах.

Основываясь именно на потребностях людей, необходимо внедрять нужные стимулирующие мероприятия.

Процессуальная теория стимуляции работников

В основе этой теории лежит тот факт, что человек желает достичь удовольствия, избегая боли. Руководитель, действуя согласно этой теории, должен чаще поощрять сотрудников и реже применять наказание.

Теория Врума (Теория ожидания)

В особенностях мотивации персонала по Вруму лежит тот факт, что человек максимально качественно выполняет ту работу, которая, по его мнению, удовлетворит его потребности.

Теория Адамса

Смысл данной теории в следующем: труд человека должен соответственно вознаграждаться. Если работнику недоплачивают, то он работает хуже, а если переплачивают, то он работает на том же уровне. Выполненная работа должна справедливо оплачиваться.

Виды мотивации персонала

Существует много способов мотивации труда работников.

В зависимости от того как вы будете воздействовать на подчиненных, мотивация может быть:

Прямая – когда работник знает, что в случае быстрой и качественно выполненной работы, он будет дополнительно вознагражден.

Прямая мотивация, в свою очередь, делится на:

  • Материальную мотивацию персонала – когда сотрудника стимулируют, премии, денежные вознаграждения, путевки в санатории и т. д.;
  • Нематериальную мотивацию персонала – когда труд работников признается руководством, ему выдаются грамоты, памятные подарки, улучшаются условия труда, корректируется рабочее время и т. д.

Косвенная – в ходе проведенных стимулирующих мероприятий, у работника возобновляется интерес к работе, он чувствует удовлетворение после выполнения какого-либо задания. В таком случае у сотрудников обостряется чувство ответственности, и контроль со стороны руководства становится необязательным.

Социальная – человек понимает, что он является частью коллектива и неотъемлемой частью команды. Он боится подвести коллег и делает все, чтобы максимально качественно выполнить поставленные перед ним задачи.

Психологическая – для работника создается хорошая и доброжелательная атмосфера внутри коллектива и самой компании. Человеку должно хотеться идти на работу, участвуя в производственном процессе, он должен получать психологическое удовлетворение.

Трудовая – методы стимуляции, направленные на самореализацию человека.

Карьерная – когда мотивацией служит продвижение по служебной лестнице.

Гендерная – сотрудник мотивируется возможностью похвастаться своими успехами перед другими людьми.

Образовательная – стремление работать возникает, когда сотрудник хочет развиваться, что-то познавать, образовываться.

Для того чтобы методы мотивации персонала приносили желаемый результат, необходимо использовать все виды стимулирования работников в комплексе.

Основные уровни мотивации персонала

Все люди уникальны и индивидуальны. Одни карьеристы и перспектива карьерного роста для них очень важна, другим по душе стабильность и отсутствие перемен. Исходя из этих соображений, руководители должны понимать, что методы стимулирования работников нужно подбирать индивидуально для каждого работника.

Существует 3 уровня мотивации:

  1. Индивидуальная мотивация – труд работника должен оплачиваться достойно. При расчете величины выплат, в учет должны браться знания, умения и навыки, которыми обладает сотрудник. Важно дать понять подчиненному, что в случае качественного выполнения своих обязанностей, он получит повышение.
  2. Командная мотивация – группа людей, объединенная одним делом и целью, трудится более эффективно. Каждый член команды понимает, что от результативности его работы зависит успех всего коллектива. Мотивируя группу людей, очень важно, чтобы атмосфера внутри команды была дружеской.
  3. Организационная мотивация – весь коллектив предприятия нужно объединить в одну систему. Люди должны понимать, что их организация – это единый механизм и от действий каждого зависит положительный результат. Для руководителя это одна из самых тяжелых задач.

Системный подход к мотивации персонала

Для того чтобы грамотно провести стимулирующие мероприятия, необходимо помнить, что мотивация – это система, состоящая из 5 этапов.

1 этап. Выявление проблемы мотивации персонала.

Руководителю, для того чтобы понять какие именно мотивационные мероприятия проводить, необходимо сделать анализ мотивации персонала. Для этого нужно провести анкетирование (оно может быть анонимным) и выявить, чем неудовлетворены подчиненные.

2 этап. Осуществление управления, учитывая данные анализа мотивации, ее цели.

Мотивируя сотрудников, начальство должно тесно взаимодействовать с персоналом. Опираясь на данные проведенных исследований, внедрять те методы, которые принесут пользу именно на вашем предприятии.

Например , если большинство работников не устраивает продолжительность рабочего дня на предприятии, то вносить изменения нужно именно в этом направлении.

3 этап. Влияние на поведение сотрудников.

Проводя мероприятия по мотивации работы персонала, необходимо следить за изменениями в поведении работников.

Сотрудники будут его менять в случае, если:

  • Руководство будет принимать конструктивную критику в свой адрес;
  • Своевременно вознаграждать работников;
  • На своем примере демонстрировать правильное поведение;
  • Их будут обучать нужному поведению.

4 этап. Совершенствование системы мотивации персонала.

На этом этапе необходимо внедрять нематериальные методы стимулирования сотрудников. Работников нужно убедить в необходимости повышения продуктивности их труда. Руководитель должен «зажечь» подчиненного, найти индивидуальный подход к каждому.

5 этап. Заслуженное вознаграждение.

В компании должна быть разработана система премий и поощрений. Когда сотрудники увидят, что их старания поощряются, они начинают качественнее и продуктивнее работать.

Способы и примеры мотивации персонала

Способов мотивации работников очень много. Но перед тем как применять их на практике, подумайте, какие методы стимулирования подойдут именно для вашего производства.

Мы составили ТОП-20 лучших способов мотивации, из которых, каждый руководитель выберет метод, который подойдет именно для его производства.

  1. Зарплата . Это мощнейший мотиватор, который заставляет работника качественно выполнять свою работу. Если оплата труда будет на низком уровне вряд ли это будет воодушевлять работников отдаваться на все 100% производственному процессу.
  2. Похвала . Каждому человеку, который добросовестно выполняет свою работу, приятно слышать, что его труд не остался незамеченным. Руководителю нужно периодически анализировать работу сотрудников и не пренебрегать похвалой. Используя этот метод, вы не тратите ни копейки, но в разы поднимаете производительность труда.
  3. Обращаться к сотрудникам по имени . Для авторитета директора фирмы очень важно выучить имена всех работников. Обращаясь к человеку по имени, руководитель показывает свое уважение к подчиненному. Работник понимает, что он не просто безликий секретарь или уборщица, а личность, которую ценят.
  4. Дополнительный отдых . На некоторых предприятиях стимулируют работников быстрее и качественнее выполнять свою работу, предлагая дополнительный отдых. Например, сотрудник, который по итогам недели показал лучший результат, в пятницу может уйти с работы на несколько часов раньше. Таким образом, в коллективе просыпается азарт и рвение быть победителем.
  5. Награждение памятными подарками . По случаю каких-либо памятных дат, можно преподносить своим работникам памятные подарки. Это могут быть и безделушки, но если на ней сделать гравировку, то наверняка сотрудник будет всю оставшуюся жизнь хвастаться перед знакомыми таким знаком внимания.
  6. Перспектива повышения . Все работники должны понимать, что за качественное выполнение своей работы, их ждет повышение. Перспектива продвижения по карьерной лестнице мотивирует не хуже материальных вознаграждений.
  7. Возможность высказывать свое мнение и быть услышанным . В любом коллективе важно всем работникам предоставить возможность высказывать свое мнение. Но мало просто слушать, руководство должно еще и прислушиваться к советам и пожеланиям своих сотрудников. Таким образом, работники будут понимать, что с их мнением считаются и к нему прислушиваются.
  8. Возможность каждому сотруднику лично пообщаться с руководством компании . Все руководители, прежде всего, должны понимать, что они такие же люди, как и их подчиненные. Директора только организовывают производственный процесс, а выполнение работы зависит от их подчиненных. Поэтому регулярно нужно организовывать личные встречи с работниками, где могут быть затронуты важные вопросы на разнообразные темы.
  9. Доска почета . Это нематериальный метод мотивации, который отлично повышает производительность труда. Для его реализации необходимо создать доску почета, где будут размещены портреты лучших работников. Таким образом, создаются производственные соревнования, которые стимулируют работников повысить свои производственные показатели.
  10. Предоставить возможность выполнять свою . Этот метод подойдет только для отдельных компаний. Если у офисного сотрудника рутинная работа, которую он может сделать не выходя из дома, ему можно предложить не приезжать на рабочее место в определенные дни. Но основным условием будет качественное выполнение должностных обязанностей.
  11. Красивое название должности . Каждая профессия и должность хороша по-своему. Но если санитарку в медучреждении обозначить, как младшая медсестра, то человеку будет не зазорно сказать, кем он работает.
  12. Корпоративы . На многих предприятиях по случаю больших праздников, устраиваются вечеринки. На этих торжествах люди общаются в неформальной обстановке, расслабляются, заводят новые знакомства. Корпоративы помогают отвлечься сотрудникам и демонстрируют заботу компании о них.
  13. Публичная благодарность . Хвалить работника можно не только лично. Лучше всего это делать публично. Реализовать эту идею можно несколькими способами. Например, объявлять лучшего работника по радио, через СМИ или громкоговорящую связь на предприятии. Это подвигнет других работать лучше, чтобы об их результатах узнали все.
  14. Предоставление скидок . Если фирма производит какой-нибудь продукт или предоставляет услуги, то для сотрудников этой компании можно предоставлять на них скидку.
  15. Начисление премий . Материальное поощрение – это эффективный метод мотивации персонала. Работникам нужно обозначить цель, достигнув которую они получат определенные доплаты к основной зарплате в виде премий.
  16. Мотивационная доска . Простой, но действенный метод стимулирования работников. Для реализации идеи достаточно на демонстрационной доске расчертить график продуктивности каждого участника производственного процесса. Сотрудники будут видеть, кто из них работает лучше и будут стремиться стать лидером.
  17. Обучение за счет компании . Многим работником важно совершенствоваться и . Отправляя сотрудников на семинары, конференции, тренинги и т. д., руководитель показывает свою заинтересованность в профессиональном росте подчиненного.
  18. Оплата абонемента в спортивный клуб . Периодически в коллективах можно устраивать производственные соревнования, по итогам которого, лучший работник будет получать абонемент в фитнес-клуб.
  19. Покрытие транспортных расходов, оплата услуг связи . Крупные компании часто мотивируют своих работников, оплачивая их транспортные расходы или услуги сотовой связи.
  20. Создание банка идей . На предприятии можно создать банк идей в виде электронного ящика. На него каждый желающий будет отправлять письма со своими предложениями. Благодаря этому каждый сотрудник будет чувствовать свою значимость.

Повышение мотивации персонала отдельных профессий

Разрабатывая мотивационные мероприятия, важно учитывать профессию работников и вид занятости.

Рассмотрим пример мотивации работников некоторых профессий:

Профессия Методы мотивации
Маркетолог

Предоставить возможность самостоятельно принимать решения;

Выплачивать премию (определенный процент от продаж)

Менеджер

Организовать производственные соревнования с другими менеджерами;

Премировать в зависимости от объемов продаж;

Привязать зарплату к прибыли фирмы

Логист У людей данной профессии чаще всего заработная плата состоит из оклада и премии. Причем оклад – 30%, а 70% – премии. Мотивировать их можно величиной премий. Если их работа не стала причиной сбоев, то премия выплачивается в полном объеме

Нестандартные методы современной мотивации персонала

В РФ редко применяют нестандартные методы стимулирования труда. Но тем не менее они приносят неплохие результаты.

Не так давно был проведен опрос, участие в котором приняли офисные работники с разных уголков России. Они отвечали на вопросы: каким бонусам были бы рады и что хотят видеть на рабочем месте.

Большинство людей отдало предпочтение:

  • Офисной кухне;
  • Автомату, где каждый желающий бесплатно сможет сделать себе кофе;
  • Душу;
  • Комнате отдыха, спальне, комнате для курения;
  • Тренажерам;
  • Массажному креслу;
  • Теннисному столу;
  • Кинозалу;
  • Самокатам.

Представительницы прекрасного пола отдавали предпочтение массажным креслам и тренажерным залам, а представители сильного пола – развлечениям (теннисному столу, самокатам и т. д.).

Профессиональная помощь в мотивировании сотрудников

Если вы молодой руководитель и сомневаетесь в правильности разработки мотивации персонала, у вас есть 2 варианта выхода из сложившейся ситуации.

  1. Вы можете обратиться в специальные организации, которые за определенную плату разработают систему мотивациии успешно внедрят ее в вашей компании.
  2. Или записаться в школу бизнеса, где вас научат основам управления.

Что принесет грамотная мотивация работников

Если руководитель правильно стимулирует своих сотрудников, то уже через несколько недель будет заметен положительный результат.

А именно:

  • Работники начинают ответственнее подходить к выполнению своих служебных обязанностей;
  • Повышается качество и производительность труда;
  • Производственные показатели улучшаются;
  • У сотрудников появляется командный дух;
  • Уменьшается «текучка» кадров;
  • Компания начинает быстро развиваться и т. д.

Если вы начинающий предприниматель, то должны правильно мотивировать своих сотрудников:

  • Во-первых, всегда позитивно настраивайте подчиненных на выполнение работы;
  • Во-вторых, обеспечьте удовлетворение базовых потребностей сотрудников;
  • В-третьих, создайте комфортные условия труда;
  • В-четвертых, лояльно относитесь к своим сотрудникам.

Помимо этого, воспользуйтесь следующими советами:

  • Интересуйтесь жизнью подчиненных, спрашивайте об их потребностях;
  • Не ругайте работников по поводу и без повода. Лучше помогите выполнить работу, с которой не справляется сотрудник. Ведь неудачи работников – это неудачи руководителей;
  • Периодически делайте анализ. Проводите опросы, анкетирование, составляйте рабочие дневники и внутреннюю отчетность;
  • Выплачивайте внеплановые премии и поощрения.

Заключение

Роль мотивации персонала на любом предприятии достаточно велика. В силах работодателя создать такие условия труда, где работнику захочется работать с полной отдачей. Главное грамотно подойти к разработке и внедрению стимулирующих методов.

Судя по панораме мотивационных книг, речей, видеороликов и практических руководств, вы можете подумать, что психология имеет верный ответ, который может объяснить простую основу нашего многомерного поведения. Как оказалось, сложность нашего поведения требует сложного набора пояснительных идей. После преподавания этих концепций в моем курсе по вводной психологии в течение многих лет, используя отличный текст Роберта Фельдмана (2011), я обнаружил, что эти идеи могут быть сведены к некоторым простым и полезным сведениям.

Почему №1: Теория инстинктов. Согласно самой старой мотивационной теории в книгах, организмы ведут себя так же, как и они, потому что они следуют набору биологически запрограммированных инстинктивных побуждений. Подобно птицам и пчелам, люди вводят множество способов поведения, связанных с нашей нервной схемой. Эта теория, несомненно, слишком проста для применения к людям, а тем более к птицам и пчелам. Однако внутренние потребности, безусловно, должны быть частью уравнения в понимании нашего поведения.

Почему № 2: Теория уменьшения привода. Этот следующий подход к мотивации предполагает, что организмы, большие и малые, простые и сложные, предпочитают состояние гомеостаза, в котором выполняются все их потребности. Их «приводы», другими словами (потребность в том, что поведение движения) должны быть «уменьшены». У каждого может быть другое определение гомеостаза – возможно, ваш спят поздно утром в выходные или просто наслаждаются расслабляющим напитком в уютном стул. Критики теории сокращения диска согласны с тем, что здорово удовлетворить ваши потребности, по крайней мере, некоторое время. Однако, если бы теория была правдой, никто бы никогда не искал волнения. Никто не отправился бы в банджи-джампинг или не попытался найти сопоставимые умственные проблемы.

Почему № 3: Теория возбуждения.

На противоположном полюсе сокращения движения теория возбуждения предлагает, чтобы мы стремились увеличить, а не уменьшить наш уровень стимуляции. Нам нужен максимум, который сопровождает прилив эндорфинов, когда мы подталкиваем себя физически или умственно. Животным, а также людям становится скучно от слишком большого гомеостаза. Однако слишком сильное возбуждение может также препятствовать нашей способности достичь наших целей. Этот вариант теории возбуждения, называемый «законом Йеркса-Дод а», учитывает этот факт. Закон Йеркса-Додсона, предложенный в 1908 году, но все еще используемый сегодня (Smith et al., 2007), предлагает, чтобы каждая из них функционировала в соответствии с оптимальным уровнем возбуждения. Вы могли бы считать это принципом мотивации «Златовлазок». Если вы слишком сонные или слишком нервничаете, вы всегда будете выполнять плохо, будь то речь или стрельба по баскетболу. Каждый человек и каждая задача имеют свой собственный пик между слишком сильным возбуждением и чрезмерным возбуждением. Как только вы найдете оптимальный уровень возбуждения, ваша производительность будет безупречной и приятной.

Почему № 4: Теория стимулирования. Наше поведение также может быть определено силами, которые побуждают нас делать то, чего мы иначе не хотели бы. Теория стимулирования является основным принципом а. Хорошая маркетинговая стратегия заставит вас хотеть чего-то, чего у вас нет, и не думаю, что вам нужно. Вы ожидаете, что, имея эту «вещь», вам будет лучше, чем без нее (Beckmann & Heckhausen, 2008). Это похоже на те каталоги, которые выпадают из вашего почтового ящика во время курортного сезона, и электронные письма, которые загромождают ваш почтовый ящик, предлагая невероятные «сделки». Розничные продавцы надеются, что вы пойдете за продуктами, которые они продают перед вами. Аналогичным образом, бакалейные магазины, удобства и крупномасштабные магазины розничной одежды размещают свои небольшие, но часто дорогостоящие соблазны, где они должны иметь наибольшее влияние, а именно, пока вы ждете, чтобы проверить. Элемент, о котором вы бы сейчас не подумали, становится удобной небольшой импульсной покупкой, которую вы бросаете в свою сумку или корзину. Добавление к привлечению импульсной покупки – это тот факт, что вы можете почувствовать, что заслуживаете удовольствия, практикуя экстремальную сдержанность во всей остальной части вашей шоппинг-экспедиции (явление, называемое «истощением эго»).

Почему № 5: Когнитивная теория. Переходя от простого кондиционирования к сфере поведения, контролируемого мыслями, когнитивная теория мотивации предполагает, что наши ожидания определяют наше поведение. Вы будете вести себя так, как вы думаете, приведет к желаемому результату. Когнитивная теория, создание психологов Университета Рочестера Эд Дечи и Ричарда Райана, предложили, чтобы у нас были два типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя – вот что заставляет нас выполнять наш внутренний потенциал и интересы. Ваша внутренняя мотивация – ваше желание выразить свое истинное «я» в вашем поведении, будь то работа или досуг. Более того, когда вы руководствуетесь внутренней мотивацией, вы чувствуете, что определяете результаты своих усилий. Напротив, внешняя мотивация – это ваше желание достичь ощутимых вознаграждений, таких как деньги или слава, которые приходят со статусом и признанием. Дечи и Райан разработали контринтуитивное предложение о том, что люди, которые получают внешние награды за поведение, которые они находят внутренне удовлетворяют, становятся менее творческими и продуктивными. У этого есть живописное название «мотивационного вытеснения». Внешние награды за деньги, славу и признание вытесняют внутреннее удовлетворение, которое вы испытываете от того, чтобы что-то делать, потому что вам действительно нравится это делать. Мотивационная идея вытеснения имеет некоторые очевидные недостатки. Менеджеры могли использовать эту теорию, чтобы меньше платить работникам или лишать их рекламных акций. «Почему мы должны платить вам больше (или вообще)?» Вы будете менее творческими и продуктивными! Эта проблема привела к пересмотру в теории, которая называется …

Почему № 6: Теория самоопределения. С очевидным недостатком когнитивной теории стало ясно, что мотивация работы должна включать как внутренние, так и внешние источники мотивации. Поэтому Дечи и Райан пересмотрели свою теорию. Теория самоопределения предлагает, чтобы вы могли сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию, влияющую на ваше поведение, связанную с работой и другим поведением. Наиболее удовлетворяющие действия, которые вы можете предпринять, те, которые будут мотивировать вас больше всего, – это те, которые позволяют вам больше всего контролировать свое поведение. Вы можете мотивироваться мирским удовлетворением, полученным внешними наградами. Тем не менее, чем больше автономии вы чувствуете, тем более самонадеянными вы будете, и наиболее удовлетворены вы будете в своей работе, как было предложено исследованием в колледжах, которые чувствовали, что они выполняют свои внутренние потребности (Niemiec et al, 2009). Быть способным выражать свои внутренние мотивы и получать деньги одновременно – это сложная комбинация. Проблема для многих людей заключается в том, что они чувствуют, что их рабочее поведение контролируется факторами вне собственного внутреннего самоопределения. Это ощущение внешнего контроля, которое приводит к недовольству работы и застою. Средством для решения этой проблемы является поиск способов выразить свою автономию, даже если это происходит лишь несколькими незначительными способами.

Почему № 7: теория самоактуализации.

На самой вершине мотивации теория самоактуализации предлагает, чтобы мы были наиболее мотивированы, чтобы реализовать свой собственный внутренний потенциал. Теория самоактуализации Маслоу – одна из наиболее узнаваемых тем в психологии, но также одна из наименее проверенных и наименее понятных. Согласно Маслоу, самоактуализация – это истинная реализация вашего внутреннего потенциала, что бы это ни было. Самоактуализация не является совершенным совершенством. Очень высокое определение Маслоу предполагает, что самоактуализация является непрерывным процессом становления. Иерархия мотивов, известная Маслоу, предложила нам более низкие потребности (эти инстинкты и приводы) и потребности высшего порядка (полное ). После того, как вы удовлетворите свои потребности более низкого порядка, говорит теория, вы можете самореализоваться. Эту идею можно неверно перевести в выражение «голодный поэт не может писать». Однако, как мы все знаем, голодные поэты пишут. Фактически, многие люди будут откладывать физические потребности, безопасность и даже позитивное отношение к другим, чтобы удовлетворить их потребности в самом высоком порядке. Для многих Стива Джобса был просто такой человек. Маслоу фактически предположил, что, по сути, многие из людей, которых он считал самоактуализированными, отказались от своих низших потребностей в безопасности, безопасности и даже любви, чтобы реализовать свои сокровенные страсти. По словам Маслоу, очень мало людей достигают этой нирваны, и когда они это делают, они обычно находятся в середине или более поздних годах.

Теперь, когда вы увидели ряд теорий мотивации, вы, вероятно, смогли выбрать части каждого, которые применимы к вам либо сейчас, либо в какой-то момент вашего прошлого. Признавая, что ваше поведение отражает эти много сложных частей, вы можете перейти к разработке своего собственного уникального пути для изменения. Является ли это возбуждением, стимулом, самоопределением или самоактуализацией, мотивации вашего поведения может дать вам понимание, необходимое для разработки вашего собственного уникального пути к выполнению.

Следуйте за мной на Twitter @swhitbo для ежедневных обновлений психологии, здоровья и старения, и, пожалуйста, зайдите на мой сайт www.searchforfulfillment.com, где вы можете получить дополнительную информацию, самопроверки и ссылки.

Copyright 2011 Сьюзан Краусс Уитбурн Кандидат технических наук.

Фельдман, RS (2011). Понимание психологии (10е). Нью-Йорк: McGraw-Hill (превосходный обзор вышеупомянутых теорий).

Подробнее читайте здесь о обширной эмпирической поддержке SDT и ответе на критику со стороны бихевиористов и других.

Beckmann, J., & Heckhausen, H. (2008). Мотивация как функция ожидания и стимула. В J. Heckhausen, H. Heckhausen, J. Heckhausen, H. Heckhausen (Eds.), Мотивация и действие (2-е изд.) (Стр. 99-136). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пресса Кембриджского университета. DOI: 10,1017 / CBO9780511499821.006

Niemiec, CP, Ryan, RM, & Deci, EL (2009). Путь: последствия достижения неотъемлемых и внешних стремлений в послевузовской жизни. Journal of Research in Personality , 43 (3), 291-306. DOI: 10.1016 / j.jrp.2008.09.001

Yerkes, RM, & Dodson, JD (2007). Отношение силы стимула к быстроте привыкания. У Д. Смита, М. Бар-Эли, Д. Смита, М. Бар-Эли (Ред.), Основные чтения в спорте и психологии упражнений (стр. 13-22). Шампейн, Иллинойс США: человеческая кинетика

Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание Камаровская Елена Витальевна

Почему важна мотивация?

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Из книги Как воспитывать ребенка до детского сада автора Бирюков Виктор

Совет 47 Социализация еще как важна Придется жить в обществе С домашним воспитанием связана одна проблема, которую следует своевременно разрулить. Назовем ее проблемой социализации, т. е. вхождения нового человека в общество, в мир людей.Согласитесь, что до детсада малыш

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

6. Мотивация Проблема с техниками самоконтроля – такими, которые применяли наиболее дисциплинированные дети в эксперименте с зефиром, – состоит в том, что они работают лишь тогда, когда ребенок знает, что он хочет. Долгосрочные цели, к которым, как надеялась Дакворт,

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Часть 1 Мотивация Почему важна мотивация? Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Что такое мотивация? Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Почему важна хорошая память? Тот факт, что во время изучения любого школьного предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили. Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и выполняет домашние задания с радостью. Новые слова на

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Мотивация к учебе Ранее считалось, что основной мотив для детей 6–7 лет, поступающих в школу, – это желание учиться. Они понимают, что школа поможет им в реализации этого желания. Есть еще мотивы, по которым ребенок стремится в школу: желание новой обстановки, новых

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Глава 2 Мотивация Методы, которые мы используем Можно контролировать других людей, но нельзя изменить их. Люди меняются только сами. То, во что мы верим и считаем правильным, направляет наше мышление. Мысли моделируют восприятие, а восприятие управляет

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Внешняя и внутренняя мотивация Мотивация – это искусство заставить людей сделать то, что вам нужно, потому что они этого хотят. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр В этом разделе мы поговорим о двух типах мотивации. Правда в том, что никому не дано мотивировать другого. Люди

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Внешняя мотивация Нельзя недооценивать роль внешней мотивации в «вылепливании» личности ребенка. Примеры, которые родители и другие образцы для подражания дают ребенку, играют важнейшую роль в воспитании. Это доказывают первые слова малыша, опыт ребенка в формировании

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Внутренняя мотивация Абрахам Маслоу ясно изложил концепцию внутренней мотивации: «Невозможно понять жизнь человека, если не принять во внимание самые высокие его стремления. Тяга к развитию, самоактуализации, здоровью, поиск идентичности и автономности, желание

Из книги автора

Почему так важна тщательная диагностика Мы уже отмечали, что не всем детям своевременно ставится диагноз. Также ясно, что не все активные и невнимательные дети страдают этим заболеванием. Но что абсолютно необходимо, так это назначение своевременного лечения, что

Из книги автора

81. Ваша уверенность очень важна Как только вы установили для ребенка новый режим сна и связанные с этим правила, вполне вероятно, что малыш начнет испытывать пределы вашей твердости по максимуму: ваша задача – достойно выдержать все провокации! Дети очень чувствительно

Из книги автора

Из чего складывается мотивация Откуда берется желание научиться чему-то? Почему дети с удовольствием осваивают одно сложное умение, но не проявляют никакого интереса к другому?Желание освоить какой-либо навык зависит от многих факторов. Но в первую очередь от того,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1 Почему важна подготовка На первый взгляд кажется, что самое главное в процессе семейного устройства детей – это найти семью, которая захотела бы принять к себе конкретного ребенка. Но, наверное, не случайно все народные сказки заканчиваются свадьбой героев. На

Лучшие статьи по теме