Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Офисные программы
  • Какой частью речи является олицетворение. Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры

Какой частью речи является олицетворение. Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры

, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Олицетворение - это наделение неодушевленных предметов живыми качествами!

Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы. Например, природа притихла; спит трава.

В стихотворении "Вот ветер тучи нагоняя" А.С.Пушкин говорит о зиме, как о человеке, о живом существе. Например, она [зима] пришла, легла, сровняла, проказничает. Это олицетворение .

Олицетворение - это оживление неживого предмета

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

И вот начинают шептаться между собой деревья : берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну , как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой ; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. (М.М.Пришвин.)

К сравнению и олицетворению близки метафоры . Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.

В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть (С.А.Есенин).

Особенно ярким средством изобразительности речи являются развёрнутые метафоры. Они возникают в том случае, когда одна метафора влечёт за собой новые, связанные с ней по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (С.А.Есенин).

Что такое эпитет

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Многие писатели используют эпитеты (Т.Г. Шевченко, И. Франко)

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием.

Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Что такое сравнение

Сравне́ние - троп , в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis ). Одной из отличительных черт сравнения, является упоминание об обоих сравниваемых предметах, при этом общий признак упоминается далеко не всегда Сравнение следует отличать от метафоры .

Сравнения характерны для фольклора .

Известны разные виды сравнений:

Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения - в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом - моя крепость». Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем». Отрицающие сравнения: «Попытка не пытка»

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

…чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты (Н.В.Гоголь).

Сравнение может представлять собой

  • сравнительный оборот (отражались, как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями) присоединяется с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, подобно, что ;
  • сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит , а внизу – сине.);
  • сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой );
  • форму сравнительной степени прилагательных, наречий (Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка .)

Сравнения могут быть прямыми (И листочки бегут по дорожке, словно жёлтые мышки от кошки… ) и отрицательными:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

(Н.А.Некрасов)


Еще в древние времена люди наделяли окружающие предметы и явления человеческими характеристиками. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение. Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение: определение и функции
Олицетворение – это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты. Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: “Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает”. Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот речи используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы “молоко убежало”, “сердце барахлит”, также являются олицетворением. Использование этого литературного приема в разговоре делает речь образной и интересной. Однако, мы даже не задумываемся о том, что используем этот прием.

Можно еще привести примеры, что такое олицетворение. Например, мы часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

В общем, можно сказать, что олицетворение – это такой литературный оборот, иными словами, троп языка, при котором неживое наделяется признаками и качествами живого. Олицетворение часто путают с метафорой. Стоит понимать, что метафора – это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например – “золотая осень”. Поэтому отличить олицетворение от других литературных оборотов весьма несложно.

Примеры олицетворений:

А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.

(Народная песня)

Олицетворение зимы:

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел…

(Державин)

Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит…

(Кольцов)

Гипербола:
Вихрь полуночный – летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы – горы трещат;
Ляжет на воды – бездны кипят;
Граду коснется – град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

(No Ratings Yet)

Олицетворение – примеры из литературы

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по теме поэмы “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Они были созданы в VIII – в начале VII столетия до нашей...
  2. Вариант 1, тема Друзья Маугли. Книга Д. Р. Киплинга “Маугли” – мудрая и поучительная сказка. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного...
  3. Красавица Алкмена – дочь царя Микея и жена героя Амфитриона – была такой прекрасной, что даже Зевс был поражен ее...
  4. Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров прошлых войн. Назначение...
  5. Произведение – Рассказ На основе собственного опыта представляет собой связный текст, который содержит сообщение о каком-то событии, случае из жизнь....
  6. КОТЕНОК. Я очень люблю домашних животных. И вот в конце концов родители мне подарили на день рождения котенока. Оно было...
  7. Вариант 1. тема сочинения история Англии глазами выдающегося романиста В. Скотта. “Айвенго” – роман о далеком прошлом. Все то, о...
  8. А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви...
  9. УТРО СОЛНЦА. За волшебной тучкой спряталась ночь, и на землю спустилось розовое утро. Вот-вот должны сойти солнце. Его лучики уже...
  10. Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно...
  11. “Повесть о Горе-Злочастии” – одно из самых интересных произведений древней литературы, оно отличается четкостью построения и богатством художественных средств. Автор...
  12. “Слово о полку Игоревом” – произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События,...
  13. Описание нашествия Батыя на Рязань носит сюжетный характер. Читатель с напряженным вниманием следит за развитием событий. Он сопереживает трагичности происходящего...

Олицетворение

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Олицетворе́ние

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), - стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание , т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра - «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» - ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)

Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения , оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица - моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.

А. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Олицетворение" в других словарях:

    Церкви. Статуя Страсбургского собора Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп … Википедия

    Прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение Словарь русских синонимов. олицетворение 1. очеловечение, одушевление, персонификация 2. см. воплощение … Словарь синонимов

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог… … Толковый словарь Ушакова

    Олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение… … Словарь литературных терминов

    Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. В … Энциклопедия мифологии

    - (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Ее сиделка тишина... , А. А. Блок) … Большой Энциклопедический словарь

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм ОДУШЕВЛЕННОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    олицетворение - имперсонация Происходит, когда объект притворяется кем то или чем то. [Криптографический словарь Карэна Исагулиева www.racal.ru ] Тематики информационные технологии в целом Синонимы имперсонация EN impersonation … Справочник технического переводчика

    Я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких л. свойств, качеств в человеческой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Олицетворение истории. Выпуск 2. Богачи , Дарья Приходько. В сборник «Олицетворение истории. Богачи» вошли двенадцать биографических очерков, героями которых стали: один из самых богатых жителей США…

Д.Ушаков считает, что олицетворение – это вид метафоры. По сути, так оно и есть. Олицетворение – это перенос на неживые объекты свойства живых . То есть неживые объекты (предметы, природные явления, физические проявления и т.д.) отождествляются с живыми, «оживляются». Например, дождь идёт. Физически он идти не может, но существует такой оборот речи. Другие примеры из нашей повседневной жизни: солнце светит, мороз ударил, роса высыпала, ветер дует, флигель вращается, дерево машет листьями, осина дрожит … Да их множество!

Откуда это пошло? Считается, что прародитель олицетворения – анимизм . Древним предкам человека было свойственно наделять неживые объекты «живыми» свойствами – так они стремились объяснить мир вокруг них. Из веры в мистических существ и богов и выросло вот такое замечательное изобразительное средство, как олицетворение.

Детали, что такое олицетворение и каковы его разновидности, нас не особо интересуют. В этом пусть разбираются профессиональные литературоведы. Стихотворцам гораздо интереснее, как олицетворение можно использовать в художественном произведении и, в том числе, в стихах.

Если вы откроете любое стихотворение с описанием природы, вы найдёте в нём множество олицетворений. Например, попробуйте найти все олицетворения в стихотворении С.Есенина «Береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Видите: здесь нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности. Каждое олицетворение – это образ . В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в есть стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны.

Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа. Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Заметьте, сколько здесь олицетворений. «Сходит небо с чердака», ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни «удивлённые растенья» чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) «снег идёт» переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться использовать олицетворение не просто само по себе, а чтобы оно играло определённую роль . Например, прекрасный пример олицетворения имеется . В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойничества главного героя. Ещё прекрасный пример олицетворения имеется в лирической стихотворении Михаила Лермонтова «Ночевала тучка золотая…».

Но не следует путать олицетворение с аллегорией или антропоморфизмом . Например, наделение животного чертами человека, как в баснях Крылова, не будет олицетворением. Конечно, аллегория невозможна без олицетворения, но это совсем другое изобразительное средство.

10 класс Тема: Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

Цель : дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка; развивать худ. речь и образное мышление; воспитывать любовь к природе на материале текстов.
а) Эпитет - это художественное определение.
Кудрявая березка
б) Сравнение - это художеств. прием, когда один предмет сравнивается с другим.
Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов)
в) Олицетворение - это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. н-р:
Котелок сердится и бормочет
г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.
2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена,
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.

З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения.
Тропинкой темною, лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут
. И.Бунин. «В лесу».


С намеренным однообразьем

Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава . Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
И.С.Тургёнев. «Весенний вечер».

^ ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
^ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”?
Что такое эпитет? Сравнение?
Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - таблица «Стили речи».
^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.

Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий. Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом. С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы. Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи.

Определение и примеры олицетворений

В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет ебо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся .

Ива плачет ( ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы ).

Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).

Природа уснула ( явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном) . Гром прокатился по небу ( у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве ). Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Коз ёл сидит в снопе ( он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём). З има пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Олицетворение в разговорной речи

В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать. Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы ”, - это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы « молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной.

Олицетворение в художественной литературе

Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение. Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п .). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает ). В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул).

Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений :

    А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось ,

Мочалами ноги изопутаны . (Народная песня)

Олицетворение зимы:

ИДЕТ седая чародейка,

Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;

И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее ДЫХАНЬЯ

Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...

(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло ГЛЯДИТ.

Вслед за нею зима

В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит... (М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные ГЛЯДЯТ,

Помертвелые их ОЧИ

Льдистым ужасом РАЗЯТ" (Ф.Тютчев)

"Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей ДЫШИТ степь " (А.Фет)

" Белая береза

Под моим окном

ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, ЛЕНИВО

ОБХОДЯ кругом,

ОБСЫПАЕТ ветки

Новым серебром". (С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,

СХОДИТ небо с чердака.

Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, СТОПАМИ теми,

В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ

Или с той же быстротой,

Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

УДИВЛЕННЫЕ растенья,

Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. « Сходит небо с чердака », ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни « удивлённые растенья » чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) « снег идёт » переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом ». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? - Сказуемое.

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Нахождение олицетворений в тексте:
2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.
5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ.
^ 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.
Ответы: Ластик спорил с карандашом на бумаге.
Пол охал и стонал, когда по нему ходили.
^ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Всем - выучить определение олицетворения.
2. Выбрать и выполнить задание по желанию:
1-й уровень - пересказать теор. мат..
2-й уровень - найти в текстах и записать олицетворения.
3-й уровень - придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.
^ 8. ИТОГ УРОКА: Что такое, олицетворение?

Лучшие статьи по теме