Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

В этот период человек изобрел простейший. Вставьте в текст пропущенные слова (10 баллов)


но стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так роди­лось земледелие, а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком.

Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зёрна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Со­зревшие колосья срезали серпами. Серпы делали, при­крепляя осколки кремня к деревянной рукоятке.

Зерно перетирали между тяжёлыми плоскими камня­ми. Так появились зернотёрки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепёшки и пекли их на раскалённых в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тыся­челетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство. Охотни­ки иногда приносили живых детёнышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали


к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Первым живот­ным, ставшим служить людям, была собака.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занима­лись не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жиз­ни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледе­лия и скотоводства. Это был величай­ший переворот в жизни древних лю­дей. Он пришёлся на неолит. Учёные назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разно­образные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремёсленни-

ки - люди, которые соз­давали орудия труда, ору­жие, посуду. Ремесленни­ки обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в об­мен на свои изделия. Про­изошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древ­ние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина за­сыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно об­жигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4-м тысячелетии до н. э. был изобретён гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и со­ломы. В период неолита человек изо­брёл простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натяги­вался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привя­зывались камешки. Через этот ряд по­перечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и ко­нопли. Для этого была изобретена прялка.

Появление новых изобретений и совершенствование про­изводственной деятельности делали жизнь человека более удобной и разнообразной.

ид,| д " ,И - " ■ -Ж. "Р--,- Щ) -■ .Ц


Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.

Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.

Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Кроме посуды, первобытные люди научились делать печи и очаги. В печах стали готовить хлеб. Внутри глиняной печи разводили огонь. Стенки печи раскалялись, и, когда огонь угасал, в нее клали хлебные лепешки.

вcE оссийскыі олимпиддg школъников

ПО ИСТОРИИ. ШІІОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 ІІЛАСС.

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Время выполнения: 45 минут Общее количество баллов - 100

Задание 1. Расставьте даты в хронологической последовательности. (5 баллов) 1) 1945 год, 2) 998 год, 3) XVIII век, 4) 2017 год.

Задание 2.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ I балл; всего 5 баллов).

Как называется наука о прошлом людей?

а) география 6) история

Что такое исторический источник?

а) документ, срок действия которого давно истёк;

6) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён; в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Что такое архив? Обведи нужную букву. а) древние записи о событиях прошлых лет

6) хранилище документов

в) хранилище предметов старины

В каком городе был открыт первый музей в России?

а) в Санкт - Петербурге б) в Москве

Как называлась первая русская летопись?

в) в Суздале

Задание 3. Ио какому принципу образованы ряды? Даите правильный ответ (5 баллов за каждый правильныи ответ. Всего 15 баллов).

1. Король, император, президент, премьер-министр.

2.A. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, К. Жуков.


Старинные сооружения, книги, монеты, домашняя утварь.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Определите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (5 баллов: 2 6. - слово, 3 6. - обоснование; всего 15 баллов). 1.Киев, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

2.Иван Калита, Пётр I, Николай II.

3.Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Ледовое побоище.

Задание 5. Установите даты и события (2 балла за каждый правильный ответ; всего 10 баллов).



Задание 6. Разгадаите историческии кроссворд. Впишите слова в ячейки (5 баллов

за каждое правильное слово; всего 35 баллов).

Предмет, изготовленный, сделанный человеком Первый музей в России. 3.Погодная запись историческ их событий древнего времени
Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам Последний период каменного века, перед наступлением эпохи металлов. Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое

Место, где собирают, хранят и выставляют для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекций и т. п.

Задание 7. Бто из исторических деятелей, прославивших Россию, изображен на

портретах? Подпишите их фамилии.

(1 балл за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).

Вставьте в текст пропущенные слова (10 баллов).

В период люди стали делать прочную посуду из

Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась

Мастера украшали посуду узорами и орнаментом.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен

Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В этот период человек изобрел простейший

На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из

ЖИВОТНЫХ, ИЗ

изобретена

>>История: Древние земледельцы


6. Древние земледельцы

1. Возникновение земледелия.

Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Мамонты, носороги и другие крупные животные, на которых охотился древний человек , вымерли. Охотиться с копьем на более мелких и быстроногих животных было гораздо труднее. Поэтому люди изобрели новое оружие - лук и стрелы.

Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети. Одежду стали шить с помощью костяных игл.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие , а люди стали земледельцами.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Чтобы постоянно выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.

2. Одомашнивание животных и скотоводство.

Охотники иногда приносили живых детенышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Так, еще в верхнем палеолите была приручена собака, первое из животных, ставших служить человеку.

Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство , и надобность в постоянной охоте отпала.

3. Неолитическая революция.

Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.

В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

4. Посуда из глины.

В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрел простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так нить за нитью ткались первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

5. Соседская община.

Род все еще продолжал играть большую роль в жизни неолитических земледельцев и скотоводов, но постепенно происходили важные изменения в жизни родовой общины . Более крепкими становились связи между соседями, в их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская.

Роды, жившие на общей территории, заключали между собой союзы, скрепляя их браками. Они принимали обязательства совместно защищать свою территорию, помогать друг другу вести хозяйство. Члены таких союзов подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Обширные родовые союзы образовывали племена. С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Они состояли из нескольких поколений ближайших родственников - дедушки, бабушки, мать, отец, дети, внуки. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Этот надел закреплялся за семьей, со временем превращаясь в ее собственность. Урожай тоже становился собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые и удачливые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

6. Выделение знати.

Со временем старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжались общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побежденных. А самих побежденных нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя - вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени. Они образовали особую группу людей, главным делом которой было управление, организация жизни племени. Знатность передавалась по наследству. Она распространялась на детей, внуков, потомков знатного человека.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Календарно-тематическое планирование по истории , задачи и ответы школьнику онлайн, скачать курсы учителю по истории 5 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Задание 2.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ 1 балл; всего 5 баллов).

1. Как называется наука о прошлом людей?

2. Что такое исторический источник?

а) документ, срок действия которого давно истёк;

б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;

в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.

3. Что такое архив? Обведи нужную букву.

а) древние записи о событиях прошлых лет

б) хранилище документов

в) хранилище предметов старины

4. В каком городе был открыт первый музей в России?

5. Как называлась первая русская летопись?

Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ (5 баллов за каждый правильный ответ. Всего 15 баллов).

1. Король, император, президент, премьер-министр.

2.А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, К. Жуков.

___________________________________________

3. Старинные сооружения, книги, монеты, домашняя утварь.

___________________________________________

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Определите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (5 баллов: 2 б. - слово, 3 б. – обоснование; всего 15 баллов).

1.Киев, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

2.Иван Калита, Пётр I, А. В. Суворов, Николай II.

______________________________________________

3.Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Ледовое побоище.

_______________________________________________

Задание 5. Установите даты и события (2 балла за каждый правильный ответ; всего 10 баллов).

Задание 6. Разгадайте исторический кроссворд. Впишите слова в ячейки (5 баллов за каждое правильное слово; всего 35 баллов) .

1. Предмет, изготовленный, сделанный человеком

2. Первый музей в России.

3.Погодная запись исторических событий древнего времени

Конец формы

4. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам

5. Последний период каменного века, перед наступлением эпохи металлов.

6. Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников.

7. Место, где собирают, хранят и выставляют для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекций и т. п.

Задание 7. Кто из исторических деятелей, прославивших Россию, изображен на портретах? Подпишите их фамилии.

(1 балл за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).

Вставьте в текст пропущенные слова (10 баллов).

В период _________________________ люди стали делать прочную посуду из ___________________. Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась ________________________. Мастера украшали посуду узорами и орнаментом.

В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен _________________________ ________________________. Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.

Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В этот период человек изобрел простейший _____________________ _____________________________. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.

Нити для ткачества скручивали из ___________________________ животных, из __________________________. Для этого была изобретена _______________________________________.

Лучшие статьи по теме