Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Любовь в жизни гринева. Маша Миронова - истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.

В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее «совершенною дурочкою». Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она «благородна и чувствительна». Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! «, Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-«мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку… «.

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра «не будет счастия».Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-«Марья Ивановна от меня не отходила». Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.

Тема урока: Маша Миронова,её преданность и верность любимому

З адачи урока.

    Проанализировать образМаши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока :обобщение и систематизация изученного

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом. Маша Миронова. Анкета героини.

    Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

    Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)

    Цвет волос героини. (Светло-русый.)

    Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

    Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)

    Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)

    Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)

    Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

    Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

    Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

    Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)

    Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)

    Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

    Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)

    Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой?

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Сразу ли возникли чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?

Давайте обратимся к сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим инсценировку в исполнении ваших одноклассников

Учитель Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 172

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

    Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

4. Итог урока.

    Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

    Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

    Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

5. Домашнее задание .

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев

Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

Многие критики говорят, что повесть «Капитанская дочка» является одним из самых лучших произведений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным, оно считается венцом его творчества. В этой повести Пушкин затронул вопросы, которые волнуют человечество и по сей день: это вопросы о чести и о доблести, о любви и о родительской опеке, о том, в чем же заключается смысл жизни человека.

Пушкин сосредотачивает все свое внимание на описании Гринева, но тем не менее, можно сказать, что Маша Миронова, простая девушка, воплощает пушкинский идеал –

Она является человеком, способным на подвиги, на самопожертвование, у нее присутствует врожденное чувство чести и достоинства. Мы можем предположить, что именно благодаря огромной всеобъемлющей машиной любви Гринев и становится настоящим человеком.

Впервые мы видим Машу Миронову тогда, когда Гринев приезжает в Белогорскую крепость на службу. Маша не производит огромного впечатления на героя: она ничем не примечательна, скромна, не красавица. Изначально Гринев даже думает, что Маша – это какая-то дурочка, также в этом его старательно убеждает его друг Швабрин.

Однако в скором времени Гринев понимает,

Как же ошибочно первое впечатление – ему удается углядеть в Маше Мироновой те человеческие качества, которые высоко ценятся в обществе. Он понимает, что Маша девушка чувствительная, скромная и благоразумная. Между нашими героями завязываются нежные чувства, которые быстро перерастают в любовь.

Примечательна и та сцена, где Маша Миронова впервые проявляет свой настоящий характер: она дает отказ на предложение Гринева выйти за него замуж. Маша аргументирует это тем, что без благословления родителей она на такой серьезный шаг пойти не может: это говорит о том, что девушка чтит мнение родителей Гринева. Также Маша готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого: она даже предлагает ему найти ту девушку, которую его родители бы наверняка одобрили.

Также мы можем вспомнить то, что даже когда Маша трагически потеряла своих родителей и пережила такое сильное потрясение, она осталась верна своим взглядам и убеждениям. Кроме того, девушка никак не откликнулась на ухаживания Швабрина, переметнувшегося на вражескую сторону, она осталась верна своему возлюбленному. Она пишет письмо, которое затем получает Гринев.

В нем Маша сообщает, что Швабрин зовет ее замуж. Петр Гринев решает во что бы то ни стало спасти Машу Миронову. После того, как он ее спас, сразу же стало понятно, что судьба свела этих двоих людей для того, чтобы они всегда были вместе.

Лучшие статьи по теме