Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Грехи в православии. Какие есть грехи в православии

5897 просмотров

Грех в переводе с греческого означает «промах, непопадание в цель». А цель у человека одна — путь к духовному росту и прозрению, к высшим духовным ценностям, стремление к Божьему совершенству. Что такое грех в Православии? Все мы грешны, уже такими являемся миру, только потому что прародители наши были грешны, принимая грех своих сородичей, мы добавляем свои и передаём их потомству. Без греха трудно прожить и день, мы все слабые существа, своими мыслями, словами, поступками отдаляемся от божьей сути.

Что вообще есть грех, какие из них сильнее, какие прощаются и какие относятся к смертным грехам?

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно) » (Иоанн Дамаскин).

Всё то, что есть отступление от — это грех.

Семь смертных грехов в Православии

В целом, строгой иерархии грехов в православии не существует, нельзя сказать какой грех страшней какой проще, какой в начале списке, какой в конце. Выделены лишь самые основные часто присущие всем нам людям.

  1. Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе, преходящее в хвастовство.
  5. Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти. Мы все погрязли в этом грехе. Пост — великое спасение!
  7. Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Не значит что плохо стремиться к материальным благам, важно чтобы материальное не затмевало духовное…

Как видим из схемы, (для увеличения кликайте по картинке) все чувства, что мы проявляем в избытке — есть грех. И только любви к своему ближнему и врагу своему, и только добра, света и тепла много не бывает. Какой из всех грехов страшней, сказать трудно, всё зависит от обстоятельств.

Самый страшный грех в Православии — суицид

Православие строго для своих пастырей, призывая их к строгому послушанию, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, не допускать излишества в мирской жизни. Все грехи могут быть прощены, если человек их осознает и вымолит прощения через причащение исповедь и молитвы.

Не грех быть грешным, а грех не каяться — так трактуется народом вся их земная жизнь. Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!

Какой же грех считается самым всё- таки самым страшным? Лишь один грех не прощается человеку — это грех самоубийства . Почему именно оно?

  1. Убивая себя человек нарушает библейскую заповедь: Не убий!
  2. Человек не сможет замалить свои грехи, уходя добровольно из жизни.

Известно, что у каждого из нас своё предназначение на земле. С этим мы приходим в этот мир. После рождения мы приобретаем природу Духа Христа, в котором нам надлежит жить. Тот же, кто по доброй воле обрывает эту нить, плюёт в лицо Всевышнего. Самый страшный грех — добровольно уйти из жизни.

Иисус отдал за наше спасение свою жизнь, вот почему вся жизнь любого человека — бесценный дар. Мы должны ценить её, беречь и как бы ни было трудно нести свой крест до конца дней своих.

Почему грех убийства может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Неужели, жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Нет, это понимать надо чуть по-иному. Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может раскаяться, совершить благое, а самоубийца лишив себя собственной жизни — нет.

После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добрые, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна, как и бессмысленна великая божья задумка.

Все грехи прощаются Богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.

Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв — суицидов не уменьшается.

Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Миллионы людей во всём мире добровольно уходят из жизни. Страшно!!!

Все иные грехи наш Бог простит нам, при условии, что мы не только в них раскаялись, но и исправили своими благими деяниями.

И помните, что нет грехов малых и больших, даже самый малый грех, может убить душу нашу, он — как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.

Если верующий раскаялся в грехе, осознал, прошёл через исповедь, можно надеяться, что грех прощён. Так видит Православная церковь, так учит Библия. Но важно понимать, что каждый наш поступок, наши слова мысли, всё имеет свой вес и откладывается в нашей карме. Так что будем уже сейчас, каждый день жить, так, чтобы не пришлось их отмаливать, когда придёт время расплаты…

Молитвы за самоубиенных

Можно ли молиться за людей, совершивших суицид. Да, есть такие молитвы, позволящие делать это.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва за совершивших самый страшный грех(самоубийц)

Дарована Оптинским старцем Львом Оптинским

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Берегите себя и своих близких!

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на важные для меня вопросы: 1. Обязан ли православный христианин посещать вечернее богослужение в субботу в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Не будет ли пропуск субботнего Всенощного бдения грехом? 2. Обязан ли православный христианин посещать Вечерню, Утреню в воскресенье в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Является ли грехом пропуск Вечерни в воскресенье? 3. Возможно ли, чтобы в храме в воскресенье вечером вместо Вечерни читали акафист? 4. Не является ли совершение в воскресный день двух Литургий (ранней и поздней) нарушением правила, согласно которому в храме на одном престоле можно совершать только одну Литургию в течение дня? Заранее спасибо! Наталья.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Наталья!

Для начала стоит определиться в понятии, что есть грех. Прежде всего грех – это нарушение Божьих заповедей. Это удаленность от Бога и Его царства (в этом плане мы все грешники без исключения, кто больше, кто меньше).
Кроме заповедей, все остальные случаи, касающиеся церковной дисциплины, не абсолютны, а относительны. И точки зрения на то, что есть грех и что нет, могут быть разными. Так что на ваши вопросы 1, 2 и 3 возможны самые разные ответы, и многое зависит еще от того, у кого какие возможности и кому что дано. На мой взгляд, здесь нужно ставить вопрос вообще не об обязанности и не о законе, нарушение которого непременно влечет какие-то санкции! Не нужно из христианства делать религию закона с жесткими правилами – мы законами и правилами не спасаемся! В некоторых приходах вообще не служат вечерние службы накануне, а только литургии. Но содержание праздника, как и воскресного дня, раскрывается именно на вечернем богослужении, так что периодически его желательно посещать. Чтение акафистов в воскресенье вечером – практика довольно распространенная (акафисты у нас многие любят потому, что они написаны более простым и понятным языком, чем другие церковные песнопения, которые на слух по-церковнославянски разобрать очень трудно). Но это служба вообще факультативная и, разумеется, гораздо важнее воскресная всенощная и литургия, чем вечерня на исходе воскресного дня, которая уже относится к наступающему понедельнику. На ваш последний вопрос есть только один ответ: две литургии в одном храме совершаются только на разных престолах, а если функционирует только один придел, то в любом случае там есть приставной престол, на котором служится, скажем, первая (ранняя) литургия.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

ВОПРОС: летом мне часто приходится уезжать куда-нибудь на выходные, не имея возможности участвовать в Святой Мессе. Является ли это тяжким грехом?

ОТВЕТ: предписание участвовать в Святой Мессе в воскресные и праздничные дни является строгим, то есть его неисполнение – тяжкий грех, не которого невозможно в дальнейшем приступать к Святому Причастию.

Неоднократно упоминая об обязанности верующих участвовать в Мессе по воскресеньям и предписанным праздникам, Катехизис Католической Церкви утверждает: «Верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник не снял с них обязательство» (ККЦ 2181). Далее говорится: «Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех».

В христианстве почитание воскресного дня и предписанных праздников всегда считалось одной из главных потребностей христианской жизни. Воскресная Литургия – это участие в жизни общины и свидетельство веры в воскресшего Господа.

Св. Игнатий Антиохийский, живший во II столетии, писал: «Кто не появляется в (церковном собрании), тем овладела гордыня, и он уже сам себя осудил».

Поместный Эльвирский собор, прошедший в IV веке, гласил: «Кто проживает в городе и не приходит в Церковь в течение трех воскресений, должен быть отлучен на некоторое время, дабы было заметно порицание» (правило 21 Эльвирского собора).

То же самое предписывают правила Сардикийского и Агдского соборов (соответственно в IV и VI веках).

В одном из посланий, посвященных воскресному дню, - “Dies domini” - Папа Иоанн Павел II писал: «Эти постановления поместных Соборов привели к повсеместному обычаю, обязательный характер которого воспринимался как нечто вполне естественное (…) Это законоположение обычно понималось как налагающее весьма серьезную обязанность: таково учение Катехизиса Католической Церкви – и нетрудно понять, почему, если мы учитываем, сколь жизненно важно воскресенье для христианской жизни” (47).

Безусловно, нельзя сказать, что нарушение автором вопроса заповеди о почитании воскресного дня объясняется презрением к предписаниям Церкви или ленью. Тем не менее это признак того, что Господь не находится на первом месте в жизни, что мы не любим Его всем сердцем и всеми силами.

Речь идет о пересмотре шкалы ценностей.

Приведем в пример нашего почти современника – блаженного Пьера Джорджо Фрассати. Он был увлечен походами в горы. Читаем в одном из его писем: «Каждый день, который проходит, я страстно влюбляюсь в горы, они меня очаровывают»; «Я хотел бы проводить в горах целые дни, созерцая в их чистом воздухе величие Творца». Любовь Пьера Джорджо Фрассати к горам действительно колоссальна. Но если походы в горы не гарантировали ему возможности участия в Святой Мессе, он отказывался от этих прогулок. Причащение Господа Иисуса Христа было его жизненной потребностью, он не мог без этого жить.

Если есть возможность, то было бы прекрасно сочетать воскресные прогулки и походы со Святой Мессой. Конечно, такая возможность есть далеко не у всех и не всегда. Но человек, для которого действительно любовь к Богу находится на первом месте, найдет способ провести выходные так, чтобы не лишать себя Евхаристии.

Заметим, что автор вопроса говорит именно о «выходных», а не о воскресенье. Между этими двумя понятиями есть большая разница. «Выходные» - это дни, свободные от работы и учебы, предназначенные для отдыха, укрепления сил. Воскресенье же – это день Господень, освященный Им Самим и посвященный Ему. Это должно стать ориентиром для жизни христианина.

Наше стремление провести побольше времени с семьей, посвятить его ближним, никоим образом не может противоречить основному смыслу дня Господня. Конечно, бывают ситуации, когда наши близкие не разделяют нашей веры и не участвуют вместе с нами в Евхаристии. Каждый случай сугубо индивидуален, но любовь Бога стоит определенных жертв. Наоборот, наше участие в воскресной Мессе, наше причащение Христовых тайн преобразит не только нас, но и наши отношения с самыми близкими людьми, даже если они не полностью или совсем не разделяют нашу веру.

В конце концов, можно организовать семейный отдых так, чтобы иметь возможность участвовать в Святой Мессе в субботу вечером или в воскресенье вечером – в заключение двухдневного уикенда.

Подводя итог, нужно все же отметить еще раз, что когда католик не участвует в Святой Мессе воскресенья и предписанных праздников, он совершает тяжкий грех. Если мы уезжаем на выходные, зная, что это будет препятствовать участию в Евхаристии, этот грех совершается сознательно. Его нужно исповедовать, и имея его на душе, нельзя приступать к Причастию. Разумеется, бывают случаи, когда мы планируем участвовать в воскресной Мессе в месте отдыха, но вопреки нашим ожиданиям оказывается, что такой возможности там нет. В таком случае, хотя речь идет о тяжкой материи, мы не несем ответственности за нарушение заповеди и можем приступать к Святому Причастию на следующей Мессе.

Вопрос: «У меня вопрос, связанный с предыдущей программой, когда Вы, отец Димитрий, говорили о детском сознании. И опять я касаюсь точности исполнения обрядов: Вы говорили о посте. А у нас ситуация немножко другая: новый батюшка, который служит теперь в нашем храме, очень строго относится к коленопреклонению во время Божественной Литургии по выходным дням. Скажите, пожалуйста, эти вещи действительно очень важно соблюдать или можно относиться к этому более терпимо и вставать на колени в выходные дни – это не такой большой грех? Спасибо большое. Извините за глупый вопрос».

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я счастлив, что Вы считаете этот вопрос глупым. Он такой и есть. Есть правило в церкви, что в воскресенье на колени мы не становимся. Священники перед Престолом Божиим делают поклоны.

Лично я из всех положенных поклонов от силы делаю половину, потому что кости болят. У меня выбор: либо остаться дома и лежать, либо идти в церковь, но сделать только половину из того, что полагается. А теперь позовите мне человека, который мне скажет, что я делаю неправильно и что лучше бы тебе оставаться дома и лежать, чем прийти в храм и сделать только половину из положенного.

Но батюшки бывают разные. Бывают батюшки очень умные, а бывают – глупые. Бывают батюшки молодые – они могут поклонов сделать, сколько угодно, а бывают уже старые пенсионеры – они гораздо меньше могут сделать. Бывают молодые ревностные батюшки и хотят всех и всё заставить, потому что они думают, что вот в этом и есть самое главное христианство. Но потерпите немножко. Пройдет 20 лет – ваш батюшка помягчает. Заставить он же Вас все равно не может.


– Батюшка, а тут, как я понимаю, вопрос немножко с другой стороны. Напротив, священник не благословляет поклоны в выходные дни, а человек хочет эти поклоны делать.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Хочет – пусть делает. Ну, пусть поругает батюшка – бить-то не будет. И из храма не будет выгонять.

Протоиерей Александр Березовский:
– Могут и выгнать…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Выгнать? Значит написать благочинному: «Ваше Высокопреподобие, меня вот священник отец Петр выгнал из-за того, что я сделала земной поклон в храме». Он позвонит и скажет: «Ну ты чего, брат? Совсем с ума, что ли?»

Из-за чего тут рубиться-то, я не понимаю? Ну, хочет человек – ну, пусть сделает! Или тогда так: пусть священник сам делает всё, что положено и не делает того, что не положено. Священники ведь тоже – что-то делают, что-то не делают, что-то себе прощают.

Протоиерей Александр Березовский:
– Много прощают…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Ну, неужели бедную женщину нельзя простить? У нее было покаянное чувство, она захотела сделать поклон. Что, убить ее теперь? Или из храма выгнать?

Надо дальше идти, потому что правило о поклонах – это есть церковная традиция, но все-таки – не Евангельская! Раньше у нас в церкви мужчины стояли слева, женщины – справа. А сейчас? Представьте, если всех женщин в одну кучу, а мужчин на другой стороне – два человека стоят. Так что есть такие традиции, которые даже выполнять нелепо.

Я однажды был на севере в одном храме. Мужчины – только в алтаре, а храм довольно большой. Ну ни одного мужчины. Ну и как? Женщинам теперь по оси встать в одну сторону – пусть теснятся, а на другой стороне – никого? А ведь так стоять – это правило, освященное столетиями! Мужчины – с одной стороны, женщины – с другой. И что теперь?
Что, христианство заключается в том, когда сделать поклон? Или – где стоять? Или как на распятии соединить ноги у Христа Спасителя? В этом что ли христианство?

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а . Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Материал по теме

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность - за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на . Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11 :25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость


«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4 :6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть


«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие


«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд


«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Материал по теме


Из его дневника мы видим не благостный хрестоматийный образ угодника Божия, а живого человека, который на своей шкуре знает, что такое грех, что такое страсть, который раздражается, гневается, обижается, соблазняется - но и находит в себе силы на подлинное покаяние, преодолевает все это в себе. Вот это очень полезно почитать тем, кто еще не сделал свой религиозный выбор: смотрите, вот как пролегает дорога к святости.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем , вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)


«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)


«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Лучшие статьи по теме