Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех

Экономическая интеграция. Интеграция: определение, виды, этапы

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Основные этапы процесса интеграции

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня - общего рынка) - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.

Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1) согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2) установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3) создание единой региональной валюты; 4) формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро»- наиболее яркий пример валютного союза.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции- ­ политического союза , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Большинство из существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. 1

Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.

Политика и экономика - две взаимосвязанные линии, определяющие жизнедеятельность государства. В современную эпоху интеграции особую остроту приобретают вопросы образования и политических, валютно-денежных союзов.

«Интеграция» - определение, точнее, понятие, которое рассматривается в политике, социологии, политологии, философии. В каждой из наук оно определяется как единение, сближение, срастание каких-либо явлений, понятий, действий, систем и т. д. Традиционно принято говорить о международной экономической или политической интеграции.

Политическая интеграция - ряд мер, предпринимаемых для сближения нескольких политических образований (государств, партий) для сотрудничества, которое одинаково выгодно всем сторонам. Иначе говоря, это образование некоей комплексной на межпартийном или международном уровне. Такая интеграция требует создания официальных и неофициальных органов, институтов, чтобы совместно урегулировать и решать различные вопросы. Отличительной чертой государств, вступивших на путь политической интеграции, можно считать наличие не только общих интересов, но и ценностей.

Если государства, договаривающиеся об интеграции, испытывают не только взаимные ожидания, но и удовлетворяют их в сближения, этот процесс будет плодотворным, перспективным и многолетним. В ином случае политическая интеграция между определёнными государствами исчерпает себя.

Хотя «интеграция» - определение, то есть термин, подчёркивающий добровольный характер объединения государств на самых выгодных для них условиях, она требует тщательной и основательной подготовки. Да и работа такого союза требует качественного контроля и управления. Естественно, что всё это - дело не одного дня, месяца или года. Этапы интеграции включают в себя целый ряд мер и решений, начиная от экономического уровня и заканчивая политическим.

Интеграционные этапы :

  1. Началом любой интеграции на межгосударственном уровне принято считать торговые соглашения. Страны, заинтересованные в сближении, предоставляют друг другу более выгодные условия рынка услуг и товаров, чем другим государствам.
  2. Следующий этап сближения - зона которая начинает действовать между государствами-партнёрами. Отменяются таможенные тарифы, разрабатывается общая торговая стратегия. Всё это контролируется и координируется специально созданным органом из представителей стран-союзниц.
  3. Таможенный союз - ещё одно звено в общей интеграционной цепи, его введение предполагает более высокий уровень взаимоотношений стран-партнёров. Учитывая, что термин «интеграция» - определение именно союзных отношений, на этом этапе идёт процесс установления беспошлинных торговых отношений, отмены национального таможенного тарифа каждого государства-участника союза, создание общей системы нетарифной торговли с другими странами. Кроме этого, для таможенного союза характерно свободное перемещение услуг, товаров внутри интегрирующихся государств.
  4. После образования таможенного союза создаётся общий для стран-участниц рынок. И это не только и товаров, но и капитала, который свободно перемещается на межгосударственном уровне, а также и свободное перемещение рабочей силы. Таким образом, у стран-участниц создаётся общая экономическая политика и свои органы управления и координации. В ЕС решением этих вопросов занимается Европейский Совет, куда входят и правительств, Совет министров ЕС, а также Секретариат ЕС.
  5. Ещё более высокий уровень интеграции - координация экономических политик государств на макроуровне, на уровне бюджета, валюты, денежных масс. Внутригосударственные законы адаптируются к этим новым требованиям, и экономическая политика каждой отдельной страны-участницы всё больше строится с учётом интересов и потребностей других интегрирующих сторон. Это находит отражение и в законодательных и управленческих органах международного уровня.
  6. Высшим уровнем интеграции принято считать образование политических союзов, или политическую интеграцию. Таким образом, термин «интеграция» -определение, дающее представление о постепенном, пошаговом процессе сближения государств на основе взаимовыгодных интересов.

Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации - ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.

На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).

Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания.

Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным - с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.

Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.

Третий этап западноевропейской интеграции, 1987-1992, ознаменовался созданием общего рынка. Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.


В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 к этому союзу присоединилась Мексика. В 1989 по инициативе Австралии образовалась организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), членами которого первоначально стали 12 стран - как высокоразвитых, так и новых индустриальных (Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Малайзия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Филиппины, США).

Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» - приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.

В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования - «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику - США (особенно ярко это проявилось во время вторжения США в Ирак в 2002): если страны континентальной Европы постепенно усиливают критику претензий Америки на роль «мирового полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.

Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия). Можно не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью сольется с ЕС.

Помимо ЕС и «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).

Когда существовал социалистический лагерь, то была предпринята попытка объединить их в единый блок не только политически, но и экономически. Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Его следует признать первым послевоенным интеграционным блоком, опередившим появление ЕЭС. Первоначально он создавался как организация социалистических стран только Восточной Европы, но позже в него вошли Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978)..

в 1991 СЭВ распался. Главной причиной распада СЭВ стало: ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР - в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров не по условным, а по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств - все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным - по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует впервые годы 21 века скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу - пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Этапы интеграции
Рубрика (тематическая категория) Торговля

Типы интеграционных объединœений

Основные типы интеграционных объединœений появляются во второй половинœе 20 В. Каждый из них отражает определœенный этап развития интеграционного процесса.

1 этап. На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения . Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:

Сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран;

Не создаются межгосударственные органы;

Страны переходят в зоны свободной торговли, в следствие чего происходит полная отмена таможенных тарифов в торговле (также с третьими странами), кроме продукции сельского хозяйства.

2 этап. Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.

3 этап. Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы бывают представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).

4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваютсяо свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.

В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.

5 этап. Экономический союз. Когда наряду со всœеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и принято называть Комиссией Европейского Союза (КЕС).

6 этап. Политический союз (принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.

Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединœение довольно сложно по двум обстоятельствам:

Трудно получить сопоставимую информацию;

Провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные

По данным ВТО в серединœе 90-х гᴦ. насчитывалось более 30 интеграционных объединœений, а в 80-х гᴦ. (5-6). Классификация базовых действующих интеграционных объединœений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединœения согласно данной типологии.

Зоны свободной торговли: Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 8 лет (с 1994 ᴦ.). Этот процесс рассчитан на 34 года.

Наиболее развитым интеграционным объединœением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.

Эффект интеграционного объединœения должна быть:

- Статическим – экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.

- Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Наибольшее значение имеют результаты торговли среди статических эффектов. Это принято называть эффект создания торговли . В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционно закрывались на внутреннем рынке вдруг окажутся дорогие, чем такие же товары, произведенные за рубежом. В случае если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и это было не выгодно, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.

Создание торговли – переориентация местных потребителœей в смене эффективности внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.

Отклонение торговли – переориентация местных потребителœей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходит от того, что для трех стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.

Теория ʼʼвторого лучшегоʼʼ

До начала формирования ТС считалось, что свобода торговля ведет к росту благосостояния всœех народов. Теория и практика ТС показала, что свободная торговля хороша только для стран, входящих в данный союз, а для трех стран принципы свобод торговли исключаются. Эффект отклонения торговли с импортного источника не менее эффективнее внутреннего может перевесить положительный эффект создания торговли. Такая ситуация свидетельствует о том, что ТС как элемент торговой политики не может трактоваться как однозначно положительное явление в мировой экономике. После политики свободной торговли нет такой альтернативной политики, которая имела бы однозначно позитивное влияние.

Теория ʼʼвторого лучшегоʼʼ Дж. Миу 1952 ᴦ. Помимо свободы торговли, которая ведет к росту благосостояния всœех народов, еще одного варианта торговой политики, которая также бы обеспечила безусловный рост благосостояния, не существует. Хотя интеграция может не являться наилучшим вариантом торговой политики она имеет и позитивный эффект.

Этапы интеграции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы интеграции" 2017, 2018.

Предпосылки и цели международной интеграции

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции :

1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующих стран;

2. Географическая близость интегрирующих стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

4. Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

5. «Эффект домино». После того как большинство стран какого-то региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией интересов стран-членов объединения друг на друга.

Цели интеграции

    Использование преимуществ экономики масштаба. В результате расширения размеров рынка сокращаются издержки и извлекаются другие преимущества на основе теории экономики масштаба, а это позволяет привлечь иностранные прямые инвестиции на рынки значительных размеров. Эти цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;

    Создание благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях (интеграционные объединения стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока);

    Решение задач в торговой политики. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран в ВТО при переговорах более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики (интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии);

    Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику, к региональным торговым соглашениям стран с высоким уровнем экономического развития, создает каналы для передачи рыночного опыта, с другой стороны, в результате рыночных реформ создаются новые полноценные и емкие рынки (подключение европейских стран к ЕС).

    Поддержка молодых отраслей национальной промышленности и с/х. Для местных производителей создается более широкий региональный рынок

Этапы интеграции и типы интеграционных объединений.

1-ый уровень . Между странами заключаются преференциальные торговые соглашения, Пример: соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР. Преференциальные соглашения рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса и предусматривают:

1) снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле;

3) никаких межгосударственных органов для управления торговым союзом не создаются.

2-ой уровень Страны создают зоны свободной торговли, предусматривающие:

1) отмену тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле (кроме продуктов с/х);

2) сохранение национальных тарифов в отношении 3-х стран;

3) свободу движения товаров и услуг между странами, вошедшими в зону (кроме продуктов с/х);

4) зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов. Пример: Североамериканская ЗСТ, 1994 г. создания. Страны-члены: Канада, США, Мексика.

3-ий уровень Образование таможенного союза (ТС), на основе которого осуществляется:

1) отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле;

2) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

3) полная свобода перемещения между странами-членами товаров и услуг;

4) координация межгосударственным советом на уровне министров, опирающимся на секретариат. Пример: Ассоциация ЕС с Турцией, Арабский общий рынок, 1964: Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен и др.

4-ый уровень Создание общего рынка. Интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства, что требует более высокого уровня межгосударственной координации: встречи глав государств, руководителей министерств финансов, Центральных Банков, других ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. Пример: в рамках ЕС - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

5-ый уровень - интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает: 1) единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении 3-х стран;

2) свободное межстрановое движение товаров, услуг и факторов производства;

3) координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной;

4) правительства отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов с целью обеспечения оперативного регулирования интеграционного объединения (в рамках ЕС - это комиссия ЕС). Принципиально возможно и существование и 6-го уровня интеграции –политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношении с 3-ми странами надгосударственным органам. Однако ни одна интеграционная группировка такого уровня развития не достигла.

Замечание: Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений большинство из них находятся на ранних стадиях становления.

Лучшие статьи по теме