Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • В чем заключается трагичность печорина. В чем заключается трагизм существования Печорина? Несколько интересных сочинений

В чем заключается трагичность печорина. В чем заключается трагизм существования Печорина? Несколько интересных сочинений

Главная тема романа "Герой нашего времени" - изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль - осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин - центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина - "лишний человек". Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной воли.

Лермонтов рисует портрет Печорина психологически глубоко. Фосфорически-ослепительный, но холодный блеск глаз, проницательный и тяжелый взгляд, благородный лоб со следами пересекающихся морщин, бледные, худые пальцы, нервная расслабленность тела - все эти внешние черты портрета свидетельствуют о психологической сложности, интеллектуальной одаренности и волевой, злой силе Печорина. В его "равнодушно-спокойном" взгляде "не было отражения жара душевного", Печорин был равнодушен "к себе и другим", разочарован и внутренне опустошен.

Ему были присущи самые высокие стремления к общественной деятельности и страстное желание свободы: "Я готов на все жертвы... но свободы моей не продам". Печорин возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. В неспособности своего поколения "к великим жертвам для блага человечества" он видит горестный недостаток. Печорин ненавидит и презирает аристократию, поэтому сближается с Вернером и Максимом Максимычем, не скрывает своего сочувствия угнетенным.

Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества изменили и заглушили его возможности, изуродовали нравственный облик, снизили жизненную активность. Поэтому В. Г. Белинский назвал роман "воплем страдания" и "грустной думой" о том времени. Чернышевский говорил, что "Лермонтов - мыслитель глубокий для своего времени, мыслитель серьезный - понимает и представляет своего Печорина как пример того, какими становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга".

Печорин до конца ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и было причиной свойственного ему безграничного скептицизма и пессимизма, убеждения, что жить "скучно и гадко". Сомнения до такой степени опустошили Печорина, что у него осталось только два убеждения: рождение человека - несчастье, а смерть неизбежна. Он разошелся с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспитанию. Печорин обличает эту среду и жестоко судит себя, в этом, по словам В. Г. Белинского, "сила духа и могущество воли" героя. Он недоволен своей бесцельной жизнью, страстно ищет и не может найти свой идеал: "Зачем я жил? для какой цели я родился?.." Внутренне Печорин отошел от того класса, к которому по праву принадлежал по рождению и общественному положению, но новой системы социальных взаимоотношений, которая бы ему подходила, он не нашел. Поэтому Печорин и не принимает никаких законов, кроме собственных.

Печорин морально искалечен жизнью, он лишился добрых целей и превратился в холодного, жестокого и деспотичного эгоиста, который застыл в гордом одиночестве и сам себя ненавидит.

По словам Белинского, "алчущий тревог и бурь", неутомимо гоняющийся за жизнью Печорин проявляет себя как злая, эгоцентрическая сила, которая приносит людям только страдания и несчастья. Человеческое счастье для Печорина - "насыщенная гордость". Страдания и радости других людей он воспринимает "только в отношении к себе" как пищу, поддерживающую его душевные силы. Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери.

Печорин не знает, куда ему идти и что делать, и растрачивает силы и жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин оказался в трагическом положении, с трагической судьбой: его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм. Герой разуверился во всем, его разъедают мрачные сомнения, он жаждет осмысленной, социально-целенаправленной деятельности, но не находит ее в окружающих его обстоятельствах Печорин, как и Онегин, - страдающий эгоист, эгоист поневоле. Он стал таким из-за обстоятельств, определяющих его характер и поступки, поэтому вызывает к себе сочувствие.

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "... тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками. "Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе". Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия... ". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (17.1-17.4).

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

Ком­мен­та­рии к темам сочинений

С17.1. В чём тра­гич­ность судь­бы Печорина? (По ро­ма­ну М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени».)

Лермонтовский герой - че­ло­век тра­ги­че­ской судьбы. Он тра­ги­че­ски одинок. Пе­чо­рин за­клю­ча­ет в своей душе силы необъятные, но на его со­ве­сти много зла. Герой, по его же соб­ствен­но­му признанию, не­из­мен­но иг­ра­ет роль то­по­ра в руках судьбы, не­об­хо­ди­мо­го дей­ству­ю­ще­го лица вся­ко­го пя­то­го акта. Тра­гизм судь­бы Пе­чо­ри­на свя­зан не толь­ко с со­ци­аль­ны­ми усло­ви­я­ми жизни героя (принадлежность к свет­ско­му обществу, по­ли­ти­че­ская ре­ак­ция в Рос­сии после раз­гро­ма вос­ста­ния декабристов), но и с тем, что изощ­рен­ная спо­соб­ность к са­мо­ана­ли­зу и бле­стя­щее ана­ли­ти­Че­ское мышление, бремя по­зна­нья и со­мне­нья при­во­дят че­ло­ве­ка к утра­те простоты, естественности. Даже вра­чу­ю­щая сила при­ро­ды не в со­сто­я­нии ис­це­лить мя­ту­щу­ю­ся душу героя.

С17.2. По­че­му Бо­ро­дин­ское сра­же­ние по­ка­за­но Л. Н. Тол­стым как глав­ное со­бы­тие войны народной? (По ро­ма­ну Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир».)

Писатель, изоб­ра­жая Бо­ро­дин­ское сражение, был убеждён в том, что «причина на­ше­го тор­же­ства была неслучайна, но ле­жа­ла в сущ­но­сти ха­рак­те­ра рус­ско­го на­ро­да и войска». У Тол­сто­го чёткий и нрав­ствен­ный критерий: «Я люблю мысль на­род­ную вслед­ствие войны 1812 года». В изоб­ра­же­нии Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния Тол­стой ис­поль­зу­ет свой из­люб­лен­ный приём - сна­ча­ла даёт вид сверху, а затем - из­нут­ри сражения. Это до­сти­га­ет­ся пе­ре­да­чей на­блю­де­ний Пьера. Два­жды Пьер охва­ты­ва­ет взгля­дом всё поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его глаз видит не позицию, а, вы­ра­жа­ясь сло­ва­ми Толстого, «живую местность». Осо­бен­но остро Пьер по­чув­ство­вал силу на­род­но­го патриотизма. На­род­ные и сол­дат­ские сцены даны тоже через вос­при­я­тие Пьера, и это со­об­ща­ет изоб­ра­же­нию боль­шую силу. Непосредственность, простота, ис­крен­ность Пьера в этом слу­чае слу­жат у Тол­сто­го как сви­де­те­ли ве­ли­чай­шей истины: народ – ос­нов­ная сила Бо­ро­дин­ско­го сражения.

С17.3. Какой предстаёт судь­ба Рос­сии в ли­ри­ке А. А. Блока?

Тема Ро­ди­ны -центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема Рос­сии была основополагающей: «Этой те­ме я со­зна­тель­но и бес­по­во­рот­но по­свя­щаю жизнь», - го­во­рил поэт. В твор­че­стве Блока на­ба­том зву­чит мысль: «Каким бы ис­пы­та­ни­ям ни под­вер­гал­ся милый серд­цу край, через какие несчастья, обманы, стра­да­ния ему ни при­шлось бы пройти, Рос­сии удаст­ся избе­жать гибели:

Пускай за­ма­нит и обманет,

Не пропадешь, не сги­нешь ты,

И лишь за­бо­та за­ту­ма­нит Твои пре­крас­ные черты…

«Россия» (1908)

Именно верой в будущее, не­смот­ря на пред­чув­ствие всех бурь и трагедий, про­ник­нут цикл «На поле Куликовом» (1908), со­сто­я­щий из 5 стихотворений. Ис­то­рия Родины, ос­мысление сим­во­ли­че­ско­го зна­че­ния та­ко­го события, как Ку­ли­ков­ская битва, по­мо­га­ет ли­ри­че­ско­му герою об­ре­сти себя, воз­му­жать и опре­де­лить свою дорогу, где сли­ва­ют­ся во­еди­но ду­хов­ная суть древ­не­го ру­си­ча и со­вре­мен­ни­ка поэта.

С17.4. Какое место занимают стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»?

Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений - «Гамлет». Стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание некой неотвратимости:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:

Но продуман распорядок действий,

И не отвратим конец пути.

«Гамлет» становится ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.

В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает календарь, вернее даже, дневник, который передаёт события жизни героя. Читая их, становишься невольным свидетелем событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина собственной жизни, переживаний и мыслей.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею "лишних" людей. Печорин - это "Онегин своего времени" (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив... я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"
Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: "...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: "...его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя..." И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживан
ий Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что "зло порождает зло". Безразличие Печорина к старому "приятелю" приводит к тому, что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале Печорина".
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист" подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницко-го, мечтающего "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчетВесь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. "При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" - признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и, как ребенок, заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.
История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено",- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала". И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: "Солнце казалось мне тускло, лучи его меня н
е грели".

Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина "топором в руках судьбы"?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости", того, что перед нами действительно полутруп, у которого "царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм..." Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли..." Честолюбие, жажда власти, же
лание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: "...Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни".
Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя по-знанья и сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами...
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливается...
Кони юношу к северу мчат...
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорцна
По следам догоняет меня...
Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского "На пути из-за Кавказа".

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.

Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей.

Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "...

Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания.

Да, он эгоист. И в этом его трагедия.

Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду?

Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина.

Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "...

Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками.

"Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину.

Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе".

Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...

". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

Лучшие статьи по теме