Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Сочинение на тему: Татьяна, русскою душой в романе Евгений Онегин, Пушкин. Презентация на тему: "И снится чудный сон Татьяне…

Сочинение на тему: Татьяна, русскою душой в романе Евгений Онегин, Пушкин. Презентация на тему: "И снится чудный сон Татьяне…

Героиня романа «Евгений Онегин» полюбилась многим русским классикам, но как бы они не старались создать вторую такую же Татьяну никто уже не смог. В образе Татьяны Лариной Пушкин изобразил все то хорошее, что видел в русских женщинах. Как он сам признавался в поэме, это была его любимая героиня. «Я так люблю Татьяну милую мою!» - восклицал писатель. Все в ее внутреннем мире было гармонично, слажено и удачно. Пускай она не была такой красавицей, как Ольга, но отличалась чуткой натурой.

Судя по некоторым строкам из произведения, создавая образ Татьяны, Пушкин хотел внести новизны. Даже имя у нее не избитое. В те времена мало кто называл своих дочерей Татьянами, так как это было чересчур простонародно и старомодно. Внешность героини была также в новизну. Она не отличалась яркой красотой, румяным лицом или златыми кудрями, а наоборот, была бледна, печальна, простовата. Несмотря на это, от опытного Онегина не скрылось очарование ее щедрой души.

В ходе действия романа Пушкин несколько раз подчеркнул «русскость» Татьяны. В чем же это выражается? В первую очередь, в безумной любви к русским зимам, в вере в народные приметы, в любви к святочным гаданиям и катаниям на санях. Скорее всего, на девушке сказалось влияние верной няни Филипьевны. Эта пожилая исконно русская женщина всей душой любила Татьяну и желала ей добра. Она приучила воспитанницу верить во сны и старинные поверья.

Таким образом, Татьяна развивается параллельно дворянской культуре. Она существует как бы вне общества; предпочитает жить в своем вымышленном, уютном мире, в мире книг и русской природы. Окружающие её люди кажутся не такими интересными, как мир, который она сама для себя создала. Единственный человек, привлекший ее внимание, это Онегин. В нем она почувствовала родственную душу. Начитавшись сентиментальных романов, она увидела в нем романтического героя.

Героиня даже представить не могла, насколько ему чуждо любить. Как натура прямая, не терпящая лжи и притворства, она решила открыться Евгению и написать о своих чувствах. Волнительным для нее становится ожидание ответа, а сам ответ довольно неожиданным. Онегин ведет себя благородно. Он признается девушке, что его искренне тронуло это признание, но он не намерен что-то менять в своей жизни. Но и этого Татьяне мало. После отъезда Онегина она отправляется в его имение и с разрешения ключницы исследует библиотеку.

Именно книги и отметки на полях, оставленные Евгением, открывают ей глаза на его сущность. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»? Эти вопросы так и остаются для нее загадкой. Годы спустя она повстречает Евгения на светском приеме. Тогда она уже будет замужней дамой и состоявшейся личностью. Несмотря на ожившие чувства в душе, она откажет ему во взаимности, из чувства долга и ответственности перед своим мужем - человеком, который дорожил ею и любил.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, она остается верна себе. Честно и откровенно она признается ему, что все еще любит его, но останется верна своему мужу. Вот слова, которые лучшим образом проявляют сущность этой героини, ее благородство, честность и нравственную чистоту:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Примерный текст сочинения

А. С. Пушкин создал в романе "Евгений Онегин" пленительный образ русской девушки, который назвал своим "верным идеалом". Он не скрывает своей любви к героине, своего восхищения ею. Автор переживает и грустит вместе с Татьяной, сопровождает ее в Москву и Петербург.

Рисуя в романе образы Онегина и Ленского как лучших людей эпохи, все свои симпатии и любовь он, однако, отдает этой провинциальной барышне с неброской внешностью и простонародным именем Татьяна.

Может быть, в этом и состоит особая привлекательность и поэтичность ее образа, связанного с простонародной культурой, таящейся в недрах русской нации. Она развивается в романе параллельно с дворянской культурой, сориентированной на западноевропейскую литературу, философию, науку. Поэтому и внешний, и внутренний облик Онегина и Ленского не дает возможность увидеть в них именно русских людей. Владимира Ленского можно скорее принять за немца "с душою прямо геттингенской", который "из Германии туманной привез учености плоды". Одежда, речь и манера поведения Онегина делают его похожим то на англичанина, то на француза. Татьяну же поэт называет "русскою душою". Ее детство и юность прошли не среди холодных каменных громад Петербурга или московских соборов, а на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

Для "мечтательницы нежной" природа полна тайн и загадок. Еще до того, как "обманы Ричардсона и Руссо" начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как "страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей". Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под руководством гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни. Развитие души Татьяны, ее нравственности происходит под влиянием народной культуры, быта, нравов и обычаев. Но на формирование ее умственных интересов значительное воздействие оказывают книги - сначала сентиментальные любовные романы, затем романтические поэмы, найденные в онегинской библиотеке. Это накладывает отпечаток на духовный облик Татьяны. Именно увлеченность выдуманной жизнью произведений английских и французских авторов вырабатывают в героине книжное представление о действительности. Это оказывает Татьяне плохую услугу. Увидев в первый раз Онегина, она влюбляется в него, принимая Евгения за восторженного героя ее любимых книг, и объясняется ему в любви. И после того, как исчезают ее иллюзии и мечты, она вновь пытается разобраться в характере Онегина при помощи книг, которые он читал. Но романтические поэмы Байрона с его мрачными, озлобленными и разочарованными героями опять приводят ее к ошибочному выводу, заставляя увидеть в возлюбленном "Москвича в Гарольдовом плаще", то есть жалкого подражателя литературных образцов. В дальнейшем Татьяне приходится постепенно изживать в себе эти воздушные романтические грезы, преодолевать идеалистическое книжное отношение к жизни. И помогает ей в этом здоровая жизненная основа, которую впитала она вместе с бытом, нравами и культурой русского народа, с родной природой. В один из самых трудных жизненных моментов, терзаясь любовью к Онегину, Татьяна обращается за помощью и советом не к матери или сестре, а к неграмотной крестьянке, которая была для нее самым близким и родным человеком. Ожидая встречи с Онегиным, она слышит безыскусную народную "Песню девушек", которая как бы выражает ее переживания.

Милые сердцу Татьяны картины родной природы остаются с ней и в великосветском холодном Петербурге. Вынужденная скрывать свои чувства, Татьяна своим внутренним взором видит знакомый деревенский пейзаж, лишенный экзотики, но овеянный неповторимой прелестью.

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам

В уединенный уголок.

Значит, маска "равнодушной княгини" скрывает лицо "простой девы" с прежними стремлениями. Мир нравственных ценностей не изменился. Пышность роскошной гостиной, успехи в свете она называет "ветошью маскарада", потому что "этот блеск, и шум, и чад" не может скрыть пустоты и внутреннего убожества столичной жизни.

Все поступки Татьяны, все ее мысли и чувства окрашены народной моралью, которую она вобрала в себя с детства. В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет свою любимую героиню исключительной душевной цельностью. Поэтому, полюбив Онегина, она первая объясняется ему в любви, преступая условности дворянской морали. Под влиянием народных традиций, которые внушают детям уважение и почтение к своим родителям, Татьяна выходит замуж, подчиняясь воле матери, которая хочет устроить ее жизнь.

Вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, Татьяна честна и откровенна с Онегиным, потому что любит его и доверяет ему. Нравственная чистота героини особенно ярко проявляется в ее ответе Евгению, который тоже выдержан в духе народной морали:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

В этих словах отразились все лучшие черты героини: благородство, честность, сильно развитое чувство долга. Способность Татьяны отказаться от единственного человека, которого она любит и будет любить, говорит о ее сильной воле, нравственной чистоте. Татьяна просто не способна лгать человеку, который ей предан, или обречь его на позор, чтобы соединиться с любимым человеком. Если бы Татьяна ответила на любовь Онегина, то нарушилась бы целостность ее образа. Она бы перестала быть Татьяной Лариной, превратившись в Анну Каренину.

Таким образом, Татьяна предстает в романе "Евгений Онегин" воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

Стоит лишь сказать, что созвучны даже имена «Татьяна» и «Диана», что делает их связь более тесной. И тут Татьяна заключает в себе основную художественную особенность «Евгения Онегина» – это непосредственная связь прошлого, античности с настоящим. Греки даже говорили, что Пушкин похитил пояс Афродиты. Древние греки по их религиозному миросозерцанию, исполненному поэзии и жизни, считали, что богиня...

я героиня А.С. Пушкина, которую поэт называет «милым идеалом». А.С. Пушкин безумно влюблён в героиню, и неоднократно ей в этом признаётся: …я так люблю Татьяну милую мою! Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, ...

Властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. "Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал...

Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, искреннюю речь одного из лучших своих современников. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображен довольно верно».

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают внимание читателя. Онегин и Татьяна. В образе Онегина Пушкин открыл нам тип молодого человека 20-х годов XIX века. Однако В. Г. Белинский видел «подвиг... автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Татьяна — любимая героиня Пушкина, он много раз подчеркивает свои симпатии к этой очаровательной девушке, которой дал простое русское имя Татьяна. Лишая героиню яркой и броской внешности («Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей»), Пушкин подчеркивает внутреннюю красоту, богатый духовный мир Татьяны, гармонию ее личности. В ней нет жеманности, того искусственного налета, которые получали девушки, воспитанные в «свете». Живя в деревне, Татьяна ведет естественный образ жизни, рано вставая, прогуливаясь по окрестностям усадьбы. Татьяна любит читать, она читает иностранные романы, но снятся ей русские, даже простонародные сны. И это тем более удивительно, что Татьяна «выражалася с трудом на языке своем родном», а письмо Онегину пишет на французском.

Пушкин много раз подчеркивает «русскость» Татьяны. Она религиозна, верит в приметы и гаданья. Конечно, это влияние ее няни-старушки, простой русской женщины, воспитывающей девушку. И не только потому, что носит русское имя, любит русскую зиму и верит «преданьям простонародной старины». Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания при луне, «жеманный кот», накликающий своим мурлыканьем гостей в дом, загадывание желания при виде падающей звезды и, наконец, картины русских святок. Благодаря Татьяне в роман входит сказочный русский фольклор. Томной и слабенькой дворянской барышне во сне помогает добрый гений русских сказок — Михаил Иванович Топтыгин. Татьяне снится бесовская шальная нечисть, которую позже выведет в своих первых повестях молодой Гоголь. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской по несбыточному счастью... Любя зиму, Татьяна и во сне видит «будто бы она идет по снеговой поляне, печальной мглой окружена».

На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит глазами Татьяны. Если бы не Татьяна, мы никогда не услышали бы и лукавой и озорной «песни девушек». Материал с сайта

Оказавшись после замужества в высшем свете, Татьяна по-прежнему «беспечной прелестью мила». Эта прелесть не внешняя — в любой обстановке Татьяна чувствует себя естественно, потому что она богатая и цельная натура. Она хорошо усвоила урок, преподанный ей Онегиным, и научилась «властвовать собой». Внутренний огонь сжигает ее, но Татьяна никогда не даст ему вырваться наружу. Прекрасные и драматические слова Татьяны в финале романа могли бы повторить многие героини русской литературы. Они станут эталоном поведения русских женщин: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

А на вопрос, поставленный в теме сочинения, однозначно ответить невозможно. Недаром ведь Пушкин, говоря о Татьяне, что она «русская душою», добавляет: «сама не зная почему»...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пушкин татьяна русская душа
  • татьяна русскою душой
  • почему автор пишет, что татьяна «русская душою»?
  • татьяна русская душою доказать
  • сочинение по литературе "татьяна русская душою"

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.





Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкой двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон.


Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился. И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла и что ж? медведь за ней!


Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна, Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом все глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет И на порог ее кладет.



…За столом сидят чудовища кругом: Одни в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот… Еще страшней, еще чуднее: Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конской топ! Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил и страшен ей, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.




Мое! сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг; Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит, За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...




Недвижим он лежал, и странен Был томный мир его чела. Под грудь он был навылет ранен; Дымясь из раны кровь текла. Тому назад одно мгновенье В сем сердце билось вдохновенье, Вражда, надежда и любовь, Играла жизнь, кипела кровь, Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окны мелом Забелены. Хозяйки нет. А где, бог весть. Пропал и след.



В тоске сердечных угрызений, Рукою стиснув пистолет, Глядит на Ленского Евгений. «Ну, что ж? убит», решил сосед. Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Зарецкий бережно кладет На сани труп оледенелый; Домой везет он страшный клад. Почуя мертвого, храпят И бьются кони, пеной белой Стальные мочат удила, И полетели как стрела.


Итак, слово-символ в контексте сна - многозначная семантическая структура, значения которой определены во-первых, языческой символикой русского фольклора, во-вторых, макроконтекстом произведения, в-третьих, функцией сна раскрывать душевное состояние и будущее сновидца.


Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения. Избавления от влияния сил темных и непонятных ценой гибели души чистой, неискушенной, непорочной.

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина. Русская душою, она вызывает искреннюю симпатию читателей, да и сам автор горячо восклицает: "...я так люблю Татьяну милую мою!"

В чём же поистине магическая притягательность образа этой героини?

Литературная эпоха, в которую создавался роман "Евгений Онегин", была перенасыщена образами жеманных барышень, изъяснявшихся исключительно по-французски и мечтающих о благородном незнакомце. Внешность этих героинь описывалась по определенному шаблону: выразительные голубые глаза, белокурые локоны, стройный стан. Тем необычнее на фоне их выглядит провинциальная Татьяна, самое имя которой настолько нестандартно на страницах романа, что Пушкину даже пришлось оправдываться: "Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим. И что ж? оно приятно, звучно..." Кроме того, он сразу признается: "Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной Не привлекла б она очей" − и это тоже нехарактерно для главной героини.

Татьяна воспитывалась в традиционной семье, в провинциальном поместье, её родители и сестра − вполне заурядные люди, довольные своей жизнью и не претендующие на звание обладателей неординарной души. Поэтому вполне объяснимо, что она, умеющая тонко чувствовать и размышлять, "в семье своей родной казалась девочкой чужой" и с детства искала отдушины в книгах. Так формировалась романтическая сторона её характера: не имеющая жизненного опыта, юная Татьяна мерила Евгения мерками, почерпнутыми из французских сентиментальных романов. С другой стороны, огромное влияние на формирование её души оказала няня-крепостная, образ которой так любовно выписан поэтом. Именно ей Татьяна обязана глубоким знанием народных примет, сказаний, даже суеверий. Именно ей она впервые открывает свою душу, признавшись в любви к Онегину. Именно ей барышня, воспитанная на сентиментальной литературе, обязана тем щемящим и глубоким чувством, которое появляется в её душе при звуках народных песен, при виде первого снега и исконно русского пейзажа.

Неординарность характера Татьяны, его открытость и прямолинейность проявляются и в том, что она решает первой открыться в своих чувствах Онегину, пишет письмо, в котором чудесным образом переплетается напускное книжное влияние и живое искреннее чувство. Судить о силе духа Татьяны мы можем и по её поведению во время холодной отповеди Евгения: она приняла её с достоинством, неслыханным для 17летней девушки.

Позже Онегина, встретившего в высшем свете уже замужнюю Татьяну, поражает разительная перемена, произошедшая с ней. Но так ли она изменилась? Вряд ли. Высокое положение в свете, богатство не радуют её, она душой по-прежнему там, в милой сердцу деревне, среди книг и природы, она по-прежнему любит Онегина. Но долг свой перед мужем, перед своей честью она не нарушит. И в сцене последнего объяснения с Евгением явно заметно её душевное превосходство, глубина и цельность натуры настоящей русской женщины.

Пушкин неоднократно признавался, что образ Татьяны Лариной является собирательным, в том числе он совмещает в себе черты прекрасных знакомых поэта - жён декабристов. Он создал идеальный образ настоящей русской женщины, каким видел его. Этим и объясняется жизненность и неувядающее обаяние главной героини романа "Евгений Онегин".

Лучшие статьи по теме