Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Образ персонажа Княжна Мери. Характеристика героя Княжна Мери, Герой нашего времени, Лермонтов

Образ персонажа Княжна Мери. Характеристика героя Княжна Мери, Герой нашего времени, Лермонтов

Мария Лиговская или княжна Мери - одна из главных героинь романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», одного из первых социально-психологических и философских произведений в русской литературе середины XIX века, в котором на первый план выходит не сюжет, а раскрываются чувства и переживания центральных персонажей.

Все описываемые в романе события направлены на раскрытие образа главного героя Григория Печорина, встречи и общение с другими людьми, взаимоотношения с женщинами призваны передать его личные качества и раскрыть все грани его сложного характера.

Характеристика героини

Гордая и прекрасная княжна Мери и Печорин встречаются на лечебном курорте в Пятигорске, где та принимает лечебные минеральные воды со своей матерью. Поначалу романтичная и мечтательная Мери увлечена его другом юнкером Грушницким, которому она приписывает образ офицера, разжалованного в солдаты за какой-то очень отчаянный и храбрый поступок (хотя это только её домыслы). Хитрый манипулятор и тонкий психолог Печорин на зло Грушницкому влюбляет в себя княжну, а затем отвергает её чувства.

Княжна Мери мечтательная и романтичная натура, воспитанная, как и большинство благородных девиц того времени, на французских сентиментальных романах. Её влюбленность в Грушницкого, не в молодого человека, а в его образ отважного героя, страдающего за своей благородство и смелость, который она придумала сама от начала и до конца, только подтверждает её оторванность от реальной жизни, неопытность и наивность. Узнав всю правду о Грушницком, княжна в нем быстро разочаровывается и теряет всяческий интерес. Напротив узнав о похождениях Печорина и позже и выслушав его печальную жизненную историю, она вновь находит для себя объект романтических чувств и назначает Печорина героем своего романа.

Для Печорина княжна Мери - типичная светская дама его времени, она красива, в меру умна и образованна, играет на фортепиано, разговаривает по-французски и неплохо поет. Её красивая оболочка, приятные манеры и модная образованность для него скучны и неинтересны, поэтому он без сожаления отвергает её любовь, хотя сам же её и инициировал. Увидев её на прогулке с матерью, Печорин тонко играет на её самолюбии и не спешит знакомиться с ней. Он делает все возможное чтобы вызвать ее гнев и даже ненависть (переманивает к себе всех её друзей, рассматривает в упор в лорнет, совершает различные дерзкие выходки) и только потом проявляет к ней внимание. Княжна празднует свою «победу» (как она думает) и попадает в искусно расставленные сети опытного ловеласа и искусителя. Душевная чистота и сила княжны привлекают Печорина, он чувствует в себе острую необходимость подчинить её, что ему и удается.

И все же в княжне есть и хорошие, положительные качества, она добра и милосердна, от всей души жалеет Печорина и сочувствует его непростой судьбе, хочет помочь и облегчить его тернисттый жизненный путь. Её чуства отличаются глубиной и искренностью, в глубине души она понимает, что намерения Печорина не отличаются чистотой и все же её наивность и неопытность не позволяют ей поверить, что на самом деле все может быть так плохо.

Образ главной героини

(Из сериала "Княжна Мери", сезон 2006-2007 )

Печорин преподает княжне Мэри жестокий урок и ставит её в очень унизительное положение, отвергнув её чувства и посмеявшись над ними. Раньше она сама с презрением смотрела на своих несчастных поклонников, по её мнению этого заслуживающих, теперь сама оказалась в этой ситуации.

Мэри понимает, что Печорин никогда на ней не жениться, её репутация испорчена, чувство собственного достоинства растоптано и брошено в грязь. Это становится для неё настолько болезненным ударом, что она впадет в душевное расстройство и серьезно заболевает. Сумеет ли она оправиться от такой тяжелой душевной раны - вопрос остается открытым. Понятно, что испытав такую боль и унижение, Мери уже никогда не сможет доверять людям как прежде. Может с прошествием времени она сможет вновь открыть свое сердце окружающему миру и встретит человека, которого полюбит по-настоящему и тот обязательно будет достоин её любви.

Все женские образы в романе «Герой нашего времени» являются незаурядными и яркими личностями, они отличаются красотой, умом, большой силой духа, добротой и искренностью. Однако все они не могут удержать Печорина от морального падения, потому что хоть он и искал женской любви, он так никогда и не понял их глубокий внутренний мир и разбил их сердца в погоне за призрачными чувствами и пустыми эмоциями.

Глава «Княжна мери» является составляющей романа «Герой нашего времени». Она представляет собой дневник, в котором Печорин описывает знакомство с княгиней Лиговской и ее дочкой – Мери. Печорин влюбляет в себя неопытную девушку. Также убивает на дуэли Грушницкого, а Мери получает разочарование в любви.

Главная мысль главы «Княжна Мери» в том, что Лермонтов показывает незаурядность, самобытность личности Печорина. Он – независимая и интересная личность. В разных ситуациях он на высоте, но это не приносит ему морального удовлетворения.

Очень кратко

Печорин – красивый, породистый молодой человек, но уже с большим опытом. Он уже не молоденький парень, а достаточно взрослый мужчина.

Печорин отправляется в Пятигорск, так как это место славиться своими лечебницами, и очень целебными водами. Вообще, он человек, который играет всю жизнь на своих и других чувствах. В Пятигорске он встречает своего знакомого Грушницкого. Этот парень славится своей самовлюбленностью и эгоизмом. Печорин постоянно над ним насмехается. Теперь он решает отчасти от скуки, отчасти, чтобы насолить Грушницкому, влюбить в себя девушку – княжну Мери. Княгиня Лиговская и ее дочка – княжна Мери отдыхают на водах.

Мери – гордая, умная девушка, но очень молода. Именно поэтому она с легкостью попадается на удочку Печорина, который рад стараться. Он придумывает разные хитроумные планы, так как знает природу людей. Сначала – она подчеркнуто неприступна, но потом постепенно сдается. Она все больше влюбляется в Печорина, и сразу забывает своего ухажера – Грушницкого. Но и Грушницкий тоже не промах, он вызывает на дуэль Печорина, что только доставляет удовольствие холодной натуре его противника. Все заканчивается плачевно. Грушницкий – убит, а Печорин в конце-концов не захотел жениться на Мери.

А в это время, Вера, тайная любовница Печорина, все терпит, а потом – вдруг уезжает, так как ее муж обо всем узнает. Печорин в отчаянии, хотя это странно, ведь он никогда никого не любил.

Краткое содержание главы Княжна Мери из рассказа Герой нашего времени Лермонтова подробно

Княжна Мери – это дочь Лиговской, с которой Печорина свело случайное знакомство. Она образована и умна. В душе ее таятся гордость и великодушие. Не получившаяся любовь с Печориным для нее – это глубокая трагедия.
Печорину скучно и он ищет для себя общества для развлечения. Таким человеком становится для него Грушницкий. Как-то в его присутствии Печорин сравнивает Мери с лошадью. А Грушницкий любит Мери, поэтому колкости Печорина ему неприятны.

Время идет, главный герой ищет новых знакомых и в конце концов Печорин знакомится с доктором Вернером, и последний, в силу проницательности увидел, что может произойти в будущем между Печориным и Грушницким. То есть как фаталист предсказал смерть одного из друзей.

Далее события принимают неожиданный поворот: в Кисловодск приезжает сестра Мери – Вера. Читатель узнает о давнишней любви между ней и Печориным. Говорят, что старая любовь не ржавеет. Чувства вспыхивают вновь, но… Вера замужем и бывшим возлюбленным быть не может, не может изменить мужу. Поэтому Печорин садится на коня и скачет, куда глаза глядят… После он случайно пугает Мери, потому что девушка нечаянно оказывается на его пути.

Далее описан бал у Лиговских. Печорин галантно ухаживает за Мери. Далее события происходят таким образом, что Печорин стал часто бывать у Лиговских. Ему интересна Мери, но Вера для него тоже важна. И, наверное, он посещает Лиговских, чтобы видеть Веру. В конце концов, Вера говорит, что больна неизлечимой болезнью и просит щадяще отнестись к ее репутации. Ведь она замужняя дама в конце концов!

Тогда Печорин ухаживает за Мери, и влюбляет наивную дурочку в себя. Вера видит, что дело ни к чему хорошему не приведет и обещает Печорину ночное свидание в обмен на то, чтобы он не делал больно Мери. Между тем Печорину становится скучно в обществе Мери, он тяготится ее присутствием. Он тяготится ее обществом.

Грушницкий ревнует. Он взбешен. Мери же признается Печорину в чувствах. Но натыкается на холодную стену равнодушия. (Это показное все, никто не должен знать, что Печорин способен на переживания.) Грушницкий взбешен и вызывает Печорина на дуэль. Но… финал трагичен. Юнкер убит. Поначалу его смерть не афишируют и не называют виновника.

После дуэли Печорину очень плохо и тоскливо. Он рефлектирует сам с собой.

Вера же, зная Печорина, понимает, что Грушницкий погиб от руки ее бывшего возлюбленного. И тогда она принимает решение признаться во всем мужу. Муж выслушивает ее и увозит от эпицентра событий.

Печорин узнает об отъезде Веры, хватает коня и старается догнать свою бывшую любовь. Но попытки остались тщетными, Григорий Александрович только загнал лошадь. А когда понял это, то упал головою в пыль на дороге и горько плакал о былом.

Тогда Печорин возвращается в Кисловодск, где все уже говорят о недавней дуэли. Так как Печорин офицер – его поступок оценивают как недостойный и переводят его на другое место службы.

В конце он приходит к Лиговским проститься. В этой сцене мать Мери предлагает Григорию Александровичу жениться на ее дочери, но… Печорин гордо отвергает это предложение.

Чтобы Мери не терзала себя страданиями, он в разговоре с ней наедине унижает ее. Чувствует себя при этом подлецом, но по-другому поступить не может.

Картинка или рисунок Княжна Мери

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Розенкранц и Гильденстерн мертвы Стоппард

    Посреди пустынной местности двое мужчин в пестрых костюмах придворных сосредоточенно играют. Один вынимает монету из кошеля, бросает ее, другой называет

  • Краткое содержание Выскочка Пришвина

    Собака Вьюшка - главная героиня рассказа "Выскочка", созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком

  • Краткое содержание Толстой Котенок

    Рассказ Котенок повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка.

  • Краткое содержание Каверин Два капитана

    Еще юный Саня Григорьев теряет отца – его обвинили в убийстве и посадили в тюрьму, где он и умер. Саня – единственный, кто знает, что его отец невиновен.

  • Краткое содержание Твардовский По праву памяти

    Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

11-го мая

Приехав в Пятигорск, Печорин нанимает квартиру на краю города. «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка... Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок... дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Мери и Грушницкий. Иллюстрация М.А. Врубеля. Черная акварель. 1890-91гг.

Печорин решает идти к Елизаветинскому источнику: утром там собирается все «водяное общество». Неожиданно он встречает у колодца юнкера Грушницкого, когда-то они вместе воевали. Грушкицкий «по особенному роду франтовства» носит толстую солдатскую шинель. Имеет боевую награду - георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос. На вид ему двадцать пять лет, хотя на самом деле едва ли двадцать один. По мнению Печорина, Грушницкий из тех, кто «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы». Просто прекрасное таких людей не трогает, и они «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Печорин и Грушницкий недолюбливают друг друга, хотя со стороны кажется, что они друзья.

Встретившись старыми приятелями, они заводят разговор о здешнем образе жизни, о местном обществе. Мимо них проходят две дамы, пожилая и молодая, одетые «по строгим правилам лучшего вкуса». Грушницкий говорит, что это княгиня Литовская с дочерью Мери. Дождавшись, когда Мери подойдет поближе, он произносит по-французски одну из своих пышных фраз: «Я ненавижу людей, чтобы их не презирать, иначе жизнь была бы слишком скучна» . Девушка оборачивается и смотрит на Грушницкого долгим любопытным взглядом.

Печорин решает продолжить прогулку. Спустя какое-то время он увидел у источника сцену, которая его заинтересовала. Грушницкий, уронив стакан, пытается его поднять, но тщетно - ему мешает больная нога. Мери подает ему стакан, но уже через минуту, проходя мимо с матерью, делает вид, что не замечает страстного взгляда юнкера.

Завершая описание событий дня, Печорин отзывается о себе следующим образом: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя, наделенного изрядной долей скептицизма, с сарказмом относящимся к проявлениям энтузиазма в окружающих, получающим удовольствие от возможности выводить людей из себя» .

13-го мая

Утром Печорину наносит визит его приятель, доктор Вернер. Они могли бы быть друзьями, но Печорин утверждает, что к дружбе неспособен. Доктор рассказывает Печорину, что им заинтересовалась княгиня Лиговская, а ее дочь Мери - страдальцем Грушницким. Девушка предполагает, что молодой человек, носящий солдатскую шинель, был разжалован в рядовые за дуэль. Печорин говорит, что завязка комедии уже есть: судьба позаботилась, чтобы ему не было скучно. «Я предчувствую, - сказал доктор, - что бедный ГрушницкиЙ будет вашей жертвой...» . Далее Вернер принимается описывать княгиню и ее дочь. Он говорит, что княгиня любит общество молодых людей, не привыкла повелевать, питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читает по-английски и знает алгебру. Мери же смотрит на молодых людей с презрением и любит рассуждать о чувствах, страстях и прочем. Затем Вернер рассказывает об одной прехорошенькой, с родинкой на щеке даме, «из новоприезжих». По его мнению, дама очень больна. Печорин понимает, что речь идет о знакомой ему женщине, и признается доктору, что когда-то ее очень любил.

После обеда, прогуливаясь по бульвару, Печорин встречает там княгиню с дочерью. Их окружает множество молодых людей, которые любезничают с ними. Печорин останавливает двух знакомых офицеров и принимается рассказывать им различные смешные истории. У него очень хорошо это получается, офицеры непрерывно смеются. Мало-помалу окружавшие княжну поклонники присоединяются к слушателям Печорина. Княгиня и Мери остаются в обществе хромого старичка. Мери рассержена. Печорина это радует, он намерен продолжать в том же духе.

16-го мая

Печорин постоянно провоцирует княжну, стараясь нарушить ее душевный покой. Стремясь отвлечь от нее поклонников, он ежедневно приглашает их к себе в дом на обеды и ужины. Одновременно Печорин, пользуясь недалекостью и тщеславием Грушницкого, убеждает его, что Мери в него влюблена.

Однажды утром, гуляя среди виноградников, Печорин вспоминает молодую женщину с родинкой на щеке, о которой говорил доктор. Вдруг он видит ее на скамье и невольно вскрикивает: «Вера!». Они любят друг друга уже давно, но эта страсть не принесла Вере счастья. Сейчас она замужем во второй раз. Ее муж - тот хромой старичок, которого Печорин видел в обществе княгини. По признанию Веры, старик богат, и она вышла за него замуж ради сына. Вера бывает у Лиговских, родственников мужа. «Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтоб отвлечь от нее внимание. Таким образом, мои планы нимало не расстроились, и мне будет весело...» .

После встречи, не в силах сдержать эмоции, Печорин скачет в степь. Решив напоить коня, он спускается в один из оврагов. С дороги слышен шум. Впереди блестящей кавалькады он видит Грушницкого и княжну Мери. Эта встреча вызвала у Печорина чувство досады.

Вечером Печорин вызывает Грушницкого на спор о том, что стоит ему только захотеть, завтра же вечером, будучи у княгини, он сможет расположить к себе княжну.

21-го мая

Прошло около недели, а удобного случая свести знакомство с княгиней и ее дочерью так и не представилось. Грушницкий не расстается с Мери. Вера говорит Печорину, что сможет видеться с ним только у Лиговских.

22-го мая

В ресторации дают бал по подписке. Печорин вальсирует с Мери, воспользовавшись тем, что здешние обычаи позволяют приглашать на танец незнакомых дам. Во время танца он просит прощения у княжны за свое дерзкое поведение. Мери отвечает ему с иронией. К ним подходит пьяный господин и пытается пригласить княжну на мазурку. Девушка напугана и возмущена такой бесцеремонностью. Печорин заставляет пьяного уйти. Княгиня Литовская благодарит его за этот поступок и приглашает бывать у них дома. Печорин рассказывает Мери, что Грушницкий на самом деле юнкер, а вовсе не разжалованный за дуэль офицер. Княжна разочарована.

23-го мая

Грушницкий, встретив на бульваре Печорина, благодарит за вчерашнее спасение княжны и признается, что любит ее до безумия. Решено вместе идти к Литовским. Там же появляется Вера. Печорин непрерывно шутит, стараясь понравиться княгине, и ему это удается. Мери садится за фортепьяно и принимается петь. В это время Печорин пытается поговорить с Верой. Мери досадно, что Печорин к ее пению равнодушен, и поэтому весь вечер беседует только с Грушницким.

29-го мая

Печорин старается увлечь Мери. Он рассказывает ей случаи из своей жизни, и девушка начинает видеть в нем необыкновенного человека. В то же время Печорин старается как можно чаще оставлять Мери с Грушницким наедине. Печорин уверяет княжну, что жертвует удовольствием общения с нею ради счастья приятеля. Вскоре ГрушницкиЙ окончательно надоедает Мери.

3-го июня

Печорин делает запись в журнале: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждсние в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!», «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» . Его размышления прерывает появление счастливого Грушницкого, который произведен в офицеры.

На загородной прогулке Печорин, беседуя с княжной, без конца отпускает злые шутки в адрес знакомых. Мери это пугает, она говорит, что желала бы скорее попасться под нож убийцы, чем на язычок Печорину. На это он, приняв расстроенный вид, отвечает: «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого» . У княжны на глаза наворачиваются слезы, ей становится жаль Печорина. На его вопрос, любила ли она когда-либо, княжна в ответ качает головой и впадает в задумчивость. Печорин доволен - он знает, что завтра Мери будет упрекать себя в холодности и пожелает вознаградить его.

4-го июня

Княжна Мери поверяет свои сердечные тайны Вере, и та мучает Печорина ревностью. Она спрашивает, зачем Печорин преследует княжну, тревожит, волнует ее воображение? Вера переезжает в Кисловодск. Печорин обещает последовать за ней.

5-го июня

За полчаса до бала Грушницкий заходит к Печорину «в полном сиянии армейского пехотного мундира». Он охорашивается перед зеркалом и намекает, что будет танцевать мазурку с Мери. «Смотри, чтоб тебя не опередили» , - отвечает Печорин. На балу Грушницкий упрекает княжну в том, что она переменилась по отношению к нему, непрерывно преследует ее с мольбами и упреками. Затем он узнает, что Мери обещала мазурку Печорину. Печорин же, следуя принятому на бале решению, сажает Мери в карету и быстро целует ее руку, после чего, довольный, возвращается в зал. Все замолкают при его появлении. Печорин делает вывод, что против него составляется «враждебная шайка» под командованием Грушницкого.

6-го июня

Наступает утро. Вера с мужем уезжает в Кисловодск. Печорин, желая увидеть Мери, приходит к Литовским и узнает, что княжна больна. Дома он понимает, что ему чего-то недостает: «Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» .

7 июня

Утром Печорин идет мимо дома Литовских. Увидев Мери, он входит в гостиную и приносит оскорбленной княжне извинения за то, что поцеловал ее руку: «Простите меня, княжна! Я поступил как безумец... этого в другой раз не случится... Зачем вам знать то, что происходило до сих пор в душе моей?» . Уходя, Печорин слышит, как плачет княжна.

Вечером его навещает Вернер, до которого дошел слух, будто бы Печорин собирается жениться на княжне Литовской. Считая, что это проделки Грушницкого, Печорин собирается ему отомстить.

10-го июня

Печорин в Кисловодске уже третий день. Каждый день они с Верой встречаются, будто бы нечаянно, в саду. Грушницкий бушует с друзьями в трактире и с Печориным почти не здоровается.

11-го июня

В Кисловодск наконец приезжают Литовские. За обедом княжна не сводит с Печорина нежного взгляда, что вызывает ревность у Веры. «Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами... Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости...»

12-го июня

«Сегодняшний вечер был обилен происшествиями» . Недалеко от Кисловодска, в ущелье есть скала, называемая Кольцом. Это ворота, образованные природой, и сквозь них солнце перед закатом «бросает на мир свой последний пламенный взгляд». Посмотреть на это зрелище отправились многие. Во время переправы через горную речку княжне сделалось дурно, и она покачнулась в седле. Печорин обнимает девушку за талию, не давая ей упасть. Мери становится лучше. Печорин, не выпуская княжну из объятий, целует ее. Ему хочется посмотреть, как она выпутается из затруднительного положения, и не произносит ни слова. «Или вы меня презираете, или очень любите! - говорит княжна наконец голосом, в котором были слезы. - Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить...» . «Вы молчите? ... вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?..» . Печорин не отвечает. «Хотите ли этого?» - в решительности взора и голоса княжны было что-то страшное... «Зачем?» - отвечает он, пожав плечами.

Услышав это, княжна пускает лошадь вскачь по горной дороге и вскоре нагоняет остальное общество. До самого дома она говорит и смеется непрерывно. Печорин понимает, что у нее нервический припадок. Он отправляется в горы, чтобы развеяться. Возвращаясь через слободку, Печорин замечает, что в одном из домов ярко горит свет, слышатся говор и крики. Он делает вывод, что там происходит, какая-то военная пирушка, слезает с лошади и подкрадывается поближе к окну. Собравшиеся в домике Грушницкий, драгунский капитан и другие офицеры говорят о том, что нужно проучить Печорина, поскольку тот чересчур заносчив. Драгунский капитан предлагает Грушницкому вызвать Печорина на дуэль, придравшись к какому-нибудь пустяку. Их поставят в шести шагах друг от друга, не положив в пистолеты пуль. Капитан уверен, что Печорин струсит. Грушницкий после некоторого молчания соглашается с этим планом.

Печорин чувствует, как злость наполняет его душу; «Берегись, господин Грушницкий!.. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!..»

Утром он встречает у колодца княжну Мери. Девушка говорит, что не может себе объяснить поведение Печорина и предполагает, что он хочет на ней жениться, но боится какого-либо препятствия. Печорин отвечает, что истина в другом - он не любит Мери.

14-го июня

«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал неспособен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе... надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх.»

15-го июня

В этот день ожидается представление заезжего фокусника, и нет такого человека, который бы отказался от предстоящего зрелища. Печорин узнает из записки, переданной ему Верой, что ее муж уезжает в Пятигорск и пробудет там до утра. Пользуясь его отсутствием и тем, что прислуга уйдет на представление, можно будет провести ночь у Веры. Глубокой ночью, спускаясь с верхнего балкона на нижний, Печорин заглядывает в окно к Мери. В ту же минуту он замечает движение за кустом. Спрыгнувшего на землю Печорина хватают за плечо. Это были Грушницкий и драгунский капитан. Печорину удалось вырваться, он сбежал. Грушницкий с капитаном подняли шум, но поймать им его не удалось. Ночную тревогу объяснили якобы нападением черкесов.

16-го июня

Утром у колодца все только и вспоминают о ночном происшествии. Печорин завтракает в ресторане. Там он встречает вернувшегося поутру мужа Веры, который очень взволнован случившимся. Они сидят недалеко от двери, где расположились Грушницкий и его приятели. Печорину выпадает шанс быть свидетелем разговора, в котором решается его судьба. Грушницкий рассказывает, что у него есть свидетель того, как кто-то вчера в десять часов вечера проник в дом к Литовским. Княгини не было дома, а Мери, не пойдя на представление, оставалась одна. Печорин в замешательстве: не придет ли в голову мужу Веры, что дело тут не в княжне? Но старик ничего не замечает.

Грушницкий уверяет всех, что тревога поднялась не из-за черкесов: на самом деле ему удалось подстеречь ночного посетителя княжны, которому удалось сбежать. Все спрашивают; кто же это был, и Грушницкий называет Печорина. Тут он встречается взглядом с самим Печориным. Он требует у Грутшницкого, чтобы тот отказался от своих слов: едва ли равнодушие женщины к его якобы блестящим достоинствам заслуживает подобной мести. Грушницкого одолевают сомнения, совесть в нем борется с самолюбием. Но это Длится недолго. Вмешавшийся капитан предлагает свои услуги как секунданта. Печорин выходит, пообещав прислать своего секунданта сегодня же. Сделав своим поверенным доктора Вернера, Печорин получает его согласие. Обговорив необходимые условия Вернер сообщает ему о месте предполагаемой дуэли. Это произойдет в глухом ущелье, стреляться будут с шести шагов. Вернер подозревает, что драгунский капитан зарядит пулей один лишь пистолет Грушницкого.

Бессонной ночью Печорин рассуждает о своей прожитой жизни: «зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...» . Он думает, что завтра, возможно, не останется ни одного существа, которое бы поняло его.

Утром Печорин и Вернер скачут в горы к месту дуэли. Поскольку решено было стреляться до смертельного исхода, Печорин выставляет условие: все сделать в тайне, чтобы секундантам не пришлось нести ственности.


Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация М.А. Врубеля. Черная акварель, белила. 1890-91гг.

Стреляться решили на вершине отвесной скалы, на узенькой площадке. Внизу была пропасть, усеянная острыми камнями. Если расположиться друг против друга по краям площадки, то даже легкая рана будет смертельной. Раненый непременно разобьется насмерть, полетев вниз. А если доктор извлечет пулю, то гибель человека можно будет объяснить случайным падением.

Грушницкий, вынужденный принять эти условия, находится в сомнении. В сложившихся обстоятельствах он уже не мог просто ранить Печорина, а непременно должен был стать убийцей или выстрелить в воздух.

Доктор предлагает Печорину раскрыть заговор, говоря, что сейчас самое время, но Печорин не соглашается. Дуэлянты встают друг против друга. Грушницкий целит своему противнику в лоб, но затем опускай пистолет и как бы случайно попадает Печорину в колено. Капитан, будучи уверенным, что о заговоре никто не знает, притворно прощается с Грушницким. Печорин объявляет, что в его пистолете нет пуль, и просит Вернера перезарядить оружие. Также он предлагает Грушницкому отказаться от клеветы и помириться. Вспыхнув, тот отвечает, что ненавидит Печорина и презирает себя. Вдвоем им на земле больше нет места. Тогда Печорин стреляет и убивает Грушницкого.

Вернувшись домой, Печорин находит две записки. Одна из них - от Вернера: «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай... Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте...» . Вторая записка от Веры: «Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью... Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна... Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» . Вера пишет также, что призналась мужу в своей любви к Печорину, и теперь он увозит ее.

Печорин скачет в Пятигорск, надеясь еще застать там Веру, но в дороге его загнанный конь падает и умирает. «И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно... Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться...» - делает позже Печорин запись в своем журнале.

Приходит Вернер. Он сообщает, что княжна Мери больна - у нее нервное расстройство. Ее мать знает о дуэли. Она думает, что Печорин стрелялся из-за ее дочери.

На следующий день по приказу начальства, которое догадывалось об истинной причине гибели Грушницкого, Печорин получил назначение в крепость N. Перед отъездом он приходит к Литовским попрощаться. Княгиня говорит, что дочь ее очень больна, и причина этому - Печорин. Она предлагает ему жениться на Мери, поскольку желает ей счастья. Получив разрешение княгини поговорить с ее дочерью наедине, Печорин объясняется с Мери. «Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня... Следственно, вы меня любить не можете... Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..» . «Я вас ненавижу», - сказала она .

Княжна Мери - этой героине посвященная отдельная одноименная глава.­ Княжна достаточно молода, а потому романтична. Важный момент, выдающий абсолютную неустойчивость вроде бы прочного положения княжны в обществе да и в мире - ситуация на балу, когда пьяный господин во фраке попытался пригласить девушку на танец. В Мери еще наблюдается противоборье двух начал - светскость и естественность, но автор убежден, что та самая светскость уже одержала верх над ней.

Поначалу девушка очень увлечена Грушницким , слушая и веря его пафосным речам. Неизгладимое впечатление на девушку производит его внешний вид солдата, разжалованного за храбрый поступок. Далее Мери предстает уже страдательным лицом, ведь именно с ее помощью Печорин пробует разоблачить своего соперника Грушницкого. Мери здесь - невинная жертва, нечаянно влюбившаяся в героя-лжеромантика, который и втянул ее в свою игру. Печорин умело управлял ситуацией, относясь к девушке то со всей любовью, то с глубокой ненавистью. В то же время, княжна абсолютно искренняя и глубока в своих чувствах, но герою все равно. В конце повести Печорин объясняется с Мери, заявляя, что смеялся над ней, что все ухаживания - игра, чтобы скуку прогнать. Беда княжны заключается в том, что она в силу своей непосредственности, видя разницу меж непосредственным порывом души и светским этикетом, неспособна отличить лицо от маски. Нужно ли говорить о том, что после всего произошедшего, вряд ли Мери уже не будет прежней. Печорин своим поступком подорвал доверие молодой княжны к людям...

Княжна Мери – любительница романтических историй

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь. Или случилась бы (Печорин всегда исполняет задуманное), но с гораздо менее печальными для неё последствиями.
Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели». Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен. После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину. Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»

Характеристика Мери

Внешность

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин. – У неё такие бархатные глаза…» Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий. Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Интересы

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Черты характера

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.

Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности. Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе. «В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце». Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!.. Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери. Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?» Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Урок, полученный от Печорина

Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться. Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает. Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.

Тест по произведению

Лучшие статьи по теме