Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Windows инструкции
  • Биография проспер мериме. Мериме Проспер: биография, интересные факты, творчество, смерть Биография проспера мериме краткое содержание

Биография проспер мериме. Мериме Проспер: биография, интересные факты, творчество, смерть Биография проспера мериме краткое содержание

Французская литература

Проспер Мериме

Биография

МЕРИМЕ, ПРОСПЕР (Mrime, Prosper) (1803−1870), французский романист и новеллист. Родился 28 сентября 1803 в Париже. От родителей-художников унаследовал типичный для 18 в. скептицизм и тонкий художественный вкус. Родительское влияние и пример Стендаля, с которым Мериме был дружен и перед талантом которого преклонялся, сформировали необычный для эпохи расцвета романтизма стиль - сурово реалистический, ироничный и не без доли цинизма. Мериме готовился к адвокатскому поприщу, при этом серьезно занимаясь изучением языков, археологии и истории. Первым его произведением стала книга Театр Клары Гасуль (Le Thtre de Clara Gazul, 1825), выданная за творение некой испанской поэтессы, пьесы которой были якобы обнаружены и переведены Мериме. Следом появилась еще одна литературная мистификация - «перевод» иллирийского фольклора Гузла (La Guzla). Обе книги имели большое значение для развития раннего романтизма. Но самый значительный вклад во французскую литературу составили шедевры более позднего времени, в т. ч. Хроника царствования Карла IX (La Chronique du rgne de Charles IX, 1829), самое достоверное из всех французских исторических повествований романтической эпохи; безжалостно реалистическая история из корсиканской жизни Матео Фальконе (Mateo Falcone, 1829); превосходная описательная новелла Взятие редута (L"Enlvement de la redoute, 1829); проникнутый негодованием рассказ о торговле африканскими рабами Таманго (Tamango, 1829); образчик романтической мистификации Венера Илльская (La Vnus d’Ille, 1837); сказание о корсиканской вендетте Коломба (Colomba, 1840); и наконец Кармен (Carmen, 1845), самая знаменитая французская новелла. Все эти произведения пронизаны глубоким пессимизмом; для них характерны также культ чувства и решительного действия, пристальное внимание к деталям и холодная бесстрастность рассказа. Умер Мериме в Каннах 23 сентября 1870.

Проспер Мериме - известный французский писатель, новелист (1803−1870 гг.). Родился Проспер Мериме 28 сентября 1803 года в Париже, в семье художников. От родителей ему передались по наследству скептицизм и тонкий художественный вкус, типичные для 18 века.

Мериме окончил в Париже курс юридических наук и был назначен секретарем графа д"Арту, одного из министров монархии, а позже главным инспектором исторических памятников Франции. На этом посту он усиленно способствовал сохранению исторических достопримечательностей страны. Мериме готовился стать адвокатом, углубленно занимаясь изучением иностранных языков, а также археологии и истории. В 1853 г. Проспер Мериме был назначен сенатором. Пользуясь полным доверием, он располагал личной дружбой с Наполеоном III.

Первым произведением Проспера Мериме была историческая драма «Кромвель», которую он написал в двадцатилетнем возрасте. Однако в печать драма так и не поступила, так как Мериме не был доволен данным произведением. В 1825 году писатель напечатал несколько драматических пьес, объединив их в книгу: «Театр Клары Гасуль».

Статья посвящена краткой биографии Проспера Мериме - французского писателя, яркого представителя реализма и одного из основателей жанра новелл.

Биография Мериме: становление писателя
Мериме родился в 1803 г. в Париже. Семья будущего писателя была очень творческой, в этой атмосфере прошло детство Проспера. Он получил высшее юридическое образование в Парижском университете, но решил связать свою жизнь с культурой, увлекаясь литературой, историей и археологией. Во время обучения юноша посещал собрания выдающихся деятелей науки и искусства, что значительно расширило его знания и сказалось на формировании личности писателя. Мериме считал своими учителями французских просветителей, разделял их философские и атеистические взгляды.
Первое произведение Мериме прочел в небольшом литературном кружке. Историческая драма получила одобрение, но сам автор остался недоволен и не стал печатать свое сочинение.
Окончив образование, Мериме получил должность секретаря одного из министров. Затем был назначен инспектором исторических достопримечательностей. На этом посту Мериме многое сделал для сохранения памятников прошлого.
В 1825 г. Мериме издал шесть драматических произведений. Писатель скрыл свое авторство, назвав создательницей драм вымышленную испанскую актрису, приписав себе лишь перевод с испанского. В этих работах Мериме нарушает классические правила драматического искусства, существовавшие в то время. Через некоторое время Мериме выпускает в свет новый сборник "Гюзла", состоящий из сочиненных писателем переводов сербских баллад. Оба сборника являются примерами величайших литературных мистификаций. Испанские драмы и сербские баллады Мериме долгое время считались подлинными произведениями. Раскрытие мистификации вызвало изумление у многих видных деятелей культуры, которые были поражены мастерством молодого писателя.
В 1829 г. писатель издает один из лучших исторических французских романов - "Хроника царствования Карла IX", в котором затрагиваются события противостояния католиков и протестантов.
В 1830 г. Мериме совершил путешествие по Испании, после чего на всю жизнь сохранил любовь к этой стране. В творчестве писателя большое место занимает испанская тематика. В 30-е гг. большую часть времени писателя занимает его работа в качестве инспектора, он отдает много сил реставрации культурных памятников.

Биография Мериме: расцвет творческой деятельности
Дальнейшая работа Мериме проходит в жанре небольших новелл. В этой области писатель достигает значительного мастерства. Одним из самых значительных произведений писателя в этом жанре стала новелла "Кармен", оказавшая большое влияние на всю мировую культуру. Образ Кармен прочно вошел в мировую литературу и стал источником вдохновения для многих деятелей культуры.
Характерной чертой творчества Мериме является его стремление к изображению самобытных культурных особенностей различных стран, не получивших достаточного освещения. Писателя привлекает оригинальность и своеобразие в развитии разных культур. При этом он избегает каких-либо авторских оценок и не становится на позицию "просвещенного европейца". В глазах писателя любая культура имеет право на развитие и существование. Не должно быть каких-то единых правил и норм, одинаково пригодных в любой точке земного шара.
Особым направлением в творчестве Мериме становится его работа в области истории. Он издает несколько сочинений по античной истории, которые достаточно высоко оцениваются специалистами.
В 1853 г. писатель был назначен сенатором. Но государственная деятельность мало привлекала Мериме, все свои силы он по-прежнему отдавал литературе и искусству. Мериме проявлял большое интерес к зарубежной культуре.
В 50-е гг. писатель активно занимается русской культурой, пишет статьи и переводит наиболее значительные произведения русской литературы. Мериме прикладывает большие усилия для популяризации русского искусства во Франции. Писатель издает несколько статей, посвященных Смутному времени и истории казачества.
Мериме умер в 1870 г., войдя в историю мировой и французской литературы и искусства, преданным поклонником которых он оставался на протяжении всей жизни.

Проспер Мериме - французский писатель, мастер новеллы. Он родился в Париже в 1803 году. Своими творческими способностями он обязан родителям - художникам. Молодой Мериме еще в раннем возрасте обнаружил в себе изящный вкус к искусству и литературе.

Краткая биография

Мериме закончил юридический курс и стал секретарем графа - министра. Затем он продвинулся по служебной лестнице и стал инспектором исторических памятников Франции, он способствовал сохранению ряда исторических памятников. Во время первого путешествия в Испанию Проспер подружился с семьей графа де Теба, а его дочь Евгения, которая в последствии стала французской императрицей, даже питала к нему особые чувства, но относилась как к отцу. Благодаря этому и другим факторам Проспер Мериме был назначен на должность сенатора, пользовался доверием императора Наполеона.

Однако политика и карьерный рост не слишком интересовали Мериме. Он позиционировал себя как писатель-художник и пытался отразить в своем творчестве свои душевные переживания. Еще будучи студентом он был вхож в клуб любителей искусства и литературы благодаря своим друзьям. В этот клуб приходили на литературные вечера не только французы, но и немцы, и русские писатели, такие как Соболевский.

Взгляды на литературу складывались у Мериме именно под влиянием литературного кружка и его друзей Штапферов. Мериме увлекался зарубежной литературой, интересовался и русскими произведениями, изучал русский язык. Многогранность, разносторонний подход к изучению литературы помогли ему выделиться среди соотечественников. Большое внимание Мериме уделял творчеству Пушкина и Гоголя.

Творчество Проспера Мериме

Свое первое произведение писатель представил публике в 20 лет, будучи еще совсем молодым. Первым произведением была драма «Кромвель». Этот роман Проспер представил на суд в литературном кружке и заслужил похвалу опытных товарищей. Однако сам писатель не был доволен работой, и в печать она не попала.

Свои первые драматические пьесы писатель опубликовал в 1852 году и обозначил, что это произведения неизвестных испанских писателей, всего лишь переведенные им. Ампер заявил, что эти произведения могли бы принадлежать сыну Шекспира. Второе произведение Мериме «Гузла» также наделало много шума в Европе, так как являлось ловкой подделкой народных мотивов. По сути произведение «Гузла» являлось переводом иллирийского фольклора. Оба произведения отразились и на дальнейшем творчестве писателя.

Вкладом во французскую литературу является также произведение «Хроника царствования Карла IX». Мериме обладал способностью отлично отображать военные сцены, хотя сам не был на войне. Данное произведение считается одним из самых достоверных исторических романов той эпохи. Историческим произведением также считается реалистическая история из жизни «Матео Фальконе» . Данное произведение описывает жизнь корсиканцев. Одним из важных и необычных романов можно считать «Таманго» - история о торговле африканскими рабами.

Самой знаменитой французской новеллой стало произведение «Кармен» , созданное в 1845 году. Все романы Мериме являются беспристрастными, холодными, с четким изложением фактов и большим внимание к деталям. В его творчестве земное торжествует над небесным. Он относился гротескно даже к любви, в его произведениях нет романтики. Много места в произведениях занимает борьба народов против правителей, также он занимался переводом произведений русских писателей, в частности Пушкина и Гоголя.

  • «Маттео Фальконе», краткое содержание новеллы Проспера Мериме

Проспер Мериме - французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.

Родился в Париже, 28 сентября 1803 года . Отец Мериме был ученым-химиком, и серьезно увлекался живописью. Успешной художницей была и мать Проспера. Молодой человек, получивший юридическое образование в Париже, стал секретарем одного из министров правительства Франции. Затем, получив должность главного инспектора по сохранению культурно-исторических памятников страны, он много сделал на этом поприще. В 1853 году Мериме получил звание сенатора.

Однако карьера в жизни Мериме играла второстепенную роль, главным делом для него стало литературное творчество.

Его первым произведением была историческая драма «Кромвель», заслужившая одобрение Стендаля. Самому автору эта его работа пришлась не по душе, отчего он не стал ее печатать. Когда ему было 22 года, вышел в свет первый сборник драматических пьес, переведенных им с испанского. Его знаменитые «Гусли» вышли в свет в 1827 году. Сам он представил их как сборник народных песен неизвестного барда. Гете выражал сомнения о том, что эта работа относится к народному творчеству. Несмотря на это «Гусли» Мериме наделали немало шума в Европе.

В конце 1820-х годов вышла в свет драма «Жакерия», а также новелла «Маттео Фольконе». В это время писатель сотрудничал со многими французскими изданиями, но тяготился жизнью в большом городе. По этой причине в 1929 году он отправился в путешествие на Корсику, где написал повесть «Коломба» и завел путевой журнал. Через год он отправился в Испанию, где подружился с графом де Теба, дочь которого впоследствии стала императрицей Франции. Наиболее известным произведением писателя стала новелла «Кармен» (1845), во многом благодаря удачной постановке одноименной оперы.

Как в «Кармен», так и во всех последующих произведениях Мериме создавал яркие, самобытные образы. Немалый вклад он внес в исторические исследования. Так, им была написана историческая хроника «Хроника времен Карла IX». Также, он исследовал историю Древнего Рима и Греции. Действие последней новеллы писателя под названием «Локис» происходило в Литве. После его смерти были изданы «Письма к незнакомке» и «Последние новеллы».

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ СДВИГИ В ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

УРОК № 28

Тема. Внеклассное чтение. Бурные человеческие страсти в новеллах П. Мериме

Цель: ознакомить учащихся с творчеством французского писателя П. Мериме, помочь понять идейно-философский смысл его новелл; углублять навыки самостоятельной работы, анализа прозаического произведения, выразительного чтения, пересказа; развивать связную речь, логическое мышление; способствовать расширению читательского кругозора школьников.

Оборудование: портрет П. Мериме; выставка его произведений; тексты новелл писателя (в переводах на выбор учителя).

Любовь - дитя, дитя свободы...

Ария Кармен из одноименной оперы Ж. Бизе

II. УСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Вступительное слово учителя.

Проспер Мериме - один из известных французских писателей-реалистов XIX века, блестящий драматург и мастер художественной прозы. Его произведения привлекают внимание читателей жизненной энергией, совершенной формой, глубиной психологического анализа, яркими характерами и бурными страстями.

2. Сообщение подготовленного ученика.

Жизнь и творчество П. Мериме

Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года в семье образованного химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. Окончив курс юридических наук в Париже, он получил назначение на должность секретаря графа д"Арту, который был одним из министров июньской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции. Во время своего первого путешествия в Испанию в 1830 году он подружился с графом де Тебом и его женой, дочь которых, Евгения, впоследствии стала французской императрицей, женой Наполеона III. В 1853 году Мериме стал сенатором и пользовался полным доверием и дружбой Наполеона III. Несмотря на удачную и быструю политическую карьеру, политика играла в его жизни второстепенную роль. Настоящим призванием Мериме была литература.

Как писатель он дебютировал довольно рано, когда ему исполнилось только 20 лет. Первым произведением стала историческая драма «Кромвель», что ее одобрением встретил Стендаль. Но, несмотря на высокую оценку Стендаля, Мериме остался недоволен своим произведением и потому драма не попала в печать. Позже писатель написал несколько драматических пьес, которые были напечатаны под названием «Театр Клары Газуль». Интересно, что Мериме в предисловии к книге заявил: автором произведений является якобы неизвестная испанская актриса странствующего театра.

В течение 1828-1829 годов из-под пера писателя выходят драма «Жакерия», исторический роман «Хроника времен Карла IX», новеллы «Маттео Фальконе», «Таманго», «Этрусская ваза» и ряд писем из Испании.

в 1839 году Мериме предпринял поездку на Корсику. Его всегда привлекали экзотические страны, обычаи других народов и цивилизаций.

Писатель написал несколько сочинений по истории Греции, Рима, Италии. Отметим, что его исторические изыскания о короле Кастилии пользуются популярностью даже среди специалистов.

Универсальность литературного образования Мериме заметно выделяет его среди французских писателей. В частности, Мериме одним из первых французских художников оценил русскую литературу, овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. Он боготворил Пушкина, в 1849 году перевел его повесть «Пиковая дама». По воспоминаниям И. Тургенева, П. Мериме в присутствии самого В. Гюго называл Пушкина лучшим поэтом эпохи. в 1851 году вышел этюд Мериме о Гоголе, а в 1853-м - перевод «Ревизора». Писателя интересовала история Петра I, Смутного времени. Мериме был поклонником И. Тургенева, написал предисловие к его роману «Отцы и дети», опубликованного в Париже в 1864 году.

Писатель отрицательно отнесся к перевороту 1851-го, в результате которого Луи Наполеон Бонапарт объявил себя императором Наполеоном III. Благодаря супруге императора Евгении Мериме окружили милостями двора, наградили орденом Почетного легиона, а летом 1853 года назначен сенатором. Однако в сенате Мериме будет играть скромную роль: за семнадцать лет лишь трижды он брал слово. И близкие отношения с императором не сложились, хотя императрица и относилась к нему как к родному человеку.

В 50-е годы Мериме жил очень одиноко. После смерти отца он больше пятнадцати лет прожил с матерью. 1852 года Анна Мериме умерла. У Проспера не было ни братьев, ни сестер, ни жены. Сужался круг его друзей. Еще в 1842 году умер Стендаль, с которым Мериме дружил на протяжении двадцати лет. Отношения с Валентиной Делессер приносят ему много страданий. 1852 года Валентина покинула Мериме, он болезненно переживал ее поступок. Теперь писатель чувствовал приближение старости, пошатнулось его здоровье (он болел астмой).

Состояние Мериме ухудшилось еще и от того, что Франция 19 июля 1870 года объявила войну Пруссии. Он понимал: война ведет к катастрофе, глубоко сочувствовал императрицы, провозглашенной регентшей. Несмотря на болезнь, Мериме дважды делает визиты к Евгении.

11 сентября 1870 года писатель приезжает в Канны. Своему врачу он сказал: «Франция умирает, и я хочу умереть вместе с ней». 23 сентября 1870 года в девять часов вечера Проспер Мериме неожиданно умер. Ему было 67 лет.

После смерти П. Мериме русский писатель И. Тургенев написал: «Под внешним равнодушием он скрывал любящее сердце; он был до конца верен своим друзьям».

3. Слово учителя.

П. Мериме известен как мастер новеллы. Одним из наиболее ярких его произведений является новелла «Кармен» (1845). Отметим, что в основу сюжета одноименной оперы Ж. Бизе, музыка которой чрезвычайно популярна и в наши дни, взято именно это произведение.

4. Беседа.

В чем заключается особенность композиции новеллы? («Кармен» - это рассказ в рассказе. В новелле несколько рассказчиков: автор-археолог и контрабандист Хосе Наварро. Благодаря этому повествование несколько замедляется.)

Где происходит действие? (В Испании, в Кордове.)

Найдите описание Хосе. Что поражает в его портрете? (Суровый и гордый взгляд.)

Что поразило рассказчика при первой встрече с Кармен? В какое время суток это произошло? (Его поразила красота женщины, но это холодный взгляд ученого. Ее «дикая красота» и чувственный и одновременно жестокое выражение глаз. Это произошло ночью.)

Найдите описание портрета Кармен. («В волосах у нее бы л большой букет главного гуцульского жеребца жасмин, лепестки которого издают вечером одуряющий запах. Одетта бы ла она просто, пожалуй, даже бедно, во все черное, как большинство гризеток по вечерам».)

Какой образ больше всего подходит Кармен? (Хищной кошки, прыгает за добычей.)

5. Пересказ текста.

Расскажите историю жизни Хосе.

Расскажите, что вам известно о Кармен.

6. Продолжение беседы.

Какими были отношения Хосе и Кармен? (Достаточно сложными, хотя она и говорила, что любит Хосе.)

Чем героиня привлекает внимание? (Искренностью и честностью в любви, что является основой ее естества, гордостью, жаждой свободы, готовностью пожертвовать всем, даже жизнью, ради внутренней независимости.)

Есть что-то общее между героями? (Они оба готовы отдаться всепоглощающее чувство любви.)

7. Слово учителя.

Образ Кармен неоднократно привлекал внимание художников. К нему обращались А. Блок (цикл «Кармен»), Г. Цветаева (стихи о Кармен), Же. Бизе (опера «Кармен»), Г. Щедрин (балет «Кармен-сюита»). (По желанию учителя можно использовать названные материалы.)

В 1829 году П. Мериме создал новеллу «Маттео Фальконе», которая публиковалась во всех сборниках, которые выходили при жизни автора. При создании этой новеллы автор воспользовался заметкой в газете, из которой взял сюжетную основу произведения.

8. Беседа.

Где происходит действие произведения? (На юго-восточном побережье острова Корсика.)

Что известно о главном герое Маттео Фальконе? (Он был богатым хозяином, «он жил честно, то есть ничего не делаия, на доходы от своих многочисленны х стад, которы е пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место».)

Чем он был известен? (Был хорошим стрелком.)

Как звали его сына? (Фортунато.)

Расскажите, что случилось на дворе Маттео Фальконе. (Фортунато, польстившись на предложенный часы, выдал беглеца, который спрятался в сене на дворе Маттео Фальконе.)

Почему Маттео Фальконе так поступил со своим сыном? (Потому что самым страшным для него была измена. А его сын стал предателем.)

Как вы считаете, имел ли право Маттео Фальконе на убийство сына? (Это ужасный поступок. Но согласно законам Корсики измена была самым большим позором для всего рода.)

9. Слово учителя.

В 1837 году П. Мериме написал новеллу «Венера Ілльська», которую считал лучшим своим произведением. Эта новелла интересна тем, что в ней реальные события искусно переплетаются с фантастическими.

10 . Беседа.

Чем эта новелла привлекает внимание читателя? (Необычностью событий, разворачивающихся на страницах произведения.)

Какое событие лежит в основе сюжета? (В местечковые Илль было найдено античную статую Венеры, которую поставили в парке господина Пейрорада.)

Что удивляло в статуи? («Презрение, насмешку, жестокость можно бы ло прочесть на э том невероятно прекрасном лице. Право же, чем больше всматривался я в э ту поразительную статую, тем сильнее испы ты вал мучительное чувство при мы сли, что такая дивная красота может сочетаться с такой полнейшей бессердечностью».)

Надпись была сделана на цоколе статуи? («Берегись той, которая любит».)

Событие должно было произойти в семье господина Пейрорада? (Его сын Альфонс должен был жениться. Это событие должно было произойти в пятницу. День выбрал отец жениха, поскольку пятница - день Венеры.)

Расскажите, как проходила церемония свадьбы.

Что удивляло рассказчика в этом действе? (Альфонс женился потому, что невеста богатая. Девушка была красивой, с чистой душой и не знала всех намерений жениха.)

Какая удивительная происшествие произошло в этот день? (Альфонс, играя в мяч, скинул старинное кольцо с бриллиантом и надел его на палец статуи. Вспомнил он о ней лишь во время церемонии. На палец невесты он надел другое кольцо. Когда юноша побежал в парк снять кольцо, ему это не удалось. Статуя не отдала ее.)

Как статуя Венеры наказала Альфонса? (Она пришла к нему ночью и убила жениха.)

Какое символическое значение имеет в новелле статуя Венеры? (Она становится символом красоты, которую осквернила низость и пошлость мещанского общества. Пейрорад-отец, педант, лишенный эстетического вкуса, исполненный высокой самооценки, провинциальный любитель старины, не способен понять красоту в искусстве. А его сын, распущенный, самовлюбленный буржуа, признает в жизни только одну ценность - деньги.)

Каково символическое значение финала? (Как известно, Венера - богиня любви. Альфонс опорочил это чувства, растоптал его, поэтому он и наказан. Трагический финал произведения воспринимается как месть статуи Венеры.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете слова эпиграфа?

Как они связаны с темой урока? (Для героев новелл П. Мериме главным всегда есть свобода и независимость, сила характера.)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к контрольной работе «Творчество М. Некрасова, А. Фета, В. Уитмена, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рэмбо».

Лучшие статьи по теме