Сайт про гаджеты, ПК, ОС. Понятные инструкции для всех
  • Главная
  • Планшеты
  • Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича. Тема великой отечественной войны в творчестве твардовского и шолохова Шолохов тема войны

Военная тема в творчестве шолохова михаила александровича. Тема великой отечественной войны в творчестве твардовского и шолохова Шолохов тема войны


Лауреат Нобелевской премии, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премии – Михаил Шолохов начал свой литературный путь в 1923 году. Он создал плеяду ярких, по праву занявших достойное место в мировой литературе произведений: «Судьба человека», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину» и, конечно же, «Тихий Дон». И творчество его неотступно шло за бурным, порожистым течением истории. Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – все эти темы вошли в шолоховское творчество как органические порывы его живого, ничего не упускающего ума, преломились через призму его таланта и жизненного опыта. В устах Шолохова эти темы естественны и обычны, как дыхание. Жизнь народа, судьбы людей – вот что волновало умы писателей всех поколений. И Михаил Александрович не мог остаться равнодушным к в происходившим в Отечестве событиям.


Как в своё время казачество разделилось на белых и красных, так и сейчас население Чеченской республики встало на две стороны: «федералов» и «моджахедов». А как же семьи? Кто- нибудь подумал о матерях, женах, детях? Как быть старикам, когда один брат – террорист, а другой – тот, кто разыскивает первого? История возвращается на круги свои.


Война – серьёзное испытание для всего государства. Будь то битва с иноземцами или гражданская война, тяжким бременем ложится она на плечи народа, оставляет неизгладимый след на судьбах поколений. Шолохов не понаслышке знал о войне. Еще будучи 15-тилетним юношей, он вступил в продотряд. А в годы Великой Отечественной ушел на фронт военкором. Его опыт, его воспоминания и ощущения особенно ярко проявились в «Судьбе человека».


Стиль Шолохова Социалистическим реализмом считают критики подход мастера к творчеству. Вот мнение шолоховеда М.Храпченко: «Шолохов – художник большой проницательности и высокой творческой принципиальности. Воплощение жизненной правды, какой бы трудной, жестокой она ни была, является для него постоянным и непреложным законом творчества. Шолохова отмечает подлинное бесстрашие в поисках истины. Он не только не уходит от тяжелых, трагических сторон жизни, но и настойчиво и пристально исследует их, ни в малейшей степени не теряя исторической перспективы, веры в человека, в его творческие, созидательные возможности.»


На мой взгляд, в описании войны Шолоховым нужно выделить три составляющие части: во-первых, пейзажи и детальные портреты, посредством которых автор передаёт атмосферу событий, действий, во- вторых, судьбы главных героев, а последнее – массовые сцены, где мы видим ужас и беспощадность войны.


«Мелеховский двор – на самом хуторе. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки» … - читаем мы в самом начале романа. Прекрасен и величав Дон-Батюшка. Несметные богатства хранит он в себе. По берегам растёт великолепнейшая зелень, словно просящая, чтобы казак- земплепашец «чёрной от работы, с расплющенными пальцами» рукою сорвал её. Манит Дон: «около затонувшего вяза, в рукастых оголённых ветвях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, поменьше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра».




* Образ Григория Мелехова нарисован крупнее других. С необычайным вниманием прослежены все извилины его сложного, противоречивого пути. О нём действительно не сразу скажешь, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго блуждал он на перепутьях истории, немало пролил людской крови…






«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголили пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки»…




Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд. А он смотрит на окружающий мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской», с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!»*


Важная черта шолоховского стиля – стойкая вера писателя в светлое будущее, в гуманность и справедливость народа. Оттого-то над Григорием и Мишуткой «сияет» холодное солнце. А вот слова Шолохова из рассказа «Судьба человека»: «Что ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина.» Да, в какие бы ужасные ситуации ни ставила человека война, он, по мнению писателя, сможет с достоинством их преодолеть.


Апогея кровопролитие достигает во время батальонных сцен. Ведь некоторые руководствуются высказанной однажды мыслью Чуботого: «Человека руби смело!..» Вероятнее всего, что ежедневное созерцание крови, насилия, жестокости даёт свои плоды – казаки (да и все, очутившиеся в этой «мясорубке») становится менее восприимчивыми к людским страданиям, сердцам огрубевают.




Античеловечность, противоестественность войны – вот то главное, что несут в себе произведения Шолохова. Сердечное «спасибо» ему за эти строки: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества». Он не просто хотел, он взлелеял в сердцах и умах поколений ту неписаную истину, что «жизнь есть самое ценное, имеющееся у человека». Наверно, в каждом из нас течёт эта правда благодаря стараниям Михаила Александровича Шолохова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект на конкурс: «Певец земли донской» Тема: Человек на войне в произведениях М. Шолохова. Муниципальное образовательное учреждение лицей «Политэк» Автор: Шепетина Ксения Юрьевна ученица 10 А класса. Адрес: пр-т Мира д. 31, кв. 135. Телефон: 89185377196 Руководитель: Миронова Елена Ивановна, Учитель русского языка и литературы. г. Волгодонск-2015

2 слайд

Описание слайда:

С историей надо обращаться осторожно, по правде исследовать и писать. М. Шолохов.

3 слайд

Описание слайда:

Содержание: 1. Введение 2. 2.1. М. Шолохов – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы 19 века. 2.2. Человек на войне в произведениях М. Шолохова - «Донские рассказы» - «Тихий Дон» - «Наука ненависти» - «Они сражались за Родину» - «Судьба человека» 2.3. Особенности гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в произведениях М. Шолохова 3. Вывод. 4. Использованные ресурсы.

4 слайд

Описание слайда:

Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова. Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов. Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.

5 слайд

Описание слайда:

Главное в этой летописи жизни – судьба народа. Шолохов учит понимать и ценить людей, знать их бытие, души, высокие стремления и неисчислимые страдания. Он стал примером поиска истины в ее главнейшем содержании – гуманистическом. Самым высоким определением писателя в устах В.Г. Белинского было – «адвокат человечества». Шолохов воспринял, продолжил, развил эту устремленность, благородный пафос деятелей эпохи Возрождения, Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького. Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды. И Шолохов близок нам теперь именно тем, что он был правдивым с начала творчества до конца. Это была его сознательная творческая установка, близкая той, которую определил для себя Л.Н. Толстой в конце рассказа «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Ф.Г. Бирюков

6 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из детей оставить жить («Семейный человек»), стоит ли спасать брата ценою жизни отца («Бахчевник»), убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых («Шибалково семя»). Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохова противопоставлен изуверству людей. Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Шибалково семя», сын отца и брата в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

7 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»). Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

8 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Трагедия Григория Мелехова. Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. На широком эпическом фоне движения народных масс в революции особым смыслом наполняются противоречивые искания и трагическая судьба Григория Мелехова, подлинно философская проблема взаимоотношения личности и народа, места личности в революционной борьбе. В его сложном пути с крутыми поворотами, с муками и сомнениями - не путь отщепенца, а путь самого народа. В Григории Мелехове сильнее, чем в других, воплотилась гуманистическая сущность, которая постоянно, на всем протяжении произведения, подвергается труднейшим испытаниям. Так, еще в самом начале войны с Германией Григорий глубоко, до боли переживает, что он убил человека. "Я, Петро, уморился душой," - говорит он брату. И далее: "Меня совесть убивает... Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой". Именно Григория так возмутило, когда казак Чубатый убил пленного. Человеческое начало не позволяет шолоховскому герою принять чью-то правду - правды он не находит ни у белых, ни у красных. И там, и здесь его отталкивает жестокость, бесчеловечность.

9 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Насилие рождает другое насилие. М. Шолохов раскрыл свой взгляд на историю, показал ее страшную правду, заглянул в глаза беспощадной истине: не было и не могло быть правых в той войне, было зло, братоубийство, утрата человеческого в людях. И всего этого не может принять душа Григория Мелехова. "...Людей стравили; и не попадайся! Хуже бирюков стал народ. Злоба кругом". Эти слова говорит шолоховский герой еще во время войны 1914 года. Но еще страшнее и лютее проявляется злоба во время гражданской войны. Эта война была страшна и тем, что она сделала врагами близких людей, породив недоверие друг к другу, вражду и ненависть. Сам Григорий Мелехов, бывший активным участником той войны, ощущает в себе это зло и глубоко его переживает. Бесконечным отчаянием наполнены его слова, когда он, пройдя такой трудный путь, сам себе признается: "Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал... В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе".

10 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. В конце произведения герой окончательно постигает, что нет той правды, которой стоит служить, жертвуя жизнью своей и других людей: "Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить... нехай оно все идет пропадом!". Знаменательно и то, что Григорий идет домой, в свой хутор, не дожидаясь обещанной амнистии. Он не сломался во всех испытаниях, его личность не разрушена. Он готов понести наказание – «согласен отсидеть за восстание», не ждет себе прощения. В его судьбе выразилась одна из самых значительных философских проблем бытия – проблема личности и истории, судьбы отдельного человека, семьи в переломный момент. Писатель сравнивает судьбу Григория с выжженной весенними пожарами, зловеще черной, мертвой, обуглившейся степью, вокруг которой «весело зеленеет молодая трава», ключом бьет жизнь. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория… Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Так, несмотря на желание многих видеть благополучный конец судьбы Григория Мелехова, Шолохов предпочел сказать читателю правду, как бы она горька ни была. И это судьба не только Григория Мелехова, это судьба народа.

11 слайд

Описание слайда:

Наука ненависти. Великий сын России М. Шолохов в годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В очерке «Наука ненависти» он раскрывает характер русского человека, проходившего в боях «науку ненависти». Рассказ о судьбе Герасимова начинается метафорой: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Могучий дуб, в который попал вражеский снаряд, весною ожил. Рано поседевший лейтенант Герасимов, глядя на него, улыбнулся «простой и милой, ребяческой улыбкой». Автор сравнивает своего героя с могучим дубом, обращает внимание на тесную связь русского человека с родной землёй. Лейтенант Герасимов надломлен страданиями в плену, но не сломлен морально. Его могучий дух помогает справиться с тяжкими испытаниями и трудностями. В самые суровые дни Великой Отечественной войны Шолохов утверждал: народ, проникнутый священной ненавистью к врагу и сыновней любовью к Родине, непобедим.

12 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. В романе «Они сражались за Родину» М. Шолохов обращается к самым горьким страницам истории Великой Отечественной войны – отступлению армии. Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!». И вместе с тем - о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти». Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества - М.: Воениздат, 1974. - С. 20..

13 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью... Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла...» Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове...

14 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. - «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых... Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

15 слайд

Описание слайда:

Судьба человека. «Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. М. Шолохов обращается к теме фашистского плена. Для того времени это была запретная тема. И писатель заставил читателя не жалеть своего героя, а восхищаться им. Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Это обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. В поединке с Мюллером перед лицом смерти он думает о том, как сохранить честь русского солдата: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова

Наименование секции/подсекции:
Жизнь и творчество М.А.Шолохова

Исследовательская работа

Тема: «Публицистика М.А.Шолохова 1941-1945 гг»

Руководитель:
Волченко Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1
Пролетарского района
г. Ростова-на-Дону

г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание

Введение
стр. 3

Глава 1.
Жизнь и творчество военного корреспондента
М.А. Шолохова в 1941-1945 гг.
1.2 Первый боезаряд – очерк «В казачьих колхозах»
1.3 «На пути к фронту!»
1.4 Заметка «Гнусность»

1.7 Очерк «Военнопленные»
1.8 «На юге»
1.9 «Письмо американскому народу»
1.11 Публикации победного мая

стр.4 стр. 4
стр. 7
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 16
стр. 16
стр. 17

Глава 2.

Выводы
стр. 19

Литература
6. Приложения

стр. 20
стр. 21

Введение

Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению, являлась сосредоточением величия защитников Отчизны, беспредельного мужества и преданности людей своей Родине. С первых дней Великой Отечественной войны жанры, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати. Многие советские писатели в годы Великой Отечественной войны стали военными корреспондентами и осваивали новые для них жанры военной публицистики.
Цель данной работы – исследование военной публицистики М.А. Шолохова и определение ее значимости для сегодняшних читателей. Отсюда следуют задачи:
Изучить биографию писателя военных лет.
Прочитать и проанализировать публицистические произведения М.А.Шолохова 1941-1945 гг.
Произвести анкетирование старшеклассников и взрослых на тему «Военная публицистика М.А.Шолохова»
Предмет исследования – военная публицистика М.А.Шолохова 1941-
1945 гг.
Методы исследования: изучение литературных, литературоведческих и биографических источников, краеведческих материалов, анкетирование старшеклассников и респондентов более старшего возраста по данной проблеме, работа со статистическими данными.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение литературы периода Великой Отечественной Войны напоминает о тех героических подвигах, которые были совершены для победы и нашего благополучного будущего. Произведения очевидцев событий, военных журналистов, поднимали и поднимают патриотический дух читателя любого возраста. Сегодня же произведения, созданные очевидцами и участниками Великой Отечественной войны, незаслуженно отодвигаются на второй план современными авторами, которые в своем подавляющем большинстве знают о войне понаслышке. Между тем военная публицистика нашего земляка М. Шолохова 1941-1945 гг. обладает мощным воспитательным потенциалом патриотизма у современного молодого читателя.

Глава 1
Жизнь и творчество М. А. Шолохова в 1941-1945гг.
Еще до войны нашим земляком, писателем Михаилом Александровичем Шолоховым было создано немало талантливых произведений: сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", две книги эпопеи "Тихий Дон", роман "Поднятая целина». Все они стали событиями в литературной жизни страны.
22 июня 1941г Советский Союз вступил в смертельную схватку с германским фашизмом. Уже на второй день войны Михаил Александрович Шолохов переводит в фонд обороны СССР Государственную премию, полученную им за роман «Тихий Дон» и посылает Наркому телеграмму, в которой сообщает о своей готовности «встать в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину». Полковой комиссар Шолохов с июля 1941 г. участвует в Великой Отечественной Войне в качестве военного корреспондента Совинформбюро, «Правды» и «Красной звезды». 26 июня газета «Правда» публикует заметку «Митинг в станице Вешенской». В ней говорится, что «с теплой напутственной речью обратился к казакам депутат Верховного Совета СССР, писатель-академик М. Шолохов.»
Главный редактор военной газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг затребовал Шолохова к себе в редакцию специальным корреспондентом. Он подбирал литотряд большой стратегической мощи: Алексей Толстой, Андрей Платонов, Александр Фадеев, Константин Симонов, Илья Эренбург Шолохову вручили удостоверение с красными, как тогда говорили, корочками. На развороте, кроме фотографии и печати, значилось: «Центральный орган Наркомата обороны СССР „Красная звезда“. Удостоверение № 158. Предъявитель сего Полковник Шолохов Михаил Александрович является спец. корреспондентом газеты „Красная звезда“» .
4 июля на страницах «Правды» напечатан большой очерк «На Дону».

1.1 Первый военный очерк М.А. Шолохова «На Дону»

Главная мысль этого публицистического произведения - Дон готов сражаться с врагом! Очерк « На Дону» играет важную роль в творчестве М.А. Шолохова военного периода, потому что читатели горячо откликнулись на эту оперативную и оптимистическую публикацию. Шолохов доходчиво и безыскусно пишет о том, как встретили простые советские люди известие о войне, как вскипал их благородный гнев: «Великое горе будет тому, кто разбудил эту ненависть и холодную ярость народного гнева». Большую силу этому очерку придают взволнованные слова об Отчизне, о двух чувствах донского казачества: о любви к Родине и ненависти к фашистским захватчикам. Любовь, как философски отмечает Шолохов, будет жить вечно, а ненависть пусть поживет до окончательного разгрома врагов.
Очерк «На Дону» позже вышел брошюрой в Пятигорске и Ростове-на-Дону. Он стал ценным достоянием очерковой литературы ХХ века. В нем писатель осмыслил как историческое событие первый месяц войны, период отступлений, не показал паники и страха, а внушал читателям веру в неизбежность победы и оптимизм.
Очерк «На Дону» глубоко эмоционален и гуманистичен, поэтому « На Дону» часто считают своеобразным подступом Шолохова к крупным прозаическим произведениям о войне.
Очерк описывает подлинные события, имена, соотносит героев материала с суровой реальностью. Это свидетельствует о небывалом контакте военного корреспондента, публициста, писателя с читателями и с теми, кто становится героем его очерка. Военная публицистика Шолохова, от самого первого очерка до последних его статей в «Правде» 1945 г., отличалась высокой правдивостью и естественностью повествования.
Шолохов работает как художник – крупными уверенными мазками создает портреты мирных колхозников-казаков: тут «медвежковатый Федя» и его смуглая жена, тут бывший батареец, красный партизан Земляков Яков, «немолодой, со впалыми щеками, колхозник Кузнецов», рассказывающий об издевательствах, которые он перенес в германском плену О героях сказано очень немного, скупо, но порой лишь через одну деталь видится целая человеческая судьба.
Вот, например, не названный по имени пожилой всадник, который пробравшись сквозь «зеленый разлив» озимой пшеницы, дает клятву рубить врага «до самых узелков, какие им, сукиным сынам, повитухи завязывали!». Шолохов выпытывает у него, что поговаривают казаки насчет войны. Всадник обстоятельно докладывает о том, что казаки «сроду затишку не искали и ухоронов не хотели». А на эту войну «пойдут охотой» - на нашу землю посягнул опасный и сильный враг. Через диалог, через откровенный разговор с реальным человеком раскрывается образ и характер казака работящего, с гордостью говорящего о славе казачества, отличавшегося не только трудолюбием, но и смелостью, мужеством. Он рассказывает Шолохову, что «двух георгиев и три медали заслужил». Как известно, георгий (георгиевский крест) – «наградной знак к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для нижних чинов с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за выдающуюся храбрость, проявленную в бою против неприятеля». Значит, этот герой шолоховского очерка – настоящий герой I мировой войны, пользующийся заслуженным уважением казаков. Так, через деталь Шолохов дорисовывает нелегкую судьбу своего героя, готового теперь биться и с фашистом.
Особую характеристику героям всех очерков Шолохова придает речь персонажей. Герои очерка не только широко используют пословицы и поговорки, но и особые, казачьи слова, точные, меткие, образные. («Ежели понадобимся Красной Армии скорее – готовы хоть зараз», «что это есть за Гитлер, за такая вредная насекомая, что он на всех насыкается и всем покою не дает?» и др.). Кроме того, в шолоховской публицистике военных лет возрождается интонация, которая сглаживает границы между книжными и разговорными словами. («Я, конечно, извиняюсь, граждане. Но здоровье мое они всё до дна выпили И, ежели придется воевать, солдатов ихних я, может быть, и буду брать в плен, а офицеров не могу. Не могу – и все! Самое страшное я перенес там от ихних господ офицеров. Так что тут уж извиняйте»)
Еще одной особенностью Шолохова-публициста является умение слушать людей, не мешать им говорить. В очерке автора как корреспондента практически не слышно, за исключением последних абзацев. Это писательская манера позволила Шолохову достигнуть максимальной достоверности и простоты в повествовании. Этой же цели служит и свободная композиция очерка, которая помогла автору показать широкую картину событий в тылу. Шолохов воплотил свою журналистскую задачу - очерк служит делу воспитания ненависти к врагу, разрушившего мирную жизнь простых людей, и чувства патриотизма, верности Отчизне.
Неоднократно отмечалась и такая характеристика данного очерка, как проведение исторических параллелей. Свежа память казаков о германской войне, помнят они и другие героические страницы русской истории, видят в них яркий пример для советских воинов, вступивших в борьбу с фашизмом. Автор – патриот, очевидец событий, прозорливо обобщает: « Великая в народе злость против этого Гитлера».
Однако, как уже отмечалось выше, в очерке сильны оптимистические ноты. Символом мирной жизни, которую никогда и ничем не прервать, становится «раскрасавица» рожь, уродившаяся на славу. Поэтому несколько раз взгляд писателя и, конечно, читателя падает на доцветающую озимую пшеницу - густую, сочно - зеленую, стоящую стеной, «как молодой камыш».
Такими же символами мирной жизни и надежды на будущее становятся и бегущие, «взявшись за руки, двое ребят в возрасте семи – десяти лет», и мирно пасущийся на лугу конь. Показывая, как вступают в ряды Красной Армии простые казаки-хлеборобы, Шолохов подходит к философским размышлениям о ценности человеческой жизни, о войне и мире, о добре и зле, об уроках истории, стремится осмыслить происходящее, хотя идут лишь первые дни войны.

1.2 Первый боезаряд очерк «В казачьих колхозах»
31 июля 1941 в «Красной звезде» появляется очерк «В казачьих колхозах». Исследователь жизни и творчества Шолохова В.О.Осипов назвал эту публикацию «первым боезарядом», т.к. в ней было реализовано первое задание редактора «Красной звезды» - написать что-нибудь о настроениях казаков.
На первый взгляд, это обычная корреспонденция о трудовых буднях колхозников, о борьбе за урожай: «На бескрайних донских полях уборка хлебов в разгаре. Грохочут гусеничные тракторы, над сцепами комбайнов синий дымок смешивается с белесой ржаной пылью, стрекочут лобогрейки, подминая крыльями высокую густую рожь На соседнем участке колхоза «Большевистский путь» работает комбайн комбайнера Зеленкова Петра. Первый же убранный гектар ржи дал 28 центнеров бункерного веса, и это при сравнительно малой влажности зерна и ничтожном проценте сорности. Местами урожай достигает 30–35 центнеров с гектара». Но автор прерывает сам себя: «на всем лежит строгая печать войны: по-иному, стремительно и напряженно, работают люди и машины, на станичных площадях у коновязей ржут пригнанные из табунов золотисто-рыжие донские кони, загорелые молодые всадники в выцветших кавалерийских фуражках едут на призывные пункты, и, разогнув спину, женщины-сноповязальщицы долго машут им руками, кричат: «Счастливо возвернуться, казаки! Бейте гадов досмерти! Буденному низкий поклон с Дону!» Красной Армии все нужно. И все для армии делается. И все помыслы там, на фронте. И одно желание у всех в сердцах: поскорее переломить хребет проклятой фашистской гадюке!» . Мирное название очерка контрастирует с суровой реальностью – сейчас даже мирный труд призван служить делу борьбы с германским фашизмом.
В уже знакомой нам по очерку «На Дону» манере Шолохов дает портреты-судьбы казаков и казачек. Радуется богатому урожаю пожилой колхозник-казак, разминающий в ладонях пшеничный колос. Смуглому от солнца и пыли комбайнеру Зеленкову и его бойкой жене Марине, в прошлом году заработавшей больше, чем муж, некогда тратить горячее время на разговоры. «Колхозник Солдатов Василий, из колхоза имени 26 бакинских комиссаров, вдвое перевыполнив норму на скирдовании, спустившись со скирда и выжимая мокрую от пота рубаху, говорит: «Враг у нас жестокий и упорный, поэтому и мы работаем жестоко и упорно. А норма, что ж Норму надо тут перевыполнять, а вот пойдем на фронт, там уж будем бить врагов без нормы». . С уборкой «поспешают», потому что не сегодня-завтра ждут молодые, сильные казаки, что их заберут на фронт. Обижаются, что кого-то берут, а кого-то пока оставляют в тылу. Автору и читателю понятно их « желание – идти и разить одуревшего от крови и дешевых успехов врага. Это – желание молодых казаков Дона, вчерашних и завтрашних бойцов великой Красной Армии. Это – желание тех, чьи предки на протяжении веков кровью своей поливали границы родины, отстаивая ее от многочисленных врагов.»
В этом очерке Шолохов вновь проводит исторические параллели, вспоминая I мировую войну и Отечественную войну 1812 г. В уста 83-летнего старика Евлантьева Исая Марковича вложил Шолохов историческое предание о том, как Наполеон на Россию войной ходил. Обманула «глупая звезда» Наполеона, обманет она и «этого германского начальника», уверен старый казак, не было удачи одному, будет «неповадно» и Гитлеру. Этим преданием Шолохов заканчивает повествование, не давая ни единого комментария, справедливо полагая, что они тут излишни.
В очерке «В казачьих колхозах» ярче виден шолоховский стиль повествования, знакомый нам по его «Донским рассказам», «Поднятой целине» или «Тихому Дону», например: «Темная июльская ночь. Падучие звезды на черном небе. И тихий старческий голос». .
В этом же очерке усиливает пропагандистское звучание. Даже казаки дают пламенные клятвы-призывы: «Работать надо так, чтобы суставчики похрустывали, а горючее всеми средствами надо беречь и в Красную Армию отсылать. Там оно нужнее, и там его так произведут в дело, что у фашистов суставы и хрустеть будут и наизнанку выворачиваться» или «Пропишите через «Красную звезду» моим ребятам и всем бойцам, какие на фронте, что тыл не подкачает! Пущай они там не дают спуску этим фашистам, пущай вгоняют их в гроб, чтоб наша земля стала им темной могилой!» .
23 августа военному журналисту Шолохову был дан приказ отправиться на Западный фронт, в 19-ю армию генерала Ивана Степановича Конева, который позже станет маршалом. Встретились не просто писатель и командарм, а земляки, т.к. Конев до войны пребывал на командной должности в Северо-Кавказском военном округе и жил в Ростове. Шолохов пробыл в этой армии до октября вместе с Александром Фадеевым и Евгением Петровым, соавтором Ильи Ильфа по знаменитым сатирическим романам «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Петров писал о Шолохове: «Это редчайший художник. Подметит деталь, как никто другой, скажет одно только слово и возникает целая картина». Возможно, такие детали он приметил в шолоховском очерке «По пути к фронту!», который рождался в эту самую поездку. . По результатам поездки в 19-ую армию Конева Шолохов создал несколько очерков: «Первые встречи», « Люди Красной Армии» и др.

1.3 Очерк «На пути к фронту!»
Данный очерк является сегодня поистине библиографической редкостью. , не печатался во многих прижизненных собраниях сочинений Шолохова. Внимательный читатель может обнаружить в нем переклички с отдельными мотивами «Тихого Дона» и еще не написанным к тому времени «Они сражались за Родину», что, собственно, и неудивительно. В.О.Осипов отмечает также обращение Шолохова к толстовской манере из «Войны и мира» .
В Совинформбюро этот очерк поступил 17 сентября, через две недели после возвращения Шолохова в Москву. В этой публикации Шолохов вновь предстает перед нами художником, умело подбирающим яркие краски для рассказа о войне. Им выбраны черный (черные, обгорелые стены жилищ, выгоревшие дотла села), желтый (кошка, как желтая молния, золотой подсолнух) и красный (красные гроздья рябин, флажки регулировщиков, груды кирпича на месте домов). Краски тревожные, резко контрастные. Автор впервые пишет о том, что остается там, где побывал фашист: «Земля обезображена воронками от снарядов, мин, авиабомб. Воронок этих множество. Все чаще попадаются пока еще не прибранные трупы людей и лошадей. Сладковато-приторный трупный запах все чаще заставляет задерживать дыхание.»
От предшествующих очерков эту публикацию отличает практически полное отсутствие диалогов. Находясь на территории, только освобожденной от врага, автор будто в молчании наблюдает за всем, боясь растерять мельчайшие свидетельства безжалостности фашистов. Интересно и то, что сиротство истерзанной смоленской земли он показывает через образы животных и птиц: мирно умывающейся лапкой кошки на пепелище; двух одичавших кур, которые представляются автору двумя вдовами, оставшимися «без своего петуха и подружек»; голубей, вьющихся над развалинами колокольни; униженно виляющей хвостом небольшой собачонки; молчаливых и жалких воробьев над сожженным селом
Также неприкаянно себя чувствуют женщины и дети, жители сожженного села. Однако они верят в силу Красной Армии. Символом веры народа в победу становится «единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотистыми лепестками Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти».
Голос автора в этом очерке звучит задумчиво, даже несколько отстраненно, хотя чувствуется его закипающий гнев: «Какой же тупой, дьявольской ненавистью ко всему живому надо обладать, чтобы стирать с лица земли мирные города и деревни, без смысла, без цели подвергать все разрушению и огню».
За короткое время Шолохов печатает около 10 очерков и статей, больше, чем за семь довоенных лет. Он очень продуктивен, хотя сам считает, что работа газетного корреспондента в годы Отечественной войны давалась ему трудно: «По характеру не могу я скоро писать. Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы, нет оперативности, что так необходимо для мобильной газетной работы»
В августе-сентябре он выезжает на Смоленское направление Западного фронта, в 16-ую и 19-ую армии. Газета «Красная Звезда» публикует его статьи «На Смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные» и другие.

1.4 Заметка «Гнусность»
Заметка «Гнусность» появилась в «Красной звезде» 29 августа и была перепечатана через неделю «Правдой».
Об истории создания заметки рассказывает редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг: «Как раз вскоре после возвращения Шолохова с Западного фронта мы (редакция «Красной звезды») получили сообщение о новом подлом злодеянии гитлеровских вояк. На Смоленском направлении, близ Ельни, разгорелся ожесточенный бой. Когда наша часть перешла в наступление, немцы выгнали женщин и детей из сел и заслонили ими свои окопы, продолжая вести огонь. Мы показали Шолохову это сообщение. Я увидел, как запылало его лицо, помню его гневный голос: "Гнусность!" Слово Шолохова, понимали мы, было тогда особенно важно, и я тут же попросил его написать об изуверстве фашистских захватчиков. Невелика была эта заметка, которую он так и назвал - "Гнусность", но какой внутренней силой она дышала!»
В этой небольшой публикации ярко проявляется такое яркое качество Шолохова как причастность. Он был личностью в высокой степени социально активной. Шолохов не наблюдал жизнь, не свидетельствовал о ней, он был ее участником, действую щим лицом.
В корреспонденции «Гнусность» Шолохов с убийственной убе-дительностью показывает омерзительное и страшное обличье оболваненных геббельсовской пропагандой немецких вояк, устроивших во время боя подЕльней живой щит из мирных женщин и детей. «Не знаю, как на языке Геббельса будет называться то, что произошло под Ельней, – военной сметкой ли, проявлением ли немецкой находчивости, – но на языках всех цивилизованных народов мира такой поступок, бесчестящий солдата, всегда назывался и будет называться гнусностью.» Поэтому в заметке «Гнусность» автор дает клятву от лица всех советских людей: «Народы Советского Союза и Красная Армия ведут счет злодеяниям немецких фашистов. И ответ будет один: большой кровью заплатят они за пролитую кровь наших людей и кровью же будут расплачиваться за собственное бесчестье.»

1.5 Статья «На Смоленском направлении»
О том, каким был Шолохов военным корреспондентом, вспоминал П.Луговой: «Беседовал с военнопленными немцами, ездил на передовую. В этих поездках Шолохов простыл, заболел и был помещен в госпиталь. Откуда скоро вернулся, заявив, что, когда идет война, ему нужно работать».
После заметки «Гнусность» Шолохов все внимательнее вглядывается в лица пленных фашистских солдат, словно пытаясь понять, что движет ими, что является причиной зверств захватчиков на нашей земле, осталось ли в них что-либо человеческое.
В маленькой статье «На Смоленском направлении» писатель рисует портрет гитлеровского солдата. Уже в 1941 г. Шолохов прозорливо увидел «первые признаки начинающегося разложения части гитлеровской армии: недовольство офицерским составом, отсиживающимся в тылу, сознание полной бесперспективности войны с Советским Союзом, недоверие к авантюристической политике гитлеровской клики.»
Обер-ефрейтор «Вернер Гольдкамп попал в плен сегодня утром. Он участвовал в захвате Польши, Франции и с начала военных действий находится на Восточном фронте. Последние трое суток он не ел и не умывался, лицо и одежда его в грязи, серо-зеленый мундир изрядно потрепан, сапоги залатаны». Плененный враг не жалок, не унижается, глаза его смотрят ненавидяще. Но говорит он важные слова: «больше войны не хочу!» Вторит ему и другой пленный «нельзя воевать. Сдадимся!»
Автор не допрашивает пленного, он просто хочет узнать «что он собой представлял в прошлом, как ему воевалось на нашей земле» Удивительно, что это стремление того же Шолохова, который и в очерке «На Дону», и в заметке «Гнусность» взывал к справедливому мщению за злодеяния фашистов, к благородной ненависти к врагам. В этом писательском стремлении увидеть в кровном враге человека и понять его видно истинное величие души русского человека – сильного, благородного, великодушного.

1.6 Очерки «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»
Очерки «По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армию» интересны во многих отношениях. Во-первых, эти три очерка были написаны для зарубежной печати. Во-вторых, они долгое время не входили в собрания сочинений Шолохова. А между тем, именно в этих очерках создаются интересные образы воинов Красной Армии, войной оторванных от мирной жизни. Именно в этих очерках виден Шолохов-писатель, классик советской литературы. В этих, еще в сущности беглых зарисовках появляются меткие детали и наблюдения, которые писатель позже развернет в законченные художественные образы.
Опубликованные очерки отражают боевые действия, связанные с заключительным этапом Смоленского сражения, главным итогом которого был провал попытки фашистского командования с ходу прорваться к Москве. В этих фронтовых очерках Шолохов передает атмосферу этих дней, когда советские войска в ходе наступательных операций приобретали боевой опыт, который сыграл решающую роль в разгоревшейся вскоре битве за Москву. Шолохов описывает фронтовые будни, жизнь воюющей армии. Впервые мы читаем кое-что и о том, как жилось самому Шолохову: «Для ночлега трем моим товарищам и мне отвели небольшую палатку, старательно замаскированную молодыми деревцами осины. Еловые ветви на земле, покрытые плащом, служили нам постелью. Укрывшись шинелями и тесно прижавшись друг к другу, чтобы было теплее, мы уснули. В одиннадцать часов подо мною дрогнула земля, и сквозь сон я услышал тяжкий гул разрыва»
Но особенно привлекают писателя люди, с которыми ему довелось встретиться. В генерале Козлове, поваре Недзельском, артиллеристе Наумове, разведчике Белове писатель с глубокой симпатией отмечает черты умного героического народа, скромно творящего великое дело. Эти уже тогда подмеченные качества писатель полнее раскрыл в героях романа «Они сражались за Родину», рассказов «Наука ненависти» и «Судьба человека».
Очерк «Первые встречи» был отдан переводчику 22 сентября 1941 г., очерк «Люди Красной Армии» появился в печати 8 октября 1941 года. В нем Шолохов дает ряд интересных портретов офицеров Красной Армии. Например: «Вскоре приходит генерал Козлов. Пожилой, с седыми висками, неторопливый в движениях генерал - участник пяти войн. Он здоровается с нами, устало садится на скамью и, положив большие, мясистые руки на разостланную на столе карту, говорит:
Чаем вас угощали? Нет? Как же это так! Подайте нам чаю да поживее!
Крестьянин в прошлом, генерал с восемнадцати лет находится на военной службе. У него простое русское лицо, слегка приподнятый нос и насмешливо-умные голубые глаза.» И далее в рассказе автор еще не раз подчеркивает простоту генерала, его крестьянскую сметку, хозяйственность, основательность, уверенность в правоте и успешности своего солдатского дела.
Впрочем, все герои очерков «Первые встречи» и «Люди Красной Армии»- очень скромные люди. И повар Анатолий Недзельский, прерывающий приготовление обеда, чтобы вынести с поля боя раненого лейтенанта, и улыбчивый младший лейтенант Наумов, который утверждает, что он делает «то, что все делают», и лучший разведчик Белов с руками, покрытыми свежими и зарубцевавшимися ссадинами, и безымянный бледный красноармеец, бредущий в залитой кровью шинели на перевязочный пункт, и артиллерист Войцеховский, окруженный шестнадцатью танками и вызвавший огонь на себя, - все они убеждают читателя, что «какие бы тяжкие испытания ни пришлось перенести нашей Родине,- oнa непобедима. Непобедима потому, что на защиту ее встали миллионы простых, скромных и мужественных сынов, не щадящих в борьбе с коричневым врагом ни крови, ни самой жизни.»
И в конце очерка «Люди Красной Армии» снова этот пронзительный шолоховский штрих: «Мы идем по лесу. На земле лежат багряные листья -первые признаки наступающей осени. Они похожи на кровяные пятна, эти листья, и краснеют, как раны на земле моей Родины, оскверненной немецкими захватчиками.» Так в спокойную ткань повествования врывается голос Шолохова-публициста.

1.7 Очерк «Военнопленные»
Ноябрь 1941. В очерке «Военнопленные» писатель снова вглядывается в лица фашистов и замечает: «Чем скорее сознание тягчайшей ответственности и неизбежной расплаты придет к немецким солдатам, тем ближе будет победа демократии над взбесившимся нацизмом.»
Все больше в очерках Шолохова просматривается Шолохов-писатель. В этом очерке автор пытается посмотреть на войну глазами немецкого ефрейтора, только что пившего французское вино и горланившего похабные песенки на пыльных дорогах Белоруссии. Но чувствуется нарастающая тревога этого «культурного, порядочного человека», который не мог слышать криков насилуемой колхозницы и ушел со двора. Не получилось у немцев пройти Россию, «как нож проходит сквозь масло». . Ефрейтор Беркманн неумен, суетливо болтлив и отчаянно труслив, а когда он рассказывает все, что знал о расположении и численности своего батальона, штаба и о складе боеприпасов», Шолохова «тянет выйти на воздух» от презрения к этому грабителю и предателю. .
Образ второго военнопленного более страшен. Это «безнадежно развращенный гитлеровской пропагандой молодой мерзавец» с «глазами затравленного кровожадного хорька» и раздувающимися от слепой ненависти к нам ноздрями. Он уверен в непобедимости Германии, потому что так сказал фюрер, не знает и знать не хочет, кто такие Пушкин и Шекспир, жалеет, что «его военная карьера прервана». . Таких фашиствующих молодчиков, как ни тяжело это говорить, можно встретить сегодня в самой Германии, Прибалтике, западных областях Украины. И это ужасно!
Очерк заканчивается тяжелыми размышлениями пожилого немца: «Германии придется нести страшную расплату» Как отмечает В.О. Осипов, писатель «уловил в этом откровении рядового солдата нечто генеральное для своих обобщений. Очерк с пророческими словами, будто это не 1941 год, а 1945-й и наши войска уже под Берлином.» .
В середине декабря 1941 г. Шолохов получил задание перебираться на Юго-Западный фронт. Он соседствовал с Южным значит, родной Дон неподалеку. В январе 1942 г. Шолохов летит с фронта с очередного журналистского задания. После неудачного приземления военного самолета, груженного ящиками с боеприпасами, Шолохов получает серьезную контузию, смещены внутренние органы, а летчик погиб. В феврале 1942 г. опубликован очерк «На юге».

1.8 «На юге»
В очерке Шолохов вновь описывает зверства фашистов в донских хуторах и станицах. Ненависть к врагу и огромное желание покончить раз и навсегда с фашистами охватывало читателей военных газет после прочтения шолоховских публикаций. ». Да, Шолохов недолго был на Южном фронте, но родился пространный рассказ об увиденном и услышанном. Тут добрые строчки о шахтерах, которые трудятся ради победы под землей, гордо называя себя «хозяева Донбасса» Тут и гневное слово об оккупантах немцах, итальянцах, румынах, венграх и финнах. И вывод автора не скрывает суровой правды: «Враги еще дерутся с ожесточением, поговаривают даже о весеннем наступлении» Тут звучат, как нельзя кстати вспомнившиеся строки Пушкина из «Братьев- разбойников»:
Опасность, кровь, разврат, обман Суть узы страшного семейства;Тот их, кто с каменной душойПрошел все степени злодейства;Кто режет хладною рукойВдовицу с бедной сиротой,Кому смешно детей стенанье,Кто не прощает, не щадит,Кого убийство веселит,Как юношу любви свиданье.
Это о них, захватчиках Их не жаль. Рисуя их внешний облик, Шолохов мельком отмечает: «Обросшие лица их грязны и скучны, в глазах – грусть почти такая же, как у людей». Вот в чем разгадка преступлений фашистов! Они не люди, они нелюди! Насилующие, грабящие, стреляющие в детей, стаскивающие даже со стариков «обувку и одежку», режущие скотину, шарящие по кладовкам и сундукам «Какая же это армия, когда они все как будто из одной тюрьмы выпущенные? – размышляет старик-колхозник Колесниченко, «недавно вырвавшийся из фашистского плена». – «Нету у них никакой идеи.Что означает идея? Это, милый человек, означает такое дело, от какого происходит народу одна пользаГрабеж, он так и называется грабежом» . И пушкинские строки о разбойниках кажутся слишком мягкими, деликатными, когда читаешь о злодеяниях головорезов-фашистов.
Но Шолохов видит изменения в настроении ожесточенно сражающихся вражеских частей: «Под сокрушительными ударами Красной Армии полиняли они и полиняли безнадежно».
После лечения в госпитале Шолохов в конце мая 1942 года приехал из-за Волги вместе с семьей в станицу Вешенскую к матери. 8 июля фашистская авиация первый раз бомбила Вешенскую. Шолохов эвакуирует семью в Николаевск на Волгу. Мать покидать дом отказывается. При очередном налете одна из бомб попала во двор Шолоховых. Мать погибла от осколков. Шолохов возвращается, чтобы ее похоронить
Материалов в корреспондентских блокнотах у Шолохова накопилось немало, но писатель прерывается на создание прозаических произведений: создаются рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину». Лишь летом 1943 года Шолохов обратился с «Письмом к американским друзьям», в котором от имени граждан союзной страны предлагал дружбу, призывал к борьбе с фашистами, указывал на возможные последствия медлительности и колебаний союзников.

1.9 «Письмо к американским друзьям»
Это письмо было написано по просьбе Всесоюзного общество культурной связи с заграницей. «В судьбу каждого из нас, писал Шолохов, война вошла всей тяжестью, какую несет с собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую... Надо помнить, что огромные пространства нашей земли, сотни тысяч наших людей, захвачены врагом, самым жестоким из тех, что знала история.Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора моих земляков - героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней. Все это принесли в нашу страну гитлеровцы по приказу своего одержимого манией крови вождя. Страна превратилась в единый могучий монолит. Фронт и тыл стали неразрывным целым: красноармейцы и партизаны, рядовые и командиры, инженеры и рабочие, женщины и старики, дети и инвалиды – все вносили свой посильный вклад в разгром ненавистного врага, в защиту любимой Родины. Такого всенародного самопожертвования никогда еще не знала отечественная и мировая история». Далее Шолохов прямо призывает союзников вступить в бой, не колебаться более, открыть второй фронт, иначе война «возьмет втрое больше». Слово Шолохова-публициста звучит призывно, недвусмысленно, честно.
И снова надолго, до февраля 1945 г., замолкает Шолохов. Как корреспондент он бывает на Дону, на Сталинградском, Западном и 3-ем Белорусском фронтах, видит могучий прорыв советских войск в Восточную Пруссию, у Эйдкунена, но почему нет его публицистических произведений – загадка и для многих шолоховедов.

1.10 Статьи об Алексее Толстом
Смерти Алексея Толстого в 1945 г. Шолохов посвятил 2 статьи – «Могучий художник», 25 февраля, и «Из речи на похоронах А.Н.Толстого», 28 февраля. Отдавая должное таланту писателя «большой русской души», Шолохов высоко оценивает публицистические статьи Толстого в дни Великой Отечественной войны: «Толстой-писатель, пламенно любивший родину и всем сердцем ненавидевший фашизм, заговорил гневным языком трибуна, и к голосу его с напряженным и пытливым вниманием прислушивались бойцы на фронте и те, кто в тылу помогал Красной Армии добывать победу. В тяжелые для родины дни, когда гитлеровцы рвались к Москве, Толстой, верный сын разгневанной России, исполненный глубокой веры в свой народ, воскрешал перед советскими людьми историческую славу русского прошлого, заветы наших великих предков. «Сдюжим!» звучало в его статьях.» Болью и грустью проникнуты строки расставания со старшим товарищем по перу, слово которого так было важно для советского народа в эти грозные дни. Неудивительно, что каждый читатель после этих статей Шолохова хочет прочитать военные публикации А.Толстого.

1.11 Публикации победного мая
На окончание войны появилось два отклика Шолохова. Первое совсем короткое, всего в 24 словах: «Гордость за родную Красную Армию, за наш великий народ, любовь, наша глубочайшая признательность великому Сталину вот чувства, неразделимо владеющие нашими сердцами в День Победы». По-шолоховски немногословно. И сколь бы ни был ликующим порыв, но соблюдена четкая расстановка понятий: сначала армия и народ, только потом Сталин.
«Если в мировой истории не было войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941-1945 годов, то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армии-победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия», - писал М. А. Шолохов в статье «Победа, которой не знала история» 13 мая 1945.
Война закончилась, но она не закончилась в судьбе писателя. До последних дней жизни М.А. Шолохов оставался верен любимым героям и темам. Значимость темы Великой Отечественной войны для М.А. Шолохова подтверждают современники, люди, много лет проработавшие с писателем. Читаем в воспоминаниях крупнейшего шолоховеда В.О. Осипова: «Память о войне не отпускала Михаила Александровича Шолохова до смерти. Я тому свидетель Незадолго до кончины он попросит жену поставить пластинку с песней «В лесу прифронтовом». И когда услышал «И что положено кому, пусть каждый совершит!», проговорил: «Да, правильно, вот так». Отмечу: Армия чтила классика до последнего. Вешенская – 23 февраля 1984 года. И везли гроб на артиллерийском лафете, и когда опускали его в родную по-над тихим Доном землю, раздались оружейные залпы».
Так хоронили великого писателя земли русской, сражавшегося за Родину и оставившего богатое наследие военной высоко патриотичной публицистики.

Исследование «Военная публицистика М.А.Шолохова»

Произведения М.А.Шолохова – рассказы «Нахаленок» и «Судьба человека», роман «Тихий Дон» - изучаются в школе. С целью изучения знаний о творчестве нашего земляка и, в частности, о военной публицистике М.А.Шолохова нами были составлены вопросы (см. приложение 1). Летом и осенью 2013 г. учащимся 9-11 классов МБОУ СОШ № 1 и группе взрослых респондентов были предложены анкеты. В результате опроса нами были составлены таблицы. (см. приложение 2)
Итак, опрошены 74 учащихся 15-18 лет одного образовательного учреждения и 26 человек разных возрастных категорий. Знают донского писателя М.А. Шолохова и могут назвать его произведения 100 % опрашиваемых. 50% из них вспомнили роман Шолохова «Тихий Дон», и только 38% читали это произведение. 24% назвали также произведение «Судьба человека», 17% из них читали его. 20% назвали роман «Они сражались за Родину», 8% респондентов роман читали. Сборник «Донские рассказы» знают и читали, к большому сожалению, 5% опрашиваемых.
12 %, т.е. только каждый восьмой из опрошенных, назвал военные очерки Шолохова «На Дону», «На Юге», «Наука ненависти» (подавляющее большинство литературоведов относят последнее произведение к советской военной прозе), «На Смоленском направлении».(см. приложение 3) Знание тем публицистических произведений свелось к военным очеркам и статьям. Никто из респондентов не сказал, что читал военные очерки и статьи Шолохова. Среди газет, в которых сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг, одной третью респондентов были названы «Правда», «Красная звезда». (см. приложение 4)
В процессе исследования нами было установлено, что произведения нашего земляка, великого писателя М.А. Шолохова, старшеклассники знают слабо. Незначительное количество респондентов знает о творчестве писателя в качестве военного корреспондента, могут назвать его очерки и статьи 1941-1945 гг., не читали их.
Следовательно, воспитательный потенциал произведений Шолохова, в частности его военной публицистики, используется слабо.

В публикациях военных лет Шолохов правдиво, без прикрас нарисовал
картины народной войны, фронтовые будни, тяжелые и страшные. Это была память сердца о драматических событиях и судьбах рядовых участников войныХарактеры героев индивидуализированы, полнокровны. Это разные по
силе духа и волевым качествам люди, но объединяет их высокий патриотический порыв. Фронтовые будни раскрывают суть, стержень каждого характера.
Анализируя публицистику периода Великой Отечественной войны, необходимо учитывать ее значительную роль в творчестве М.А. Шолохова. Его произведения о войне во многом определили пути дальнейшего развития отечественной эпической прозы и публицистики.
Публицистика Шолохова военных лет носит не только исторический, краеведческий и литературоведческий характер, но и является высоко патриотичной по содержанию и мощной по воспитательному воздействию на читателя. Кроме того, творчество Шолохова в целом способствует воспитанию читателей в духе любви и преданности своей Отчизне.
Таким образом, следует активнее включать старшеклассников в ознакомление с творчеством писателя М.А. Шолохова, знакомить с его произведениями, не входящими в школьную программу, привлекать к изучению военной публицистики Шолохова, которая учит юных читателей любви к Родине, к родному краю. С целью расширения знаний о Шолохове и привития интереса к краеведческой литературе следует также совершить путешествие в Шолоховский музей-заповедник в ст. Вешенской,

Литература

1. Агеносов В.В., Павловец Т.В. Русские писатели. XX век: Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2000.
2. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А.Шолохова – М.: Просвещение, 1989.
3. Бирюков Ф.Г. Мужество: Военная проза и публицистика М.А. Шолохова // Наши современники, 1980, № 5
4. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М., 1980.
5. Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов / В. Красовский и др.- М., 2003.
6. Дуров В. А. Орден св. Георгия // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: Просвещение, 1997.
7. Журналистика и медиаобразование-2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: БелГУ, 2007.
8. Литературное наследство. Том 78: Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Кн. 2 / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; [Ред. А.Н. Дубовиков и Н.А. Трифонов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Первые фронтовые очерки / Предисл. В.В. Гуры; Публ. Л.Р. Ланского. М.: Наука, 1966
9. Ортенберг Д.И. Время не властно... М., 1975.
10. Осипов В.О. Шолохов [Текст] / Осипов В.О. - М. : Молодая гвардия, 2005. - (Жизнь замечательных людей)
11. Палиевский П. Шолохов сегодня // Литература в школе, 2005, № 2
12. Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества – М.: Воениздат, 1974.
13. Писатели Дона [Текст] : Биобиблиографический сборник / сост. Г. Г. Тягленко. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1976. – 288 с.: ил. 14. Прийма, К. И. С веком наравне [Текст] : Статьи о творчестве М. А. Шолохова / К. И. Прийма. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1979.
15. Русская литература XX века. Большой учебный справочник / Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина и др.- М., 2001.
16. Сообщения Советского Информбюро 1941-1945. Публицистика и очерки военных лет. - М.,1982. Т.1-2.
17. Шолохов М.А. Собрание сочинений: В 8 томах. Том 8.: Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1960.

Приложения
Приложение 1

Вопросы анкеты «Военная публицистика М.А. Шолохова»

Какие произведения М.А. Шолохова вы знаете?

Какие произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы можете назвать?

Какие публицистические произведения М.А. Шолохова вы читали?

Какова тематика публицистических произведений М. А. Шолохова?

Приложение 2
Таблица 1
Участники опроса «Военная публицистика М.А.Шолохова»
среди школьников
класс
Кол-во классов в параллели
Кол-во опрошенных учеников

Итого
4
74

Таблица 2
Возрастные категории опрашиваемых

15-16
17
18
19-24
25-50

м
15
12
7
5
6

ж
19
14
11
7
6

Итого:
32
26
18
12
12

Приложение 3
Таблица 3
Какие публицистические произведения Шолохова вы можете назвать?

м
15
-
0

ж
19
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти»

Итого:
32

м
12
-
0

ж
14
«На Дону»

Итого:
28

м
12
«Наука ненависти»
1

ж
18
«На юге»,
«Наука ненависти»
2

Итого:
30

м
6
«На Дону»
1

ж
6
«На Дону», «На юге»,
«Наука ненависти», «На Смоленском направлении»
2

Итого:
12

Итого
100

Приложение 4
Таблица 4
В каких газетах сотрудничал Шолохов в 1941-1945 гг?

м
15
«Правда»
1

ж
19
«Правда»

Итого:
32

м
12
«Правда»
2

ж
14
«Правда»,
«Красная звезда»
6

Итого:
28

м
12
«Правда»,
«Красная звезда»
3

ж
18
«Правда» «Красная звезда»
5

Итого:
30

м
6
«Правда»,
«Красная звезда»
4

ж
6
«Правда» «Красная звезда»
6

Итого:
12

13PAGE \* MERGEFORMAT14515

13PAGE \* MERGEFORMAT142415

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Учебный предмет: литература и русский язык

Специальность: Сестринское дело

ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

Индивидуальный проект

Тема: «Военная тема в творчестве Шолохова Михаила Александровича »

Выполнила: студентка 1к. 2м/с

Якубова Алина Дмитриевна

Проверила: преподаватель литературы

И русского языка

Милых Татьяна Сергеевна

Дата «____»_______________2017г.

Оценка_____________________

Подпись_____________________

Курск-2017

Введение………………………………………………………………3-4

1. Основная часть……………………………………………………..5

1.1. Теоретическая часть………………………………………5-6

1.2. Практическая часть ………………………………………7-10

Заключение…………………………………………………………11

Список литературы …………………………………………………12

Приложения …………………………………………………………………………13-15

Введение

"...Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка
по ноздри и выше... "
"...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту
пустыми глазами и думаешь:
"За что же ты, жизнь, меня так покалечила?
За что так исказнила? "
Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном
солнышке…
Нету и не дождусь!.. "

М.А.Шолохов «Судьба человека».

Эпиграфом моего проекта стала цитата из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».В этой цитате есть большой смысл. В ней говорится о человеке с тяжелой судьбой.

Обоснование темы:

С момента начала Великой Отечественной войны прошло более 70 лет, но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей . Тема войны в русской литературе - это тема подвига русского человека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту тему, мне особенно близки произведения Шолохова Михаила Александровича, такие рассказы как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Слово о Родине». Герои его книг - люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину.

Актуальность темы:

Изучить особенности написания военного произведения М.А.Шолохова и их значение в литературе.

Объект исследования:

Объектом моего исследования является военная тема в рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохова.

Предмет исследования :

Военная тема в творчестве Михаила Александровича Шолохова.

Цель исследования :

Показать вклад военного творчества Михаила Александровича Шолохова.

Задачи исследования:

Изучить биографию Михаила Александровича Шолохова;

Выбрать один из рассказов Михаила Александровича Шолохова и проанализировать его;

Показать значимость военного творчества в литературе.

Теоретическая часть

Творческий и жизненный путь М.А.Шолохова.

11 июня (24 мая) 1905 года у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. Мать – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы.

В годы Первой мировой, гражданской войны (1914 – 1918)Шолохов учился в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Карагинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения.

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.

Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой

Рассказ «Судьба человека», затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который «и в плену, и в потемках свое великое дело делал»; «худенький такой, курносенький парнишка», взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.

Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.

Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…». Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

Лучшие статьи по теме